Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Нарушение просодической стороны речи у детей с дизартрией

Тип Курсовая
Предмет Логопедия

ID (номер) заказа
4012193

500 руб.

Просмотров
872
Размер файла
198.54 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеВ настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является увеличение числа детей с речевыми нарушениями, среди которых много дошкольников с дизартрией. Увеличивается число детей, у которых нарушение речи связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе этих нарушений лежит патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы. Незначительные патологии головного мозга могут вызвать дизартрию.Дизартрия представляет собой одно из наиболее распространенных и сложно поддающихся коррекции коммуникативных расстройств, которое характеризуется недостатками произносительной стороны речи по причине недоразвития мышц речевого аппарата и их иннервации.Описывая речевые расстройства при дизартрии отмечаются общие черты, характерные для этого полиморфного синдрома: недостаточность артикуляционной моторики, нарушение звукопроизношения и речевого дыхания, просодии и фонации. О.Г. Приходько при дизартрии отмечает стойкий характер нарушений звукопроизношения у детей, а также специфические трудности автоматизации звуков при их коррекции. В работах всех специалистов в области дизартрии отмечены ведущие признаки неврологического характера, которые вызывают специфику речевых нарушений и дифференциальную симптоматику дизартрии. При осуществлении артикуляционных движений увеличивается мышечная вялость, движения быстро затухают и истощаются.Проблема изучения просодической стороны речи, как важной составляющей речевой коммуникации, является предметом исследований в психолингвистике и лингвистике (Е.Е. Артемова, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Брызгунов, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина и др.).В исследованиях, которые посвящены проблеме речевых нарушений при дизартрии, отмечается, что нарушения звукопроизношения и просодии носят тяжелый и трудно поддающийся коррекции характер. Это отрицательно сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического развития в дошкольном возрасте, а в дальнейшем может вызвать трудности школьного обучения. В связи с изложенным можно говорить об актуальности проблемы, лежащей в основе данной работы.Цель исследования - выявить особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.Объектом исследования является просодическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста.Предметом исследования является просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста, больных дизартрией.Гипотеза: просодическая сторона речи у детей с дизартрией будет оцениваться как эмоционально невыразительная, монотонная. Разборчивость речи будет снижаться с увеличением речевой нагрузки. Детский голос будет характеризоваться как немелодичный, слабый, глухой, монотонный, хриплый, сдавленный, прерывистый, напряженный.Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:1. Изучить и проанализировать специальную педагогическую, психологическую литературу по проблеме исследования.2. Определить параметры изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.3. Выбрать методы изучения просодической стороны речи у старших дошкольников.4. Экспериментально выявить особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.В работе использовались следующие методы исследования:1) теоретические: изучение и анализ литературы;2) эмпирические: наблюдение, эксперимент;3) математический: анализ результатов эксперимента с помощью математических методов.База исследования: Структура работы: введение, две главы, заключение, литература и приложение. Глава 1. Теоретическое изучение особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией Развитие просодической стороны речи в онтогенезе По мнению Е.Н. Винарской, речевые реакции детей раннего возраста на доречевом этапе формирования имеют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, псевдослова и образованные на их основе псевдосинтагмы еще не имеют языкового значения, но несут коммуникативную функцию [9, 10].По мнению Н.И. Жинкина, просодия, представляет собой высокий уровень языкового развития, и на геннетическом уровне просодические средства языка являются старше вербальных, так как просодические проявления наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте [16].По словам Е.Е. Артемовой, к 2-3 месяцам жизни у ребенка появляются специфические голосовые реакции (гуление). В этот период кроме сигналов неудовольствия, которые выражаются криком, появляется интонация, которая показывает состояние благополучия ребенка. Если в моменты эмоционального общения ребенка и взрослого мимика и интонации младенца радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и имитируют голосовые реакции (эхолалия).Между 4-м и 5-м месяцами жизни начинается следующий этап доречевого развития ребенка - лепет. В этот период лепетания звуков появляется признак локализации и структурирования слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. Постепенно формируется психофизиологический механизм силлабизации. Лепетная речь, является ритмически организованной, она тесно взаимосвязана с ритмическими движениями ребенка [2].