Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретические основы исследование языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тип Курсовая
Предмет Логопедия

ID (номер) заказа
4139020

500 руб.

Просмотров
1119
Размер файла
77.64 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы изучения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Языковой анализ и синтез.………………………………………………..6

1.2. Формирование языкового анализа и синтеза в онтогенезе………………………………………………………..…………….11

1.3. Структура речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..17

1.4. Современное состояние проблемы изучения языкового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………….…………………………………….22

Глава II. Исследование языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную и контрольную группы……………30

2.2. Содержание методики исследования языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..….33

Заключение…………………………………………………………………….43

Список литературы.………………………………………………………….45

 

Введение

Речевая функция представляет собой одну из важнейших функций человека. Способность воспринимать, осознавать и распознавать звуки речи развивается у детей в онтогенезе постепенно. Чтобы научиться говорить и понимать слышимую речь, улавливать смысловые особенности слов, схожих по звучанию, необходим языковой анализ и синтез. То есть, понимать смысл речи, мы можем благодаря языковому анализу и синтезу. Языковой анализ и синтез является условием правильного произнесения звуков, четкой слоговой структуры слов, развития грамматической стороны речи, успешного овладения процессом чтения и письма.Проблемы формирования и развития языкового анализа и синтеза детей дошкольного возраста отражены во многих теоретических положениях (Р.Е. Левина, Н.Х Швачкин и др.). Специалисты анализируют уровни и проявления становления языкового анализа и синтеза (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), условия и факторы, которые влияют на их становление.В настоящее время данная проблема по-прежнему является одной из важнейших в педагогике, а в современных образовательных условиях обладает еще большей актуальностью. В связи с переходом на новые образовательные стандарты образования она приобретает новое содержание, различные подходы и методы в её решении.На современном этапе проблема развития языкового анализа и синтеза дошкольников отражена в работах В.А. Авериной, К.М. Гуревич, A.З. Зак, Е. Кабановой-Меллер, З.И.Калмыковой, А.А. Люблинской, Н.A. Менчинской, И.А. Пономаревой, Н.И. Чуприковой, И.Я. Якиманской и др. Однако не у всех детей процесс становления языкового анализа и синтеза проходит одинаково успешно. К данной категории относятся дети с таким речевым нарушением, как общее недоразвитие речи.Р.Е.Левина определила общее недоразвитие речи как систематическое нарушение речи, подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная систематичность всех языковых структур. У этих детей нарушено произношение и различение звуков. С трудом происходит овладение системой морфем. Словарный запас отстаёт от нормы, страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название общее недоразвитие речи (ОНР).ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.Проблемой формирования и развития языкового анализа и синтеза у детей с ОНР занимались такие ученые как Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, Г.В.Чиркина и др., которые придерживались мнения о том, чем раньше будет начата коррекционная работа над развитием речи и языковым анализом и синтезом у детей с ОНР, тем больших проблем в процессе обучения в будущем можно будет избежать. Цель исследования – теоретическое изучение особенностей развития языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.Объект исследования – развитие языкового анализа и синтеза у детей.Предмет исследования: особенности развития языкового анализа синтеза у дошкольников с ОНР.Гипотеза исследования: у дошкольников с ОНР имеются особенности развития языкового анализа и синтеза, которые проявляются нарушением восприятия и различения на слух близких по звучанию звуков речи. Задачи исследования:1. Изучить и проанализировать специальную педагогическую, психологическую литературу по проблеме исследования.2. Определить методы изучения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР.3. Подобрать методики исследования языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР.4. Сформулировать выводы и заключение.Методы исследования: метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных.Исследование проводилось в три этапа:I этап – поисково - теоретический.На этом этапе определялась тема исследования, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования;-обосновывалась актуальность выбранной темы;-осуществлялось теоретическое изучение проблемы.II этап - основной.На данном этапе осуществлялся подбор методов и методик для подтверждения выдвинутой гипотезы.III этап – заключительный.На данном этапе формулировались выводы и заключение.Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.Глава I. Теоретические основы изучения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиЯзыковой анализ и синтезВ современной науке существуют различные точки зрения на сущность языковых функций. В научной литературе зачастую идентифицируются термины «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ и синтез». Так же существуют исследования, которые дифференцируют выше названные понятия. Самостоятельной минимальной единицей, которая воспринимается в потоке слышимой речи, является слово. Оно спонтанно анализируется ребенком, благодаря чему, в его сознании происходит становление представления о системе фонем родного языка. Выделение человеком фонем, характеризуется не акустическими или физиологическими условиями, а смысловыми отношениями. Наиболее четко смысловые отношения, которые выражаются с помощью фонем, проявляются при сравнении слов -квазиомонимов [25].Для разграничения различных ступеней в развитии фонетической стороны языковой способности, целесообразно применять два понятия фонематический и фонетический слух. Л.А. Пиотровская предложила использовать понятие фонематического слуха, для характеристики процесса восприятия речи, а «фонетический слух» - для характеристики процесса порождения речи [21]. В ходе анализа теоретического материала, нами были выделены критерии фонематического восприятия:1. Фонематическое восприятие:- разграничение фонем на основе слухопроизносительного анализа:а. Повторение за педагогом слов с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками;б. Повторение серий слогов:- разграничение фонем с помощью слухового восприятия;- разграничение фонем по представлению (6-7лет).2. Способность к фонематическому анализу и синтезу:- указание ударного гласного в начале слова;- выделение звука из структуры слова;- определение начального и конечного звука в слове;- способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематического синтеза (6-7лет):а. Определение очередности и числа фонем в слове;б. Составление слова из последовательно названных звуков;3. Фонематические представления (6-7лет):- нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;- подбор слов с заданным звуком.Итак, фонематический слух - это умение распознавать звуки в слышимой речи, которые несут смыслоразличительную функцию, поэтому, фундаментом для формирования фонематического слуха, является бессознательный анализ звучащей речи [4]. Л.В.