Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Влияние родителей на Формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Тип Курсовая
Предмет Возрастная психология

ID (номер) заказа
4120398

500 руб.

Просмотров
1226
Размер файла
73.07 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Научно-теоретический подход к изучению влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста…………………………………………….………….6

1.1 Психологический портрет младших школьников……………………

1.2 Роль семьи и ее влияние на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек……………………………………………………….

1.3 Особенности воспитания мальчиков и девочек младшего школьного возраста в современной семье……………………………………………...17

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста………………………………………………………...23

2.1 Цель, задачи и методы исследования………………………………….23

2.2 Особенности выраженности стилей семейного воспитания…………27

2.3 Влияние родителей на личность мальчиков и девочек младшего школьного возраста………………………………………...………………30

Заключение………………………………………………………………….40

Список используемых источников и литературы………………………...42

Приложения…………………………………………………………………46

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Все человеческие отношения начинаются с семьи - это основа сохранения культуры, этических норм, традиций народа, основа социальной эстафеты общества, основа выживания общества и отдельной личности, всесторонней поддержки человека. Во все времена главные функции семьи объединялись вокруг одной – воспитания. Опыт, который человек приобретает в семье, определяет его индивидуальное поведение, создаёт внутреннюю конструкцию реальности, на основе которой личность воспринимает окружающее.Как структурная единица семья отражает общее состояние общества, противоречия и последствия, происходящих в нем процессов. Уникальность семьи как социального института обусловлена долговременным и глубоким взаимодействием между родителями и детьми. Семья является наиболее устойчивой общественной микрогруппой для ребёнка на протяжении всего периода его становления. Однако в последнее время все чаще возникает тема о необходимости индивидуального подхода к формированию личности мальчиков и девочек. Согласно теории, анатомо-физиологические, психофизиологические и психосоциальные особенности развития детей мужского и женского пола указывают на необходимость дифференцированного подхода в воспитании детей, поскольку учет этих особенностей будет способствовать развитию представлений о содержании типичного для пола поведения, возникновению предпочтений и интересов, что в свою очередь влияет на формирование 3 личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Таким образом, биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Анализ основных исследований и публикаций. Влияние семьи на ценностные ориентации в жизни детей рассмотрены в работах В.И. Гапонова, Г.Н. Джорабаева, Д. Дзинтере, А.И. Докукиной, З.Е. Елисеевой, Л.А. Литвиновой, Т.Е. Лодкиной, А.П. Никуленко, Л.Е. Сапожниковой, Е.А. Васильевой, Е.И. Петровой, Т.П. Черкасской.Специфика семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка освещено в работах А.И. Кононко, А.Е. Максимович, Т.А. Титаренко, Ю.А. Смородской, Н.Е. Стародубовой. Как свидетельствуют психологические и педагогические исследования, родители имеют колоссальное влияние на формирование личности детей, однако не смотря на интерес педагогов и психологов данная проблема не рассматривается со стороны гендерного различия данного влияния на детей.Проблема исследования: каково влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста? Объект исследования – процесс формирования личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.Предмет исследования – особенности влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие личностных качеств мальчиков и девочек младшего школьного возраста зависит от стиля семейного воспитания. Задачи исследования:Рассмотреть психологический портрет детей младшего школьного возраста;Изучить роль и влияние семьи на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста;Описать особенности воспитания мальчиков и девочек младшего школьного возраста в современной семье;Провести экспериментальное исследование и выявить влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.Практическая значимость заключается в результатах экспериментального исследования влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек, которые могут быть использованы педагогами и психологами в их практической деятельности.Структура исследования: введение, теоретическая и практическая глава, выводы, заключение, список литературы и приложения.Глава 1. Научно-теоретический подход к изучению влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возрастаПсихологический портрет младших школьников«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Т.В. Андреева [30, с. 44].Каждый возрастной период отмечается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом, видом ведущей деятельности. Важным психическим новообразованием детей младшего школьного возраста является новый уровень самосознания, проявляющийся как внутренняя позиция и обусловливающий дальнейшее развитие таких ее составляющих, как рефлексии, отношение, самоставлення, оценки и самооценки, уровня притязаний, ценностей, созидание нового образа Я. Младший школьный возраст (с 7 до 11 лет) – важный период психического развития, ―возраст начального формирование личности [32, с. 14-18], когда интенсивно формируются психические функции-сложные виды деятельности (игра, общение со взрослыми и ровесниками, обучение), возникают иерархия мотивов и потребностей, самооценка, волевая регуляция и моральные формы поведения. На этом этапе складывается новая социально-психологическая и нравственная ситуация развития, младший школьник стремится к самостоятельности, у него появляется внутренняя позиция. Младшие школьники активно изучают социальный мир и постепенно усваивают моральные принципы и правила, по которыми он существует. Возрастных изменений претерпевают также другие аспекты социального познания и гуманного развития личности. В младшем школьном возрасте у детей уже укореняются представления о моральных нормах поведения и связанные с ними моральные переживания. Усвоение детьми морально-этических норм и требований человеческого общества разворачивается через общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе различных видов деятельности. На основе взаимных сопереживании, общего духовного и душевного настроя в семье у ребёнка формируются альтруистические чувства (самопожертвование, переживания, сострадание), они являются частью эмоционального опыта ребёнка. Особое место в психологическом мире детей младшего школьного возрасте занимает рефлексия, которая возникает на основе самосознания. Очевидна склонность к рефлексии является характерной особенностью детей данного возраста. Эта тенденция имеет онтогенетическую обусловленность и находится в непосредственной связи с общим личностным становлением ребенка младшего школьного возраста и обусловливает поиск ребенком собственного Я [18].Отношение и самоставленние детей младшего школьного возраста напрямую связаны с их оценкой и самооценкой. Как считает Н.И. Непомнящая, именно в младшем школьном возрасте самооценка ребенка опосредует его отношение к себе, интегрирует опыт ее деятельности и общения с другими. Это является важнейшим свойством личности, обеспечивающей контроль над собственной деятельностью с точки зрения нормативных критериев, организацию своего поведения в соответствии с социальными нормами [27, с. 14-18]. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется еще и тем, что ребенок выходит за пределы семейного круга общения и устанавливает межличностные отношения с более широким миром взрослых и детей. Через общение со сверстниками вырабатываются навыки социального взаимодействия, формируются социальные роли, расширяется представление о собственной личности. По мнению Н.Н. Мирончук, такое включение в отношения со сверстниками создает возможности самоутверждения ребенка, обретения им новых ролей, появления новых критериев самооценки. Последняя у детей младшего школьного возраста при их переходе в среднюю школу тесно связана с их уровнем притязаний, то есть со степенью сложности цели, которую они ставят перед собой. Различие между притязаниями и реальными возможностями детей младшего школьного возраста при их переходе в среднюю школу приводит к тому, что они начинают неправильно оценивать себя, вследствие чего их поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные взрывы, повышенная обеспокоенность, др.) [25, с. 14-18].