Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Развитие восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности

Тип Курсовая
Предмет Педагогика и психология

ID (номер) заказа
4069764

500 руб.

Просмотров
910
Размер файла
76.31 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности……………………6

1.1 Особенности развития восприятия у младших школьников………………6

1.2 Содержание музыкально-образовательной деятельности в начальной школе………………………………………………………………………………10

Вывод по главе 1………………………………………………………………….17

Глава 2. Методические аспекты развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности………………………………….19

2.1 Педагогический опыт развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности……………………………………19

2.2 Методика развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности…………………………………………………..23

Выводы по главе 2………………………………………….……………………..28

Заключение ……………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………….32

 

Введение

Актуальность темы исследования объясняется реализацией ФГОС НОО, особое внимание в этом документе принадлежит повышению роли художественного, в том числе музыкального образования в формировании духовно-нравственной, творческой и культурной личности. Музыкальная деятельность является одним из самых могущественных средств воспитания, который придает эстетическую окраску духовной жизни человека. «Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее», - писал В.А. Сухомлинский [16, с. 153].Умение слушать и воспринимать музыку не является врожденной чертой. Познавательно-творческие способности учащихся развиваются в общении с музыкой в процессе целенаправленного анализа музыкальных произведений. Ведь только собственная деятельность является залогом глубоких переживаний, эстетического наслаждения, высокого художественного вкуса. Формирование восприятия является одной из самых ответственных задач на уроке музыки в общеобразовательной школе, центральной проблемой музыкально-эстетического воспитания школьников. Восприятие-это процесс непосредственного отражения действительности. Оно создает конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг ребенка, для формирования его мышления, является необходимой предпосылкой его практической деятельности. У детей младшего школьного возраста восприятие формируются быстро, благодаря накапливаемому социальному опыту, опыту общения с окружающим миром. замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. В случае, если восприятие развито недостаточно, это оказать большое влияние на дальнейший ход их психического развития ребенка [2; 3].Особую значимость в последнее время имеют вопросы формирования у учащихся эстетического восприятия классического музыкального наследия прошлого и современного, шедевров мировой художественной культуры, народной музыки, фольклора. Только такие произведения содержат в себе огромный потенциал, имеют глубокое художественное влияние на слушателя.Восприятие музыки исследуется во многих направлениях. Музыковедческое направление, например, составляют прежде всего труды Б.В. Асафьева, который показал, как закономерности музыкального восприятия учитываются композитором, как структура восприятия отражается на построении музыкального произведения. Психологическое направление составляют исследования Л.Л. Бочкарева, Н.А. Ветлугиной, С.И. Науменко, Б.М. Теплова и др., посвященные музыкально-перцептивным способностям человека. Философские аспекты еще рассматривал древнегреческий ученый Аристотель.Однако, вопрос развития осмысленного восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности еще не достаточно полно освещен в научной и научно-методической литературе. Для более полного раскрытия этого вопроса нами была выбрана тема исследования «Развитие восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности».Цель: на основе анализа литературы обобщить понятие «восприятие музыкальных произведений», исследовать методические приемы развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности.Объект исследования – процесс развития восприятия у младших школьников.Предмет исследования – методы и приемы развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности.Задачи исследования:Рассмотреть особенности развития восприятия у младших школьников.Изучить содержание музыкально-образовательной деятельности в начальной школе.Проанализировать педагогический опыт развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности.Описать методику развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности.В исследовании применялись следующие методы: анализ, синтез, классификация психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, цитирование, реферирование.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами предпринята попытка обобщить материалы по методике развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности. Данный материал может быть полезен педагогам и учителям музыки в их практической деятельности.Во введении описан методологический аппарат исследования, в 1 главе мы рассмотрели определение терминов «восприятие», «музыкальное восприятие», описали содержание музыкально-образовательной деятельности в начальной школе.Во 2 главе нами был проанализирован педагогический опыт и выявлены основные приемы развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности. На примере урока описана методика развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности. В заключении представлены общие выводы по исследованию. Список использованных источников насчитывает 20 наименований монографий, учебных пособий, статей и интернет-источников.Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Глава 1. Теоретические аспекты развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности1.1 Особенности развития восприятия у младших школьниковВо второй половине XIX в. представления о восприятии стали одной из весомых составляющих системы психологического знания. Ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии.«Философский энциклопедический словарь» толкует восприятия (от лат. perceptio - восприятие) как «целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств», «результат активной познавательной действия, направленной на решение определенных задач и осуществляемой в соответствии с социальная выработанными нормами и эталонами» [16]. По словарю «Психология», «восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности... органов чувств. Вместе с процессами ощущение обеспечивает непосредственно-чувственное ориентирование в окружающем мире» и является «необходимым этапом познания» [19].Исходя из этих определений, можно сформулировать главные признаки этого понятия: - Восприятие - это отражение реального мира в сознании человека.- Восприятие отличается от воображения (фантазии) именно тем, что воспроизводит в сознании человека образы реальности, отражает внешний мир.