это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3908557
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика режиссера и его творческого наследия 3
2. Краткая информация о произведении-первоисточнике 4
3. Оценка кино: является ли оно пересказом книги или авторской трактовкой 5
4. Чем фильм похож на книгу, а чем отличается 6
5. Личное мнение о фильме 8
6. Заключение 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
1. Характеристика режиссера и его творческого наследия
Режиссерами фильм "Бесы" 1992 являются Игорь Таланкин, Дмитрий
Таланкин. Игорь (Индустрий) Васильевич Таланкин (3 октября 1927, Богородск
— 24 июля 2010, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист,
педагог. Народный артист СССР (1988). Кавалер Ордена Трудового Красного
Знамени (1977) и Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).
Окончил театрально-музыкальное училище имени А. Глазунова (1950),
режиссерский факультет ГИТИСа (1955), двухгодичные режиссерские курсы
при «Мосфильме» (1959).
В 1982 году окончил окончил с отличием режиссерский факультет
ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). Дипломный фильм
снимал на «Мосфильме», после чего был приглашен на работу. После службы в
армии работал на «Мосфильме» ассистентом режиссера, вторым режиссером,
кинорежиссером, в настоящее время —кинорежиссер-постановщик. Работал
совместно с отцом Игорем Таланкиным.
С 1996 по 1999 г. преподавал на кафедре теории музыки Московской
государственной консерватории им. П. И. Чайковского курс «Классический
нотный набор на компьютере и некоторые проблемы современной нотации».
Академическая камерная музыка Д. И. Таланкина исполнялась в
Рахманиновском и Малом залах Консерватории. Из последних сочинений особо
значимы «Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса, opus 8» и
рок-сюита «Reminiscentiae». Произведения разных жанров изданы, звучат на
радио и на телевидении [1].
С 1999 года работает в Московском Институте Телевидения и
Радиовещания «Останкино», руководитель Мастерской факультета режиссуры.
Отпевание состоиться 5 августа в 10 утра в храме свт. Николая Чудотворца (ул.
Новокузнецкая 23Б).
2. Краткая информация о произведении-первоисточнике
Кинофильм «Бесы» снятый по мотивам одноимённого романа Ф. М.
Достоевского. В основе фильма убийство в Москве в 1869 году лидером
«Народной расправы» студента, отошедшего от революционной деятельности.
«Бесы» (рус. дореф. Бѣсы) — шестой роман Фёдора Михайловича
Достоевского, изданный в 1871—1872 годах [2]. Один из наиболее
политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от
ростков террористического и радикального движений в среде русских
интеллигентов, разночинцев и прочих. Непосредственным прообразом сюжета
романа стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело об убийстве
студента Ивана Иванова, задуманное С. Г. Нечаевым с целью укрепления своей
власти в революционном террористическом кружке.
В романе отражено поразившее всех явление политической жизни страны
— «нечаевщина». Достоевский замыслил не очень большое произведение на
злобу дня, которое планировал вскоре закончить. Весной 1870 года
Достоевский писал по этому поводу критику и философу Николаю Страхову:
«На вещь, которую я теперь пишу в „Русский вестник“, я сильно надеюсь, но не
с художественной, а тенденциозной стороны; хочется высказать несколько
мыслей, хотя бы при этом пострадала художественность. Но меня увлекает
накопившееся в уме и сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь» [2].
В «Бесы» вошли части замысла большого романа «Жития великого
грешника» [3], возможно, зародившегося у Достоевского сразу после
возвращения из ссылки. В процессе написания значительно усложнились идея
и сюжет произведения. Полемика героев-идеологов продолжала линию,
начатую ещё в романе «Преступление и наказание». «Бесы» стали одним из
значительнейших произведений Достоевского — романом-предсказанием,
романом-предупреждением.
«Бесы» входят в ряд русских антинигилистических романов, в котором
критически разбираются идеи левого толка, в том числе и атеистические,
занимавшие умы молодёжи того времени. Д. Д. Минаев сравнивал «Бесов» с
антинигилистическими романами В. П. Клюшникова, Н. С. Лескова и А. Ф.
Писемского. Напротив, в 1872 году В. П. Буренин, критические отзывы
которого ценил Достоевский, отделил роман «Бесы» от рядовых
«антинигилистических» произведений Н. С. Лескова, Б. М. Маркевича, В. Г.
Авсеенко, П. Д. Боборыкина, Н. Д. Ахшарумова. Критик писал: «несмотря на
всю болезненность творчества даровитого автора, всё-таки приходится сказать,
что „Бесы“ — едва ли не лучший роман за настоящий год».
