это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3948881
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках математики в начальной школе………………………………………………..6
Понятие «Индивидуальный подход» …………………………………….6
Основные задачи обучения математике в начальной школе……….10
1.3 Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике…..14
1.4 Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школе……………………………………17
Глава 2. Реализация индивидуального подхода при обучении темы «сложение в пределах 100» на практике…………………………………22
Заключение………..29
Список использованных источников……….30
Приложение…………………………………………………………………..31
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что широкое внедрение в школьную практику новых технологий, авторских программ, концепций, учебников оказало огромное влияние на принятие учителями новой парадигмы образования. Однако нельзя не констатировать тот факт, что большинство учителей оказались не готовыми к реализации идей развивающего обучения.Особенно остро обозначились противоречия в практике формирования вычислительных умений и навыков. В силу сложившихся традиций, так называемой знаниевой парадигмы, учитель по прежнему ориентируется на отработку частных случаев вычислительных приемов, используя для этой цели показ образца вычисления, однотипные примеры тренировочного характера, не уделяя при этом должного внимания работе по осознанию школьниками взаимосвязи изучаемых понятий и общих способов вычислений, развитию систематичности их мышления.Основная особенность уроков математики - их многоаспектность. Благодаря этому свойству в сферу учения ребёнка вовлекается не только интеллект, но и эмоции ученика, стремления, нравственные позиции и многие другие свойства личности. Чтобы полноценно использовать эмоциональные переживания, необходима гибкость методики преподавания, которая выступает одним из выражений многоаспектности.Ежегодные проверки результатов обучения математике в начальной школе свидетельствуют об ухудшении качества вычислений учащихся, обучающихся по развивающим учебникам по сравнению с учащимися, обучающихся традиционно.Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника - один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) - нацелен на формирование вычислительных умений и навыков; другие предъявляют повышенные требования к подготовке ребенка, поступающего в школу; третьи увеличивают объем домашних вычислительных заданий. Это приводит к перегрузке школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике, повышает тревожность детей, формирует у них комплекс неполноценности, отрицательно влияет на их здоровье.На изучение математики в учебном плане начальной школы отводится четвёртая часть всего времени. Также, математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся. Одна из главных причин такого положения: подмена основной функции изучения математики - формирование математических понятий, установление связей между ними, с которыми встречаются учащиеся как в школе так и вне её - выработкой вычислительных навыков.Такое построение обучения математики тяжело сказывается на всех детях. Однако учащиеся, поступившие в школу с высоким уровнем школьной зрелости, в значительной степени компенсируют возникающую трудность за счёт собственного высокого интеллектуального потенциала, уровня математических представлений, сложившихся в дошкольный период.Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся выдвижением на первый план процессуальной стороны обучения, которая выражается в изменении характера деятельности, личностно-ориентированном подходе к обучению, обусловили появление новых проблем, связанных с нарушением сложившейся системы формирования вычислительных умений и навыков.Анализ развивающих учебников математики для начальной школы (И.И. Аргинская, Л.Г. Петерсон, Э.И. Александрова, В.В. Давыдов, М.И. Моро и др.) позволил сделать вывод, что все они в той или иной степени способствуют развитию познавательной активности учащихся, их творческого потенциала, формированию учебной деятельности, развитию гибкости и критичности мышления, однако способы организации вычислительной деятельности по прежнему сориентированы на показ образца вычислительного приема, отработку частных способов вычислений, использование однотипных тренировочных упражнений репродуктивного характера.Таким образом, обозначилось противоречие между развивающей направленностью курса математики и способами организации вычислительной деятельности.Все выше сказанное обусловило выбор темы «Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения сложению и вычитанию в пределах 100». Объект исследования - процесс обучения сложению и вычитанию в пределах 100. Предмет исследования - индивидуальный подход к учащимся в процессе освоения приемов сложения и вычитания в пределах 100. Цель работы - показать, методы, приемы и формы осуществления индивидуального подхода к учащимся начальной школы при изучении вычислительных приемов сложения первой сотни. Задачи работы:Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; Рассмотреть методику изучения данной темы по традиционной программе;Разработать пару конспектов по формированию вычислительных навыков с учетом индивидуального подхода к учащимся.