это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3868295
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Обзор литературы по проблеме исследования………………..5
1.1. Развитие фонетико- фонематической стороны речи у детей в норме……………………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ринолалией…………………………………………………………….8
1.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией……………………………………………………..…….11
ГЛАВА 2. Методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..…….19
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста………………………………………………...19
2.2. Методика обследования артикуляционной моторики, фонетико-фонематической стороны речи и дыхания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...…23
ГЛАВА 3. Организация работы логопеда и воспитателя по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией…………………………………………………………...34
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы логопеда и воспитателя по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией………………………….34
3.2. Содержание работы логопеда и воспитателя по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией…………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………46
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время приходится констатировать увеличение числа детей, имеющих нарушения языковых и речевых функций. Курсовая работа посвящена такому тяжелому нарушению речи, как ринолалия. Данное расстройство речи представляет собой нарушение тембра голоса и произношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Нарушения устной речи при ринолалии усугубляют недоразвитие познавательной деятельности обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи. Именно поэтому коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, что, в свою очередь, обусловливает необходимость развивать средства и содержание коррекционного воздействия. Указанной проблематикой занимались Вернадский Ю. М., Колпак Т. В., Булатовская Б. Я. и др. [7, 27, 5]. Исследования Левиной Р. Е., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и Ткаченко Т. А., посвященные фонетико- фонематическим процессам, показали, что основным признаком фонетико- фонематического недоразвития является незаконченный процесс становления и дифференциации звуков. В своих трудах ученые отмечали, что фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма [29, 50, 55, 47]. Дети, имеющие в структуре речевого дефекта нарушения звукопроизношения, сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, нуждаются в специальном логопедическом воздействии. Проблема: как осуществить выбор путей коррекции, как верно определить состояние фонетико-фонематических процессов, которое необходимо выявить, подобрать систему адекватных коррекционных приемов и устранить имеющиеся дефекты?Актуальность и теоретическая значимость проблемы фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией позволяет нам определить объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования. Объект исследования – особенности нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией.Предмет исследования – система логопедического воздействия при устранении недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией. Цель исследования – изучение и изложение материала по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией. Задачи исследования: Изучение и анализ научной, психологической, педагогической литературы по теме исследования. Представление теоретической модели экспериментального исследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией.Научное обоснование, представление коррекционной работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией. Гипотеза: мы предполагаем, что изучение, классификация и представление последовательных этапов, методов, принципов коррекционной работы в процессе преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией будет эффективно при условии: Реализации данного материала в календарно-тематическом планировании логопедических занятий по коррекции ринолалии. Подбора речевого и дидактического материала с учетом структуры речевого дефекта детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова, Л. З. Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в процессе речевого развития детей с ТНР / Л. З. Антонова, Е. Г. Грищенко, И. В. Кошелькова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., 15 нояб. 2019 г.. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 112-114. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41312936 (дата обращения: 17.11.2021).
Архипова, Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО: рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // СДО. – 2016. – № 4 (66). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo (дата обращения: 15.11.2021).
Базарова, Н. А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Н. А. Базарова, О. В. Дурнева, Т. Н. Шабанова // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф., февраль 2015 г. – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 186-188. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7306/ (дата обращения: 16.11.2021).
Барабанов, Р. Е. Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия: учеб. пособие / Р. Е. Барабанов. – Riga : VDM Publishing, 2019. – 69 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38562593 (дата обращения: 15.11.2021).
Барсуков, А. В. Специальная психология : учеб.-метод. пособие / А. В. Барсуков, Н. И. Дунаева, Ж. А. Шуткина. – Нижний Новгород: ННГУ, 2019. – 76 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/144895 (дата обращения: 10.11.2021).
Болибеков, А. А. Совместная работа воспитателя и логопеда дошкольного учреждения по устранению речевых нарушений у детей / А. А. Болибеков, М. Г. Эгамбердиева // Вестник науки и образования. – 2020. № 10-3 (88). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnaya-rabota-vospitatelya-i-logopeda-doshkolnogo-uchrezhdeniya-po-ustraneniyu-rechevyh-narusheniy-u-detey (дата обращения: 16.11.2021).
Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – 256 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457155 (дата обращения: 10.11.2021).
Васильева, Е. Е. Содержание программы профессиональной подготовки логопедов к работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (на примере ринолалии) / Е. Е. Васильева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2 (59). – С. 98-104. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15204643 (дата обращения: 10.11.2021).
Волосовец, Т. В. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба / Т. В. Волосовец, Е. А. Соболева // Специальное образование. – 2002. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-pedagogicheskoe-vozdeystvie-na-detey-s-vrozhdennymi-rasschelinami-verhney-guby-i-neba (дата обращения: 15.11.2021).
Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. - (Педагогическая библиотека) – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml
Гаджиев, И. А. Проблемы диагностирования различных расстройств речи у детей / И. А. Гаджиев, Ф. Г. Гаджиева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4(59). – С. 7-9. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27157571 (дата обращения: 15.11.2021).
Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — М.: Акцидент, 1995. - 64 с.
Горшенева, И. А. Диалоги о фонетике : учеб.-метод. пособие / И. А. Горшенева. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 132 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/119646 (дата обращения: 10.11.2021).
Григорьева, О. Ф. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О. Ф. Григорьева, Л. В. Никифорова, А. В. Черкашина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 3 (19). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniya-zvukoproiznosheniya-u-starshih-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 17.11.2021).