Четыре основных протагониста политического толка в книге:
Верховенский, Шатов, Ставрогин и Кириллов. В советское время
«антинигилистический роман» официально считался идеологически
враждебным явлением, клеветническим по отношению к революционному
движению, но первое время его было возможно переиздавать и изучать. В 1935
году роман был запрещён, после начала Хрущёвской оттепели переиздавался
только в составе собраний сочинений Достоевского. Первые после долгого
перерыва массовые издания «Бесов» вышли в 1989 г.
3. Оценка кино: является ли оно пересказом книги или авторской
трактовкой
Почти двухсполовиной часовая экранизация «Бесов», осуществленная
Игорем и Дмитрием Таланкиными, менее известна, чем киноадаптации этого
романа, снятые Вайдой и Хотиненко. Несмотря на некую путанность сценария
(роман, правда тоже не отличается линейностью), вольную перетасовку
эпизодов, полное удаление линии Степана Трофимовича, «Бесы» Таланкиных
куда лучше других экранизаций этого романа. Имея второе название («Николай
Ставрогин»), данный фильм выстроен именно вокруг таинственной фигуры
Николая Всеволодовича Ставрогина, как это и было в романе. Возникает
догадка, что основой таланкинской интерпретации текста стала статья Николая
Бердяева «Ставрогин», в которой философ утверждал, что все остальные
персонажи «Бесов» – своего рода эманация образа Ставрогина, его двойники.
Будучи классиком советского кино, Игорь Таланкин тем не менее всегда
искал в своих фильмах выход из традиционного советского актероцентризма:
«Бесах» визуальный символизм, инфернальность навязчивого присутствия в
кадре красного цвета, а также (что я вижу впервые в экранизациях
Достоевского), тщательно сдерживаемая актерами эмоциональность и даже
неадекватность их персонажей прорываются вовне лишь временами.
Таланкины очень хорошо уловили в романе и сделали стержнем своей
экранизации тот факт, что действие «Бесов» происходит в своеобразном
духовном аду, собственно экспликация этого ада и есть смысл романа.
Показать ад не как место поджаривания грешников, а как состояние душ,
разрываемых страстями, показать разврат ума как следствие плотского разврата
и его неотъемлемую часть – именно это, на мой взгляд и было сверхзадачей
Достоевского в его самом безысходном романе. Таланкины это уловили просто
потрясающе: наблюдая за Ставрогиным с исполнении Руденского, как за
одновременно аристократичным, но в то же время духовно надломленным
типом, видя муки Кириллова и Шатова, обезьянье торжество пошляка Петра
Верховенского (хотя в образе, создаваемом Юрченковым не хватает
карикатурности, его герой получился каким-то слишком уж расчетливым) –
видя все это, зритель понимает, что ад – это еще и отсутствие духовного тепла,
это холод ума и души.
4. Чем фильм похож на книгу, а чем отличается
Вопреки распространенному мнению, считающему героев романа бесами
в теле России, я склонен полагать, что персонажи «Бесов» - это скорее свиньи, в
которых вошли бесы, люди нечестивого образа жизни, развратившие себя
разными видами зла (кстати в одной из сцен фильма по городу проходит свиное
стадо, что является прямым намеком Таланкиных на эпиграф романа). «Бесы» -
тяжелый роман, и экранизация его не могла быть легкой, упрощенной, в этом
романе нельзя видеть лишь политический памфлет на социалистов и их идеи.
Это книга о тотальном отсутствии Бога в жизни закоренелого, нераскаянного
грешника, о жизни в аду уже на земле. Потому для Таланкиных также было
важно включить в экранизацию удаленную цензурой из романа главу «У
Тихона»: из нее видно, что Ставрогин стало тем, кем он стал, развратив сначала
свое тело, и лишь потом ум.
Разврат, растление, убийство, суицид – все эти чудовищные преступления
связаны между собой, фильм, как и роман, показывает, как грех не только губит
своего носителя, но и распространяется, как инфекция вовне, заражая других.
Показать переплетение греховных мотивов, слов, дел, влекущих свиное стадо,
которым стали персонажи романа, к общей погибели – было важной задачей
Достоевского, блестяще понятой постановщиками данной экранизации.
Однако, тьма романа и фильма была бы беспросветной без прекрасного образа
юродивой Хромоножки, чудесно воплощенной на экране Аллой Демидовой, –
это подлинный луч света в тотальном мраке. Также и брат Хромоножки
капитан Лебядкин при всем своем несовершенстве – образ почти
юмористический, а его «стихи» о таракане, попавшем в стакан, полном
мухоедства (в романе его стихов больше, в экранизации, к сожалению, - только
один), - это почти Хармс.
