это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4022275
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ TOC \h \u \z ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _fbe0orlowjff \h 3ГЛАВА 1. РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ PAGEREF _dmswi4nwk6cu \h 51.1. Этиология и патогенез расстройств личности PAGEREF _v4guxswd3yc8 \h 51.2. Классификация расстройств личности PAGEREF _srqhy41bcf2s \h 71.3. Диагностические критерии расстройств личности PAGEREF _gsp8aq98vh3n \h 101.4. Динамика личностных расстройств PAGEREF _d48fjg4pjxk5 \h 131.5. Влияние расстройств личности на психологическое состояние человека PAGEREF _dys631203du9 \h 17ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ PAGEREF _6pojqaqdt4k \h 212.1. Развитие эмоциональной регуляции в онтогенезе PAGEREF _7omcnq3393g8 \h 212.2. Функции эмоциональной регуляции PAGEREF _j447gstk4vam \h 242.3. Краткий обзор эмоционального интеллекта PAGEREF _80sb5a2s6gtw \h 262.4. Понятие эмпатии PAGEREF _z26c3c7zmf55 \h 282.6. Особенности психологических защит у лиц с расстройствами личности PAGEREF _vh0f58ojs64s \h 30ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ PAGEREF _jj7noom6pj6j \h 323.1. Цель, задачи и ход исследования PAGEREF _h65giex5v7zw \h 323.2. Характеристика выборки PAGEREF _okqrsvp3qbtz \h 333.3. Методики исследования PAGEREF _toil98k3yh4v \h 343.4. Особенности связи личностных расстройств с уровнем эмпатии PAGEREF _sguhcvoz91fx \h 363.5. Особенности связи личностных расстройств с эмоциональным интеллектом PAGEREF _iymawwvzpxbf \h 38СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _qgwyuv2j5f5 \h 44ПРИЛОЖЕНИЕ PAGEREF _z9qemmt8z72q \h 47ВВЕДЕНИЕРасстройство личности представляет собой одну из актуальных проблем современной науки. Изучением расстройств личности в разных аспектах занимаются разнообразные науки: психиатрия, клиническая психология, нейрофизиология. Из данных, опубликованных в многочисленных исследованиях, следует, что расстройства личности оказывают значительное влияние на весь процесс жизнедеятельности организма и сказываются на функционировании многих систем. Актуальность исследования состоит в том, что проблема влияния расстройств личности на эмоционально-волевую сферу является одной из тех, которая требует дополнительного изучения и разработки на современном этапе развития психиатрии и клинической психологии. Объект исследования: эмоциональная регуляция. Предмет исследования: особенности эмоциональной регуляции и эмоционально-волевой сферы у лиц, имеющих расстройства личности. Цель исследования: выявить особенности влияния расстройств личности на эмоционально-волевую сферу. Задачи исследования: Анализ теоретической литературы по проблеме исследования. Формирование гипотезы исследования. Формирование выборки исследования. Выбор способов диагностики. Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей эмоционально-волевой сферы лиц с расстройствами личности. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования. Гипотеза исследования: если человек имеет расстройство личности, то она оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу. Для достижения поставленной цели, реализации задач и доказательства заявленной гипотезы были использованы: анализ теоретической литературы, опрос, тестирование, анализ и синтез полученных данных ГЛАВА 1. РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ1.1. Этиология и патогенез расстройств личностиРасстройства личности представляют собой ряд клинически значимых поведенческих типов, которые устойчивы и часто присущи индивиду с детства. Расстройства личности определяют стиль жизни способ общения индивида с другими людьми. Патологии личности представлены дисгармонией всех сфер, в особенности страдают эмоции и воля. Расстройства личности мало изменяются в течение жизни и значительно влияют на степень адаптации индивида в социуме. [2]Возникновение расстройств личности традиционно связывается с рядом причин, основными из которых принято считать следующие: Генетическая предрасположенность - наличие расстройств личности в предыдущих поколениях. Неблагоприятная среда воспитания. Общение с определенным типом людей и попадание в тяжелые стрессовые ситуации, особенно в детском и подростковом возрасте, когда психика наиболее уязвима. [19]В результате таких воздействий у пациентов формируется убеждение, что они должны контролировать все в своей жизни, а иногда и оказывать влияние на жизнь другого человека. Такое проявление связано с формированием тревожных черт и частым снижением критичности мышления. [8]Патогенез расстройств личности до конца не изучен. Известно, что такие расстройства возникают под воздействием ряда факторов. К настоящему времени существует определенная разработанность представлений о патогенезе не расстройств личности в целом, а о патогенезе каждого конкретного расстройства. Рассмотрим эти представления подробнее. Тревожные расстройства личности связаны с тем типом темперамента, который наследует человек и внешними факторами среды, в которой он воспитывается. Пограничное расстройство часто возникает у тех людей, которые с детства подвергались тяжелым наказаниям и насилию. Их чувства не воспринимали всерьез и отстранялись от них в процессе воспитания и взаимодействия. Воспитание в таких условиях привело к искажению представлений об эмоциях: их смысле, значимости и роли в жизни человека. Диссоциальное расстройство личности возникает в результате влияния генетических мутаций, которые сочетаются с влиянием внешней среды. Параноидное расстройство личности - следствие воспитания тревожных родителей или родителей, которые и сами страдают таким расстройством и с самого детства убеждают ребенка в том, что весь мир враждебен и ему нельзя доверять. Истерическое расстройство личности часто является следствием воспитания в условиях гиперопеки. Родители старались исполнять все просьбы ребенка, что привело к формированию представлений о том, что все должны угождать и действовать только по тому сценарию, который подходит человеку с истерическим расстройством. Если же сценарий нарушается, человек уверен, что всего можно добиться через истерики и манипуляции. Ананкастное расстройство личности развивается по причине воспитания в условиях, когда родители требовали от ребенка идеального выполнения всех обязанностей, идеальной учебы и постоянного достижения успеха. Многие расстройства личности не имеют в своем основании органической природы. Их возникновение зависит только от тех условий внешней среды, в которой воспитывается, обучается и взаимодействует с людьми другими способами ребенок и подросток. [15]Помимо этого, выделяется определенная группа личностных расстройств, на возникновение которых внешняя среда оказывает малое влияние или не влияет совсем. Такие расстройства возникают в результате органических патологий. К таким патологиям часто относят ВИЧ, нейросифилис, сосудистые патологии, опухоли, травмы головного мозга. [21]Таким образом, расстройства личности представляют собой разнообразную группу устойчивых в своем течении патологий, которые в значительной мере влияют на поведение человека и его стиль жизни. Возникновение и протекание личностных расстройств может зависеть от генетических факторов, среды воспитания, органических поражений, которые приводят к значительным изменениям в функционировании центральной нервной системы. 