это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3941309
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Фонематическое восприятие
является особо важным компонентом при формировании правильной речи.
Нарушение фонематического восприятия ведет к стойким дефектам
звукопроизносительных навыков в речи.
Правильное формирование речи у дошкольников является основным
условием успешного обучения в школе. Поэтому еще в дошкольном возрасте
необходимо устранять имеющиеся недостатки речи, чтобы предотвратить
стойкие, сложные дефекты письма и чтения при обучении.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями
речи является одной из важнейших проблем в логопедии. Нарушение
фонематического восприятия у дошкольников влияет на полноценное
владение лексикой, грамматическим строем, связной речью. Без умения
четко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно
овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и
полноценное усвоение грамоты [16].
Исследования Г.А. Каше, Н.Х. Швачкина указывают на то, что
нарушения фонематического восприятия является одной из главных причин,
приводящим к речевым нарушениям, в том числе и к функциональной
дислалии. В настоящее время дислалия имеет тенденцию в значительному
росту среди дошкольников и является наиболее распространенным речевым
нарушением. Функциональная дислалия – это такой вид неправильного
звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. У дошкольников с дислалией нарушено звуковое (фонемное) оформление при нормальном функционировании всех
остальных операция высказывания. Данные нарушения проявляются в
дефектах воспроизведения звуков речи: замены звуков, искаженное
произношение, смешение звуков, в редком случае встречаются пропуски.
В настоящее время проблема дошкольников с функциональной
дислалией с нарушенным фонематическим восприятием, остается
актуальной, так как эта проблема изучена недостаточно, а некоторые
исследования фонематического восприятия у детей с дислалией (Т. Б.
Филичевой, Н. А. Чевелевой, Б. М. Гриншпуна, Н.Х. Швачкина, А.Н.
Гвоздев, Р.Е. Левина и др.) не решают всего круга вопросов, связанных с
этой проблемой.
В связи с вышеизложенным проблема исследования является
актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования:
«Нарушение фонематического восприятия при функциональной дислалии у
дошкольников».
Цель исследования: изучить нарушения фонематического восприятия
при функциональной дислалии у дошкольников.
Объект исследования: фонематическое восприятие.
Предмет исследования: нарушения фонематического восприятия при
функциональной дислалии у дошкольников.
Гипотеза исследования: нарушения фонематического восприятия при
функциональной дислалии у дошкольников проявляются в следующем:
1) смешение и замены звуков, сходных по акустическим признакам;
2) смешение и замены звуков, близких по способу или месту
образования;
3) ошибки, связанные с произносительными дефектами в виде
ротацизма, ламбдацизма, сигматизма, йотацизма, каппацизма, гаммацизма,
хитизма.
Задачи исследования:
1) рассмотреть фонематическое восприятие как компонент речи
языковой деятельности;
2) описать онтогенез фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста;
3) раскрыть особенности развития фонематического восприятия у
дошкольников при функциональной дислалии;
4) охарактеризовать особенности обследования фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ научной
литературы, синтез полученного материала, конкретизация, обобщение и
обработка полученной информации), эмпирические (изучение и обобщение
педагогического опыта, работа с педагогической документацией).
Теоретическая значимость исследования:
представлено изучение фонематического восприятия;
раскрыт онтогенез фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста;
охарактеризованы особенности развития фонематического
восприятия у детей при функциональной дислалии;
рассмотрены особенности обследования фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова, Л. С. Логопедия учеб. пособие для студентов
дефектологического факультета педвузов: учеб. пособие для студентов
дефектол. фак. педвузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2007.
2. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по
звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений /
М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В.
Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психол. исслед. [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 1999.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н.
Гвоздев // СПб.: Детство - Пресс, 2007.
5. Гриншпун, Б.М. Дислалия. Хрестоматия по логопедии [Текст]/
Б.М. Гриншпун. –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения: Сб. методических рекомендаций. –СПб., 2000. – РГПУ им.
А.И.Герцена.
7. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического
восприятия у дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Журова, Д. Б.
Эльконин — М.: Просвещение, 1963.
9. Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Касьянова, Н. Н.
Васильева, Е. Б. Головина // Педагогическое мастерство: материалы IV
Междунар. науч. конф. – Москва: Буки-Веди, 2014. Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/
10. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи [Электронный ресурс]/ Г.А. Каше, Т.Б.
Филичева. - М., 1978. Режим доступа: http://gendocs.ru
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование
фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей
дошкольного возраста, М.: Гном-Пресс 2000.
12. Лалаева, Раиса Ивановна. Дислалия: учебно-методическое
пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, А. А. Тараканова; Ленинградский
гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург: Ленинградский гос. ун-т им.
А. С. Пушкина, 2008 (Санкт-Петербург: ЛГУ).
13. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования
нарушений устной речи у детей, М., 2004.
14. Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии, М.:
Просвещение, 1967.
15. Никишкова, Н. В. Формирование фонематического восприятия
как важнейшее условие овладения детьми правильным произношением
[Текст] / Н.В. Никишкова. СГУ г. Смоленск, 2020.
16. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению
грамоте детей-алаликов и анартриков. – Л., 1963.
17. Основы логопедии: учебное пособие / А.И. Ахметзянова, Н.И.
Болтакова, И.А. Нигматуллина, Т.Ю. Корнийченко, Л.Н. Суздальцева, А.Т.
Файзрахманова. – Казань: Казан. ун-т, 2015.
18. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с
недостатками речи, издательство академии педагогических наук, М., 1957.
19. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /Т. Б.
Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение,1989.
20. Хватцев, М.Е. Общее учение о косноязычии. Хрестоматия по
логопедии [Текст]/ М.Е. Хватцев, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.
21. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в
раннем возрасте[Текст] // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948.
22. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
23. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.
24. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового
анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] // Доклады АПН РСФСР.
Вып. 1. 1957.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!