это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3835181
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc98273403 \h 31 Теоретические основы эстетического воспитания PAGEREF _Toc98273404 \h 51.1 Понятие эстетического воспитания PAGEREF _Toc98273405 \h 51.2 Методология и средства эстетического воспитания PAGEREF _Toc98273406 \h 101.3 Особенности эстетического воспитания PAGEREF _Toc98273407 \h 132 Эстетического воспитания средствами физической культуры PAGEREF _Toc98273408 \h 172.1 Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим PAGEREF _Toc98273409 \h 172.2 Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание PAGEREF _Toc98273410 \h 202.3 Методика использования средств эстетического воспитания на занятиях по физической культуре PAGEREF _Toc98273411 \h 23Заключение PAGEREF _Toc98273412 \h 29Список использованных источников PAGEREF _Toc98273413 \h 31ВведениеВ сфере общего образования эстетическое воспитание играет большое значение. Учитель физической культуры, воздействуя на развитие посредством физического воспитания, закладывает базу для всестороннего развития физических и духовных способностей. Занятия физической культурой и спортом создают наиболее благоприятные условия для эстетического воспитания, а также всестороннего, гармоничного развития личности. В процессе выполнения физических упражнений формируется красивая осанка, осуществляется совершенствование форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это способствует развитию эстетических чувств, вкусов и представлений у человека. Личность с высоким уровнем эстетического вкуса, в свою очередь, обладает возможностью правильно понимать и оценивать «прекрасное». Ее деятельность направлена на создание эстетических ценностей, которые могут быть выражены посредством физических упражнений. Красота проявляется в технике человеческих движений. Целью данной работы является изучение эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:Рассмотреть теоретические основы эстетического воспитания;Изучить взаимосвязь физического воспитания с эстетическим;Освоить средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание;Рассмотреть методику использования средств эстетического воспитания на занятиях по физической культуре.Предметом работы является эстетическое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями.Объектом работы служит эстетическое воспитание.В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературы, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, логическое рассуждение.Так же, при написании работы был изучен ряд источников информации, а именно труды Бишаевой А.А., Малкова А.А., Котикова О.П., Кухаронак В.Г.Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.1 Теоретические основы эстетического воспитания1.1 Понятие эстетического воспитанияЭстетическое воспитание – это совместная деятельность педагогов и учащихся, направленная на формирование эстетической культуры.Понятие эстетического воспитания является производным от понятия эстетики. Эстетика – это наука о красоте. А эстетическое воспитание, в свою очередь, - это формирование способности воспринимать и понимать красоту в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного. Эстетика тесно связана с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать и создавать красоту.Суть эстетического воспитания заключается в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на:Развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни; Выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов; Развитие творческих задатков и способностей в искусстве.Эстетическое воспитание осуществляется через искусство, поэтому оно должно охватывать изучение и ознакомление учащихся с различными проявлениями искусства - литературой, музыкой, изобразительным искусством. Поэтому неслучайно литература, изобразительное искусство и музыка включены в школьную программу. Важным аспектом эстетического воспитания является познание красоты в быту, в окружающей природе, в нравственном облике и поведении человека. Еще одним важным аспектом эстетического воспитания является направленность на личностное развитие.Основные источники эстетического воздействия:1. Красота личности проявляется в красоте поведения. Эстетика поведения предполагает установление положительного отношения личности учащегося к труду, общественной деятельности, к людям, к окружающей среде. Эстетические качества человека проявляются по отношению к делу, труду, людям, природе, имуществу и т. д.2. Осанка.Его эстетическую ценность трудно переоценить. осанка обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, способствует лучшему проявлению функциональных способностей, помогает овладеть всеми двигательными действиями, предусмотренными школьной программой физического воспитания, отражает эмоциональное состояние учащихся, создает условия для его повышения, формирование позитивного настроения. Осанка – непременное условие красоты тела. Внимание студентов и особенно старшеклассников к своему внешнему виду вполне естественно и закономерно.3. Красота коллективных отношений.Единство и сплоченность команды. товарищество и сплоченность, взаимопомощь и взаимоуважение украшают любой класс, любую группу. Прелесть коллектива заключается в полном сплочении всех членов коллектива на основе общих и общих интересов и целей, в строгом соблюдении учебной дисциплины и организованности, в четком внутреннем распорядке дня, занятия. Слаженное добровольное выполнение заданий, связанных с подготовкой рабочих мест и необходимым инвентарем и оборудованием, организованное построение файлов, реконструкция и расстановка учащихся придают классу особую эстетическую привлекательность.4. Предметно-материальная среда вокруг учащихся.