- Такое отражение является результатом непосредственного действия объектов реального мира на органы чувств.- Восприятие имеет физиологическую природу и является результатом действия именно на органы чувств.- Наши ощущения и восприятия способны к взаимодействию.- В процессе восприятия происходит анализ и синтез полученных нами разнообразных впечатлений от объектов окружающего мира, то есть их осмысление, интерпретация.- Восприятие-это живой, целенаправленный процесс. Направление восприятия определяется его мотивацией. По психологическим словарем, мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность» [22]. Источниками такой активности являются инстинкты и потребности человека.- Восприятие (как и ощущение) имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску, вызывает положительные или же отрицательные эмоции. «Эмоции» (от лат. emoveo-ошеломляю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного предвзятого переживания жизненного значения явлений и ситуаций.В теории музыкального восприятия, главным образом, исследуется влияние различных факторов на музыкальное развитие личности, а также характер их целенаправленного использования в процессе музыкального воспитания.Музыка является одним из самых могущественных средств воспитания, придающим эстетическую окраску всей духовной жизни человека. Умение слушать и слышать музыку не является врожденным качеством. Познавательно-творческие возможности учащихся развиваются в активной музыкальной деятельности. В процесс восприятия музыки включается опыт непосредственных переживаний и размышлений учащихся, который формируется под влиянием музыкального искусства, а также художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Это дает возможность рассматривать восприятие как основу усвоения школьниками воплощенного в музыке опыта эстетического отношения к действительности. Поэтому главной задачей музыкального воспитания учащихся является формирование в них активного восприятия музыкальных произведений. Как предмет исследования, музыкальное восприятие является сложной и многогранной проблемой. Попадая в круг интересов различных наук, проблема музыкального восприятия изучается соответственно в разных аспектах.Как известно, восприятие является чувственным отражением предметов и явлений объективной действительности в совокупности присущих им свойств и особенностей при их непосредственном действии на органы чувств. Музыкальное восприятие, в связи со спецификой объекта восприятия-музыки, понятие значительно шире, чем непосредственное чувственное отражение действительности, потому что происходит одновременно в форме чувств, восприятий, представлений, абстрактного мышления. Это сложный многоуровневый процесс, обусловленный не только музыкальным произведением, но и духовным миром человека, который воспринимает это произведение, его опытом, уровнем развития, психологическими особенностями и тому подобное.Проблема формирования музыкального восприятия имеет глубокую историю. Накопление огромного объема теоретического материала привело к возникновению в ХХ в. науки о музыкальном восприятии, которая на современном этапе выступает как наука о закономерностях процесса формирования и функционирования субъективного музыкального образа. В становлении этой науки большую роль сыграли труды Б.В. Астафьева, Н.Л. Гродзенской, А.Г. Костюка, Е.О. Назайкинского, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, а также многих других отечественных и зарубежных ученых. Формирование музыкального восприятия школьников является ведущей проблемой современной музыкальной педагогики. Учитель должен развить чувствительность детей к музыке, ввести их в мир красоты и добра, открыть в музыке животворящее источник человеческих чувств и переживаний. Большое значение в этом процессе приобретает умелая и целенаправленная музыкально-педагогическая работа учителя.В современной научной литературе чаще всего встречаются два термина, определяющие деятельность человека, которая слушает музыку: «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Понятия «восприятие музыки» в основном используется в трудах психологов, оно отражает ситуацию, когда восприятие охватывает музыку лишь как предметный материальный процесс, как специфический объект воздействия на человека. Понятия «музыкальное восприятие» означает направление восприятия на «постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [14].В педагогическом аспекте выделяют три типа эмоций, которые можно соотнести с трехступенчатой структурой музыкального восприятия, которую условно различают исследователи Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, подчеркивая их важность и специфичность в формировании перцептивных и интеллектуальных умений музыкального познания:1. «Эмоции выражения», в которых оказывается безоценочное недиференційоване отношение к музыкальному искусству, которое основывается на интуитивных ощущениях, которые отвечают перцептивному восприятию музыкальных звучаний, их слуховому различению.2.» эмоции переживания " - осознание личностного смысла музыкального произведения, на основе которых осуществляется понимание выразительно-содержательного значения музыки.3. «Эмоции сопереживания», которые характеризуются слиянием субъективного переживания с позицией автора и исполнителя, в результате чего осуществляется эстетическая оценка и интерпретация эмоционально-образного содержания музыки [18].Создание у слушателей соответствующего настроения (то есть установки на восприятие музыки является важным условием формирования музыкального восприятия школьников.Положения теории установки имеют важное значение для управления процессом музыкального восприятия. Они являются основой предсказания поведения учащихся, программирования их деятельности в целостном процессе музыкального восприятия. От художественно-познавательной установки, созданной учителем у детей, зависит содержание мыслей и чувств, образов и ассоциаций, возникающих в сознании.Таким образом можно сделать вывод, что восприятие – психически познавательный процесс, заключающийся в отражении человеком предметов и явлений, в совокупности всех их качеств при непосредственном действии на органы чувств.1.2 Содержание музыкально-образовательной деятельности в начальной школеМузыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Конечно же основные сведения младшие школьники получают на уроках музыки.