Представление ребенка младшего школьного возраста о себе (субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного отношения со стороны взрослых и ровесников, как результат сопоставление мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе, так и от собственной оценки своих возможностей. Поэтому, характеризуя образ Я детей при их переходе в среднюю школу, прежде всего, необходимо указать на его такие важные аспекты как знание о самом себе и отношении к своему Я [18].По мнению Л.И. Божович в этом возрасте начинает ярко проявляться темперамент. По его мнению, темперамент сказывается на мыслительных, волевых и других процессах, но в наибольшей степени он влияет на динамику течения эмоций личности. Под темпераментом в данном аспекте понимается характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, связанных с одной стороны, с эмоциональной возбудимостью, то есть скоростью возникновения эмоций, а с другой – их силой, общей подвижностью, тенденцией к выражению эмоций вовне (в движениях, речи, мимике) [12].Известно, что не только тип темперамента, но и отдельные его свойства влияют на динамические особенности учебной деятельности и уровень достижений в ней.Значительное место в процессе развития личности младшего школьника отводится регулятивным процессам-эмоциям и чувствам, под влиянием которых формируются ее доминирующие мотивы и потребности в проявлении одаренности и творчества. В психологических исследованиях В.Д. Небылицына установлено, что эмоции как структурные компоненты мыслительных процессов выполняют функцию эвристик, а творческие проявления всегда активизированы эмоциональными процессами [18].На развитие ребенка младшего школьного возраста существенное оказывает влияние и специфика семейного воспитания. Семья является ареной проявления детской индивидуальности. Как отмечает Т.П. Бессонова, «принципы любви, воспроизводства и преемственности составляют сущность бытия человека и реализуются через личностно-значимое взаимодействие членов семьи, родителей между собой и с детьми» [11]. Как свидетельствуют многочисленные опросы, родители не имеют четкой стратегии воспитание детей младшего школьного возраста при их переходе в среднюю школу в семье, поскольку в последнее десятилетие изменились как сами условия жизни, так и приоритеты семейного воспитания. Характерной особенностью современного семейного воспитания является существенное ограничение возможностей социального окружения ребенка. Различные сферы развития ребенка связаны с различными проявлениями семейных взаимоотношений. Так, исследователи А.А. Ахмадеев, А. А. Ширяева обнаружил, что когнитивный развитие ребенка тесно коррелирует с особенностями его обучения в процессе общение в подсистеме «родитель-ребенок», а поведенческая сфера наибольшей мерой связана с поведением родителей при совместном семейном взаимодействии [7]. Психолог А.Г. Асмолов выявила три модели поведения детей в зависимости от особенностей поведения родителей: - модель 1 – дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, доброжелательности, умеющих разбираться в окружении;- модель 2 – дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые;- модель 3 – дети, неуверенные в себе, не проявляют любознательности и не умеют сдерживаться [6].Эффективность вхождения младшего школьника в социокультурный пространство обуславливается возможностью и особенностями субъект-субъектной (диалогического) взаимодействия между родителями и детьми, модель налаживания которой реализована в научно-практической деятельности В.В. Абраменковой. Они наполнили семью такими характеристиками, как высокая самооценка, непосредственная, понятная и честная коммуникация, гибкие и гуманные правила поведения, личностный рост членов семьи, открытость социальных связей, позитивные установки [1]. Значимость субъект-субъектного взаимодействия отмечается и современными отечественными учеными. Так, анализируя обращения родителей по поводу трудностей в становлении детей, А.А. Ахмадеев, А. А. Ширяева делают вывод о формализацию и обеднение контактов в семье, о доминирующем субъекте-объектном подход к процессу общения, где не учитывается внутренняя активность ребенка, недооценивается или пренебрегается развитие его эмоциональной сферы, где та или другое поведение, беспокоящее родителей, воспринимается ими как навык, который можно подкрепить или отвергнуть [7].Общение «на равных», считают Н.М. Амосов, Д.Д. Воронцов, Л.А. Никитина, дает возможность ребенку включаться в иерархизированные отношения с собеседниками, а это развивает у нее потребность учитывать позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или отрицать, и главное-иметь собственное мнение, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать [4].Таким образом, младший школьный возраст является очень важным периодом становление личности детей младшего школьного возраста. В этом возрастном периоде активно развивается когнитивная, эмоционально-волевая, психологическая сфера. Ребенок учится саморефлексии, пытается выстроить отношения с окружающими его людьми. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте, личностный развитие детей младшего школьного возраста соотносятся со становлением личностной рефлексии и механизма самооценки, ценностного сознания, с формированием релевантных личностных черт, которые обусловлены сферой отношений, стилем семейного воспитания.Роль семьи и ее влияние на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возрастаСемья является той средой, где начинает формироваться личность ребёнка. Весомый вклад в разработку вопросов развития сделали зарубежные исследователи. Выделяя первичный и вторичный типы развития, П. Бергер и Т. Лукман решающее значение придают именно первичной развития, которая происходит в семье. Эта значимость, по их мнению, обусловлена тем, что здесь не существует проблем с идентификацией ребёнка, ведь отсутствует проблема выбора значимых других. Особенности развития ребенка младшего школьного возраста в семье достаточно полно очерчивает И.В. Ткаченко, утверждая, что, приближаясь к раннему возрасту, ребёнок начинает осознавать тот факт, что его мать и другие люди являются чем-то отдельным в отношении неё. Этому способствует способность ребёнка манипулировать и изучать объекты, овладевать их физически и познавать умственно. С взрослением у ребёнка развивается стремление к личностной независимости и персональной свободе [31]. К изучению влияния семьи на ребёнка младшего школьного возраста обращается Т.В. Андреева. Опираясь на экспериментальные исследования, он доказывает, что ребёнок активно привлекается к выявлению и изменению неявных образцов культурного оценивания, отнесению людей и вещей к различным категориям и формированию достойного уважения той же степени, в которой он усваивает явную культурную ориентацию своих родителей, выражающуюся в бесконечном потоке приказов, объяснений и предупреждений [30]. Из этого делается предположение о том, что ребёнок младшего школьного возраста сохраняет «обнаружены в ежедневной поведении родителей неявные образцы культурных ценностей даже в том случае, когда они противоречат явным советам и предупреждениям старших» [19, с. 107]. В этом контексте нельзя не вспомнить слова Б. Бенис, который по этому поводу пишет: «Пример родителей – это та сила, которая на протяжении всей жизни побуждает нас принимать (бессознательно) решение, согласно стереотипам их поведения» [9, с. 95]. Важность семьи в развития ребёнка младшего школьного возраста обуславливается тем, что она предстаёт как главный передатчик культурных норм и ценностей, что делает возможным их восприятие в других референтных группах – среди товарищей по играм, в детских возрастных коллективах, неформальных объединениях, членами которых она становится или просто ориентируется в собственной жизни. Итак, семья является той «первичной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда появляются ее истоки» [21, с. 64]. Индивид рождается с генетически заданным перечнем физиологических потребностей, но это рождение происходит в разных типах семей (семейных ситуациях), которые по-разному сказываются на его становлении как личности. И это определяет персональный мир ребёнка.