это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3893910
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Способность к обучению отражает познавательную деятельность субъекта и его способность усваивать новые знания, действия и сложные формы деятельности. Это связано с внедрением в педагогическую практику образовательных программ, направленных на развитие продуктивного мышления у школьников, а также формирование у них способности анализировать процесс своей познавательной деятельности, то есть способности интеллектуально размышлять.Способность к обучению зависит от многих факторов, но, возможно, в большей степени зависит от уровня психологического развития и умственных способностей учеников. Психологическое развитие относится к набору знаний, навыков и психологических действий, сформированных в процессе приобретения этих навыков и знаний. Уровень интеллектуального развития человека зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общие умственные способности) - это не сумма знаний и умственного функционирования, а то, что помогает им успешно усваиваться. Если интеллект является условием усвоения знаний и навыков, то интеллектуальное развитие в основном характеризует содержание, методы и приемы мышления. Способность к обучению может быть измерена количеством помощи, необходимой учителю для решения задачи, поэтому достаточно точно установить его уровень. После освоения решения задачи с помощью взрослых могут быть предоставлены задания, аналогичные первому заданию, чтобы выяснить возможность переноса изученных методов в новые условия.Основные свойства и уровни обучаемости для школьников, а именно восприимчивость и открытость, создает благоприятные условия для перехода на новый уровень обучения, что оказывает существенное влияние на уровень и характер учебной мотивации школьников и общую продуктивность преподавания.Данная тема исследования «Виды, уровни и свойства обучаемости» особенно актуальна к настоящему времени, так как большое количество исследований и педагогических практик показали, что эффективность обучения зависит не только от совершенствования содержания и методов обучения, но и от уровня развития индивидуально-психологических особенностей детей, в том числе их способности к обучению.Объект исследования: обучаемость как готовность человека к целенаправленному освоению знаний.Предмет исследования: виды, уровни и свойства обучаемости.Цель исследования: провести анализ видов, уровней и свойств обучаемости, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:1. Рассмотреть основные термины и содержание оубчаемости;2. Изучить виды, уровни и свойства обучаемости;3. Раскрыть программу и методы исследования обучаемости учащихся 6 класса;4. Провести обработку результатов экспериментального исследования;5. Осуществить разработку методических рекомендаций и упражнений на уроках математики по развитию обучаемости в 6 классе.При написании данной работы были использованы методы исследования:1. Теоретические:а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.2. Эмпирические:а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.База исследования: Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Бантова М.А. «Методика преподавания в школе», Борода Л.Я. «Некоторые формы по привитию интереса к обучению школьников», Берман Г.Н. «Развитие самоорганизации учеников», Берман Г.Н. «Обучение в школе» и т.д.Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты обучаемости. Во второй главе проведено экспериментальное исследование к обучаемости на примере учащихся школы. В заключении обобщены основные выводы и предложения. Список литературы содержит 20 наименований.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧАЕМОСТИ1.1. Основные термины и содержание оубчаемостиПонятие «способность к обучению» впервые было введено Б.Г. Ананьевым. Он установил, что данное понятие определяется как восприимчивость ребенка к обучению, которая представляет собой сложное явление, в основном обусловленное развитием второй сигнальной системы. Н.А. Менчинская описывает способность к обучению как способность усваивать знания и методы учебной деятельности, проявляющуюся в легкости и скорости приобретения знаний и овладения приемами. Этот атрибут динамичен по своей природе, поэтому его исследование дает возможность не только определить эффективное состояние, но и в некоторой степени предсказать характер и скорость непрерывного прогресса учащихся. Б. В. Зейгарник отметил, что способность к обучению - это ряд потенциальных возможностей для детей получить новые знания в работе, ориентированной на взрослых [5, с. 162-187].Б.