Компоненты реальной среды:- спортивные комплексы, спортивные городки с несколькими помещениями обслуживания (раздевалки, склады инвентаря, инвентаря и т.п.);- интерьеры спортивных залов (роспись стен, освещение);- инвентарь и бывший в употреблении инвентарь (в т.ч. мелкий: гимнастические шесты, мячи, обручи и др.);- одежда, внешний вид студентов и преподавателей.Каждый из этих компонентов может оказывать определенное влияние на эстетическое сознание, на формирование эстетических переживаний, чувств, вкусов. Безупречная чистота и порядок в раздевалках и спортивном зале, веселая и приятная расцветка стен, достаточное освещение, тщательная расстановка снарядов и инвентаря, стильная спортивная одежда, доброжелательное и уважительное отношение между учащимися – все это создает впечатление максимального удобства, какой-то необычности. , формирует эстетическое восприятие окружающего, способствует созданию веселой и жизнерадостной атмосферы, способствует повышению работоспособности учащихся. Раздевалки, спортзалы, неудобное оборудование, плохое освещение и со вкусом окрашенные вещи — все это оказывает лишь негативное влияние на эстетику. но и нравственное развитие учащихся.5. Физические упражнения. Истинная красота наиболее ярко проявляется в динамике, в движении. Умение владеть своим телом, выполнять упражнения с легкостью, свободой, естественностью, выразительностью не может не отражаться на эстетических чувствах, не может не оставить следа в развитии понимания красоты движения. Движения, выполняемые естественно и легко, демонстрируют не только понимание важности основных параметров движения (объем движений, положение тела и др.), но и умелое управление взаимодействием внутренних (мышечная тяга, силы реакции и др.) и внешних (опорная реакция, сила тяжести) и др.) силы.Важными составляющими эстетического воспитания являются:- Развитие художественного восприятия. Они должны охватывать широкий спектр эстетических явлений.- овладение знаниями, направленными на понимание искусства, умение выражать свое мнение по вопросам художественного отражения действительности. Результатом этого является умение анализировать содержание, нравственные и эстетические аспекты искусства.- Формирование художественного вкуса. Это поможет в будущем воспринимать и переживать красоту, чувствовать красоту и гармонию произведений искусства, повышать культуру поведения.- Художественное творчество. Приобщение к творчеству способствует развитию склонностей и навыков к музыке, изобразительному искусству и литературе.Рисунок 1 – Результат эстетического воспитанияОсновные задачи эстетического воспитания:1) развитие эстетического восприятия, умения воспринимать красоту в окружающей природе, в искусстве. Это развитие проявляется у учащихся в пробуждении эстетических чувств, в умении откликаться на красоту. Сталкиваясь с прекрасным, человек может восхищаться и восхищаться им, возмущаться и печалиться, испытывать чувство любви и ненависти, чувство подобия и отвращения, чувство радости и т. д. Задача учителя состоит в том, чтобы обучить учащихся умению чутко относиться к природе и искусству. Чтобы понять, нужно знать, чтобы учащиеся приобрели способность к восприятию, необходимо красивое и эстетическое образование. В основном это относится к таким видам искусства, как живопись, скульптура, музыка, литература;2) воспитание эстетического вкуса, умения ценить красоту. Эстетический вкус сложно сформировать, у каждого человека свой эстетический идеал. В эстетике прекрасно то, что способно вызывать благоприятные чувства и эмоции, доставлять эстетическое удовольствие. Эстетический вкус каждого человека может не совпадать с эстетическим вкусом и идеалом другого. Как должен вести себя учитель, когда ученик доказывает, что тяжелая рок-музыка доставляет ему эстетическое удовольствие? Можно ли безоговорочно отвергнуть эту точку зрения? Нет. В этом роль учителя: не столько формировать определенные, устоявшиеся, традиционные представления о красоте, сколько учить соотносить эстетические вкусы разных людей в разные исторические периоды и эстетические вкусы современности с их личные;3) воспитание эстетического отношения к действительности, включающее в себя активные действия человека по охране и охране прекрасного. Эта задача является не только проблемой эстетического воспитания, но и нравственной. Студенты должны знать основные принципы эстетического поведения. Преподаватель должен не только визуализировать предметы искусства, но и предложить учащимся самим попробовать создать такие «шедевры». Это поможет учащимся научиться ценить искусство и тех, кто способствует его развитию.Эстетическое воспитание в образовании осуществляется как в процессе преподавания ряда общеобразовательных дисциплин (литература, география, история, история, биология), так и с помощью эстетических дисциплин (музыка, изобразительное искусство).1.2 Методология и средства эстетического воспитанияЭстетика помогает раскрыть природу эстетического в разных сферах жизни. Она изучает общие принципы эстетического освоения мира и исследует законы эстетической деятельности человека. Эстетический вкус связан с восприятием предметов, явлений или всего восприятия произведений искусства. Восприятие и оценка едины. Оценка зависит от эстетических ценностей личности.