Значимость внутрисемейных отношений для развития ребёнка младшего школьного возраста обусловлена, во-первых, тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми ребёнок сталкивается с самого рождения, а во-вторых, тем, что в них фокусируется и приобретает «своеобразного миниатюрного выражение все богатство общественных отношений, создавая возможности для раннего приобщения растущей личности к их системы» [26, с. 320]. Результаты исследований свидетельствуют, что от характера отношений между старшими и младшими членами семьи зависит уровень приобретение ребёнком различных ценностных ориентаций и наставлений, развитие его эмоциональной сферы, осознание сущности социальных ролей. Чем сильнее эмоциональный связь между родителями и детьми, тем лучше происходят воспитание, усвоение младшими членами семьи норм и ценностей культуры, навыков поведения и общения, подготовка к выполнению определённых социальных ролей. Однако не все родители способны дать ребёнку исчерпывающую информацию об общественной жизни, подкреплённую непротиворечивым примером положительного поведения. В основном родительские наставления и образцы поведения через непоследовательность и запутанность содержат не только прямой смысл, но и множество скрытых коннотаций, что обусловливает искажённое восприятие действительности, вызывает эмоциональные расстройства, может создавать у ребёнка конфликт [34]. В стремлении преодолеть этот конфликт ребёнок младшего школьного возраста либо привыкает жить в условиях двойной морали, пренебрегая семейными ценностями и формально соглашаясь с внешними требованиями, или усваивает маргинальные ценности, не соответствуют ни нормам семьи, ни требованиям общества. Вместе с тем существуют семьи, в которых дети не только лишены ухода, но и находятся в антисоциальном, криминогенном среде. Не находя у родителей признание ценности своей личности, испытывая от них грубого попрания, унижения, манипулирования его чувствами, ребёнок отчуждается, отстраняется от них. Последствиями таких отношений часто становится формирование у ребёнка комплекса неполноценности, что осложняет его отношения со сверстниками, другими людьми. Впервые модель семейных отношений, названную круговой – Circuplex Model, разработали Д. Олсон и его коллеги в 1979 г. [8]. Эта модель основывается на системном подходе, ключевое положение которого заключается в том, что семья является системой, которая стремится к уравновешения автономии с привязанностью, взаимозависимостью (connectedness) своих членов. Сейчас каждый член семьи предстаёт как личность, которая стремится саморазвитию, но в то же время должна быть способной функционировать вместе с другими членами семьи. Совместная жизнедеятельность членов семьи, с одной стороны, способна повысить их сплочённость, а с другой, – вызвать несогласованность между ними. Как система семья находится в определённом равновесии, однако это равновесие подвижное, живое-оно постоянно обновляется. Развитие семьи или одного из ее членов или, наоборот, негативные изменения в ней вызывают перестройку всей системы внутрисемейных отношений и обусловливают появление других по качеству отношений, иногда диаметрально противоположных тем, что существовали ранее [32]. Эффективная жизнедеятельность семьи предполагает оптимальное согласование ее внутренних изменений и способности к уравновешения своих свойств и качеств как системы. В семье, где не удовлетворяются жизненные запросы ее членов, такая способность теряется, и семья полностью не адаптируется к новым условиям. Это приводит к нарушения гибкости семейной системы, под которой понимается ее способность адаптироваться к изменениям внешней и внутренней ситуации, свойство меняться, оставаясь достаточно стабильной для комфортного и безопасного чувства своих членов, мера изменений в семейном лидерстве, ролевых отношениях и внутрисемейных нормах [29]. Такие нарушения могут проявляться в хаотичности, импульсивности жизни семьи, непродуманной видоизменении семейных ролей. Это делает невозможным успешный ход развития ребёнка в семейной микросреде, тормозит приобретение им необходимых нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций. Весомую значимость для правильной развития ребёнка в семье имеет семейная идеология, то есть семейные нормы и правила, ценности, традиции, которые полагаются в основу внутрисемейных отношений и способ построения общей жизнедеятельности семьи. Отсутствие таких норм и правил приводит к хаосу в семейной системе, вредно сказывается на психическом здоровье членов семьи, что не только не способствует развития ребёнка, а значительно усложняет этот процесс, может приводить к появлению в поведении ребёнка дезадаптированности [23]. На внутрисемейные отношения существенное влияние оказывает характер главенства, определяющего зависимость между властью и подчинением, т. е. иерархическое строение семьи, а также распределение ролей, учитывая те задачи, которые семья решает на каждом этапе своего жизненного цикла. Принятие семейной роли осуществляется согласно существующих норм и стандартов, которые определяют критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение членов семьи характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, уровнем ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного и операционно-технического компонентов. В ролевой структуре семьи различают конвенциональные и межличностные роли. Конвенционные роли опосредуются социокультурной средой. Они стандартизованы, определяют общепринятые права и обязанности членов семьи, формы поведения в семье и способы их реализации, которые регулируются моралью, традициями общества. Межличностные роли индивидуализированы, зависят от характера межличностных отношений в семье и основываются на уникальном опыте внутрисемейных отношений – отношениях между членами семьи, которые определяются характером и содержанием семейных ролей или типом взаимодействия членов семьи в процессе выполнения ими семейных ролей [29]. Ролевая согласованность достигается при условиях, когда все исполнители ролей имеют адекватные представления о требованиях, предъявляемых к определённой роли как обществом, так и ролевыми партнёрами, о своё место и место других членов семьи в ролевой структуре. Нарушение ролевой структуры (ролевого конфликта) может обусловлено: существованием у одного или нескольких членов семьи искажённых представлений относительно определённого ролевого образа; продуцированием членами семьи противоположных ролевых ожиданий; включением в образ одной роли противоречивых требований. Ролевой конфликт проявляется в жёстком неравномерном распределении ролей, дисфункциональном, неэффективном исполнении роли, патологизации ролей (исполнение ролей тирана, деспота, жертвы и т. д.). Как следствие, может осуществляться психотравматологическое воздействие и на исполнителя роли, и на самочувствие других членов, семьи в целом. Это приводит к ролевому дисбалансу, что является предпосылкой потери семьёй социализационных возможностей [4]. В исследовании Л.И. Мохнар также отмечается, что если во время осуществления семейного образования родители гиперопекают ребёнка, то есть ограждают его от возможных конфликтов со сверстниками и взрослыми. У ребёнка могут не сформироваться необходимые коммуникативные качества, ребёнок будет чувствовать себя неуверенно в компании со сверстниками, будет чувствовать себя эмоционально некомфортно в обществе [26].Доминирующая гиперопека, при которой ребёнок находится в центре внимания родителей, однако родители лишают ребёнка самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это способствует формированию аффективных реакций, а иногда и астенических. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям и стимулирует формирование тревожно-недоверчивой акцентуации.Таким образом, семья является первичной средой развития ребёнка младшего школьного возраста, в котором он овладевает культурой, общественными нормами, моральными правилами, навыками индивидуальной, совместной и коллективной деятельности, познает ценности и формирует собственные ценностные ориентации. Ведущим фактором развития личности ребенка младшего школьного возраста в семье являются внутрисемейные отношения, то есть отношения между членами семьи, определяемые характером и содержанием семейных ролей, типом взаимодействия членов семьи между собой.Важность этих отношений для развития ребёнка младшего школьного возраста предопределяется тем, что они, во-первых, являются образцом общественных отношений и при благоприятных условиях обеспечивают ее привлечения к их системы; во-вторых, внутрисемейные отношения обеспечивают интериоризацию ребёнком определённых норм и правил межличностного взаимодействия; в-третьих, помогают растущей личности овладеть семейными ролями. Особенности воспитания мальчиков и девочек в современной семьеВ воспитании детей младшего школьного возраста обоих полов пример отца и матери, отношений между ними имеют большое значение, однако обладают специфическими чертами [20]. В воспитании девочки, пример матери определяет многие внешние формы поведения, отношение ко всем сферам человеческой жизни, качества личности, а также незаменим в приобщении дочери к семейным заботам и труду в домашнем хозяйстве. Пример отца в воспитании дочери дает представление о мужчинах вообще, об их роли в семье и жизни, формирует представление о взаимоотношениях между полами. Роль отца, учитывая привязанность девочек к дому и склонность к тихим играм, заключается в формировании у дочери любознательности, расширения ее кругозора, чему способствуют рисование, чтение, совместные прогулки и экскурсии [6]. Совместные воспитательные усилия родителей по отношению к дочери