Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Роль психического состояния матери на эффект ранней депривации

Тип Курсовая
Предмет Клиническая психология

ID (номер) заказа
4195162

500 руб.

Просмотров
687
Размер файла
2.53 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ РАННЕЙ ДЕПРИВАЦИИ   6

1.1 Понятие ранней депривации   6

1.2 Особенности и феномен ранней депривации   10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕПРЕССИВНОЙ МАМЫ   22

2.1 Психический аппарат ребенка в условиях депрессивной мамы   22

2.2 Оценка взаимодействия ребенка и депрессивной мамы   28

2.3 Роль и значимость психического состояния матери при взаимодействии с ребенком  31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   38

 

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение или неполнота разносторонних связей и отношений всегда или почти всегда приводят к повышению вероятности угрозы безопасности жизни и деятельности человека. Отсутствие возможностей удовлетворения потребности во взаимодействии негативно влияют на состояние организма и детерминируют развитие психической депривации. Своевременное налаживание правильных эмоциональных взаимоотношений между ребенком и взрослым обусловливают успешность познавательной деятельности, его физического и психического развития (Л.С. Алексеева, М.А. Дмитриева, Д.Д. Исаев, В.Л. Юлдашев).Поскольку семья является фундаментальным фактором в становлении ребенка, следует говорить о лишении семьи как форме общественной и эмоциональной депривации. В зависимости от предмета, создающего психотравматическую (депривационную) обстановку для ребенка, выделяются материнская, отцовская, родительская и детская депривация (субъекты братьев и сестер). Помимо того, депривация семьи может быть эпизодическим (временное отделение от одного из родителей либо семьи) и хроническое (непрерывная разлука). Множество изысканий проводилось по вопросам материнской депривации (Л.С. Алексеева, Т.П. Гаврилова, В.А. Гурьева, В.Н. Дружинин, Б.С. Круглов, Т.М. Мишина, Т.В. Поздеева, А.С. Спиваковская, О.Н. Шаховская).Многочисленные исследования подтвердили, что важнейшим фактором развития в младенческом возрасте являются взаимоотношения ребенка с матерью или замещающим ее лицом (мать). Негативным аспектом психического функционирования матери, оказывающее влияние на развитие ребенка является материнская депрессия.Послеродовая депрессия возникает у 6-17% родильниц, часто связана с нейроэндокринными сдвигами и неблагоприятными социальными условиями. К основным симптомам послеродовой депрессии относятся следующие симптомы, которые появляются в течение первых шести недель: плохое настроение, ранние утренние пробуждения, снижение аппетита, чувство вины и самообвинения, неадекватное поведение с ребенком, нарушение концентрации внимания, агедония, тревожность, раздражительность, сниженная самооценка, мрачное видение будущего, нарушенный сон, снижение энергичности.Молодые матери не получают удовольствия от взаимодействия с ребенком, чувствуют вину за это, раздражаются тем самым формируя порочный круг.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Негативным аспектом психического функционирования матери, оказывающее влияние на развитие ребенка, является материнская депрессия. Депрессивные симптомы осложняют материнство, притупляя или замедляя реакцию матери на сигналы ее ребенка, либо провоцируя раздраженные или навязчивые реакции, не соответствующие сигналам ребенка. Такая мать может отказываться взаимодействовать с ребенком или же общаться с ним реже и короче, реже прикасаться к малышу и менее внимательно реагировать на его сигналы.Поскольку в речи депрессивной матери, обращенной к ребенку, отсутствуют качества, способствующие ассоциативному познанию, их дети отстают от других по стандартной шкале речевого и умственного развития, и это отставание продолжается после года, особенно если эти симптомы у матери не проходят более шести месяцев. Такие дети демонстрируют меньшую вовлеченность в социальную активность и большую представленность отрицательных эмоций, менее устойчивое внимание, слишком высокую активность. Все это делает крайне важной своевременную диагностику и профилактику развития депрессии у матерей детей раннего возраста.Объект исследования. Феномен ранней материнской депривации.Предмет исследования. Психологическое состояние матери.Цель работы. Исследовать роль психического состояния матери на эффект ранней депривации.Задачи работы:Рассмотреть понятие ранней депривации;Изучить особенности и феномен ранней депривации;Провести анализ психического аппарата ребенка в условиях депрессивной мамы;Дать оценку взаимодействию ребенка и депрессивной мамы;Определить роль и значимость психического состояния матери при взаимодействии с ребенком.Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.Теоретико-методологические основы исследования: проблема материнской депривации раскрыта в работах Н.