это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3937589
Ознакомительный фрагмент работы:
СодержаниеВведение………………………………………………………………………2Глава 1 Теоретические аспекты барьеров в психолого- педагогическом взаимодействии……………………………………………………………….41.1.Понятие психологического барьера…………………………………….41.2. Классификация психологических барьеров…………………………...81.3. Понятие психолого- педагогического взаимодействия……………….111.4. Формы психолого-педагогического взаимодействия…………………171.5. Проблема предупреждения возникновения барьеров в отечественной литературе…………………………………………………...............................201.6. Пути преодоления барьеров в психолого-педагогическом взаимодействии……………………………………………………………….24Выводы по главе 1……………………………………………………………28Заключение…………………………………………………………………….29Список литературы……………………………………………………………31ВведениеОбщение в жизни человека и общества играет огромную роль. Оно является одной из главных сфер жизни. Человек не рождается с приобретённым умением общаться, он постигает этот навык в ходе своего развития. Без навыков общения невозможно существовать полноценно. Профессия педагога предполагает постоянное взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами. Педагог, не имея навыков эффективной коммуникации не сможет осуществлять свою педагогическую деятельность. Одной из задач педагогики является воспитание всесторонне развитой личности. Эту задачу педагог может осуществить только в том случае, если будет правильно осуществлять такой вид деятельности, как общение. Сегодня невозможно встретить учебное заведение где бы ни разу за всё время его существования не возникало конфликтов между учителем и обучающимися, между учителем и родителем. Возникающие конфликты могли бы носить конструктивный характер, если бы педагог в совершенстве владел коммуникативными навыками. Тема нашего курсового исследования: «Барьеры психолого- педагогического взаимодействия. Данная тема на сегодняшний день раскрыта недостаточно, не в полной мере. В психологической науке проблемой психологических барьеров занимались такие учёные как В.В. Столин, Е.И. Головаха, Л.И. Божович, Н.В. Панина, Н.В. Жутикова, Ф.И. Иващенко, В.А. Кан-Калик. Далее, в нашей курсовой работе мы рассмотрим некоторые из этих концепций. Целью нашего исследования является изучение барьеров в процессе психолого-педагогического взаимодействия. Задачи исследования: Изучить научную литературу по проблеме психологических барьеров.Дать определение понятию психолого- педагогическое взаимодействие.Выяснить причины возникновения барьеровРазработать рекомендации по профилактике барьеров в психолого-педагогическом взаимодействии. Объект исследования: психологические особенности психолого- педагогического взаимодействия.Предмет исследования: психологические барьеры.Гипотеза исследования: если определить причины психологических барьеров, то их проявление можно предотвратить.Практическая значимость нашей курсовой заключается в том, что представленные рекомендации могут быть полезны для педагогов образовательных организаций. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Глава 1 Теоретические аспекты барьеров в психолого- педагогическом взаимодействииПонятие психологического барьераТакое понятие как барьер используется в терминологии различных наук. Его можно встретить как в гуманитарных науках, так и в технических. В речевом обиходе различных научных областей понятие барьера может быть синонимичным понятиям «препятствие», «преграда», «противоречие» и т.д. Мы рассмотрим понятие барьера в контекстах психологической и педагогической наук. «Противоположным понятием понятию психолого-педагогическое взаимодействие является конфронтация. Конфронтация достаточно часто встречающееся явление. В любой образовательной организации, будь то школа, колледж, или университет может возникнуть конфронтация, недопонимание между учителем и учеником. Какие- либо педагогические рекомендации, замечания, касающиеся обучения, ученики воспринимают неохотно, не понимают, отвергают. Между участниками психолого-педагогического взаимодействия происходит недопонимание. Идентичные требования для учителя и для ребенка имеют совершенно разный смысл. В психологической науке данный феномен означает смысловой, или иными словами, психологический барьер.» [2 с. 69]Р.С. Немов трактует в своём психологическом словаре понятие барьер, как «препятствие внутреннего, психологического характера, которое мешает человеку достигать поставленной цели, добиться позитивных результатов в какой-либо деятельности. Психологический барьер может проявляться в форме страха, отсутствия внутренней опоры у человека, страха неудачи и избегания неприятных, по мнению его мозга, ситуаций. Психологические барьеры очень сильно влияют на качество жизни человека, они снижают эффективность деятельности личности, особенно тогда, когда за его деятельностью наблюдают другие люди и дают оценки этой деятельности. Фундаментом психологического барьера может быть комплекс неполноценности, и как следствие, может случиться аффект неадекватности.» [13 с. 40]«Психологический барьер впервые в истории науки был изучен в лаборатории психологии воспитания Института общей и педагогической психологии АПН СССР, директором которой была Л.И. Божович.» [4 с. 58] Барьер, по результатам исследований Л.И. Божович, заключается в том, что сформировавшиеся у личности аффективные состояния мешают совершать воздействие на эту личность в нужном для воспитательного процесса направлении. В описанном случае ребёнок становится невосприимчивым к воспитательным действиям близких взрослых людей, он замыкается в себе, не реагирует на замечания, а иногда специально нарушает их. Л.С. Славина совместно с Л.И. Божович в ходе своих исследований выявили и описали то, что явление «смыслового барьера», «может образоваться как по отношению к значимому взрослому, так и по отношению к конкретному требованию или замечанию.» [4 с. 124]Р.