в младшем школьном возрасте должны быть направлены на интеллектуальную, социальную, на формирование доброжелательных отношений с детьми обоих полов. В младшем школьном возрасте важным аспектом семейного воспитания будет создание необходимых условий для учебной деятельности и отдыха, интерес к успехам и внимательность к затруднениям в школьной жизни, своевременное и грамотное оказание помощи в решении учебных задач (от непосредственно учебных до социально-обусловленных). Не менее важно продолжение расширения кругозора школьницы, развитие самостоятельности и активности, развитие личностных качеств и преодоление отрицательных черт характера. Склонность к повышенной внушаемости способствует эффективному применению объяснения и приучения как средства формирования тех или иных личностных умений и навыков. Допустимо продуманное применение поощрений (в качестве заслуженной награды, а не мотивации) и наказаний (исключаются угроза лишения общения и проявлений любви со стороны родителей, физические наказания) [8]. Когда ребенок достигнет возраста 10-11 лет применение воспитательных воздействий может заметно усложняться: возрастает уровень требований и притязаний по отношению к окружающим, социальная активность, проявляются психологические и эмоциональные трудности полового созревания. На этом возрастном этапе и отцу, и матери стоит выработать свои способы моральной поддержки девочке-подростку, проходящей через, безусловно, трудный этап своей жизни [25]. Несмотря на возможную резкость, грубость и драматизированность поведения, неожиданные поступки и реакции, родителям необходимо уметь показать понимание ее проблем и стремление помочь ей в их разрешении. Важным аспектом в семейном воспитании девочки младшего школьного возраста является помощь в понимании внутреннего мира людей и своего собственного, помощником в этом могут стать книги по психологии, научно-популярная литература, посвященная проблемам поведения, взаимоотношений между людьми и полами. В воспитании мальчика роль отца и матери несколько отличается от таковой в воспитании девочки. Мать дает сыну заботу, нежность и ласку, развивая его эмоциональную сферу и является примером того, какой должна быть женщина. Для нормального развития ребенку младшего школьного возраста необходимо общение с обоими родителями, но для формирования половой идентификации и идентичности более значимым является отец, служащий образцом мужчины [17]. Отец на своем примере должен воспитывать в мальчике мужественность, верность своему слову и делу, бережное отношение к женщине, а также передавать опыт мужского труда в семейном быте. В воспитании сына младшего школьного возраста оба родителя должны учитывать важность всестороннего личностного развития: вместе со стремлением к физической активности, мальчика важно приучать к дисциплинированному поведению, организованности и аккуратности, обучать как навыкам самообслуживания, так и стремления оказывать необходимую помощь окружающим, способствовать пониманию особенностей построения взаимоотношений со сверстниками и старшими обоего пола [18]. С началом школьного обучения важной воспитательной задачей обоих родителей будет являться формирование ответственного отношения к учебной деятельности, развитие интереса к узнаванию нового, объяснение роли образования в его дальнейшей жизни. У мальчиков школьного возраста нередко возникают проблемы с дисциплиной и поведением: ввиду стремления к физической активности и подвижным играм, «заигравшийся» ребенок может по неосторожности причинить вред окружающим людям и обстановке. Важным воспитательным воздействием, в этом случае, будут беседы обоих родителей с ребенком, в которых важно оценить действия ребенка (только действия, не личность в целом), но при этом дать ему понять, что он все так же любим своими родителями. Родителям мальчика младшего школьного возраста также важно понимать, что ребенок все равно будет бегать по школьным коридорам, играть во дворе в мяч и участвовать в дружеских потасовках, что это часть его развития, запрет которой вряд ли приведет к положительным последствиям [3]. Одним из наиболее трудных и ответственных для родителей периодов в воспитании мальчика является период 10-13 лет, поскольку вследствие противоречий, вызванных переходом от детства к взрослению, поведение подростка может быть непредсказуемым. В этот период важным аспектом семейного воспитания будет сочетание требовательности и уважения во взаимоотношениях с ребенком. Важно формировать у мальчика осознание происходящих с ним изменений, учить направлять свою возросшую энергию на благие дела, привлекая их к полезной и привлекательной практической деятельности. В этом возрасте для мальчика-подростка роль сверстников превалирует над ролью семьи в развитии личностных качеств, однако родительское мнение, уважение, понимание и принятие остается важным для мальчика. Важным аспектом в семейном воспитании в этом возрасте развивать у мальчиков интерес к предметным, спортивным и творческим занятиям, не ограничивая при этом их в самостоятельности и принятии решений [25]. Активное и искреннее увлечение каким-либо полезным видом деятельности естественным образом снизит лояльность подростка к дурному влиянию и будет способствовать его личностной активности, поможет в выборе жизненного и профессионального пути. Таким образом, в младшем школьном возрасте воспитательная задача семьи – способствовать развитию личности ребенка, его социализации, преодоление имеющихся недостатков. Наиболее значимым в воспитании девочки и мальчика в младшем школьном возрасте формирование у них правильной самооценки, соответствующего образа «Я», понимания, что является равноправным членом коллектива. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности, понимание своей роли в семье и в обществе.Выводы по главе 1Мы рассмотрели некоторые особенности семейного воспитания мальчиков и девочек младшего школьного возраста в традиционном и современном аспекте, и можем сделать следующие выводы: 1. Мы рассмотрели психологический портрет мальчиков и девочек младшего школьного возраста и отметили, что в данном возрастном периоде происходит перестройка системы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками не уменьшает важности семьи (позитивного настроения в семье, реализации родителями необходимых воспитательных функций, их педагогической культуры, стиля семейного воспитания) в развитии личности ребёнка. Дети младшего школьного возраста активно развиваются, у них формируется мышление, воображение, речь, представление. Внимание становится более устойчивым, память менее краткосрочной, проявляются способности и таланты. На все это безусловно оказывают влияние родители. 2. Родители играет важную роль в социализации мальчиков и девочек младшего школьного возраста, они представляет собой среду формирования и развития личности. Необходимо отметить особую значимость учета половозрастных особенностей детей младшего школьного возраста в семейном воспитании, поскольку именно в семье у ребенка формируются представление об идеалах мужчины и женщины, о взаимоотношениях между ними. 3. Определяющая роль родителей в развитии и воспитании девочеки мальчиков младшего школьного возраста обусловлена их глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Родители для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Но влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Поэтому необходимо осуществлять воспитание с учетом половозрастных особенностей детей, так как первые элементарные сведения ребенок получает именно в семье, поэтому отец и мать должны показать мальчикам и девочкам правильную модель социальных и семейных отношений. Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста2.1 Цель, задачи и методы исследованияЦель исследования – изучить влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.Экспериментальную группу составили 10 детей в возрасте 9-10 лет. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. 2 респондентов живут в неполных семьях воспитываются матерью, а в некоторых случаях матерью и бабушкой, 8 респондентов живут в полных семьях.Задачи исследования:1) определить особенности выраженности стилей семейного воспитания;2) выяснить влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.4) проанализировать результаты и сделать выводы.Методы исследования:1) Опросник по шкале психологической адаптации Роджерса-Даймонда (детский вариант). Рассчитан на детей в возрасте от 8 до 12 лет. Содержит 45 утверждений о поведении человека, его мыслях, переживаниях. Опросник позволяет исследовать три фактора социально-психологической адаптации по шкале Роджерса и Даймонда: принятие – неприятие себя (Я), принятие других – конфликт с другими (И), доминирование - зависимость (Д). Испытуемым при чтении каждого предложения следует подумать, насколько оно касается их. Если оно им подходит, ставится знак «+» на аркущі для ответов в квадратик рядом с номером вопроса. Если оно испытуемому не подходит, то в квадратик рядом с номером вопроса ставится знак «-». Если выбор сделать трудно, необходимо подумать, как бывает чаще.