Глава 1. Теоретическое обоснование индивидуального подхода в процессе обучения математике1.1 Понятие «Индивидуальный подход»В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов:принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника;в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика;индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.Индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально- психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.Индивидуализация обучения определяется как «организация процесса обучения» - любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся:от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения;варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала;использование индивидуального обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала [1].Индивидуальный подход, психолого - педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.Таким образом, индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу учителя и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых школ, но требования массовой школы сделали его бесперспективным. До некоторых пор он использовался в работе с учеником на дому из-за болезни или работе с особо одаренными. На современном этапе, несмотря на все стремления педагогики перейти на индивидуализированное обучение данный способ обучения по ряду причин остается невозможен в практическом применении.Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. С точки зрения И. П. Подласого, “педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности” [2].Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним [3].Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н. Е. Щурковой, педагоги- воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне«учитель-ученик-класс»;уважение самооценки личности ученика;вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания [4].Особо важным моментом в индивидуальном подходе считается организацию контроля знаний, умений и навыков учащихся. Текущий контроль за усвоением материала проводится на разных этапах урока в виде:опроса по карточкам - заданиям обучающего характера. Эти задания применяются для первичного закрепления материала, для формирования основных умений, для организации индивидуальной работы по восполнению пробелов в знаниях учащихся;математического или графического диктанта с целью проверки подготовленности учащихся к восприятию нового материала;проверочных, самостоятельных, контрольных работ разноуровневого характера. Такая структура позволяет каждому из учеников выполнять работу на посильном для него уровне и вместе с тем ставит ученика переднеобходимостью подняться до уровня коллективных достижений, обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;тестов, позволяющих проводить оперативный контроль за усвоением материала;комбинированного опроса;зачётов, для проведения которых отводится 1-2 урока;опроса с выборочной системой ответов: карточек - заданий для самоконтроля. Такие карточки использую и на уроках обобщающего повторения для подготовки учащихся к контрольной работе по изученной теме, цель которых - дать ученику возможность самостоятельно проверить усвоенность материала темы.Задания для самоконтроля подбираю по всей пройденной теме. Они соответствуют уровню обязательных требований, и сюда же включены задачи, несколько превышающие обязательный уровень. В этих карточках есть ответы и указания к решению задач для слабоуспевающих учеников.В процессе проведения контроля за усвоением материала необходимо заботиться о том, чтобы сильные учащиеся одолевали более трудные задания, а слабые получали соответствующую помощь, позволяющую им овладеть необходимыми умениями и навыками. Каждую самостоятельную работу учителю необходимо анализировать дальнейшую работу с учетом выявленных результатов. Таким образом, индивидуальный подход в обучении - это создание разнообразных условий обучения с целью учета особенностей их контингента. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Реализация индивидуального подхода в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации и советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.1.2. Основные задачи обучения математике в начальной школеОбучение математике в 1-4 классе направлено на реализацию следующих задач:формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;развитие пространственного воображения;развитие математической речи;формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;формирование умения вести поиск информации и работать с ней;формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;развитие познавательных способностей;воспитание стремления к расширению математических знаний;формирование критичности мышления;развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний [2, 113].