это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3978559
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание детей в современной России является приоритетной задачей, поскольку в течение нескольких десятилетий, после утраченной идеологической направленности советского периода, эта функция претерпела ряд изменений и была в силу ряда факторов значительно снижена. Однако в последние годы государственная политика в России в плане развития и воспитания детей стала коренным образом меняться. Если ранее на первое место выдвигались задачи приобретения определенных предметных знаний, умений и навыков, то в настоящее время ключевой приоритет отдается воспитанию гражданина как гармонично развивающейся личности, способной к саморазвитию и самореализации. Воспитание обеспечивает производство культурного кода, развитие ценностей солидарности и патриотизма. Государственная политика в сфере образования становится более комплексной и последовательной. В Конституции РФ [18], как основном базовом законодательном акте в области образования и воспитания детей, появилась новая статья, которая закрепляет важнейший приоритет государственной политики: ребенок и его всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие. Государство и его институты должны обеспечить воспитание патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Кроме того, приняты поправки к Федеральному закону № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ», сутью которых является единство воспитательно-обучающей системы в РФ. Закон не ограничивается декларативными утверждениями и предусматривает четкий механизм реализации поставленных задач. Воспитательная работа должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Национальные цели и стратегические задачи, утвержденные приказом президента РФ В.В. Путина, содержат два главных направления развития образования в России:
- обеспечение к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Данные цели имеют серьезные основания. В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего лидерские позиции в мире занимают те страны, которые делают основную ставку на человека, на максимальное развитие его потенциала, на особенности людей делать жизнь лучше, развивать себя, культуру, отечество, планету в условиях быстрых изменений. Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к середине XXI века определяется тем, какие преобразования происходят сейчас в организации образовательной системы страны. Именно человеческий капитал – ключевой ресурс и главное конкурентное преимущество будущей России. В этой связи на первый план выходит решение задач по созданию условий для роста человеческого потенциала и его капитализации[32].
Ведущую роль в формировании системы воспитания должна играть система образования, в первую очередь, детский сад и школа. Однако закладка фундамента воспитательных взглядов на взаимодействие с миром остается за семейной структурой. Именно там формируется общее мировоззренческое восприятие, складывается система социокультурных и духовно-нравственных ценностей, прививаются нормы и правила поведения в обществе. В своем послании к Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 года В.В. Путин сказал: «Поддержка семьи, ее ценностей – это всегда обращение к будущему, к поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке» [24]. Отсюда можно сделать соответствующие выводы, что роль правильно организованных процессов воспитания в семье является особенно актуальной и имеет общенациональную и федеральную значимость.
Семья – это социальный институт, характеризующийся определенной совокупностью социальных норм, правил и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. В самом понятном и расширенном смысле семья – это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми) [23]. Принято считать, что семья как носитель основного функционала воспитательного процесса в полном понимании этого термина должна состоять из взрослых супругов, мужа и жены, а также их детей, еще не состоящих в браках. В мире существует несколько видов классификации семей в зависимости от их образующих факторов. Например, в зависимости от количества детей семьи могут быть многодетные, малодетные, бездетные; по характеру и стилю воспитания: авторитарная, демократическая, партнерская и т.д. Одна из наиболее распространённых в социальном плане классификаций - распределение семей по их составу: полная (нуклеарная (nucleus – ядро) - супружеская пара с детьми, расширенная (многопоколенная) – дети, родители и их родители или другие родственники родителей) и неполная (отсутствует один из родителей). Последняя категория семей представляет определенный интерес, т.к. позиция «взрослые – дети» сохраняется, однако, по мнению психологов, отсутствие одного из взрослых и замена его функционала другим родителем или представителем биологически расширенной семьи в корне нарушает алгоритмический воспитательный строй. В современном мире неполная семья стала вполне обычным явлением, т.к. эмансипация женщин достигла своего пика, женщины вполне самостоятельны и самодостаточны, в своей борьбе с мужчинами за лидерские позиции готовы применять любую тактику, даже отказ от мужской помощи в воспитании детей [3]. Однако неполная семья как социальный институт небезупречна, само название «неполная» уже говорит о том, что в ней чего-то недостает. Но так ли уж она несовершенна? На сколько дисфункциональны и необратимы воспитательные процессы в неполной семье? Действительно ли одинокий родитель не всегда в силах справиться с воспитанием ребенка самостоятельно? Как влияет нарушение семейной целостной структуры на развитие человеческого потенциала и общества в целом? И, в конечном итоге, приведет ли рост количества неполных семей без оказания им профессиональной социально-психологической помощи и поддержки к значительному ухудшению демографической ситуации в стране и в мире? В данной исследовательской работе попытаемся ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с социальной значимостью неполной семьи и сохранением ее благоприятного для всестороннего развития детей микроклимата.