Музыка в школе – учебный предмет, входящий в базовый курс общего начального образования. Согласно базовому учебному плану он преподается в 1-4-х классах по 1 часу в неделю и имеет целью воспитание эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству, формирование комплекса музыкальных компетентностей (информационных, познавательных, коммуникативных), а также развитие творческого потенциала личности, способной к самореализации в музыкальной деятельности и непрерывного совершенствования в процессе музыкального самообразования [16]. Уроки музыки в начальной школе предусматривают включение учащихся в различные виды музыкальной деятельности: хоровое пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, восприятие и анализ-интерпретация музыкальных произведений, импровизацию (вокальную, инструментальную, ритмичную, пластическую), движения под музыку. Будучи результатом творчества учителя, музыкальная деятельность обладает огромной силой эмоционального воздействия на внутренний мир ученика, пробуждает интерес к музыке, потребности в общении с ней.Музыкально-образовательная деятельность в начальной школе направлен на развитие таких компонентов музыкальной воспитанности как: – мотивационные (музыкальные интересы, потребности, запросы); – информационные (знания и представления о музыкальном искусстве, об особенностях его интонационно-образного языка, стили, жанры, формы музыки); – операционные (исполнительские, интерпретационные, аналитические умения, способы деятельности); – ценностно-ориентационные (эстетические взгляды, отношения, убеждения, вкусы, оценочные суждения); – творческие (опыт самостоятельной музыкально-поисковой деятельности, музыкально-творческие способности) [15]. Содержание и методика преподавания музыкального искусства в школе сформировались в течение ХХ в. под влиянием идей известных отечественных и зарубежных художников: Николая Леонтовича, Василия Верховинца, Эмиля Жака Далькроза, Золтана Кодая, Карла Орфа, Дмитрия Кабалевского и других. Они стали авторами оригинальных теорий и программ, направленных на разностороннее музыкальное развитие всех детей, независимо от природных дарований. Доминантой разных методических систем стало развитие прежде всего музыкального слуха, однако каждый из авторов обосновывал различные формы реализации этой задачи. Как свидетельствует анализ наследия и практического опыта известных музыкантов-педагогов, большинство из них привлекали художественные средства воспитания наряду с чисто музыкальными. Педагогические основы системы музыкального воспитания, направлены на максимальное стимулирование творческого развития учащихся средствами индивидуального и коллективного музицирования (пение и игра на элементарных музыкальных инструментах), упражнений и музыкальных игр на фольклорной основе, свободной импровизации и театра [7]. Автор концепции массового музыкального воспитания детей и программы по музыке для общеобразовательных школ Дмитрий Кабалевский (1904-1987) расширил традиционный диапазон преподавания предмета «Музыка», акцентировав процесс активного восприятия музыкальных произведений, воспитание эмоционального, эстетического отношения к музыкальному искусству, тесно связанного с жизнью. На современном этапе развития общего музыкального образования получили распространение новые концепции развития детей средствами музыки; среди которых самыми известными авторами являются Ш. Судзуки и М. Шафер. Японский педагог-музыкант Ш. Судзуки разработал систему массового музыкального воспитания, в эпицентре которой инструментальное (скрипичное) коллективное музицирование. Обучение игры на скрипке начинаются очень рано – с двух лет. Сначала дети долгое время играют без нот с целью развития музыкального слуха. Ведущей формой музыкального воспитания становится привлечение детей разного возраста к участию в выступлениях больших сводных ансамблей (оркестров) юных скрипачей [6]. Значительное влияние на методику преподавания музыки в разных странах – Канаде, США, Англии, Франции, Австралии осуществили идеи канадского композитора и педагога Н. Шафера. Его подход предполагает внедрение свободного экспериментирования со звуками, ритмами, мелодиями с целью дать детям ощущение радости творчества, сформировать положительное эмоциональное отношение к музыкальному познанию. Ведущей учебной деятельностью становится импровизация на музыкальных инструментах в диалогической форме игры в кругу, дополнительно используются пение, восприятие музыки, освоение нотной грамоты [12]. Музыкально-образовательная деятельность в современной начальной школе проводятся в кабинетах музыки – специально оборудованных помещениях, где места для учеников обычно размещаются амфитеатром (для хорового пения). Кабинет оснащен оборудованием и дидактическими средствами: музыкальный инструмент (фортепиано или баян), доска с нотным станом (вариант – электронная, что «звучит»), магнитофон и фонотека, детские музыкальные инструменты (дудочки, бубны, ксилофоны, металлофоны), таблицы (ритмические схемы, «лесенки» и прочее), музыкальные игры (лото, кроссворд), нотные хрестоматии, дидактическая и методическая литература, портреты композиторов. В преподавании музыки в школе значительно повышается роль электронных инструментов, компьютерных технологий, которые способствуют модернизации урока и становятся не только помощниками учителя, но и средствами музыкально-творческой самореализации учащихся [20].Восприятие учащихся развивается во время активной музыкальной деятельности. При пении, в процессе слушания музыки, музицирование на детских музыкальных инструментах, в работе над ритмическим ощущением учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, учатся понимать специфику музыкального языка, усваивают новые знания, приобретают навыки и умения, необходимые для сознательного восприятия и эмоционального выразительного исполнения музыки. Однако, сама только разновидность музыкальной деятельности на уроках музыки не может решить всех задач музыкального образования и музыкально-эстетического воспитания школьников.Восприятие музыки - это сложный психический процесс. Психологи и музыканты определяют, что в целом он вписывается между двумя полюсами. С одной стороны, это элементарное акустическое восприятие звуковых сигналов как нечто такое, что мы слышим и действующее на органы слуха. А с другой - это процесс познания воображаемого художественного содержания в музыкальной материи. Воспринимая музыку, человек выражает свое эмоциональное "я". В сознании воспроизводятся переживания, образы и мысли, воплощенные композитором в музыкальной композиции. Музыкальная композиция-это совокупность эстетической информации, которую предоставляет композитор [15].Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. Л.А. Баренбойм справедливо заметил: «Если бы все, что происходит в душе человека, можно было передать словами, на свете не было бы музыки» [3, с. 35]. В свою очередь язык музыки понятен каждому человеку.Важным условием формирования музыкального восприятия школьников является осуществление ими анализа музыкальных произведений. Именно на этапе анализа учащиеся приобретают опыт художественно-творческой деятельности, овладевают знаниями, умениями и навыками необходимыми для восприятия музыки. В процессе анализа полнее раскрываются содержание произведений, их художественная красота и неповторимое своеобразие, усиливается эмоциональное воздействие музыки.