Начальный курс математики - это интегрированный курс: он объединяет арифметический, геометрический и алгебраический материал.Важнейшим условием для комфортного преподавания математики, соответствующего темпам обучения каждого отдельного ребенка, является создание на уроках благоприятных условий для полного общего интеллектуального развития каждого учащегося на уровне, соответствующем его возрастным характеристикам и возможностям, и обеспечивая необходимую и достаточную математическую подготовку для дальнейшего обучения.Математика в начальной школе должна хорошо готовить учащихся для дальнейшего математического образования в основной школе, что даст учащимся обладание определенным количеством математических знаний и навыков, которые позволят им успешно изучать математические дисциплины далее на более сложном уровне. Однако постановка целей - подготовка к дальнейшему обучению - не означает, что курс является пропедевтическим. Особенностью начального этапа обучения является то, что на этом этапе у учеников должны начать формировать элементы образовательной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, умственное планирование); в этом возрасте у детей также развивается потребность и мотивация для обучения [3, 12].В связи с этим следующие важнейшие методологические принципы положены в основу подбора математического содержания в начальной школе:анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости обучения в начальной школе;возможность широкого применения изучаемого материала на практике;соотношение входного материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математикой и содержанием следующего уровня образования в средней школе;обогащение математического опыта младших школьников включением новых вопросов, которые ранее не изучались в начальной школе;развитие интереса к математике [3, 65].Рассмотрим характерные черты государственного стандарта по математике в начальной школе.Его основное содержание - целые числа и действия над ними, изучаемые в определенной последовательности. Во-первых, четыре действия изучаются в пределах 10 и 20, затем - устные расчеты в пределе 100, устные и письменные вычисления в пределе 1000 и, наконец, в пределах миллионов и миллиардов. В четвертом классе изучаются некоторые зависимости между данными и результатами арифметических операций, а также простейшие дроби.Наряду с этим, программа предполагает изучение метрических мер и временных мер, овладение способностью их использовать для измерения, знание некоторых элементов визуальной геометрии - рисование прямоугольника и квадрата, измерительных сегментов, квадратов прямоугольника, вычисление объемов.Учащиеся должны применять свои знания и навыки для решения задач и выполнения простых расчетов. На протяжении всего курса задачи решаются параллельно с изучением чисел и действий - для этой цели выделяется половина соответствующего времени. Решение задач помогает учащимся понять конкретный смысл действий, понять различные случаи их применения, установить взаимосвязь между величинами, получить элементарные навыки анализа и синтеза [3, 66].С I до IV учащиеся решают следующие основные типы задач (простые и составные): найти сумму и остаток, произведение и частное, увеличить и уменьшить заданные числа, разницу и множественное сравнение, на разностное и кратное сравнение, на простое тройное правило, нахождение неизвестного в отношении двух различий, вычисление среднего арифметического и некоторые другие задачи.С различными типами зависимостей величин дети сталкиваются в процессе решения задач. Но весьма характерно - ученики приступают к решению задач после и по мере изучения чисел; главное, что требуется в решении, - найти числовой ответ. Дети с большим трудом идентифицируют свойства количественных отношений в конкретных ситуациях, которые обычно рассматриваются как арифметические задачи [1, 7].Практика показывает, что манипулирование числами часто заменяет фактический анализ условий задачи в терминах зависимостей реальных значений. Более того, задачи, введенные в учебники, не представляют собой систему, в которой более «сложные» ситуации будут связаны с более «глубокими» слоями количественных отношений.Задачи с той же трудностью можно найти как в начале, так и в конце учебника. Они варьируются от раздела к разделу и от класса к классу по сложности сюжета (количество действий увеличивается), ранга чисел (от десяти до одного миллиарда), сложности физических зависимостей (от задач распределения до задач на движение) и другие параметры.Задачи одной и той же трудности можно встретить и в начале, и в конце учебника. Они меняются от раздела к разделу и от класса к классу по запутанности сюжета (возрастает число действий), по рангу чисел (от десяти до миллиарда), по сложности физических зависимостей (от задач на распределение до задач на движение) и по другим параметрам [3, 33].