1.2. Классификация расстройств личности Классификации расстройств личности широко представлены в работах отечественных и зарубежных авторов. Многообразие классификаций позволяет сделать наиболее точные выводы о причинах, проявлениях и характерных особенностях течения того или иного расстройства. Помимо прочего, следует отметить, что несмотря на существование достаточно полных и подробных классификаций личностных расстройств, у одного человека чаще всего присутствуют черты сразу нескольких патологий личности, но диагноз ставится с учетом того, черты какой патологии преобладают в большей степени. Рассмотрим подробнее классификации, существующие к настоящему времени. В Международной классификации болезней десятого пересмотра личностные расстройства представлены следующей группой: Параноидное расстройство личности (F60.0).Шизоидное расстройство личности (F60.1).Диссоциальное расстройство личности (F60.2).Эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3).Эмоционально неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип (F60.30).Эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип (F60.31).Истерическое расстройство личности (F60.4).Ананкастное расстройство личности (F60.5).Тревожное расстройство личности (F60.6).Зависимое расстройство личности (F60.7).Другие специфические расстройства личности (F60.8). В рамках этого направлению выделяются эксцетрическое, нарциссическое, расторможенное, пассивно-агрессивное, инфантильное расстройства. Расстройство личности, неуточненное (F60.9)Смешанные и другие расстройства личности (F61).Смешанные расстройства личности (F61.0)Причиняющие беспокойство изменения личности (F61.1) [15]К настоящему времени получает распространение Международная классификация болезней одиннадцатого пересмотра, в которой расстройства личности разделены на три основных типа: мягкое, среднее и тяжелое. DSM-IV-TR и DSM-5 группируют расстройства личности на 3 кластера:Кластер A (необычные, или эксцентричные расстройства).Кластер B (театральные, эмоциональные, или колеблющиеся расстройства).Кластер C (тревожные и панические расстройства).Помимо этого, в указанной классификации используется дополнительный диагноз, который характеризуется как расстройство личности без дополнительного уточнения. Данный диагноз используется в тех случаях, когда у человека довольно выражены проявления сразу нескольких личностных расстройств, а дифференциация затруднена или невозможна в силу определенных обстоятельств. Таким образом, к настоящему времени существует большое количество классификаций личностных расстройств. В каждой классификации расстройства сгруппированы по определенным признакам и критериям. Наличие большого количества классификаций позволяет формировать более полноценные представления о расстройствах личности, их происхождении и протекании, что благоприятно сказывается на дальнейших исследованиях личностных расстройств, которые продолжаются и в настоящее время. 1.3. Диагностические критерии расстройств личностиВ процессе диагностики и отграничения одного расстройства от другого для правильной постановки диагноза и определения наиболее эффективного маршрута коррекционной работы большое значение имеют диагностические критерии, свойственные для расстройств личности. В каждом конкретном случае они будут отличаться, но можно выделить и те критерии, которые характерны для всех расстройств личности и позволяют отграничить их от других нарушений и патологий. Рассмотрим наиболее подробно диагностические критерии, присущие всем расстройствам личности вне зависимости от точного диагноза. [20]Доминирование определенного признака. Для каждого расстройства характерен особый стиль поведения, который заметен не только профессиональным клиническим психологом и психиатром, но отмечается и окружающими, которые проводят достаточное количество времени с человеком, страдающим расстройством личности и тесно общаются с ним. Эти особенности стиля поведения могут стать основой для дифференциации одного расстройства от другого и точной постановки диагноза. Расстройство субъективного самочувствия. Нарушение работоспособности. Практически все расстройства личности отражаются на работоспособности человека. это может быть связано с особенностями его поведения или последствиями органических травм, если расстройство личности возникло вследствие них. Нарушение социальной адаптации. Расстройства личности негативно влияют на способность человека адаптироваться в обществе и устанавливать устойчивые и адекватные межличностные отношения. Биографическая консистентность.Устойчивость расстройства. Нарушения личности редко поддаются значительной коррекции. Определенные признаки можно только сделать менее выраженными, но не исключить их проявление в полной степени. Нарушение во всех сферах жизни человека. Нарушения личности неблагоприятно влияют не только на установление межличностных контактов и способность к социальной адаптации. Помимо этого, патологии личности отражаются на особенностях характера, работоспособности, влияют на возникновение особенностей в развитии и функционировании высших психических функций. К примеру, при многих расстройствах личности значительно изменяется мышление. Кроме того, расстройства личности осложняют общий ход социального развития и создают препятствия для процессов социализации и саморазвития. Таким образом, нами были рассмотрены общие диагностические критерии расстройств личности. Помимо этого, существует необходимость дифференцировать расстройства личности не только от сходных заболеваний и патологий, но и разграничивать их в группе самих расстройств личности. Для такой дифференциации необходима тщательная работа, которая должна проводится с учетом большого количества факторов. Для того, чтобы дифференцировать одно расстройство от другого необходим полноценный и детальный анализ анамнеза, который позволил бы учесть все факторы, влияющие на развитие и становление личности человека. Как уже отмечалось ранее, влияние и особенности внешней среды при разного рода нарушениях различны. Помимо сбора анамнеза, необходима работа с применением большого спектра диагностических инструментов, среди которых особую роль играют контрольные списки, опросники и стандартизированные интервью, направленные на получение большего количества информации об особенностях психологического состояния человека. Такие опросники и интервью позволят сделать вывод не только о наличие или отсутствии опреденных черт характера, присущих определенному расстройству личности, но и о тех особенностях поведения, построения отношений и отношения к себе и миру, которые тоже станут значимым элементом дифференциальной диагностики. [33]Кроме этого, при диагностике расстройств личности не стоит забывать о том, что некоторые из них возникают не под воздействием генетических факторов или под влиянием особенностей воспитания в детском и подростковом возрасте, а являются следствием заболеваний органического происхождения. В таком случае будет полезен не только сбор анамнеза, о котором упоминалось выше, но и результаты различного рода медицинских обследований, среди которых особенно значимы МРТ, КТ, позволяющие сделать вывод о наличие или отсутствии легких морфологических особенностей головного мозга. Значение могут иметь и показатели энцефалограммы, при результатам которой у пациентов с расстройствами личности органического происхождения часто выделяются определенные особенности функционирования центральной нервной системы. Таким образом, диагностика расстройств личности представляет собой довольно сложный процесс, поскольку расстройства личности имеют схожие черты с другими патологическими состояниями. Помимо этого, внутри самой группы расстройств личности многие виды патологий схожи, что затрудняет процесс постановки правильного диагноза. Подход к диагностике расстройств личности должен быть многофакторным и включать сбор не только определенной группы данных, но и дополнительные сведения, которые могут оказать значительное влияние на постановку окончательного диагноза. [34]В процессе диагностики и дифференциации расстройств личности большое значение имеют данные анамнеза, результаты психодиагностических исследований, тестов, опросников, интервью, результаты медицинских исследований, направленных на выявление изменений в работе центральной нервной системы. 