Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Методы исследований в возрастной психологии

Тип Курсовая
Предмет Возрастная психология

ID (номер) заказа
4080041

500 руб.

Просмотров
848
Размер файла
45.03 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ   3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   5

1. Особенности методов возрастной психологии и их классификация  5

2. Общенаучные и психофизиологические методы возрастной психологии 10

3. Психогенетические и исторические методы возрастной психологии   14

4. Собственно психологические методы возрастной психологии   18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   24

 

ВВЕДЕНИЕ

В рамках курсовой работы будет проведено изучение методов, используемых в возрастной психологии. В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов, осуществляющих практическую работу с людьми. Фундаментальные теоретические положения о социальной природе психики человека и закономерностях ее развития на всех этапах онтогенеза, получили отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и др. Согласно этим положениям психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.Для выявления описанных фактов и закономерностей в рамках возрастной психологии используются основные методы исследования, – это методы сбора фактов, выяснение особенностей динамики психического развития, которое разворачивается во времени. В связи с этим, имеет существенное значение адекватность и целесообразность применения конкретного метода исследования под определенную исследовательскую задачу, что и обуславливает актуальность данной работы.Теоретическую и практическую разработку методов возрастной психологии осуществляли исследователи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер, Ж. Пиаже, Н. Н. Ланге, Н. А. Рыбников, М. Я. Басов, Н.М. Щелованов, В. С. Мухина, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Г. Кобыльницкая, И.А. Соколянский.В соответствие с вышесказанным, цель данной работы заключается в раскрытии и рассмотрении методов возрастной психологии.Для достижения поставленной цели с использованием теоретического анализа научной литературы планируется решить следующие задачи:1. Выделить специфические особенности методов возрастной психологии и их классификацию.2. Рассмотреть общенаучные методы, используемые в возрастной психологии.3. Охарактеризовать методы изучения высшей нервной деятельности детей.4. Описать основные психогенетические методы, используемые в возрастной психологии.5. Рассмотреть особенности методов анализа документов, а также собственно психологические методы возрастной психологии.Структура курсовой работы представлена введением, основной частью, включающей в себя четыре параграфа, заключением и списком использованной литературы, состоящего из 9 источников.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1. Особенности методов возрастной психологии и их классификацияМетод в переводе с греческого означает путь, путь познания. В возрастной психологии используются общенаучные и общепсихологические методы, которые модифицируются в рамках данной науки и дополняются специально разработанными методами. Исходя из понимания предмета возрастной психологии, используемые методы должны обеспечивать основную задачу данной науки – поиск возрастных особенностей психики и определение движущих сил развития. Именно поэтому, приоритет отдается тем методам исследования, которые направлены и их применение возможно при изучении временных изменений в психологических функциях и процессах, а выбор методов исследования связан с особенностями психологических фактов.Среди таких особенностей можно выделить следующие. Во-первых, психологические факты нельзя наблюдать непосредственно. Поэтому в их исследовании может быть использован метод фиксации внешних проявлений психологических явлений, в то время как само явление остается скрытым.Во-вторых, психологические факты многозначны. Поэтому их необходимо изучать в контексте человеческой жизни, для чего часто необходимо сравнивать отдельные события и фиксировать контекст человеческой жизни. В-третьих, психология судит о психологических явлениях по их внешним проявлениям – действиям, словам и выразительным действиям, что в дальнейшем делает наблюдения предметом интерпретации.Все эти характеристики психологических фактов выдвигают особые требования к валидности, надежности и репрезентативности методов возрастной психологии. Валидность (согласованность целей, методов и результатов исследования) является большой проблемой. Из-за специфики научных объектов она не всегда может быть точно изучена. При исследовании младенцев из-за отсутствия у них речевых способностей возникают большие проблемы с валидностью. При работе с неговорящими испытуемыми возникает много методологических проблем. Так, например, при изучении восприятия младенцев часто используется метод привыкания, представляющий собой многократное предъявление одного и того же стимула, за которым следует новый стимул, или методы визуального предпочтения, которые заключаются в одновременном предъявлении двух стимулов фиксированной продолжительности, но единственным показателем восприятия детьми новизны стимула является увеличение времени реакции, что само по себе не совсем убедительно. Другим показателем реакции «удивления» ребенка является тот факт, что ребенок перестает сосать молоко из бутылочки при появлении стимула; однако ясно, что эта реакция может иметь и другое психологическое значение.