это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5127833
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 10
1.1. Роль исторического материала на уроках математики 10
1.2. Методы и приемы использования исторического материала на уроках математики в старшей и средней школе 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1 Первичный мониторинг форсированности учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 21
2.2. Организация образовательного процесса, направленного на использование исторического материала на уроках математики 22
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Общество находится в развитии, поэтому постоянно меняются его требования к базовым социальным институтам, прежде всего к системе школьного образования -его целям, содержанию, формам. Современный мир стремительно меняется - соответственно меняется уровень требований к человеческим ресурсам. Не удивительно, что школа всегда рассматривалась как активный инструмент влияния на качество человеческого фактора, который является главной составляющей экономического, социокультурного, интеллектуального развития страны.В последние годы в средней школе ведется активный поиск инновационных форм, методов и содержания обучения, которые могли бы активизировать и стимулировать рост интеллектуальных способностей учащихся.Изменение содержания образования должно обеспечивать не только уровень усвоения знаний, умений, навыков, но и должно дать возможность интеллектуального развития школьников, их кругозора, инициативы, самостоятельности. М. А. Холодная пишет, что в связи с этим меняется характер познавательного отношения к миру: то, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. Чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является его индивидуальная «картина мира» [Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. –2-е изд., перераб. и доп. –СПб. : Питер, 2002. –272 с.]Основу философии образования составляют новые целевые установки, в которых приоритетными становятся человеческая личность, ее мировоззренческий и творческий потенциал.Курс математики основной школы может создать условия для того, чтобы школьники увидели мировоззренческие аспекты математики, осознали генезис математических идей и пути к некоторым математическим открытиям, оценили роль математики в решении прикладных проблем. Тем самым появляется возможность усилить мировоззренческий и ценностно-смысловой аспекты математического образования в современной школе.Изучив федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, мы видим, что использование исторического материала на уроках математики позволяет удовлетворить целый ряд требований стандарта:формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, к истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причин но - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и делать выводы;умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире;развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений. Ю. А. Дробышев, рассуждая о роли историко -математического знания в интеллектуальном развитии учащихся, пишет: «Включение в содержание обучения математике элементов историзма, с точки зрения феномена множественности культур, способствует пониманию учащимися того факта, что математика –наука, в развитие которой внесли свой вклад представители разных культур и народов». Отвечая на вопрос –«зачем современному школьнику необходимо изучать историю?», - Е. В. Зубкова пишет: чтобы научиться ориентироваться и организовывать свою деятельность в настоящем, надо научиться понимать, как эта деятельность была организована в прошлом. Прошлое в данном случае выступает в двух проявлениях, значимых для настоящего: 1) как средство и способ самоидентификации и 2) как банк социальной памяти, хранящий «учебный материал», который может быть востребован как для решения интеллектуальных задач, так и для организации практической деятельности.О том, что знание исторического прошлого важно для дальнейшего изучения мира говорил и Г. Лейбниц: «Кто хочет изучить настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймёт». Некоторые из основных задач учителя математики – раскрыть её красоту и величие, пробудить интерес обучающихся к этой прекрасной науке. В помощь учителю можно найти ряд пособий, не утративших своей ценности и актуальности. Так, трёхтомная «История математики в школе» замечательногоматематика и педагога Герша Исааковича Глейзера была первоначально издана на молдавском языке (1960, 1963, 1966), подготовленный автором русский вариант был опубликован посмертно (1981-1983) и переведён на языки СССР и других стран.Хоть фундаментальные основы обучения математике остались с тех времен прежними, но все же содержание курса претерпело некоторые изменения. Например, внедрение стохастической линии и элементов логики в учебный курс. С течением времени менялись тенденции в применяемых методах и формах, появились современные технологии. Да и нынешние ученики уже не те, что прежде. Поэтому способы изучения исторического материала на уроках математики нуждаются в пересмотре в соответствие с актуальными условиями процесса обученияПроблема введения элементов истории математики в математическое содержание образования исследуется представителями разных наук: философами, математиками, педагогами, психологами.Актуальной является задача выявления роли и места элементов истории математики в школьном курсе, поиск методических средств, их включения в практику школы, выяснения того, какие образовательные задачи ставятся перед историей науки учебного предмета. Р. З. Гушель замечает, что «отсутствие исторического подхода к преподаванию математики –серьезный недостаток в нашем математическом образовании» [Гушель, Р. З. От Кирика новгородца до Эйлера. Из истории отечественной математики [Текст] / Р. З. Гушель. –Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. –47 с].Человек, осваивающий историю науки, критически и творчески воспринимает поступающую информацию и склонен к пониманию чужой позиции, что в свою очередь, благоприятствует формированию коммуникабельности, терпимости, успешности, позитивного отношения к миру и других самоценных качеств того же ряда.Объект исследования: процесс изучения исторического материала математики в средней школе и старшей школе.Предмет исследования: методы использования исторического материала на уроках математики в средней и старшей школе.Цель исследования: обосновать использование исторического материала на уроках математики в средней и старшей школе, как средство повышения эффективности учебной деятельности. Задачи исследования:1. Раскрыть роль и место исторического материала.2. Выявить методы и приемы использования исторического материала на уроках математики в средней и старшей школе.3 Проанализировать опыт использования исторического материала на уроках математики 5-6 классе. 4. Разработать комплекс заданий, упражнений, в которых использован исторический материал на уроках математики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
А. Г. Мерзляк. Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательныхучреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014..
А. Г. Мерзляк. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014..
А. Г. Мерзляк. Математика. Методическое пособие. 5 класс. / Е.В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014. .
А. Г. Мерзляк. Математика: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2013.
Малыгин К.А. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. Пособие для учителя. Москва. Просвещение. 2007 г.
Михайлова И.А. Технология историзации школьного математического образования. Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. Ростов-на-Дону, 2006..
Бобынин В. В. Об указаниях, получаемых преподаванием математики от ее истории. // Доклады, читанные на II Всероссийском съезде преподавателей математики в Москве. М., 1915.
Бобынин В. В. Цели, формы и средства введения исторических элементов в курс математики средней школы // Труды 1-го Всероссийского съезда преподавателей математики. СПб. 1913. Т.1. С. 129-143.
Марчукова С.М. Реализация принципа историзма в контексте гуманитаризации естественнонаучного образования // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования Сб.науч тр. Кафедры теории и методики естественнонауч. образов. СГПУПМ/ под редакцией И.Ю. Алексашиной.-СПб.,1996.-с.47-60.
Понятие «интерес» [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.vedu.ru/ExpDic/10942, свободный. - Загл. с экранаЩукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина - М.: Изд-во «Педагогика», 1971 - 456 с.
Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения Учеб. для вузов / Г.И. Щукина - М: Учпедгиз, 1962 - 342 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1979.
Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников.М.1997.-186с..
Полякова Е.С, Романов Ю.В. Средства историзации специальной подготовки учителей математики.// актуальные проблемы будущего учителя математики. Межвуз. сб. науч. Тр.Выпуск 5. / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циалковского, 2008.-с.4-24.
Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. Москва. Просвещение. 2005 г..
Фомичёва И. Б., Литвинова О. В., Шенбергер И. А. Использование исторического материала на уроках математики // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 817-819. — URL https://moluch.ru/archive/92/20464/ (дата обращения: 13.06.2018).
Перельман Я.И. Занимательная арифметика /Я.И. Перельман.- М.: Столетие,1994. – 176 с.
Груденов Я. И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике. М.: 2007 г.-359 с.
Занимательная математика / Под ред. Л.К. Крез. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 150 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!