Бондарко, говорила о том, что если бы фонематический слух не развивался достаточно в ранние сроки онтогенеза, ребенок не понимал бы речь взрослых, обращенную к нему. Понять смысл слова - значит узнать, из каких фонем оно состоит, и в какой последовательности они в нем находятся. Фонетический слух, по словам Л.А. Пиотровская - это умение разграничивать в собственной речи звуки, которые являются оболочкой различных фонем родного языка; базой для становления фонетического слуха является сравнение своего собственного произношения с произношением взрослых, при этом, происходит бессознательное исправление собственной речи, по образцу взрослого. Слухопрозносительное различение звуков речи позволяет дифференцировать слова на основе восприятия каждой фонемы, из которых состоят слова. Некоторые ученые (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.Х. Швачкин и др.), называют данную функцию «фонематическим восприятием», другие (Е.И. Исенина, А.И. Максаков, М.Е. Хватцев и др.) - «фонематическим слухом». Но понятие «фонематический слух» в полной мере не выражает сущность этой функции, а предполагает только слуховой компонент. Однако установлено, что восприятие звуков происходит на основе слухового и произносительного образа звука, то есть, имеет сенсомоторный характер [1]. При восприятии речи, слова не распадаются на составные части, и их звуковой состав не улавливается. Узнавание слов осуществляется в зависимости от условий восприятия, или при помощи отдельных элементов, или признаков всех слов в целом. Этот факт является основанием, чтобы отнести процесс фонематического восприятия к более простым функциям, в развитии которых, основную роль играют речедвигательный и речеслуховой анализаторы, и психические процессы (внимание, память). Фонематический анализ - это расчленение слова на входящие в его состав фонемы. Функция фонематического анализа сложна и многопланова. В.К. Орфинская выделяла такие формы оперирования звуками: 1. Узнавание фонемы на фоне слова; 2. Вычленение первой и последней фонемы из слова; 3. Определение количества, последовательности звуков, их места в слове по отношению к другим фонемам [23]. Развитие фонематического анализа связано не только состоянием гностико - практических функций, но и с формированием высших форм познавательной деятельности (Д.Б. Эльконин). Он указывал, что фонематический анализ относится к сукцессивным процессам, который является уязвимой предпосылкой интеллекта и нарушается даже при лёгких резидуально - органических поражениях ЦНС [34]. В.К. Орфинская не выделяла в качестве функции фонематической системы явление фонематического синтеза, но он тесно вязан с фонематическим анализом [23].Фонематический синтез - это умственное действие по синтезу фонетической структуры слова, объединению фонем в слова. Т.Г. Егоров, указывал, что процесс фонематического синтеза гораздо сложнее, чем фонематический анализ. На базе фонематического восприятия и фонематического анализа происходит становление фонематических представлений. Кроме выше описанных процессов, в их становлении большую роль играют внимание и память.А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский говорили, что особенностью передачи фонем в начальный период их усвоения, является несовершенство артикуляции произношения. Но, благодаря слуховому контролю, двигательный образ фонемы соотносится, с образцом (произношением взрослого) и с собственным произношением [5].В науке различают такие фонематические процессы:1. Фонематическое восприятие - способность воспринимать фонетический состав слова;2. Фонематический анализ - умение называть по порядку звуки в любом слове.3. Фонематический синтез - умение сложить «слово» из фонем.Фонематический слух представляет собой тонкий, систематизированный слух, способный различать и узнавать звуки русского языка. Это часть физиологического слуха, и участвует в соотнесении и сопоставлении звучащих фонем с их образцами.Фонематическое восприятие - это когнитивные действия, направленные на вычленение и различение звуков, на улавливание звуковой структуры слова.Речевой слух - совокупность функционирования фонематического и фонетического слуха, которая способствует приему и оценке слышимой речи, и контролю собственной речи. Речевой слух является мотивом становления произношения.Фонематический слух, как один из основ речевой деятельности, способствует функционированию психологической деятельности ребенка (перцептивной, регулятивной, когнитивной и др.) По данным многих авторов, недоразвитие восприятия является одной из основных причин, которые ведут к речевым расстройствам, трудностям в обучении детей школьного возраста [1].В процессе сравнения функций звуков, являющихся различными по физическим и акустическим свойствам, диагностировано, что некоторые признаки звуков выполняют задачу различения слов.Способствуя речевому общению, звуки речи обретают социальную функцию. Вынося на первый план в фонетической стороне речи такие качества, которые имеют социальную значимость.Таким образом, фонематический слух представляет собой особый вид физического слуха человека, который позволяет слышать и различать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие, это анализ звукового состава слова.В науке обозначены такие фонематические процессы: 1. Фонематическое восприятие - способность воспринимать звуковой состав слова; 2. Фонематический анализ - умение называть по порядку звуки, в каком - либо слове. 3. Фонематический синтез - умение составить «слово» из звуков.Формирование языкового анализа и синтеза в онтогенезеФонемный период в онтогенезе начинается с одного года и продолжается до семи лет.Фонематическая система состоит из фонематического слуха, фонематического восприятия, простых и сложных форм фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений.Функции фонематической системы были описаны в трудах В.К. Орфинской [23]: 1. Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака способствует изменению смысла);2. Слухопроизносительное различение фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от другой фонемы по артикуляционным и акустическим параметрам);3. Фонематический анализ - расчленение слова на составляющие его структуру фонемы.Формирование и становление фонематической стороны речи в онтогенезе осуществляется постепенно.Фонематический слух у ребенка начинает развивается очень рано. Слуховая функция работает уже с первых часов жизни ребенка. Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Первая реакция на звук проявляется у малыша расширением зрачков, задержкой дыхания, движениями. Через две недели ребенок уже начинает реагировать на голос говорящего, (перестает плакать, прислушивается, когда с ним разговаривают).К окончанию второго месяца жизни, новорожденный умеет определять направление звучания, поворачивает голову в сторону звука или следить глазами за говорящим [13].От 3 до 6 месяцев важную семантическую нагрузку выполняет интонация. В данный период у новорожденного формируется умение разграничивать интонации и выражать свои переживания (на ласковую - оживляться, на резкую - плакать).Во время появления лепета, ребенок дублирует артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многочисленное повторение двигательного ощущения от определенной артикуляции способствует закреплению двигательного навыка артикулирования. В 6 месяцев ребенок с помощью подражания произносит отдельные звуки, слоги (ма-ма-ма, па-па-па и др.). В дальнейшем, благодаря подражанию, ребенок постепенно усваивает и перенимает все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, интонацию и мелодику [30].