За каждое совпадение с ключом фактора я и фактора и выставляется 1 балл. За каждое совпадение с ключом фактора Д выставляется 2 балла. Баллы по отдельным факторам суммируются. Максимальное количество баллов по фактору - 18.Интерпретация:Максимальное-минимальное количество баллов для каждой шкалы (max-min), средние значения (m) и стандартные отклонения (s) (возраст исследуемых 8-12 лет, количество исследуемых - 106).ЯИДMax181616Min120m13118,4s3,62,53,32) Методика Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта» направлена на выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: эмоциональная осведомлённость, управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная непригодность), самомотивация (скорее это произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14), эмпатия, распознавание эмоций других людей (скорее - умение влиять на эмоциональное состояние других людей). Испытуемым необходимо обозначить тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень согласия с высказыванием. Обозначение баллов: от -3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). По каждой шкале вычисляется сумма баллов согласно ключу. Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов: 14 и более — высокий; 8-13 — средний; 7 и менее — низкий. Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учётом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям: 70 и более — высокий; 40-69 — средний; 39 и менее-низкий.3) Методика с. г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений» (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребёнка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, попустительство, игнорирование потребностей ребёнка, избыточность требований-обязанностей ребёнка, недостаточность требований-обязанностей ребёнка, избыточность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребёнку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребёнком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания. Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счёт ребёнка. Расширение сферы родительских чувств, преобладание в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность кого-то из родителя, фобия утраты ребёнка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребёнка (подростка) собственных не желаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.Родителям предоставляется бланк с таблицей, где они должны обвести кольцом те утверждения, с которыми они согласны и зачеркнуть те, с которыми они не согласны. Также они могут поставить знак вопроса возле номера вопроса, на который трудно дать ответ, но таких вопросов должно быть не более 5.4) в модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции обнаруживаются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребёнка», «Значимые характеристики ребёнка», «Позитивные особенности ребёнка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребёнка», «Ситуация «Мы-взаимодействия».Методика позволяет выделить определённые компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребёнка, образ отношений в семье, образ самого родителя.5) Тест «Рисунок семьи». Тест предназначен для выявления особенностей семейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребёнка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают у него тревожные и конфликтные чувства.Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребёнок может воспринимать совсем иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребёнка и эффективно помочь ему при их решении.Ребёнку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование любых дополнительных инструментов исключается.6) Методы обработки результатов — контент-анализ и метод ранговой корреляции Спирмена.При выборе методик мы опирались на трёхкомпонентную модель социализации младших школьников, которая включает три составляющих: когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. И мы предположили, что воспитание более всего связано с поведенческим и эмоциональным компонентами. Для исследования поведенческого компонента мы анализировали социальную адаптацию с помощью опросника Роджерса - Даймонда (детский вариант), а для исследования эмоционального компонента мы использовали методику Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта».2.2 Особенности выраженности стилей семейного воспитанияСтили семейного воспитания мы исследовали с помощью методики Ц. Р. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений» (АСВ). Индивидуальные значения особенностей стилей семейного воспитания представлены в Приложении 1. Средние значения особенностей стилей семейного воспитания представлены в таблице 1.Таблица 1 - Средние значения особенностей стилей семейного воспитания по методике С. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений»Испытуемые Г+Г-У+У-В+В-З+З-С+С-Мальчики (N= 5)6,075,535,132,672,72,474,133,273,273,17Девочки (N= 5)4,053,504,203,541,93,162,105,403,554,19Как свидетельствуют данные таблицы 1, выраженность имеет шкала гиперпротекции (г+) и гиперпротекции (г-). В группе девочек родителей перевешивает гиперпротекция, при которой родители уделяют ребёнку слишком много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. В группе мальчиков родителей перевешивает гиппротекция-в этом случае ребёнок появляется на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям не «до ребёнка», ребёнок чаще всего выпадает у родителей из вида. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьёзное. Проанализировав ситуацию воспитания в таких семьях, оказалось, что воспитанием чаще всего занимаются бабушки. Родители заняты трудом. Также выраженность имеет «попустительство» (шкала у+) родители тянутся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребёнка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Этот фактор проявляется как в одной, так и во второй группе родителей. Только в одной группе где перевешивает гипопротекция потакания желаниям ребёнка является как способ заменить недостаток внимания к своему ребёнку. То в другой группе где проявляется гиперпротекция родители стимулируют ребёнка и балуют его.У мальчиков также выражена шкала «избыточность требований-запретов к ребёнку» (шкала с+). В этой ситуации ребёнку «все нельзя». Ей выдвигается огромное количество требований, которые ограничивают ее свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребёнка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребёнка.У девочек наоборот выраженность имеет шкала «недостаточность требований-запретов к ребёнку» (шкала С-). В этом случае ребёнку «все можно». Даже если существуют какие-то запреты, ребёнок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Она сама определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Она ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в ее поведении. Такое воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у ребенка и, особенно, неустойчивого типа.Другие особенности стиля семейного воспитания –полнота удовлетворения потребностей, строгость санкций – не имеют яркой выраженности ни у мальчиков, ни у девочек.Индивидуальные значения психологических причин отклонений в семейном воспитании представлены в Приложении 2. Средние значения психологических причин отклонений в семейном воспитании представлены в таблице 2.Таблица 2 - Средние значения психологических причин отклонений в воспитании мальчиков и девочек по методике С. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений»Испытуемые РБППДЯВНФВНБППНЯВКПЧЯПЖЯМальчики (№= 5)5,23,13,234,574,132,82,633,032,87Девочки (№ =5)3,12,04,445,376,103,24,502,634,77Как показывают данные таблицы 2, значение психологических причин отклонений в семейном воспитании имеют яркое выражение нарушения (РБП), «расширение сферы родительских чувств» – данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо обстоятельств оказываются нарушенными: нет супруга, что играет главную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и прочее). Нередко при этом мать, реже отец, сами того чётко не осознавая, хотят, чтобы ребёнок стал для них чем-то большим, чем просто ребёнок. Проанализировав ситуации в семьях, оказалось, что многие из них в разводе, мать сама воспитывает ребёнка, или второй брак. Или семьях живёт вместе ради ребёнка. Хотя из них есть и счастливые семьи.Также проявились нарушения по шкале ФВ «фобия потери ребёнка». Обусловленное нарушение воспитания-постуральная или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - повышенная неуверенность, страх перед ошибкой, преувеличение представления о хрупкости ребёнка, его болезненность.