Актуальность проблемы
Как уже говорилось ранее, именно в семье закладывается фундамент качеств личности, отношения человека к труду, моральным и культурным ценностям. Семья всегда была и остается важнейшим социальным институтом для формирования психологических, социальных умений и навыков человека. В период функционирования любой семьи, будь она полная или неполная, появляются различные социально-экономические и психологические проблемы, которые дестабилизируют традиционные семейные устои. Далеко не в каждой полной семье существуют все необходимые условия и ресурсы, обеспечивающие полноценное воспитание ребенка, однако полоролевое распределение обязанностей, наличие внутренней поддержки в семейном тандеме позволяет успешнее справляться с трудностями. А в неполной семье этот ресурс отсутствует, и любая проблема может вызвать сбой всей семейной системы. Поэтому вопрос о психологическом здоровье неполных семей весьма актуален, так как в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, зарождаемые самой природой семейно-брачных отношений, условия жизни. Примечательно, что тенденция к созданию подобной семейной модели как правило передается следующим поколениям детей, которые в своей собственной жизни не имеют возможности на счастливую супружескую жизнь, т.к. не способны иметь должное о ней представление. Если отсутствует главный фактор – пример крепких брачных отношений, вероятность распада брака или его полного отсутствия очень велика.
Поэтому можем предположить, что специфический образ жизни с одним родителем ощутимо отражается на становлении личности ребенка. В рамках воспитательной деятельности в неполных семьях взрослым не удается осуществлять полноценный контроль и сопровождение жизни ребенка, влиять на выбор его деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы определила цель данной работы: изучить теоретические основы воспитания детей в неполных семьях, выявить эффективные формы и методы социально-педагогической работы с неполными семьями по формированию у них благоприятного микроклимата, являющегося одним из важнейших условий гармоничного развития личности ребенка.
Задачи:
1. раскрыть особенности функционирования неполных семей в зависимости от их путей образования;
2. выявить основные проблемы воспитания детей в неполных семьях;
3. раскрыть влияние стилей семейного воспитания в неполных семьях на формирование личности ребенка;
4. выявить условия, при которых воспитание детей в неполных семьях более успешное и эффективное;
5. раскрыть формы и методы социально-педагогической работы, способствующие улучшению микроклимата в неполных семьях;
6. провести анализ полученных статистических данных, сделать выводы.
Объект исследования: особенности процесса воспитания в неполных семьях.
Предмет исследования: социально-педагогическая помощь неполным семьям по созданию благоприятных условий для воспитания ребенка.
Методы, используемые в работе: анализ научной литературы, анализ статистических данных, изучение и обобщение опыта, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, методы обработки данных.
Библиография
1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Семейная психотерапия. – СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 410 с.;
2. Альбицкий В.Ю., Баранов В.А., Гасиловская Т.А. и др. Медико-социальные проблемы социального сиротства. М: Литерра, 2007; - 193 .
3. Башкирова Н.Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – М.: Наука и техника, 2007.;
4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000. С.292-313.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
6. М.А. Галагузовой. - Социальная педагогика: Курс лекций/М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416с.
7. Галеева Е.В. Технологии педагогической поддержки: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Галеева, Т.О. Смолева; ФГБОУ ВПО «ИГУ». – Иркутск, 2015.
8. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /– 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
9. Данилова С.С. Одинокое материнство в общественном мнении // Социологические исследования. - 2009. -№ 5. - С. 39.
10. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.
11. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
12. Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Филиппова Е.Д., Равдугина Т.Г., Банюшевич И.А. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 10-2. – С. 236-240;
13. Елисеева, И.И. Демография и статистика населения : учебник для вузов / И. И. Елисеева [и др.] ; под редакцией И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 405 с.
14. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" изменения в ст.67.1.
15. Источник: https://constitutionrf.ru/popravki-ot-14-03-2020.
16. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите
женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. – М: Академия, 2004. – 169 с.
17. Колесникова Ю.Н. Воспитание основ нравственности в семье // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. -№ 1 (3). - С. 197-199.
18. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Спб., 2003.
20. А.Г. Маслоу. Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999.
21. В.О. Никитин Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Под ред.. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.
22. Новикова Н. В. Особенности переживания горя утраты близкого человека / Н. В. Новикова, Е. С. Колесник // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №2. – С. 159-164.
23. Толковый словарь русского языка// Ожегов С. И. под ред. Н.Ю. Шведовой, М. «Русский язык» 4-е изд, доп. – Москва – Российская академия наук Институт Русского языка им. В. В. Виноградова – М. Азбуковник, 1999 – 944 с.
24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 года;
25. Е. Н. Приступа Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа [и др.] ; под ред.. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.
26. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ в редакции от 02.07.2021.
27. Семья и дети в России. 2021: Стат. сб./ Росстат, Общественная палата Российской Федерации, 2021. – 116 c.
28. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988.
29. Собкин В.С., Смирнова Е.О., Асадулина О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 18–28.
30. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989. - с. 192-201.
31. Тимошенко И. В., Ходеев Ф. П. Брачно-семейные отношения и споры. – М.: МарТ, 2018. – 192с.
32. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.
33. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ.
34. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2017. - 928 c.
35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.
36. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуации характера, неврозах и неврозных состояниях. -- М., 2009.
37. Ярычев Н.У. Гражданско-правовые основы усыновления (удочерения) в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 182-188.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!