В последующие месяцы первого года жизни ребенка, отмечается дальнейшее формирование слухового анализатора. Ребенок более тонко различает звуки окружающего мира, голоса людей и по - разному на них отвечает. Но в этот возрастной период, слово воспринимается ребёнком, как единый нерасчленённый звук, который несет определённую ритмико - мелодическую структуру. Входящие в его состав звуки, воспринимаются малышом еще диффузно и поэтому, могут заменяться иными, акустически схожими звуками. Если к концу первого года, ребенок воспринимает в речи интонацию и ритм, то на втором году жизни, он начинает более тонко различать фонемы речи и звуковой состав слов.В норме, ребенок уже к 2 годам различает все тонкости родной речи, понимает, и реагирует на слова, которые отличаются всего одной фонемой (рак - лак). Так происходит становление фонематического слуха, как систематизированной функции, которая позволяет различать и узнавать звуки русского языка. Н.Х. Швачкин говорил, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок использует фонематическое восприятие всех звуков русского языка. К 5 годам фонематические процессы у детей улучшаются: они узнают звук в многообразии слышимой речи, находят слово на заданный звук, различают изменение громкости и темпа речи. К 6 годам развитый на достаточном уровне фонематический слух помогает ребенку вычленить слоги и слова с определенным звуком из групп слов, разграничивать похожие по звучанию фонемы [21].В 3 - 7 лет у ребенка все больше происходит становление навыка слухового контроля за своим произношением, а так же умение исправлять его в некоторых доступных случаях.В 3 - 4 года фонематическое восприятие дошкольника совершенствуется, он разграничивает вначале гласные и согласные звуки, затем, мягкие и твердые согласные и в конце, шипящие, сонорные и свистящие звуки [25]. Это период дофонемного формирования речи.К 4 году ребенок в норме должен уметь разграничивать все звуки, у него должно быть развито фонематическое восприятие, как способность различать звуки и определять фонемный состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается становление правильного звукопроизношения. Становление правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, иными словами, от определенного уровня формирования фонематического слуха, который обеспечивает восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи осуществляется при взаимосвязи поступающих в кору слуховых и двигательных раздражений, которые постепенно разграничиваются и появляется возможность выделения фонем. Большую роль здесь имеют первичные формы аналитико - синтетической деятельности, благодаря которым, ребенок может обобщать признаки одних фонем и отличать их от других.Благодаря аналитико-синтетической деятельности, идет сравнение ребенком своей речи с ошибками с высказываниями взрослых, и вместе с тем, развития звукопроизношения. Несовершенство анализа и синтеза сказывается на становлении процесса произношения в целом. Наличие первичного фонематического слуха достаточно для обыденного общения, но недостаточно для овладения процессами письма и чтенияПо данным исследований В.К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с 4 - 5 лет), а сложные формы - только в процессе целенаправленного обучения (с 6 лет) [23]. Звуковой анализ и синтез должны находиться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука русского языка. К концу первого года жизни слово начинает быть средством общения, обретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку [21].Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и является основой совершенствования произношения [5]. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, плохо сказывается на детском звукопроизношении, с другой стороны затормаживает и усложняет осуществление звукового анализа, без которого процессы чтения и письма становятся невозможными.Правильное произношение зависит от умения ребёнка анализировать речевые звуки, иными словами, от определённой ступени развития фонематического слуха, с помощью которого идет восприятие фонем данного языка. При взаимодействии слуховых и кинестетических раздражений, которые поступают в кору головного мозга, возможно фонематическое восприятие речи. Вычленение отдельных фонем осуществляется тогда, когда такие раздражения начинают разграничиваться. При этом большую роль имеют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок синтезирует признаки одних фонем и способен отличать их от других.При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаток анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. В целом, первичного фонематического слуха достаточно для повседневного бытового общения, но недостаточно для овладения чтением и письмом. В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Г.М. Лямина, Н.Х. Швачкин доказали, что для процесса чтения и письма, необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, когда становится возможным деление слова на звуки, устанавливание последовательности звуков в слове [1,3,5].По данным Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет формирование фонематического восприятия происходит в параллели со становлением произносительной стороны речи.В развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слухового разграничения далёких звуков (гласных - согласных), потом переходит к различению тонких звуковых нюансов (звонких - глухих или мягких - твёрдых согласных). Сходство артикуляции вторых, способствует «заострению» слухового восприятия и руководствоваться исключительно слухом. Ребёнок начинает с акустического разграничения фонем, затем подключается артикуляция и, процесс дифференциации согласных, заканчивается акустическим различением (С.Н. Ржевкин, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин).Вместе с формированием фонематического восприятия, идет интенсивное становление словаря и овладение произношением. По данным С. Бернштейна, правильно мы слышим только те звуки, которые правильно произносим.Только при чётком, правильном произношении, можно, обеспечить тесную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неверно, способствует закреплению существующих нарушений в речи, и тормозит овладение письменной речью [20].Таким образом, фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.Фонематический слух у ребенка начинает формироваться уже с первых часов жизни. К концу второго месяца жизни, ребенок может определить направление звучания, поворачивает голову в сторону, откуда доносится звука.От 3 до 6 месяцев основную семантическую функцию несет интонация. У ребенка формируется способность разграничивать интонации и выражать свои переживания. В 6 месяцев ребенок подражает произношению некоторых фонем и слогов.В 3 - 4 года фонематическое восприятие ребенка совершенствуется, он умеет разграничить гласные и согласные звуки, затем, мягкие и твердые согласные и, наконец - сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен уметь разграничивать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие, как возможность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Структура речевого дефекта у дошкольников с нарушениями речиР.Е. Левина, Т.Б. Филичева и другие в своих работах отражают проблему при изучении ОНР (общего недоразвития речи).При нормальном интеллекте и слухе общее недоразвитие речи заключается в различных сложных нарушениях речи, с нарушениями в формировании всех компонентов речевой системы, которые касаются смысловой и звуковой стороны.