это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4018328
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................................5
1.1. Нравственное поведение. Понятие, цели, задачи и основные функции нравственного поведения.......................................................................................5
1.2. Условия формирование первичного и вторичного опыта нравственного поведения.................................................................................................................9
1.3. Особенности воспитания нравственного поведения..................................14
1.4. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей........................................................................................................................19
1.5. Психологический аспект нравственности....................................................21
2. ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ (ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ) РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ..................................................24
2.1. Методы формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста...........................................................................24
2.2. Этапы формирования нравственного поведения дошкольников..............30
2.3. Диагностика уровня сформированности привычек нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста..............................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом,как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.Цель исследования: теоретически обосновать необходимость и способы формирования у младших школьников нравственного поведения.Задачи: Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования, Описать цель, задачи, функции нравственного поведения и методы его формирования.Подобрать методический материал для формирования нравственного поведения у детей.Объект исследования: формирование нравственного поведения у детей.Предмет исследования: методы, способы и упражнения направленные на формирование у детей нравственного поведения.Методы исследования:1. Теоретические: изучение лингвистической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы по теме: анализ, синтез, абстрагирование, классификация.2. Эмпирические: наблюдение, метод математической статистики, анализ детских работ.1. ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ1.1. Нравственное поведение. Понятие, цели, задачи и основные функции нравственного поведенияНравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6–7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям.Воспитатель должен свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании.Так, А.Г.Хрипкова, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, подчеркивает: [8]1. дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;2. знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.3. знают правила, понимают, как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые установки дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.Воспитание у детей нравственных чувств. Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств.Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными. [20]1.2. Условия формирования первичного и вторичного нравственного опыта ребенкаУмозрительный нравственный опыт формируется через чувственные каналы восприятия окружающего мира, ребенок наблюдает взаимодействие другого человека с миром, видит, слышит, ощущает, воспринимает и оценивает результат взаимодействия другого с действительностью. Умозрительный опыт имеет решающее значение прежде всего для детей младшего школьного возраста, склонных к подражанию, копированию поведения взрослых. Особая роль в его формировании принадлежит семье и учителю, как значимым взрослым, чье мнение и образ поведения воспринимаются как пример обыденной достойной жизни. Отношение ребенка к нравственным нормам и правилам формируется под влиянием отношения к ним значимых взрослых. Основу формирования умозрительного нравственного опыта составляет психологический процесс восприятия. Однако мышление непременно сопровождает его: разум анализирует воспринятое, оценивает наблюдаемое, формулирует выводы, запускает переживание тех или иных эмоций, т.е. определяет личностное отношение человека к приобретаемому опыту. Умозрительный опыт, представляемый ребенку, может быть негативным, нейтральным и позитивным. [12]Методами формирования умозрительного опыта нравственного поведения выступают непосредственное наблюдение, пример, беседы, обсуждения жизненных ситуаций и поступков литературных героев, воспитательные мероприятия с целью непосредственного педагогического воздействия на представление детей о нравственных ценностях и нормах поведения. Умозрительный нравственный опыт задает направление дальнейшего формирования опыта ребенка. Совершить переход от мысленных представлений и образов к практической деятельности довольно сложно, ребенок может испытывать неуверенность в собственных силах, недостаток знаний и умений, страх и др. Все это может стать препятствием на пути перехода к первичному опыту.