По мнению Е.Н. Винарской, восприятие интонации отмечается у детей раньше ее употребления в собственной речи. Это связано с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора завершает собственное формирование к концу лепетного периода, в то время как формирование интонационного поля речедвигательного анализатора завершается только на этапе развития устной речи [9].Со второй половины первого года жизни общение возникает на основе понимания ребенком интонации голоса, мимики, жестов, движений и действий взрослого. В попытках вербального общения дети в возрасте 10-12 месяцев уже воспроизводят наиболее характерные черты ритмики родного языка. Временная организация таких невербальных вокализаций содержит элементы, сходные с ритмической структурой речи взрослых.Этап начального овладения языком охватывает период от 9 до 18 месяцев, здесь улучшается слуховое восприятие, наблюдаются первые элементы восприятия ритма. Мимика, жесты и особенно интонация играют важную роль в общении на данном этапе и интонация просьбы начинает развиваться.По данным исследований О.Э. Громовой первые слова у ребенка появляются к концу первого года жизни. В основе раннего восприятия ребенком слов лежит ритмико-мелодическая структура, при этом фонематический состав слова не воспринимается. При произнесении первых слов ребенок воспроизводит их общий звуковой образ без учета роли в нем каждого изолированного звука. Даже во время продуцирования только слога или одного слова, тембр, интонация и тон замещают другие части предложения [12].Артикуляционная программа в онтогенезе формируется таким образом, что безударные слоги при устной речи сжимаются, иными словами, значительно сокращается продолжительность произношения безударных гласных. Ребенок усваивает ритмический строй слова постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо владеет своим голосом, практически не меняет его громкость и высоту, только к концу четвертого года жизни появляется шепотная речь.По мнению Р.В. Тонковой-Ямпольской, дети раннего возраста говорят медленно, потому что им сложно справиться с произношением звукосочетаний и слов. Темп речи изначально медленный, а затем он увеличивается по мере овладения беглостью речи, особенно в эмоциональных состояниях. Чаще, чем у взрослых, дети раннего возраста склонны медленнее произносить более короткие слова и наоборот [37].Е. Ф. Архипова отмечает, что в этом возрасте дети искажают слоговый состав слова. Сила слогов как звуковых раздражителей играет решающую роль в синтезе слова. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и произносит сначала только первый или только ударный слог. Безударный слог, особенно с предварительным ударением, часто сильно искажается или вовсе опускается. Часто все слово заменяется одним из его слогов, независимо от их количества, затем к нему прибавляется второй слог, часто последний, и, наконец, в слово вводится более слабый слог. Физиологический закон силы звуковых раздражителей определяет исходный ритм детской речи - преобладание хореи. Для сохранения правильной структуры слова важен медленный темп речи, плавное произношение [4].У детей дошкольного возраста отмечаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слуховой концентрации у детей старшего возраста достаточна для того, чтобы привить им чувствительность к слоговой структуре слова, сформировать навыки правильной расстановки ударений в слове.По мере развития навыков артикуляционного аппарата создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи. У детей с нормальным психофизическим развитием не бывает резких нарушений ритма речи. Но несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения ритма речи у дошкольника наблюдаются и ее несовершенства из – за недостаточного развития центральной нервной системы. Иногда неправильный ритм речи возникает в результате подражания другим. Ребенок говорит либо быстро, либо резко замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, даже слова, пропускает, молчит из-за этого, слоги в слове, слова в словосочетании, меняет ударение, что обычно «затухает» с возрастом [31].По мнению О.С. Ушаковой, этот период сопровождается некоторыми особенностями речевого дыхания. В возрасте 3 лет механизм речевого дыхания находится в фазе начального формирования. В этом возрасте ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любой фазе дыхания, как во время вдоха и выдоха, так и во время паузы между ними. Внешне это может выражаться в «захлебывающейся» речи. В возрасте 5-6 лет обычно формируется контекстная речь, то есть самостоятельное текстообразование. В это время можно наблюдать «срывы» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и продолжительности пауз, связанных с трудностями лексико-грамматического оформления высказывания. При прослушивании дети воспроизводят во внутренней речи не только слова, словосочетания и предложения, но и интонацию во всех ее компонентах, в том числе и мелодику [38].Дети усваивают повествовательную интонацию спонтанно, без специальной подготовки. Еще не умея произносить отдельные слова, малыш умеет произносить повествовательное предложение, то есть его интонацию. Это происходит к концу второго или началу третьего года жизни. К этому же времени ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?», «Кто это?». Это означает, что вопросительная интонация доступна и детям третьего года жизни. Интонационная сторона речи, как неотъемлемая часть звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха [13].