Стремление сделать исследования более эффективными часто приводит к потере другого важного качества - репрезентативности (способности обобщать результаты и переносить их на другие группы населения и ситуации). Репрезентация в исследованиях возрастной психологии также страдает, потому что невозможно избавиться в изучении жизни человека от культурного и исторического фона, в котором происходят его рост и старение. Другими словами, результаты не являются межкультурной устойчивостью. Также, репрезентация практически отсутствует во всех вариантах применения методов отдельных случаев – дневникового метода, самонаблюдения, автобиографического метода.Наконец, в возрастной психологии развития из-за очень специфического предмета исследования трудно получить надежные данные. Точный контроль фоновых переменных - практически неразрешимая задача. Именно поэтому поиск наиболее подходящего метода исследования в возрастной психологии является очень актуальной проблемой.На естественно-научном этапе своего развития возрастная психология при разработке своих методов руководствуется следующими принципами:1. Изучение психики должно быть объективным - не проводить аналогий между психической жизнью детей и взрослых (принцип объективности).2. Необходимо не только описать, но и объяснить произошедшее явление (принцип причинности).3. Психику следует изучать в процессе ее целенаправленного формирования (только активное воздействие и наблюдение могут изучить механизм явления). На этом этапе приоритет отдается количественным стандартизированным методам (эксперименты, стандартизированные наблюдения, тесты).На гуманитарном этапе развития науки качественные методы, созданные под влиянием психологической герменевтики (науки о понимании), которые реализуют констентуциальные принципы изучаемых явлений и становятся все более часто используемыми. Согласно этому принципу, каждый факт можно полностью понять, не повторяя переменные, в которых он проявляется, а обнаруживая значение ситуации, в которой он проявляется – при каких обстоятельствах, в ответ на какие последствия и т.д. В то же время нет необходимости повторять это событие (значимые жизненные события всегда единичны), вместо понятий и значений часто используются символы (эмоционально заряженные знаки). На этом этапе исследователи уделяют большое внимание методам отдельных случаев и чаще используют качественные методы (пиктограммы, методы анализа продуктов человеческой деятельности – сказок, рисунков и т.д.).Методы возрастной психологии были разработаны под влиянием оппозиции понимания и интерпретации. Понимание привело к появлению идиографического подхода, а интерпретация привела к экспериментальным методам. Оппозиция гуманистической и естественно-научной парадигмам отражается в предпочтении используемых исследователями методологических приемов, но в настоящее время эта оппозиция смягчена.Из-за специфики различных областей психологической жизни и деятельности на разных этапах онтогенеза необходимо разрабатывать особые, специальные методики, подходящие для возрастного периода и соответствовать исследовательским целям. Список инструментов, используемых в возрастной психологии, также чрезвычайно богат. Чтобы упорядочить это разнообразие, мы можем попытаться сгруппировать методы в соответствии со следующим категориями:В зависимости от типа используемого опыта существуют методы интроспективные (основанные на субъективных эмпирических данных) и экстраспективные (основанные на измеримых объективных результатах).В зависимости от активности воздействия различают наблюдение и эксперимент. В соответствии с историчностью изучаемого явления различают продольное исследование или лонгитюдное исследование (в котором изучается один и тот же человек в течение определенного периода времени) и поперечные (возрастные) среды, в которой изучаются отдельные группы разного возраста.В соответствии с изменениями стабильности исследуемого явления существуют методы констатирующие и формирующие, в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального состояния.В соответствии с уровнем обобщения полученной модели проводится различие между номотетическими методами, которые фокусируются на общее, психологию объяснения, и идиографическими, которые фокусируются на единичное, психографию, психологию понимания.По способу взаимодействия с полученными данными разделяют эксперименты, в которых используется интерпретация, и герменевтику, в которой используются понимание и интерпретация.Различают количественные и качественные методы в зависимости от способа обработки данных.Как правило, методы возрастной психологии разрабатывается в рамках определенного научного направления, но иногда они выходит за его границы. Поэтому существует множество методик, которые могут решать очень специфические задачи. Обычно, из-за большой практической направленности возрастной психологии, метод, первоначально используемый для исследования, позже использовался для целей психологической диагностики.Методы, используемые в возрастной психологии, можно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, психофизиологические, исторические и психологические.2. Общенаучные и психофизиологические методы возрастной психологииОбщенаучный метод представляет собой модификацию, применительно к психологической реальности тех методов, которые используются во многих других науках.