Учащиеся начальных классов не получают адекватных, полноценных знаний о зависимостях величин и общих свойствах количества ни при изучении элементов теории чисел, ибо они в школьном курсе связаны по преимуществу с техникой вычислений, ни при решении задач, ибо последние не обладают соответствующей формой и не имеют требуемой системы. Попытки методологов улучшить методы преподавания, хотя приводят к частному успеху, но не меняют общую ситуацию, поскольку они заранее ограничены объемом принятого содержания.Но, несмотря ни на что, именно на уроках математики в начальной школе ученики получают знания о размерах и формах, учатся правильно ориентироваться в пространстве, выполнять логические и аналитические операции; именно уроки математики учат детей думать и развивать интеллект. Имея все эти навыки, ребенок может полностью освоить окружающий его мир. В начальной школе дети осваивают азы знаний, чтобы перейти на следующую ступень, где изучение предметов более углубленное. Перед учителем стоит задача, нужно не только научить ребенка логично мыслить, но и заинтересовать, чтобы обучение не превратилось в пытку.1.3 Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактикеКаждый ученик, помимо общих, имеет свои собственные индивидуальные свойства. Специфика познания, воли, чувств, свойств личности ученика может как положительно, так и отрицательно влиять на ход учения, а может и остаться нейтральной. К примеру, подвижный ученик может быть очень внимательным на уроке, значит, эта особенность его темперамента нейтральна по отношению к учебе.Интерес к технике, конструированию, самостоятельному творчеству помогает ребенку успешно учиться. А врожденная неспособность к абстрактному мышлению тормозит процесс усвоения знаний.Так возникает необходимость в дифференциации и индивидуализации обучения.Дифференцированный подход позволяет максимально использовать индивидуальные особенности и способности каждого ученика в отдельности. Индивидуальный подход для отстающих и слабоуспевающих учеников позволяет привести их к уровню хорошо успевающих ребят. Для этого организуются дополнительные занятия, возможна индивидуальная или групповая организация на уроке.Индивидуальный подход к хорошо успевающим ученикам позволяет более продуктивно использовать их способности и не допустить потери интереса в изучении предмета.Для осуществления дифференцированного подхода в обучении педагог должен постоянно изучать индивидуальные особенности личности, условия, в которых проживает ребенок. Кроме того, необходимо четко определить, какие особенности темперамента оказывают положительное, отрицательное и нейтральное влияние на деятельность ученика и определить средства индивидуального подхода, с помощью которых возможна реализация обучения.Индивидуальный подход является одним из видов организации работы учителем. Это вид работы, при котором учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения. При индивидуальном подходе в процессе обучения учитываются умственные способности учащихся, их психологические особенности, физическая выносливость.Индивидуальная форма организации учебной деятельности предусматривает непосредственную работу учителя с каждым учеником. Такая работа характеризуется высоким уровнем самостоятельности, соответствующей подготовкой учеников и т. п. Она проводится при программированном обучении. Учителю при индивидуальной работе с учащимися следует учитывать следующие положения: умственные и физические возможности учеников не одинаковы; ученик всегда индивидуален, своеобразен, и не существует универсальных приемов обучения; важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности, и как развивать имеющиеся способности; нельзя требовать от ученика невозможного; необходимо раскрыть все возможности каждого ученика, дать ему радость успеха в умственном труде; важно определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого ученика.Индивидуальная работа с учащимися – трудоемкое, но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Прежде всего, необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого ученика, и затем уже приступать к разработке различных вариантов индивидуальной работы на уроке. При этом обязательно должен учитываться уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся следует использовать карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый ученик выполнял свое индивидуальное задание. Карточками-заданиями для практических заданий желательно пользоваться почти каждый урок.Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать разнообразные приемы самоконтроля, алгоритмические и программированные упражнения, так как в них материал делится на логические этапы, дозы. В каждом варианте выделяются наиболее трудные вопросы, которые могут служить причиной ошибок, и наиболее простые оставляются для самостоятельного решения, для выявления причин непонимания материала. В системе упражнений, переходя от работы под непосредственным руководством учителя к частичной и далее к полностью самостоятельной работе, учащиеся постепенно справляются с заданиями разной степени сложности. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают в зависимости от успехов выполнения предыдущего задания. Результаты этой кропотливой работы скажутся довольно быстро. Индивидуальный подход в обучении необходимо применять во всех классах, но, чем младше возраст учащихся, тем большее значение приобретает индивидуальное обучение.В современных условиях обучения изучение индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода приобретают все большее значение. Современные условия жизни предоставляют большой выбор дополнительных средств, помимо школы, для выполнения задач всестороннего развития подрастающего поколения.Большое познавательное значение имеют детские радиопередачи, детская литература, театр. Повышается культура и благосостояние семьи, что существенно влияет на уровень воспитанности детей. В одной семье ребенка приучают к самостоятельности, дисциплине. В другой – ребенок избалован, ничего не хочет делать самостоятельно. В третьей – ребенок может быть предоставлен самому себе.Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школеЛичностно - ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход. Необходимо вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Дифференцированная форма деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по разно уровневым заданиям. Дифференцированное задание - это задание, построенное с учетом особенностей типологической группы учащихся, т.е. группы, объединенной одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения. Как показывает опыт, в каждом классе выделяются три типологические группы учащихся: Первая группа - это учащиеся, знающие “сверх программы”; Вторая группа - это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений; Третья группа - с минимальным уровнем знаний и умений. Дифференцированная форма обучения позволяет помочь ребенку в его становлении как личности, помогая ему постепенно избавляться от закомплексованности перед ученическим коллективом, от боязни преодоления учебных преград, помогает повысить самооценку. Рекомендуемые задания представлены в трёх вариантах и отличаются степенью сложности и объёмом: Вариант «А» - для учащихся с низким уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков. Вариант «Б» - для учащихся со средним уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков. Вариант «В» - для учащихся с высоким уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков. Учителю необходимо помнить, что для учащихся группы «А» зачастую требуются карточки-помощники с необходимыми образцами выполнения, рисунками, схемами, алгоритмами решения. Учитель должен их подготовить в необходимом количестве, исходя из потребностей своего класса. Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность у него умений и навыков. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стать подлинным субъектом, желающим и умеющим учиться. В практике существуют различные способы дифференциации: по уровню творчества, трудности, объёму. Используются разные способы организации деятельности детей: по степени самостоятельности, характеру помощи, форме учебных действий. Рассмотрим некоторые виды дифференцированных заданий на уроках математики при обучении решению задач. Если учащиеся затрудняются в решении задач, им необходима специально организованная помощь. Могут быть предложены следующие виды помощи учащимся: стимулирующая (в начале и в конце работы), направляющая (в процессе работы), обучающая (от начала и до конца работы, отдельным ученикам). Учащимся предлагаются разноуровневые по сложности задания. Требования к подбору разноуровневых заданий: - по содержанию материал подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; - объём заданий, необходимый и достаточный, соответствует индивидуальным особенностям учащихся; - прослеживается преемственность и перспективность изучаемого материала. Рассмотрим различные виды дифференциации на каждом этапе решения текстовых задач. Работа над задачей начинается с прочтения, понимания задачи и выделения её структурных элементов, т.к. именно невнимательно прочитанная задача, отсутствие анализа её текста становится причиной ошибок в процессе решения задач. Поэтому при работе с задачей важно уделить как можно больше внимания первому этапу решения задачи- усвоению содержания её текста. Для полноценной работы над этим этапом работы с задачей ребёнок должен: а) уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного; б) уметь анализировать текст задачи, выявляя его структуру и взаимоотношения между данными и искомым; в) моделировать заданную в задаче ситуацию/9/ Ученики достаточно хорошо справляются с решением задачи если при разборе и поиске решения использовался чертёж т.