В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха происходит неравномерно. Итак, на первых этапах развития речи особую роль играет слуховое внимание, хотя основную смысловую нагрузку несет слуховой слух. Дети могут распознавать изменения голоса:- правильно воспринимать ритмический рисунок слова, т. е. его ударно-слоговую структуру (особенности звукового строя слова в зависимости от количества слогов и места ударного слога) во взаимодействии с темпом речи;- по эмоциональной окраске речи и высоте (плачут, если на них ругаются и улыбаются на ласковый тон);- тембр (по голосу узнают мать и других родственников)[26].Таким образом, дети способны распознавать изменения голоса: по высоте, тембру, правильно воспринимают ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи. У нормально развивающихся детей нет резких нарушений просодической стороны речи. Для усвоения просодических компонентов, особенно интонационных, большое значение имеет речевой рисунок взрослого и наличие достаточного общения с ребенком на доречевом этапе. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребенка. В дальнейшем голос может меняться на протяжении всей жизни. К 7 годам просодическая сторона речи у детей практически сформирована.1.2. Характеристика просодической стороны речи у детей с дизартрией По мнению Л.Н. Ефименковой, дизартрия - одно из наиболее частых тяжелых речевых нарушений, его еще называют «косноязычным» или «кашей во рту». Нарушение произносительной стороны речи у детей объясняется недостаточной иннервацией речевых мышц [14].Данных о нарушении формирования просодической организации речи у детей с дизартрией немного. Это связано с тем, что, во-первых, в отличие от выраженных патологий звуковоспроизведения просодические расстройства носят скрытый характер [25].Как уже было установлено Е.Н. Винарской, в раннем возрасте (1-3 месяца) при дизартрии наблюдается нарушение дифференциации эмоциональных взаимодействий, проявляющееся в этот возрастной период их фрагментарностью. Нарушение эмоционально-речевого взаимодействия может быть обусловлено локальными расстройствами мимической, голосовой и дыхательной мускулатуры [10].В дальнейшем патология голосовых реакций на этом возрастном этапе выражается бедностью и однообразием интонации голосовых комплексов. В возрасте около года у детей с дизартрией становятся неразвитыми дифференцированные мимические и интонационно-экспрессивные голосовые реакции. В дальнейшем при формировании фразовой речи у дошкольников отмечаются недостатки мелодической организации речевого высказывания, патология тембра, темпа речи, назализация и быстрая истощаемость голоса [6].Как показывают исследования Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой, при дизартрии первоначально нарушается речевое дыхание в связи с нарушением иннервации дыхательной мускулатуры. Темп дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи он обычно ускоряется, после произнесения отдельных слов или слогов, ребенок воспроизводит судорожные неглубокие вдохи, динамический выдох укорачивается и, в основном, осуществляется с помощью носа, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Несогласованность работы мышц, осуществляющих вдох и выдох, ведет к тому, что у ребенка появляется склонность говорить на вдохе. Это значительно ухудшает свободный контроль дыхательных движений, а также координацию дыхания, фонации и артикуляции [24, 25].Следующим отличительным признаком дизартрии является нарушение голоса. Голосовые расстройства связаны с парезом мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их двигательной активности. Также вибрация голосовых складок нарушается при слабости и парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. При поражении мышц гортани речь становится слабой, невнятной.При дизартрии голосовые патологии очень разнообразны, специфичны для различных ее форм. Они часто характеризуются низкой силой голоса, нарушением тембра голоса, слабой экспрессией или отсутствием голосовых модуляций [29].У детей с преобладанием процесса возбуждения, тембр голоса высокий, голос звонкий, слишком часто срывающийся на фальцет, темп речи неустойчивый. Его патологии могут быть обусловлены несформированностью оптимального для речи типа физиологического дыхания, нарушением мышечного тонуса и гиперкинезами дыхательной мускулатуры.Темп речи у детей с преобладанием процесса торможения медленный, с преобладанием процесса возбуждения - ускоренный. Нарушения темпа речи могут быть вызваны не только дисбалансом между основными нервными действиями, но и нарушением нормативной длительности звуков. При увеличении стандартной длины гласных темп речи замедляется, а при уменьшении ускоряется, с проглатыванием слогов. У детей с доминирующим процессом возбуждения просодическая сторона речи характеризуется следующим образом: голос громкий, шумный, тембр высокий, часто срывающийся на фальцет, ритм речи неустойчивый, изменчивый, темп речи с ускорением [40].Ю.