Общее недоразвитие речи у всех детей сопровождается недоразвитием фонематического слуха, нарушением в произношении звуков, отставанием в формировании грамматического строя и словарного запаса.Проблема общего недоразвития речи типична в случае афазии и алалии, нарушений фонации (дизартрии, ринолалии), при диагностике не только нарушений фонетического компонента речи, но также, в то же время, недостатки в лексико-грамматической стороне речи и фонематическом восприятии.Проблема общего недоразвития речи выражается в том, что часто грамматические, лексические и звуковые аспекты речи носят дефектный характер, со скудным речевым словарем, поздним началом речи, дефектами образования фонем, произношения и аграмматизма. В этом случае дети могут понять обращенную к ним речь, но не могут ответить на обращение. В связи с этим дети с ОНР в умственном развитии характеризуются ограниченным мышлением, с трудностями в письме и чтении.Проблема недоразвития речи может выражаться у детей в разной степени - в том числе в виде недостатка речи, лепета, протяжной речи с элементами лексико-грамматического или фонетико-фонематического развития.Проявления дефекта по степени выраженности могут иметь общее недоразвитие речи трех уровней. Р.Е. Левина подробно описала эти три уровня.Первый уровень развития речи.У детей дошкольного возраста существует проблема почти полного отсутствия речи, которая состоит из аморфных однокоренных слов, звукоподражаний, сопровождаемых мимикой и жестами. Речь детей первого уровня непонятна окружающим. В этом случае для общения дети в основном используют звукоподражание, лепечущие слова, повседневные глаголы, отдельные существительные, фрагменты лепечущих предложений, с нечетким, размытым звуковым оформлением.Отдельные слова, используемые детьми, неточны по своему структурному и звуковому составу. Они используют одно и то же имя для обозначения разных объектов, с ассоциацией отдельных признаков по сходству, в разных ситуациях используются разные слова для обозначения одного и того же объекта, с заменой названий действий названиями объектов.Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков расплывчатое. Фонематическое развитие характеризуется зачаточным состоянием. Отличительной особенностью развития речи на этом уровне является ограниченная способность воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слова. Второй уровень развития речи. Характерно значительное увеличение речевых возможностей ребенка; для общения используются постоянные, но значительно искаженные речевые средства. Ребенок может обозначать названиями действия, предметы, отдельные признаки. Этот уровень может характеризоваться использованием местоимений, иногда также союзов, простых предлогов.Наблюдается отчетливое проявление речевой недостаточности во всех компонентах. Дети используют только простые предложения, которые объединяют два или три, в редких случаях четыре слова.Для детей характерны нарушения в произношении твердых и мягких звуков, глухие, звонкие, свистящие и шипящие.Характерны трудности в усвоении звуко-слоговой структуры, нарушение звуконаполнения - в том числе перестановка звуков, слогов, усвоение и замена слогов.Для детей характерна проблема недостаточности фонематического восприятия из-за неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.Звуковая сторона речи характеризуется искаженным составом. Неправильно произносимые звуки могут принадлежать к 3-4 фонетическим группам, например, переднеязычным (сонорные, аффрикаты, шипящие, свистящие), губным и заднеязычным.Нечеткая артикуляция гласных. Часто имеет место фактор смягченного звучания твердых согласных. Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, однако отмечается неточность их звукового состава. Передача звуковой композиции в односложных словах выполнена правильно. Повторение двухсложных слов часто сопровождается потерей звука, для трехсложных слов характерны пропуски и перестановки звуков, с сокращением 4-5 сложных слов до 2-3 слогов.Проявлением недоразвития речи является незнание многих слов, неправильное произношение звуков, аграмматизм, нарушение слоговой структуры слова, хотя понять смысл сказанного можно и вне ситуации. Дети используют жесты для объяснения. Третий уровень речевого развития - речь приобретает детализированный характер, уже нет грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений.Существует проблема недифференцированного произношения звука, с заменой одного звука одновременно двумя или более звуками этой или близкой фонетической группы. Фонетически ребенок не различает произношение и слух близких по звучанию, звонких - глухих, мягких - твердых и звуков С-Ш, З-Ж, Ч-Ц, Ш-Щ и т. д.Отмечена проблема нестабильных замен, когда произношение звука отмечается по-разному в разных словах. Смешение звуков, когда определенные звуки произносятся ребенком правильно, с их взаимной заменой в словах и предложениях. Группы звуков заменяются более простыми в плане артикуляции; при искажении слоговой структуры, невозможности воспроизведения ряда близких по звучанию слов, определенных слоговых и звуковых сочетаний.Фразовая речь расширена, содержит элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического развития; активная речь - простые предложения, трудно распределять простые и строить сложные предложения. Понимание речи близко к норме; трудности в понимании изменений в словах, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, в овладении лексико-грамматическими структурами, отражающими временные, пространственные, причинно-следственные связи и взаимосвязи. Произношение звуков улучшается, но могут сохраняться всевозможные нарушения. Характерны неустойчивые замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, а замены групп звуков проще в артикуляции. Меньше нарушений в слоговой структуре слова; в самых сложных случаях ошибки и искажения остаются такими же, как у детей 2-го уровня, особенно страдает звуковое наполнение слов.Общее недоразвитие речи может возникнуть в случае сложных форм детской речевой патологии - афазии, алалии, ринолалии, дизартрии.Часто алалия сочетается с дизартрией. Основными проявлениями являются нарушения голосообразования, дыхания, нарушения артикуляции звуков, изменения темпа речи, интонации и ритма. Могут быть проявления нарушений в различных сочетаниях и в разной степени, в зависимости от конкретной локализации поражения, времени появления дефекта и тяжести нарушения.У небольшого количества детей в группе с общим недоразвитием речи может появиться проблема ринолалии - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного аномалиями строения артикуляционного аппарата в виде расщелин.Необходимо понимать структуру общего недоразвития речи, причины, стоящие за ним, взаимосвязь между первичными и вторичными нарушениями, чтобы направлять детей в специальные учреждения, определять адекватные корректирующие меры, оказывать эффективную медицинскую и логопедическую помощь детям, предотвращая нарушения в письме и чтении в начальной школе.Таким образом, общее недоразвитие речи является формой речевой патологии, в случае которой наблюдается нарушение в формировании всех компонентов речевой системы, что относится к смысловой и звуковой стороне речи у детей с нормальным слухом, изначально интактным интеллектом. При дизартрии может наблюдаться общее недоразвитие речи.