это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3865951
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...…61.1 Сущность, понятие и роль «экологического воспитания» в младшей школе………………………………………………………………………………61.2 Цели и задачи экологического воспитания в младшей школе……………141.3 Характеристика основных методов и технологий экологического воспитания в младшей школе………………………….………………………..18ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….23ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………242.1 Экспериментальное исследование уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников……………………………242.2 Методическая разработка уроков, направленных на экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности……………322.3 Результаты опытно-эксперементальной работы………………………….38ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………44ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………47ВВЕДЕНИЕАктуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жесткого экологического кризиса, только преодоление, которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы.Достижения современной цивилизации, наращивание производства влекут за собой экологическую катастрофу. Основные экологические проблемы связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы. Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит глобальной опасностью для человечества.Экологическое воспитание в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формирование информационно-экологического общества. Современная экология стала комплексным научным направлением, включающим как естественнонаучные, так и социогуманитарные знания, приобрела статус важнейшей теоретической основы решения целого ряда глобальных проблем современности, становления ноосферы.Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто.В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение. Проблемы экологического воспитания разработаны в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Так, Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как «целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы». Изучением проектной деятельности, в том числе и младших школьников, занимались педагоги Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталина, М.А. Барсукова, Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров, Е.В. Клоков. Актуальность исследования также объясняется необходимостью преодоления противоречия: между теоретически разработанными методами и формами экологического воспитания, и недостаточным их применением в практике общеобразовательной организации. Объектом исследования: процесс экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.Целью исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:1. Рассмотреть сущность, понятие и роль «экологического воспитания» в младшей школе;2. Определить цели и задачи экологического воспитания в младшей школе;3. Описать формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по окружающему миру;4. Провести экспериментальное исследование уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников;5. Подготовить методическую разработку уроков, направленных на экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Нами была выдвинута гипотеза – продуктивному формированию экологического воспитания учащихся младших классов во внеурочной работе будет способствовать: приобщение младших школьников к исследовательской и практической деятельности; создание игровых и творческих форм работы экологической направленности; организация с младшими школьниками экологических акций; подготовка дидактических материалов для внеурочной деятельности.База исследования: МБОУ №1 г. Казани. Выборка составила 30 учащихся младшего школьного возраста.Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСущность, понятие и роль «экологического воспитания» в младшей школеОстрота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачи нового типа воспитания подрастающего поколения, основной формой которого является бережное, ответственнее отношение к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого человека, необходимо с детства целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Начальная школа занимает важное место в системе подготовки подрастающего поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам [9, с.23]. Данный этап можно рассматривать как начальный этап обогащения человека знаниями о природной и социальной среде, вовлечение его в целостную картину мира и формирование научно обоснованного, морально-эстетического отношения к миру. В педагогике живая природа признавалась одним из важнейших факторов обучения и воспитания младших школьников.Общаясь с ней, изучая ее предметы и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают для себя удивительное разнообразие флоры и фауны, осознают роль природы в жизни человека, ценность его познания, испытывают нравственные и эстетические чувства и переживания которые побуждают их заботиться о сохранении и умножении природных ресурсов. Основой формирования и развития ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры младших школьников есть содержание предметов начальной школы, которые несут определенную информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (речь, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогатить запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию у них ценностных суждений, полноценному общению с характером и грамотным поведением в нем [16, с.128]. Общеизвестно, что произведения искусства, как и реальная природа в ее разнообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природе и морально-этических эстетических чувств. Уроки трудовой подготовки способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, обилии его трудовой деятельности, роли труда в жизни человека и общества, способствуют формированию навыков и умений грамотного общения с природными объектами; экономное внедрение природных ресурсов. Содержание уроков по естествознанию дает основу понимания младшими школьниками необходимости охраны окружающей среды, так как на этом курсе особое внимание уделяется формированию конкретных знаний живой природы. В ходе исследования естествознания можно выделить три уровня исследования природы [27, с.33] (рис. 1.1): Рис. 1.1 Уровни исследования природы в младшей школеЦелевые установки предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе [21, с.33]. На основе накопления фактических знаний, полученных по разным предметам, младшие школьники подводятся к мнению (представлению) о том, что природа является средой и необходимым условием жизнедеятельности человека. На природе человек отдыхает, наслаждается красотой природных предметов и явлений, занимается спортом, работает; из него он получает воздух, воду, сырье для производства продуктов питания, одежды и т.д. Не менее важно раскрывается младшим школьникам через конкретные факты и выводы мнение о том, что человеческий труд является условием использования и охраны природных богатств родного края.Воспитание у школьников трудолюбия, ответственного отношения к использованию и приумножению природных ресурсов может выражаться в следующих вопросах учащихся начальных классов (рис.1.2): Рис. 1.2 Основные факторы формирования экологических навыков у младших школьниковТаким образом, можно сделать вывод, что важнейшей идеей, заложенной в содержание экологического образования и воспитания в начальной школе, есть идея целостности природы. Знания о взаимосвязях в природе важны как для формирования правильного мировоззрения, так и воспитания ответственного отношения к сохранению природных объектов, находящихся в сложных взаимосвязях между собой. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к окружающей среде, к сезонным изменениям в природе, влиянию человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков естествознания и является стимулом для младших школьников к осознанию необходимости учета и сохранения природных взаимосвязей при организации какой-либо деятельности в природе [2, с.19]. Чрезвычайно важной для реализации патриотического аспекта экологического воспитания есть идея, которая содержится в программе уроков чтения: беречь природу – значит беречь Родину. А чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатство, красоту и неповторимость – это беречь свой дом, свою землю, свою Родину. Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и отдельных понятий взаимодействия человека и природы. По мере изучения тем о природе на уроках естествознания и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняется конкретным содержанием: знаниями об объектах и явлениях природы, природных группировках и ландшафтах. Следует сказать, что для изучения определен достаточно широкий круг разнообразных объектов и явлений природы. Знание этих предметов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем нас мире и готовит основу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы. Среди важнейших понятий, обязательных для экологического воспитания школьников, есть понятие человека как биосоциального существа, жизненно связанного с окружающей средой, хотя ему удалось преодолеть полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащихся наводят на мысль, что для его нормальной жизни необходимы благоприятные природные условия, которые необходимо сохранять и умножать. Очевидно, что учащихся начальной школы трудно довести до реализации этой идеи в полном объеме, однако некоторые элементы знаний о взаимосвязи с окружающей средой они получают. Большую познавательно-воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к окружающей природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Необходимым элементом в формировании бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий разнообразную роль природы в жизни человека, важнейший мотив охраны природы. Таким образом, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Такая же проблема решается при обучении изобразительному искусству. При этом на уроках трудового обучения и естествознания отдельные вопросы охраны природы рассматриваются только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию утилитарно потребительского отношения к природе. В этой связи очевидна необходимость использования межпредметных связей в экологическом образовании и воспитании младших школьников с целью показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить в них желание беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования [3, с.16].Таким образом, роль экологического воспитания учащихся в педагогическом процессе начальной школы очень велика. Ведь экологическое воспитание в значительной степени связано с познавательной деятельностью младших школьников, ведь именно в этом возрасте проявляется желание познать себя и окружающий мир, необходимость самостоятельного принятия решений.Понятие «экологическое образование» имеет давнюю историю. В педагогической литературе неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиций природосоответствия. Уже в 17 веке в трудах Я.А. Коменского, эти идеи нашли отражение [1, с.45]. Он рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся по циклам времен года. Ж.Ж. Руссо видел в человеке совершенное творение Бога. Чтобы остаться таким, человек должен вернуться к природе, чистоте и непосредственности его отношений. Он первым понял опасность цивилизации и призвал: «Назад к природе!» общество восприняло это как бездумие и эксцентричность [4, с.117]. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, успешно развивающиеся только в условиях, максимально приближенных к природе, к принципу соответствия природе [7, с.17]. К.Д. Ушинский воплотил принцип природосоответствия в нескольких направлениях. Одно из них – это глубокое познание самой природы в приближении – ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, второе – содержание и организация педагогического процесса в природе, а третья – в организации воспитания в стиле передачи традиций и обычаев. Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, видел идеальные условия для проявления природы человека в природной среде, идеальный образ жизни видел в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не представлял организацию здоровой и целесообразной педагогический процесс вне природы, вне нравственных, эстетических взаимоотношений с ней [6, с. 44]. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский [40] особое значение придавал влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. «Человек был и навсегда останется сыном природы, и то, что делает его родственным природе, нужно использовать для ознакомления с богатствами духовной культуры», — сказал Сухомлинский. «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с неограниченным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Воспитательный смысл я вижу в том, что ребенок видит, понимает, чувствует, переживает, постигает как великую тайну, знакомство с жизнью в природе...» [21, с. 31]. И сейчас вопросы экологического воспитания рассматривают многие исследователи. Академик И. Д. Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила перед школой и педагогикой ряд новых задач, призванных подготовить подрастающее поколение, способное преодолевать последствия негативного влияния человека на природу, заботиться об этом в будущем. Совершенно очевидно, что нельзя ограничиваться только «просветлением» школьников природоохранным делом. Весь комплекс экологических проблем современности требовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических проблем, новых научных изысканий и более полного и последовательного отражения многих аспектов экологии в школьном образовании» [8, с. 115]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет экологическое образование: «Экологическое воспитание – это воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» [19].