Формирование первичного опыта нравственного поведения начинается тогда, когда ребенок выстраивает взаимодействие с объектом мира, производит самостоятельные волевые действия, что порождает последствие такого взаимодействия - определенную жизненную ситуацию. Первая проба и первый результат самостоятельно выстроенного нравственного поведения - это и есть первичный нравственный опыт. Разумеется, между умозрительнымнравственным опытом и первичным нравственным опытом есть некоторое пространство для проявления воли. Именно волевое усилие определяет переход ребенка к первичному нравственному опыту после того, как он знает, как следовало бы поступать. Этот шаг совершает только сам ребенок, никто другой не может сделать это за него. Педагогическая помощь ребенку при переходе к первичному опыту заключается в акцентировании внимания на освоенных умениях и создании для ребенка ситуации успеха в новом виде поведения. Может показаться, что полученный ребенком первичный нравственный опыт зачастую случаен, но на самом деле такой опыт закономерен, он является продуманным и организованным в системе школьного воспитания. Основа первичного организуемого нравственного опыта - действие школьника как самостоятельного субъекта. Он самостоятельно строит свое взаимодействие с другим объектом мира. Например, оказывает помощь кому-то, выполняет поручение, высказывает собственное мнение, общается с друзьями, наводит порядок в классе, защищает обиженного, поливает цветы и др. Условием успешности первичного нравственного опыта ребенка является скрытое инструктирование, сохраняющее субъектность и самостоятельность ребенка: «может, стоит начать с..., будет лучше, если сначала..., попробуй так..., иногда помогает, если.» и т.п. Успешность первичного опыта нравственного поведения обеспечивает проживание ребенком удовлетворения, положительных эмоций от самостоятельно выполненной деятельности, образуя психологическую связь «нравственное поведение - позитивное отношение», что окрашивает приобретаемый нравственный опыт как позитивный и способствует его закреплению в форме привычки.Для формирования отношения ребенка к своему первичному опыту нравственного поведения при его организации важно инициировать осмысление воспитанником ценностной сущности производимых действий. Известно, что подростки ориентированы на усвоение общечеловеческих и традиционных для России нравственных ценностей. Моральное развитие подростка реализуется как процесс адаптации ребенка к социальной действительности. При формировании первичного опыта нравственного поведения педагогический акцент делается на суждениях, оценке, мотивах поведения, принятии решения в ситуациях нравственного выбора.Формирование первичного опыта нравственного поведения будет обеспечиваться такими методами воспитания, как игры и упражнения. В игре ребенок может пробовать принять решение, поступить так или иначе, понять последствия принятых решений и совершаемых действий. При этом игровая ситуация безопасна для него, даже последствия негативного опыта не являются непоправимыми, всегда можно, оценив ситуацию, «переиграть» ее, опробовать другой способ взаимодействия с объектом действительности и присвоить позитивный опыт решения ситуации нравственного выбора. Упражнения в нравственном поведении позволяют ребенку накопить такой опыт. Педагог может использовать как прямые упражнения, в которых явно указан способ нравственного поведения (преимущественно для младших школьников), так и косвенные упражнения, которые задают направление принятия решения, оставляя ребенку свободу выбора и развивая его субъектность. Например, рассмотрим упражнение «Пять шагов к цели». Школьнику предлагается определить одну самую заветную цель и продумать пять своих шагов, помогающих достижению этой цели: что может сделать сам ребенок, чтобы приблизиться к цели (например, что делать, чтобы родители позволили завести собаку). Такое упражнение позволяет формировать у детей опыт постановки реалистичных целей и планирования собственных усилий для их достижения, опыт рефлексии своей деятельности, выявления успехов и неудач. Осмыслению действий и поведения ребенка как элементов первичного нравственного опыта способствует использование приемов «я-сообщения», «ты-сообщения», положительного подкрепления, методов скрытой оценки, обращение к разуму субъекта, акцент на достоинствах и др. Такие приемы хорошо известны современным педагогам, знакомым с технологиями ценностного воспитания, педагогической поддержки воспитанника, воспитания счастьем, позитивной педагогики. Весь арсенал этих технологий может успешно применяться для формирования первичного опыта нравственного поведения детей.[6]Однако даже многократный опыт обладает способностью ускользать из памяти человека, если он остается на первичном уровне и не развивается дальше. Опыт нравственного поведения также имеет способность к развитию. Первичный нравственный опыт обладает потенциальными возможностями преобразоваться во вторичный нравственный опыт - уровень, который обеспечивает формирование привычки такого поведения, т.