Одним из основных общенаучных методов является метод наблюдения. Наблюдение - это целенаправленное и систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Этот метод обычно является основой для других методов исследования, в том числе дневникового, автобиографического и т.д. Наблюдение проводится главным образом для изучения спонтанного поведения детей. Существует несколько типов наблюдений.Так, по форме контакта наблюдается разделяется на опосредованное или косвенное, а также на непосредственное или контактное.По условиям деятельности наблюдение может быть полевых или естественным, а также лабораторным или экспериментальным.По характеру взаимодействия с объектом наблюдения наблюдение может быть открытым или скрытым, включенным или невключенным.По цели наблюдение может быть случайным или целенаправленным.По упорядоченности наблюдение может быть сплошное или выборочное, произвольное или структурированное.Наконец, по принципу фиксации результатов наблюдение может быть констатирующим или оценивающим.Преимущество этого метода заключается в том, что собираются факты естественного человеческого поведения; человек рассматривается как целостная личность и отражается контекст жизни субъекта.Недостатками являются слияние наблюдаемых фактов и связанных с ними явлений; пассивность, выражаемая в том, что невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию; отсутствие возможности повторных наблюдений и описательная форма фиксации результатов.Если поставлена конкретная цель, то есть определены, какие аспекты психической деятельности наблюдаются, наблюдение может стать более научным. Можно повысить научность наблюдения с помощью нескольких одновременных фиксаций, систематичности, избегания длительных перерывов и наличия маскировок, организуя наблюдения так, чтобы человек не знал об этом, или используя методы для фиксации наблюдаемых явлений, чтобы обеспечить объективность. В возрастной психологии наблюдение часто является основным методом исследования.В психологии разновидностью наблюдения является самонаблюдение или интроспекция.Эксперимент - это метод целенаправленного манипулирования переменной и наблюдения за результатами ее изменений. В отличие от наблюдения, эксперимент изучает не спонтанность, а реактивную активность человека. Особенность психологических экспериментальных методов заключается в невозможности прямого исследования явлений и неизбежности интерпретации фактов. В этом процессе возможны искажения, вызванные субъективностью взаимодействующей реальности. Другими словами, независимо от того, что мы пытаемся измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективной реальности, спроецированной на результаты по крайней мере тремя людьми: самим испытуемым, экспериментатором-интерпретатором и используемой методологией.Существует несколько типов экспериментов. Лабораторный, как правило, проводится в особых условиях, и испытуемый осознает свое участие в эксперименте. Лабораторные эксперименты обычно связаны с физиологическими или нейропсихологическими переменными. А. Ф. Лазурский ввел в научный обиход естественные эксперименты, максимально приближенные к условиям обычной деятельности человека, который может и не осознавать того факта, что участвует в экспериментах. Камерные эксперименты занимают среднее положение между лабораторными и естественными экспериментами.Формирующие эксперименты означает не только констатацию определенного положения дел, но и изменение его. Вариантом формирующего эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, наиболее распространенной целью которого является проверка методов обучения.Также, эксперименты могут проводиться индивидуально или в группах, быть краткосрочными или долгосрочными.Преимущество экспериментального метода заключается в том, что он может создавать условия, которые приводят к изучаемому психологическому процессу; экспериментатор может повторять опыт много раз и вести простые протоколы и, наконец, по сравнению с наблюдением экспериментальные данные более однородны и ясны.К недостаткам относятся исчезновение естественности процесса; отсутствие общей картины личности человека; необходимость в специальном оборудовании и отрыв от естественного восприятия исследуемой реальности, так как зачастую экспериментаторы уделяют больше внимания приборам, тестам и т.д.Метод моделирования – это воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуаций, состояний, ролей, эмоций). Примером психологического моделирования может быть эмоциональная индукция: рассказывая ему эмоционально окрашенную историю, пробуждая воспоминания может быть изменен фон настроения субъекта. Другим примером психологического моделирования является использование дилемм (незаконченных историй), в которых испытуемый предположительно отождествляет себя с героем рассказа с последующим обсуждением сюжета. Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей достаточно часто используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них несколько методик зарекомендовали себя как наиболее авторитетные. Так, Н. И. Красногорский использовал условные рефлексы, основанные на глотательных движениях, для изучения детей первого и второго лет жизни.Как показатель условных рефлексов используется также хватательное движение руки ребенка в ответ на условные раздражители. Эффективным представляется и метод изучения двигательного условного рефлекса на ориентировочное подкрепление, а также методика, основанная на словесном подкреплении, которая в последствие сменяется на условный раздражитель без словесного подкрепления.