Рассмотрение теории экологического образования следует начинать с определения ее сущности. Современные исследователи А. Н. Захлибный, И. Т. Суравегин считают, что экологическое образование должно быть направлено на формирование навыков и умений решать определенные экономические и экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека [8, с. 26]. Экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания, поэтому экологическое воспитание следует понимать как единство экологического сознания и поведения в гармонии с природой. Цели, задачи и виды экологического воспитания в младшей школеКак уже было определено, экологическое воспитание – это особый, целеустремленный, организованный, системный, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, настроений, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий формирование и развитие ответственного отношения к природе как общечеловеческой ценности. [8, c. 36]. На основании данного определения, можно выделить целью экологического образования является «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания» [7, 125]. Цель экологического образования и воспитания определяет следующие актуальные задачи экологического воспитания (рис.1.3):Рис. 1.3 Задачи экологического воспитанияРассмотрим принципы организации экологического воспитания (рис. 1.4) [21, с. 37]:Рис. 1.4 Принципы организации экологического воспитанияСистема экологического образования состоит из звеньев (рис.1.5): Рис. 1.5 Звенья экологического образованияВыделяют следующие формы, методы и средства организации экологического воспитания: а) традиционный б) активный, инновационный. Также выделяют (рис. 1.6) [21, с. 43]: Рис. 1.6 Формы экологического образованияНаиболее эффективным средством экологического воспитания есть разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранная деятельность школьников. Его виды разнообразны:для охраны окружающей природной среды (кормление животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и птиц; установление знаков в местах распространения заповедных растений); для предупреждения плохих поступков в природе и борьбы с ними (участие в зеленых патрулированиях, рейдах на природу); улучшать природную среду (посадка растений, озеленение склонов, очищение леса от сухой древесины); - пропагандировать и разъяснять идеи сохранения природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, издание стенгазет, подготовка радиопередач); о сохранении и использовании эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, рукоделия из природного материала). Следовательно, экологическое воспитание – это систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие культуры человека, взаимодействие с природой. Под этим термином понимают также целенаправленный, организованный процесс формирования у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающий формирование ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности учащихся.1.3 Характеристика основных методов и технологий экологического воспитания в младшей школеОсновой воспитания ценностного отношения ребенка к миру природы является его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природой. Реализовать эту задачу можно путем использования всего комплекса методов и форм работы с детьми по экологическому воспитанию. Формы экологического воспитания делят на: а) массовыеб) групповыев) индивидуальные [7, с.18]. И. Т. Суравегина определяет цель экологического воспитания как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, строящееся на основе нового мышления» [22, с.5]. Это предполагает соблюдение морально-правовых основ природопользования и пропаганду идей по его оптимизации, активную работу по изучению и охране своей территории.Среди современных педагогов, занимающихся экологическим образованием, можно отметить А. А. Плешаков [20, с.124]. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но предлагает конкретные методы работы. А. А. Плешаков считает: «Ужесточение экологической направленности курса естествознания является, по нашему мнению, сегодня наиболее актуальным и реальным шагом в направлении озеленения начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы» [20, с. 15]. К массовым формам относятся работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые экологические акции и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работа на пришкольной территории. К кружкам – клубным, секционным занятиям юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолекции; экскурсии; пешие походы для изучения природы; экологическая мастерская.Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдений за животными и растениями; изготовление изделий, фотографирование, рисование, лепка.Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплинированность и порядок, степень активности. Их можно найти методом систематических наблюдений, скопления материала. Критерием эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава кружка, кружка, секции, достижения коллективного успеха. Здесь многое определяет содержание и методы занятий; важен одновременно успех коллектива, общественное признание его заслуг другими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет всех членов оставаться ему верными в течение многих лет. Об эффективности индивидуальных форм экологического образования свидетельствует повышенный интерес учащихся к изучению естественных дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений в природоохранной деятельности. По мнению А. Игнатьевой, целесообразны методы анализа и коррекции экологических ценностных ориентаций, интересов и потребностей, сложившихся у школьников [12, с.15]. Наблюдение – сложный познавательный процесс восприятия, отражающий единство чувственного и рационального процессов. В процессе наблюдения у детей формируются конкретные знания по определенной теме, развивается мышление, речь, проявляется интерес и любовь к природе.Экологическое образование немыслимо без экскурсий в мир природы. Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике в то время, когда велась борьба со схоластикой и словесностью в обучении и воспитании. Еще в 18 веке французский философ Жан-Жак Руссо предположил, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, любознательность и самостоятельность в изучении окружающего мира [8, с.56]. В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план, В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – путешествие) – это форма экологического воспитания, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры воспитательного назначения» [7, с. 17]. Одним из методов экологического воспитания есть эксперимент. Этот метод возник в естествознании нового времени. Большую роль в развитии экологической стороны младшего школьника играет экспериментальный метод. Впервые философское осмысление она получила в трудах Ф. Бэкона, также разработавшего первую классификацию опытов [9, с.48]. Эксперимент или опыт — это особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях для выявления конкретных признаков. Этот метод имеет большое значение для развития наблюдательности и любознательности ребенка, воспитания его активного и правильного отношения к предметам и явлениям природы. Опыты направлены на то, чтобы дети сами научились организовывать наблюдения, выяснять, искать причины явления, самостоятельно достигать результатов, чтобы они испытывали радость открытий, а это важное условие развития наблюдения.Труд как метод экологического воспитания имеет немаловажное значение. В трудах Н. К. Крупской, Д. В. Сергеевой, В. Г. Нечаевой, Л. С. Игнаткиной, Т. В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе содержит большие возможности для всестороннего развития личности учащегося и формирование системы знаний о природе.Систематическая работа повышает интерес к растениям и животным, способствует воспитанию у детей любви к природе и бережному отношению к природным объектам, способствует формированию важных для жизни трудолюбия и нравственных качеств. Игра как метод экологического воспитания – это не только способ развлечения, но и метод, посредством которого происходит знакомство с окружающим миром. Н. С. Лукин в своих исследованиях, анализируя отражение явлений окружающей действительности в играх младших школьников, приходит к выводу, что этот возраст характеризуется тесным переплетением игры с реальной жизнью. Соревновательные экологические игры – это вид экологических игр, в основе которых лежит стимулирование активности участников по приобретению и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Дух соревнования всегда являлся надежной мотивационной основой человеческой деятельности. Неудивительно, что разнообразные экологические конкурсы пользуются особенной популярностью как у учителей, так и у учащихся. К таким играм относятся: конкурс на аукционе, конкурс проектов, конкурс кроссвордов и т.