е. преобразования опыта в качество личности. Данный переход обусловлен духовными и физическими усилиями ребенка, напряжением его интеллекта, эмоций и воли. Однако не все люди склонны к усилиям и напряжению, а значит, не все становятся носителями вторичного нравственного опыта. Для вторичного нравственного опыта характерна интеллектуальная работа человека по анализу происходящего - его взаимодействия с миром. Если же ребенок не делает выводы из предыдущего неудачного опыта, значит, он не затрудняет себя осмыслением происходящего и не продумывает коррекцию будущего с позиции сложившейся ситуации. Осмыслить собственный нравственный опыт -значит найти и продумать причинно-следственную связь свершившейся ситуации с собственным поведением, с принятыми решениями и сделанным выбором. Если педагог не занимается становлением вторичного нравственного опыта детей, то его формирование протекает стихийно и определяется мерой интеллектуальных способностей воспитанника, степенью его самосознания. Если ребенок не способен установить причинно-следственные связи, то его нравственное развитие останавливается на уровне первичного опыта. Тогда в ситуации отрицательного нравственного опыта ребенок выстраивает для себя психологическую защиту в форме оправдания своего поведения причинами, которые расположены вне его: ищет виновных, препятствующие обстоятельства, помехи и т.п. Важно, чтобы анализу и выявлению причинно-следственных связей подвергался как позитивный, так и негативный опыт, нравственное и безнравственное поведение. При этом субъектом такого осмысления выступает сам воспитанник, установление и анализ причинно-следственных связей выводит его на уровень философского осмысления факта или явления, позволяет подняться над конкретной ситуацией. Приобретение вторичного нравственного опыта выводит ребенка в позицию субъекта собственной жизни, позволяет ему строить свой образ достойной жизни. Человек, который осознанно строит свою жизнь, принимает на себя ответственность за последствия своих деяний и совершаемый выбор. Вторичный нравственный опыт преобразует человека, наделяя его не только нравственным опытом, но и способностью управлять обстоятельствами, строить свою жизнь согласно собственным представлениям о достойной жизни.Обретению вторичного опыта нравственного поведения будут способствовать ситуативные методы воспитания: ситуации нравственного выбора, создание ситуаций успеха, ситуации триумфа личности, ситуации позитивной коррекции негативного поведения, и перспективные методы нравственного воспитания: включение детей в коллективную творческую деятельность, классные часы-размышления нравственного содержания. Такая деятельность предполагает инициативность, самостоятельность и активность самих воспитанников. За неимением возможности обосновать все указанные методы в силу ограниченности рамок статьи остановимся на специфике применения ситуаций нравственного выбора как метода формирования вторичного нравственного опыта ребенка.1.3. Особенности воспитания нравственного поведенияЧеловек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако, самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном возрасте. От того, каким было у человека детство зависит весь склад его личности и во многом его личностная судьба. [1]Активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка педагогика рассматривает как нравственное воспитание.Нравственное воспитание имеет в виду развивать у детей нравственные чувства, привычки и нравственное сознание.Духовно обогащенная окружающая действительность – первое условие нравственного развития личности ребенка. Ядро нравственности (морали) составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, их поведении, управляют моральными взаимоотношениями между детьми и взрослыми.Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Строится она по законам развивающейся отражательной способности психики. То становится понятным, почему ребенок начинает копировать, отображать в действиях и словах, эмоциональных проявлениях и поступках мир в котором он живет. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. [2]Первые моральные чувства складываются у ребенка в семье как ответные на любовь и заботу, которыми его окружают, и распространяется на узкий круг самых близких людей.В возрасте 3-4 лет отношение и чувства ребенка к людям и явлениям окружающей жизни еще очень неустойчивы. Положительное отношение нередко сменяется отрицательным. [4] Благодаря воспитанию, моральные чувства, поступки ребенка 4-5 лет становятся более устойчивыми. Дети по собственному желанию делятся игрушками, проявляют отзывчивость, заботу, помогают друг другу. Моральные чувства детей этого возраста становятся более действенными. Взрослые приучают детей заботиться о малышах, о больном друге и др.В возрасте 6-7 лет дети начинают понимать интересы своих сверстников, других людей. Дети в этом возрасте начинают понимать, почему надо помогать маленьким, старикам, больным, слабым.[6.с 166]. Однако на всем протяжении дошкольного возраста чувства ребенка отличаются непосредственностью, неустойчивостью. Поэтому важно направлять воспитательную работу на то, чтобы расширить чувств, сделать их более устойчивыми и глубокими.В дошкольном возрасте успешно формируются нравственные привычки. Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение к требованиям и указанием взрослых. На эту особенность нравственного развития указывал еще В.