это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4012641
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. Традиционно считают, что после
юношеского возраста человек сформирован, технически подготовлен к жизни и
умеет решать проблемы, которые его ожидают. При этом не учитывается тот
факт, что и среди взрослых людей есть те, кто «держится на плаву», и те, кто
потерял внутреннее равновесие. Основной источник неправильных
представлений относительно кризисов в период зрелости и пожилого возраста-
неучтенность активности и постоянного развития личности.
На середину жизни, как считается, приходится расцвет активности и
профессиональной деятельности человека, данный этап люди часто посвящают
построению карьеры. В этом возрасте увеличивается потребность в социальном
признании, формируется особая сенситивность к социальным оценкам.
Воплощением вышеупомянутого творческого развития, так сказать, кризисном
варианте, есть такая статистика: согласно исследованиям Элиота Жака уровень
смертности одарённых людей колеблется между 35 и 39 годами (как пример,
можно проанализировать истории В.В. Маяковского, С. Есенина, А.С.
Пушкина, Моцарта и др.). Тридцать семь лет-возраст смерти художников и
трудоголиков (Стренгер, 2008). Этот кризис часто называется кризисом первой
зрелости. Для человека становится очень важной близость - не только
физическая, но и моральная, возможность заботиться о другом человеке,
делиться с ним тем, что беспокоит, без страха потерять себя. Если человек ещё
не нашёл свою вторую половину, проявление этой потребности может
происходить в дружбе. Среднее негативных тенденций наблюдаются
погружённость в себя, переживания застоя. Человеку впервые начинает
казаться, что все позади, что его собственная жизнь утихает. Формируется
потребность передачи своего опыта другим, наставничества.
Стремительный темп жизни современного общества, особенности
политической и экономической ситуации, необходимость идти «в ногу» со
временем и не отставать в личном и профессиональном развитии обусловливают возникновение внутренних конфликтов, тревожность,
разрушение собственных представлений о ценностях и идеалах, которые к
могут привести к кризису в зрелом возрасте.
В зарубежной психологии вопросу изучения проявления возрастного
кризиса в период зрелости в контексте различных научных подходов посвятили
своё внимание ряд учёных: в качестве дифференциально-диагностического
подхода (Ф. Парсонсон, Г. Мюнстенберг), психодинамического направления
(Из. Фрейд, В. Мозер, Е. Бордин, А. Маслоу), теории решений (Х. Томе, Г. Рос,
П. Цилер, Д. Тидеман), теории развития (Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, В. Джейд),
типологического направления (Др. Холланд), гуманистического направления
(А. Маслоу, К. Роджерс) и др. Проблема возрастного кризиса в период зрелости
нашла своё отражение в трудах Е. Эриксона, Г. Крайг, Д. Левинсон и др.
В отечественной психологии развитие личности исследовали (Т. В.
Кудрявцев, Е. А. Климов, Е.Ф. Зеер), кризисы личностного развития изучали (Г.
С. Абрамова, К. А. Абульханова-Славская, Н. Ф. Шахматов, Л. И. Анцыферова)
и др.
Однако несмотря на интерес психологов и учёных интерес к
особенностям и проявлениям возрастных кризисов не снижается, поэтому
изучение психологической картины проявления возрастного кризиса в период
зрелости является актуальной и интересной.
Объект исследования - возрастной кризис в период зрелости.
Предмет исследования – психологические проявления возрастного
кризиса в период зрелости.
Цель исследования: изучить особенности и экспериментальным путём
выявить психологические проявления возрастного кризиса в период зрелости.
Гипотеза исследования: мы считаем, что психологические проявления
возрастного кризиса в период зрелости характеризуются:
- переживанием опустошённости, которое взаимообусловлено чувством
низкой самореализованности и насыщенности жизни событиями и
достижениями.
- переживанием кризиса мировоззрения, который характеризуется
ригидностью в отношении собственных идеалов и норм, осознанием того, что
жизнь вокруг меняется, нравственность окружения снижена. Сопровождается
кризисом идеалов.
- пресыщенностью обыденными рабочими делами, тревожность по
поводу карьерных притязаний.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую психофизиологическую характеристику периода
зрелости
2. Изучить особенности проявления возрастного кризиса в период
зрелости;
3. Провести экспериментальную работу и рассмотреть психологическую
картину проявления возрастного кризиса в период зрелости.