Для младенцев и детей раннего возраста используется также методика исследования сосательного пищевого рефлекса и методика оборонительных защитных движений глаз. Также используется метод замены непосредственного раздражителя его словесным обозначением, что очень важно для изучения взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами.3. Психогенетические и исторические методы возрастной психологииГенеалогические методы – это набор методов, направленных на выявление факторов окружающей среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.Генеалогический метод – это метод изучения семьи и родословных, который ввел Ф. Гальтон при написании книги «Наследственный гений». Предпосылка использования этого метода такова: если определенная черта является наследственной и закодирована в генах, то чем теснее связь, тем выше сходство между людьми по этой черте. Поэтому генеалогические методы обязательно используют информацию о родственниках первой степени родства, которые образуют нуклеарную семью (это пары родитель–потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в предположительно наследуемых качествах должно быть меньше сходства.Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символов и обозначений. Человека, чье дерево составлено, зовут пробанд. Члены родословной расположены рядами, соответствующими поколениям, с от ранних к более поздним; дети также расположены в том же ряду в порядке рождения.Для задач психологической диагностики и психотерапии иногда используются варианты генеалогических методов, называемых генограммы, которые фиксируют психологическую близость, конфликты и семейные сценарные установки. Генограмма составляется для семей в пределах как минимум трех поколений и позволяет уточнить психологическую подоплеку жизни человека, что позволяет говорить о социальной наследуемости).Метод приемных детей заключается в включении в исследование тех детей, которых рано отдают на воспитание биологически чуждым родителям, приемных родителям и биологических родителей. Поскольку дети имеют 50% общих генов со своими биологическими родителями, но не имеют общих условий жизни, и, наоборот, они не имеют общих генов со своими приемными родителями, но разделяют средовые характеристики жизни, возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью или средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества. Хотя было высказано много критических замечаний по поводу операционной валидности этого метода, в настоящее время он считается самым чистым в психогенетике.Метод близнецов использован Э. Торндайком, Р. Заззо, в работах Д. Б. Эльконина. У близнецов существует разница между монозиготными (развившимися из одной и той же яйцеклетки и, следовательно, имеющими одинаковый набор генов) и дизиготными (чей набор генов похож на обычных братьев и сестер, разница лишь в том, что они родились в одно и то же время).Среди близнецовых методов выделяют следующие основные методы исследования.Метод контрольных близнецов, который включает сравнение внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов.Метод близнецовой пары, который включает в себя изучение распределения ролей и функций внутри близнецов, которые часто образуют замкнутую психосоциальную систему, включающую каждого близнеца как подсистему, за счет формирования у близнецов так называемой «совокупной личности».Метод контрольного близнеца, который включает в себя то, что на одного из близнецов оказывается формирующий эффект, а на другого - нет, и время появления навыка фиксировано. Если навык, наконец, проявляется в то же время, это можно отнести к факторам зрелости. T.Бауэр описал аналогичные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и развития навыков ходьбы по лестнице.Метод разделенных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно отличающихся условиях окружающей среды. Сходство качества связано с генетическими факторами, а различие связано с факторами окружающей среды.Исторический метод - это вариант метода отдельного случая, целью которого является изучение жизненного пути человека, особенностей окружающей среды и наследственности, которые послужили импульсами его духовного становления. Как правило, эти методы выбирают в качестве своего объекта историческую личность – человека, чья деятельность приводит к появлению результатов, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и к детальному изучению довольно обычных людей. В эту группу входят методы биографии, дневника и автобиографии, и их общей чертой является использование первоисточников или биографий.Биографический метод заключается в использовании многолетней личной биографии выдающегося человека для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность заключается в объяснении собственной точки зрения биографа, и он часто приводит выводы, а не факты. Если психолог интересуется психологической структурой выдающегося человека, он может составить его биографию раньше официального биографа, сосредоточив внимание на психологических характеристиках, что определяется термином «психография». Вариантом биографического метода является патологический метод, введенный П. Мебиусом на основании описания болезней выдающихся людей. В российской науке известный генетик В. P. Эфроимсон использует биографические методы для изучения предпосылок гениальности.