е. модель задачи. Как и всякому учебному действию, действию моделирования надо учиться специально. Можно предложить следующие виды работы по формированию действия моделирования: - дорисовать схему, чтобы она соответствовала задаче; - обозначить на схеме известные и неизвестные в задаче величины; - выбрать схему, которая соответствует задаче; - используя данную схему, вставить пропущенные в задаче слова и числа» - используя схему, закончить решение задачи различными способами; - используя данную схему или таблицу, вставить пропущенные в условии числа и сформулировать вопрос; - используя данную схему, записать, что обозначает выражение; - соединить условия с соответствующими схемами; - выбрать схему, соответствующую данному условию, обозначить на ней известные и неизвестные величины; - составить по схеме задачу. Второй этап- поиск плана решения задачи - требует рассуждений обучающихся. Рассуждение можно строить двумя способами: идти от вопроса задачи к числовым данным или же от числовых данных к вопросу. Во втором классе легче усваивается синтетический способ разбора, если он сопровождается наглядностью или схемой. Учащимся, испытывающим трудности в составлении плана решения можно предложить следующие дифференцированные задания: - по данной модели записать решение задачи; - деформированный план решения привести в соответствие с ходом решения задачи; - закончить начатый план решения задачи; - выбрать верный план решения из предложенных вариантов. На третьем этапе решения задачи - выполнение плана решения задачи -учащиеся, как правило, не сталкиваются с большими трудностями. Но ребятам менее успешным в решении текстовых задач полезно предлагать карточки с разной степенью помощи учителя. Это могут быть следующие виды дифференцированной помощи: - выбрать выражение, которое является решением задачи; - закончить запись решения задачи и написать пояснение к каждому действию решения задачи; - по данной модели записать решение задачи; - записать пояснение к каждому действию решения задачи; - записать решение задачи по вопросам; - записать решение задачи, пользуясь пояснением; - выбрать выражения, которые имеют смысл, и записать к ни м пояснение; - написать, что обозначает каждое выражение, затем записать решение задачи по действиям с пояснением. Четвёртый этап - проверка решения. Виды дифференцированной помощи: - сравнить с образцом; - решить другим способом; - проверка на малых числах; - составление и решение обратной задачи: - подстановка результата в условие. Приведем примеры таких карточек. Отметим, что из этических соображений в предлагаемой ученику карточке уровень не указывается, а различие вариантов обозначается кружками разного цвета в верхнем углу карточки. ( Приложение 1)Глава 2. Реализация индивидуального подхода при обучении темы «сложение и вычитание в пределах 100» на практикеУрок №1Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»Тип урока: урок закрепления знанийЦели:совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;закрепить умение анализировать и решать задачи;корректировать мышление, речь;развиватьпознавательныеинтересыитворческиеспособности обучающихся.Оборудование: карточки «снежинки» с тестовыми разноуровневыми заданиями, ёлка, новогодние игрушки, смайлики и тучки (для релаксации).ХОД УРОКАОрганизационный момент Внимание, девчонки! Внимание, мальчишки! Приготовьте ручки, Разомните пальчики:Мы будем сегодня считать, Складывать и вычитать,И задачи решать!Сообщение темы и цели урокаСегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, которые хотят посмотреть как вы умеете думать и чему научились.Какой праздник приближается? (Новый год)А какая же гостья приходит в каждый дом перед Новым годом?Отгадайте загадку:Зимой и летомОдним цветом? (Ёлка) (В класс заносится ёлка)Но чего не хватает на нашей красавице? (Игрушек)Мы сегодня будем закреплять сложение и вычитание в пределах 100 и выполняя правильно каждое из заданий, на елке будут появляться игрушки. Поэтому будьте внимательными и думайте, чтобы наша ёлочка к концу урока стала очень красивой!!!!Каллиграфическая минуткаПрежде, чем мы начнем повторять и отрабатывать написание цифр, давайте сделаем зарядку для пальчиковПраздник приближается, Ёлка наряжается,(поднимают руки вверх «к макушке елки» и опускают вниз, разводят в стороны)Мы развесили игрушки:Бусы, шарики, хлопушки(поочередно соединяют большой палец с остальными)А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят!(крутят ладошками в воздухе «фонарики»)Сегодня вы отработаете написание цифр 1 и 4.Посмотрите на плакат, как правильно их надо писать. А теперь красиво и правильно сели, положили тетради и пишем по образцу. (2 мин)Закрепление изученного материалаА) Работа над тестамиНам Снегурочка передала вот такие необычные разноцветные снежинки!!!Но они не простые, на них тестовые задания, кто справится с ним, тот на елочку повесит шарик: серебряный – если без ошибок; зеленый – если 1-2 ошибки и синий – если 3-4. Но я думаю вы все будете стараться и будете думать, прежде чем ответить на задание (3-5 мин)Проверка и подведение результатов.Б) Решение задачи. Карточка 1 чел.Сегодня мы с вами закрпляем изученные приемы сложения и вычитания в пределах 100 и связано это с темой «Новый год» то и задача у нас тоже новогодняя.Задача. Коля с мамой наряжали елку. Коля повесил 7 шариков, а мама на 8 шаров больше. Сколько всего шаров повесили мы на елку?