Основными проявлениями общего недоразвития речи в случае дизартрии являются расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования и дыхания, изменения ритма, интонации и речи.Недоразвитие речи выражено у детей в разной степени. У детей с I уровнем ОНР лепет может проявляться в виде полного отсутствия общеупотребительной речи. Более широкий пассивный словарный запас по сравнению с активным; зачаточное состояние фонематического развития; ограниченная способность воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слова. II уровень ОНР у дошкольников отмечается с частично сформированной речью. В речи используются местоимения, иногда союзы, простые предлоги. Дети используют только простые предложения, содержащие два или три слова. ОНР III уровня - аграмматическая фраза и расширенная речь, которая имеет элементы недоразвития, лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.Необходимо правильно понимать структуру общего недоразвития речи, причины, стоящие за ним, различные взаимосвязи между первичными и вторичными нарушениями, чтобы определить наиболее эффективные методы коррекции, предотвращающие возможные осложнения во время обучения в школе.1.4. Современное состояние проблемы изучения языкового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речиСо становлением логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Л.Ф. Чистович, Н.X. Швачкин и др.), стало понятно, что в случаях дефектов артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной мере нарушаться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологической диагностики речи детей, пришла к заключению о важнейшем значении фонематического восприятия для гармоничного формирования звуковой стороны языка. Было выявлено, что у детей с сочетанными нарушениями произношения и восприятия фонем, отмечается не законченность становления процесса артикуляции и восприятия звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными свойствами.Уровень фонематического формирования детей влияет на процесс овладения звуковым анализом. Степень развития действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова, зависят от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, первичное это недоразвитие или вторичное (Л.Ф. Спирова). Вторичное недоразвитие фонематического восприятия встречается при нарушениях речевых кинестезий, при анатомических и двигательных аномалиях речевых органов. В таких случаях нарушается адекватная слухо - произносительная взаимосвязь, являющаяся важнейшим механизмом становления произношения. Большое влияние оказывает низкая познавательная активность ребенка в период развития речи, и слабое произвольное внимание. Во время первичного нарушения фонематического восприятия, возможности овладения звуковым анализом и степень развития действия звукового анализа ниже, чем во время вторичного [30].Недоразвитие процесса произношения звуков, бывает вариативно. В иных случаях, процесс различения звуков еще не сформировался и вместо близких по артикуляции звуков, ребенок воспризводит средний, неотчетливый звук (мягкий звук ш вместо ш, вместо с - мякий с, вместо ч - мягкий т и т.п.).У детей с ОНР диагностируется общая смазанность речи, недостаточность артикуляции и выразительности речи. Это, зачастую, дети с ринолалией, дизартрией и акустико-фонематической и артикуляторно - фонематической формой дислалии. Для них характерна неустойчивость внимания и отвлекаемость [1,21].В норме становление фонематической стороны речи, идет по двум взаимосвязанным направлениям: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, необходимых для произношения) и усвоение системы признаков звуков, нужных для их различения.Любой язык обладает своей фонематической структурой, где звуковые признаки являются сигнальными и смыслоразличительными, а другие звуковые признаки остаются несущественными. Вся звуковая структура языка определяется системой оппозиций, где различие в одном признаке изменяет смысл всего слова.Ученые видят в этом доказательство того, что такие дефекты в развитии произношения, связаны с недостаточностью фонематического восприятия. При вычленении признаков, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития фонематического восприятия, в науке отмечаются такие особенности:1) дети испытывают трудности в воспроизведении ряда слогов с оппозиционными звуками, но эти звуки отдельно произносят правильно;2) допускают ошибки при вычленении звуков из слогов и слов, а так же при определении наличия звука в слове;3) затрудняются при отборе картинок и придумывании слов с каким - либо звуком;4) испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;5) невозможность узнавания первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах [15,17,24].Следствием того, что у ребенка нарушено фонематическое восприятие, у ребенка возникают значительные трудности в процессе овладения произносительной стороной речи и звуковым анализом слов, усвоения грамоты. Особенности речевого развития детей с ОНР может проявляться двояко: с преобладанием фонетико - фонематических расстройств (нарушение звукопроизношения в сочетании с недоразвитием звукоразличения), и лексико - грамматические нарушения. При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР диагностируется: [11]- трудности различения и анализа только тех звуков, которые нарушены в произношении (самая легкая степень нарушения);- недоразвитие звукового анализа, недостатки различения большой численности звуков, разных фонетических групп при правильном их артикулировании в экспрессивной речи;- невозможность различения звуков в структуре слова, выделения их из состава слова и определения их очередности (наиболее тяжелая степень нарушения).Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь фонемы, не нарушая смысла высказывания, другие ведут к смешению и не различению фонем, которые затрудняют понимание высказывания.А.Р. Лурия говорил, что высшей категорией фонематического слуха является, формируемая, благодаря обучению способность, вычленять звуки в слове и устанавливать их последовательность. Г.В. Гуровец, С.И. Маевская заключали, что в основе фонетико-фонематических расстройств лежат нарушения различных уровней и отделов нервной системы [14].Поражение нижнелобных отделов сенсомоторной области коры, ведет к недостаточному пониманию слышимой речи. Речевая активность снижается, характеризуется ограниченностью словарный запас, является короткой фраза. Фонематические нарушения выражаются в отсутствии или замене звуков.Поражение нижней части теменных отделов сенсомоторной области коры головного мозга (КГМ), приводит к несформированности фонематического слуха, диагностируется нечеткость, смазанность речи, нестойкие звуковые замены, ускоренный речевой темп, нарушение плавности в речевом потоке, частые запинки.Дефекты верхних височных отделов КГМ, являются следствием нарушений, чувства ритма речи, сочетания высказывания с движением. При интенсивной речевой активности встречаются замены и потери слоговых элементов, замены звуков, персеверации и опускание слогов, отклонение в ритмической структуре слова.Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия были впервые освещены в трудах Р. Е. Левиной.Фонетико-фонематическая сторона детей I уровня развития речи, имеет фонематическую неопределенность и слабые фонетические умения. Наблюдается неустойчивая артикуляция и низкое слуховое распознавание, что ведет к диффузности произношения фонем. У таких детей правильно произносимых звуков гораздо меньше, чем нарушенных.