С. Немов определяет смысловой барьер как недопонимание, которое возникло между двумя или более людьми. Это недопонимание связанно с тем, что люди вкладывают разный смысл в одни и те же слова и выражения. Барьер смысловой - это наиболее распространённая причина различного рода споров, недопонимания, недоразумений между людьми» [13 с. 86]«Одной из причин ухудшения взаимопонимания с обучающимися могут быть и такие явления в структуре восприятия человека, как стереотипное восприятие, его называют «эффектом ореола», или инертностью впечатления. Они ведут к формированию недостоверного представления, убеждения о других людях. Дети на уровне интуитивных ощущений видят эти закономерности в восприятии воспитателя и могут бурно реагировать на проявление этих закономерностей, особенно на те, которые сильно отличаются от представлений о самих себе [21с. 77]».Возникновение психологических барьеров свойственно не только во взаимодействии «учитель-ученик» но и в процессе взаимодействия педагога с классом. Выдающийся советский педагог В.А. Кан-Калик в своем научном труде «Учителю о педагогическом общении» отмечает: «Изучение особенностей опыта трудовой деятельности начинающих учителей, а также проведенные исследования и эксперименты позволяют нам говорить о том, что часто во взаимодействии педагога с детским коллективом возникают различные «психологические барьеры», которые, несомненно, мешают общению, «затормаживают» его, и, как следствие, негативно сказываются на процессе обучения и воспитания, самочувствии педагога и обучающихся. В.А. Кан-Калик: «барьер» противостоящих установок. Этот барьер характерен для такой ситуации, когда учитель готовит интересный урок, приходит с замыслом пробудить интерес у обучающихся к учебному материалу, но встречается с равнодушием детей, не видит в их глазах интереса. Также существует «барьер» страха класса. Он свойственен молодым педагогам. Педагоги отлично знают материал, готовы к уроку, но боязнь предстать перед классом подвергает в шок неопытного педагога и это, естественно, мешает быть эффективным педагогом. Также в психолого-педагогическом взаимодействии имеет место быть «барьер» отсутствия контакта. Это проявляется в таких ситуациях, когда учитель, на первом этапе урока вместо установления благоприятного психологического контакта просто пишет объяснения на доске. Описанный В.А. Кан-Каликом «барьер» сужения функций общения характеризуется тем, что педагог только смысловые задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, эмоциональные функции общения. Такой «барьер» как негативная установка на класс, которая может формироваться, порой, априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе или в результате собственных педагогических неудач. Также среди тревожных педагогов может возникать боязнь совершать ошибки, излишняя педантичность (боязнь не успеть осуществить запланированное, на уроке; боязнь опоздать на урок и т.п.). Менее часто, но могут возникать «барьеры» подражания. Это когда молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля преподавания на свою педагогическую индивидуальность невозможен» [10 c. 94].Российский психолог В.В. Столин рассматривает проблему психологических барьеров в ином контексте. Столин В.В. характеризует личность исходе не з её действий, а из отказа её от каких-либо действий. В своей книге «Самосознание личности» автор пишет: «люди соблюдают законы по разным причинам - одни потому, что уважают их, и потому, что принципы, зафиксированные в законе, совпадают с их собственными моральными и нравственными принципами, другие соблюдают законы из опасения возможных санкций со стороны общества. Важно, что в структуре личности и в сознании и тех и других существуют своего рода внутренние преграды на пути совершения противоправных действий.» [19 с. 125] Дальше В.В. Столин отмечает, что психологические барьеры могут создавать преграды не только социально неодобряемым, но и социально одобряемым действиям. Влияние барьеров может носить как положительный характер, так и отрицательный характер [19 с. 148]. Российский психолог Д.А. Вострухов в своей статье «Барьеры, которые нас разделяют», описывает характерологические особенности людей, которые могут испытывать психологические барьеры. Среди этих характеристик он выделил следующие: застенчивость, высокомерность, низкий уровень самооценки, низкий уровень эмпатических особенностей, обидчивость. Автор статьи, подводя итог, отмечает, что бороться с барьерами предполагает то, что людям, в процессе этой борьбы, необходимо будет выходить из «зоны комфорта» и работать со своими особенностями, которые формировались с самого детства [7].Подводя итог, отметим, что взгляды учёных на понятие барьера различны, но, очевидно, что барьеры, обычно, мешают эффективному психолого- педагогическому взаимодействию.Классификация психологических барьеровИтак, как уже отмечалось в п. 1.1. барьеры – это различные факторы (внешние или внутренние), которые мешают людям понимать друг друга в процессе взаимодействия. В этом параграфе мы попытаемся разобрать более детально, какими бывают барьеры. Если прибегнуть к классической классификации барьеров взаимодействия, То выделяются коммуникативные и психологические барьеры взаимодействия. Остановимся на каждом виде барьеров подробнее. Итак, к психологическим барьерам общения относятся:эстетические барьеры – когда человеку неприятен внешний вид другого человека; интеллектуальные – когда один собеседник превосходит другого в интеллектуальном плане, становится просто неинтересно общаться. Но здесь нужно отметить, что в психолого-педагогическом взаимодействии такой вид барьера встречается редко, несмотря на различие жизненного опыта учителя и обучающихся; Мотивационные– характеризуются тем, что одну и ту же информацию каждый человек интерпретирует по-своему; моральные (этические) – разница убеждений, уровня развитости нравственности, жизненных принципов оппонентов;барьеры, возникающие из-за негативного отношения к другому человеку;барьеры установок- этот вид характеризуется тем, что возникает из-за плохого настроя человека. Коммуникативные барьеры включают в себя следующие виды:семантические барьеры – непонимание слов, выражений, ярким примером такого барьера может выступать языковой барьер; логические – оба или один оппонент не в состоянии выразить мысль словами логически, нарушается логическая связь изложения; фонетические – проблемы с речью, слухом у одного или у обоих людей. Учёные психологической и педагогической наук, выделяют несколько психолого- педагогических барьеров:1. Психолого-педагогический барьер цели. Многие педагоги испытывают затруднения в постановке целей своей деятельности. 