Г. Ананьев понимает способность к обучению как подготовку психологии человека на всем предыдущем этапе ее формирования для того, чтобы быстро развиваться в процессе обучения в строго определенном направлении.З. И. Калмыкова трактует обучение как один из главных показателей интеллектуального развития и понимает его как систему интеллектуальных качеств ума. При равных условиях продуктивность учебной деятельности зависит от минимальных знаний и мотивации.Позже способность к обучению в основном рассматривалась как набор прав интеллектуальной собственности человека (общность, внимательность, гибкость, стабильность, независимость, экономия мышления и т.д.) и способность принимать помощь. С.В, Выготский указывал, что необходимо изучать не только текущий уровень, но и потенциальные возможности развития детей. Это можно выявить, проанализировав способность детей использовать различные уровни помощи при выполнении домашних заданий. В исследованиях, которые специализируются на психологических различиях индивидов в процессе обучения, наиболее распространенными и основными показателями восприимчивости к обучению считаются степень развития продуктивного мышления, способность организовывать свою познавательную деятельность и направлять ее в ряде исследований. Понятие «способность к обучению» включает в себя не только характеристики мышления, но и детское восприятие, внимание и память [12, с. 142-164].Способность к обучению - это сложный, разнообразный и динамичный атрибут личности, который проявляется в процессе обучения и самосознания. Это индивидуальный показатель легкости, скорости и качества усвоения знаний, навыков и умений. Структура обучения включает в себя не только когнитивные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, внимание), но и эмоции - волю.Некоторые исследователи считают, что восприимчивость к обучению в значительной степени зависит от деятельности личности, в том числе от степени, в которой дети поддаются подсказкам как свойству личности. В советской психологической литературе внушение обычно определяется как способ воздействия на людей, приводящий к появлению у человека, кроме (иногда вопреки) его воли и сознания, определенного состояния или его отношения к поведению человека.Внушение можно определить как следование образцу, примеру, указанию, которое не осознает факта влияния, как склонность человека оказывать влияние, не оценивая его критически. Предложение гипотезы помогает в некоторой степени повысить уровень обучения, ускоряя и облегчая приобретение знаний и развитие навыков и способностей. В то же время, чтобы успешно учиться, воспитывать и развивать детей с незначительными проблемами, необходимо систематически формировать у них критическое, независимое, инициативное и творческое отношение к деятельности.Особый интерес представляет работа В.А. Бакеева, в которой с помощью различных методов была выявлена динамика, подразумеваемая субъектами разных возрастных групп. Кроме того, он попытался определить роль внушения в общей структуре личности, доказав, что внушение детерминировано психическим состоянием человека в данный момент и существенно влияет на способность к обучению [3, с. 44-67].Что касается преподавания, И.Э. Шварц углубился в проблему внушения и охарактеризовал внушение как безответственное подчинение человека требованиям других. Его вывод заключается в том, что внушаемость зависит от таких факторов, как: возраст, пол, интеллект, состояние здоровья, когнитивный уровень и социальная активность. Внушаемость динамична, и в то же время она является одним из основных показателей личностных качеств личности. В целях оптимизации образовательного процесса И.Э. Шварц рекомендовал учитывать личностные особенности школьников.Также он отметил, что стоит использовать уровень обучения в качестве критерия в диагностике и процессе обучения: он описал показатели высокой способности к обучению: активный интеллект, позволяющий принимать помощь, скорость прогресса, обобщение мыслей и тезаурус учащихся.Демонстрация обучения считается целенаправленной деятельностью в новых условиях, деятельностью ученика при выполнении сложной задачи. Здесь скорость усвоения знаний определяется как отношение времени, фактически затраченного на полное усвоение эталонной концепции (или выполнение сравнительного анализа для конкретного ученика), к среднему времени выполнения на задачу.А.К. Маркова предложила измерять способность к обучению с помощью дозированной помощи учителя, прогресса и экономического мышления с помощью следующих типов учебных заданий: поставить себя в незнакомую ситуацию с неопределенными инструкциями и использовать определенную помощь [10, с. 23-64].