О чем говорится в этой задаче? (Как наряжают елку)а кто наряжает елку? (Коля и мама)сколько шаров повесил Коля? (7 шариков)А что сказано про маму? (А мама на 8 больше)Знаем сколько она повесила? (Нет, не знаем)Что спрашивается в вопросе задачи? (Сколько всего шаров они повесили)Как обозначить в краткой записи «всего?»? (Фигурная скобка)Можем ли мы сразу сказать сколько шариков на елке? (Нет, потому что мы не знаем сколько повесила мама)Так как же узнать сколько шаров повесила мама? (7 + 8 = 15)Теперь мы знаем что мама повесила 15 шаров, а Коля – 7 шаров. Как узнать сколько всего (вместе) повесили они шариков? (5 + 7 = 22)Ответили мы на вопрос задачи? (Ответили)Запишите в тетради краткую запись, решение и ответ в тетради.(Один ученик записывает решение задачи на доске).ФизкультминуткаВ) Решение примеров + и – в предела 100 разных видов. 70 + 20 =47 + 50 =60 – 42 =35 + 4 =80 – 6 =40 + 56 =54 + 6 =75 – 30 =Поставь знаки больше меньше или равно:88 – 7*98 – 779 – 6*97 – 764 – 20*30 + 24Подведение итогов. Домашнее заданиеПосмотрите какая нарядная елка у нас получилась! Вы сегодня все старались и поэтому у вас все получилось! Мне очень понравилось как вы работали. К новому году принято делать подарки! Вот и я хочу подарить вам маленькие солнышки, как символ хорошего настроения.А нашим гостям мы вместе хотели бы подарить символ будущего года, который означает богатство, гармонию, счастье и добродетель! Ребята, поздравьте наших гостей!Урок №2Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»Тип урока: урок закрепления знанийЦели урока:Образовательные:закрепить приёмы сложения и вычитания в пределах 100, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.Развивающие:развивать внимание, логическое мышление, математическую речь, память.Воспитательные:воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, прививать интерес к математике.Оборудование: тренажер для устного счета, карточки для индивидуальной работы, геометрический материал.Ход урока.Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны быть очень внимательными, а еще не забудьте давать полные ответы. Вы готовы? Ну, тогда начнём.Устный счёт.Задача – шутка.Как-то раз в лесу густом Ёж построил себе дом.Пригласил лесных зверей Сосчитай-ка их скорей.3 зайчонка, 3 лисёнка,7 весёлых медвежат,9 белок, 2 бобраНазывать ответ пора. (3+3+7+9+2=24)Расположите числа в порядке возрастания.4, 23, 81,15, 76, 33, 40, 67, 98– Назовите самое большое число? (98)- Из чего оно состоит?Расставь числа в порядке убывания. 85 1 63 52 37 100 12 70.Закрепление изученного материала.Решение примеров1 вариант:2 вариант:58 + 19 =97- 35=37-30=46-6=80 - 5=47+3=56 + 4=90-9=ЗадачаСерый волк имеет массу 40кг, а красный волк – на 19кглегче его. Какую массу имеет красный волк?С.в.-40кгК.в-?, на 19кг меньше 40-19=21(кг)Ответ: 21кг масса красного волка. Что вы знаете о красном волке3. Задача № 4 , с . 174.— О ком говориться в задаче?П.-20Т.-6 60 учеников Д.-?1. 20+6=26 (уч.)2. 60-26=34 (домбриста)Ответ: 34 домбриста.Всего – 42уч.Призеры-6учНе стали приз.- ? 42-6=36 (уч)Геометрический материалЧто значит « найти длину ломаной»? ( Надо сложить длины всех ее звеньев).Чему равна длина ломаной?1+4+2=7см— Начертите каждый свою ломаную такой же длины, но из двух звеньев. ( 3 и 4, 5и2, 6 и 1 )Самостоятельная работа(с последующей взаимопроверкой и по вариантам ) 70-20+7=5780+13-5=72100-80+20=40100-(60+20)=20Подведение итогов урока, оценивание, рефлексия, домашнее заданиеЗаключениеУчебно-воспитательный процесс опирается на традиционно-сложившиеся и возникающие в современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения. Все принципы обучения взаимосвязаны, представляют систему, так как каждый из них является исходным положением для управления одной из сторон единого учебно- воспитательного процесса. Поэтому нельзя опираться преимущественно на один принцип и слабо использовать другие.В современной педагогике проблема принципов обучения является дискуссионной. Ученые предлагают различные названия и неодинаковое количество принципов. Однако сохраняются лишь те принципы, которые выражают определенные закономерности обучения и помогают управлять учебным процессом. В зависимости от уровня знаний, умений и навыков, учащихся условно можно разделить на три группы: «сильные», «средние» и «слабые».В таких условиях только индивидуальный подход в обучении может дать положительный результат.Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность усвоения учебного материала, гибкость мыслительных процессов.Таким образом, осуществляя индивидуальный подход к учащимся, изучая и зная их способности и склонности, учителю необходимо планировать использование индивидуализированных средств обучения, позволяющих подбирать соответствующие задания каждому ученику. Список использованных источниковАргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября №24. 2017.Басангова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач // Начальная школа №3. 2018Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач // Начальная школа Плюс До и После №10. 2019.Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. - М.: «Владос». 