О. Филатова отмечает, что речь при дизартрии нечеткая, неразборчивая, часто нарушается темп речи. Иногда наблюдаются чередования быстрого и медленного темпа речи. Высказывание продуцируется невнятно, смысловые акценты расставлены хаотично, паузы нарушены, характерны пропуски звуков, слов, бормотание до конца слова. Мелодико-интонационные нарушения относятся к числу ключевых и наиболее стойких признаков дизартрии. На самом деле они оказывают наибольшее влияние на отчетливость, психологическую выразительность детской речи [39].По исследованиям Л.В. Лопатиной, речь у детей с дизартрией монотонна, невыразительна. В большинстве случаев передача базовых интонаций затруднена, при этом у детей вызывает трудности не только воссоздание различных интонационных структур, но и их слуховое восприятие и различение [24].Эмоциональная сторона интонации, показывающая экспансивное состояние говорящего, обладает способностью определенным образом воздействовать на слушателя. Эти два аспекта интонации (коммуникативный и эмоциональный) взаимосвязаны, и несоблюдение одного из них может привести к нарушению. По мнению Г.В. Чиркиной, незначительное влияние на интонационное формирование речи у детей с дизартрией оказывает нарушение мимики [42].Анализ результатов теоретического исследования проблемы формирования просодической речи у детей с дизартрией позволил определить ее особенности у изучаемой категории детей:1) неполнота умения использовать паралингвистические средства для передачи характерологических качеств персонажей;2) проблемы передачи фрагментов сказок и стихов с правильной интонацией: преимущество в репликах интонации сообщения заключается в замене вопросительной, побудительной и других видов интонации интонацией сообщения;3) проблемы переключения с одного типа интонации на другой;4) ограниченная способность к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз, что проявляется в актуализации интонационного рисунка произносимой экспериментатором фразы;5) обмен интонационными моделями (замена приказа вопросом, согласия отказом, вопроса сообщением и т. д.).6) неадекватная реализация коннотативности в высказываниях: замена радости удивлением, страха гневом, удивлением страхом и т. д. [23].По мнению М.И. Лисиной характерными особенностями состояния просодической стороны речи у детей с дизартрией являются:- нарушения физических свойств речевого голоса, проявляющиеся проблемами в постановке и воспроизведении различных интонационных систем, ограничением возможности передачи коннотативных значений и акцентов, что свидетельствует о низкой степени динамики в формирование произносительной стороны речи [21];- выраженные нарушения просодии, отсутствие речевого опыта, незначительный уровень сформированности диалогической речи приводят к ограниченности выразительных средств вне текстового содержания, трудности в формировании эмоциональности, при соединении важного содержания высказываний с ситуацией общения;Таким образом, отличительной чертой дизартрии является нарушение просодической и произносительной стороны речи. Данные о нарушении формирования просодической организации речи у детей с дизартрией немногочисленны, в связи с его скрытым характером. Речь детей с дизартрией однообразна и невыразительна. В большинстве случаев передача ключевых разновидностей интонации затруднена, детям трудно не только в воссоздании различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении. Просодия в речи детей с дизартрией не выполняет коммуникативной функции.Глава 2. Экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей с дизартрией2.1. Организация и методики исследования Экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей с дизартрией проведено на базе ........ В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6-7 лет: 5 детей с дизартрией и 5 детей с нормальным речевым развитием.Целью экспериментального исследования явилось изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, больных дизартрией.В ходе экспериментального исследования были поставлены следующие задачи:1. Определить параметры и критерии оценки просодической стороны речи у дошкольников.2. Подобрать и апробировать методики, направленные на изучение просодической стороны речи у дошкольников.3. Экспериментально выявить особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией.4. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.Общетеоретической основой нашего исследования послужили следующие принципы:1. Принцип науки.2. Принцип гуманности, предполагающий признание ценности ребенка как личности, уважение его человеческого достоинства.3. Принцип индивидуального подхода, согласно которому учитываются индивидуальные особенности дошкольника.4. Принцип доступности, предполагающий построение заданий на уровне, доступном ребенку в данный возрастной период развития.5. Принцип последовательности, направленный на постепенное усложнение предлагаемых задач.6. Принцип наглядности, направленный на использование наглядного материала в работе с детьми с дошкольного возраста.7. Принцип учета ведущего вида деятельности дошкольников.8. Этиопатогенетический принцип, предполагающий учет специфики дефекта (учитывались скорость утомления детей, наиболее благоприятное время для работы, объем предъявляемого материала).