1.4. Динамика личностных расстройств Несмотря на то, что многие исследователи отмечают постоянство и неизменность личностных расстройств в контексте их постоянного наличия в жизни человека и недоступности полноценной коррекции, течение личностного расстройства весьма динамично. Для личностных расстройств характерна эволютивная динамика, связанная с возрастными особенностями и изменениями личности, помимо этого, динамика личностных расстройств выражается в наличии процессов компенсации и декомпенсации. Рассмотрим указанные явления подробнее. Эволютивная динамика имеет тесную связь с формирующейся патологической личностью и определенными этапами ее развития. Наибольшее значение в динамике личностных расстройств имеют кризисные периоды. [20]Пубертатный кризис характеризуется особой нестабильностью аффектов и влечений, нарушением со стороны эмоционально-волевой сферы. Клиническая картина в данный период формируется из тех черт, которые обостряются в пубертатный период. Эти черты подкрепляются уже сформированными особенностями патологической личности. это приводит к тому, что подростковый кризис при нарушении личности протекает еще более тяжело, чем обычно и провоцирует обострения в поведении человека, страдающего нарушениями личности определенного происхождения. Наиболее активно выражены в данный период психическая нестабильность, неуравновешенность и неадекватность эмоциональных проявлений актуальным условиям среды. Все это выражается в резких переменах в аффектах и настроениях, неадекватных действиях, которые могут представлять опасность для человека и окружения. Такие негативные проявления тяжело поддаются коррекции. Большинство воспитательных мер в период подросткового кризиса у лиц с нарушениями личности являются бесполезными. [19]В более старшем возрасте, который сменяет период острого подросткового кризиса, у подростков все еще сохраняется особая эмоциональная лабильность. Помимо этого, происходит изменение и расширение круга интересов, переосмысление ценностей. Подросток становится склонен к рефлексии. Под влияние расстройств личности рефлексия может иметь патологический характер и негативные последствия, поскольку подросток с нарушениями личности имеет нарушения критичности, самооценки и не всегда способен адекватно оценить свои действия, их последствия и влияние на его жизнь и жизнь ближайшего окружения. [32]Очередной период усугубления патологических черт личности характерен для лиц, которые достигли периода возрастной инволюции. В этот период патологические особенности личности усугубляются настолько, что становятся гипертипическими. Именно в этот возрастной период повышается вероятность нарушения психического равновесия, повышенного проявления патологических свойств и черт характера, искажение мышления, формирование повышенного консерватизма, который в своих проявления достигает патологического уровня и ведет к формированию неадекватных форм поведения. В этом возрасте отмечается перемена стереотипного образа жизни и поведения, что приводит к формированию или усилению тревожных черт характера, депрессивных и ипохондрических переживаний. В этот период может отмечаться истеричность, повышенная конфликтность, гиперсоциальность. Исследователи отмечают, что очень часто в период инволюции ( обратного развития) могут происходить трансформации одного вида нарушений личности в другой. На этом возрастном этапе особую роль при формировании новых и изменении привычных форм проявления расстройств играют органические особенности и изменения (сосудистые и другие). Некоторые проявления нарушений личности могут уменьшаться или исчезать в результате формирования новых патологических признаков, которые имеют более выраженное проявление. Компенсацией в рамках динамики личностных расстройств принято считать такой процесс, когда в результате достаточной приспособленности человека к обществу и достижения им нормального уровня социальности, он способен контролировать свое поведение и проявление характерных особенностей патологии. Декомпенсация представляет собой обратный процесс. В период декомпенсации на короткий или длительный срок усиливаются патологические черты, свойственные человеку, страдающему определенным расстройством личности. В результате этого происходит возникновение неконтролируемого поведения, вспышек агрессивных и иных аффективных реакций, которые в значительной мере затрудняют процесс адаптации и социализации, а в некоторых случаях могут представлять опасность для самого человека и общества. В таком случае человек утрачивает способность адекватно оценивать свое поведение и адаптироваться в социальной среде, что приводит к возникновению внешнего и внутреннего конфликта. Это становится причиной срыва компенсаторных механизмов, которые до этого способствовали адаптации, такой срыв приводит к обнажению патологических особенностей. [9]К декомпенсации может приводить неустойчивость компенсаторных механизмов, которые только начали формироваться, но были нарушены в результате влияния какого-либо экзогенного фактора. К наиболее частым причинам декомпенсации следует относить следующие: Изменение привычного уклада жизни и и социальной среды. Соматические заболевания. Употребление психическиактивных веществ. [8]Таким образом, несмотря на относительную устойчивость личностных расстройств в целом, в протекании конкретной патологии можно отметить определенную динамику. Динамика расстройств личности может быть эволюционной (связанной с определенными возрастными изменениями и кризисами). таком случае изменения в протекании личностных расстройств связаны с возрастными переменами в психике человека. Кроме этого, динамику личностных расстройств обеспечивают явления компенсации и декомпенсации. Компенсация обеспечивает нормальную адаптацию и способность человека жить в социуме. Декомпенсация приводит к усилению проявления патологических черт личности, что может служить негативным факторов не только для самого человека, но и для тех, кто его окружает. Процесс декомпенсации возникает под влиянием внешних изменений, соматических заболеваний и других факторов и вызывает внешние и внутренние конфликты.1.5. Влияние расстройств личности на психологическое состояние человека Расстройства личности имеют большой спектр выраженности и проявлений, которые могут быть различны не только при разного рода патологиях, но и при одной патологии, которая наблюдается у двух разных пациентов. Такая особенность связана с тем, что каждый человек имеет свои психологические особенности, определенный уровень устойчивости психики. Помимо этого, на выраженность расстройств оказывает влияние и уровень сформированности мышления, интеллектуального развития. Патологии личности и психологическое состояние человека находятся в зависимости друг от друга. С одной стороны, психологические особенности определяют течение расстройства личности, с другой - расстройства личности формируют определенные психологические особенности. Рассмотрим подробнее влияние патологий личности на психологическое состояние человека. [6]Многие расстройства приводят к проблемам с социальной адаптацией и установлением адекватных межличностных отношений, что становится причиной определенного рода переживаний