Детская логопсихология : учебник / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.] – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 161 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429571 (дата обращения: 10.11.2021). Дошкольная логопедия : учеб. пособие : (курс лекций) / авт.-сост. Е. А. Эм. – Ставрополь: СКФУ, 2019. – 168 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596203 (дата обращения: 10.11.2021).
Дошкольная логопедия : учеб. пособие : практикум / авт.-сост. Е. А. Эм, О. П. Демиденко. – Ставрополь: СКФУ, 2019. – 182 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596204 (дата обращения: 10.11.2021).
Елфимова, Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием / Е. М. Елфимова // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 8 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-struktury-i-dinamiki-rechevogo-defekta-u-starshih-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem (дата обращения: 17.11.2021).
Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. [Электронный ресурс] /И. И. Ермакова. - М., 1984. – 143 с. - (Педагогическая библиотека). – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0208/3_0208-1.shtml.
Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - М: Просвещение, 2006. – 520 с.
Иванова, А. С. Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией / А. С. Иванова // Молодой ученый. – 2019. – № 22 (260). – С. 223-225. – URL: https://moluch.ru/archive/260/59854/ (дата обращения: 17.11.2021).
Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М., 2011 Электронный ресурс // (ЭБС «Лань»). - Режим доступа: http://lanbook.com/.Ипполитова, А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Электронный ресурс] / Под ред. О. Н. Усановой. /А. Г. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1983. –95 с. - (Педагогическая библиотека). – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0283/3_0283-1.shtml
Капкова, И. Е. Проектная технология как средство взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателем в условиях логопедической группы ДОО / И. Е. Капкова // Конференциум АСОУ. – 2015. – № 1. – С. 415-419. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24357441 (дата обращения: 10.11.2021).
Каракулова, Е. В. Фонологоритмическая работа с детьми раннего возраста при врожденных расщелинах губы и неба / Е. В. Каракулова, Н. В. Обухова // Специальное образование. – 2019. – № 1 (53). – С. 27-40. – URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11030 (дата обращения: 10.11.2021).
Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Электронный ресурс] /Под ред. Р. Е. Левиной. /Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 1971. - (Педагогическая библиотека). – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-215.shtml.
Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М., 2005. - 58с.
Китик, Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие [Электронный ресурс] / Е. Е. Китик.- М: . Флинта, 2014 - (Университетская библиотека онлайн). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=253824&sr=1
Князева, А. А. Внедрение логофонопедического подхода для коррекции речи детей с тяжелыми врождёнными пороками челюстно-лицевой области (ринолалия) по методике логопеда Т. М. Храповой / А. А. Князева, В. П. Быкова // Национальная Ассоциация Ученых. – 2015. – № 2-5 (7). – С. 125-127. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29109575 (дата обращения: 10.11.2021).
Ковшиков, В. К. Психолингвистика. Теория речевой деятельности В. К. Ковшиков, В. П. Глухов. – М.: Изд-во АСТ, М., 2009. – 105 с.
Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М., 2006. – 96 с.
Колпак, Т.В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта. [Электронный ресурс] / Т.В. Колпак. - М., 1999. 145-147 с. (Университетская библиотека онлайн). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=253824&sr=1
Колыванова, Л. А. Цифровые технологии в медико-логопедической реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба / Л. А. Колыванова, А. С. Серегин, А. А. Колыванов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – № 75. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-mediko-logopedicheskoy-reabilitatsii-detey-s-vrozhdennymi-rasschelinami-verhney-guby-i-neba (дата обращения: 15.11.2021).
Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 16 с.
Кордышева, В. В. Особенности развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой ринолалией / В. В. Кордышева // Modern Science. – 2020. – № 8-1. – С. 267-269. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43804482 (дата обращения: 15.11.2021).
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 173 с. / (ЭБС «Лань»). - Режим доступа: http://lanbook.com/Левченко, И. Ю. Современные возможности комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба / И. Ю. Левченко, В. Е. Агаева // Педиатрия. – 2017. – № 5. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43804482 (дата обращения: 15.11.2021).
Легостаева, О. Т. Игры для постановки и автоматизации звуков раннего онтогенеза у детей с ринолалией / О. Т. Легостаева // Коррекционная педагогика. – 2018. – № 3. – С. 81-85 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37779234 (дата обращения: 15.11.2021)..
Легостаева, О. Т. Формирование фонационного дыхания у дошкольников с расщелинами губы и неба / О. Т. Легостаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-1. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fonatsionnogo-dyhaniya-u-doshkolnikov-s-rasschelinami-guby-i-neba (дата обращения: 16.11.2021).
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
Петрухина, Л. С. Особенности адаптации детей с ринолалией к дошкольному учреждению / Л. С. Петрухина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы междунар. науч.-практ. конф. памяти проф. В. В. Коркунова, посвящ. 90-летию Урал. гос. пед. ун-та, 23-24 апр. 2020 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2020. – С. 123-128. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43028049 (дата обращения: 10.11.2021).
Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1973. —240 с.
Чиркина, Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей / Г. В. Чиркина // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курс. гос. ун-та. – 2012. – № 2 (22). – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17788830 (дата обращения: 15.11.2021).
Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2003. - 200 с.
Яфаева, Е. А. Рекомендации по организации и управлению образовательным процессом, и привлечение младших воспитателей к организации коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения / Е. А. Яфаева // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. материалов Ежегод. междунар. науч.-практ. конф. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕРЗ, 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-po-organizatsii-i-upravleniyu-obrazovatelnym-protsessom-i-privlechenie-mladshih-vospitateley-k-organizatsii (дата обращения: 16.11.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!