д. Важную роль в развитии познавательного интереса играет работа с художественной литературой (естественноисторическая сказка, поэзия), включающая в себя чтение сказок, беседы, просмотр кукольного театра. Как отмечает Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяют ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление об этом, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы» [28, с.77]. К сожалению, в современной художественной литературе для детей младшего школьного возраста мало произведений, которые могли бы лечь в основу содержание таковой работы. Примером естественных сказок являются «Старик и сова», «На лужайке» В. Бианки. Среди педагогических технологий, отвечающих современным требованиям, особое место занимает проектная деятельность, которая в свете модернизации образования является его структурообразующим принципом. Проектная деятельность основывается на развитии у детей умений овладеть окружающим миром на основе научной методики, являющейся одной из важнейших задач общеобразовательного обучения. Проект является «энергичной, искренней деятельностью», как считал американский педагог Уильям Килпатрик, считающийся основателем метода проектов в обучении [11, с. 66]. Учитель представил учебный процесс посредством серии опытов. Знания, приобретенные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. В настоящее время метод проектов все чаще используется на практике. Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности ориентированы на экологическое воспитание. Их можно успешно использовать во внеклассной работе с младшими школьниками, что дает большие возможности для развития у них основ экологической культуры.ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕИсходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2.1 Экспериментальное исследование уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьниковЭкспериментальное исследование уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников проводилось в период с сентября 2021 по март 2021 года в МБОУ №1 г. Казани. В эксперименте участвовали обучающиеся: 4 «А» класс, 15 человек (экспериментальный класс) и 4 «Б» класс, 15 человек (контрольный класс). Основной целью проведения экспериментального исследования являлось выявление уровня сформированности основ экологической культуры младших школьников. На основании цели при проведении исследования поставлены следующие задачи: Определить психодиагностический инструментарий для проведения исследования;Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности основ экологической культуры младших школьников;Обобщить и описать полученные результаты. Исследование проводилось в три этапа:1. Констатирующий. На данном этапе было осуществлено определение и выбор диагностических методов, их описание, выявление уровней сформированности экологической культуры.2. Формирующий этап включал в себя разработку и апробацию занятий по экологическому воспитанию, направленного на повышение уровня экологической культуры младших школьников.3. Контрольный этап позволил выявить, обобщить и сформулироватьполученные результаты, проследить динамику и сделать соответствующиевыводы. Для определения уровня сформированности основ экологической культуры младших школьников использовались следующие методы: тест на выявление уровня сформированности экологических знаний (когнитивных), модифицированный опросник Л.В. Моисеева (эмоциональная ценность) и методика выявление уровня сформированности экологических знаний Ю.А. Полещука. Опросник Л.В. Моисеева (эмоциональная ценность) состоит из 8 вопросов. В ходе тестирования, испытуемые должны были прочитать утверждение и выбрать вариант согласен или не согласен с данным утверждением.Уровни оценивания: за каждый правильный ответ начислялся 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологического воспитания определялся по шкале:Высокий уровень – 7 – 8 баллов;Средний уровень – 4 – 6 баллов;Низкий уровень – 1 – 3 баллаМетодика выявление уровня сформированности экологических знаний Ю.А. Полещука состоит из 24 вопросов. Испытуемые должны были выбрать 1 вариант ответа из 3 (да, нет или не знаю). За каждый правильный ответ выставлялся 1 балл. Уровни оценивания: уровень сформированности экологической культуры оценивался в баллах:высокий уровень – 24 – 18 баллов;средний уровень – 18 – 12 баллов;низкий уровень – ниже 12 баллов.Критериями ответа были: полнота экологических знаний, соблюдение правил поведения в природе, оценка собственного отношения к природе. На основании критериев составлена характеристика уровней сформированности экологической культуры: высокий, средний, низкий.Рассмотрим результаты теста Л.В. Моисеева на констатирующем этапе (рис.2.1). Рис. 2.1 Уровень сформированности экологических знаний по тесту Л.В. Моисеевой на констатирующем этапеСогласно данным рисунка 2.1, 22% учащихся экспериментального класса имеют высокий уровень сформированности экологических знаний. В него вошли учащиеся: Мария К., Алена П., Григорий Ю.В контрольном классе высокий уровень составляет 30% учащихся. Отметим, что это достаточно низкий показатель, учитывая, что программный материал был использован, но в нестандартном варианте. Это еще раз подтверждает, что дети не могут использовать свои знания в жизни. Средний уровень экспериментального и контрольного классов практически одинаков. В экспериментальном классе средний уровень сформированности экологических знаний фиксируется у 41% учащихся, в контрольном классе – 42%. В экспериментальном классе средний уровень экологической культуры сформировали следующие учащиеся: Полина В., Дмитрий Д., Яна Ф., Любовь Ч., Вадим Ч., Сергей Ш. Дети могли только перечислить животных, которые не могут жить в этой среде (в лесу). Низкие показатели сформированности экологических знаний наблюдаются у 37% из экспериментальной группы, и у 28% из контрольной. Дети, которые показали низкие результаты, смогли перечислить только некоторых животных, не живущих в лесу. Первую задачу выполнили 100% учащихся обоих классов. Необходимо было записать номера рисунков, на которых изображены объекты живой природы. Но начиная со второй задачи, учащиеся начали путаться в заданиях. Например, на вопрос, живут ли гепарды в лесу, правильно ответили только 21% учащихся экспериментального класса и 29% учащихся контрольного. То есть большинство детей не усвоили зависимость состояния одного объекта от другого. С заданием различия видов животных справилось 86% детей экспериментального класса и 93% учащихся контрольного. Также почти все учащиеся справились с задачей определения лиственных и хвойных растений. При этом, никто из учащихся не смог восстановить последовательность действий при посадке растений. Но перечислить правила поведения в лесу ребята смогли без особого труда.Вспомнили, что не могут орать, ломать ветки, разрушать птичьи гнезда. Правда, никто из детей не указал, что нельзя оставлять мусор, не разжигать костер и т. д. То есть дети записывали основные правила, указанные в школьном учебнике.