и формирования двух крайностей: замкнутости и гиперсоциальность. У людей, страдающих расстройствами личности, которые влияют на социальную адаптацию, могут отмечаться следующие психологические особенности: неуверенность в себе, неадекватная самооценка, нарушение навыков общения и других форм социального взаимодействия. На фоне отсутствия тесного эмоционального контакта с кем-либо могут формироваться элементы депрессивных переживаний. Помимо этого, у многих лиц с нарушениями личности отмечается излишняя склонность к драматизации и суицидальное поведение. Люди стараются привлечь внимание любыми доступными способами, используя для этого истерики и манипуляции (которые не являются проявлением их патологического состояния, а формируются в ответ на условия социальной среды), у многих людей, которые стремятся к установлению длительных отношений с кем-то может отмечаться конформность, которая направлена на привлечение внимание и формирование положительного образа своей личности в глазах другого человека. Такие люди могут не иметь собственного мнения или боятся высказать его, потому что стремление подстроится под других оказывается выше. [20]Другим аспектом нарушений социального взаимодействия является формирование негативных психологических особенностей. Люди, которые не имеют возможности выстроить отношения, устраивающие их в достаточной мере, становятся раздражительными и агрессивными. Такие люди испытывают еще большие трудности в общении с другими людьми. Как результат трудностей в общении формируется и недоверчивость, тревожность, неадекватная самооценка. Чаще всего человек уверен, что он хуже других и не достоин нормального отношения. Но иногда ситуация складывается таким образом, что нарушения межличностных отношений приводят к формированию завышенной самооценки Такой человек уверен, что он выше остальных, а они просто не могут понять и принять его. В результате формируется склонность к пренебрежительному отношению к другим, отсутствие эмпатии, неумение устанавливать социальные контакты только усиливается. Для проявлений многих расстройств личности характерна повышенная тревожность, ипохондрические переживания, подозрительность. Все это отражается на психологическом состоянии человека. Формируются такие психологические особенности, как: низкая самооценка, склонность к излишней драматизации собственных переживаний, мнительность. В результате этого человек лишается состояния психологического комфорта и безопасности, что может приводит к нарушению психологического равновесия и становиться причиной возникновения процесса декомпенсации, о котором упоминалось выше. Возникновение декомпенсации будет иметь негативные последствия, которые только усилят патологические черты и вызовут состояние еще большего психологического дискомфорта у человека страдающего расстройством личности. Несмотря на то, что при многих расстройствах личности снижается критичность мышления, она не исчезает совсем. Именно поэтому многие люди, имеющие патологии личности и находящиеся в состоянии компенсации, могут иметь дополнительные психологические особенности, которые будут связаны с осознанием того, что имеющиеся у них патологии оказывают негативное влияние на близких. В случае, если человек способен критически оценивать ситуацию и в какой-то мере контролировать свои чувства и эмоции, у него может сформировать склонность к чувству вины. Психологически это проявляется том, что у человека формируется низкая самооценка, замкнутость. Он боится проявлять свои чувства и эмоции, поскольку считает их неправильными или опасными. У него может формироваться чувство отстраненности, ненужности, которое будет формироваться под влиянием осуждений со стороны близких. Такой человек часто сам подвержен манипуляциям и внушаем, поскольку уверен, что за свои предыдущие действия он не имеет права выбора и должен быть как-то наказан. [19]Таким образом, расстройства личности значительно влияют на психологическое состояние человека. Чаще всего, это негативное влияние, которое выражается в появлении неадекватной самооценки, чувства собственной бесполезности или сверхценности. Расстройства личности приводят к состоянию психологического дискомфорта и формированию дополнительных негативных черт, которые не находятся в прямой зависимости от основного личностного расстройства. При возникновении нарушений психологического состояния необходима дополнительная работа с психологом и психотерапевтом. ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ2.1. Развитие эмоциональной регуляции в онтогенезе Эмоциональная регуляция представляет собой способность контролировать свои эмоции и чувства социально приемлемым способом. Развитие эмоциональной регуляции в процессе онтогенеза начинается довольно рано. Механизмы аффективной регуляции являются врожденными, они начинают функционировать в первые дни жизни ребенка. Постепенно они развиваются, совершенствуются и переходят на более высокий уровень организации, что позволяет ребенку наиболее эффективно контролировать свои эмоции и чувства. [7]Уровни эмоциональной регуляции начинают функционировать не одновременно, а включаются постепенно. Это связано с решением актуальных задач и особенностями психофизического развития ребенка в определенным период. Высшие уровни эмоциональной регуляции для него не только недоступны, но в какой-то момент развития и бесполезны. Это связано с тем, что ребенок в раннем детстве еще не может выстраивать привычные взрослым отношения, проявлять определенный спектр эмоций. Он не испытывает тех чувств, для выражения и контроля которых необходимы более высокие уровни развития эмоциональной регуляции. [13]В первые месяцы жизни ребенка наиболее значимым является установление контакта с окружающим миром и формированием первичной привязанности. По мере того, как ребенок взрослеет, начинает самостоятельно инициировать контакты с детьми и взрослыми. учится взаимодействовать с миром, расширяется и его эмоциональная сфера. Параллельно с этим, усложняется система эмоциональной регуляции, в которой теперь происходит активное развитие тех уровней, которые направлены на приспособление к изменяющимся условиям среды. Этот переход происходит не латентно, а явно проявляется в эмоциональной сфере ребенка. В период, когда происходит активный переход на более сложные уровни эмоциональной регуляции, ребенок становится более тревожным, у него появляется большое количество страхов, отмечается высокая эмоциональная нестабильность, которая может проявляться в заметном нарушении поведения. [13]Каждый уровень эмоциональной регуляции имеет свои особенности и направлен на решение конкретных задач формирования и развития эмоциональной, аффективной сферы ребенка. Сначала более простые уровни сменяются одним другим, затем, когда появляются еще более сложные уровни организации эмоциональной регуляции, сохраняются и предыдущие. Каждый уровень теперь продолжает развивать свои значимые механизмы эмоциональной регуляции, вступая во взаимодействие с другими уровнями. В первые годы жизни ребенок нуждается в тесном контакте с матерью и другими значимыми взрослыми не только для удовлетворения базовых потребностей и установления эмоционального контакта, но и для того, чтобы взрослые своим действием и поведением формирование у ребенка первоначальные навыки эмоциональной регуляции. Взрослый выступает организатором эмоциональной регуляции. Под влиянием взрослого ребенок осваивает разные способы реакции на определенные воздействия внешней среды, учиться регулировать свои эмоции, управлять ими, выбирать наиболее приемлемый в конкретной ситуации способ реагирования. Для совершенствования