Каждый изучен и воспринят произведение – еще один шаг в музыкальном развитии детей, который приближает их к овладению музыкальной культурой. Важнейшим музыкальным, педагогическим задачей является развитие звуковых (слуховых) навыков, которые помогают свободно ориентироваться и в чисто музыкальной природе слуховых образов (ритм, расстояние, динамика, ход или темп, колорит или тембр), и в эмоциональном смысле (насыщенности) их, и в символике выражения и изображения (звукозапись). Осуществляя анализ, раскрывая ученикам содержание и структуру музыкального произведения, учителю постоянно приходится соотносить свои педагогические намерения с познавательно-творческими возможностями учащихся. То, что ими не услышано, не осмыслено, ничего не добавляет к их музыкальному развитию и не приближает их к музыке. Поэтому анализ музыкального произведения, который проводится со школьниками, является анализом художественно-педагогическим. Художественным – потому анализируется произведение искусства и этот анализ следует из его закономерностей; педагогический – так проводится с учетом возрастных особенностей музыкального развития и задач музыкального воспитания.На этой основе происходит последовательное, систематическое приобщение школьников к музыке, к пониманию ими ее особенностей. Каждое произведение должно сохранить свою целостность и содержательность. Опыт анализа одного произведения переносится на другие, более сложные произведения, и это обеспечивает развитие музыкальной культуры учащихся. Поэтому разработка вопросов анализа музыкальных произведений на уроках музыки относится к важнейшим вопросам музыкальной педагогики.Ученые и исследователи музыкальной педагогики рассматривают систему взглядов на проблему художественно-педагогического анализа музыкальных произведений в общеобразовательных школах. Ее суть раскрывается в следующем:1) в общеобразовательной школе музыку следует рассматривать как явление. В отличие от других предметов которых обучаются, чтобы приобрести конкретные знания, наблюдать за музыкой-значит уметь воспринимать.2) анализировать музыкальное произведение так, чтобы углубить его восприятие, задача достаточно сложная и требующая педагогического мастерства. Поэтому уже с первого класса следует формировать у детей установку на анализ музыкального произведения в процессе его слушания и обосновывать их методикой широкого анализа. Учителю следует четко представлять конечную цель анализа-помочь ученикам эстетически пережить и оценить произведение.3) Перед тем, как анализировать музыкальное произведение, надо чтобы у детей создалось общее впечатление о нем. Если музыка не услышана, не следует браться за анализ. Переходить тогда, когда дети четко представили и четко выражают свои личные впечатления от музыки.4) Путь анализа идет от раскрытия его содержания, замысла, от общей характеристики произведения до деталей и отдельных выразительных средств. 5) мышление детей необходимо нацеливать на выяснение того, какая эта музыка, какие чувства и переживания вызывает, какими средствами она этого достигает. На первом этапе следует направлять внимание детей не на отдельные качества произведения, а на сам процесс движения, его организацию и динамику. При повторном слушании учитель должен подводить к раскрытию выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют музыкальный образ. Главное внимание обращается на те средства, которые в данном произведении являются ведущими.6) анализ произведения может быть более или менее глубоким, но обязательно правильным. Дети должны доставать правильную информацию, хотя кое-где не полную, но никак не искаженную. Учителю следует помнить об опасности упрощенства, подмены собственно музыкальных сведений бытовыми, житейскими примерами, кое-где далекими от музыки.7) Необходимо избегать подтасовки под музыку внемузыкальных ассоциаций, особенно под видом «программных толкований». Программу произведения не следует отождествлять с программностью как специфическим средством выражения содержания музыкального произведения (путем использования композитором на основе слуховых и других ассоциативных параллелизмов, подобных звуковых комплексов), когда независимо от того, есть или отсутствуют словесные объяснения, у сознательного слушателя возникают конкретные представления.8) Содержание и направленность объяснений – вопрос принципиального значения. При объяснении произведений следует особо позаботиться о том, чтобы у детей не возникали упрощении представления о музыке как об искусстве, задачей которого является «описывать и иллюстрировать». Задача объяснений – углубить, закрепить и сделать осмысленными музыкальные впечатления детей. Следует, чтобы объяснение было кратким, четким, конкретным и образным. Подбирая литературу или иллюстрацию, материал бесед должен быть не чрезмерным, не однообразным, а глубоко развитым по разным аспектам.9) художественная характеристика, которую дает учитель, должна полностью подтверждаться музыкальным текстом. Учитель, который любит музыку, всегда найдет простые, искренние слова, которые помогут ученикам услышать прекрасное и неповторимое в воспринимаемом произведении.10) необходимо научить детей отдавать себе отчет об услышанном, разбираться в том, как, какими средствами выражен в музыке ее смысл, как воплощены те мысли и чувства, что взволновали слушателя, чем композитор достиг такой силы воздействия на слушателя. Чтобы вызвать активность учеников, не следует учителю давать готовые оценки сочинению.11) Анализ произведения должен пробуждать воображение детей, их музыкально-слуховые представления, вызывать верные – но у каждого слушателя, свои – ассоциации. Нужно и целесообразно проводить параллели с другими видами искусства, используя различные образные выражения. Однако не надо превращать музыку в иллюстрацию к какой-то картине или литературному сюжету.12) целесообразно проводить анализ сразу после прослушивания, пока звучание произведения «живое и свежее» в памяти.13) повторение, а также закрепление музыкальных впечатлений являются одним из важнейших методов музыкального воспитания. Повторяя то или иное произведение, следует обращать внимание детей на еще не усвоенное, ранее не услышанное или непонятное.Художественно-педагогический анализ способствует углублению музыкального восприятия тогда, когда учитель, понимая, что музыка влияет на нас силой того отношения к миру, которым владеет композитор и которое он выразил в произведении в целом, а не в отдельных деталях, направляет внимание учащихся на выявление авторской позиции. Поэтому от анализа художественной формы музыкального произведения целесообразно переходить к анализу того художественного мира, который возникает у ребенка при восприятии музыки.