Отношение детей к природе выясняли посредством модифицированной методики Л.В. Моисеевой [24].В результате анкетирования были получены результаты, которые отображены на рисунке 2.2. Рисунок 2.2 Уровень экологической воспитанности младших школьников обоих классов на констатирующем этапеАнализ данных показал, что 30% учащихся экспериментального класса высокий уровень экологического образования. В контрольном классе высокий уровень имеют 35% учащихся. Средний уровень экспериментального и контрольного классов одинаков – по 65% учащихся. Это проявляется в том, что дети недостаточно хорошо знают и соблюдают правила поведения в природе. Потребности в получении экологических знаний недостаточно развиты. Слабо сформированы знания о единстве природы. Низкий уровень и в экспериментальном классе составляет 5%, а в контрольном классе учащихся с низким уровнем не выявлено.Проведение данного опроса позволило заключить, что среди младших школьников обоих классов преобладает средний уровень экологического образования. Большинство детей (64%) знают «что такое хорошо, а что плохо» по отношению к природе. Однако у некоторых учеников обоих классов есть ошибочное мнение, что Земля «бездонна» и ее ресурсы никогда не иссякнут. А также дети не видят ничего плохого в том, что фабрик и заводов становилось больше, поскольку, по их мнению, они не влияют на окружающую среду. Анализ результатов опроса показывает, что преимущественным уровнем сформированности экологической культуры в обоих классах является средний уровень, а также то, что как в экспериментальном, так и в контрольных классах значителен процент детей, экологическая культура которых по отношению к природе находится на низком уровне. На основе данных двух методов можно рассчитать средний процент каждого уровня и сделать соответствующий вывод, который отображен на рисунке 2.3.Рисунок 2.3 Уровень сформированности основ экологической культуры младших школьников обоих классов на констатирующем этапеКоличество учащихся, сформировавших высокий уровень экологической культуры, составляет 29% экспериментального класса и 31% контрольного. Эти ученики обладают качественными знаниями о живой и неодушевленной природе, экологических взаимосвязях организмов, правилах поведения в природе. Также развивается потребность в получении новых экологических знаний и навыков. Ученики, которые сформировали средний уровень, имеют достаточные знания о единстве природы, взаимоотношений организмов в природе, но потребность в получении новых экологических знаний недостаточно развита. Число таких учащихся составляет 45% экспериментального класса и 50% контрольного класса. 26% экспериментального класса и 19% контрольного класса находятся на низком уровне. Эти учащиеся не знают экологические взаимосвязи организмов в природе. Они не контролируют свое поведение в природе, не проявляют инициативы в решении экологических проблем. В экспериментальном классе большинство учащихся находится на среднем и низшем уровне, поэтому возникает потребность в проведении формовочного этапа эксперимента.Рассмотрим результаты методики по изучению уровня экологического воспитания по методике Ю.А. Полещук (рис. 2.4). Рис. 2.4. Результаты диагностики уровня компонентов экологической культуры младших школьников по методике Ю.А. ПолещукУ 29% учащихся экспериментального класса и 36% учащихся из контрольной группы фиксируется высокий уровень компонентов экологической культуры. У 35% учащихся экспериментального класса и 35% контрольного класса средний уровень компонентов экологической культуры. Низкий уровень и в экспериментальном, и в контрольном классахсоставляет тот же процент, что и высокий уровень. У 29% учащихсяэкспериментального класса низкий уровень компонентов экологическойкультуры. И в контрольном классе низкий уровень составляет 36%.Совершенно все учащиеся ответили «да» на вопрос, нравится ли им отдохнуть на открытом воздухе. Но потом их поведение в природе резко различается. Те учащиеся, которые имеют высокий уровень, очень бережливы по отношению к своему окружению. Они не нарушают покоя тех, кто там живет. Они прекрасно понимают, что в природе есть все, что необходимо для жизни без посторонней помощи, без помощи человека. Такие учащиеся понимают, что в природе ничего просто не бывает, и все взаимосвязано. Значительная часть детей понимает, как вести себя на природе, что нужно делать, а что нет. Но им не хватает понимания взаимосвязи частей в природе. Так, например, на вопрос необходимо ли истреблять ядовитые грибы 6 человек ответили однозначно «да», а 3 человека затруднились ответить и ответили «не знаю». Те дети, у которых сформирован низкий уровень компонентов экологической, культуры, считают, что не все животные нужны в природе. Они, абсолютно не задумываясь о последствиях и дальнейшей судьбе живых организмов. В частности, они не уверены, смогут ли участвовать в защите природы, и не понимают значения слова «субботник». Анализ результатов опроса показывает, что уровень формирование экологической культуры в обоих классах продолжается средний уровень. Но это также определяет, что как в экспериментальном, так и в контрольном классе фиксируется значительный процент детей, культура которых в отношении природы находится на низком уровне. 2.2 Методическая разработка уроков, направленных на экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельностиЭта работа производилась только с экспериментальным 4 А классом. Образовательная среда в нашем исследовании представлена как особая намеренно созданная и определенным образом структурированная часть образовательного пространства, необходимая для реализации процесса воспитания экологической культуры среди младших школьников. Эта образовательная среда включает совокупность материальных факторов, межличностных отношений, психолого-педагогических условий учебной деятельности, возможностей развития, включенных в социальную и пространственно-предметную среду. Процесс воспитания экологической культуры среди младших школьников в образовательной среде школы обеспечивается созданием комплекса педагогических условий. Первое условие — организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеклассной и внеурочной деятельности экологического содержания, обеспечивающей высокую вероятность осознания субъективной позиции ребенка и условий его самореализации. Второе — использование в воспитательной деятельности педагогических технологий, эффективно способствующих воспитанию экологической культуры у младших школьников, что позволяет наиболее полно и эффективно реализовать потенциал воспитательной деятельности в воспитании экологической культуры. В-третьих, обеспечение процесса «вхождения» в экологическую культуру с учетом собственной истории жизни и воспитания, сложившихся ценностных ориентаций позволило исследовать жизненный опыт младших школьников и выявить причины несформированности компонентов экологической культуры и индивидуализировать дальнейший учебный процесс. Формирующий этап обучения состоял из трех периодов: подготовительного, вводного и основного. На формирующем этапе экспериментальных исследований в течение учебного года проводилась воспитательная работа по специально разработанной программе, направленной на формирование основ экологической культуры.Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Для внедрения второго поколения ФГОС в школах организована внеклассная работа, ориентированная на профориентацию учащихся, работу с их интересами и развитие личностных компетентностей школьников. Одним из важных направлений внеклассной работы младших школьников является – проектно-исследовательская деятельность. Цель курса – формирование экологических представлений младшего школьника. В рамках кружка «Юный эколог» проектная деятельность активно используется как универсальное, инновационное средство формирования экологических представлений младшего школьника, как одно из направлений внеклассной работы младших школьников. Работа по экологическому воспитанию началась с ведения дневников наблюдений, в которых отражаются сезонные изменения в природе, записываются стихи, пословицы, поговорки, приметы о временах года. Дети сами придумывают разноцветные символы, заполняют информацию о погоде в таблице. Наблюдая за погодными явлениями, сравнивают их с народными приметами. Дети в рамках своей работы по экологическому воспитанию участвовали в школьном конкурсе поэзии «Родная природа», участвовали в конкурсе рисунков о природе. Экскурсия является одним из основных видов деятельности и особой формой организации работы по экологическому воспитанию детей. В связи с этим, нами была организована экскурсия в лес. Во время экскурсий дети знакомились с растениями, животными и условиями их обитания, что способствовало формированию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Во время экскурсий дети собирали природный материал, из которого впоследствии изготавливали композиции и разнообразные несложные изделия. Также на этом этапе с помощью родителей были произведены кормушки для птиц из отходов, которые загрязняли улицу. Сделанные своими руками кормушки дети развешивали на школьном дворе и возле своих домов. Теперь пернатых гостей регулярно кормят. Они наблюдают за птицами и в школе делятся друг с другом наблюдениями, рассказывают о пользе птиц, о необходимости их охраны. В ходе работы кружка нам удалось реализовать проект «Кормушка». Проект «Кормушка» позволяет организовать работу младших школьников в групповой форме. Работа проводилась под руководством воспитателя с участием родителей. Для углубленного изучения темы были сформулированы две подзадачи: 1. Сокращение численности зимующих птиц. 2. Повышение общественного интереса к проблеме птиц зимой. С учетом работы над проектом была определена его структура. Проект состоял из трех блоков: Охват Практическое исследование Творческий поиск.Каждый блок отражал активность в определенном направлении. По этой схеме проводилась планомерная теоретическая, практическая и исследовательская деятельность, проводились анализы, диагностика, делались выводы из опытов, опытов и наблюдений. Работа над каждым из блоков проводилась в тесном сотрудничестве педагога, родителей и учащихся.На завершающем этапе также предполагалось проведение викторины, КВН, конкурса экспертов или другой формы актуализации знаний, полученных студентами в процессе научно-исследовательской работы. Рассмотрим содержание проектной деятельности на каждом этапе. Информационно-пропагандистский блок. После изучения собранного материала из газет и журналов, ребята оформили подшивку статей, которая стала основой для проведения информационно-классных часов по теме проекта. Собранный ребятами интересный и насыщенный материал послужил стимулом открыть рубрики: «Наш родной край», «Легенды о птицах», «Народной мудрости», «Птицы родного края», «Тайны Красной книги» и т.д. При оформлении этих рубрик использовались не только красочные иллюстрации, но и личные фотографии птиц, сделанные детьми и родителями, личные стихи детей, их творческие наработки, пословицы и загадки. Незабываемым моментом в проекте стала акция «Знакомься с проектом». Целью акции было заинтересовать школьников этой проблемой. Особый интерес у младших школьников вызвала театрализованная экологическая литературная композиция «Планета – наш общий дом», которую дети поставили самостоятельно. В рамках этого блока проводились мероприятия по следующим направлениям: практические меры помощи птицам. исследовательские наблюдения за жизнью зимующих птиц. Дома, с помощью родителей, учащиеся изготовили 20 разных кормушки по заранее подготовленным чертежам. Большое удовольствие получили победители конкурса на «Лучшую кормушку». Развешивали их возле школы, за окнами квартир, у собственных домов. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни призвана ориентировать человека в сфере формирования экологических знаний и экологической культуры. Почему формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нужно начинать еще в начальной школе или даже раньше? Задачи обучающего этапа эксперимента: апробировать применение различных экологических проектов с целью выявления среди них наиболее эффективных для данной группы учащихся; обосновать использование метода экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры на уроках курса «Человек и мир». Следует отметить, что крайне важной деталью при работе с младшими школьниками является поддержка и помощь родителей. Во внеурочной деятельности особую роль играет практическая деятельность школьников на природе: выполнение природоохранных проектов, организация экскурсий на природу (в парк, лес, на водоем), участие в работе кружков юных натуралистов, уход за растениями возле пришкольного участка, питомцы живого уголка, зимнее кормление птиц, проведение Дня птиц и др. Эти мероприятия позволяют не только в теории, но и на практике ощутить красоту природы и ее уязвимость. Особенно сильное воспитательное воздействие на школьников оказывает участие в реальных делах. Чаще всего под образовательной технологией понимают совокупность определенных форм и методов обучения, которая обеспечивает создание учащимися определенных образовательных продуктов. В рамках проведения исследования, была проделана большая работа по вовлечению детей в экологическую атмосферу, в результате которой достигнуты большие успехи. Дети не только участвовали в экологических общешкольных посадках, по уборке прилегающих к школе территорий, очистке поймы реки, но и во внеурочной деятельности, а именно в занятиях: совместно организованные выставки рукоделия «Дары осени», «Поделки из природных материалов», конкурсы рисунков «Краса родного края», «Мои домашние животные», «Мир цветов», фотовыставки «Интересное в жизни животных», «Необычное рядом», «Весенние первоцветы», что позволило учащимся не только познакомиться с необычными уголками природы, но и создать коллекцию фотографий растений из Красной книги; видеосъемка была подготовлена на природе в ходе исследовательской деятельности детей. Все собранные материалы выставок были оформлены в виде особого фонда, что позволило использовать их в дальнейшем для закрепления материала о природном мире своего края. Интерес родителей к экологической деятельности не только положительно сказался на эмоциональной стороне воспитания, но и повысил уровень экологической культуры самих младших школьников. Также проводилась работа с родителями по экологическому просвещению в виде советов-экскурсий с семьей на берега реки, в парки, прогулки в лес с целью наблюдения за животным и растительным миром, сбор материала для изготовления поделок для выставок, сопровождение их с обязательной беседой о правилах поведения на природе. В планы педагога по составлению тем для бесед на родительском собрании вошли темы по охране, оздоровлению природной среды, экологическим проблемам планеты, негативно влияющим на здоровье людей, тем самым заставив всех задуматься о состоянии нашей жизненной сферы. Совместный экологический отдых — одна из эффективных форм внеурочной деятельности по экологическому воспитанию, которая, как правило, приурочивалась к календарным экологическим датам. При организации внеурочной деятельности была использована такая форма работы, как мониторинг. Эта форма работы позволяла вести самостоятельные наблюдения за жизнью растений и животных, деятельностью человека.