Эстетический вкус позволяет объективно оценить эстетические достоинства предметов окружающего мира. Характерными чертами эстетического вкуса являются чувство меры, гибкость и устойчивость оценок, многогранность восприятия.Красивое, по своей сути есть жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал есть образ совершенства. Для эстетического освоения мира необходимы практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведение, эстетико-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность - два взаимосвязанных направления педагогического процесса. Через творческую деятельность растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. В то же время формируется их эстетическое отношение к действительности.Методами эстетического воспитания являются: Разъяснение; Анализ произведений искусства, предметов и явлений; Решение эстетических задач; Упражнения в искусстве; Положительный пример; Поощрение и т.д. Формы эстетического воспитания: Беседы; Лекции на эстетические темы;Кинолектории; Вечера поэзии; Встречи за круглым столом; Дискотеки и танцевальные вечера.В разнообразной эстетической деятельности используется комплекс художественно-эстетических средств. Основные из них: Познание, Работа, Игра, Общение, Природа, Искусство, Литература, Домашняя обстановка.Эти мероприятия органично входят в систему эстетического воспитания.Научно-познавательный процесс имеет большие возможности для эстетического воспитания школьников. Проникая в сущность узнаваемых предметов, процессов и явлений, учащийся одновременно постигает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной действительности начинается с чувственного восприятия, так называемого живое созерцание.Работа активно влияет на эстетическое развитие по следующим направлениям: рабочий процесс, содержание работы, результаты работы, отношения в рабочем процессе. Правильно организованная работа сопровождается чувством удовлетворения и удовольствия. Человек доволен результатом своей работы. Эстетические и воспитательные возможности игр очень богаты. В них ярко проявляется гармония движений, обстановки, обряды игр позволяют использовать искусство.Коллективное общение отвечает духовным потребностям человека. Средствами общения являются: речь (устная и печатная), мимика, жесты и практические действия. Они являются источником эстетического восприятия. Но средства массовой информации должны отвечать требованиям эстетики.Природа – богатейший источник эстетических переживаний. Природа естественна и подвижна, свежа и естественна, в ней широкая цветовая гамма. Природа облагораживает чувства, воздействует на духовную сторону человека.Группы средств эстетического воспитания:1. Средства, непосредственно связанные с самой двигательной деятельностью (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания; общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; строевые упражнения; импровизационные упражнения; виды спорта, предусмотренные в программах физического воспитания; плавание, ходьба на лыжах. , туризм , спортивные игры).2. Специально введенные художественные средства (музыка, танцевальные элементы, образцы художественного творчества).3. Общение с природой (походы, экскурсии, тренировки в природных условиях, закаливание).4. Эстетическая обстановка занятий (эстетическое оформление интерьеров спортивных сооружений, использование красочного инвентаря, спортивного инвентаря).5. Спортивные каникулы.Следует отметить, что приведенная выше классификация средств эстетического воспитания частично условна, так как отдельные средства могут быть отнесены не к одной, а к нескольким группам. Таким образом, танцы можно включить в группу мероприятий, непосредственно связанных с двигательной деятельностью, и в группу мероприятий, специально вводимых как отдельный вид упражнений.Средства эстетического воспитания следует рассматривать в тесном единстве со средствами физической культуры, имея в виду, что первые должны составлять своего рода фон при занятиях физической культурой (музыкальное сопровождение, общение с природой и т. д.), но это не уменьшают важность и эффективность эстетических мероприятий.Однако стихийное влияние объективно существующей красоты в физическом воспитании не может оказать на учащихся наиболее полного эстетического воздействия. Поэтому большое значение придается целенаправленным взаимодействиям, осуществляемым прежде всего под руководством опытного педагога с высоким уровнем профессиональной подготовки, человека разностороннего, владеющего специальными навыками и умениями, дисциплинированного, сдержанного и эстетически воспитанного; педагог, который своим личным примером в тренировочной среде постоянно привносит в спортивную этику элементы эстетической культуры.1.3 Особенности эстетического воспитанияОчень трудно сформировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда личность человека уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, особое внимание следует уделить эстетическому воспитанию детей дошкольного и младшего возраста.Период детского сада и раннего детства является едва ли не самым определяющим в плане эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование отношений с миром, которые постепенно трансформируются в черты личности. Существенные нравственно-эстетические качества человека закладываются в раннем детстве и остаются более или менее неизменными на протяжении всей жизни.