М. Щелванова, А.Н. Запорожец, Дж. Боулби, М. Малер, Д.Н. Исаева, Э. Эриксона, С.В. Петровой, Е. Е. Ляксо, А.Д. Громовой, А.В. Куражовой, О.А. Романовой, А.В. Остроухова, В.С. Мухиной, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых др.Гипотеза: существуют значимые различия в поведенческих особенностях, воспитывающихся в семье и детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Дети, воспитывающиеся в условиях материнской депривации, склонны к формированию девиантного поведения. Эффективная коррекционная работа по снижению уровня девиантности детей возможна с помощью социально-психологического тренинга.Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого- педагогической работе с подростками с целью снижения склонности к девиантному поведению.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и списка использованных источников.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ РАННЕЙ ДЕПРИВАЦИИ1.1 Понятие ранней депривацииОдной из великих целей психологии в экспериментальной области является открытие происхождения психопатологии, то есть психологических расстройств. Это кажется недостижимой целью, потому что кроме генов возникновение расстройства определяется и другими факторами.Окружающая среда также играет существенную роль в развитии человека. Более того, именно ее сочетание, фенотип, например, объясняет либо появление психопатологического расстройства, либо его невыраженность. Некоторые важные аспекты окружающей среды, которые могут повлиять на фенотип, — это образование, семейные привычки или, как мы объясним в этой работе, ранняя депривация.center145869Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Формы депривацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Формы депривацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Формы депривацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Формы депривацииОдним из ключевых факторов, который исследователи изучают в отношении возникновения психопатологии, является ранняя депривация. Под ней понимается неуверенность, отсутствие заботы, стимуляции или голода в раннем возрасте развития.Все мы являемся социальными существами. Каждый человек принадлежит к определенной социальной группе. При нормальном развитии ребенок общается с родителями, взрослыми и другими детьми и взрослыми, удовлетворяет свои основные потребности. Если физическое или психическое развитие затруднено, то общение такого ребенка будет страдать, следовательно, он не сможет сообщить о своих потребностях и не получит их удовлетворения. Но бывают ситуации, когда при нормальном, казалось бы, формировании личности, происходит ограничение личных контактов и других потребностей. Это явление получило название «депривация». В психологии это понятие рассматривается очень тщательно. Депривированный человек не может гармонично жить и развиваться.В психологии под депривацией понимается определенное состояние психики, при котором человек не может удовлетворить свои основные потребности. Также это состояние возникает в случае лишения человека каких-либо благ, к которым он уже очень сильно привык. Следует отметить, что такое состояние возникает не со всеми отвергнутыми потребностями. У человека существует большое количество желаний и стремлений, но если он их не достигает, то существенного ущерба его личностной структуре не наносится. Важно удовлетворить жизненно важные потребности и нужды. Депривация — это в психологии не любое отклонение от привычной жизнедеятельности человека. Это состояние является глубоким переживанием.Существуют определенные внутренние причины депривации. Этому состоянию подвержены люди, у которых по каким-либо причинам существует внутренний вакуум ценностей. С чем связана депривация? В психологии это состояние и многие другие взаимосвязаны. Ведь личность целостна в своей многогранности. Если человек долгое время находился в одиночестве, в местах лишения свободы, в болезненном состоянии, он теряет способность следовать всем нормам, правилам и ценностям общества. В результате его понятия не совпадают с иерархией ценностей окружающих его людей, возникает внутриличностный вакуум. В таком состоянии он не может находиться постоянно, ведь жизнь продолжается и человеку необходимо подстраиваться под ее течение и требования, которые предъявляет к нему общество. В результате личность встает на путь формирования новых идеалов на основе уже разрушенной иерархии потребностей и ценностей.Депривация в психологии человека давно рассматривается учеными в поисках методов ее нейтрализации. Ведь такие чувства, как депривация, отчаяние, чувство утраченного личного достоинства и другие, не несут положительных аспектов для развития личности.Депривация в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину «фрустрация» со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.