2. Барьер «детские образы “хорошей воспитательной работы”». Возникновение такого барьера обусловлено детскими воспоминаниями психолога о воспитательной работе по отношению к нему. Могут возникать такие убеждения как «Меня в детстве ремнём били- человеком вырос, значит и с другими так можно»3.Барьеры «подражание опытным коллегам». В этом случае начинающий педагог начинает копировать поведение авторитарных коллег, при этом утрачивает собственную индивидуальность, совершает идентичные ошибки и промахи. 4. Барьеры «подчинение локальным требованиям». В этом случае неадекватная модель педагогического поведения заключается в убеждении, что если в конкретном образовательном учреждении имеются такие требования, которые не способствуют использованию хороших, по мнению педагога, педагогических приёмов, то и не нужно тогда применять эти приёмы. У педагога имеются убеждения: «Здесь так не работают», «Здесь не место для таких методов». 5. Барьер «профессиональной апатии». В данном случае неадекватная модель профессионального поведения заключается в том, что учитель точно знает, что достижение высоких результатов деятельности требует немалых усилий. При этом у него имеются такие убеждения: «Зачем это делать, если заработную плату я всё равно получу?», «Лучше уж ничего не делать, чем делать много». 6. Барьер «шаблонность». На более позднем этапе профессиональной деятельности педагог перестаёт внедрять новые приёмы, методы, формы педагогической деятельности. Так сказать, действует проверенным способом, по шаблону. Это не способствует развитию и совершенствованию психолого- педагогического взаимодействия. 7. барьеры «профессионального выгорания». Хочется отметить, что это распространённый вид барьера в последнее время. 8. барьер «недовольство профессией». Он возникает тогда, когда деятельность педагога не была оценена по достоинству. Формируются следующие убеждения: «Моя работа неблагодарная», «Зачем мне всё это нужно».9. барьер проекции— суждение о другом человеке по аналогии с собой. В этом случае педагог может воспринимать ребёнка, как взрослого, формируются убеждения о том, что дети реагируют на конфронтацию как взрослые. 10. барьер стереотипов — стереотипное убеждение применятся всегда и по отношению к каждому. 11. барьер рефлексии — неспособность посмотреть на свои поступки со стороны наблюдателя. Способствует возникновению таких ложных убеждений как «Я в любом случае прав», «Я незаменимый педагог» и т.п. [22, с 98-105].В завершении параграфа, хочется отметить, что классификаций барьеров в психолого-педагогическом взаимодействии достаточно много, но если обобщить, то можно сказать, что все они обусловлены психологическими особенностями личности педагога, и в какой-то степени индивидуальными особенностями обучающихся. И в том и другом случае любой вид барьера мешает эффективному психолого-педагогическому взаимодействию. О психолого- педагогическом взаимодействии мы напишем в следующем параграфе нашей курсовой работы. Понятие психолого- педагогического взаимодействияЕсли рассматривать термин взаимодействие с точи зрения философии, стоит отметить, то, что этот термин означает такие процессы взаимного воздействия объектов (субъектов), их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого объекта. Если мы заглянем в энциклопедический словарь, то там термин взаимодействие трактуется как объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Ефремова Т.Ф. определяет взаимодействие как воздействие предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них, а также согласованные действия воинских соединений (обычно в военной сфере) при выполнении боевой задачи [22].Ожегов С.И. определяет взаимодействие как поддержку друг друга. Под взаимодействием в психологии иногда понимается связь явлений или психических процессов [14 с.432]. В психологическом словаре в социальном взаимодействии поведение одного выступает стимулом для поведения другого, и наоборот. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как сотрудничество, конкуренция и конфликт. Стоит отметить, что эти взаимодействия можно применять для характеристики взаимодействия двух личностей, потому что они могут происходить внутри различных частей групп, между самими группами. Отметим, что взаимодействие может быть прямым и опосредованным. Прямое взаимодействие можно пронаблюдать в механике, когда материальные объекты соударяются или отталкиваются, передавая друг другу различные формы энергии и движения. Также непосредственное взаимодействия можно увидеть при контакте одного человека с другим (диалоги).Что же касается психолого-педагогического взаимодействия, то его можно определить, как способ осуществления совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, и как следствие, взаимного согласования и координации действий каждого объекта.