Например, крайне сложно научить подростка или взрослого доверять людям, которых в детстве часто обманывали. Трудно быть добрым к тому, кто не приобщился в детстве к сочувствию, не испытал непосредственного детства, а потому неизгладимой радости доброты к другому человеку. Невозможно вдруг стать смелым в зрелом возрасте, если в дошкольном и младшем возрасте вы не научились решительно высказывать свое мнение и действовать смело.Конечно, ход жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.Одной из характеристик младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него новая руководящая деятельность - учеба. Главный человек для детей – учитель, который помог преодолеть первые трудные жизненные шаги. Через нее дети познают мир, нормы социального поведения. Мнения, вкусы, предпочтения учителя становятся вашими. Из педагогического опыта известно, что общественно значимая цель, перспектива приближения к ней остается для детей безразличной, если она представлена неадекватно. Противоположный. Яркий пример последовательной и уверенной работы самого педагога, его искренний интерес и энтузиазм легко вовлекают детей в работу.Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов учащегося.Например, формирование у детей эстетических идеалов как части их мировоззрения — сложный и длительный процесс. Это отмечают все вышеперечисленные педагоги и психологи. Жизненные отношения и идеалы меняются в процессе воспитания. При определенных условиях, под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая сущность процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей заключается в формировании устойчивых осмысленных идеальных представлений об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, с самого начала, с раннего детства, занимаясь это разнообразно, изменяя каждый этап новым и захватывающим образом.Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кинематограф.Книжные, мультипликационные или киногерои, будь то люди, животные или фантастические вымышленные существа с человеческими качествами, являются проводниками добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и обмана. В рамках своего понимания маленький ребенок становится верующим в добро, сочувствующим героям, борющимся за справедливость со злом. Это уже идеальное формирование как часть мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет детям легко и свободно входить в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные образы ребенка не оставались на уровне чисто словесно-образного выражения. В любом случае надо постоянно побуждать детей учиться следовать за любимыми персонажами в своем поведении и деятельности, действительно проявлять доброту и справедливость, умение изображать и выражать идеал в своем творчестве: стихах, песнях, рисунках.С самого начала школьного обучения происходят изменения в мотивационной сфере. Узнаются и дифференцируются закономерности отношения детей к искусству, красоте действительности. В этом возрасте к когнитивному стимулу добавляется новый сознательный паттерн. Это проявляется в том, что некоторые ребята относятся к искусству и реальности именно эстетически. Они любят читать книги, слушать музыку, рисовать и смотреть фильмы. Они еще не знают, что это эстетическое отношение. Но у них формировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Потребность в духовном общении с искусством постепенно превращается в потребность в них. Другие дети взаимодействуют с искусством вне чисто эстетических отношений. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их, не вникая в суть, только для того, чтобы получить общее представление. А иногда они читают, смотрят или слушают из соображений престижа. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.Ощущение красоты природы, окружающих людей и вещей вызывает у ребенка особые эмоционально-психические состояния, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление и память. В раннем детстве дети ведут спонтанную, глубоко эмоциональную жизнь. Сильные эмоциональные переживания долго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и побуждения к поведению, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и поведенческих привычек. Педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру является одним из важнейших способов проникновения в сознание ребенка, его расширения, углубления, укрепления и построения. Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием эффективности эстетического воспитания. Эмоциональное отношение человека к тому или иному явлению выражает степень и характер развития его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли.Таким образом, школьный возраст является особым возрастом эстетического воспитания, где главную роль в жизни учащегося играет педагог. Пользуясь этим, квалифицированные педагоги способны не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание установить истинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и развиваются необходимые эстетические качества будущей личности.2 Эстетического воспитания средствами физической культуры2.1 Взаимосвязь физического воспитания с эстетическимЗанятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте.Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:1. Воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному.2. Воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие эта своеобразный вид «живого созерцания» действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира.3. Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только воспринимать, и оценивать и понимать прекрасное. Эстетический вкус предлагает и развитие способности создавать прекрасное.4. Восприятие эстетических идеалов т.е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого.В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.Специальные задачи — это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического, нравственного: понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности.К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:— разнообразные виды самого ФВ, где преподаватель может указать своим учеником на моменты прекрасного.— праздники, выступления;— природные и гигиенические условия;— обстановка на занятиях использования музыки и произведений искусства.Эстетическое воспитание в процессе ФВ характеризуется следующими методами:— эмоционально – выразительное объяснение ФУ, образное слово;— технически совершенный и эмоционально — выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;— вдохновляющий пример в действиях и поступках;— практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий ФУ.Известно, что эстетика как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое, трагическое и комическое), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности и т.п.Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической, точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических взглядов, теорий, которых он придерживается, эстетические категорий, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность.Предметом изучения эстетики физической культуры может являться – эстетическое содержание и эстетические ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спортаТаким образом, связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.2.2 Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитаниеФизическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения, и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус.Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. смысл ее – преобразование человека по законам красоты. Аспектом является – формирование красоты телосложения и движений человека.Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому — классическая фигура «Дискоболла» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, «Метатель» Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства.Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям тела.Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Формирование прекрасного в физическом отношении человека предполагает достижение им физического совершенства.Существуют традиционные средства – физические упражнения, входящие в программный материал по физической культуре в общеобразовательные школы. В последнее время разрабатываются и нетрадиционные, инновационные системы и методики физической культуры, способствующие коррекции телосложения, осанку, походку, тем самым влияющие на физическую внешность человека.Среди них существуют, различные физкультурно-оздоровительные системы, как для юношей, так и для девушек– аэробика и ее разновидности (аква –или гидроаэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, танцевальная аэробика: фанк, сити-джем, хип-хоп и др.) ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, силовое троеборье, шейпинг, калланетика, фитнесс, джимикс и т.д.Аэробика – это система упражнений, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Слово «аэробика» (от греч. аэро – воздух, биос –жизнь) стало известно всему миру в 1968 году, когда американский физиолог профессор Купер опубликовал книгу «Аэробика», видя физическое несовершенство, частую заболеваемость.Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным способом.Шейпинг (от англ. shaping – придавать форму, формировать) – это система физических упражнений (преимущественно силовых), направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.Атлетическая гимнастика – система физических упражнений, направленных на развитие силы, формирование и коррекцию телосложения, позволяет влиять на локальные мышечные группы. Одновременно представляет собой эффективное средство, способствующее укреплению здоровья, на основе корректировки врожденных дефектов тела, профилактики многих недугов.Калланетика – это программа из 30 упражнений, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп.Гидроаэробика (аква-аэробика) – это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.Бодибилдинг – искусственное конструирование мышц. Здесь оцениваются внешний вид мышц. В занятиях используются упражнения с отягощениями. Недостатком является употребление протеинов, анаболиков, использование парафина, которые не способствуют укреплению здоровья.К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования.Эффективность таких занятий заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Коллективная форма занятий помогает реализовывать потребность в общении. Сила и выносливость, гибкость и пластичность, красота и уверенность в себе – вот, что присуще современным методикам физической культуры.В зависимости от направления занятий и формы проведения занятий можно решать разные задачи:— оздоровительные (снижению лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.);— эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.);— обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.);— реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей);— психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).2.3 Методика использования средств эстетического воспитания на занятиях по физической культуреПри занятии физической культурой значительное место занимают подвижные игры. Важное значение игр как средства воспитания навыков общественного поведения, познания окружающего мира и деятельности, отвечающего возрастным особенностям, подчеркивалось многими педагогами. Эмоции, возникающие во время игры, чрезвычайно полезны. Особое значение имеет в игре соревнование, которое еще больше повышает эмоциональный настрой игры и может быть использовано в целях воспитания моральных и астатических качеств.