Г. Белинский. Он предупреждал: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, также тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий».[1]Если в младшем дошкольном возрасте детей уже приучают к бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию, то в старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и воспитываются более сложные привычки к коллективным играм, к труду, занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей. Детей приучают к определенной форме проявления помощи, уважения к взрослым, как обратиться с просьбой и как поблагодарить.Но все-таки характерной особенностью детей в дошкольном возрасте является то, что сознание не имеет еще решающей силы и в их нравственном поведении.[3]. В работе с дошкольниками можно добиться некоторых достижений по воспитанию сознательности, разумностных поступков, умения вести себя, правилами поведения. Это возможно, когда объяснения, нравственная мотивировка требований взрослых отличаются умеренностью, тактичностью, конкретностью. Сухие нравоучения дети не любят и обычно не слушают.[6].Принципы нравственного воспитания.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается на следующих принципах:- целенаправленность всей работы по воспитанию и обучению детей;- воспитание в коллективе;- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;- требовательность к детям в сочетании с уважением личности каждого ребенка;- систематичность, последовательность и единство требований и воспитательного воздействия.[6].Нравственное воспитание осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.[6] Для каждого возраста определяются конкретные задачи нравственного воспитания. С учетом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы нравственного воспитания.Нравственное воспитание младшего дошкольника основывается на подражании примеру. В этом возрасте воспитываются первые признаки культурного поведения, первоначальные навыки совместной игры, самостоятельности. Дети раннего возраста до 2,0-2,5 лет способны понимать и переживать элементарные нравственные чувства. Им доступен язык высших человеческих эмоций, но они испытывают затруднения в восприятии и понимании вербального языка морали. Возникновение нравственных чувств генетически предшествует формированию у ребенка нравственных суждений, поступков, поэтому с них и следует начинать нравственное воспитание, тем более что в раннем возрасте потребность в общении с окружающими людьми у детей достаточно развита.[2]В нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста ставятся более сложные задачи, применяются разъяснения, рассказы, наблюдения окружающей жизни, чтение книг.Важное значение в нравственном воспитании детей имеет систематичность, последовательность и единство воспитательных воздействий детского сада и семьи.[1]Единство педагогических воздействий помогают формировать нравственные качества, укреплять их нравственные привычки и, наоборот, несогласованность приемов воспитания между родителями и воспитателями вредно действуют на них, вызывают противоречия в их сознании и поведении.Воспитательные влияния на детей должны применяться в системе и последовательном усложнении.Дети постепенно приучаются к мысли, что они должны помогать взрослым, делать для коллектива что-то полезное. Поэтому с раннего возраста надо создавать для детей такие условия, чтобы они не только принимали любовь и заботу о них с благодарностью, но и сами были внимательны к родителям, воспитателям, к другим детям. Нужно, чтобы дети выполняли несложные обязанности в семье, в детском саду и постепенно приучались к некоторому ограничению своих желаний.Задачи нравственного воспитания детей могут быть решены с учетом их специфики по отношению к дошкольникам. Благодаря этой специфики рекомендуется использовать несколько методов нравственного воспитания:-пример родителей и воспитателей (взрослых), примеры из окружающей жизни;- приучение детей к нравственным поступкам и поведению;- слово воспитателя (взрослого): убеждение, разъяснение, поощрение;- влияние на чувства и сознание детей посредством искусства и художественной литературы.Все виды искусства (музыка, пение, живопись, литература) доступные для восприятия и понимания детей благодаря образности, являются сильным средством нравственного воспитания. Искусство влияет на чувства и сознание детей. Исключительно ценным в воспитательном отношении является эмоциональность художественных произведений. Воспринимая то или иное художественное произведение, ребенок становится как бы соучастником описываемых событий, в результате чего облагораживаются его чувства и поступки.[5].Особенно велико влияние примера взрослых и сознательное отношение к общественному долгу, благородство поступков являются огромной воспитывающей силой, влияющей на поведение и нравственный облик детей. Примеры серьезного, ответственного отношения взрослых к труду, их помощь друг о друге, честность оказывают на детей большое влияние, воспитывают их отношение к труду, обязанностям, к людям.В воспитании детей важно использовать похвалу, поощрение хороших поступков ребенка и порицание плохих.Важно воспитывать в детях чувство коллективизма, а условием для воспитания этого чувства является атмосфера любви, заботы и внимания, чуткости во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок и которыми он воспитывается.