это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3879054
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Понятие, сущность и периоды патристики 3
2. Этапы возникновения патристики 5
3. Представители патристики 6
Список использованной литературы 10
1. Понятие, сущность и периоды патристики
Средневековое мировоззрение не теряло своей актуальности на
протяжении нескольких столетий и выступало в качестве отдельного периода
развития европейской философии, где на первый план выдвигалась
религиозная составляющая. Этот период человеческой истории
характеризовался активной разработкой религиозных концепций, что стало
причиной становления патристики.
Патристика - это отдельный этап в развитии религиозной философии
Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с
деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки
систематизации положений, представленный в содержании Библии.
Результатом их деятельности стало формирование фундаментальной основы
христианского вероучения. Период патристики завершился созданием
набора теологических и философских доктрин, авторами которых были
крупнейшие христианские мыслители того времени - Отцы Церкви.
Принадлежность к категории «Отцов Церкви» зависела от соблюдения
канонов религии, выдвижения на первый план религии и получения
признания со стороны Церкви. Их главная цель - защита и правильное
истолкование христианской религии. Патристику принято разделять на
греческую (Василий Великий, Григорий Нисский) и латинскую (Аврелий
Августин), каждая из них внесла свой вклад в развитие и распространение
христианской религии.
В общем виде патристика - это доктринальная форма формирования
христианской культуры, объединение религиозных ценностей христианской
веры и наследия античности в единое начало. Отличительной особенностью
патристики является преобладание религии над рациональностью.
В период Патристики мыслители отказывались от необходимости
свободного философского поиска. Патристика выдвигает на первый план
единую истину Откровения, при этом ее не нужно домысливать и дополнять,
а нужно обосновывать, разъяснять.
С позиции Христианства патристика - это единое учение, содержание
которого было сформировано различными авторами. Преобладание
религиозной составляющей как духовного явления требует от мыслителей
приверженности к теоретическому конформизму. Основа патристики - это
авторитет, который в свою очередь подразделяется на несколько
составляющих, среди них можно выделить: Откровение, церковную норму и
личный авторитет конкретного «отца».
Патристика не теряла своей актуальности на протяжении длительного
промежутка времени. Это период формирования сущности и содержания
христианского вероучения, который является результатом деятельности
множества мыслителей, каждый из них внес свой вклад в формировании
канонов религии.
Исследователи выделяют три основных периода патристики:
1. Апологетика (II-III вв.). В данном случае речь идет о
философствовании апологетов, яркими представителями этого течения
являются Тертуллиан, Климент Александрийский, отдельного внимания
заслуживает вклад Оригена.
Апологеты - это христианские мыслители II столетия, которые
предпринимали попытки защитить христианское учение на ранних этапах его
становления с помощью своих трактатов - с ними они обращались к
правителям, образованным людям. Важно отметить, что на тот период
времени христианское учение только начинало свой путь, поэтому язычники
и еретики создавали трудности и препятствия на этом пути;
2. Классическая патристика (IV-V вв.). В этот период все усилия
были направлены на систематизацию христианской доктрины. Эту цель
преследовали философы как на Западе, так и на Востоке.
3. Заключительный этап (VI-VIII вв.). В это время достижения
патристики начала постепенно закрепляться и стабилизироваться, а ее
представители начали предпринимать попытки к обозначению
разработанных и внедренных религиозных догматов.
В качестве основного источника толкования положений Патристики
выступала Библия. Речь идет о сборнике текстов, которые отражали истины,
донесенные Богом до простых смертных. Философы предпринимали
попытки анализа библейских сюжетов с целью получения ответов на
актуальные для того период времени вопросы. Мыслитель выдвигал на
первый план раскрытие истинного смысла, заложенного в библейских
текстах и его отражения в своих трудах.
2. Этапы возникновения патристики
Для лучшего понимания, что такое патристика и какую роль она
сыграла в средневековой философии, необходимо более подробно разобрать
этапы развития патристики:
1. Ранняя патристика (II-III вв.)
Этот период принято делить на два этапа. Первый этап представлен
апостольскими отцами и апологетами - в их трудах были обозначены
основные пункты христианского вероучения, при этом прослеживалась
тесная взаимосвязь с кругом представлений Нового Завета. Апологеты
внесли большой вклад в формирование христианской теории. К этому же
этапу можно отнести гностические учения 2 века.
На втором этапе центральное место занимала философская теология,
выдвинутая рядом авторов, среди них можно выделить Климента
Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Философская теология того
периода начала осуществлять постепенный переход к формированию
универсальных теологических систем. В это же время был запущен процесс
смены философских парадигм. Институциональное оформление патристики
стало возможным благодаря появлению первых теологических школ. Речь
идет об Александрийской и Антиохийской школе;
2. Классическая патристика (IV-V вв.)