Взаимодействие участников имеет свои отличительные особенности, отличающиеся от классического понятия взаимодействия. Психолого-педагогическое взаимодействие включает в себя несколько принципов: это сотрудничество, добровольность, уважительное отношение к интересам друг друга, а также соблюдение законов и различных нормативных актов. В основе представления модели психолого-педагогического взаимодействия лежат следующие принципы: учёт индивидуальных и возрастных особенностей, а также педагогической ситуации развития субъекта; гуманное отношение к обучающимся, которые выступают субъектами образовательного процесса; принцип деятельности, который описан А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным; принцип комплексных воспитательных воздействий на обучающегося, здесь имеется в виду, то, что педагог должен активно привлекать ближайшее социальное окружение ребёнка[21,с.65]. Психолого- педагогическое взаимодействие может быть между двумя обучающимися (ребёнок-ребёнок). В процессе такого взаимодействия субъект осуществляет общение со сверстниками, одноклассниками. Он приобретает опыт правильной коммуникации, присваивает правила общении, развивает такой навык как передача информации, с помощью вербальных и невербальных средств речевой выразительности. Также ребёнок в процессе такого взаимодействия обретает возможность для самовыражения, приобретает коммуникативные универсальные учебные действия. Психолого- педагогическое взаимодействие может осуществляться между родителем и ребёнком. При этом взаимодействии родитель должен признавать автономность личности ребёнка, осуществлять поддержку, заботиться, проявлять терпимость к ошибкам детей, не ущемлять права ребёнка. От того, каким будет данное взаимодействие зависит дальнейшее качество жизни личности ребёнка. Как известно, взрослые значимые люди в лице родителей оказывают значительное влияние на развитие психики ребёнка. Так, к примеру, сформировав ложные представления о себе у ребёнка или, выбор неоптимального стиля воспитания может повлиять на то, что ребёнок будет иметь низкую самооценку, как следствие, появятся барьеры в общении. Психолого- педагогическое взаимодействие может происходить между педагогом и ребёнком. каждый педагог должен обладать достаточным уровнем педагогического такта, быть терпимым к другим, иметь чувство юмора и не быть в той или иной степени агрессором. Он должен уважительно относиться к каждому обучающемуся, учитывать, как возрастные, так и личностные особенности каждого ребёнка. Психолого-педагогическое взаимодействие может реализовываться между педагогом и родителем. В этом случае, педагог должен способствовать благоприятному сотрудничеству, искренне интересоваться решением проблем обучающихся, уважительно относиться к убеждениям и взглядам родителей, если они не противоречат цели образовательного процесса. Также, отметим, что педагог должен соблюдать конфиденциальность в общении с каждым родителем. Если педагог является представителем психологической службы, иными словами, является психологом, то правило конфиденциальности прописано в этическом кодексе психолога. Психолого- педагогическое взаимодействие может реализовываться между самими педагогами и администрацией. Здесь, для эффективного взаимодействия, педагогам важно обладать терпимостью, сдержанностью, доброжелательностью, развитыми эмпатическими способностями. Важно отметить, что эффективность психолого- педагогического взаимодействия напрямую зависит от личных качеств педагогов, от их коммуникативных способностей. В современной системе образования учителю отводится огромная роль: обучение и воспитание будущего нашей страны, наших детей. Очевидно, что от того, каким будет взаимодействие педагога с остальными участниками образовательного процесса зависит качество образования и воспитания детей. Такая деятельность, как общение играет большую роль жизни человека. Без него невозможна полноценная жизнь человека. Сегодняшняя педагогика, чаще опирается на опыт таких величайших педагогов-новаторов, Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., КрупскойН.К., Амонашвили Ш.А., К.Д Ушинского, и т.д. Их научные открытия и достижения особенно актуальны сегодня– ведь сегодня мы наблюдаем нестабильную политическую ситуацию в стране, да что там в стране, в мире, нестабильную эпидемиологическую ситуацию, которая не могла не отразиться на сфере образования, изменилась форма обучения, появилось такое понятие, как дистанционное обучение, которое вызывает огромное количество конфликтов между учителями и родителями, также происходит падение нравственности, культуры в целом. Формирование человеческой культуры – основная задача сферы образования, которая обязывает самого педагога быть высоконравственной и гуманной личностью. Одной из важных особенностей характера учителя является педагогический такт.К.Д. Ушинский рассматривал педагогический такт как «чувство меры, необходимое для успеха в осуществлении воспитательного воздействия» [20, c. 25].В работах П.Ф. Каптерева педагогический такт описан как «действенный фактор повышения эффективности педагогического процесса вообще и как средство повышения уровня мастерства индивидуального подхода, в частности» [16].В трудах А.С. Макаренко по управлению коллективом, педагогический такт – это «выбор целесообразного, здорового стиля и тона деятельности коллектива, способствующей гуманизации отношений его участников, повышению уровня их общей культуры, добровольному выполнению своих обязанностей» [12].Помимо профессиональных знаний и умений учитель должен обладать активностью, творческими способностями, знать чувство меры в шутках, контроле, верить в успех своих учеников, принимать обучающихся такими, какие они есть, не допускать грубости, рукоприкладства и насилия по отношению к детям. Несмотря на то, что сегодня в различных произведениях, фильмах образ учителя представлен не очень светлым, каждый педагог должен стремиться быть человеком. Да, сегодня очень нелегко быть гуманным, и различные ролики в сети интернет, где показаны конфликты между участниками образовательного процесса, этому доказательство. Обучающиеся не всегда ведут себя тактично и вежливо со своими учителями, в силу разных причин. Но учитель всегда должен выступать как адекватная сторона, которая найдёт конструктивный выход из сложившегося конфликта. Также учитель должен знать психологические, возрастные особенности детей. Ведь это фундаментальные знания, которые способствуют эффективному обучению и воспитанию.Все мы люди, и бывает очень сложно сдерживать свои эмоции, когда ученик хулиганит, оскорбляет, ведёт себя не подобающим образом. Но нам, педагогам, нужно взращивать и развивать в себе психологическую компетентность, умение вести себя достойно в любой сложившейся ситуации, не краснеть при любом тревожном звонке, не переходить на личности. Многие педагоги считают шутку и юмор в целом залогом успеха педагогических взаимоотношений. Однако, юмор очень тонкая вещь. Кому- то шутка может показаться весьма смешной и забавной, а кто-то разрыдается от обиды и это послужит поводом для очередного конфликта.