Таким образом, музыкально-образовательная деятельность является основной формой музыкального образования и музыкально-эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ. От организации и умелого проведения уроков зависит решение задач музыкального образования подрастающего поколения. Ученики должны стать полноценными соавторами анализа музыки. Именно коллективно-творческий анализ музыки в процессе музыкально-образовательной деятельности открывает большие возможности для развития восприятия и глубокого постижения эстетического смысла музыкальных произведений.Выводы по главе 1Анализ научно-педагогической и методической литературы позволил нам сделать вывод о том, что умение слушать и воспринимать музыку не является врожденной чертой. Познавательно-творческие способности учащихся развиваются в общении с музыкой в процессе целенаправленного анализа музыкальных произведений.Формирование музыкального восприятия является одной из самых ответственных задач на уроке музыки в общеобразовательной школе, центральной проблемой музыкально-эстетического воспитания школьников. Восприятие - это отражение реального мира в сознании человека, которое отличается от воображения (фантазии) именно тем, что воспроизводит в сознании человека образы реальности, отражает внешний мир.Восприятие музыки - это сложный психический процесс, в который включается опыт непосредственных переживаний и размышлений учащихся, который формируется под влиянием музыкального искусства, а также художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Это сложный многоуровневый процесс, обусловленный не только музыкальным произведением, но и духовным миром человека, который воспринимает это произведение, его опытом, уровнем развития, психологическими особенностями и тому подобное.Формирование музыкального восприятия школьников является ведущей проблемой современной музыкальной педагогики. Учитель должен развить чувствительность детей к музыке, ввести их в мир красоты и добра, открыть в музыке животворящее источник человеческих чувств и переживаний.Способность к осознанному восприятию музыки основывается на развитии музыкального мышления детей. Для специального и систематического музыкального развития на уроках выдвигаются те операции и формы мышления, от которых в наибольшей степени зависит осознанность музыкального восприятия: анализ музыкального произведения (общая характеристика музыки, анализ отдельных средств выразительности), сравнение одного произведения с другим (что в них общее, что разное).Глава 2. Методические аспекты развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности2.1 Педагогический опыт развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельностиДля того, чтобы глубже исследовать проблему развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности мы проанализировали педагогический опыт, представленный в журналах и в интернет-источниках. Учитель музыки И.В. Кошмина пишет, что для развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности необходимо заинтересовать детей изобретением собственной интерпретации музыкального произведения, отголосков и вариантов напева, собственного варианта инсценировки песни, собственного элементарного инструментального сопровождения, собственной упражнения для распевки и прочее. Развивать восприятие младших школьников можно на любом музыкальном и немузыкальном материале. Например, можно использовать: - стихотворный и прозаический текст, его содержание, звуковые краски и интонации; - окружающий ребенка мир звуков - стук копыт, щебетание птиц, стук падающих капель, выкрики голосов, звон колоколов и тому подобное; - программно-иллюстративные задачи; - ритмы движений, в том числе танцевальных, образных [6]. А.А. Крючкова пишет, что для развития восприятия младших школьников можно предлагать различные задания: отбор или написание стихов к музыке, рисункам, произведениям-впечатлениям о музыке, произведениям на музыкально-эстетические темы, создание сказок, легенд (обязательно ученики должны отчетливо прочитать их в классе). Использовать творческие задания на основе мелодий – мелодические импровизации: – мелодизация слов, словосочетаний, стихов; – импровизирование на заданные звуки, заданный ритм; – домыслить вступление, окончание; – импровизированный (речитативный) диалог учителя и учеников; – «певческие переклички»: один ученик или учитель загадывает мелодию (фразу, интонацию), а другой повторяет, меняя темп, тембр, динамику; – «вопрос – ответ» (должна иметь четкую задачу: на одном звуке, на устойчивых звуках с постепенным движением мелодии вверх или вниз, с сохранением ритмического рисунка или с новым ритмом); – ритмически-мелодические импровизации (в народном, джазовом стиле); – импровизация песни или пьесы [7]. По мнению Н.И. Никешиной для эффективного развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности можно использовать импровизации. Например, языковые импровизации начинаются с поиска эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передачи их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне (радостно, ясно, тревожно, мрачно, интонационно-осмысленное чтение текста песен). Следующим этапом речевых импровизаций является ритмизация (чтение в собственном ритме) стихотворных строк (образцов детского литературного фольклора, детской поэзии). Вокальные импровизации могут быть переходным звеном к разучиванию песни, когда ученики придумывают мелодию на заданный текст. Импровизировать голосом можно собственные имена, музыкальные диалоги между учителем и учениками, между парами учеников, между солистом и всем классом [11]. Инструментальные импровизации связанны с использованием простейших музыкальных инструментов: ударные инструменты и ритмичное сопровождение пьес, песен, музыкальных сказок, языковых импровизаций; звуковысотные инструменты подбирают подголоски к мелодиям песен, что исполняются. Музыкальная импровизация сочетает вокальную, инструментальную, двигательную, танцевальную, игровую, театрализованную деятельность в таких творческих заданиях, как инсценировка, театрализация вокальных произведений, песен-игр, произведений для слушания; коллективное создание сказок [11].В.П. Рева для развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности использует групповую работу. Так во время слушания в четвертом классе произведения Н. Лысенко «Элегия» учащимся предлагается проанализировать прослушанный произведение, выполняя соответствующее задание, поставленное группе: – «литераторы» – дать название музыкальному произведению, подобрать стихотворные строки;– «художники» – дать характеристику окраске мелодии произведения, определить «цвет» музыки; – «аналитики» – определить характер музыкального произведения, средства выразительности, которые использовал композитор для создания образа [15].