В произношении детей I уровня речевого развития друг другу противопоставлены только гласные - согласные, ротовые - носовые, взрывные - щелевые. Фонематическое развитие характеризуется зачаточным состоянием. Выделение изолированных звуков для таких детей непонятна и невыполнима [19].Имеется множество искажений, замен и смешений; нарушений произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих и у детей II уровня речевого развития. При этом произносить звуки отдельно, дети могут правильно, ошибки встречаются в спонтанном произношении. При правильном воспроизведении контура слов нарушается их звуконаполняемость.Замена некоторых звуков более простыми по артикуляции, чаще всего встречается в группе сонорных, свистящих и шипящих. Смешиваются йотированные звуки и звуки ль, г, к, х, искажается артикуляция некоторых звуков (горловое «р», межзубное произношение шипящих и свистящих) (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) [36].Одной из характерных особенностей детей с дизартирией является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза. Дошкольники одним звуком одновременно заменяют два или несколько звуков близкой фонетической группы (свистящих, шипящих, сонорных), сложные по артикуляции звуки, заменяются простыми.Наблюдаются случаи, когда звуки в разных словах по - разному произносятся и смешиваются, в изолированной позиции, воспроизводятся верно, а в потоке речи взаимозаменяются. Наблюдаются ошибки воспроизведения звуковой наполняемости слов, персеверации, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Диагностируется недостаточность фонематических процессов.Несформированность процессов различения звуков, звуковой анализ (узнавание звука, придумывания слова на определенный звук), является следствием фонематического недоразвития детей с дизартрией. Т.В. Александрова выделяла три степени речевого недоразвития у детей с речевыми нарушениями, для каждого из которых характерны свои особенности фонетико-фонематической стороны речевой системы [6].Первый уровень: произношение звуков диффузно, что характеризуется неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Дети не могут выделить отдельные звуки, ограничено восприятие и воспроизведение слоговой структуры слова.Второй уровень: фонетическая сторона речи отягащена многочисленными искажениями звуков, заменами и смешениями. Страдает произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Наблюдается дисгармония между умением правильно произносить звуки в изолированном положении и в речевом потоке, имеются трудности в усвоении звуко - слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуковая наполняемость: персеверации слогов, замены и уподобления слогов. Диагностируется недостаточность фонематического восприятия, неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом [8].Третий уровень: здесь характерным является одновременная замена двух или нескольких звуков, одни звуком близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] - сяни - сани, сюба - шуба, сипленок - цыпленок), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Для детей характерны нестойкие замены, при которых один звук в различных словах звучит по-разному; смешение звуков, когда отдельные звуки произносятся верно, а в речи взаимозаменяются. Большое число ошибок наблюдается при передаче звуковой наполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Диагностируется недостаточное понимание изменений значения слов, приставочным и суффиксальным способом [7].Таким образом, для детей дошкольного возраста с ОНР характерными являются затруднения становления процесса звукопроизношения, а так же нарушения фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза: дети затрудняются в воспроизведении слоговых рядов с оппозиционными звуками, которые изолированно произносят правильно; допускают ошибки при вычленении звуков из слогов и слов, а так же при определении наличия звука в слове; затрудняются в выборе картинок и придумывании слов с определённым звуком и выделением ударного звука в слове; нарушается узнавание первого и последнего согласного в слове и слогообразующего гласного в односложных словах.Несформированность фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза ведет к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в овладении грамотой.Глава II. Исследование языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную и контрольную группыИзучив теоретический аспект рассматриваемой нами проблемы, мы пришли к выводу, что развитие языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР, имеет свои особенности (трудности дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа; трудности дифференциации фонем по представлению; трудности фонематического анализа и синтеза, трудности фонематических представлений).Цель экспериментальной работы состоит в изучении особенностей развития Языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.Для реализации поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:Выделить критерии, разработать и описать уровни развития языкового анализа у детей дошкольного возраста с ОНР.Подобрать методики обследования особенностей развития языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей развития языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР.Описать анализ исследования.Разработать экспериментальную программу по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР. Провести анализ результатов.Общей теоретической основой нашего исследования явились следующие принципы:1. Принцип научности, предполагающий наличие понятий о надежных и достоверных психолого-педагогических методах и приемах изучения ребенка.2. Принцип гуманности предполагает признание ценности ребенка как личности, уважение его человеческого достоинства (при проведении экспериментального исследования обеспечивались комфортные психологические условия: использовались сюрпризные моменты и др. приемы для создания положительной мотивации у детей). 3. Принцип индивидуального подхода, согласно которому учитываются индивидуальные особенности ребенка (скорость предъявления материала, продолжительность работы, учет психологического состояния ребенка).4. Принцип доступности предполагает построение заданий на уровне реальных возможностей ребенка.5. Принцип последовательности предполагает плавное, поэтапное наращивание сложности предлагаемых заданий.6. Принцип наглядности, предполагает использование наглядного материала в работе с детьми.7. Принцип учета ведущего вида деятельности (все задания предъявлялись в игровой форме с использованием сюрпризных моментов).8. Этиопатогенетический принцип предполагает учет специфики дефекта (учитывалась скорость утомления детей, наиболее благоприятное время для проведения работы, объем предъявляемого материала) [10].Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: 1. Метод педагогического эксперимента; 2. Графические методы (составление таблиц, диаграмм);3. Методы статистической обработки. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:1-й этап – констатирующий (подбор диагностических методик для экспериментального исследования; проведение диагностического исследования у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с ОНР, для оценки особенностей развития языкового анализа и синтеза);2-й этап – формирующий (разработка и апробация программы, направленной на развитие языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР);3-й этап – контрольный (контрольный анализ экспериментальных данных, сравнение результатов, постановка выводов).