способностей к эмоциональной регуляции необходим переход к целостному восприятию действительности и тем действиям, которые совершает в ней ребенок. Постепенно ребенок учится оценивать реакцию взрослых на свое поведение. Он отмечает, получил он поощрение или наказание за какое-либо действие или поступок. Исходя из этого у него формируется представление о допустимом и недопустимом поведении. Опираясь на эти знания, ребенок учится контролировать свое поведение. Развитие эмоциональной регуляции непрерывно связано с социальным, психическим, интеллектуальным развитием. Если первоначально эмоциональная регуляция направлена на удовлетворение базовых потребностей, то в дальнейшем ребенок начинает осознавать, что от его контроля над своим поведением зависит не только то, удалось ли удовлетворить физические потребности, но и уровень отношений в рамках социальной ситуации развития. [17]Изначально ребенок контролирует свое поведение, чтобы получить одобрение и похвалу мамы. Затем это отражается в общении с другими взрослыми, а к моменту подросткового возраста активно используется при установлении отношений со сверстниками. Изначальный процесс развития эмоциональной регуляции должен проходить под контролем матери. Именно от ее усилий и правильного подхода зависит успешность перехода на новые, более сложные уровни организации эмоциональной регуляции. Если мать активно участвует в формировании правильных эмоциональных механизмов у ребенка, то аффективные кризисы, связанные с переходом на новые ступени развития эмоциональной регуляции, будут проходить без особых негативных последствий. [18]Таким образом, эмоциональная регуляция представляет собой способность контролировать поведение приемлемыми способами. Она закладывается с момента рождения и постепенно развивается и совершенствуется в процессе развития под влиянием взрослых.2.2. Функции эмоциональной регуляции Эмоциональная регуляция является значим компонентов в психическом и личностном развитии человека. При всем многообразии уровней и структурных элементов эмоциональной регуляции, ее основные функции можно представить тремя обширными направлениями: Функция механизма адаптации в к внешним изменениям. Эмоциональная регуляция наиболее подробно рассматривается в рамках функционального подхода. С учетом всех его особенностей, основным критерием всех эмоциональных реакций в нем считается их адаптивная функция. Эмоциональная регуляция обеспечивает применение имеющегося опыта к повседневным событиям. Выбор правильной реакции во многом зависит от способности индивида верно оценивать сложившуюся ситуацию и подбирать оптимальный вариант реакции. В рамках этого подхода считается, что регуляции подвергаются не только те эмоции, которое уже возникли, но и лишь предвосхищаемые. Это позволяет максимально быстро и точно управлять собственным поведением. Функция динамической организации личного опыта переживаний. Главной задачей в рамках этой функции является сохранение индивидуального опыта переживаний в целостном виде. В связи с этим необходимость эмоциональной регуляции подчеркивается в ряде случаев. Эмоциональная регуляция необходима тогда, когда прогнозируемое эмоциональное состояние не соответствует сохранению физической или психической целостности индивида. Эмоциональная регуляция позволяет поддерживать то эмоциональное состояние, которое наиболее сочетается с актуальными условиями среды, той цели и стимулу, который имеет значение для индивида на определенном этапе его развития и деятельности. Эмоциональная регуляция - характеристика самосознания и личностного развития. Эмоциональная регуляция реализуется на уровне когнитивных процессов и необходима для управления уровнем позитивных и негативных эмоций. Эмоциональная регуляция выступает фундаментом поведенческой саморегуляции, которая обеспечивает возможность индивида выполнять социальные роли и показывать те эмоциональные реакции, которые допустимы в конкретной ситуации общения и иного рода взаимодействия. В работах некоторых авторов подчеркивается, что эмоциональная регуляция выступает одним из элементов самоконтроля, функция которого заключается в распределении, контроле и модификации эмоционального возбуждения. [23]Таким образом, существует несколько основных подходов к процессу эмоциональной регуляции, в рамках каждого из которых отмечаются свои функции, присущее эмоциональной регуляции. Обобщая все полученные данные и представления исследователей, можно прийти к выводу о том, что основная роль эмоциональной регуляции заключается в реализации способности к самоконтролю. Именно умение контролировать свои эмоции и выбирать максимально приемлемые способы их выражения служит основой для построения достаточно эффективных отношений с другими членами социума. 2.3. Краткий обзор эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект - это совокупность навыков и способностей, которые позволяют распознавать эмоции, чувства и намерения других людей и свои собственные. Помимо этого, в рамках эмоционального интеллекта рассматривается способность индивида управлять собственными чувствами и эмоциями и чувствами других людей, если это необходимо для решения определенного набора практических задач. [27]Особое распространение понятие об эмоциональном интеллекте получило в 1995 году. Это связывают с публикацией одноименной книги Д. Гоулмана. В своих исследования Гоулман выявил, что у людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта гораздо выше лидерские качества, организаторские способности. они более успешны в профессиональном и социальном плане, часто обладают и высоким уровнем интеллекта. П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно.Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.Развитие эмоционального интеллекта зависит от ряда факторов. Для развития достаточного уровня эмоционального интеллекта значимы: Уровень интеллектуального развития. Сформированность когнитивных навыков. Сформированность представлений о собственных эмоциях и чувствах и чувствах других. [25]Развитие эмоционального интеллекта имеет значение не только для представителей профессий, работающих в социальной сфере, но и для каждого человека. Это связано не только с тем, что социальное направление особенно значимо для человека, но и с особой связью между общим уровнем интеллекта и эмоциональным интеллектом. Научно доказано, что человек с низким уровнем эмоционального интеллекта, не способен показать высоких результатов при прохождении теста на IQ.Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой способность понимать свои и чужие эмоции и чувства, что имеет большое значение при построении межличностных отношений. 2.4. Понятие эмпатии Эмпатия заключается в способности сопереживать другим людям. Человек способен идентифицировать, понимать и разделять чувства другого человека. Эмпатия заключается не только в понимании чувств другого, но и в явлении, при котором человек настолько проникается переживаниями и чувствами, что и сам начинает чувствовать подобное. Считается, что развитие эмпатии происходит под влиянием жизненного опыта, когда человек постепенно учиться различать чувства и переживания других и правильно реагировать на них. Традиционно выделяется несколько видов эмпатии: Эмоциональная - подражание эмоциям и действиям другого человека, основанное на проекции. Когнитивная - основана на интеллектуальных процессах: анализе ситуации. Предикативная - способность предсказывать реакции другого человека в различных ситуациях. Помимо этого, существует классификация эмпатии по формам. Выделяют следующие формы эмпатии: Сопереживание - переживание тех эмоций, которые испытывает другой человек. Сочувствие - собственные эмоциональные состояния по поводу чувств другого человека. Содействие - способность помочь человеку, переживающему определенное эмоциональное состояние. [27]Таким образом, эмпатия представляет собой способность понимать, разделять чувства другого человека. На эмпатии строится способность помогать другому человеку. 