Возможно разделить класс на разные по музыкальной деятельности группы:– «вокалисты» – художественное исполнение песни; «инструменталисты» – игра на ударных музыкальных инструментах; – «музыкальные критики» – анализируют выполнение одноклассников [15].Педагог С.Н. Петросьянс для развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности использует развичные методические приемы. Например, прием «Музыкальная копилка» где, ученикам предлагается обогатить «копилку» определенной группой музыкальных инструментов: духовых, струнно-смычковых, ударных или народных. Каждый из участников должен вслух назвать один из музыкальных инструментов, имитировать игру на нем и положить его мысленный образ в «музыкальную копилку». Руководствуясь данным принципом «копилку», можно обогатить и музыкальными средствами выразительности, жанрами, стилями музыки…[14].Прием: «Какую линию выбрать?». Во время звучания музыкального произведения ученик должен нарисовать разнообразные линии, например, плавные, волнообразные – звучит мелодия плавная и спокойная; прямые, четкие – под мелодию решительную; отрывистые – легкая, грациозная мелодия. Линии могут быть того цвета, который более всего подходит к настроению прослушанного музыкального произведения.1. Линия-результат прослушивания произведения Е. Грига «Весной» (1 класс)2. Линия-результат прослушивания произведения Ж. Бизе «Марш Тореадора» (2 класс)3. Линия-результат прослушивания произведения Г.Шумана «Веселый крестьянин» (1клас) [14].Ролевые задания для творческих групп. Точные и несложные в формулировке ролевые задачи помогают как учителю, так и учащимся получить высокую результативность. Группы имеют переменный, вариативный характер.1. Группа художников:‒ внимательно прослушать музыкальное произведение; ‒ выбрать тему рисунка, цветовую гамму;‒ презентовать работу, комментируя.2. Группа хореографов:‒ внимательно прослушать музыкальное произведение;‒ подобрать и показать несколько танцевальных движений;‒ уметь объяснить характер движений.3. Группа дирижер и музыканты-инструменталисты:‒ внимательно прослушать музыкальное произведение;‒ найти сильную долю, определить размер, выбрать музыкальные инструменты;‒ презентовать работу;‒ прокомментировать.4. Группа музыкальных аналитиков:‒ внимательно прослушать музыкальное произведение;‒ проанализировать его характер, использованные композитором средства выразительности, жанр, форму, музыкально-культурную ценность;‒ презентовать работу.5. Группа критиков:‒ внимательно прослушать музыкальное произведение;‒ анализировать работу предыдущих групп, отмечать их положительные и отрицательные стороны выполнения задач, объективно оценивать;‒ предлагать свои решения проблемы [14].Таким образом, анализ педагогического опыта показал, что для развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы. Развитие восприятия младших школьников требует от учителя умения соотносить материал музыкально-образовательной деятельности с условиями обучения. Проработка учителем эмоциональной стороны данной деятельности является необходимым условием усвоения учениками темы и материала. Для развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности педагоги используют разнообразные игровые формы, ТКРМ, групповую работу, инсценировки и другие. 2.2 Методика развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельностиВ начальной школе выделяют следующие виды музыкальной деятельности: музыкально-слушательская; музыкально-исполнительская (вокально-хоровая, музыкально-пластическая, музыкально-инструментальная); музыкально-композиционная; музыкальная деятельность в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств. Рассмотрим методику развития восприятия у младших школьников в музыкально-образовательной деятельности подробнее. Музыкально-слушательская деятельность направленна на формирование слухового восприятия младших школьников. Данный вид деятельности способствует восприятию музыки, развивает умение определять жанровую принадлежность музыкального произведения; формирует умение сопровождать слушание напеванием, движениями, учит сочинять по услышанным мелодиям стишки, коротенькие рассказы, побуждает высказывать мнения о прослушанных произведениях [6]. Музыкально-слушательская деятельность является ведущей деятельностью на уроке музыки в начальной школе; она обогащает учащихся новыми музыкальными впечатлениями, делает урок более содержательным и интересным. Перед слушанием музыки педагоги широко используют художественное слово: беседу, разъяснение, стихотворный текст, образное сравнение. Это создает определенное настроение у детей, вызывает желание активно действовать, сопереживать с музыкой.В ходе музыкально-слушательской деятельности для развития восприятия младших школьников педагог может использовать технических средств обучения (магнитофон, видеомагнитофон, телевизор). Грамзапись дает возможность ознакомить детей с новым звучанием произведения, почувствовать богатство музыкального языка в оркестровом исполнении. Также музыкальный руководитель имеет возможность показать выступление музыкантов (ансамбля, оркестра, соло, балет, мюзикл) с помощью видеоматериалов. Можно наблюдать за слайдами параллельно слушая то или иное музыкальное произведение. Наглядность является неотъемлемой частью в музыкально-слушательской деятельности (иллюстрации, дидактические пособия, игрушки и прочее) [20].Музыкально-исполнительская деятельность представляет собой сложный многоступенчатый процесс, включающий: освоение музыкального сочинения, его внешней и внутренней формы; постижение мира художественных образов; достижение стадии сопереживания, сочувствия, сопричастности к осваиваемому художественному миру; вступление в фазу сотворческого преобразования; создание личностной интерпретации изучаемого музыкального сочинения. Музыкально-исполнительская деятельность включает в себя три направления: вокально-хоровую, музыкально-пластическую, музыкально-инструментальную деятельность. Вокально-хоровая деятельность – один из ведущих видов деятельности. Для успешного восприятия применяются разнообразные приемы, руководствуюсь принципом личностно-ориентированного обучения. Постепенно на каждом уроке у учеников развивают музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию, вокально-хоровые навыки, умения и знания искусства. Педагог прослушивает учеников с целью проверки состояния певческих голосов и динамики их развития. Разрабатываются индивидуальные задания детям, которые пассивно относятся к пению, например, прослушать мелодию и нарисовать ее «направление» в воздухе; опознать песню с ритмом или мелодией; слушая песню в исполнении учителя, петь ее о себе и тому подобное. Детей, которые поют фальшиво, необходимо размещать рядом с теми, кто чисто интонирует [14]. Очень важным является развитие навыков правильного певческого дыхания у детей. Поэтому в начальной школе необходимо в игровой форме приучать детей к глубокому, активному певческому дыханию. Музыкально-пластическая деятельность ‒ это один из основных направлений деятельности, который наглядно реализуется во взаимосвязи музыки с движением, глубокого осознания смысла композиторского замысла, стремление стать соавторами музыкального произведения. Музыкально-пластическая деятельность - это совмещенные действия пения или слушания музыки и движения, являющиеся способом выражения внутренних ощущений, эмоций и чувств детей младшего школьного возраста [15].