В этот период были предприняты активные попытки теоретического
оформления христианского вероучения в формате догм. В начале 4 века
христианство было возведено в статус государственной религии. Вселенские
соборы способствовали приданию теологии догматического измерения.
Патристика начинает расширяться - это стало возможным благодаря
появлению новых течений, в том числе сирийской и армянской патристики.
Теоретизирование в рамках полемики между мыслителями достигает
своего пика, что приводит к появлению классических теологических систем,
базирующихся на неоплатонизме, который оказывает большое влияние на
западную традицию. Отличительной особенностью этого периода является
наличие широкого спектра жанров разной направленности;
3. Заключительный этап (VI-VIII вв.)
В этот период прослеживается ярко выраженная кристаллизация
догматики. Завершился процесс формирования и закрепления теоретико-
догматической стороны патристики, которая начала восприниматься как
непреложный канон. Мыслители не предпринимают активных попыток к
разработке и внедрению новаций, на первый план начала выдвигаться
потребность в систематизации.
В то же время набирают обороты мистические тенденции и начинает
уделяться внимание к учению, которое основывается на мыслях Аристотеля.
Результатом этого стало формирование предпосылок к формированию
схоластики. Похожие тенденции прослеживались как на Востоке, так и
Западе.
3. Представители патристики
К числу наиболее видных фигур патристики относятся:
1. Ориген (185-254гг.) Этот мыслитель впервые начал
предпринимать попытки к формированию целостной философской системы,
Фома Аквинский
которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды
неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и
продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех
смыслах Библии: телесном, душевном и духовном.
2. Василий Великий (330-379 гг.)
Позиционировал себя как участник «Каппадокийского кружка»,
разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию необходимо
воспринимать в буквальном смысле и для подкрепления своей позиции
опирался на труды мыслителей Античности.
Является автором концепции сущего, которое было
разделено на сотворенное и не несотворенное. В
данном случае прослеживается тесная взаимосвязь
с трудами Платона. Мыслитель предпринимал
попытки к построению мировоззрения, которое
могла бы разделяться как представителями Церкви,
так и простыми верующими.
3. Григорий Нисский (335-394 гг.)
Младший брат
вышеупомянутого Василия Великого. Он
продолжил дело своего брата, предпринимал
попытки совмещения неоплатонизма и
христианской догматики. Придерживался
мнения о том, что богословие и философия
должны рассматриваться отдельно друг от
друга. Мыслитель считал, что мир является
отражением сущности Бога, который возможно
познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом.
Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное)
поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте.
4. Августин Аврелий (354-430 гг.)
Ориген
Василий Великий
Григорий Нисский
Августин Аврелий
Этот мыслитель внес большой вклад в
формирование духовной культуры Рима и всей
античности. Его труды стали фундаментальной
основой для религиозно-философской мысли
Средневековья. В качестве объектов познания
мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах
уделял много внимания анализу идеи Бога в
соотношения с человеком, а человека - в
отношении к Богу. В рамках своей деятельности
ему удалось провести детализированный анализ
жизненного пути человека, что позволило ему создать
философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является
бессмертной субстанцией.
5. Боэций (480-524 гг.)
Мыслитель стал известен многим как переводчик
и комментатор трудов Аристотеля, которые
стали фундаментом средневекового учения,
основывающегося на мыслях философа периода
Античности. Стал автором концепции общего и
единичного, которая в дальнейшем
трансформировалась в проблему универсалий.
Среди его трудов можно выделить трактат
«Утешение философией», в котором была
предпринята попытка продолжения учения
Платона о всеобщем. Также автор акцентирован внимание на проблеме
соотношения сущности и существования, что является предметом изучения
онтологии.
В патристике нашли свое отражение различные проблемы, актуальные
для этой эпохи - моральные, этические, духовные. Христианские философы
предпринимали попытки переосмысления вопросов, которые были
Боэций
рассмотрены в период Античности. Христианские философы выдвигали на
первый план человека и его проблемы. Христианская философия продвигала
идею о том, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас
предстоит предстать перед Ним и ответить за свои поступки, совершенные
при жизни.
Список использованной литературы
1. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс:
учебник / В.А. Канке. - М.: Логос, 2020. - С. 21-36.
2. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии.
Латинская патристика / Г.Г. Майоров. - М.: Альфа, 2019. - 524 с.
3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. - М.:
Центр 2019. - С. 54-99.
4. Скирбекк, Г. История философии: учебное пособие / Г. Скирбекк,
Н. Гилье Н. - М.: Владос, 2021 - 146 с.
5. Столяров, А.А. Патристика. Понятие о патристике и ее основные
особенности: История философии. Запад-Россия-Восток / А.А. Столяров -
М.: Греко-латинский кабинет, 2020. - 452 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!