это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3901184
Ознакомительный фрагмент работы:
Что признаётся Дж. Локком единственным источником всех идей?
Крупным представителем английского материализма, продолжателем
Бэкона и Гоббса был Д.Локк (1632 – 1704). Он обосновал принцип
материалистического сенсуализма – происхождение всех знаний из
чувственного восприятия внешнего мира.
В гносеологии, в продолжение борьбы против схоластики, он на
первый план выдвинул вопрос о методе познания, который в свою очередь
был тесно связан с вопросами теории познания; именно этим вопросам
посвящено главное произведение Локка – «Опыт о человеческом разуме»
(1690).
Д.Локк исходил из критики учения Декарта о врожденных идеях,
доказывая, что в уме человека нет никаких прирожденных уму идей, нет их
ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях.
Единственным источником всех идей может быть только опыт. Изначально,
до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, по Локку,
– tabula rasa, «белая бумага без всяких знаков и идей».
При этом Локк различал внешний и внутренний опыт. В соответствии с
этим он выделял два опытных (эмпирических) источника наших идей:
первый из них – ощущение, второй – рефлексия. Идеи ощущения возникают
от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас, например,
идеи, приобретаемые посредством зрения, слуха, осязания, обоняния. Идеи
ощущения – основа всех наших идей. Идеи рефлексии возникают в нас, когда
наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души,
например, идеи о различных операциях нашего мышления, эмоциях,
желаниях и т. п.
Посредством идей ощущения человек воспринимает качества вещей.
Эти идеи Локк делил на два класса: 1) на идеи первичных качеств и 2) на
идеи вторичных качеств. К первичным он относил качества, принадлежащие
самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются
нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и
сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях.
Локк называл их реальными качествами. Это: плотность,
протяженность, фигура, движение (или покой) и число. Идеи первичных
качеств – копии самих этих качеств. Вторичными Локк называл качества,
которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не
находящихся в самих вещах. Идеями вторичных качеств он считал: идеи
цвета, звука, вкуса и т.д. В самих вещах имеется только способность
производить в нас эти ощущения. То, что в идее представляется приятным,
голубым или теплым, в самих вещах есть только известный объем, фигура и
движение недоступных восприятию частиц. Первичные и вторичные
качества имеют и общее: и те и другие производят свои идеи через «толчок».
Так, фиалка через «толчки» недоступных восприятию частиц материи,
различающихся объемом и фигурой, степенями и видами своих движений,
производит в душе идеи голубого цвета и запах этого цветка. Учение Локка о
различии между первичными и вторичными качествами представляет собой
развитие идей, намеченных еще Демокритом, в новое время возрожденных
Декартом. Это учение опирается на абсолютизирующее противопоставление
субъективного объективному.
Д.Локку принадлежала видная роль в создании так называемого
метафизического метода. Суть его в расчленении явлений природы,
классификации их, изучения каждого явления в отдельности. Развитие
эксперимента приводило к тому, что анализ и изоляция изучаемых явлений
получили преобладание над синтезом и над рассмотрением их связей и
взаимодействий. Тем самым нарушалась естественная целостность природы.
Это приводило к представлению, что и в самой природе все вещи состоят из
независимых друг от друга, не связанных взаимодействием элементов.
По Локку, идеи, приобретенные из обоих источников опыта – из
ощущения и из рефлексии, составляют лишь материал для знания, но не само
знание. Для получения знания необходимо, чтобы этот материал прошел
определенную обработку, которая совершается деятельностью трех
способностей души, отличных и от ощущения, и от рефлексии: сравнением,
сочетанием и отвлечением, или абстракцией. Посредством сравнения,
сочетания и отвлечения душа преобразует простые идеи ощущения и идеи
рефлексии в сложные. Например, благодаря сравнению образуются идеи о
многочисленных отношениях. Установив источник идей - простых и
сложных, Локк исследует вопрос о ценности идей для познания. Они не все
одинаково ценны. Одни из них ясны и отчетливы, другие темны и спутаны.
По значению для знания все идеи он делил на три класса:
– реальные, или, наоборот, фантастические;
– адекватные, или, наоборот, неадекватные;
– истинные, или, напротив, ложные.
Реальные идеи имеют основание в природе, они сообразны с
действительной сущностью вещей, фантастические же нет. Адекватные идеи
полностью представляют те образцы, от которых они отвлечены, все простые
идеи адекватны. Истинность и ложность, как отмечал Локк, принадлежит не
идеям, а предложениям. Истинность всегда предполагает утверждение или
отрицание.
Большое значение в гносеологии Локка имеет учение о языке. Оно
связано с его теорией абстракции. Он считал, что слова – это чувственные
знаки, необходимые людям для общения, большинство которых не
единичные обозначения, а общие термины. Общими они становятся потому,
что их делают знаками общих идей. В теории абстракции Локк стремился
объяснить происхождение общих идей. Согласно ему, в опыте существует
много вещей, частично сходных меду собой по форме, по качествам и т.п.
Это служит основанием возможности образования общих понятий. Они
возникают в результате выделения из состава нескольких предметов таких
признаков, которые общи им всем, остальные признаки исключаются. Все
отвлеченные общие идеи – производство разума, в их основе лежит сходство
самих вещей.
Исходя из этого, Локк строил учение о знании и его видах. Опираясь на
Гоббса, он определяет знание как восприятие соответствия, или
несоответствия друг другу двух идей. По критерию достоверности им
выделялось два вида знания знание бесспорное, достоверное, точное и знание
вероятное, или мнение. Бесспорное – это знание умозрительное, иначе, то
знание, которое приобретается путем рассмотрения в мысли наших
представлений и отношений между представлениями. Вероятное же знание –
опытное (эмпирическое), в котором суждения доказываются ссылкой на
подтверждающие их факты опыта. По степени точности Локком различалось
три вида бесспорного знания: созерцательное (непосредственное, или
интуитивное), демонстративное (доказательное, или доказывающее) знание и
чувственное знание, т.е. достигаемое посредством чувств и основанное на
убеждении в существовании единичных предметов. Причем, чувственное
знание выше простой вероятности, но ниже тех ступеней достоверности,
которые дает умозрительное (рациональное) знание.
Список использованной литературы
1. Блауг М. Локк, Джон // 100 великих экономистов до Кейнса. — СПб.:
Экономикус, 2008. — 352 с.
2. Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли
и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. — 1985. — № 4. —
С. 98-109.
3. Локк, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в
86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
4. Нуреев Р. М. Теоретические основы критики меркантилизма. Дж.
Локк // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н.
Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли
до первых теоретических систем политической жизни. — 606 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!