Отметим, что очень важной составляющей для психолого- педагогического взаимодействия важен выбранный ими стиль общения. Как утверждают в своих трудах А.Ю. Максаков и Д.А. Мишутин, педагог, который выбрал авторитарный стиль общения, свойственны такие особенности общения с обучающимися, как преимущественное использование монолога и императивных форм обращений. Педагоги, которые выбирают демократический стиль, более часто используют диалог и употребляют неимперативные формы обращений к обучающимся [22, с.43].Учителя с авторитарным стилем руководства в процессе психолого- педагогического взаимодействия выбирают властный, высокомерный тон, они демонстрируют своей моделью поведения превосходство в знаниях и умениях. Педагоги с авторитарным стилям обычно слишком строго оценивают обучающихся, используют чаще педагогические санкции по отношению к обучающимся. Учителя с демократическим стилем общения свойственны противоположные характеристики: стремление снять напряжённость, тревожность обучающихся, поддержка, авансирование успеха; они помогают в подборе слов, построении предложения, используют только конструктивную критику учащегося, в целом выбирают доброжелательный тон, интонацию при обращении к учащимся. Д.А. Мишутин отмечает, что у учителей с демократическим стилем общения на уроках не редкостью становятся обращения учащихся, которые провоцируют конфликтные ситуации. Возможно, обучающиеся видят не только положительно окрашенные стороны данного стиля общения, но и его негативные стороны, которые заключаются в возможности оказывать на учителя психологическое давление [22, с. 47].Таким образом можно сделать вывод, что каждому педагогу необходимо постоянно, независимо от опыта, педагогического стажа, совершенствовать свои навыки общения и учиться выбирать оптимальный стиль общения. Это можно осуществлять с помощью различных профессиональных курсов, индивидуальных консультаций с психологом, групповых тренингов, чтения специальной психологической литературы. Формы психолого-педагогического взаимодействияФормы психолого-педагогического взаимодействия можно распределить в зависимости от вида деятельности – обучение, игры, труда, общения.Если рассматривать формы обучения, то это будут уроки, экскурсионные занятия, консультации и факультативы.Игровые формы включают в себя соревнования и игры. Формы трудовой деятельности заключаются в ученических производственных объединениях, работе во временных группах, индивидуальном труде. М.Т. Громкова трактует взаимодействие как процесс изменения образов мыслей, слов и действий, что тождественно сфере образования. В процессе этого взаимодействия педагог играет огромную роль в создании условий для осознания окружающего мира, отдельных явлений. Именно педагогическая деятельность подразумевает моделирование самого взаимодействия, участниками которого выступают учитель и ученик.Громкова М.Т. выделяет следующие формы психолого-педагогического взаимодействия:1. Преувеличено значение воздействия на нормы, принижена значимость воздействия на потребности и способности. Данная модель основана на концепте «надо», что создает определенную несвободу, нелюбовь и психологическое давление. Основной проблемой является отсутствие демократического общения, гуманного отношения в конкретных педагогических процессах. На первый план выходит дидактизм, а процессы воспитания носят «сервисный», не технологичный характер.2. Преувеличено значение воздействия на потребности, принижена значимость воздействия на нормы и способности. Данная модель основана на ключевом слове «хочу» и часто проявляется в крайностях: либо в сторону материального, либо в сторону духовного; часто провозглашаются ценности свободы, гуманизма, которые на практике деформируются в беспредел и вседозволенность. Подобные модели взаимодействия часто «приживаются» в частном образовании, где родители, оплачивая обучение своих детей, диктуют свои желания как требования.3. Преувеличено значение воздействия на способности, принижена значимость норм и потребностей. Модель ориентирована на «могу», что часто формирует позицию преувеличения собственной индивидуальности, исключительности, завышенный уровень притязаний. Игнорируя потребности и ценности социума, она способствует обособленности, разрушению социальных связей, неуважению к нормам.4. Соразмерное воздействие на потребности, нормы, способности, предполагающее организованное, позитивно результативное изменение потребностей (воспитание), норм (обучение), способностей (развитие), окультуривание образа мыслей, слова, действия. Главной особенностью данной модели является гармоничное сочетание во взаимодействии позиций: человек – личность – индивид.М.Т. Громкова отмечает, что данные модели, реализуемые конкретным преподавателем, должны быть встроены в общую модель взаимодействия в учебном заведении, поэтому рассмотренные модели не исчерпывают всего многообразия и могут варьироваться с учетом особенностей личности педагога и образовательного учреждения [7]. В.Г. Маралов при выделении моделей педагогического взаимодействия предлагает брать за основу характер связей между педагогом и учащимся, а также способ разрешения педагогических противоречий[7].Отметим, что они могут быть субъект-объектными, субъект-субъектными, объект-субъектными, а в качестве способа основного противоречия, возникающего в процессе взаимодействия, принуждение или сотрудничество. Именно они определяют своеобразие стиля взаимодействия, выделение в качестве приоритетных таких свойств личности ребенка, на которые следует опираться и которые нужно одновременно формировать. В этом смысле речь идет об опоре педагогов на ту или иную модель взаимодействия: например, ориентированность на личностную модель взаимодействия означает, что учитель признает в качестве субъектов деятельности как себя, так и ребенка, где основное противоречие разрешается с помощью сотрудничества. Это определяет и его целевые установки, тип отношения к детям, принятие свободы и самостоятельности [16].