Обнаружилось нарушение по шкале неразвитости родительских чувств (шкала НБП). Обусловленное нарушение воспитания-гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жёсткое отношение. Адекватное воспитание ребёнка возможно лишь тогда, когда родителями руководят какие-то достаточно сильные чувства: чувство долга, симпатия, любовь к ребёнку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Также подмечено, что родительские чувства часто слабее развить у молодых родителей, что имеет тенденцию усиливаться с возрастом. В данной выборке много молодых мам, чем и может быть обусловлено это нарушение.Следовательно, у родителей слабо проявляются такие причины отклонений в семейном воспитании, как предпочтения у младшего школьника детским качествам (шкала ПДЯ), воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН), проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств (шкала ПНЯ), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), нарушения в установках родителей по отношению к ребёнку в зависимости от его (ребёнка) пола: шкала предпочтения мужским качествам - ПЧЯ и шкала предпочтения женским качествам - ПЖЯ.2.3 Влияние родителей на личность мальчиков и девочекИсследование социализации мальчиков и девочек мы проводили с помощью шкалы психологической адаптации Роджерса-Даймонда. Индивидуальные показатели по данной методике представлены в Приложении 3. Средние показатели представлены в таблице 3.Таблица 3 - Средние показатели по шкале адаптации Роджерса-ДаймондаЯИДМальчики (N= 5)15,111,512Девочки (N= 5)16,415,811Как показывают данные таблицы 3, для мальчиков характерен высокий балл по фактору принятия - неприятие себя (я). Высокие баллы за этот фактор свидетельствуют о принятии себя, своих личностных и характерологических образований, о наличии развитого чувства собственного достоинства. Для мальчиков характерны средние баллы по фактору принятие других - конфликт с другими (И), то есть наряду с развитым чувством собственного достоинства они вообще умеют уважать других и отличаются открытостью реальной практике деятельности и отношений. Однако может проявляться и неприятие других, неуважение к человеку как личности, конфликт с окружением. Фактор доминирования-зависимость (Д) также имеет высокую выраженность, то есть испытуемые проявляют доминирование.Исследования эмоционального интеллекта мы проводили с помощью методики Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта». Индивидуальные показатели по данной методике представлены в Приложении 4. Средние показатели представлены в таблице 4.Таблица 4 - Средние показатели по методике Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта» мальчиков и девочекИспытуемые Эмоциональная осведомлённостьУправление своими эмоциямиСамо мотивацияЭмпатияРаспознавание эмоций др. людейМальчики (N= 5)13,312,6313,6710,712,37Девочки (N= 5)10,212,5510,69,813,33Как показывают данные таблицы 4, по всем шкалам методики для мальчиков характерен средний уровень. Средний уровень эмоциональной осведомлённости означает, что испытуемые в целом способны различать и правильно интерпретировать собственные эмоции и, что немаловажно, их влияние на других людей. Управление своими эмоциями также выражено на среднем уровне, то есть вообще испытуемые способны к самоконтролю, эмоционально отходчивы. Средний уровень самомотивации свидетельствует о том, что в целом мальчики имеют начальный уровень внутреннего желания к произвольному управлению эмоциями. Испытуемые имеют средний уровень эмпатии, то есть в целом способны к распознаванию чужих эмоций и действуют соответственно этому. Для мальчиков характерен средний уровень распознавания эмоций других людей, прежде всего они способны влиять на эмоциональное состояние тех, с кем общаются. Для девочек характерен интегративный уровень эмоционального интеллекта, то есть девочки могут осознавать не только свои чувства, но и чувства окружающих и соответственно реагировать.Для исследования особенностей взаимосвязи стиля семейного воспитания и развития личностных качеств мальчиков и девочек мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты представлены в таблице 5.Таблица 5 - Значение взаимосвязи стиля семейного воспитания и развития личностных качеств мальчиков и девочекГ+Г-У+У-В+В-З+З-С+С-Я-0.448*-0.2220.089-0.0140.167-0.024-0.3520.431*-0.2290.322И-0.171-0.181-0.001-0.2110.298-0.269-0.502**0.153-0.1730.153Д-0.2550.381*-0.047-0.058-0.143-0.049-0.3220.225-0.2020.296Для более глубокого понимания значения взаимосвязи стиля семейного воспитания и развития личностных качеств мальчиков и девочек мы проанализировали результаты методик «Родительское произведение» А.А. Шведовской и «Рисунок семьи» Р. Бенса, Ф. Кауфмана с использованием контент-анализа.Данные таб. 5 показали следующее.1. Установлена статистически значимая отрицательная соотнесённость гиперпротекции и принятие-неприятие себя (Я) (rs = -0,448 при p ≤ 0,05). Чем выше гиперпротекция со стороны родителей, тем ниже принятие себя, своих личностных и характерологических образований. Очевидно, если родители уделяют ребенку очень много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка является центральным делом их жизни, то они подавляют собственную инициативу ребенка, поэтому у него недостаточно развито чувство собственного достоинства.2. Обнаружена статистически достоверная соотнесенность гипопротекции и доминирование-зависимости (Д) (rs = 0,381 при p ≤ 0,05). Чем более выражена гипопротекция, тем больше ребенок стремится доминировать над другими людьми. Очевидно, если ребенок оказывается на периферии внимания родителей, и за него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное, это способствует развитию у ребенка доминирования в общении.3. Определена статистически значимая отрицательная соотнесенность чрезмерности требований-запретов и принятие других – конфликт с другими (И) (rs = -0,502 при p ≤ 0,01). Чем больше требований-запретов выдвигают родители ребенку, тем ниже у него умение уважать других и открытость реальной практике деятельности и отношениям. Очевидно, если ребенку выдвигается огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность, это способствует развитию у него замкнутости при построении отношений с людьми.4. Обнаружена статистически достоверная соотнесенность недостаточности требований-запретов к ребенку со стороны родителей и принятие-неприятие себя ребенком (Я) (rs = 0,431 при p ≤ 0,05). Чем меньше требований-запретов к ребенку, тем больше у него развивается умение принимать себя. Очевидно, если родители не хотят или не могут установить какие-либо рамки в поведении ребенка, ребенок свободно развивается в соответствующем для себя направлении, и это способствует положительному самоотношению.Для исследования особенностей психологических причин отклонений в семейном воспитании и развития личностных качеств мальчиков и девочек мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты представлены в таблице 6.Проанализировав протоколы родителей из методики «Родительское сочинение», мы установили особенности восприятия и переживания родителями характера отношений и взаимодействия с ребенком.В частности, при доминирующей гиперпротекции основной причиной трудностей во взаимодействии с ребенком родители называют непослушание («упирается, хотя знает, что не права»). Здесь наиболее часто используется определение «упрямство». Многие родители говорят о склонности ребенка к лени и лжи. В идеальном образе ребенка среди требований преобладает категория послушания («хотелось бы, чтобы ребенок перестал спорить, капризничать»). Родители выдвигают к своему ребенку требование быть активным (перестал бы быть таким застенчивым», «всего бояться»), но при этом послушным и позитивно эмоционально настроенным. Большинство родителей, очерчивая круг желаемой активности ребенка в будущем, говорят о достижении успехов в учебе. Такая же тенденция наблюдается и в идеальных ожиданиях. По этой шкале достаточно много негативных высказываний, касающихся послушания («чаще прислушивалась к тому, что ей говорят, что от нее требуют», и в то же время «была бы упорнее») и коммуникативных качеств («был более коммуникабельным»). Возможные страхи и опасения касаются в основном внешнего влияния на ребенка («подвергнется чужому влиянию»), послушания и потери близости с ребенком. Среди основных эмоционально-личностных качеств, которые родители не хотели бы видеть в своём ребёнке, - застенчивость, нерешительность, тревожность, чрезмерная эмоциональность, уязвимость.