Чтобы упростить механизм измерения способности к обучению, описываются показатели сниженной способности к обучению. Стоит отметить, что уровень обучения в значительной степени зависит от генетических факторов и психофизических особенностей личности учащегося, поэтому даже при большом количестве учебных пособий он редко повышается. Практический метод определения уровня школьного образования был рассмотрен И. П. Антоновой как метод определения уровня школьного образования учащихся средней на основе математических тестов.1.2. Виды, уровни и свойства обучаемостиВ области обучения существует чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению и восприимчивость к внешним учебным воздействиям. Это явление называют обучаемости. Т. П. Гончарова правильно указала: «Ученик - это объект, а не субъект, знакомый с процессом в мире оружия. Его пассивная позиция - главное зло организации учебного процесса».В самом широком смысле способность к обучению - это способность усваивать знания и модели действий и готовиться к выходу на новый уровень обучения. В данном случае он используется как проявление общих способностей учащегося, отражающее познавательную деятельность субъекта и его способность усваивать новые знания, действия и сложные формы деятельности. Выражая общие способности и способности к обучению как общую возможность для психологического развития, можно реализовать более широкую систему знаний и общий способ действий. Характеристика способности к обучению - это индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения.Хотя обучение напрямую связано с развитием ребенка, они никогда не будут единообразными и параллельными. Поэтому школьные тесты успеваемости никогда не отражают реального прогресса в развитии детей. Как эмпирическая характеристика способности учащихся к обучению, способность к обучению включает в себя множество показателей и параметров личности ученика. К ним в основном относятся [2, с. 32-41]:1. Когнитивные способности человека (характеристики органов чувств и процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, речи);2. Личностные качества (мотивация, личность, эмоциональная работоспособность);3. Взаимоотношения между учащимися, учебными группами и преподавателями.Важной особенностью обучения является определение качества коммуникационных возможностей и соответствующих характеристик личности. Обучение формируется с раннего детства. Особенно важно создавать возможности для обучения в сложный период обучения человека. При переходе от дошкольного образования к обучению в школьной системе и от школьного обучения к специальному образованию это означает освоение различных видов возможностей обучения.Наиболее важными качествами, которые человек предоставляет для обучения, являются:1. Управление когнитивными процессами (включая внимание, память и т.д.);2. Вербальные способности учащихся, способность понимать и использовать различные типы знаковых систем (символы, графику, метафоры), предоставляют больше возможностей для самостоятельного изучения.Таким образом, концепция способности к обучению и общие характеристики (повышение когнитивных способностей и способности к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач) включают некоторые отличительные характеристики, которые помогают продемонстрировать способность к обучению на различных образовательных и возрастных этапах интеллектуального развития человека. Для дошкольников это особое качество - качество, которое предоставляет ему прекрасную возможность участвовать в игровых мероприятиях; для детей школьного возраста - возможность более точно соответствовать различным школьным требованиям; для студентов - возможность освоить профессиональную деятельность и учиться самостоятельно [11, с. 98-112].В современной психологии рассматриваются различные виды обучаемости:1. Общая способность к обучению - способность усваивать любой материал;2. Особенная способность к обучению - способность усваивать определенные типы материалов в области науки, искусства и практической деятельности.Первый - это общий показатель, а второй - особый для отдельных людей.Обучение основано на следующих уровнях:1. Уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания и речи;2. Уровень развития в определенной области – мотивация, воля и эмоции;Развитие компонентов образовательной деятельности: понимание содержания учебных материалов из прямых и косвенных объяснений и овладение степенью активного использования материалов.Способность к обучению зависит не только от уровня развития активного познания (чему субъект может научиться и научиться самостоятельно), но и от уровня принятия познания (субъект может учиться с помощью другого человека, обладающего знаниями и навыками). Следовательно, способность к обучению отличается от способности к самопознанию и не может быть полностью оценена только по показателям ее развития. Самый высокий уровень обучения и развития определяется возможностью самосознания.