Если рассматривать психолого-педагогическое взаимодействие, как синонимичное понятие общению, то можно выделить такие формы как менторская, которая определяется поучительно назидательным характером; одухотворяющая- такая форма взаимодействия, которая является неотъемлемой частью гуманизации образования; информационная- эту форму можно наблюдать в процессе проведения классического урока; конфронтационная форма- данная форма подразумевает возникновение у оппонентов противоречивых мыслей и высказываний. Как мы отмечали ранее в нашей курсовой работе, одной из причин конфронтации могут выступать барьеры. Поэтому для осуществления эффективного психолого- педагогического взаимодействия необходимо предупреждать возникновения барьеров.Под эффективным психолого-педагогическим взаимодействием мы подразумеваем такое взаимодействие, которое способствует эффективному достижению главной цели образования- приобщения, обучающихся к достижениям общества, ретрансляция и сохранение культурного достояния цивилизации. Иначе говоря, барьеры, мешающие эффективному психолого- педагогическому взаимодействию, делают достижение цели образования затруднительным или вовсе невозможным, это зависит от вида барьера, который может возникнуть. Предотвратить барьеры гораздо проще, чем устранять последствия от них, поэтому в следующем параграфе нашей курсовой работы мы представим проблему предупреждения возникновения барьеров в отечественной литературе.Проблема предупреждения возникновения барьеров в отечественной литературеБольшое количество исследований отечественных учёных позволяет выделить характерологические особенности барьеров. Во-первых, психологические барьеры скован с обстоятельствами внешней среды, которые выполняют функцию препятствия. Таким образом Г.А. Андреева предлагает для преодоления барьера использовать такую стратегию, как компромисс, хотя, стоит отметить, что для конструктивного взаимодействия данная стратегия подходит в неполной мере. Интересы одной из сторон всё равно не будут удовлетворены. Во-вторых, барьеры обуславливаются целым рядом факторов внутреннего порядка. В этом случае лучшей мерой профилактики барьеров будут выступать работа над внутренними качествами личности. В-третьих, барьеры часто обуславливаются ситуацией, в которой происходит взаимодействие. Поэтому, чтобы предотвратить такой барьер, нужно обладать информацией о ситуации в полной мере. Таким образом, отечественные психологи сходятся во мнении, что барьер синонимично понятию препятствие. Анализ исследований проблемы психологических барьеров даёт нам право утверждать, что психологи классифицируют барьеры на: смысловые, когнитивные, смысловые, эмоциональные, барьеры общения, барьеры в инновационной деятельности, барьеры в педагогической деятельности, но единой дифференциации не существует.Проанализировав научную литературу, мы можем отметить, что барьер как таковой не является конфликтной ситуацией, это, скорее, заторможенность, некая пауза в развитии. Ситуация, когда мы не можем в полной мере реализовать свой потенциал, чаще всего вызвана психологическими барьерами. Конфликтные и патологические ситуации возникают, в основном, из-за того, что человек не может использовать оптимально эффективную стратегию поведения при встрече с барьерами.Ф.Е. Василюк, исходя из концепции деятельности А.Н. Леонтьева, отметил несколько признаков преодоления барьеров личностью: уровень интеллектуального развития личности и её отношение к окружающему миру.Стратегия преодоления барьеров в психолого- педагогическом взаимодействии–это большое разнообразие приемов, которые нужно применять по порядку. Эти приёмы объединены целью и способами реализации учебной деятельности, обеспечивающий преодоление психологических барьеров [5, с 87].Другими словами, преодоление психологического барьера – это внутренняя работа субъекта деятельности, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов: нахождение личностного смысла деятельности, ценности личной позиции, самоактуализации, осознания мотивов деятельности, на которую оказывают влияние внешние и внутренние факторы.Процесс преодоления психологических барьеров в учебной деятельности учеников связан с переживанием. В процессе «переживание – деятельность» личность сама определяет способ преодоления психологического барьера. Это активный, результативный внутренний процесс, позволяющий реально преобразовывать психологическую ситуацию.Также, напомним, что в процессе психолого-педагогического взаимодействия, на его эффективность в большей мере влияет педагог. В связи с этим существуют определенные требования к речи педагога. 1) Правильность речи или соответствие её языковым нормам. В общении с обучающимися педагог обязан выражаться в соответствии с правилами русского языка, употреблять слова в том значении, в котором они употребляются в речи.2) Точность или соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее фундаменте. Если педагог будет нарушать данное правило, это не только не будет способствовать преодолению барьеров, а ещё и не научит обучающихся уместному употреблению отдельных слов.3) Логичность. Мысль, которую высказывает педагог должна быть последовательна, без нарушений логической последовательности. 4) Чистота речи, то есть отсутствие в речи педагога слов- паразитов, различных жаргонов. 5) Речь педагога должна быть выразительной. Потому что с помощью речи педагог передаёт информацию, нужно заинтересовать речью обучающихся для оптимального усвоения информации. 6) Богатство речи. 7) Уместность речи. Педагоги должны усвоить, что эффективное общение практически невозможно осуществить без усвоения носителем языка основных правил эффективного слушания. Если открыть любой учебник по деловой речи, переведенное на русский язык, то основное место в этих книгах ставится вопрос о приемах эффективного слушания. Умению слушать зарубежные ученые отводят главную роль, видимо, в западном обществе эта проблема также актуальна. Если проанализировать увиденные беседы русских людей, то можно отметить, что люди не слушают друг друга, а просто обмениваются информацией или критикуют друг друга [10, с.94].