Исследование проходило в два этапа:1. Экспериментальная – на данном этапе происходил подбор методик, направленных на изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Проведена диагностика детей дошкольного возраста с дизартрией и с нормальным речевым развитием. Была проанализирована экспериментальная документация.2. Заключительный – на этом этапе были проанализированы и систематизированы результаты экспериментальной работы, обобщены полученные данные.В процессе предварительной работы нами разработаны критерии оценки просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.К основным критериям мы отнесли следующие:1. Изучение видов интонации (вопросительная, восклицательная, повествовательная).2. Изучение компонентов интонации (темп, ритм, тембр, мелодия, сила голоса, логическое ударение во фразе, соблюдение пауз).Методы, предложенные Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, В.Т. Сорокина, И.А. Смирновой послужили основой для изучения особенностей интонационной стороны речи у дошкольников.Методика № 1. Особенности восприятия и воспроизведенияинтонационных типов.Цель: изучить особенности восприятия и воспроизведения интонационных типов.Исследование: детям дали прослушать несколько интонированных фраз.Первая серия заданий была направлена ​​на изучение особенностей восприятия типов интонации. Прослушав один раз интонированные фразы, ребенок должен был поднять красный флажок, когда звучит вопрос; синий флажок при звучании восклицательной интонации; зеленый флажок, когда фраза произносится спокойным голосом.Вторая серия заданий была направлена ​​на изучение особенностей интонационной передачи. После первого воспроизведения ребенок должен был определить вопросительную интонацию и воспроизвести ее, затем восклицательную, затем повествовательную.Обе серии заданий повторялись 3-4 раза на разном речевом материале.Например: «Какой сегодня день! На улице идет снег? Наступила зима».Обработка данных:Типы интонации оценивались по следующим параметрам:1 балл – неправильное определение и воспроизведение всех видов интонации.2 балла - правильное определение только одного типа интонации, неустойчивые ошибки воспроизведения интонации.3 балла – правильное определение и воспроизведение всех видов интонации.Методика № 2. Особенности восприятия и воспроизведения интонационных компонентов (темп, ритм, тембр, мелодия, сила голоса, логическое ударение во фразе, соблюдение пауз).Цель: изучить особенности восприятия и воспроизведения интонационных компонентов (темп, ритм, тембр, мелодия, сила голоса, логическое ударение во фразе, соблюдение пауз).Проведение опроса: детям были предложены следующие задания, направленные на изучение темпа речи.Упражнение «Маленький – большой».1. «Маленький пароход гудит тонким голоском, а большой — тихим. Послушайте, как гудит пароход, и покажите мне изображение маленького парохода или большого».2. «Звучит как маленький и как большой пароход».Обработка данных:1 балл – не справился с заданием.2 балла - справился с ошибками.3 балла – правильно выполнил задание.Проведение опроса: детям были предложены следующие задания, направленные на изучение восприятия речи.Упражнение «Громко – тихо».1. Я называю слова. Показывать красный флаг, когда я говорю громко. Покажи мне синий флаг, когда я буду говорить тихо.2. Показ картинок. Ребенок называет картинку по команде «Громко – тихо».Обработка данных:1 балл - слишком тихо или слишком громко.2 балла – ошибается.3 балла – правильно выполняет задание.Проведение опроса: детям были предложены следующие задания, направленные на изучение воспроизведения речи.1. Прослушайте отдельные биты: //, ///, ////. (с разной скоростью). Определите количество ударов, показав карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами. Затем предлагается аналогичное задание с рядом ритмических структур: // // // //, /// ///, //// ////.2. Выбить представленные по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары и серию простых ударов, а также самостоятельно воспроизвести удары и их серии на предъявляемой карточке.Обработка данных:1 балл – слишком быстро, слишком медленно (темп). Не правильно выполнил задание (ритм).2 балла – ближе к норме, но сбивается (темп, ритм).3 балла - это норма (средний мобильный).Проведение опроса: детям были предложены следующие задания, направленные на изучение тембра голоса.Упражнение «Эмоции».1. Перечислены слова с разной степенью эмоциональности – собака (испуганно), кошка (ласково), лошадь (спокойно), летать (удивленно). Дети называют, с какой эмоцией связано данное слово.2. Показ картинок. Скажи это ласково, сердито, удивленно.Обработка данных:1 балл – не справился с заданием.2 балла – справился, с небольшими ошибками.3 балла – выполнено верно.Проведение опроса: детям были предложены следующие задания, направленные на изучение логического ударения во фразе.Упражнение «Вопрос – ответ».1. Ребенку предъявляют картинку. Учитель произносит фразы, выделяя голосом одно из слов предложения. Ребенок показывает предмет, выделенный голосом.Например: «Девочка играет с мячом», «Девочка играет с мячом».2. Ребенку предъявляют картинку. Учитель задает вопросы, выделяя голосом одно из слов. Ребенок отвечает на вопросы, выделяя голосом соответствующее слово. Например: «Мальчик катит машину?», ответ «Мальчик катит машину», «Мальчик катит машину?», ответ «Мальчик катит машину».