2019Белошистая А.В. Обучение математике в начальной школе. Методическое пособие. - М.: «Academia», 20186.Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М. 2006.7.ДебашининаЕ.Ю.Самостоятельнаяработанаурокахматематикивусловиях развивающего обучения // Начальная школа №7. 2006. с.101-1038.Демидов Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. - М.:«Academia». 20129.Ивлева Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики // Начальная школа №2. 200210.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: «Academia». 199811.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: «Academia». 200112.Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач // Начальная школа №6. 2003. с.41-44ПриложениеПриложение КарточкиПриведем примеры таких карточек. Отметим, что из этических соображений в предлагаемой ученику карточке уровень не указывается, а различие вариантов обозначается кружками разного цвета в верхнем углу карточки. Карточка № 1 Вариант - 1 Реши задачу: Мама заготовила 16 банок вишнёвого варенья, а клубничного на 7 банок больше, чем вишнёвого. Сколько всего банок варенья заготовила мама? Карточка № 1 Вариант - 2 Реши задачу: Купили 15 бутылок лимонного чая, а персикового на 9 бутылок больше. Сколько всего бутылок чая купили? Карточка № 2 Вариант - 1 Реши задачу: Мама купила 14 молочных и 8 сливочных йогуртов. Съели 9 йогуртов. Сколько йогуртов осталось? Карточка № 2 Вариант - 1 Реши задачу: Купили 9 булочек с повидлом и 12 булочек с маком. За обедом съели 6 булочек. Сколько булочек осталось? Карточка № 3 Вариант - 1 Реши задачу: Маме 36 лет, а папе 43 года. На сколько лет мама моложе папы? Карточка № 3 Вариант - 2 Реши задачу: Бабушке 64 года, а дедушке 72 года. На сколько лет дедушка старше бабушки? В заданиях намеренно как бы изолируется план решения от вычислительных действий (в практике преобладает «пошаговое» планирование как более доступное). Это сделано с целью формирования умения осуществлять целостное планирование решения задачи. Преимущество его перед «пошаговым» видится в том, что при этом внимание учащихся концентрируется на поиске обобщенного способа решения задачи вне зависимости от конкретных числовых данных, отвлекаясь от них. Дифференцированную работу на уроке можно проводить и при работе над ошибками в решении задач. Приведем примеры дифференцированных заданий такого рода: Учащимся, которые успешно справляются с решением задач, предлагаются дифференцированные задания, которые связаны с увеличением объёма задач, с составлением обратных задач, с решением задач с недостающими или лишними данными, с составлением задач по данному решению. Учащимся могут быть предложены такие задачи: Коробка цветных карандашей стоит 12 копеек. Кисточка в 3 раза дешевле коробки карандашей, а книга на 28 копеек дороже, чем кисточка. Сколько стоит книга? Мама купила 3 метра шёлка по 4 рубля за 1 метр и столько же метров шерсти по 7 рублей за 1 метр. Сколько денег она уплатила за всю покупку? С учётом ошибок были составлены следующие задания для учеников, которые самостоятельно справились с решением этих задач: Составь задачу по выражению (48:8)х6 Решите задачу: « За три стула заплатили 27 рублей. Сколько можно купить стульев на 63 рубля?». Измени вопрос задачи так, чтобы ответ на него был найден умножением. На какие вопросы можно ещё ответить пользуясь данными задачи №1. Запиши эти вопросы и ответы на них Составь обратную задачу к задаче №1 и реши её. Для учеников, допустивших ошибки. I. Со вспомогательными вопросами к задаче. К задаче №2: Прочитай условие задачи. Что означает: столько же метров шерсти? Запиши эти слова числом и реши задачу. II .C дополнительными указаниями. К задаче №1: Дешевле - значит меньше; Дороже - значит больше. Замените слова дороже и дешевле словами больше и меньше и решите задачу. С дополнительной конкретизацией. К задаче №1: Коробка - 12 коп. Кисточка - в 3 раза больше Книга - на 28 коп. меньше К задаче №2: Шелк 3м по 4 руб. Шерсть 1м по 7 руб. Вставь в окошко нужное число и реши задачу. С выбором решения. К задаче №1: Выбери решение для данной задачи: 1) 12х3=36 (коп.) 2) 36+28=64 (коп.) 1) 12:3=4 (коп.) 2) 4+28=32 (коп.) 1) 12х3=36 (коп.) 2) 36-28=8 (коп.) С выполнением некоторой части задания. К задаче №1: Закончи решение задачи 12:3= 4 (коп.) …Запиши первое действие и ответ …4+28=… (коп.) С вспомогательными упражнениями. К задаче №1: Сначала реши задачу: а) Коробка цветных карандашей стоит 12 копеек, кисточка в 3 раза дешевле. Сколько стоит кисточка? б) Кисточка стоит 4 копейки, а книга на 28 копеек дороже. Сколько стоит книга? в) А теперь реши задачу №1. Работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек-заданий, и дифференцированных заданий при работе над ошибками, допущенными при их решении, позволяет организовать разноуровневую работу на уроке и органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умение решать текстовые задачи на доступном им уровне сложности - это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!