Придерживаясь правил игры, человек приучается к соблюдению правил человеческого общежития, поведения в коллективе и т.п. Вместе с тем нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в игре диалектически сочетаются, с одной стороны, строгое соблюдение правил игры, с другой – наличие определенной свободы действий, простор для фантазии и выдумки. Как раз в игровой ситуации могут быть реализованы многие внутренние потребности человека, его потребность в самовыражении, благодаря чему игра становится средством развития его творческих возможностей и, следовательно, эстетического воспитания.Действенным средством эстетического воспитания на занятиях по физической культуре являются упражнения импровизированного характера (вольные гимнастические упражнения под музыку, самостоятельные упражнения на 8-16-16 счета и т.д.). При выполнении таких упражнений акт авизируется и развивается творческое воображение занимающегося, который должен осмыслить характер музыки, сопровождающей упражнения; соотнести свои движения с музыкальным темпом и ритмом; увязать разрозненные движения в единое целое благодаря привнесении сюжетной линии, при этом музыка предрасполагает выполняющего упражнения к изящному, гармоническому, грациозному исполнению.Упражнения на импровизацию имеют разностороннюю педагогическую направленность: они не только способствуют воспитанию творческих способностей, эстетических качеств, но и помогают учащимся и студентам преодолеть собственную робость, неуверенность в своих силах, внутреннюю скованность, стеснение, тем самым закладываются основы для воспитания воли, общительности.Богатым источником многообразных эстетических переживаний является музыка, играющая чрезвычайно большую роль в овладении навыками физической культурыВыполнение физических упражнений с музыкальным сопровождением может быть подчинено разнообразным музыкально-двигательным задачам:1. Отработка техники движений (достижение полной амплитуды движения, пружинный толчок, плавное и мягкое приземление).2. Отработка художественной выразительности (легкости, изящества, ритмичности), диктуемой музыкой.3. Обучение человека ориентировке в пространстве и организованному передвижений в группе, уверенному выполнению различных перестроений. Важны эти навыки и в играх, где учащиеся учатся четко и динамично переходить от одного характера движения к другому, фиксируя начало и конец музыкальных фраз; менять характер движения в связи со сменой музыкальных образов.Важными средствами эстетического воспитания на занятиях физической культуры является элементы танца. Опыт работы убеждает, что элементы танца очень оживляют занятия по физическому воспитании, вносят в них разнообразие, создают эмоциональный подъем, а главное - эффективно влияют на формирование красивой осанки, правильной позы (умение красиво держаться), легкости, грациозности, изящества, ритмичности движений, музыкальности, выразительности, гибкости. Поскольку элементы танца, хореографии всегда сопровождаются музыкой, в них, естественно, соединяется физическое и эстетическое начало.Природа имеет важное значение как оздоровительным фактор. Общеизвестно благотворное влияние на организм водных, воздушных и солнечных ванн. Общение с природой закаляет человека физически и духовно. Вместе с тем занятия физической культурой на фоне природы в разные времена года можно использовать в качестве средства эстетического воспитания,Прежде всего, во время таких мероприятии на открытом воздухе, как физическая зарядка, игры учебные и тренировочный занятия, походы, преподаватель, вместе с учащимися наблюдает различные явления природы, характерные для данного дня, времени года. Он обращает внимание на восход и закат солнца, на листопад осенью и парение снежинок зимой, на распускающиеся почки весной, на прорастающую первую зелень, цветы, на светлое голубое небо и т.д. Все это непродолжительные наблюдения пробуждают яркие эстетические чувства. Однако общение с природой не должно ограничиваться пассивным созерцанием ее; очень важно, чтобы учащийся активно воспринимала и запечатлели в памяти явления живой природы (полет птиц, покачивание деревьев, стремительное движение ручейка), эти представления впоследствии станут подспорьем для более технического исполнения прыжка, метания.Использование природных условий во время занятий по физическому воспитанию усиливает эстетический эффект от общения с природой. Так. при выполнении тех или иных движений преподаватель обращает внимание на различные качества явлений и предметов природы, о которыми имеют дело учащееся; предлагается перепрыгнуть через чистый, прозрачный, стремительный ручеек, обежать стройное, ветвистое, зеленое дерево. Подобное привлечение внимания к эстетически значимым качествам явлений и предметов природы должно практиковаться не только во время учебных и тренировочных занятий, но и в момент отдыха, временных передышек, переходов и перестроении.Как мы уже говорили, эстетическое воздействие на учащихся оказывает внешняя обстановка: интерьер помещения, общий вид и качество предметов, инвентаря, освещенность, цветовая гамма.