На кинетическом рисунке семьи в случае доминирующей гиперпротекции испытуемые изобразили себя на некотором расстоянии от других членов семьи или непропорционально маленькими по сравнению с родителями (это является признаком ощущения собственной неполноценности). Используется штриховка, линии с сильным нажатием, обновление (все это свидетельствует о тревожности), стирание отдельных фигур (это свидетельствует о конфликтность в семье), кто-то вырисовывал зубы (свидетельствует об агрессивности, которая является следствием неудовлетворённости своим положением дома). Ребёнок на рисунке чаще занят своим делом, чем общим с родителями. Яркие цвета не все использовали, что свидетельствует об эмоциональном дискомфорте ребёнка в семье.При потуральной гиперпротекции, сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители отмечают удовлетворенность поведением ребенка, употребляя высшую степень признака («мой ребенок самый лучший») среди категорий высказываний наиболее выраженная категория коммуникаций («быстро вливается в игру»). По шкале «Позитивные особенности ребенка» родители определяют способность ребенка к адекватному и самостоятельному построению коммуникаций («знает, с кем разговаривать и с кем не надо»), Ребенок в глазах родителей «самостоятельная», «здравомыслящий», «смелая», «серьезная». Среди эмоционально-личностных качеств в образе ребенка почти не встречается упоминания тревожности, плаксивости. В идеальном образе ребёнка потакающие родители, в отличие от других групп, более ориентированы на получение детьми образования, причём часто упоминается высшее образование. Значима для них также волевая сфера («был внимательнее», «сдержан», «усидчив»). Требования, предлагаемые ребёнку, преимущественно касаются послушания и самоконтроля: «капризничает и делает что-то из вредности, назло». Бывают случаи, когда родители отмечают, что ребёнку «с его характером будет тяжело в жизни».На кинетическом рисунке семьи в случае потворственной гиперпротекции испытуемые изобразили себя, как правило, посередине листа или вверху, иногда даже крупнее родителей. Линии рисунка ровные и уверенные. Девочки часто рисуют себе ресницы, что свидетельствует о самолюбование. Как правило, семья занята совместной деятельностью (чаще игрой). Использованы яркие цвета, что является признаком психологического комфорта ребёнка в семье.Таблица 6 - Значение взаимосвязи психологических причин отклонений в семейном воспитании и развитии личностных качеств мальчиков и девочекРБППДЯВНФВНБППНЯВКПЧЯПЖЯЯ0.25-0.851**-0.866**0.044-0.696**-0.178-0.233-0.872**-0.535**И0.023-0.407*0.0780.213-0.391*0.081-0.267-0.322-0.17Д-0.101-0.228-0.3160.159-0.3050.153-0.464**-0.2480.016Проанализировав данные, предоставленные в таблице 6, мы обнаружили следующее.1. Установлена статистически значимая отрицательная соотнесённость предоставление преимущества детским качествам и принятие-неприятие себя ребёнком (Я) (rs = -0,851 при p ≤ 0,01). Чем больше у родителей наблюдается стремление игнорировать повзрослей детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость, тем меньше вероятность положительного само отношения у ребёнка. Возможно, это объясняется тем, что, рассматривая младшего школьника как «ещё маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потуральную гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма и тормозя развитие умения общаться со сверстниками. Последнее предопределяет конфликты и приводит к негативному отношению к себе.2. Выявлена статистически достоверная отрицательная соотнесенность предоставление преимущества детским качествам и принятие других - конфликт с другими (И) (rs = -0,407 при p ≤ 0,05). Чем больше у родителей наблюдается страх или нежелание взросления детей, тем меньше испытуемые умеют предвидеть последствия поведения, дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Очевидно, это объясняется тем, что попустительство ребенку приучает его считаться преимущественно с собой, что предопределяет конфликтные последствия в отношениях с другими.3. Определена статистически значимая отрицательная соотнесённость воспитательной неуверенности родителей и принятие-неприятие себя ребёнком (Я) (rs = -0,866 при p ≤ 0,01). Чем больше у родителей уровень требований к ребёнку занижен, тем менее позитивно он принимает себя. Очевидно, это обусловлено тем, что уступки родителей приводят к потуральной гиперпротекции, что осложняет отношения со сверстниками.4. Установлена статистически значимая отрицательная соотнесенность неразвитости родительских чувств и принятие-неприятие себя ребенком (Я) (rs = -0,696 при p ≤ 0,01). Чем больше родители эмоционально отвергают ребенка, тем меньше он принимает себя. Очевидно, это можно объяснить тем, что нежелание иметь дела с ребенком, поверхностный интерес к его делам означает гипопротекцию формирует заниженную самооценку, потому что ребенок с детства не чувствует собственной значимости.5. Выявлена статистически значимая отрицательная соотнесенность неразвитости родительских чувств и принятие других - конфликт с другими (И) (rs = -0,391 при p ≤ 0,05). Чем больше эмоциональное отвержение ребенка, тем менее развито у ребенка умение уважать других и открытость реальной практике деятельности и отношениям. Очевидно, это объясняется тем, что неуважение к ребенку со стороны значимых взрослых обуславливает неуважение его к окружающим и ощущение своей «излишества». Это приводит к недоразумениям с другими.6. Выявлена статистически достоверная отрицательная соотнесённость вынесение конфликта родителями в сферу воспитания и доминирования-зависимости (Д) (rs = -0,464 при p ≤ 0,01). Чем больше противоречий в воспитании ребёнка, тем меньше стремление доминировать в отношениях. Очевидно, противоречивый тип воспитания-сочетание потуральной гиперпротекции одного из родителей с отчуждением или доминирующей гиперпротекцией другого – не дает возможности понять, какой нужно быть. Это порождает неуверенность в себе и снижает стремление к доминированию.7. Установлена статистически значимая отрицательная соотнесенность предпочтения мужским качествам и принятие-неприятие себя ребенком (Я) (rs = -0,872 при p ≤ 0,01). Чем больше неприемлема для родителей женский пол ребенка, тем меньше ребенок способен принимать себя такой, как есть. Возможно, это объясняется тем, что эмоциональное отвержение и гипопротекция формируют заниженную самооценку ребёнка.8. Установлена статистически значимая отрицательная соотнесённость предпочтения женским качествам и принятие-неприятие себя ребёнком (Я) (rs = -0,535 при p ≤ 0,01). Чем более неприемлем для родителей мужской пол ребёнка, тем меньше ребёнок позитивно думает о себе. Очевидно, эмоциональное отвержение и гипопротекция со стороны родителей формируют негативное самопринятие испытуемых.Выводы по главе 2Итак, проведённое исследование даёт возможность сделать следующие выводы:- для мальчиков исследуемой выборки характерно непринятие других и доминирование. Испытуемые мужского пола в целом способны различать и правильно интерпретировать собственные эмоции и их влияние на других людей, но часто не обращают на них внимание.- для девочек характерна тревожность, переживание за других, ответственность. Они очень хорошо понимают чужие эмоции и следят за своим поведением.-исследования стилей семейных отношений позволили определить, каким образом родители воспитывают ребёнка в семье. В ходе работы оказались такие психологические отклонения родителей, которые они решают за счёт ребёнка: «расширение сферы родительских чувств» (РБП), это приводит к постуральной или доминирующей протекции, при этом родители не осознают, что ребёнок становится для них чем-то большим, чем просто ребёнок; «фобия потери ребёнка «(ФВ), которая способствует формированию постуральной или доминирующей гиперпротекции в отношении своего ребёнка;» неразвитость родительских чувств (шкала НБП), порождающая такой стиль воспитания, как гиперпротекция, ведёт за собой эмоциональное отвержение ребёнка.- выявлена статистически достоверная соотнесённость в воспитании мальчиков гипопротекции и недостаточности требований-запретов с принятием-неприятием себя. Чем меньше требований запретов со стороны родителей, тем больше у мальчиков развивается умение принимать себя, свои личностные и характерологические образования. Предоставление предпочтения детским качествам, воспитательная неуверенность родителей, неразвитость родительских чувств, предоставление предпочтения мужским и женским качествам также негативно соотносятся с принятием-неприятием себя. Сверхметность запретов положительно соотносится с само мотивацией. Чем больше выдвигается требований к ребёнку, тем выше стремление произвольного управления эмоциями.Таким образом, мы видим, что к девочкам предъявляется со стороны родителей меньше требований, поэтому они более эмоциональные, умеют различать эмоции, не склонны к доминированию. В целом их личностные качества развиты лучше.