Музыкально-пластическая деятельность (движения под музыку) направлена на пластическое выражение музыки, а именно: общих особенностей - характера, настроения, образа музыкального произведения; специфических свойств-средств музыкальной выразительности (элементов музыкального языка), жанровых особенностей (песенность, танцевальность, маршевость), оркестровки (имитация игры на музыкальных инструментах) [14].Исполнение музыки танцевального характера способствует освоению танцевальных движений – кружение в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подпрыгивания, дробного шага, народных танцев.Музыкально-инструментальная деятельность ‒ это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Это процесс взаимопроникновения всех видов музыкальной деятельности: слушание музыки, вокально-хоровое исполнение, импровизация. Игра на инструментах - развивающая музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. Музицирование на детских музыкальных инструментах может быть включено в каждый школьный урок музыки: во время изучения и исполнения песни, слушание музыки, изучение музыкальной грамоты, творчества. Указанный вид музыкальной деятельности не только развивает музыкальные способности учащихся, разнообразит урок музыки, приносит учащимся радость творчества, но делает процесс изучения музыкальной грамоты до конца осмысленным, дает возможность учащимся с нарушениями голоса и нечистой интонацией поверить в свои музыкальные силы. Все без исключения ученики должны музицировать с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, топот, щелчок) и звучащих предметов (коробки, палочки, баночки с разными наполнителями, бумажными стаканами, и тому подобное) [10].Музыкально-композиционная деятельность направленна на развитие музыкального слуха и творческих способностей младших школьников. Различают два типа заданий: развитие заданного тематизма; сочинение собственного тематизма. С целью воспитания ладовых ощущений детям предлагается закончить на тонике пропеваемую учителем фразу. Текст выбирается учителем произвольно. Позитивность подобного приема определяется тем, что он сочетает в себе черты коллективного и индивидуального творчества [9]. Авторы-составители программ [5, 18, 19] советуют использовать в работе по организации музыкально-композиционной деятельности пьесы, с которыми дети знакомятся в процессе музыкально-слушательской деятельности. Пропедевтическими упражнениями могут быть задания детям в зависимости от конкретного персонажа (лиса, медведь, волк) продумать характер исполнения той или иной пропевки («Дон-дон», «Уж как шла лиса»). Предлагая такое задание учащимся, А.В. Заруба отмечает, что в зависимости от персонажа меняется характер исполнения. Соответственно дети осознанно в дальнейшем будут пользоваться в собственной музыкально-композиционной деятельности средствами музыкальной выразительности — темпом, штрихами, динамикой, регистрами. Музыкальная деятельность в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств направлена на установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения, включение опыта эмоционально-нравственного отношения ученика к действительности, заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла, в качестве его ведущего элемента: разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному освоению школьниками его содержания.Межпредметные связи явились специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Г.С. Ригина (УМК Система Л.В. Занкова). Авторами программы предполагалось, что хоровое пение, ритмические упражнения, а также слушание музыкальных произведений с их последующим разбором должны быть сопряжены со знаниями и умениями, формируемыми у учащихся на других уроках [18].Другой моделью функционирования межпредметных связей является модель, основанная на «вертикальном тематизме» нескольких учебных предметов. Вертикальные темы понимаются И.В. Кошминой как нравственно-эстетические ориентиры. Предлагая соединить в восприятии младшего школьника локальные знания, И.В. Кошмина рекомендует в течение недели педагогам, ведущим различные предметы (чтение, природоведение, музыку, труд, ИЗО) выходить на единую вертикальную тему и раскрывать её через содержание своего предмета [7].Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной УМК «Перспектива». Интеграция понимается характером программы на уровнях:- многогранного рассмотрения художественного явления посредством нахождения общности образно-смысловой, интонационной, языковой областей различных видов искусств;- единства различных видов художественно-творческой деятельности [19].Таким образом, существует большое количество видов музыкально-образовательной деятельности в начальной школе. Педагог должен выбирать вид деятельности, исходя не только от программных целей и задач, но и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Каждый вид музыкально-образовательной деятельности направлен на развитие восприятия младших школьников, поэтому педагог должен использовать соответствующие методы и приемы, стимулирующие младших школьников их к осознанному прослушиванию и исполнению. Выводы по главе 2Анализ педагогического опыта показал, что важнейшей музыкальной, педагогической задачей является развитие звуковых (слуховых) навыков младших школьников, которые помогают свободно ориентироваться и в чисто музыкальной природе слуховых образов (ритм, расстояние, динамика, ход или темп, колорит или тембр), и в эмоциональном смысле (насыщенности) их, и в символике выражения и изображения (звукозапись). Анализ работы учителей показал, что педагоги много внимания уделяют формированию навыков осмысленного восприятия музыкальных произведений. Во время музыкально-образовательной деятельности педагоги используют различные методы и формы работы с учащимися, которые дают возможность детям подумать о музыке, ее характер, создать образы, выслушать мнения учащихся, выразить свои.Проводится анализ музыкальных произведений, вступительные беседы к музыкальным произведениям, параллели с другими видами искусства, закрепляются осмысленные музыкальные впечатления детей о прослушанном произведении, предоставляются характеристики музыкальному образу. ЗаключениеАнализ научно-педагогической и методической литературы позволил нам сделать вывод о том, что умение слушать и воспринимать музыку не является врожденной чертой. Формирование музыкального восприятия является одной из самых ответственных задач в начальной школе, центральной проблемой развития восприятия младших школьников в музыкально-образовательной деятельности.