О. М. Морозов отметила некоторые свойства обучаемости:1. Суммирование скорости, с которой формируются новые концепции обучаемости;2. Гибкость в мышлении и действиях;3. Способность решать проблемы несколькими способами;4. Запоминание общих понятий;5. Обширные знания;6. Интеллектуальная деятельность и т.д.Данные свойства можно также сгруппировать другим образом [8, с. 12-35]:1. Приветствуемая деятельность в новых условиях;2. Скорость, с которой формируются новые концепции и модели деятельности;3. Скорость, экономия (количество материалов для решения задачи, количество шагов), производительность, выносливость;4. Принятие помощи других, которая может быть измерена тем, какая доза помощи, необходимая ребенку для выполнения задания.Способность к обучению находится в динамичном психологическом развитии, поэтому ее наличие является надежным показателем прогрессивного характера развития. Это некое проявление динамики психологического развития, такое как: развитие, образование имеет сходные характеристики, например, реакция на внешние воздействия, переключение (с одного плана мышления на другой, с одной модели социального поведения на другую). Способность к обучению - это система, совокупность личных прав интеллектуальной собственности, его ума, формирующихся качеств, от которых зависит продуктивность учебной деятельности, а также начальный минимум знаний, взаимосвязь с преподаванием и другие необходимые условия. Индивидуальное сочетание психологических качеств определяет индивидуальные различия в способности к обучению.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1Способность к обучению, развитие и образование лучше всего определяются в личных и формирующих экспериментах по обучению, а также в непрерывных сравнениях с показателями жизни в течение всего периода исследования. Учитывая, что динамика индивидуального образования означает проникновение в сокровенный смысл его существования, это главное психологическое ядро образования. Способность к обучению широко понимается как способность к адаптации. Некоторые люди считают, что способность к обучению в биологическом смысле является аспектом биологической защиты: изменение окружающей среды до определенного предела, который не превышает функциональных возможностей системы, вызовет защитную реакцию. Благодаря этой реакции проявляются и закрепляются обучающие качества. Способность человека к обучению больше не является изолированным поведением биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предыдущих поколений.ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2.1. Программа и меоды исследования обучаемости учащихся 6 классаВ эмпирическом анализе приняло 24 человека 6 класса (12 в экспериментальной группе и 12 в контрольной группе). Целью опытно-экспериментальной работы является формирование умений обучаемости и мотивации к ней в процессе обучения. Обучение позволяет самообучаться, заниматься самообразованием, умением самостоятельно находить нужный материал, отмечать проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых вопросов и заданий. Потенциальное количество индивидуальных образовательных траекторий в этом случае оказывается существенно большим, чем в традиционном обучении. Основными критериями, определяющими степень сформированности обучаемости у школьников, являются [12, с. 142-164]:а) мотивацияб) произвольность учебной деятельности; в) активность; г) самостоятельность в учебной деятельности. Для начала было проведено тестирование по уровню овладения школьниками знаниями на примере предмета «Математика» (см. рис. 2.1). Тест представлен в приложении А.Рис. 2.1 Результаты контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента по уровню освоения предмета «МатематикаПо результатам тестирования можно сделать вывод, что группы учащихся равноценны по уровню освоения предмета математики. Данные формы проведения занятий в умении самоорганизации школьников способствуют [18, с. 184-197]:а) формированию в себе настроя на самоорганизацию учения, самосовершенствование, развитие своих способностей; б) пониманию и принятию сформулированной преподавателем задачи, выражение к ней своего отношения; в) самостоятельности в постановке перед собой задачи, видеть проблемы; г) обучению систематизировать получаемые знания, находить порядок в беспорядке, видеть частное глазами всеобщего, принципиального, и наоборот – видеть конкретное в общем; д) умение преобразовывать учебный материал: составлять план, сравнивать, моделировать, добавлять, критически