ЗаключениеВ ходе проведённого исследования целью, которого было теоретически изучить и экспериментально проверить влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек:Семейное воспитание это прежде всего тесное взаимодействие ребёнка и родителей. Важность семьи в развитии личностных качеств ребёнка обуславливается тем, что она предстаёт как главный передатчик культурных норм и ценностей. Анализ научной литературы показал, что личностные качества мальчиков и девочек в значительной степени определяются структурой родительской семьи, семейными моделями поведения, ожиданиями родителей и общественными установками.Целью воспитания мальчиков и девочек в семье является формирование правильного понимания роли мужчины и роли женщины в обществе; привитие культуры взаимоотношений.Во 2 главе нашего исследования была проведена экспериментальная работа, в ходе которой были выявлены особенности влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек. Экспериментальную группу составили 10 детей в возрасте 9-10 лет, 5 мальчиков и 5 девочек. 2 респондентов живут в неполных семьях воспитываются матерью, а в некоторых случаях матерью и бабушкой, 8 респондентов живут в полных семьях. Для исследования сферы межличностных отношений ребёнка и его восприятия внутрисемейных отношений мы использовали методику Ц. Р. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений», методику Н. Холла «оценка эмоционального интеллекта», методику исследования социальной адаптации Роджерса-Даймонда. Исследование психологических причин отклонений в семейном воспитании проводилось по методике С. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений».Итак, проведённое исследование даёт возможность сделать следующие выводы:- для мальчиков исследуемой выборки характерен высокий уровень доминирования, испытуемые в целом способны различать и правильно интерпретировать собственные эмоции и их влияние на других людей, умеют вести себя в обществе;- для девочек характерна тревожность, переживание за других, ответственность. Они очень хорошо понимают чужие эмоции и следят за своим поведением.Поскольку к мальчикам чаще применяется гиперопека, чем более выражена гиперопека, тем больше ребенок стремится доминировать над другими людьми; чрезмерность удовлетворения потребностей ребёнка – с принятием других - конфликт с другими. Чем больше родители удовлетворяют желания ребёнка, тем больше у него проявляется не принятие других людей. К девочкам чаще применяется стиль воспитания гипопротекции и недостаточности требований-запретов с принятием-неприятием себя. Чем меньше требований запретов со стороны родителей, тем больше у девочек развивается умение принимать себя, свои личностные и характерологические образования. Таким образом, мы видим, что развитие личностных качеств у мальчиков и девочек зависит от воспитания родителей. Следовательно, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.Список используемых источников и литературыАбраменкова, В. В. Развитие гуманных отношений ребёнка, и социальная психология детства / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 27 – 36.Авдонина, Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей /Н.И. Авдонина// Вестник Мордовского университета. - 2019. - №2. - С.178-182Александрова, А.Л. Педагогические средства оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации /А.Л. Александрова. - Самара: Самарский университет, 2007. - 52 с.Амосов, Н.М. Страна детства / Н.М. Амосов, Д.Д. Воронцов, Л.А. Никитина. - М.: Знание, 2010. – 67 с. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. – 87 с.Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002 – 416 с.Ахмадеев, А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ / А.А. Ахмадеев, А. А. Ширяева. – Уфа : БГУ, 2001. – 102 с. Безлюдный, О.И. социально-педагогические основы семейного воспитания в Соединенных Штатах Америки: сравнительный анализ: автореф. дис. на соискание наук. степени док. пед. наук : 13.00.01 / О. И. Безлюдный; Уманский гос. пед. ун-т им. П. Тычины. – Черкассы, 2013. – 40 с. Бенис, Б. Консультирование семьи / Б.Бенис, Грюнвальд, В.Гарольд, Макаби // Практическое руководство. Научное изд. серия «Мастер – класс». - М. 2004. – 76 с.Беседин, А.А. Неблагоприятные семейные стереотипы как фактор формирования девиантного поведения ребенка / А.А. Беседин // Вестник международного славянского университета. - 2019. - № 4. - С. 21 - 28. Бессонова, Т. П. Особенности развития ребенка в неблагополучной семье / Т. П. Бессонова // Практическая психология и социальная работа. - 2020. - № 1. - С. 39-42.Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии – 2018. - № 6. – С. 45 –53.Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: дис. ... доктора пед. наук: спец. 13.00.01 «теория и история педагогики» / Валентина Георгиевна Бочарова. – М., 1991 – 401 с.Вакуленко, С. М. Оптимизация семейной политики в условиях современного общества : автореф. дис. на соискание наук. степени канд. социол. наук : спец. 22.00.04 «Специальные и отраслевые социологии» / С. М. Вакуленко. – Харьков, 2007 . – 20 с.Девятова, О.Е. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации/ Дис. канд. медицинских наук //О.Е. Девятова. - М.: Лето, 2015. – 178 с.Денисенко, М. В. Теория и практика семейного образования в России в первой половине XIX века : автореф. дис. на соискание наук. степени канд. пед. наук / М. В. Денисенко. - К, 2009. - 21 С.Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006.- С. 176 Егоров, И.В. Развитие «Я - концепции» у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей // Начальная школа. - 2020. - № 3. – с. 12-18Ельникова, О. Семейное обучение как альтернативная форма общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://education-ua.org/ua/articles/361-domashne-navchannya-yak-alternativna-forma-zagalnoji-serednoji-osviti.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанов. - М.: Гардарики, 2005. 20Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей / Н.Т. Колесник. -М.: КСП, институт психологии РАН, 2008. – 90 с.Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я.Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2010. - 446 с. Крылова, Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска Учебно-методическое пособие / Т.А. Крылова. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 184 с.Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.,2009. – 78 с.Мирончук, Н. М. Формирование культуры межличностных взаимоотношений младших школьников из неблагополучных семей: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.07 «Теория и методика воспитания» / Н. Н. Мирончук. - К., 2017. - 20 с. Мохнар, Л.И. Культура межличностного взаимодействия младших школьников из неблагополучных семей как психолого-педагогическая проблема / Л.И. Мохнар. – М.: НУОУ, 2013. – С. 110-115.Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992 – 160 с.Понятие и типы неблагополучных семей /В.М. Целуйко //Психология неблагополучной семьи: кн. для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 182 с. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. пособие для студ. / М. К. Акимова, Г. А. Берулаева, Е. М. Борисова и др. Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. – М. : Междунар. пед. акад., 1995 – 360 с.Семейная социализация. Семейная психология /Т.В. Андреева - СПб. : Речь, 2004. - 264 с. Ткаченко, И. В. Роль семьи в личностном развитии человека / И.В. Ткаченко// Семейная психология и семейная терапия. – 2019. - №2- С.56 Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. – М. : АСТ : Астрель, 1992. – 195 с. ПриложенияПриложение 1Индивидуальные значения особенностей стилей семейного воспитания по методике Ц. Р. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений»Испытуемые Г+Г-У+У-В+В-З+З-С+С-1108553472522544542544335462425343469432343235644422632364752224222763423353138755252625298743224333104731332313Сумма182166154808174124989895Средний показатель6,075,535,132,672,72,474,133,273,273,17Приложение 2Индивидуальные значения психологических причин отклонений в семейном воспитании по методике С. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных отношений»Испытуемые РБППДЯВНФВНБППНЯВКПЧЯПЖЯМальчики17565736552433472432343357333348334621335545472243Девочки15334633332722462222364465354343435522435532555233Сумма156939713712484799186Средние показатели5,23,13,234,574,132,82,633,032,87Приложение 3Индивидуальные показатели по шкале социальной адаптации Роджерса-ДаймондаИспытуемыеЯИДМальчики178821611103161214416917515118Девочки11691521711631510841514145161516Сумма453345360Средние показатели15,111,512Приложение 4Индивидуальные показатели по методике Н. Холла «оценка эмоционального интеллекта»Эмоциональная осведомленностьУправление своими эмоциямиСамомотивацияЭмпатияРаспознавание эмоций др. людейИнтегративный уровень Мальчики1-1-86-1-2-62111314311523121415913634141616161375511141681160Девочки61615138156771511131414678116811134991513131315691013181712666Сумма3993794103213711880Средние показатели13,312,6313,6710,712,3762,67Размещено на Allbest.ru


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.