Методы исследования:
- теоретический: анализ и синтез научной литературы, классификация
понятий, обзор периодических источников информации;
- эмпирические: опрос, беседа, психологическая диагностика.
Практическая значимость заключается в том, что полученные
результаты могут быть использованы психологами для дальнейшего
исследования особенностей проявления возрастного кризиса в зрелом возрасте.
Структура курсовой работы: введение, теоретическая и
экспериментальная главы, выводы, заключение, список использованных
источников, приложение.
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования
геронтопсихологии / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2001 – 224 с.
2. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова. – СПб.:
Алетейя, 2001. – 304 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни/ К. А. Абульханова-Славская. –
М.: Мысль, 1991 – 299 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Альфред Адлер. –
М.: Академический проект, 2007 – 240 с.
5. Алферова, М. О. Личностные особенности проживания кризиса середины
жизни / М. О. Алферова // Мир психологии. – 2019. – № 3. – С. 124–130.
6. Анцыферова, Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или
суровой зимы? / Л. И. Анцыферова // Психолог. журн. – 2020. – Т. 15 – № 3 – С.
99–104.
7. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И.
Анцыферова. – М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2014 – 512 с.
8. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь //
Психология. – 2019. – № 2. – С. 46–56.
9. Ермолаева, М. Практическая психология старости / М. Ермолаева. – М.:
ЭКСМО-Пресс, 2002 – 320 с.
10. Карпинский, К. В. Опросник смысложизненного кризиса: монография / К.В.
Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2018 – 108 с.
11. Крайг, Г. Психология развития / Грэйс Крайг. – СПб. : Питер, 2000 – 992 с.
12. Кроник, А. А. Психологический возраст личности / А. А. Кроник, Е. И.
Головаха // Психологический журнал. - 2019. - № 5. - С. 57—65.
13. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. –
М.: Смысл, 2000 – 18 с.
14. Лидерс, А.Г. Кризис пожилого возраста – гипотеза о его психологическом
содержании / А.Г. Лидерс // Психология зрелости и старения. – 2020. – № 2. –
С. 6–11.
15. Медик, В.А. Статистика здоровья населения и здравоохранения / В.А. Медик,
М.С. Токмачев. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 368 с.
16. Методика диагностики ценностных ориентации личности Е. Б. Фанталовой в
модификации Л.С. Колмогоровой, Д.В. Каширского: практ. пособие для
школьных психологов / Сост. Л. С. Колмогорова. - М.: Владос-Пресс, 2002. - С.
259 - 263.
17. Паттакос, А. Пленники собственных мыслей: смысл жизни и работы по
Виктору Франклу / А. Паттакос. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. – 205 с.
18. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М.:
Академия, 2000 – 184 с.
19. Полтавский, С. В. Психологические условия преодоления ценностно-
смыслового кризиса середины жизни в процессе самопознания личности:
дисс.... кандидата психологических наук: 19.00.13 / С. В. Полтавский. Тамбов,
2018. - 167 с.
20. Психология человека от рождения до смерти / Под. общ. ред.А. А. Реана. –
СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002 – 656 с.
21. Стренгер, К. О плюсах среднего возраста / К. Стренгер, А. Руттенберг // Harvard
Business Review. – 2018. – № 5. – С. 59–66.
22. Титаренко, Т. М. Испытание кризисом. Одиссея преодоления /Т. М. Титаренко.
– К. : Людопринт, 2019. – 277 с.
23. Хухлаева, О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость / О. В.
Хухлаева. – М. : Академия, 2006. – 208 с.
24. Чудновский, В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни /В. Э. Чудновский //
Мир психологии. – 2019. – № 2. – С. 74–80.
25. Чудновский, В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла
жизни / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – С. 3–16.
26. Шарп, Д. Кризис среднего возраста. Записки о выживании /Д. Шарп. – М.:
Независимая фирма «Класс», 2016. – 176 с.
27. Шахматов, Н. Ф. Старение – время личного познания вечных вопросов и
истинных ценностей / Н. Ф. Шахматов // Психология зрелости и старения. –
2018. – № 2. – С. 14–20.
28. Шихи, Г. Возрастные кризисы / Гейл Шихи. – М. : Каскад, 2005 – 448 с.
29. Эриксон, Э. Трагедия личности / Эрик Эриксон. – М. : Эксмо, 2008 – 256 с.
30. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – М. : Прогресс, 1994 –
С. 185–203.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!