Восприятие - это отражение реального мира в сознании человека, которое отличается от воображения (фантазии) именно тем, что воспроизводит в сознании человека образы реальности, отражает внешний мир.Восприятие музыки - это сложный психический процесс, в который включается опыт непосредственных переживаний и размышлений учащихся, который формируется под влиянием музыкального искусства, а также художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Это сложный многоуровневый процесс, обусловленный не только музыкальным произведением, но и духовным миром человека, который воспринимает это произведение, его опытом, уровнем развития, психологическими особенностями и тому подобное.Формирование музыкального восприятия школьников является ведущей проблемой современной музыкальной педагогики. Учитель должен развить чувствительность детей к музыке, ввести их в мир красоты и добра, открыть в музыке животворящее источник человеческих чувств и переживаний.Способность к осознанному восприятию музыки основывается на развитии музыкального мышления детей. Для специального и систематического музыкального развития на уроках выдвигаются те операции и формы мышления, от которых в наибольшей степени зависит осознанность музыкального восприятия: анализ музыкального произведения (общая характеристика музыки, анализ отдельных средств выразительности), сравнение одного произведения с другим (что в них общее, что разное).К методическим приемам мы относим: установление связей между общим характером музыки и использованными композитором средствами выразительности; формирование представлений о том, как высокий регистр может рассказать о чем-то маленькое, легкое, яркое, шутливое, радостное, а низкий регистр - о большое, тяжелое, глубокое, страшное, таинственное; операции сравнения характеров музыкальных произведений; устная импровизация; движение под музыку.В начальной школе чаще всего применяют три вида деятельности: хоровое пение, изучение музыкальной грамоты и слушания музыки. Часть учителей музыки дополняет урок музицированием на элементарных инструментах, движениями под музыку. Иногда выделяют в отдельный элемент урока упражнения (ритмичные, звуковысотные, вокально-хоровые), беседу по теме урока или до слушания музыки, игры и творческие задания. Для другой части учителей и учеников стало традиционным музыкальный начало и конец урока: вход в класс и выход под музыку, музыкальное приветствие. Структура урока музыки может быть расширена за счет разнообразных форм общения, учащихся с музыкальным искусством: танцевальных движений под музыку, пластическое интонирование, дирижирование, инсценировки, игры, музыкальных и живописных, литературных творческих задач и тому подобное. Педагоги используют разные традиционные и нетрадиционные методы для развития восприятия младших школьников в музыкально-образовательной. Начинать основную часть надо из произведений, которые требуют повышенного внимания и сосредоточенной работы мысли. Здесь имеют место: первичное ознакомление с инструментальной пьесой или песней, повторное слушание, которое сопровождается более содержательным анализом. В рабочей части урока стоит сосредотачиваться на деталях, объяснениях, тренировках, музицированиях, творческих задачах. В конце урока учащиеся повторяют изученные песни, слушают любимые произведения, играют в музыкальные игры.Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод, что музыкально-образовательная деятельность несет богатый потенциал для развития восприятия младших школьников. Однако развитие восприятия младших школьников в музыкально-образовательной деятельности зависит от профессионального подхода педагога, именно педагог может способствовать развитию восприятия обучающихся. Для этого необходимо заинтересовать и привлечь обучающихся к активной деятельности, используя различные виды музыкальной деятельности и методы обучения. Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута. В дальнейшем данное исследование может быть продолжено.Список литературыАлиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М.: «Владос», 2000. – 245 с.Асафьев Б. В. Избранньые статьи о музыкальном просвещении и образовании / Борис Владимирович Асафьев. - М.: Музыка, 2017. - 144 с.Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство / Лев Аронович Баренбойм. – Л., Музыка, 1974. – 336 с.Гродзенская, Н. Слушание музыки в начальной школе: Музыкальная хрестоматия. 3-4 классы. - М.: Музыка 1964. — 82 с.Демид, Л.В. Учебная программа Музыка. I - IV классы//Для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. - Минск: НИО, 2012. - 32 с.Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль//Учебно-метод. пособие. - М.: Глобус, 2007. - 170 с.Кошмина, И.В. Музыкальное мышление как проблема восприятия//Музыка в школе. - 2018. - №5. - С. 35-40.Крючкова, А.А. Педагогический потенциал уроков музыки в развитии интеллекта младших школьников//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М.: МГПУ, 2017. — 28 с.Масол, Л. М. Общее Художественное образование: теория и практика: монография / Л. М. Масол. - М.: Луч, 2006. - 432 с. Мещанова, Л.Н., Козинская, О.Ю. Современный урок музыки: технологии сопровождения//Учебное пособие. - Саратов: Институт искусств СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2015. - 57 с.Назайкинский Е. О психологии музыкального воспитания / Е. О. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 384с.Никешина, Н.И. Развитие креативности младших школьников на уроках музыки посредством педагогики искусства/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. – 24 с.Панкевич Г. Искусство музыки / Г. Панкевич. - М.: Знание, 1987. - 112 с.Печерская, Е. П. Уроки музыки в начальных классах: учебное пособие. / Е. П. Печерская. - М.: Лыбидь,2001. - 272 с. Петросьянс С.Н. Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности / Психология и психотехника. – 2019. -№ 3.-С. 9-13Рева, В. П. Воспитание культуры музыкального восприятия у младших школьников / Начальная школа. – 2019. -№ 2. –С. 49-53Учебная программа - Музыка: Программа для 1-4 классов к УМК Система Л.В. Занкова//авт. Ригина Г.С. - М.: ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ, 2015. - 18 с.Учебная программа - Музыка. 1-4 классы УМК Перспектива//авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014. - 84 с. Энциклопедический словарь/ гл. ред. В. Н. Ярцева; ред. коллегия: Н. Д. Арутюнова, В. А. Виноградов, В. Г. Гак и др. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 685 с. Якобсон П. М.. Психология художественного восприятия / Якобсон Павел Максимович. - М.: Искусство, 1964. - С. 85.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.