2.5. Особенности эмоциональной регуляции при расстройствах личности Как уже отмечалось ранее, расстройства личности могут быть разнообразными. От конкретного расстройства, степени его выраженности и того периода (компенсации, декомпенсации), в котором находится конкретный человек, будут зависеть особенности его эмоциональной регуляции. Большинство личностных расстройств значительно сказываются на эмоциональной сфере, что проявляется в искажении понимания своих и чужих эмоциональных состояний, в неверное дифференциации эмоций и чувств, в неадекватной реакции на многие ситуации. [26]В симптоматике многих расстройств личности описаны особенности, которые возникают из-за недостаточного уровня развития эмоциональной регуляции. Пациенты не способны управлять своим поведением и адекватно реагировать на многие ситуации. Наиболее часто проблемы в сфере эмоциональной регуляции отмечаются у лиц, страдающих пограничным расстройством личности, имеющих шизоидное, истерическое или шизотипическое расстройство. Нарушения в сфере эмоциональной регуляции отмечаются и при других личностных расстройствах, но они обычно менее выражены. [31]Периоды нарушений эмоциональной регуляции обычно связаны с острыми переживаниями или периодами декомпенсации. Таким образом, люди, имеющие личностные расстройства часто подвержены негативным изменения в области эмоциональной регуляции. Они испытывают значительные трудности в вопросах контроля собственных эмоций.2.6. Особенности психологических защит у лиц с расстройствами личности Психологическая защита - это стабилизация личности, которая направлена на ограждение от травмирующих чувств, эмоций и переживаний, вызванных внутренним конфликтом или воздействием внешних факторов. Исследователями были выделены защиты примитивного и высшего уровня, на основе которых были разработаны представления о восьми видах базисных защит: Отрицание - человек отрицает тревожные обстоятельства или самого себя, что приводит к искаженному восприятию действительности. Отрицание наиболее характерно при тревожных расстройствах, параноидном расстройстве и диссоциальном расстройстве. Подавление - вытеснение негативных мыслей в подсознательное и избавление от тревоги. Наиболее часто встречается при параноидном, зависимом и тревожных расстройствах личности. Регрессия - возвращение на более ранние стадии развития. Чаще всего отмечается у лиц с истерическим и тревожным расстройством. Компенсация - поиск замещающих качеств, которые бы не вызывали фрустрации. Встречается при всех видах расстройств личности. Проекция - перенос негативных качеств на других и отрицание их в себе. Наиболее распространена при истерическом, нарциссическом, шизотипическом расстройствах. Замещение - замена действия на более приемлемое. Такой вид психологической защиты встречается реже всего, потому что лица с расстройствами личности испытывают трудности с эмоциональной регуляцией. Если такой вид защиты и встречается, то чаще у лиц, страдающих тревожным расстройством. Интеллектуализация - способ объяснить происходящее без переживаний. У лиц с расстройствами личности в силу снижения критичности мышления практически не встречается. Реактивное образование - возникновение чувств, которые возникли взамен негативных. Реактивные образования свойственны при нарциссическом, истерическом пограничном расстройствах личности. [28]Таким образом, существует несколько базисных типов защит, каждая из которых проявляется при определенных расстройствах личности. Проявление психологической защиты зависит от ведущего личностного расстройства, конкретной ситуации и личностных особенностей человека, имеющего расстройство личности. Психологическая защита в определенных случаях может иметь позитивные и негативные последствия. Она защищает психику, но может стать источником новых проблем и конфликтов в результате социально неприемлемого поведения человека. ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ 3.1. Цель, задачи и ход исследования В ходе написания исследовательской работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоционально-волевой сферы у лиц с расстройствами личности. Особый интерес в ходе исследования представляли такие компоненты, как: эмоциональная регуляция, эмпатия и эмоциональный интеллект. Цель исследования: изучить особенности эмоциональной регуляции, эмпатии и эмоционального интеллекта у лиц с расстройствами личности. Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи: Теоретический анализ методик диагностики и отбор наиболее оптимальных. Определение выборки для проведения исследования. Проведение диагностики эмоциональной регуляции, эмпатии и эмоционального интеллекта у каждого участника эксперимента. Анализ полученных данных. Формулирование выводов о связи исследуемых компонентов эмоционально-волевой сферы с расстройствами личности. Гипотеза исследования: если человек имеет расстройство личности, то это сказывается на его способности к эмоциональной регуляции, эмпатии и эмоциональном интеллекте. Ход исследования: перед началом исследования были определены наиболее подходящие методики диагностики, которые позволили бы оценить уровень эмпатии и эмоционального интеллекта у лиц, имеющих разного рода расстройства личности. Затем была проведена диагностика, анализ результатов и подведение итогов, которое заключалось в формировании выводов об особенностях взаимосвязи расстройств личности с эмоциональной регуляцией, эмпатией и эмоциональным интеллектом. 3.2. Характеристика выборки Для участия в эксперименте были выбраны пять человек, у каждого из которых имеется документально подтвержденное расстройство личности. Выборка представлена испытуемыми разного возраста, профессии и образа жизни. Диагнозы у представителей выборки различны. Рассмотрим подробнее значимые характеристики каждого участника эксперимента. Данные были получены в ходе беседы.Марина, 50 лет. Имеет высшее образование, замужем. Занимает руководящую должность в одной из компаний. В работе проявляет склонность все контролировать, постоянно переживает о результатах. Имеет установленное тревожное расстройство личности.Ян, 20 лет. Студент высшего учебного заведения. Активен в социальных контактах, имеет большое количество знакомых, любит быть в центре внимания. Имеет нарциссическое расстройство личности. Олег, 55 лет. Имеет высшее образование. В общении с другими людьми часто проявляет несдержанность. Может поддаться аффективным реакциям, несдержан в конфликтах, часто сам провоцирует их. Имеет установленное эмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типа. Есения, 19 лет. Студентка высшего учебного заведения. Отличница. Большую часть времени занимается учебой, очень переживает за результаты всех работ. Имеет узкий круг друзей и знакомых, старается избегать частых социальных контактов. При общении чувствует себя неуверенно, испытывает проблемы с самооценкой. Имеет установленное тревожное расстройство. Лев, 19 лет. Студент высшего учебного заведения. Избирателен в контактах, склонен к конфликтному поведению и агрессивным реакциям, что проявляет несдержанность и вспыльчивость. Не терпит указаний, реагирует на них негативно, предпочитает принимать решения самостоятельно. Имеет установленное пассивно-агрессивное расстройство личности. 