Дневниковый метод - это вариант биографического метода. Он обычно посвящен изучению жизни обычных людей, содержит описание его развития и поведения и составляется экспертами (родителями, педагогами, коллегами) в течение длительного времени. Метод ведения дневника основан на наблюдении (по сути, это протокол наблюдения). Этот метод считается очень авторитетным в психологии развития - многие известные психологи в прошлом, например, Дж.Пиаже, В.Стерн, Д.B.Эльконин, Н.A. Менчинская, создали свою теорию почти полностью на основе наблюдений своих детей и внуков.Чтобы сделать метод ведения дневника более валидным, при установлении контроля над побочными переменными необходимо соблюдать технику ведения дневника: сохранять неведение объекта наблюдения, записывать результаты наблюдения как можно скорее после получения, разделять факты и объяснения и описывать сопутствующую ситуацию.Автобиография - это история жизни, основанная на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Научная ценность использования этого метода ограничена: процесс личностной динамики (психологическая защита) может привести к значительным искажениям в фактических утверждениях. Новейший метод восстановления биографических фактов связан с возможностью видеозаписи, что делает результаты более надежными.4. Собственно психологические методы возрастной психологииХарактеристику собственно психологических методов, используемых в возрастной психологии, начнем с интроспекции, как одного из наиболее ранних психологических методов исследования. Методы, основанные на интроспекции (самонаблюдение и самооценка) непосредственно раскрывают объекты исследования, что является их главным преимуществом. В современной науке они чаще всего используются на начальных этапах исследований.Самонаблюдение служит констатации актуального признака – феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам этого метода можно отнести разрушение значительной части психических явлений (таких как влияние) в процессе самоанализа и быстрый перенос явлений в бессознательный мир, поэтому достоверность полученных данных низкая. В связи с этим, В. Штерн указывал, что в интроспекции невозможно утверждать отсутствие образов или переживаний, потому что они могут быть уменьшены при самовоспоминании. При самонаблюдении источниками искажений являются речь (которая отстает от психологических явлений), тенденция устанавливать логические связи (в то время как психологические явления часто являются фрагментарными) и внушения, сделанные на основе ожиданий. Таким образом, самонаблюдение дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных субъектов. Однако данный метод не может быть использован для изучения маленьких детей.Самооценка отличается от самонаблюдения, тем, что отражает не только текущее явление, но и более стабильные психологическое качества. К недостаткам этого метода относятся поверхностность суждения (за похожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых атрибутов (и, следовательно, может возникнуть желание ослабить или усилить их) и наличие психического стыда (то есть сопротивление раскрытию основных свойств личности для себя и других). Чтобы сделать самооценку более достоверным методом, можно обеспечить анонимность и контроль над способностью субъекта к самооценке.Социально-психологические методы, ранее известные как методы коллективного исследования, включают в себя опросы и социометрию. Опрос основан на данных, предоставленных респондентами самостоятельно, а не на объективно зафиксированных фактах. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.Беседа – это метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. Роли в беседе распределены симметрично. Беседа обычно используется в педагогической практике.Интервью – это особая форма беседы, в которой один партнер является лидером, а другой - ведомым, и вопросы задаются односторонне. Одним из вариантов является стандартизированное интервью, которое содержит набор строго определенных вопросов, которые должны быть заданы, но могут быть разбавлены другими вопросами, имеющими скрытую цель. Вариант интервью - это учебный экзамен.Анкетирование – это получение информации на основе ответов на специально подготовленные вопросы. Разница между анкетами заключается в содержании вопросов, их форме - открытой и закрытой, формулировках вопросов и количестве, порядке вопросов.Анкеты могут быть устными и письменными, индивидуальными и групповыми. При работе с детьми метод анкетирования обычно используется с десятилетнего возраста, а до тех пор ответы могут быть записаны интервьюером.Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может быть использована в качестве экспертной оценки на основе характеристик, которые определяются как социометрические критерии (например, социометрический индекс может использоваться для оценки того, считают ли человека альтруистом его коллеги по группе). Вариантом дошкольной социометрии является хорошо известная методика «Два домика». Социометрия часто используется в изучении подростковых групп и их динамики.Анализ продукта деятельности (творчества) - это косвенное изучение психологической реальности через распредмечивание, то есть восстановление деятельности на основе ее результатов. Этот метод часто используется в психологии развития в различных формах и вариантах, в зависимости от того, какой вид продуктивной деятельности сформирован у субъекта. В исследованиях психологии и педагогики этот метод принимает форму различных видов контроля знаний (рефераты, диктанты, контрольные работы), позволяя воспроизвести динамику учебной деятельности человека. В практической психологии успешно используется графический или сказочный продукт человека, а также в качестве вспомогательного метода моделирования (жизненного пространства, семейных отношений, личных внутренних конфликтов и т.