Ранняя психосоциальная депривация может привести к проблемам в социальном функционировании, включая неизбирательное поведение, невнимательность/ гиперактивность и проблемы в формировании адаптивных социальных отношений со сверстниками и взрослыми. Эти последствия, по-видимому, сохраняются еще долгое время после того, как ребенок попадает в семью со стабильным и поддерживающим уходом. Становится все более очевидным, что недостатки и задержки в развитии, возникающие в результате такой депривации, берут свое начало в нарушенном развитии мозга. В следующих разделах мы попытаемся представить концептуальную основу для этого наблюдения.На развитие мозга влияет сочетание механизмов, ожидающих и зависящих от опыта. Первые относятся к характеристикам окружающей среды, которые теоретически являются общими для всех представителей вида, в то время как вторые относятся к характеристикам окружающей среды, которые являются уникальными для индивидуума. Краткий список ожидаемых от опыта характеристик среды может включать доступ к опекуну, адекватное питание, сенсорную и когнитивную стимуляцию, а также лингвистический вклад. Хотя этот список характеристик среды может показаться очевидным, дети, воспитывающиеся в условиях глубокой депривации - например, в учреждениях - лишены большинства элементов того, что должно быть «ожидаемой» средой. Такая депривация окружающей среды в чувствительные периоды развития может привести к недоопределению и неправильному подключению цепей в незрелой нервной системе.Следовательно, депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.1.2 Особенности и феномен ранней депривацииДепривация, включая пренебрежение, наносит вред детям в основном из-за отсутствия оптимальной среды и недостатка возможностей для развития, а не из-за активного жестокого обращения со стороны воспитателей. Тем не менее, последствия могут быть длительными и иметь важные последствия для возможностей, которые эти дети имеют в дальнейшей жизни, и для жизни их детей. Поэтому крайне важно, чтобы социальная работа включала в себя понимание того, что подразумевается под депривацией и каковы ее возможные последствия, чтобы специалисты могли попытаться противопоставить негативным возможным результатам позитивные действия.760540220898Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Факторы психической депривацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Факторы психической депривацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Факторы психической депривацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Факторы психической депривацииДепривация может означать недостаток времени (и собственных навыков), уделяемого воспитателями для когнитивного развития детей, или недостаток ресурсов, таких как книги, игровые блоки и т.д., которые дети могут использовать, или и то, и другое. Дети проходят через этапы интеллектуального развития, а также развития навыков. Без возможности практиковаться и добиваться успеха дети не могут этого делать. Им трудно овладеть навыками, и им также труднее удовлетворительно развиваться на этапах социального развития. Пиаже часто является первым откликом в любых дебатах, связанных с развитием образования, что, возможно, удивительно, поскольку он не был (в традиционном смысле) психологом, а скорее «генетическим эпистемологом (человеком, интересующимся биологическим объяснением знаний)». Несмотря на это, всесторонние исследования Пиаже стали частью основ психологии развития и особенно актуальны для обсуждения последствий когнитивной депривации.Теория Пиаже гласит, что существует четыре основные стадии развития: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, конкретная операциональная стадия и формальная операциональная стадия. Эти четыре стадии охватывают не только интеллектуальное развитие, но и развитие навыков. Если один или несколько из этих этапов пропущены, навыки могут так и не развиться. Например, Джин, девочка, которую до четырнадцати лет держали в комнате без всякого контакта и взаимодействия, пропустила все стадии развития. Хотя в конце концов ее научили ходить, она, например, так и не смогла грамматически правильно говорить, и хотя ее «тонкая моторная координация была близка к норме, у нее была крайне слабая грубая моторика. Она также не могла сфокусироваться на чем-либо на расстоянии более 13 футов, что свидетельствовало о неспособности объединить осязание и зрение».Конечно, Джин — это крайний пример; в большинстве случаев когнитивной депривации речь идет о том, что у воспитателей нет ресурсов или желания стимулировать своих детей в когнитивном плане, что приводит к пробелам в развитии ребенка. Например, ребенок, которого недостаточно стимулируют, оставляя в кроватке или в привычной обстановке без новых впечатлений и игрушек, скорее всего, будет пытаться создать собственную стимуляцию, например, плохо себя вести, быть деструктивным и даже причинять себе вред такими действиями, как вырывание волос. Стимулирующее детство также воспринимается как неотъемлемая часть формирования отношений между родителями и детьми, а также «развития способности к самоуспокоению и саморегуляции в более позднем детстве».