перерабатывать, представлять в удобной для себя форме, находить основания для классификации и классифицировать; е) находить альтернативу решения. Исследование состояло из трех этапов [16, с. 112-134]:1. Диагностический этап - выявление проблемы и обоснование ее актуальности (констатирующий эксперимент);2. Практический этап - реализация эксперимента (формирующий эксперимент);3. Обобщающий этап (контрольный эксперимент). Проанализировав и обобщив исследования, можно выделить следующие критерии и характеристики уровней обучаемости школьников (см. табл. 2.1). Таблица 2.1 - Критерии и характеристики умений обучаемости школьниковКритерииХарактеристикаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньКогнитивныйВладение комплексом умений, позволяющим поводитьоткрытие и поиск знаний автономно.Владение отдельнымиумениями, позволяющими самоорганизовыватьсяс поддержкой педагога.Затруднение в умении самоорганизационной работы на всех этапах познавательного поиска.ЭмоциональныйДоминирование внутреннихпознавательных мотивов деятельности.Проявление стойкого интереса к самоорганизации.Проявление неустойчивогоинтереса к самоорганизации.ПоведенческийПроявляет своеобразность,самостоятельность при выполнении заданий.Проявляет самостоятельность, но нередко нуждается в помощи со стороны педагога.Отказывается от автономности в деятельности, затрудняется при выполнении самостоятельных работ.На базе выделенных критериев и характеристик были определены 3 уровня сформированности обучаемости школьников [3, с. 44-67]:а) низкий уровень - проявление неустойчивого интереса к учебной работе, затруднение в выполнении самостоятельный действий на каждом из этапов познавательного поиска, работа, в основном, по образцу, под четким руководством учителя; б) средний уровень - проявление стойкого интереса к учебной работе; владение отдельными умениями, которые позволяют проводить изучение с поддержкой учителя; проявление составляющих творчества в выборе темы, способов, представлении итогов познавательного поиска; в) высокий уровень - доминирование внутренних познавательных мотивов обучения, владение комплексом умений, позволяющим проводить автономный поиск нового знания, проявление оригинальности на каждом этапе деятельности, необычный подход к решению возникших проблем. На основе разработанных показателей был разработан диагностический опросник, позволяющий определить актуальный уровень умений обучаемости у испытуемых. Опросник состоял из 10 вопросов, направленных на выявление того, насколько актуальны для школьников следующие действия: а) ежедневное планирование своих дел, в том числе учебных и внеурочных занятий; б) выполнение домашних заданий в рамках определенного временного интервала; в) умение беречь время, не тратить его впустую; г) способность соблюдать режим дня, совмещать учебу, дополнительные занятия, досуг; д) проявление самостоятельности и навыков самообслуживания; е) умение выделять важные и второстепенные дела и задачи; ж) соблюдение мер в играх на компьютере, общении в социальных сетях, просмотре телевизионных передач; з) способность быть организованным и собранным; и) умение доводить дело до конца, не «разбрасываться»; к) способность оценивать эффективность своих действий, умение видеть свои ошибки.2.2 Обработка результатов экспериментального исследования Далее был проведен тест показателей умений обучаемости школьников 6 класса (см. прил. Б).Как говорилось выше, опросник представлял собой 10 утверждений, с которыми школьник должен согласиться или нет. За каждый положительный ответ он получал 1 балл. По методике, предложенной А.А. Кыверлягом, к высокому уровню развития исследуемого качества относятся те испытуемые, кто набрал [10, с. 23-64]:а) от 70 до 100% максимально возможных балла, б) к среднему – от 50 до 70%, в) к низкому – от 0 до 50%. Поскольку учащиеся теоретически могли набрать максимально 10 баллов, получилось следующее распределение: а) высокий уровень самоорганизации имеют учащиеся, набравшие 7-10 баллов,б) средний уровень – 5-6 баллов, в) низкий уровень – 0-4 баллов.В ходе констатирующего эксперимента был определен уровень сформированности умений обучаемости учащихся. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что в экспериментальной группе (см. табл. 2.2):а) низкий уровень сформированности умений обучаемости был выявлен у 33,3% респондентов (4 ученика), б) средний уровень – у 50% (6 учеников), в) высокий уровень – у 16,7% обучающихся (2 ученика). В контрольной группе:а) низкий уровень был диагностирован у 33,3% респондентов; б) средний уровень – у половины группы 50%, в) высокий уровень – у 16,7% обучающихся, это 2 ученика. То есть результаты показывают, что группы школьников равнозначны. Таблица 2.2 - Уровень сформированности умений обучаемости школьников ЭГ и КГ (констатирующий этап)УровниКонстатирующий этапЭГ (в %)КГ (в %)Низкий33,3 (4 ученика)33,3 (4 ученика)Средний50 (6 учеников)50 (6 учеников)Высокий16,7 (2 ученика)16,7 (2 ученика)Для дальнейшего анализа произведем разработку методических рекомендаций и упражнений на уроках математики по развитию обучаемости 6 класса.2.3 Разработка методических рекомендаций и упражнений на уроках математики по развитию обучаемости в 6 классеНа этапе открытия новых знаний учителя создают проблемную ситуацию, в ходе которой учащимся предлагается самостоятельно выполнить задания по новым темам, где возникают различные трудности. В настоящее время довольно популярной становится методика скорочтения. Учащиеся сами должны найти решения задач и изучить тему «Сложение и вычитание трех цифр в столбце», используя следующую схему (см. рис. 2.2).Рис. 2.2 Схема обучения сложения и вычитанияНа этапе консолидации самоорганизации используются логические задачи, активный поиск вариантов отношений, задачи по установлению временных, пространственных и функциональных связей, а также прохождение лабиринтов, определение множеств, заполнение форм, использование линейных и столбчатых диаграмм, использование «деревьев выбора» для решения задач, определение истинности и ошибочности утверждений и т.д. [15, с. 15-42].Для решения проблемы характера исследования используется построение схемы, которая помогает упростить поиск решения задачи, например, задачи: 4 хомяка и 16 полевок живут в двух клетках. В одной клетке находится 1 хомяк и половина всех мышей-полевок. Каждый день Коля и Мишка дают обитателям этой клетки 106 бобовых стеблей, а также обитателям других клеток - 142 таких же стебля. Сколько бобовых стеблей добавляется в рацион 1 хомяка и 1 полевки в день? В курсе по фиксированному сложению и вычитанию, делению и умножению используются алгоритмические блок-схемы (см. рис. 2.3), чтобы способствовать развитию логического мышления учащихся 6 класса.Рис. 2.3 Алгоритмическая блок-схема для учеников 6 класса В качестве примера рассмотрим интерактивное задание для 6 класса из серии заданий «Что от чего зависит?», которое позволяет развить самоорганизацию, выявить и обобщить пропорциональную зависимость величин, связанных с движением. Это задание входит в инструментальную компьютерную среду ИКС, разработанную специалистами РГПУ им. А.И. Герцена и фирмы «Кирилл и Мефодий» [4, c. 270-306].Ученикам 6 класса дается текстовая установка «Наблюдай изменение пройденного пути в зависимости от скорости», которая акцентирует внимание ученика именно на зависимости величин.Часть 1. На экране видны строчка таблицы, рисунок (его схематический вариант приведен на рис. 2.3), текст задания: «Введи значение скорости (от 40 до 100 см/сек) и наблюдай изменение пройденного пути (при одинаковом времени)».Рис. 2.4 Скорость (см/с) Время (с) Пройденный путь (см)1-й раз ______ 4 ?Ученик вписывает значение скорости, лягушка начинает прыгать по дорожке от леса к болоту. На картинке виден процесс движения: за каждую секунду лягушка делает прыжок, длина которого зависит от указанной учеником скорости. После каждого прыжка часть пути меняет цвет. В таблице появляется значение пройденного пути. Эта операция повторяется несколько раз. Ученики могут работать самостоятельно, или в парах, обсуждая выбор следующего значения скорости. При этом при введении нового значения скорости можно предложить ученикам, обратить внимание, больше оно или меньше предыдущего, высказывать свои предположения о том, больший или меньший путь (по сравнению с предыдущим) преодолеет лягушка. Ответы:Лягушка 1: 40 4 160Лягушка 2: 604 240Лягушка 3: 70 4 280Лягушка 4:80 4 320Дети 6 класса самостоятельно анализируют различные модели ситуации (схематический рисунок), выясняют, какая лягушка проделала больший путь, почему. В таблице можно посмотреть, с какой скоростью она двигалась. Аналогично выясняют, какая лягушка за это же время проделала меньший путь, почему. На этом этапе работы ученики развивают самоорганизацию и накапливают опыт наблюдений, на основе которого позже ими будет сделан вывод [15, c. 142-159].Часть 2. Задание ученику: Используя таблицу, выбери в предложении верные слова: «При одинаковом времени движения»: чем больше скорость, тем ____ пройденный путь.Вопросы:а) больше,б) меньше.