д.).). Вариантами являются методики «Нарисуй человека», «Нарисуй семью», «Звезды и волны». Для применения сказкотерапевтических приемов можно использовать систему сказочных зачинов, предложенных Б. Шелби.Тест - это короткий стандартизированный тест, предназначенный для установления различий между отдельными лицами, внутри отдельных лиц или между группами. Тесты чаще используются в психологической диагностике, чем в научных исследованиях. Использование теста должно соответствовать требованиям Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.В соответствии с изучаемой реальностью тесты можно условно разделить на следующие группы: тесты способностей; тесты умений и навыков; тесты восприятия; мнения (интересы, социальные установки); эстетические тесты; проективные тесты; ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях), а также игровые тесты.Существуют стандартизированные критериально-ориентированные тестовые батареи, предназначенные для решения конкретных практических задач (например, диагностика школьной психологической подготовки, школьных навыков, нейропсихологических особенностей детей) [10,11].Тесты очень экономичны, но они недостаточно надежны и могут быть легко подделаны, особенно в компьютеризированных формах, где количество случайных ответов иногда достигает 30%.Психосемантические методы (например, личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток Дж. Келли) представляет собой набор максимально индивидуально ориентированных методов, которые позволяют определить бессознательно действующие измерения (конструкции), связанные с миром и самими собой. Эти методы обычно используются для изучения личного самосознания, требуют компьютерной обработки и используются только при работе с респондентами старше подросткового возраста.Таким образом, методы возрастной психологии служат задаче изучения происхождения психических проявлений и их источников. Они очень разнообразны в контексте изучаемого возрастного этапа и конкретных психологических проблем..ЗАКЛЮЧЕНИЕВ курсовой работе, направленной на изучение методов возрастной психологии были раскрыты вопросы специфики используемых методов, особенностей общенаучных, психофизиологических, генетических, исторических и собственно психологических методов. На основании рассмотренных вопросов можно сделать следующие выводы.Используемые в возрастной психологии методы преломляются и преобразуются в связи со специфической целью данной науки – изучение онтогенетических особенностей человека. Из-за специфики различных областей психологической жизни и деятельности на разных этапах онтогенеза необходимо разрабатывать особые, специальные методики, подходящие для возрастного периода и соответствовать исследовательским целям. Среди общенаучных методов исследования в возрастной психологии активно используется наблюдение, являющееся одним из предпочтительных методов изучения детского возраста. Другим общенаучным методом исследования является эксперимент, который в возрастной психологии часто используется в виде формирующего эксперимента, направленного на динамику становления какого-либо психического свойства у возрастной группы. Наконец, активно используется и метод моделирования в виде воссоздание психологической реальности различного содержания.Помимо общенаучных методов, в возрастной психологии активно используются методы изучения высшей нервной деятельности ребенка с использованием методик оценки формирования условных рефлексов, нейропсихологических тестов.Используются и генетические методы для установления влияния наследственности и среды в становлении и развитии психических свойств. Большое значение генетические методы в возрастной психологии имеют для оценки психического развития ребенка с точки зрения нормы.Специфика возрастной психологии предполагает и широкое использование исторических методов, представляющих собой метод изучения личности путем изучения особенностей его жизненного пути.Собственно психологическими методами, используемыми в возрастной психологии выступают интроспективные методы, в основном используемые для изучения лиц, начиная с подросткового возраста. Активно используются социально-психологические методы, в том числе беседа, интервью, анкетирование, а также метод социометрии, позволяющих изучить межличностные отношения в конкретной возрастной группе.Помимо этого, активно используются методы анализа продуктов деятельности, в том числе анализ детских рисунков, рассказов, поделок и пр.; метод тестирования, в особенности для оценки психологической готовности к школьному обучению, успешности учебной деятельности; психосемантические методы, направленные на изучение самосознания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка / М. К. Бардышевская. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы / Л. Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 275 с. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / под ред. Л. А. Головей. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 413 с. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.