Критериями исследования на основе анализа теоретического материала по изучаемой проблеме послужили следующие:I. Анализ предложений на слова;II. Слоговой анализ и синтез:2.1. Слоговой анализ;2.2. Слоговой синтез;III. Фонематический анализ, синтез и представления;3.1. Фонематический анализ;3.2. Фонематический синтез;3.3. Фонематические представления.В эксперименте участвовало 10 дошкольников старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с нормальным психофизическим развитием (контрольная группа) и с 10 старших дошкольников (5-6 лет) с ОНР III уровня (экспериментальная группа).2.2. Содержание методики исследования языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиНами были подобраны методики Т.А. Волковой, направленные на диагностику особенностей развития языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста, потому что она является модернизированной и рекомендованной к обследованию детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с современными требованиями коррекционного образования [4].Методика представляет собой достаточно сложную схему дифференцированной диагностики детей дошкольного возраста с речевой патологией. Нами была сделана выборка, включающая задания на выявление состояния языкового анализа и синтеза.Структура методики:I. Анализ предложений на слова;II. Слоговой анализ и синтез:2.1. Слоговой анализ;2.2. Слоговой синтез;III. Фонематический анализ, синтез и представления;3.1. Фонематический анализ;3.2. Фонематический синтез;3.3. Фонематические представления.Содержание методики:I. Анализ предложений на слова;Цель: исследование сформированности анализа предложений различной структуры на слова.Оборудование: текст с предложениями: Мальчик играет. Девочка рвет цветы. Ярко светит солнце. Птичка сидит в клетке. Папа рубит дрова топором. Около дома растет высокая береза. Птицы свили гнезда на деревьях.Процедура проведения: ребенку дается инструкция, где он должен послушать предложения, названные экспериментатором и после этого назвать число слов в предложении. Инструкция: «Я буду называть предложения, а ты приготовься назвать, сколько слов в предложении». Далее экспериментатор говорит предложение и задает вопрос: «Сколько слов в этом предложении?».Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияII. Слоговой анализ и синтез:2.1. Слоговой анализ.Цель: исследование сформированности слогового анализа.Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: дом, рама, каша, диван, сахар, лампа, кошка, клумба, танкист, машина, канава, барабан, самолет, капуста, гречиха, подсолнечник, скворечница.Процедура проведения: в начале эксперимента дается инструкция, где ребенку объясняют, что о должен сначала постараться определить и назвать сколько слогов было в слове. Далее при втором произнесении экспериментатором этого слова он должен повторить слово по слогам. После этого логопед предлагает ребенку назвать ударный слог слова, а потом предлагается назвать после еще одного произнесения слова, какой по счету ударный слог в слове.Инструкция: «Я буду говорить тебе слово, а ты постарайся определить, сколько слогов в этом слове». После экспериментатор произносит слово и задает вопрос: «Сколько слогов в этом слове?». После ответа ребенка логопед повторяет слово. «Сейчас я скажу тебе слово слитно, а ты постарайся повторить слово по слогам». «А теперь попытайся найти ударный слог в этом слове и назвать, каким он является по счету.»Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение задания2.2. Слоговой синтез.Цель: исследованиесформированности слогового синтеза.Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: лапа, мышка, лопата, лягушка, ленивый, выливает, постучали, простокваша, безоблачное, пирожковая.Процедура проведения: экспериментатор говорит ребенку, что он будет произносить слова по слогам, а ребенок должен послушать и сказать слово слитно. Инструкция: «Я буду произносить слова по слогам. А ты внимательно слушай, а потом скажи это слово слитно». Слово произносится по слогам, после чего экспериментатор задает вопрос: «Какое же слово я сказал?».Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение задания3. Фонематический анализ, синтез и представления.3.1. Фонематический анализ.Задание №1Цель: исследование сформированности выделения звука на фоне слова.Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: марка, окно, комар, дом, шапка, чашка, рама, цапля, обруч, шар, кольцо, огурец, ласточка, карман.Процедура проведения: ребенку предлагается определить, есть ли звук М (Ц или Р) в словах.Инструкция: «Сейчас я буду тебе говорить слова, а ты должен понять где спрятался звук М (Ц или Р).»Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияЗадание №2Цель: исследование сформированности определения первого и последнего звука в словах.Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.Процедура проведения: экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый и последний звуки в названном слове.Инструкция: «Сейчас я буду читать тебе слова, а ты определи какой первый звук в слове». После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук в слове?». Слово повторно называется.Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияЗадание №3Цель: исследование сформированности определения места звука в слове (начало, середина, конец).Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.Процедура проведения: экспериментатор предлагает ребенку найти звук и определить его место в слове.Инструкция: «Я сейчас прочитаю слова, а ты скажи мне где слышится звук М в слове рама (камыш, мотоцикл и т.д.)?»Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияЗадание №4Цель: исследование сформированности определения количества звуков в словахОборудование: карточка или дидактический материал со словами: дом, лук, рама, лапа, окна, астра, крыша, трава, кошка, лампа, карман, Барбос, клумба, палата, капуста.Процедура проведения: экспериментатор произносит слово и просит ребенка назвать сколько звуков в данном слове.Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слово, а ты внимательно слушай и определяй, сколько звуков в слове».Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияЗадание №5Цель: исследование сформированности определения последовательности звуков.Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: дом, лук, рама, лапа, окна, астра, крыша, трава, кошка, лампа, карман, Барбос, клумба, палата, капуста.Процедура проведения: ребенку предлагается последовательно назвать звуки слова.Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слово, а ты внимательно слушай и попробуй последовательно назвать все звуки в этом слове».Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияЗадание №6Цель: исследование сформированности определения «соседей» звука в слове.Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: муха, лужа, крыса, дочка, лампа, крошка, крапива, скатерть, скакалка, крыжовник.Процедура проведения: экспериментатор называет слово и предлагает ребенку определить какой звук находиться перед ранее выбранным звуком.Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе слово , а ты должен определить и назвать какой звук в слове муха слышится перед звуком Х, после звука Х?»Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияЗадание №7Цель: исследование сформированности определения позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?).Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: рама, лампа, сумка; крыша, пароход, карман; мышка, лягушка, окошко; скатерть, скамейка, локоть.