Интересные игры, занятия, развлечения, общая работа способствуют накоплению у детей приятных впечатлений, достигается объединение детей общими интересами, совместными переживаниями, близкими друг другу.Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии - сегодняшнем и перспективном – требует повседневного внимания со стороны взрослых.[3].Решая задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому помогает нравственное воспитание.1.4. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детейВ дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.Необходимо помнить, что дошкольное нравственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать индивидуальные черты характера детей, их возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребёнка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности.Дошкольное нравственное воспитание детей требует систематических усилий. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю.1.5. Психологический аспект нравственностиРазвитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона - это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства .Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве сформирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой.Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются "преодоление препятствий", состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова - это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий.В развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три взаимосвязанные стороны - это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменения мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими менее значимыми мотивами".Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым.Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей.Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.Наиважнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6-7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.2. ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ (ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ) РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ2.1. Методы формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возрастаПоскольку нравственное воспитание ведётся с расчётом на будущее, с расчётом на того человека, которым ребёнок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым большое, уметь различать перспективу. Поэтому необходимо обратиться к вопросу, что мы понимаем под словами «честность», «правдивость»? Честность и правдивость являются для маленького ребёнка как бы «врождёнными».Дети пяти лет наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства — жизнерадостность, привязанность к родным, вежливостьПри воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Ребята бережно относятся к природе, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.В возрасте 5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановкеНе менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.Таким образом, для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. [2]2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ. [2]3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом. [16]Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. [8]Остановимся на соблюдении некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы.Крайне важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, необходимо снова вернуться к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для успешного формирования нравственных чувств, представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников необходимо:1. Полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса.2. Знание "механизмов" формирования нравственности3. Змение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и так далее.Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия:1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников средней группы привычек нравственного поведения необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры можно порекомендовать использование следующих методов:общие и групповые родительские собрания;консультации (Приложение 3);посещения педагогом семей своих воспитанников;дни открытых дверей;папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.Основные способы педагогического воздействия на детей:1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.2.2. Этапы формирования нравственного поведения дошкольниковI этап: Диагностика сформированности уровней культуры поведения.Методика № 1. Изучение коммуникативных умений. [9]Цель: выявить сформированность коммуникативных умений у детей.Методика № 2. Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности. [13]Цель: выяснить степень сформированности организаторских умений ребенка в совместной деятельности со сверстниками и влияние этих умений на взаимоотношения со сверстниками.Методика № 3. Изучение навыков культуры общения. [14]Цель: выявить навыки культуры общения ребенка, выяснить какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками, как часто возникают конфликты и как ребенок их решает.