Если слово выбрано верно, оно выделяется красным цветом. Эта часть работы направлена на то, чтобы ученик подметил направление изменения пути в зависимости от изменения скорости при постоянном времени и сформулировал соответствующий вывод: «Сравни скорости и пройденные пути при одинаковом времени движения». Ученикам дается три таблички, в каждой их которых ситуация для сравнения задана рисунком двух лягушек, например:Лягушка 1 по сравнению с лягушкой 3а) скорость больше в ___ раза,б) меньше пройденный путь больше в ___ раза, меньшеНа основе анализа подростки делают вывод о количественной характеристике изменения пройденного пути: во сколько раз больше скорость, во столько же раз больше пройденный путь (при одинаковом времени движения). После выполнения такого задания целесообразно обратить внимание детей, какая величина в этом случае была постоянной, какую величину изменяли сами, а какая изменялась в зависимости от изменений второй. Фокусы с разгадыванием задуманных чисел могут быть разного уровня сложности, который в основном определяется числами, набором и количеством выполняемых над ними действий. Простейшие фокусы включают 2–3 действия сложения и вычитания над числами в пределах 10, затем 20. Достаточно сложные фокусы предполагают действия с многозначными числами, например, одновременное сложение большого количества чисел или последовательное выполнение 5–6 разнородных действий. В одном фокусе может быть разгадано сразу несколько чисел, например, чей-то день, месяц и год рождения. Приведем примеры фокусов разного уровня сложности [8, c. 98-100].Фокус 1. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.Формула для разгадывания фокуса:а + 14 + 6 – а = 20. Ее можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Для обоснования можно воспользоваться доступными ученикам знаниями — сочетательным свойством сложения: а + 14 + 6 = = а + (14 + 6) = а + 20; а также взаимосвязью суммы и слагаемых: а + 20 – а = 20 (из суммы а + 20 вычли слагаемое а, получили другое слагаемое 20).Фокус 2 (старинный фокус из главы «Об утешных неких действиях, через арифметику употребляемых» учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого) состоит в угадывании, у кого из восьми человек (n1), на каком пальце (n2), на каком суставе (n3) находится перстень. Загадывающий умножает на 2 номер человека, прибавляет 5, умножает результат на 5, прибавляет номер пальца, умножает результат на 10, прибавляет номер сустава и сообщает полученное число тому, кто отгадывает. Пусть перстень находится у четвертого человека (n1 = 4), надет на пятый палец (n2 = 5), на второй сустав (n3 = 5). Выполнив вычисления, приведенные в таблице, можно отгадать, у кого находится перстень [7, с. 7-15]. Формула для разгадывания в общем случае выглядит так:((n1 _ 2 + 5) _ 5 + n2) _ 10 + n3 = n1 _ 100 + + n2 _ 10 + n3 + 250, в нашем случае: ((4 _ 2 + + 5) _ 5 + 5) _ 10 + 2 = 400 + 50 + 2 + 250. Разгадывание этого фокуса, описанного Л.Ф. Магницким более трехсот лет назад (1703), вызывает у школьников интерес и своим содержанием, и происхождением.Эти упражнения проще описанной выше игры в пункте 2.2 тем, что в них уже зафиксированы числа и арифметические действия. Занимательные здания исследовательского характера развивают учащихся в перечисленных выше направлениях, а также способствуют более осмысленному выполнению арифметических действий, их обоснованию изученными теоретическими знаниями.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Постепенно поиск заданий на развитие обучаемости в 6 классе усложняется тем, что слагаемые получают умножением и делением как однозначных, так и двузначных чисел. В данной игре развиваются такие качества творческого мышления, как самоорганизация, вариативность (способность находить несколько способов решения теоретических и практических задач при отсутствии специальных указаний на это и выбирать из них оптимальный); гибкость (способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто далеким по содержанию); оригинальность (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых).Таким образом, учебное исследование школьников 6 класса включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.ЗАКЛЮЧЕНИЕСпособность к обучаемости в узком смысле - личный показатель скорости и качества усвоения людьми знаний, навыков и умений в процессе обучения. Качество обучения рассматривается как способность воспринимать усвоение знаний, что может выявить такие качества, как: независимость, внимательность и эффективность.Способность к обучаемости в широком смысле заключается в том, чтобы принимать, готовить и открывать учащихся для перехода на новый уровень развития. При более глубоком понимании способности к обучению у детей появляется потенциальная возможность получать новые знания, работая со взрослыми; в этом отношении способность к обучению является наиболее важным стандартом интеллектуального развития детей.