Отрицательное влияние производят темные, мрачные стены, рваные маты, грязные снаряды, нечистый пол, аляповатые объявления и кривые надписи на них, примитивные физкультурные уголки, небрежно одетый или плохо причесанный преподаватель, тренер.Привлекая внимание учащихся к красивому инвентарю (обручи, мячи, гимнастические палки, лестницы т.д.), надо стремиться научить их видеть красоту цветовых сочетаний, их форму, пропорцию, обратить внимание на тщательную и тонкую обработку Спортивного инвентаря. Необходимо доводить до сознания учащихся, это результаты кропотливого, упорного труда многих мастеров.Эстетически ярким и эмоционально действенным средством воспитания могут быть спортивные праздники, соревнования.Сама подготовка к празднику создает у школьников особое настроение, ожидание чего-то необычного, выделяющегося из будничной, повседневной жизни. Эстетическое ощущение необычности должно поддерживаться на протяжения всего подготовительного периода. Сам праздник, его обстановка более красочное оформление, музыкальное сопровождение, присутствие гостей вызывают переживание радостного подъема, торжественности и чувство ответственности.Построения и перестроения, выход в праздничной форме под торжественны звуки пробуждают чувство сплоченности, собранности, подтянутости, согласованности ритма. Демонстрация спортивного мастерства (быстроты, силы. ловкости, координации), участие в групповых праздничных выступлениях (упражнения с предметами, акробатические элементы), награждение победителей -все это пробуждает целую гамму эмоций: предвосхищение успехов, радостное возбуждение, дух соревновательности, чувство ответственности, стремление доставить своим тренерам, чувство законной гордости в связи с получением награды, одобрения.Итак, существует ряд средств, которые с успехом могут быть применены в целях эстетического воспитания на занятиях по физической культуре. Вез эти средства уже давно применяются для эстетического воспитания, однако далеко не все из них используются в сочетании с занятиями по физическому воспитанию.Рекомендуемые средства эстетического воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга, причем каждое из чих имеет многообразную педагогическую направленность, способствует выработке различных физических навыков и умении, а также развитию эстетических качеств. Применение всех средств в совокупности обеспечивает при правильном физическом развитии занимающихся воспитание у них широкого диапазона эстетических качеств - от чувств гармонии, согласованности, изящества, выразительности, до сложных чувств оригинальности, торжественности, возвышенного, волшебного, комического и др.Органическое сочетание физического и эстетического начала в воспитательном процессе повышает значение занятий физической культурой в реализации комплексного подхода к воспитанию.Таким образом занятия физическими упражнениями в школе располагают многообразием эстетических аспектов сторон. Кроме красоты коллектива я коллективных отношений, красоты поведения, эстетической привлекательности осанки, движений педагога, нельзя не отметить огромное эстетико-воспитательные возможности окружающей школьника природы, используемых средств художественного воспитания - музыки и танцевальных движений. Задача педагога состоит в том, чтобы подготовить учеников к восприятию прекрасного в учебно-воспитательном процессе, научиться последовательно и целеустремленно влиять на уровень эстетического сознания, развивая и совершенствуя его формы: эстетическое восприятие, эстетическое переживание и чувство, эстетический вкус и эстетическую оценку.ЗаключениеПроблема эстетического воспитания довольно полно разработана в литературе. Это позволило провести анализ литературы и сделать следующие выводы: эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Эстетическое воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности, прежде всего, в практической деятельности, жизни.Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями стоят следующие специфические задачи:воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;воспитание эстетической оценки тела и движений человека;воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановкеТаким образом, эстетическую подготовку позволительно рассматривать как один из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, а также как непременное условие разностороннего и гармонического развития личности.Список использованных источниковБишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.Галанжина Г.А. Эстетическое воспитание / Галанжина Г.А. - М.: Знаниум, 2017. - 348 c.Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО / Елена Александровна Дубровская. - М.: Юрайт, 2018. - 150 c.Идеи эстетического воспитания. Антология / ред. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 2016. - 776 c.Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.Маркс, К. Об эстетике и эстетическом воспитании / К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 496 c.Нурутдинова А.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности //Искусство в школе. - 2007. - № 1. - С. 64-66.Основы эстетического воспитания. - М.: Высшая школа, 2010. - 327 c.Саяпина Н.Н. Эстетическое воспитание обучающихся в условиях занятий физической культурой и спортом // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования. - 2018. - №42. - С. 141-145.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!