Что касается навыка активного слушания, то стоит отметить, что этот навык необходим в психолого-педагогическом взаимодействии, не важно между какими участниками образовательного процесса происходит конкретное взаимодействие. Павловский В.С. в своей статье выделяет следующие пути предупреждения барьеров в процессе психолого- педагогического взаимодействия:При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум брал верх над эмоциями.Педагог должен использовать навыки общения не только с целью передать информацию, но и с целью воспитать всесторонне развитую личность.Педагог должен использовать разнообразные виды и формы общения. При общении с конкретным ребёнком необходимо учитывать его психологические особенности.Педагог должен овладевать навыками саморегуляции. Испытывать гнев- это нормально, но не нужно выплёскивать его на окружающих.Педагог должен учиться «вставать» на место ребенка в процессе общения. Не преувеличивать свои заслуги в глазах других и не показывать признаки превосходства.В отечественной литературе представлено большое количество рекомендаций по преодолению барьеров в психолого- педагогическом взаимодействии. В большинстве научных трудов выделено, что навыками общения будущие педагоги должны овладевать ещё обучаясь в колледжах и вузах, по мнению российского психолога Г.В. Скворцова так, будет проще влиться в педагогический коллектив и осуществлять педагогическую деятельность. По мнению Скворцова Г.В. каждый педагог, учитывая сегодняшнюю ситуацию в образовательных учреждениях должен пользоваться услугами психологов. Ведь только гармоничная личность может открывать дверь в мир новых знаний. [16].Итак, в этом параграфе нашей курсовой работы мы попытались отразить основные взгляды отечественных учёных на проблему преодоления барьеров, в следующем параграфе мы представим рекомендации по преодолению барьеров в психолого-педагогическом взаимодействии.Пути преодоления барьеров в психолого-педагогическом взаимодействииИтак, как мы отмечали ранее, адекватность усвоения информации в основном зависит от наличия или отсутствия в процессе общения барьеров. В ситуации присутствия барьера в психолого- педагогическом взаимодействии представленная информация искажается или теряет истинный смысл, или в некоторых случаях вовсе не поступает к реципиенту.Существует большое количество приёмов повышения эффективности общения, избегания коммуникативных барьеров. Отметим некоторые из них.1. Следует помнить, что в конфликтной ситуации у человека преобладают эмоции, а не разум.2. Следует придерживаться доброжелательного тона в процессе педагогического общения.3. Стоит работать над созданием внутренней опоры, формировать адекватную самооценку.4. Следует ориентироваться на положительные стороны оппонента, тогда это как бы обязывает его быть лучше.5. Педагогам в системе образования нужно формировать умение оптимальной реакции на критику, помнить, что не всякая критика является конструктивной.6.Также для преодоления барьеров стоит надевать на себя так называемый невидимый скафандр или фильтр, который поможет абстрагироваться от внешней агрессии и конфликтных ситуаций.7. Педагогам стоит учиться не ставить себя выше остальных и не демонстрировать своих превосходств над другими участниками образовательного процесса.8. Каждый педагог обязан использовать новые, интересные для учеников формы обучения и воспитания.9. Если педагог испытывает страхи, связанные с общением, то незамедлительно нужно обращаться за помощью к психологам. 10. В общении педагога с родителями для педагога важно сохранять доброжелательный тон и выражение лица.11. Педагог должен учиться видеть в каждом ребёнке личность, которая имеет свои особенности и имеет право на автономность.12. В ситуации взаимодействия учитель-учитель-администрация нужно понимать всем участникам данного взаимодействия, что все они должны сотрудничать и решать общие проблемы вместе, не бояться обращаться друг к другу за помощью.13. Для преодоления барьеров во взаимодействии ребёнок- ребёнок педагогам стоит обращать внимание на формирование коммуникативных способностей обучающихся. Средствами достижения этой цели могут быть уроки, внеклассные мероприятия и т.д.Стоит отметить, что трудность преодоления психологических барьеров во взаимодействии заключается в том, что психологические барьеры возникают незаметно и первое время могут не осознаваться участниками взаимодействия. Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем имеются общие моменты, поэтому нужно стараться преодолевать данные барьеры.Психолог В.В. Жуков считает, что для преодоления психологических барьеров нужно постоянно совершать работу над собой. Нужно учиться смотреть на себя со стороны, слышать себя, и понимать собственные чувства. Когда что-то смущает, нужно замедлиться и спросить себя: «Что я чувствую сейчас?». Исходя из ответа на поставленный вопрос, станет проще определить дальнейший план работы над собой и своими барьерами. Также по мнению Жукова нужно заниматься активной терапией: эффективны в преодолении барьеров групповые или индивидуальные тренинги. Специалист, оценивая ситуацию со стороны, сможет найти и помочь устранить первопричину барьеров, зажимов. [22]. К самым распространённым формам терапии относятся: ритмичная гимнастика, аэробика, танцы, искусство, телесная терапия, тренировка практических навыков общения (позвонить в службу поддержки, спросить что-либо у незнакомого человека, занять очередь куда-либо).Итак, проанализировав литературу о барьерах в психолого- педагогическом взаимодействии, можно сделать вывод, что их преодоление возможно при соблюдении комплекса педагогических условий, которые включают следующие организационные принципы: гуманизация процесса обучения; индивидуальный подход к каждому обучающемуся; принцип коммуникативности; интеграция полученных знаний, умений и навыков; ситуативность, направленность на конкретные условия взаимодействия. Для эффективного преодоления барьера, как и любых других психологических проблем, необходимо устранить первопричину его проявлений. Общение – это важная часть социальной жизни человека. В этом непростом процессе часто возникают сложности так называемые «барьеры». Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую обозначают понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность.Коммуникативная компетентность характеризуется сложным набором умений в сфере общения, знание норм, культуры речи, умение подобрать действия в непростой социально-психологической ситуации. Педагог является эталоном для будущего нашей страны, поэтому, он как никто другой должен обладать высоким уровнем коммуникативных компетенций. Таким образом, в процессе педагогической деятельности возникающие коммуникативные трудности связаны со стилем психологического влияния. Своевременная диагностика и коррекция актуальных коммуникативных трудностей педагогов позволит оптимизировать процесс делового общения, снять высокий уровень нервно-психического напряжения, гармонизировать межличностные отношения в педагогическом пространстве. Выводы по главе 1Подводя итог, отметим, что определений и классификаций барьеров в научной литературе имеется большое количество. Но если обобщить, можно выделить следующее: понятие «барьер» близко к понятию «конфликт», однако это совсем разные понятия. Конфликт имеет свои отличительные особенности, которые заключаются в его структуре, он имеет объект и этапы разрешения. Барьер же, это некое препятствие, преграда, которая мешает человеку достигать его целей. Учёные выделяют большое количество причин появления барьеров: недостаточный уровень самооценки, стереотипное мышление, устаревшие методы и приёмы обучения. Отметим, что в процессе психолого-педагогического взаимодействия большая роль отводится педагогам. Именно от их коммуникативных умений зависит качество психолого-педагогического взаимодействия. ЗаключениеВ заключении стоит отметить, что психолого- педагогическое взаимодействие – это совместный процесс деятельности, направленный на достижение целей образовательного процесса и подразумевающий активность всех сторон. Этими сторонами могут выступать педагоги, обучающиеся, администрация образовательного учреждения, родители обучающихся. Проблема барьеров в психолого- педагогическом взаимодействии сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной сферой исследовательских и практических интересов психологии. Такая тенденция связана, в первую очередь с тем, что дана предметная область напрямую выходит на раскрытие механизмов, способов и методов управления образовательным процессом. В ходе изучения литературных источников по данной проблеме, нами было выяснено, что барьеры имеют свои первопричины, признаки, также были выявлены способы предотвращения и преодоления барьеров. Нами были сделаны выводы о том, что барьеры мешают достижению целей образовательного процесса. Для того, чтобы это предотвратить необходим ряд профилактических мер. Чтобы профилактические меры оказались эффективными, с помощью диагностики, на первом этапе, нужно выявить причину возникновения барьеров. В психолого-педагогическом взаимодействии организационная роль отводится педагогу, поэтому педагогу особенно важно повышать свой уровень коммуникативной компетенции. Так, при взаимодействии с обучающимися педагог ориентируется на принципы индивидуализации, гуманизма, при общении с родителями, педагог также соблюдает коммуникативные требования. Поэтому для эффективного психолого- педагогического взаимодействия необходима постоянная работа над собой, над своими психологическими качествами.Предотвращение барьеров всегда более простой процесс, чем устранение его последствий. Зная природу барьеров, можно осуществить эффективные меры их профилактики – этот вывод позволяет нам сделать анализ литературных источников по данной проблеме. Отсюда следует, что гипотеза доказана. Представленные задачи были выполнены нами в полной мере, а цель, которая заключалась в изучении барьеров в процессе психолого-педагогического взаимодействия, была нами достигнута. Список литературыАвертисян К.А. Экспрессивное поведение учителя // Психологическая наука и образование. 2000г., № 1 .Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших уч. заведений / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.Баранов А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельностиучителей высокого и низкого профессионального мастерства: дис. ...канд.психол. наук. СПб.: 1995.- 359 сБожович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -867с.Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности/ Е.И. Головаха//Психология личности в трудах отечественных психологов. - 2009.- № 5. - С. 99-107.Джиоева О.Ф Социально-педагогические технологии оптимального решения затрудненного общения в общеобразовательной школе и вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ,2007. – 24 с.Ильин Е. П., Нгуен Ки Тыонг. Склонность к стилю руководства и личностные особенности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3. – СПб., 1999-657с. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.:Питер, 2012. – 640 с.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.-678с.Леонтьев А.Н. и современная психология / ред. А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.Макаренко А.С. (Электронный ресурс): Электронный архив/ проект А. Федосова. - режим доступа к архиву: http://www.makarenko.edu.ru/ (дата обращения 05.04.2022г)Немов Р.С. “Психология” Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. -876с.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс, 2009. - 1359 c.Орфографический словарь русского языка: 80 000 слов: [А-Я] / под ред. С. Г. Бархударова. - М.: Оникс ,2008. - 783 c.Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. 2000. - 705 с.Рубинштейн С.Л. основы общей психологии» (электронный ресурс) -режим доступа: http//www.yanko.lib.ry/ (дата обращения 06.04.2022)Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М., 1983. - 284 с.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.-674с. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989-986с.Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!