Заторможенное развитие детей, подвергшихся сенсорной депривации в младенчестве, например, в детском доме или неблагополучной семье, свидетельствует о том, что стимулирующий опыт является неотъемлемой частью не только развития, но и выживания.Эриксон также провел обширное исследование последствий когнитивной депривации, но сосредоточился на развитии эго. Эту теорию обычно называют теорией мастерства; основная идея заключается в том, что если ребенок овладевает каким-либо навыком, это создает у него чувство уверенности в себе. Если ребенок не овладел каким-либо навыком, например, не научился читать или социально общаться, у него будет низкая уверенность в своей способности развиваться и учиться, и поэтому он будет делать это в замедленном темпе. Эриксон считал, что здоровое эго «подталкивает ребенка к следующей стадии развития».Как уже было сказано, депривация относится не только к недостатку когнитивной стимуляции, но также может относиться к недостатку социального вклада в ребенка, когда воспитатели не взаимодействуют в достаточной степени, не исследуют личные и социальные аспекты жизни эффективно. Это часто происходит через игру, но также и через моделирование поведения ухаживающих лиц - поощрение детей ухаживать за плюшевыми игрушками и куклами может помочь детям развить эмпатическую реакцию на других людей. Дети, у которых не так много возможностей для игры с другими детьми, также могут испытывать трудности. Им трудно понять точку зрения других и они не учатся изменять свое поведение, чтобы соответствовать другим.Также важна концепция сдерживания и «достаточно хорошего воспитания». Без этого детям трудно справиться с собственным дистрессом или, возможно, с разочарованием от того, что все делается не так, как они хотят.Существует множество возможных последствий такой депривации, которые включают временную или постоянную задержку в когнитивном развитии, повышенную агрессивность, эмоциональную или социальную отстраненность, а также увеличение вероятности депрессии во взрослой жизни.Другая ключевая вещь, которую следует рассмотреть, — это теория разума. Теория разума - это «способность приписывать ментальные состояния убеждениям, намерениям, желаниям, притворству, знаниям и т.д. Дети, лишенные этой области, вполне могут развить теорию разума и другие социальные навыки позже в жизни, но ущерб уже нанесен, потому что отсутствие навыков в раннем возрасте означает, что им не хватает друзей, они не уверены в себе, и это может иметь эффект снежного кома, когда отсутствие возможностей продолжается в жизни, потому что им не хватает социальных навыков, и они часто агрессивны и отстранены.Влияние эмоциональной депривации на детское развитие может быть драматичным. Спитц и Вольф в 1940-х годах, исследуя детские дома в США, обнаружили, что дети, не имевшие значительного личного общения, могли страдать от анаклитической депрессии, а заболеваемость была чрезвычайно высокой даже при соблюдении правил питания и медицинских рекомендаций.Это крайняя степень депривации. Однако менее экстремальные уровни лишений также могут привести к плохим перспективам развития детей.Очевидной областью для обсуждения здесь является привязанность. Детям, не имеющим надежной привязанности, трудно быть уверенными в себе, чтобы исследовать свое окружение - они проводят слишком много времени в защитных мерах - боязливые дети не исследуют и поэтому не учатся и не развиваются. Мэри Эйнсворт разработала способ проверки привязанности детей к своим воспитателям, который назывался «странная ситуация», когда детей оставляли, а затем воссоединяли с воспитателем. Дети, которые были расстроены при расставании, но легко успокаивались при воссоединении, называются детьми с «надежной привязанностью». Дети с небезопасной привязанностью, которых невозможно утешить или которые совершенно не переживают из-за всей ситуации, впоследствии часто испытывают трудности в установлении привязанности к другим людям, или иногда неразборчиво относятся к привязанности к взрослым, и поэтому подвергаются большему риску, например, становятся более уязвимыми к жестокому обращению.Депривация в отечественной психологии бывает трех видов:эмоциональная;сенсорная;социальная.Это основные виды депривации, но на самом деле их гораздо больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния. Но многие из них идентичны в своем проявлении. В психическом смысле депривация — это в психологии такие чувства, как страх, постоянная тревога, потеря жизненной активности, недовольство собой, своей жизнью и окружающими, затяжная депрессия, вспышки агрессии.