3.3. Методики исследования Для проведения исследования были подобраны методики, которые позволили бы наиболее точно судить об особенностях эмоциональной сферы участников эксперимента: 1. Для оценки уровня эмоциональной регуляции была использована адаптация опросника "«Cognitive Emotion Regulation Questionnaire" (CERQ). В процессе диагностики был использован адаптированный опросник "Когнитивная регуляция эмоций" (О. Л. Писарева, А. Гриценко). методика представляет собой список из 36 утверждений, измеряющих 9 видов стратегии когнитивной регуляции эмоций в стрессовых ситуациях: катастрофизацию, обвинение, перефокусировку на планирование, позитивный пересмотр, положительную перефокусировку, помещение в перспективу, принятие, самообвинение и сосредоточение. Каждая шкала включает 4 утверждения. Перед началом тестирования испытуемого просят вспомнить несколько серьезных проблем, доставивших ему изрядное беспокойство. Каждое утверждение оценивается испытуемым по шкале "часто (5), от случая к случаю (4), редко (3), очень редко (2), никогда (1)". Обработка результатов сводится к суммированию полученных баллов по шкалам. [29]2. Для диагностики уровня эмоционального интеллекта был выбран тест, разработанный Холлом. Он включает в себя описание различных ситуаций. По результатам складывается общая картина об уровне эмоционально интеллекта испытуемого. 3. Для диагностики уровня эмпатии была использована адаптация Многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса. Опросник включает в себя 28 утверждений, в каждом из которых испытуемый должен выбрать, в какой степени утверждение относится к нему. Градация ответов составляет набор от "Полностью согласен" до "Полностью не согласен". По результатам формируются выводы об общем уровне эмпатии. Таким образом, выбранные методики позволять оценить особенности необходимых компонентов эмоционально-волевой сферы у лиц с расстройствами личности. 3.4. Особенности связи личностных расстройств с уровнем эмпатииДля определения особенностей связи личностных расстройств с уровнем эмпатии, был проведен анализ результатов диагностики, проведенной по адаптированной версии Многофакторного опросника М. Дэвиса. Результаты можно представить в виде следующей диаграммы: Рис. 1. Показатели уровня эмпатииПо результатам реализации методики "Многофакторный опросник эмпатии" было выявлено, что 2 испытуемых имеют высокий уровень эмпатии, 1 - средний, 2 - низкий. Для того, чтобы сделать более объективные выводы об особенностях уровня эмпатии при личностных расстройствах, был проведен учет имеющегося установленного расстройства личности. По результатам анализа было выявлено, что высокий уровень эмпатии характерен для Марины и Есении. Обе участницы эксперимента имеют тревожное расстройство личности. Склонность к эмпатии была выявлена у них и при проведении беседы на подготовительном этапе констатирующего эксперимента. Анализ данных беседы и диагностики позволяет нам сделать вывод о том, что тревожное расстройство влияет на уровень эмпатии, в значительной мере повышая его. Предположительно, это связано со стремлением людей предугадывать чувства и настроения других для того, чтобы избежать конфликтов и прочих неприятных ситуаций, которые негативно скажутся на общем уровне тревожности и повлияют на повлияют на эмоциональное состояние. Средний уровень эмпатии выявлен у Яна, у которого диагностировано нарциссическое расстройство личности. Это позволяет сделать вывод о том, что указанное расстройство влияет на уровень эмпатии, но не снижает ее до критических отметок. Низкий уровень эмпатии был выявлен у Олега, имеющего эмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типа. Кроме того, низкий уровень диагностирован у Льва, у которого выявлено-пассивно агрессивное расстройство личности. Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что наличие личностных расстройств, которые приводят к эмоциональной неустойчивость, конфликтности и аффективным вспышкам, сопровождается снижением уровня эмпатии до низких показателей. Таким образом, в результате анализа полученных данных, можно прийти к выводу: личностные расстройства в значительной мере влияют на эмпатию, повышая или понижая ее. То, в какую сторону произойдет изменение, зависит от личностных особенностей и конкретного личностного расстройства. 3.5. Особенности связи личностных расстройств с эмоциональным интеллектом Еще одним фактором в ходе исследования стало исследование интеллектуального интеллекта, которое проводилось по методике Гоулмана. Результаты исследования можно представить в форме таблицы: Таблица 1. Уровень эмоционального интеллекта участников эксперимента Участник эксперимента Имеющиеся расстройство личностиУровень эмоционального интеллекта по методике Гоулмана МаринаТревожное расстройство личности ВысокийЯнНарциссическое расстройство личностиВысокийОлегЭмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типаНизкийЕсения Тревожное расстройство личностиСреднийЛевПассивно-агрессивное расстройство личностиСреднийТаким образом, в результате анализа данных удалось прийти к выводу о том, что высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают два участника констатирующего эксперимента: Ян. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта может быть связан с особенностями протекания расстройства личности, для которого характерно умение управлять собственными чувствами и чувствами других людей, для достижения поставленной цели, манипулирования людьми для получения определенной выгоды и удовлетворения потребностей, продиктованных установками, которые сформировались в результате Марина. Высокий уровень эмоционального интеллекта объясняется особенностями протекания расстройства личности. Женщина склонна контролировать не только свои, но и чужие эмоции. Это влияет на развитие эмоционального интеллекта и позволяет чувствовать контроль над ситуацией, что особенно необходимо людям, страдающим тревожным расстройством. Контроль над своими эмоциями связан со стремлением избегать неловких ситуаций, которые вызывали бы фрустрацию. Есения тоже имеет тревожное расстройство, но показатель уровня ее эмоционального интеллекта средний. Это связано с конкретными особенностями протекания расстройства личности. Есения показывает высокие результаты по шкале идентификации собственных эмоций, но испытывает трудности при понимании эмоций и чувств других людей. Это может являться причиной возникновения неуверенности в себе, проблем с самооценкой и еще большего повышения тревожности в ситуации общения с другими людьми. Таким образом, данные позволяют сделать вывод о том, что даже при одном и том же личностном расстройстве показатели эмоционального интеллекта могут отличаться. Это связано с личностными особенностями человека и теми факторами, которые провоцируют его расстройство. Олег. Имеет низкий уровень интеллектуального интеллекта. Такие показатели перекликаются с диагностикой уровня эмпатии. Предположительно, на уровень эмоционального интеллекта мужчины влияет имеющиеся у него расстройство личности, которое в значительной мере снижает понимание собственных и чужих эмоций и ведет к снижению контроля над собственными чувствами и эмоциональными состояниями. Лев. У Льва отмечается средний уровень эмоционального интеллекта. Особые отклонения от нормативных показателей отмечаются в шкалах контроля собственных эмоций и распознавания чувств других людей. Это позволяет сделать вывод о том, что имеющееся пассивно-агрессивное расстройство негативно сказывается на уровне эмоционального интеллекта. Таким образом, в результате анализа результатов диагностики удалось прийти к выводу о том, что между уровнем эмоционального интеллекта