Обработка данных:1 балл – справился с заданием, но допустил грубые ошибки.2 балла – справился с мелкими ошибками.3 балла – выполнено правильно.Количественное обобщение дало нам возможность условно определить 3 уровня развития просодической стороны речи у дошкольников:- 18-13 баллов – высокий уровень: ребенок правильно определяет все виды интонации, активно воспринимает и воспроизводит ее составляющие (темп, ритм, тембр, мелодия, сила голоса, логическое ударение во фразе, соблюдение пауз).- 12-7 баллов – средний уровень: ребенок правильно определяет все виды интонации с дополнительными вопросами, недостаточно воспринимает и воспроизводит ее компоненты.- менее 6 баллов – низкий уровень: ребенок практически не называет виды интонации и ее компоненты, даже при дополнительных вопросах не идет на контакт.Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением адекватных цели и задачам исследования методов и приемов, количественного и качественного анализа данных, методов математической статистики.2.2. Анализ результатов исследования Проведенные диагностические исследования позволили определить уровень развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и с нормальным речевым развитием. По результатам проведенных заданий, мы можем сделать следующие выводы. Количественные результаты исследования в группе дошкольников с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и с дизартрией (опытная группа) на этапе эксперимента представлены в сводных таблицах 1, 2, 3, 4.Таблица 1 ˗ Количественная оценка полученных экспериментальных данных в контрольной группе детей Имя, фамилия ребенкаМетодикиОбщее количество баллов№ 1№ 2Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5Лена33333318Костя 33323317Дима 33333318Антон.23233316Коля.22222212Таблица 2 ˗ Общий показатель уровня развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста в контрольной группе Имя, фамилия ребенкаВысокий уровень Средний уровень Низкий уровень Лена +Костя +Дима.+Антон+Коля +Таблица 3˗ Количественная оценка полученных экспериментальных данных в экспериментальной группе детей Имя, фамилия ребенкаМетодикиОбщее количество баллов№ 1№ 2Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5Денис 1111116Таня 2111117Лена 1111116Дима 1111116Олег 1111116Таблица 4˗ Общий показатель уровня развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе Имя, фамилия ребенкаВысокий уровень Средний уровень Низкий уровень Денис +Таня +Лена +Дима +Олег +Как видно из приведенных таблиц, на этапе экспериментального исследования дошкольники с дизартрией имеют низкий уровень развития просодической стороны речи, на что указывают четыре из пяти опрошенных. Средний уровень был присвоен только одному предмету.В процессе изучения особенностей восприятия и воспроизведения интонационных типов (методика № 1) нами установлено, что у троих детей контрольной группы они развиты на высоком уровне (60%). Дети активно участвовали в обеих сериях методики, слушали интонированные фразы, поднимали флажки, проявляя интерес.Двое детей (40%) показали средний уровень восприятия и воспроизведения типов интонации: они не всегда правильно определяли все типы интонации даже при дополнительных вопросах.В процессе изучения особенностей восприятия и воспроизведения интонационных типов в экспериментальной группе мы определили, что только одному респонденту (20%) был присвоен средний уровень развития, а четырем (80%) - низкий уровень. Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационного строя, предполагающее разграничение повествовательных и вопросительных интонаций, вызывало значительные трудности. Большинство детей неправильно представляли типы интонации в своей речи. Речь испытуемой, справившейся с заданием (Таня К.), по качеству интонации значительно уступала речи взрослых. Вопросительная интонация воспринималась и воспроизводилась детьми наиболее легко. Произошла также замена вопросительной интонации на повествовательную при той же силе голоса. Затруднения в воспроизведении и восприятии вызывала интонация восклицания.В процессе изучения особенностей восприятия и воспроизведения интонационных компонентов (темпа, ритма, тембра, мелодии, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдения пауз) (методика № 2) мы выяснили, что четверо детей в контрольная группа обладает ими на высоком уровне (80%). Дети активно выполняли задания, направленные на изучение темпа речи, изучение восприятия речи, воспроизведение речи, изучение тембра голоса, логического ударения во фразе. Один респондент (20%) показал средний уровень восприятия и воспроизведения компонентов интонации (темп, ритм, тембр, мелодия, сила голоса, логическое ударение во фразе, соблюдение пауз).В процессе изучения особенностей восприятия и воспроизведения компонентов интонации в экспериментальной группе мы определили, что всем респондентам был присвоен низкий уровень развития (100%). В целом, на наш взгляд, восприятие и воспроизведение интонационных компонентов доступно детям, но с ошибками, что свидетельствует о нарушении интонационной стороны речи.Наиболее сложным как для восприятия, так и для воспроизведения является использование во фразе логического ударения. Происходит перенос логического ударения с одного слова на другое в предложении. Наиболее легкими компонентами интонации при восприятии и воспроизведении являются сила голоса и высота тона, изменения тона (мелодичности), но наблюдается «затухание» голоса ребенка к концу фразы, что объясняется ослаблением речь. дыхания и, как следствие, использование необоснованных пауз в середине фразы.