Но при схожести ощущений и переживаний, степень погружения человека в это состояние у всех разная. Она зависит от стрессоустойчивости человека, степени закаленности его психики, а также от силы самого депривационного воздействия на человека. Но как существуют компенсаторные возможности человеческого мозга на физиологическом уровне, так существует и такое же свойство психики. При полном удовлетворении других потребностей человека депривационное состояние одного несчастного будет менее интенсивным.Разница между фрустрацией и депривацией. Эти два понятия близки по смыслу, но они не идентичны. Фрустрация рассматривается в науке как реакция человека на раздражитель. После любой стрессовой ситуации человек может впасть в уныние, замкнуться в себе на несколько часов или даже дней, а затем вернуться к нормальной жизни. Депривация в психологии — это состояние гораздо более тяжелое и болезненное. Оно может действовать на человека с разрушительной силой. От фрустрации оно отличается интенсивностью, продолжительностью и жесткостью. Депривация может объединять сразу несколько неудовлетворенных потребностей, в этом случае наблюдаются различные типы этого состояния.Эмоциональная депривация в психологии. Бывает, что это состояние возникает из-за непреднамеренных эмоций, когда человек полностью или частично лишен различных эмоциональных реакций. Чаще всего это недостаток внимания со стороны других людей. Такое состояние редко возникает у взрослых, но психология детской депривации уделяет этому явлению достаточно много внимания. При отсутствии любви и ласки ребенок начинает испытывать вышеописанные ощущения. Эмоциональная депривация очень тесно связана с материнской депривацией, о которой мы поговорим ниже.Для взрослых гораздо большие разрушения вызывает так называемая моторная депривация. Это состояние, при котором человек ограничен в движении вследствие травмы или болезни. Иногда не так страшна болезнь или физические аномалии, как реакция человека на них. Специалистам очень сложно вернуть к активной жизни людей, находящихся в таком состоянии.Сенсорная депривация. Сенсорная депривация в психологии означает лишение человека различных ощущений. Чаще всего ее провоцируют искусственно, чтобы исследовать способность человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки специалистов в области авиации, работников государственных электростанций, разведки, военных специалистов и так далее.В большинстве случаев такие эксперименты проводятся путем глубокого погружения человека в бокс или другое ограниченное устройство. При длительном нахождении в таком состоянии у человека возникает состояние неустойчивости психики: торможение, пониженное настроение, апатия, которые через короткое время сменяются раздражительностью и чрезмерной возбудимостью.Социальная депривация. Депривация в психологии проявляется по-разному. Разновидности групп социума также подвержены этому состоянию. Есть такие общества или социальные группы, которые сознательно лишают себя общения с внешним миром. Но это не так страшно, как полная социальная депривация от одного человека. Все члены молодежных организаций, сект и национальных меньшинств, отделившие себя от общества, хотя бы общаются друг с другом. У таких людей нет необратимых последствий для психики, вызванных социальной депривацией. Чего не скажешь о заключенных, длительное время находящихся в одиночных камерах или людях, испытывающих психотические расстройства.Находясь долгое время наедине с самим собой, человек постепенно теряет навыки социального общения и интерес к другим людям. Известны случаи, когда человек переставал говорить, потому что забывал звук своего голоса и значение слов. Социальная депривация также может поразить людей смертельной болезнью, которой можно заразиться. Поэтому существует закон о неразглашении таких диагнозов.Материнская депривация. Такие явления, как депривация, в психологии развития изучаются довольно тщательно, поскольку последствия такого состояния для незрелой личности могут быть пагубными. Когда взрослый человек испытывает это ощущение, ему некомфортно, плохо и одиноко. У ребенка оно вызывает эмоции, гораздо более сильные, чем перечисленные. Дети подобны восприимчивым губкам, которые впитывают негатив гораздо быстрее и сильнее, чем взрослые.Ярким примером материнской депривации является госпитализм. Это состояние одиночества ребенка, вызванное его разлукой с матерью. Этот синдром был особенно заметен после войны в 1950-х годах, когда появилось много сирот. Даже при хорошем уходе и правильном кормлении, у детей гораздо позже появлялся комплекс восстановления, они позже начинали ходить, говорить, у них было гораздо больше проблем с физическим и умственным развитием, чем у тех, кто воспитывался в семьях. После этого явления специалисты отметили, что депривация в психологии детей влечет за собой большие изменения в психике. Поэтому были разработаны методы ее преодоления.