Сделав ставку на молодых актеров, а в романе большинство героев – это
именно молодежь, Таланкины не прогадали: Певцов в роли Кириллова хоть и
появляется лишь в одном эпизоде, но очень пластически и интонационно точно
показывает влюбленность своего персонажа в самого себя, свое тело, в свое
«Я»; также и Гармаш в роли Шатова уже вырабатывает свое амплуа, «свой
конек» - мужиков-простаков, терзаемых страстями не меньше интеллигентов.
На удивление точен Федор Бондарчук в роли Федьки Каторжного – этот образ
по-настоящему страшен: герой знает Писание, при этом убивает и грабит, это
почти будущий Каляев. Но и конечно, Руденский в роли Ставрогина таков, что
от его героя веет ненормальностью, прежде всего духовной, а лишь потом
психической.
5. Личное мнение о фильме
При перенесении на экран огромной книги было отброшено так много
(якобы) ненужного, что пострадала сама структура экранизации.
Сконцентрировавшись на судьбе Николая Ставрогина (собственно в титрах и
писали, что перед нами «Бесы / Николай Ставрогин») создатели убрали ряд
персонажей, сократили сюжетные линии оставшихся персонажей, возведя их в
ранг «герои-функции», добавили отсебятины и вышло что вышло. К
сожалению, «Бесы» - это классический пример, где первоисточник в разы
лучше экранизации, потому что без его прочтения зритель банально ничего не
поймёт. В фильме нет сложенной и чёткой сюжетной линии - сплошной набор
сценок.
Не понятно мне было зачем же взявшись за такое известное
произведение, критикующее революционеров и прочих радикалов, Игорь и
Дмитрий Таланкины свели к минимуму всю идеологию романа. Перестройка и
гласность как раз и были выгодны для выпуска антисоветских книг и фильмов,
чем можно было и воспользоваться при создании данной картины. Но и этого
здесь нет. Скорее присутствует параллель на «Преступление и наказание». Ведь
неслучайно же, отбросив многие сюжетные линии романа, Таланкины
экранизировали не вошедшую в книгу главу «У Тихона», где Ставрогин
исповедуется о давнем своём грехе. Он же запускает всю эту кровавую
цепочку, случившуюся в городе N, подсказав идею своему приятелю
Верховенскому каким образом сплотить кружок единомышленников. Поэтому
это скорее рассказ о том, к чему приводит идея «всё позволено», финалом
которой может быть только крах.
6. Заключение
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что «Бесы» Игоря и
Дмитрия Талакниных, снятые в 1992 году, - кино хоть и тяжелое для души, хоть
и беспросветное, но нужное, погружающее нас в тот ад, который человек сам
себе готовит уже на земле, и в котором обитает. Уже в 1992 году постановщики
поняли, что Достоевский писал не только о социализме и его практических
последствиях, а о том духовном болоте, в котором этот плотоядный крокодил,
этот Левиафан обитает.
О том духовном мраке, в котором рождаются человеконенавистнические
идеи, приводящие к уравниловке, репрессиям и концлагерям. ГУЛАГ своей
главной причиной имеет индивидуальный грех отдельного человека, не
желающего покаяния и не стремящегося к нему, — именно это хотел сказать
Достоевский, еще не ведавший о ГУЛАГе, но предчувствовавший его.
Талакиным удалось это показать с наибольшей очевидностью в финальной
сцене, когда Ставрогин перед роковым шагом снимает нательный крест. Жизнь
без креста – это непрекращающийся ад. Сможет ли понять это сегодня читатель
Достоевского и зритель Таланкиных?
При всём моём уважении к желанию экранизировать «Бесов» в столь
скудных условиях для кинопроизводства, я не могу назвать эту версию
удачной. Мало того, что непонятен сюжет, плохая картинка и звук (в настоящее
время фильм ещё никто не отреставрировал), так ещё из-за затянутых сцен
длится он невыносимо долго - 2 с половиной часа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таланкин Игорь Васильевич (кино) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
https://megabook.ru/article/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0
%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%20
%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0
%B8%D1%87%20(%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE) - Заголовок с экрана
2. Журнал «Русский вестник» (1871, № 1, 2, 4, 7, 9—11, 1872, № 11,
12) с подписью: Ф. М. Достоевский. Отдельным изданием роман вышел в
Петербурге в 1873 году.
3. Достоевский, Ф. М. 145. H. H. Страхову 24 марта (5 апреля) 1870.
Дрезден // Собрание сочинений: в 15 т. / Ф. М. Достоевский. — СПб.: Наука,
2019. — Т. 15: Письма 1834—1881. — С. 450—452.
4. Достоевский, Ф. М. <Житие великого грешника> // Собрание
сочинений: в 15 т. / Ф. М. Достоевский. — Л.: Наука, 2021. — Т. 10. — С.
313—325.
5. Рецензии на фильм Бесы, 1992 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/41496/reviews/- Заголовок с экрана
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!