Процедура проведения: Ребенку даются следующие задания: определить, какой по счету звук М в словах рама, лампа, сумка; какой по счету звук Р в словах крыша, пароход, карман; какой по счету звук Ш в словах мышка, окошко, лягушка; какой по счету звук К в словах скатерть, скамейка, локоть.Инструкция: «Сейчас я буду читать слово, а ты должен определить и назвать каким по счету будет являться звук М (Р, Ш, К)»Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение задания3.2. Фонематический синтез.Цель: исследование сформированности фонематического синтеза.Оборудование: карточка или дидактический материал со словами: мак, сук, рука, лужа, мошка, ручка, канава, сухари, капуста, крошка.Процедура проведения: экспериментатор называет звуки слова и просит ребенка узнать слово.Инструкция: «Сейчас я по очереди буду произносить звуки, а ты должен понять, что за слово я загадал и назвать его».Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение задания3.3. Фонематические представления.Задание №1Цель: исследование сформированности придумывания слов из определенного количества звуков.Оборудование: - .Процедура проведения: ребенку предлагается придумать по три слова из 3-х, затем из 4-х, далее из 5-ти звуков.Инструкция: «Сейчас я тебе задам определенный звук, а ты должен будешь придумать слова с этим звуком. Только есть одна особенность, данное слово должно состоять из 3-х. (затем из 4-х, далее из 5-ти звуков.)»Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияЗадание №2Цель: исследование сформированности нахождения картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков.Оборудование: предметные картинкиПроцедура проведения: ребенку предлагается внимательно рассмотреть 6-7 картинок и показать те, в названии которых три звука. Аналогичным образом дается задание отобрать картинки, в названии которых четыре, а затем пять звуков.Инструкция: «Сейчас я разложу перед тобой несколько картинок, а ты должен определить на каких из картинок есть предметы, содержащие 3 звука. (затем 4, потом 5).»Критерии оценки:4 балла - точное выполнение задания3 балла - допускает негрубые ошибки2 балла - выполнил 0,5 задания верно1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно0 баллов - отказ или невыполнение заданияОбщий вывод об уровне развития языкового анализа и синтеза делается с учетом общего количества баллов.0-16 баллов - низкий уровень. Уровень развития языкового анализа и синтеза значительно отстает от нормы. Ребенок не справляется с большинством предложенных заданий, отмечаются отказы от ответов.17-32 баллов - уровень ниже среднего. Уровень развития языкового анализа и синтеза ниже возрастной нормы. При выполнении заданий отмечается большое количество ошибок.33-48 баллов - средний уровень. Уровень развития языкового анализа и синтеза на нижней границе возрастной нормы. Ребенку требуется помощь педагога, подсказки, наводящие вопросы, образец выполнения задания.49-64 баллов - высокий уровень. Уровень развития языкового анализа и синтеза соответствует возрастным нормам. Ребенок справляется с большинством предложенных заданий, помощь педагога практически не требуется.ЗаключениеИзучив психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей развития языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР, мы выявили, что языковой анализ и синтез – результат деятельности высших психических функций. Формирование высших психических процессов происходит в онтогенезе и представляет собой сложную систему взаимодействия биологических структур и социальных факторов.В ходе формирования языкового анализа и синтеза происходит перестройка первичного слуха, овладение и пользование им в целях решения новых задач.Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последующем не позволяет им овладеть грамотой в школе.Недостаточное развитие у детей с ОНР языкового анализа и синтеза проявляется в неумении дифференцирования фонем на основе слухопроизносительного анализа; трудностях повтора слогов с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками; трудности дифференциации фонем на основе слухового восприятия; трудности выделения звука из слова; затруднения при определении первого, последнего звука в слове; затруднения при определении последовательности и количества звуков в слове; трудности подбор слов с заданным звуком.Нами был подобран ряд методик, направленных на диагностику особенностей развития языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста (Г.А. Волковой), так как она является модернизированной и рекомендованной к обследованию детей с нарушениями речи в соответствии современными требованиями коррекционного образования.Для изучения состояния исследуемого вопроса были предложены следующие методы исследования: метод педагогического эксперимента, графические методы (составление таблиц, диаграмм) и статистической обработки. Таким образом, гипотеза исследования доказана, задачи решены, цель курсовой работы достигнута.Список литературыБельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. -143 с.Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: МГУ, 1970. – 156 с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. - СПб.: Акцидент, 1995. – 134 с.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999 – 125с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. – 205 с.Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003.-112 с.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998.-123 с.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1963. – 167 с.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: Просвещение, 1994. -178 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.-201 с. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т.1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-189 с.Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М.: Академия, 1978. -98 с.Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 167 с.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001.- 123 с.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Просвещение, 1996.-189 с.Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.- 234 с.Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: Союз. 1999.- 134 с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.- 146 с.Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 278 с.Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.:ВЛАДОС, 2003.- 187 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраста: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 167 с.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. М.: Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1963, Т.3. – 189 с.Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999.- 187 с. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Просвещение, 2001. – 156 с.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М.:ВЛАДОС, 2002.- 190 с.Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.- М.: Владос 1997.- 156 с..Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999. – 167 с.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Москва, 1991.- 187 с.Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999 .- 187 с.Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Просвещение, 1999.- 192 с.ФиличеваТ.Б., Чевелева Н.А. Нарушения речи у детей. - М.: Просвещение, 1993.- 167 с.Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- 234 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: просвещение, 1998.- 209 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.