и расстройствами личности существует определенная связь. Расстройства личности могут в значительной мере влиять на развитие эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта будет зависеть от конкретного расстройства личности и особенностей человека. Это положение подкрепляется разницей в показателях уровня эмоционального интеллекта у людей, имеющих одно расстройство личности. Проведенное эмпирическое изучение эмоционально-волевой сферы лиц, имеющих расстройства личности, позволило сформулировать определенные выводы: Расстройство личности в значительной мере отражается на эмоционально-волевой сфере. Уровень эмпатии находится в зависимости от расстройства личности. У людей с тревожным расстройством личности отмечается высокий уровень эмпатии. Расстройство личности влияет на эмоциональный интеллект. Показатели могут быть высокими или низкими. Уровень эмоционального интеллекта зависит не только от конкретного расстройства, но и от личностных особенностей, факторов внешней среды, что подтверждается тем, что люди с одним расстройством могут иметь разный уровень эмоционального интеллекта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема расстройств личности и их влияния на разные аспекты жизни людей, которые страдают ими, получила свое распространение давно и остается актуальной в наши дни. Это связано с тем, что расстройства личности представляют собой очень сложный и многогранный аспект, изучение которого требует проведение тщательного анализа всех имеющихся данных и конкретных клинических случаев. Написание работы было направлено на формулировку теоретических положений, значимых для процесса исследования и исследование особенностей эмоционально-волевой сферы людей, имеющих расстройства личности. Первые две главы посвящены обзору теоретической литературы по проблеме исследования. Особый интерес представляли данные об особенностях личностных расстройств: их причинах, видах, особенностях. Помимо этого, подробнее были рассмотрены такие компоненты эмоционально-волевой сферы, как: эмоциональная регуляция, эмпатия, эмоциональный интеллект. В ходе написания работы был реализован эксперимент, в котором принимали участия люди разного пола, возраста и социального положения, страдающие определенным расстройством личности. Исследование было направлено на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы людей с расстройствами личности и подтверждение заявленной гипотезы о том, что расстройства личности сказываются на эмоциональной регуляции, способности к эмпатии и эмоциональном интеллекте. В ходе проведения диагностического исследования и анализа его результатов было установлено, что расстройства личности действительно сказываются на указанных компонентах эмоционально-волевой сферы. Проявление зависимости эмоциональных особенностей от расстройств личности различны. Они могут зависеть не только от конкретного расстройства, но и от других факторов, к которым можно отнести личностные особенности человека и факторы внешней среды, в которой он существует. В ходе исследования были сформулированы выводы, из которых следует, что: Расстройства личности оказывают значительное влияние на эмоционально-волевую сферу. Более высокий уровень эмпатии выявляется у людей с тревожным расстройством личности. Нарушения эмпатии, эмоциональной регуляции и эмоционального интеллекта характерны при таких нарушениях, как: пассивно-агрессивное расстройство личности, эмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типа. Дальнейшее развитие темы видится в более детальном и углубленном изучении проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы у лиц, страдающих расстройствами личности и способов коррекции этих нарушений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАвербух С.Е. К вопросу о роли личности в генезе и структуре расстройств психической деятельности // Вопросы психоневрологии. — Ленинград, 1996. С. 22.Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000. - 496с.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001 - 288 с. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., МГУ, 1984.Барлоу, Д. Клиническое руководство по психическим расстройствам. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2008.-919 с.Белей А. Ю. Эмоциональная регуляция поведения как феномен // Вестник УлГТУ. 2019. №1 (85). Блейхер, В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: Изд-во МПСИ, 2006. - 624 с.Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301с. Бредберри, Т., Гривз, Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: ACT, 2008. -187 с.Бреслав Г .М. Психология эмоций. : М., 2004. Веккер, Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.Верхотурова Н. Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал. 2011. №8.Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций / Под ред. В.К.Вилюнаса. СПб.: Питер, 2008. - С.8-40.Всемирная организация здравоохранения. F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте [F60—F69] // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 245-246.Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 20026. - С.511-755.Выготский, Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии, №3,1958.Выготский, Л.С. Учение об эмоциях: Историко-психологическое исследование. // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984.Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии - М.: Феникс, 2001. - 210 с.Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — 2000. — 124 с. Гиляровский, В.А. Психиатрия. М.: Медгиз, 1954. - 520 с.Данилова, Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. - 373 с.Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности с позиции системного подхода // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19–24 мая 1986. М., 1986.Зейгарник, Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психол журн. Т. 10. 1989. №2. С. 122-131. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 784 с.Карабач И.В., Юдин В.Е., Кочетов А.Г., Голендухин К.Г., Иванов А.О., Климко В.В., Елисеев Г.Д., Павлиди К.Д. Особенности эмоциональной регуляции у различных категорий больных с нозогенными расстройствами // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. 2014. №2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.Милова Ю. В. Техники и приёмы регуляции эмоций // Вопросы психологии. — 2010. — № 3.Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций. Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 4. С. 161–179Романов Д. В., Шишова А. А. Психологическая диагностика когнитивных нарушений при расстройствах личности: модель шизоидного расстройства // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 5-2. Самсонова К.А. Структурно-функциональные элементы эмоциональной регуляции // Акмеология. 2015. №3 (55). Чебакова Ю.В. К проблеме психологической структуры расстройства личности // Современная наука. 2015. №3. Эльдарова Н. Н. Патологические расстройства личности // European research. 2016. №4 (15). Ясперс К. Общая психопатология - М.: Практика, 2002. - 1053 с.ПРИЛОЖЕНИЕ Опросник "Когнитивная регуляция эмоций"Инструкция.Ниже Вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.Полностью не согласен (-3 балла).В основном не согласен (-2 балла).Отчасти не согласен (-1 балл).Отчасти согласен (+1 балл).В основном согласен (+2 балла).Полностью согласен (+3 балла).Тестовый материал (вопросы):1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.9. Я способен выслушивать проблемы других людей.10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.26. Я способен улучшить настроение других людей.27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!