Методика № 4. Серия бесед на тему «Культура поведения, речи детей». [12]Цель: выявить знания детей о культуре поведения в различных ситуациях, уступать друг другу, поступиться со своими желаниями в пользу товарища; выявить понимание детьми слов дружба, товарищество, честность.II–III этапы: Задачи, содержание и методы по формированию культуры общения и поведения, процесс их формирования. [7]Таблица 1. Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности.ЗадачиПознавательная деятельностьИгровая деятельностьСамостоятельная деятельностьУкрепление родственных отношений. Научить детей адекватным формам поведения.Чтение литературы; Беседа «О товариществе»; Беседа«О дружбе»; Занятие«Братья и сестры».Д/и «Цветок доброты»; Игра-занятие «Книжный доктор».К.Чуковский «Мойдодыр»; Изготовление индивидуальных альбомов«Что любит ребенок»; Нарисовать портрет доброго, вежливого человека.Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведенияЗанятие:«Гостям всегда рады»; Чтение русских народных сказок; Беседа: «Братья и сестры»; Составление рассказов о правилах поведения. Чтение детям книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; Занятие: «Долг платежом красен».Н/и«Домино – Как правильно»; Театр открывается: кукольный спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; С/р игра«Напоим Катю чаем»; С/р игра«Детский сад»; П/игра«Вежливый ручеек»; Н/печатная игра «Оцени поступок»; Игра «Я поступил хорошо, когда….».Самостоятельное рассматривание детьми книг с рисунками Е.Чарушина; Создание проблемной ситуации во время режимных моментов; «Расскажи стихи руками» (М.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»); Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе.Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. Формировать навыки культуры поведения в общественном транспорте. Сформировать навыки вежливого разговора по телефону.Занятие: «Дразнить, обижать»; «Вместе с друзьями»; Беседа о культуре поведения; Занятие:«Я – пассажир»; Чтение сказки Носова «Живая шляпа» и обсуждение прочитанного.Создание проблемной ситуации. С/р игра «Дочки-матери»;Игровая ситуация: «Звонок на работу маме»; Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»; Беседа по телефону.Открытки разрезанные пополам «Лучшее знакомство»; Просмотр книг с произведениями А.Барто, В.Осеевой; Слушание песни В.Шаляпина «Улыбка»;Беседа по телефону; Просмотр мультфильма «Котенок Гав».При этом, организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности в освоении детьми правил культуры общения и поведения:1-й шаг. Привлечение внимание детей к проблеме, к соответствующему правилу и способу культуры поведения.Задача педагога: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, желание разрешить возникшую ситуацию.Действия педагога: введение в ситуацию, рассказ воспитателя или игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки.2-й шаг. Обсуждение с детьми проблемы (события, ситуации).Задача педагога: вызвать у детей желание высказаться, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации.Действия педагога: постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада), нацеливание на различные варианты решения проблемы (как поступить).3-й шаг. Формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах.Задача педагога: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения.Действия педагога: поддержать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разные варианты, дать окончательную формулировку правила.4-й шаг. Наглядная фиксация правила и способов его выполнения.Задача педагога: пробудить фантазию детей, активность в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения.Действия педагога: поощрять инициативу и активность детей, предлагать разный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения).5-й шаг. Практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила.Задача педагога: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь детей в ситуацию общения, оказать при необходимости поддержку в выборе способа разрешения проблемной ситуации, включить их в обсуждение.6-й шаг. Эмоциональное завершение ситуации.Задача педагога: закрепить положительное эмоциональное впечатление детей, нацелить на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении.Действия педагога: выразить свое удовлетворение действиями детей и закончить эмоциональным моментом – песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.IV этап: Взаимодействие с родителями по формированию культуры поведения у детей. [4]2.3. Диагностика уровня сформированности привычек нравственного поведения детей среднего дошкольного возрастаВ нашем исследовании приняли участие 20 детей второй средней группы (10 девочек и 10 мальчиков), возраст выбранных испытуемых - от 4 лет 7 мес. до 5 лет 1 мес.В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:1) ситуация рассказа;2) наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Выяснение особенностей осуществлялось путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения) используя диагностическую методику М.И. Шиловой (Приложение 1).Основными задачами констатирующего эксперимента были:1) выяснение психологических особенностей выполнения нравственных норм детьми в их взаимоотношениях;2) установление наличного уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет.В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Мишу.Из 20 детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 12 человек, четверо определили как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно, два ребенка выделил лишь две ситуации с неправильными поступками ("пролил молоко и не извинился", "не помог убирать игрушки"), два - выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.На вопрос - "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:1. "здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада" - 16 чел.,2. "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" - 14 чел.,3. "за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок" - 18 чел., "за столом нельзя вертеться" (про извиниться - не сказал) - 2 чел.,4. "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" - 12 чел.,5. "нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать" - 7 чел.Данные первого этапа были зафиксированы. На втором этапе велось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т.е. велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней (непосредственную помощь оказывал воспитатель группы).В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях - утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг - проявили себя следующим образом:1. здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) - 12 человек, здороваются только с воспитателем группы - 6 человека, не здоровается (здоровается только после напоминаний) - 2 чел.,2. дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) - 14 чел., из них делятся только с лучшими друзьями - 10 чел.,3. всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя - 10 чел., под присмотром воспитателя - 14 чел., не соблюдают нормы поведения за столом - 2 чел.,4. самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки - 6 чел.,5. помогают во всем воспитателю по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) - 14 человек.Данное результаты позволило установить, что уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения у участвовавших в эксперименте детей можно оценить следующим образом: детей, имеющих средний уровень большинство - 12, детей с высоким уровнем - 5, детей с низким уровнем - 3 человека.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате выполнения работы можно сделать следующие выводы:Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы; чтение художественной литературы; беседы по художественным произведениям; игры; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; занятия.Формирование культуры поведения проходит поэтапно. В раннем возрасте начинается первый этап воспитания культуры поведения. Затем, в дошкольном возрасте на втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.Воспитание культуры личности во многом ложится на плечи родителей. Именно отношения в семье дают возможность детям раскрыть те культурные знания, которые они получили в детском саду. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи - это важнейший принцип полноценного воспитания детей. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога всемерно содействовать повышению педагогической культуры родителей, чьи дети не посещают ДОУ, ведь им придётся самим закладывать основы культурного поведения.Таким образом, сочетание всех методов и форм воспитания будет способствовать эффективному воспитанию у средних дошкольников культуры поведения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамян Л.А. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Таллин: Пресса, 2011. - С.322.Авдеева Н.Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. - М.: Педагогика, 2013. - С.359.Берн Э. Социально-нравственное воспитание дошкольников (Психология человеческих взаимоотношений). - СПб.: Питер, 2013. - С.477.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Дрофа, 2013. - 325 с.Венгер Л.А. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгер. - М.: Дрофа, 2012. - С.399.Гальперин П.Я. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. - М.: Академия, 2011. - С.325.Гальперин П.Я. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Актуальные проблемы возрастной психологии. - №12. - 2011. - С.77-90.Геллер Е.М. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Дрофа, 2013. - С.303.Деева Г.Г. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2012. - С.228.Диагностика и коррекция нравственного поведения в отечественной педагогике/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Азбука, 2013. - С.325.Зворыгина Е.В. Игра дошкольника. - СПб.: Питер, 2016. - С.412.Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе. - М.: Свет, 2013. - С.127.Нечаева В. Г., Маркова Т. А.Нравственное воспитание в детском саду, – М., 1984.Петерина С.В.Основы процесса нравственного воспитания в детском саду. – Ростов/Д., 1983. Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. – М., 2003.Петрова В.И., Стульник Т.Д.. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.Психология и педагогика дошкольника/ Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Дрофа, 2013. - С.287.Руднева Т. И.Нравственное воспитание личности. – Самара, 2006.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.