Различают следующие типы способностей к обучению: способность к обучению методам тематической деятельности и способность к обучению методам взаимодействия между людьми в процессе обучения. Существует также различие между общей способностью к обучению как способностью усваивать любой материал и специальной способностью к обучению как способностью усваивать определенные типы материалов (различные науки, учебные предметы и практическая деятельность). Основой обучения является уровень развития когнитивных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), областей мотивационно-волевой и эмоциональной личности, а также развитие компонентов учебной деятельности (от прямой и косвенной интерпретации и овладения материалами до уровня активного использовать для понимания содержания учебных материалов).Суммарный количественный показатель обучения - это скорость прогресса, «идеологическая экономика», которая определяется следующими свойствами:1. В соответствии с анализом усилий ребенка по решению проблемы;2. Количество действий независимого решения;3. Количество «вспомогательных частей» для внедрения решений на этой основе;4. Время, затраченное на принятие решения.Существуют разные «нюансы» в понимании способности к обучению. Под руководством учителей дети с одинаковым уровнем интеллектуального развития могут учиться в самых разных масштабах. К примеру, 8-летний ребенок может решать задачи с помощью 12-летнего. Способность к обучению может не совпадать с развитием ребенка, поэтому особое внимание следует уделять диагностике. Н.Л. Лейтес, подтверждая несоответствие между развитием и обучением, процитировал Аристотеля: Почему, когда мы старше, у нас более сильный ум, а когда мы моложе, нам легче учиться».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бантова, М.А. Методика преподавания в школе / М.А. Бантова. М.: Просвещение 2014. - 335с.2. Борода, Л.Я. Некоторые формы по привитию интереса к обучению школьников / Л.Я. Борода. – М.: Логос, 1990. – 134 с.3. Берман, Г.Н. Развитие самоорганизации учеников / Г.Н. Берман. - М.: Физматгиз, 2019. – 84 с.4. Берман, Г.Н. Обучение в школе / Г.Н. Берман. - М.: Физматгиз, 2020. – 216 с.5. Волошина, М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках в начальной школе / М.И. Волошина. – М.: Наука, 2018. – 154 с.6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).7. Дьячкова, Г.Т. Самоконтроль и самоорганизация в школе / Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Логос, 2020. – 125 с.8. Зайцева, О.П. Роль самоорганизации в формировании вычислительных навыков и в развитии личности / О.П. ЗАйцева. – М.: Наука, 2019. – 98 с.9. Зимина, С.В. Как развивается интерес к учебе / С.В. Зимина. – М.: Логос, 2018. – 174 с.10. Зимовец, К.А. Интересные приемы самоорганизации в обучении / К.А. Зимовец. – М.: Наука, 2018. – 174 с.11. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в школе: учебное пособие / Н.Б. Истомина. М.: Академия, 2021. – 288 с.12. Коваленко, В.П. Дидактические игры на уроках математики / В.П. Коваленко. – М.: Наука, 2019. – 174 с.13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).14. Кравченко, В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 классе / В.С. Кравченко. - М.: Просвещение, 2018. – 174 с.15. Липатникова, Н.Г. Роль устных упражнений на развитие учеников / Н.Г, Липатникова. – М.: Логос, 2018. – 74 с.16. Мишенева, Т.С. Приемы организации к привития обучения / Т.С. Мишенева. – СПб.: Вита, 2017. – 104 с.17. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина. - Томск: Пеленг, 1993. – 62 с.18. Узорова, О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы / О.В. Узорова. - М.: Просвещение, 2020. – 201 с.19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).20. Чилингирова, Л. Развитие самоорганизации на уроках в школе / Л. Чилингирова. М.: Просвещение, 1993. - 191с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение АТест для 6 класса по математике (представлены не все вопросы)Вопрос 1. от 1,6 м. до 2 м.>2 м.<1,1 м.от 1,1 м. до 1,5 м.Вопрос 2. Ответ: _______Вопрос 3. |b|=5. Найдите расстояние от точки b до 7.57-2122-5-12-7Вопрос 4. Ответ: ______Вопрос 5. Ответ: _____Приложение БТест на анализ показателей умений обучаемости школьников№ВопросДаНет1Умеет планировать свои учебные дела на день2Умеет планировать внеурочные занятия 3Демонстрирует способность выполнять домашние задания в определенное время4Умеет ставить конкретные задачи, пути их решения5Проявляет самостоятельность6Демонстрирует рассудительность в оценке своих действий7Не тратит время на незапланированные, отвлекающие дела8Соблюдает режим дня9Показывает способность ценить время и рационально его использовать10Демонстрирует способность доводить начатое дело до конца
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!