В ходе исследования дети нашли доказательства того, что деятельность человека не оставляет следа в природе. В назначенное время мало внимания уделяется, например, таким проблемам, как сокращение территории для жизни животных дорогами, изучение негативного влияния транспорта, как на мир природы, так и на здоровье человека.Таким образом, экологическое образование через проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков учащихся, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, стимулирует потребность детей в самореализации и самореализации. 2.3 Результаты контрольного этапа экспериментаЦелью проведения контрольного этапа эксперимента являлось – выявление эффективности серии проектов, направленных на формирование основ экологической культуры младших школьников.Задачи:Повторно провести диагностику по оценке уровня сформированности экологических основ экологической культуры младших школьников.Сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного этапов.В рамках контрольного эксперимента повторно проводился тест и анкетирование по определению уровня сформированности основ экологической культуры младших школьников. Полученные результаты отражены на рис. 2.5. Рис. 2.5 Уровень экологических знаний младших школьников обоих классов на контрольном этапеПервое задание, как и на констатирующем этапе, выполнили 100 % учащихся обоих классов.Все учащиеся справились с заданием на определение лиственных и хвойных растений.Как науку экологию смогли определить 86% учащихся экспериментального класса.4 ученика экспериментального класса смогли восстановить последовательность действий при посадке растений.Ребята без особого труда смогли перечислить правила поведения в лесу. Вспомнили, что нельзя кричать, ломать ветки, разорять птичьи гнезда. А уже после формирующего этапа ребята стали выделять такие правила, как, нельзя трогать диких животных, нельзя топтать траву, нельзя топтать насекомых и т.д.Сопоставляя с диагностическими данными констатирующего этапа, отмечается следующая динамика: в экспериментальном классе высокий уровень увеличился на 22%. Это произошло потому, что дети из среднего звена перешел на высокий уровень, а последний снизился на 7%, а с низкого на средний, в связи, с чем его показатели также снизились на 15%.Анализ результатов контрольного этапа показал, что уровень сформированности экологических знаний учащихся экспериментального класса значительно повысился.Также в ходе контрольного эксперимента был повторен опрос студентов по той же методике Л.В. Моисеева, так как на констатирующем этапе. В результате анкетирования младших школьников обоих классов на контрольном этапе были получены результаты, представленные на рисунке 2.6.Рисунок 2.6. Уровень экологической воспитанности младших школьников на контрольном этапеИз данных рисунка 2.6 видно, что 43 % учащихся экспериментального класса достигли высокой экологической образованности, а 36 % - контрольного класса.Средний уровень экологической образованности сформировали в этом классе 57 % учащихся, а в контрольном классе - 64 %.Низкий уровень – в контрольном и экспериментальном классе ни один из учащихся не дал неправильного ответа.Представление о том, что Земля «бездонна», исчезло. Осталось еще немногочисленные ученики, считающие, что фабрики и заводы на самом деле не влияют на природу, но это больше связано не со знаниями, а с оцепенением, с которым они сталкиваются. Они честно признались, что не верят в исчезновение кислорода из-за своей работы.Сравнивая с данными констатирующего этапа, отмечается следующая динамика: в контрольном классе показатели изменились незначительно. В экспериментальной - высокий уровень увеличился на 14%, средний уровень снизился на 7% и низкий уровень также снизился на 7% по сравнению с результатами на констатирующем этапе.Анализ результатов анкетирования контрольного этапа показал, что уровень сформированности экологических норм и правил учащихся экспериментального класса повысился, что свидетельствует об эффективности серии экологических проектов.Суммируя полученные результаты, мы получили данные контрольного этапа по уровню сформированности основ экологической культуры учащихся обоих классов, представленные на рисунке 2.7.Рисунок 2.7. Гистограмма уровней сформированности основ экологической культуры младших школьников обоих классов на контрольном этапеИз данных, представленных на рисунке 2.7, следует, что в экспериментальной группе 43 % учащихся овладели основами экологической культуры на высоком уровне, в контрольном классе детей на этом уровне было на 9 % меньше. Это связано с тем, что этот уровень значительно повысился у детей экспериментального класса после применения комплекса проектов.Показатели среднего уровня сформированности основ экологической культуры у учащихся экспериментального класса на 7 % меньше, чем в контрольном классе, а низкий уровень также ниже на 2 %. Это связано с тем, что дети в экспериментальном классе перешли из младших классов в высшие.Таким образом, на контрольном этапе мы не только получили результат, но и проследили положительную динамику формирования основ экологической культуры младших школьников в экспериментальном классе. Сказанное свидетельствует об эффективности экспериментальной работы с использованием серии проектов, направленных на формирование основ экологической культуры. Рассмотрим результаты контрольного этапа эксперимента по методике Ю.А. Полещука (рис. 2.8). Рис. 2.8 Результаты контрольного этапа эксперимента по методике Ю.А. ПолещукВысокому уровню соответствует 43% учащихся экспериментальногокласса. Как и на констатирующем этапе, абсолютно все ученики ответили «да» на вопрос, нравится ли им отдыхать на свежем воздухе. Но в отличие от того же констатирующего этапа, на контрольном они поменяли свое отношение в большей степени к окружающей среде. И стали более серьезно оценивать свои поступки в природе. Значительная часть детей стала понимать, как вести себя на природе, что следует делать, а чего нет. Сравнивая с данными анкетирования констатирующего этапа эксперимента, отмечается следующая динамика: в экспериментальном классе высокий уровень увеличился на 7%, средний уровень увеличился на 7%, а низкий уровень соответственно уменьшился на 14%.Но, несмотря на положительную динамику уровня сформированности экологической культуры и экологического воспитания, очень важно отметить, как изменился уровень сформированности знаний учащихся о природе.После того, как были повторно проведены анкетирование и тестирование учащихся, мы смогли сделать следующие выводы. Уровень сформированности компонентов экологической культуры, экологических норм и экологических знаний в экспериментальном классе значительно увеличился после применения комплекса мероприятий, направленных на формирование экологической культуры у младшего школьника.