это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3865886
Ознакомительный фрагмент работы:
Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды,
обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от
внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном
уровне: в «Концепции модернизации российского образования». В связи с этим
актуальной практической задачей учреждений образования становится
создание социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный
потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды –
психологическая безопасность. Печальным симптомом нашего времени
является, в частности, замена термина «психологический комфорт» на термин
«психологическая безопасность». Психологическая безопасность
образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз
его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и
самоотношению.
Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер,
а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся
разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию
психологического насилия, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск
разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Поэтому
эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует
благоприятному развитию личности школьника.
Человек с момента своего рождения пребывает в определенной
жизненной среде, и находится в ней в постоянном взаимодействии. Между
средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния.
Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от
возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную
среду.
Таким образом, в выявлении сущности психологической безопасности
образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального
подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого
психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности,
что означает выполнение социальными институтами своих функций по
удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны.
Школа является широко представленным в обществе социальным институтом,
который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от
рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной
деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о
психологическом риске, обусловленном использованием потенциально
опасных психолого-педагогических технологий.
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска,
так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» – психологически
здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о
психологической безопасности или культуре психологической безопасности во
взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим
основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в
образовательной среде является характеристика психотравмирующего
воздействия возможного в педагогическом общении.
В Положения о службе практической психологии в системе образования
РФ опубликованном в июле 2006 года обеспечение психологической
безопасности и развивающий характер образовательной среды выделено как
«одно из основных направлений деятельности службы практической
психологии в системе образования и определяется как система мер,
направленных на устранение психологического насилия в образовательной
среде и формирование социально-психологической компетентности,
обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего
жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать
ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и
достоинства другого».
Под образовательной средой понимается система влияний и условий
формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее
развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном
окружении.
Психологически безопасная образовательная среда школы – это среда
взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая
референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся
преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в
эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
Стоит также отметить такой факт, встречающийся практически в каждой
школе, как психологическое насилие. Насилие, причиняющее обиду,
вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную
неуверенность в собственной значимости или неспособность защитить себя от
физического, сексуального или дальнейшего психологического насилия.
Психологическое насилие имеет следующие проявления: употребление
бранных слов и/или крика; постоянное приставание, допросы и унижение,
оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению
к друзьям и родственникам, оскорбление их; контроль и/или ограничение
действий. Неясные угрозы типа: «Ты у меня доиграешься!» или «Ох, ты
допрыгаешься, я тебе обещаю!»
Исследования по профилю «Приоритетные ценности» часть учителей
различных школ (в ранее проведённых диагностиках) имеют в приоритете
особую значимость его отношений с коллегами, ориентацию на их мнение, что
может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко
объясняется низкой самооценкой. В отношении с таким учителем ребята
держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения
не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и
отчуждения. Часть педагогов имеют гуманистическую направленность. Такому
учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе лежит безусловное
принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового
отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках
чувствуют себя комфортно. Часть учителей ориентированы на учебно-
дисциплинарную модель взаимодействия. У них преобладает ярко выраженная
учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с учащимися. Подобная
ориентированность предполагает восприятие учащегося как объекта, а не
субъекта обучения, что не соответствует безопасному взаимодействию.
Выстраивая модель психологической безопасности образовательной
среды школы, необходимо опираться на такое психическое образование
личности человека, которое включает в себя все, что касается субъект-
субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Таким образом, это
образование имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими
и с самим собой. Анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса
показал, что педагоги, родители и учащиеся имеют некоторый минимум
психологических знаний, который обеспечивает более или менее адекватное
поведение и социальное взаимодействие. Однако учителя и родители не
владеют в достаточной мере технологиями, обеспечивающими эффективность
поведения и социального взаимодействия, т.е. для них характерен низкий
уровень психологической компетентности.
Представление о правильном, социально безопасном поведении
становится неотъемлемым элементом социальной мотивации, признаком
функциональной грамотности человека современного мира. Исследования
социальных факторов приводят к решению более общей задачи –
формирование и развитие личностного потенциала ребенка как условие для
самосохранения и развития. Для эффективного решения этой задачи требуется
психолого-социальное обучение и воспитание детей и подростков, создание для
них положительных жизненных перспектив. Решая задачу по повышению
психолого-социальной адаптации учащихся, педагоги тем самым создают
условия для сохранения психологической безопасности образовательной среды.
Одной из причин, мешающих формированию социально безопасного
поведения учащихся является нарушение внутрисемейных отношений.
Поэтому при выборе средств по повышению психолого-социальной адаптации
обучающихся, необходимо учесть все факторы, а к процессу
профилактических мероприятий активно привлекать родителей.
Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие
полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его
психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, –
основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества
приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать
собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать,
учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и
социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я»
Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и
гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни
педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации
образования, забота о психологической безопасности и здоровье школьников
становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого
образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими
современного качества образования.
Таким образом, феномены психологической безопасности и комфорта
являются взаимообусловленными психическими явлениями.
Психологическая безопасность, комфортность образовательной среды
отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности ее
субъектов, которая проявляется в показателях психического здоровья.
Безопасность образовательной среды зависит от способности педагогов,
психологов обеспечить отсутствие психологического давления и насилия. Если
работа в данном направлении построена грамотно, то это приводит к снижению
нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции,
способствует повышению психического здоровья.
Благожелательная психологическая атмосфера на уроке возникает в том
случае, если ученик не испытывает на уроке чувство страха и не боится быть
униженным. Человек, свободный от психологического давления со стороны,
способен активно использовать свой потенциал. Если дети верят, что могут
учиться, знают, что способны строить позитивные отношения с педагогом и
вносить свой личный вклад в жизнь класса, то для них нет необходимости в
отклоняющемся поведении. Сотрудничество педагогов, психологов и самих
учеников, взаимодействие диалогического уровня – залог психологической
комфортности в школе.
Список источников и литературы
1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании
[Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / Р. И. Айзман,
М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. – М. : Юрайт, 2020. – (Образовательный
процесс). – Режим доступа: ЭБС Юрайт по паролю. – URL:
https://urait.ru/book/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovanii-452423.
2. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. – М. : Юрайт, 2020. –
(Высшее образование). – Режим доступа: ЭБС Юрайт по паролю. - URL:
https://urait.ru/book/proektirovanie-obrazovatelnoy-sredy-455351
3. Петров, С. В. Обеспечение безопасности образовательного
учреждения [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / С. В. Петров,
П. А. Кисляков. – М. : Юрайт, 2020. – Режим доступа: ЭБС Юрайт по паролю. –
URL: https://urait.ru/book/obespechenie-bezopasnosti-obrazovatelnogo-
uchrezhdeniya-452539
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!