Эльконин Д.Б. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. - М.: Аква, 2016. - С.388.Эльконин Д.Б. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / Под ред.Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Свет, 2011. - С.169.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Методика М.И. ШиловойБеседа.В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Мишу, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши."Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу - а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.Ваня - друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?"На вопрос - "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:1. "здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада"2. "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее"3. "за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок, за столом нельзя вертеться" (про извиниться - не сказал)4. "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу"5. "нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать"За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.0-2 балла - низкий уровень;3-4 балла - средний уровень;5 баллов - высокий уровень.Наблюдение.1. здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) - 2 балла;2. здороваются только с воспитателем группы - 1 балл;3. не здоровается (здоровается только после напоминаний) - 0 баллов;4. дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) - 2 балла;ПРИЛОЖЕНИЕ 2Основные способы педагогического воздействия на детей:Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время три. и ри я опоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.Разнообразие словесных методов: помогает осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Консультация для родителей«Как научить ребенка здороваться»Цель: Познакомить родителей с методами, которые помогут детям быстрее пойти на контакт со взрослыми, своими сверстниками, воспитывать доброту, уважительное отношение к окружающим людям.Вежливость – важнейшая составляющая воспитания личности ребенка. Вежливость – это принято и приятно. Нередко родители сталкиваются с нежеланием их ребенка здороваться и прощаться. При этом родители испытывают дискомфорт, им неловко за него и т. д. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенка принимали в обществе, уважали и любили, и пытаясь устранить проблему в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.На что следует обратить внимание? Прежде всего, родителям надо понять, что нельзя принуждать ребенка здороваться-прощаться насильно и приказной тон не уместен. Надо помнить и о том, что зачастую маленький ребенок может отказываться от слов приветствия потому, что он может быть занят в этот момент игрой или своими размышлениями и попросту не может переключиться и понять, что от него хотят.Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия:- ребенок не понимает, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. Здесь требуется терпение и выдержка. Важно объяснить ребенку приветливо и доступным языком, почему надо здороваться.- ребенок мог стать свидетелем разговора, где родители критиковали кого-то вечером, а утром приветливо здоровались. Важно не применять двойных стереотипов поведения.А возможно, ребенок просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять мамам и папам, не давить, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться. Если возникает необходимость, надо просто напомнить ему об этом разговоре. Так у ребенка сохранится здоровая психика.Учить ребенка здороваться с окружающими необходимо, но не стоит принуждать его это делать. Можно неосознанно повредить развитию эмоций у ребенка, и как следствие некоторые чувства можно приглушить навсегда.Усвоенные нормы вежливости должно в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Родителям важно воспитать чуткого, отзывчивого человека, а не безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, когда он говорит «Доброе утро!», он желает людям добра.Существует несколько способов помочь в решении данной программы:1. Самый простой способ– это быть для ребенка примером самим родителям. Ребенок не поймет, что нужно подумать о других, если видит, что родители не принимают других людей в расчет.2. Игра. Создать игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. В такой форме будет легко донести до ребенка, что люди также используют слова приветствия.3. Чтение. Подобрать сказку или детскую историю (или придумать самим, где герои приветствуют друг друга. Донести до ребенка, что через приветствие передается людям любовь и хорошие пожелания. Предоставление права выбора. Дети любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Если взрослый позволяет ребенку не здороваться, то он обязательно должен объяснить ребенку, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!». Спросите малыша, как он будет себя чувствовать в такой ситуации.4. Похвала. Похвала для детей – это стимул осваивать правила поведения. Родители могут закреплять манеры поведения малыша восторженными словами. Дети улавливают позитивную реакцию мамы и папы и так приобретают жизненный опыт.Следуя этим правилам и методическим приемам, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!