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕЭкспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе было выявлено, что преобладающим уровнем сформированности основ экологической культуры учащихся обоих классов оказался средний уровень. Только 29 % учащихся экспериментальных и 31 % учащихся контрольных классов соответствовали высокому уровню; средний уровень - 45 % учащихся экспериментальных и 50 % контрольных классов; низкий уровень - 26 % учащихся экспериментальных и 19 % контрольных классов.На формирующем этапе в экспериментальном классе был реализован ряд экологических проектов, которые способствовали развитию экологических знаний учащихся и их ценностного отношения к природе.На контрольном этапе выявлено, что уровень сформированности основ экологической культуры у учащихся экспериментального класса повысился по сравнению с контрольным классом. 43 % учащихся экспериментального класса стали соответствовать высокому уровню; средний уровень – 43 % учащихся экспериментального класса; низкий уровень - 14% учащихся экспериментального класса. и по сравнению с констатирующим этапом можно отметить положительную динамику: высокий уровень увеличился на 14 %, средний снизился на 2 %, низкий уровень снизился на 12 % по сравнению с результатами на констатирующем этапе.Таким образом, разработанная и реализованная серия экологических проектов для младших школьников эффективна в формировании основ экологической культуры учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть современное состояние проблемы формирования основ экологической культуры младших школьников.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди основных направлений работы школы подчеркнуто, что воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру имеет большое значение. Государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для стабилизации возникших экологических проблем.Во ФГОС НОО уделено значительное внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности.С целью формирования основ экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности опытно-экспериментальная работа осуществлялась в экспериментальной и контрольной группах в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Контрольный этап показалНа формирующем этапе была реализована серия экологических проектов младших школьников во внеурочной деятельности, которые включали наблюдения за объектами и процессами природы, выполнение заданий на выявление причинно-следственных связей при изучении природных процессов и явлений, на сравнение и классификацию природных объектов, на охрану природы.На контрольном этапе в экспериментальной группе наблюдали положительную динамику в сформированности основ экологической культуры младших школьников экспериментального класса: высокий уровень увеличился на 14%, средний понизился на 2%, и низкий уровень уменьшился на 12% по сравнению с констатирующем этапом. Это свидетельствует об эффективности серии экологических проектов внеурочной деятельности младших школьников в формировании основ экологической культуры младших школьников.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Разработанная серия экологических проектов внеурочной деятельности младших школьников может быть использована учителями начальной школы для формирования основ экологической культуры младших школьников.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 2017. - 592 с.Богапова З.Ф. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе / З.Ф. Богапова Э.Р. Хафизова Э.Р. / Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. - 2018. - № 1 (4). - С. 18-21. Волошина А.С. Экологическое воспитание на уроках окружающего мира / А.С. Волошина, А.Р. Бекирова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2018. - № 1-2 (14). - С. 6-7. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: Форум, 2017. - 350 c.Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников / Е.В. Везетиу // Universum: психология и образование. - 2018. - № 4 (46). - С. 11-13.Дронова Е.С. Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе / Е.С. Дронова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8 (121). - С. 68-71. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическое образование в условиях экологического кризиса [Текст] // Учителю об экологии детства.– М., 2001 –С. 16 – 31Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева. - М.: Педагогика, 2001. - 266 с.Загорулько И.В. Экологическое образование младших школьников / И.В. Загорулько // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4-2 (20). - С. 45-47. Зайцева С.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов / С.А. Зайцева, Л.И. Рыжечкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 86-89. Зейнетдинова Г.Ф. Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Г.Ф. Зейнетдинова // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. - 2018. - № 1 (4). - С. 26-30. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма-матер. - 2005 -№ 8- С.57Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.Куанаева М.М. Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира / М.М. Куанаева // Современные проблемы географии: межвуз. сб. науч. трудов. / сост.: В.В. Занозин [ и др.] - Астрахань, 2019. - С. 233-237. Курбатова А.С. Роль начальной школы в развитии экологической культуры / А.С. Курбатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-4. - С. 78-86. Лапонькина Т.А.Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» / Т.А. Лапонькина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 126-129.Отношение школьников к природе/Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988. - 103 с.Петрова Т.И. Экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира / Т.И. Петрова // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. - 2017. - № 3. - С. 17-21. Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»Плешаков А.А.: Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2012 – 315 с.Плотникова В.Г. Деятельностный подход в современном экологическом образовании и воспитании учащихся младших классов / В.Г. Плотникова // Наука через призму времени. - 2017. - № 1 (1). - С. 31-34. Тужикова В.Д. Экологическое воспитание в начальной школе / В.Д. Тужикова // Инновации в науке. - 2018. - № 11 (87). - С. 4-6. Ходаницкая Г.А. Формирование экологической компетентности в начальной школе / Г.А. Ходаницкая, А.Р. Бекирова // Январские педагогические чтения. - 2018. - № 4 (16). - С. 50-53. Учкина С.П. Экологическое образование в начальной школе / С.П. Учкина С.П., Л.В. Лемешко // Актуальные вопросы образования и науки: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф.( Тамбов, 31 января 2018 г.) – Тамбов, 2018. - С. 159-160. Чикунова В.С. Экологическое воспитание младших школьников по УМК «школа России» / В.С. Чикунова, Д.Б. Жолдыбаева // Достижения науки и образования. 2018. - № 19 (41). - С. 64-66. Чумичева Р.М. Вызовы экосистемы и экологическое образование дошкольников и младших школьников / Р.М. Чумичева, В.В. Лагутина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - № 12. - С. 67-74.Экологическое просвещение и воспитание детей младшего школьного возраста / О.А. Савватеева, Е.В. Авдошкина, Я.А. Горячева, Е.М. Храпунова / Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 6. - С. 32-36.Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. - Мн.: Асар, 2007. - 160 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!