Процесс слуховой дифференциации интонационных структур у детей с дизартрией оказался более нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации. Отмечалось незначительное преобладание воспроизведения компонентов просодической стороны речи над восприятием.Результаты эксперимента направленного на изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с дизартрией наглядно представлены в таблице 5 и рисунке 1. Таблица 5 -Количественные показатели изучения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и нормальным речевым развитием УровниАбсолютный показательОтносительный показательДети с дизартрией Высокий00%Средний1 20%Низкий4 80%Дети с нормальным речевым развитием Высокий480%Средний120%Низкий00%\s\sРисунок 1 - Сравнительная характеристика просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с дизартриейЭкспериментальное исследование выявило следующие особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, больных дизартрией:- в основном дети передают типы интонации в своей речи, но с ошибками. Дети, справившиеся с заданием, значительно уступают речи взрослых по качеству интонации;- восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационного строя, заключающееся в дифференциации повествовательной и вопросительной интонаций, вызывает у детей значительные трудности;- происходит замена вопросительной интонации повествования той же силой голоса;- трудности в воспроизведении и восприятии вызывала интонация восклицания.В целом восприятие и воспроизведение интонационных компонентов доступно детям, но с ошибками, что свидетельствует о нарушении интонационной стороны речи.Наиболее сложным как для восприятия, так и для воспроизведения является использование во фразе логического ударения.В предложении логическое ударение переносится с одного слова на другое.Самыми легкими составляющими интонации при восприятии и воспроизведении являются сила голоса и изменение высоты тона (мелодичность), но к концу фразы происходит «замирание» голоса.У большинства детей наблюдается ослабление речевого дыхания и, как следствие, употребление необоснованных пауз в середине фразы.Процесс слуховой дифференциации интонационных структур нарушается в большей степени, чем процесс их самостоятельной реализации.Отмечается незначительное преобладание воспроизведения компонентов просодической стороны речи над восприятием.Таким образом, по результатам экспериментального исследования уровень сформированности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией в целом следует характеризовать как низкий. Следует отметить, что дети с дизартрией нуждаются в коррекционной работе по развитию просодической стороны речи.ЗаключениеИнтонационная сторона речи играет важную роль в общении, так как позволяет точно и выразительно передать свои мысли и чувства, помогает нам правильно понять смысл высказывания партнера по речи, его истинные намерения, чувства и отношение к вам. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер. Мелодические и интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс общения более информативным.В логопедии развитию интонационной стороны речи до сих пор уделялось гораздо меньше внимания, чем формированию звуков речи. Между тем необходимо изучить особенности развития интонации при патологии речи, так как она не только тесно связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно самостоятельным элементом речевого поведения.У детей с дизартрией нарушены основные компоненты речевого общения, такие как дыхание, голос и интонация, что не позволяет им овладеть навыками полноценной коммуникативной деятельности. Материалы исследования позволили сделать вывод о том, что у детей данной категории наблюдается нарушение просодической стороны речи. Это подтверждает данные исследований ученых, а также нашу гипотезу о нарушении просодической стороны речи у детей с дизартрией. На основании полученных данных разработаны методические рекомендации коррекционно-логопедического воздействия на развитие как восприятия, так и воспроизведения интонации с учетом ведущего дефекта. Поэтому у детей с дизартрией формирование просодической стороны речи необходимо включать в общее коррекционно-логопедическое воздействие на развитие речи.Выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, поставленные задачи реализованы.Литература Антипова А.М. Основные проблемы в изучении речевого ритма. // Вопросы языкознания. – 1990. – №5. – С. 124-134. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. – М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 319 с.Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2020. – 122 с.Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 286 с.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 80 с. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Просвещение, 1983. – 281 с.Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: ACT: Астрель, 2006. – 141 с.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 55–61. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 176 с. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 144 с.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Учпедгиз, 1988. – 370 с.Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе; пер. с англ. Н. Малыгиной, А. Федорова. Сер.: Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2011. – 444 с.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2011. – 288 с.Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №4. – С.169-172.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка – М.: МПСИ, 2001. – 383 с. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – М.: Академия, 2009. – 318 с.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 225 с.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 680 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз, 2005. – 192 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. 3высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 384 с.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2006, - 608 с. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб. пособие – М.: Астрель, 2008. – 125 с.Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. – М., 2006. – 175 с.Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда.– М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 448 с.Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. – 2010. - №2. – С. 68-81.Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 82-87.Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – Л.: ЛГУ, 1995. – 172 с.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.Токарева О.А. Дизартрия.// Расстройства речи у детей и подростков. / Под общ.ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1989. – 288 с.Тонкова-Ямпольская Р.В. Значение подготовительного этапа речи для речевого развития ребенка // Логопедия. – 2006. - №4. – С. 19-22.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2010.- 68 с. Филатова Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии. –2012. – №4. – С. 38-46.Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии – М.: Эксмо, 2015. – 320 с. Черемисина Н.В. Законы и правила русской интонации. – 2 изд-е. – М.: Флинта, 2013. – 515 с.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: Владос, 2003. – 240 с.Ярцева В.Н. Просодия // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. – 614 с.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 445 с.ПриложениеПриложение 1 Упражнения для развития речевого дыхания - Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении. Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике. Рекомендуются следующие упражнения:- «Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.- «Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.- «Цветочный магазин» (вырабатывается глубокий вдох через нос) и т.д.Приложение 2 Упражнения для темпа и ритма речи детей дошкольного возраста «Хлопки в ладоши» Цель: развитие темпа и ритма речи.Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним (большая ладошка - громкий хлопок, маленькая - тихий). «Пчёлы и мёд» Цель: развитие темпа и ритма речи.Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.Пчёлы - полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы (большая пчёлка - жужжать громко, маленькая - тихо). «Одуванчики» Цель: развитие темпа и ритма речи.Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.Одуванчики - весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты (большой цветок - стукнуть кулачком по столу сильно, маленький - слабо). «Барабан»Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.Цель: развитие темпа и ритма речи.Барабан - это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук (большой кружок - стукнуть по барабану сильно, маленький - слабо). Приложение 3 Упражнения на развитие интонационной выразительности речиНа дворе трава, на траве дрова.Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);Равнодушно («Ну и что?»).Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона 1 упражнение. Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).2 упражнение. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». Изобрази эти звуки голосом.Упражнения на развитие силы голоса 1 упражнение «Гудок паровоза». Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется. 2 упражнение «Аукание». Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Игра на развитие полетности голоса «Эхо» Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!» Упражнения на выработку умения управлять темпом речи Произнесите следующие предложения в нужном темпе:Как медленно вертится колесо!Помогите, человек тонет!Как долго тянется зима!Скорей бежим домой!Игры на совершенствование чувства ритма Игра «Барабанщик»Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!Памм!   Памм!   Памм!Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса Игра «День и ночь»По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.Игра «Узнай по голосу»Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз 1 упражнение Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.2 упражнение Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?3 упражнение Расскажи стихотворение, соблюдая паузы:Мама! Мама! Посмотри!Я пускаю пузыри.Желтый, красный, голубой – В каждом я и ты со мной!


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.