Последствия депривации у детей. Мы уже определились, что основными видами депривации в психологии детей являются эмоциональная и материнская. Это состояние негативно влияет на развитие когнитивных процессов в мозгу ребенка. Он растет несамостоятельным, лишенным чувства уверенности в любви, поддержке и признании. Такой ребенок гораздо реже улыбается и проявляет эмоции, чем его сверстники. Его развитие замедляется, формируется неудовлетворенность жизнью и самим собой. Чтобы предотвратить это, психологи определили, что ребенка нужно обнимать, целовать, гладить и поддерживать (похлопывать по плечу или руке) не менее 8 раз в день.Депривация у взрослых. Депривация в психологии взрослых может возникнуть на основе старой детской или из-за неудовлетворенных потребностей взрослого возраста. В первом случае вредное воздействие на психику будет гораздо сильнее и разрушительнее. Иногда, работая с такими взрослыми, специалисты чувствуют себя бессильными. Во втором случае коррекция поведения возможна при поиске путей удовлетворения депривированной потребности. С помощью специалиста человек может выйти из состояния нелюбви к себе, апатии и депрессии.Влияние эмоциональной депривации на развитие представляется тщательно изученным, особенно среди детей, помещенных в учреждения, чьими эмоциональными потребностями сильно пренебрегали из-за нехватки ресурсов, времени и склонностей. Всем психологам хорошо известно о порой бурных желаниях и установках тех, кто в детстве чувствовал себя обделенным вниманием и отвергнутым. Однако недавно «психологически недоступное материнство» было определено как реальная форма жестокого обращения.Еще одна область, которую необходимо изучить, связанная с привязанностью, — это влияние разрыва отношений, отсутствия родительского воспитания в результате смерти или развода. Очевидно, что это также связано с утратой и тяжелой утратой, но может быть связано и с лишениями и пренебрежением, так как исследование Раттера на острове Уайт показало, что острое расставание между супругами гораздо хуже для детей, чем когда оно не острое, поэтому проблема заключается не только в самой утрате. Когда родители не уделяют внимания благополучию детей, они страдают: хуже успевают в школе, у них чаще случаются ранние беременности, они чаще становятся безработными и сами разводятся - таким образом, эффект лишения действительно распространяется на следующие поколения.Все последствия депривации, о которых шла речь в этой работе, скорее всего, сохранятся в следующих поколениях. Родители, которые не умеют играть, сопереживать, эффективно общаться без агрессии или эффективно сдерживать свои эмоции, из-за того, что в детстве были лишены этих навыков, с меньшей вероятностью позволят своим детям также обладать этими навыками.Все эти формы депривации имеют огромное значение для практики социальной работы, и есть много мест, где социальные работники могут вмешаться в эту передачу депривации от поколения к поколению. Одним из примеров этого является программа «Уверенное начало», которая в настоящее время находится под угрозой сокращения правительством. Sure Start — это мультидисциплинарный подход, включающий социальных работников, который призван помочь родителям и младенцам/молодым детям в неблагополучных районах преодолеть последствия ранней депривации. Учитывая разрушительные последствия депривации, социальные работники и другие специалисты должны быть осведомлены о ее существовании и последствиях. Проведенные исследования показывают, что дети, страдающие от депривации, имеют более долгосрочные проблемы в развитии, чем дети, пострадавшие от физического насилия.Также наблюдается повышенное вовлечение социальных работников в работу CAMHS (групп по охране психического здоровья детей и подростков) - еще одной многопрофильной группы, которая занимается вопросами психического здоровья молодых людей и причинами их заболеваний. Уже давно очевидно, что психологическое здоровье напрямую связано с лишениями в детстве, но только недавно стало видно, что социальные работники работают с другими специалистами, чтобы попытаться интегрировать более профилактические меры против психологических последствий лишений, а не просто работать над устранением последствий. Работа вместе со специалистами в области психического здоровья с целью выявления и предотвращения причин и последствий депривации — это новое явление, которое серьезно изменило направление современной практики социальной работы.Все большее значение в социальной работе приобретают связи с акушерками, врачами общей практики, детскими садами и начальными школами, чтобы выявить тех, кто находится в группе риска на ранней стадии. Местные акушерки и терапевты должны проверять вес и развитие детей, а также их отношения с воспитателями. Более активное участие и общение между специалистами, окружающими младенцев и детей, являются неотъемлемыми инструментами в выявлении ранних признаков депривации и ее влияния на развитие.Повышение внимания к детям, выходящим из-под опеки, и оказание им помощи - еще один шаг, который должен сделать сектор социальной работы. Именно эти люди рано заводят детей и, скорее всего, продолжают цикл пренебрежения и лишений. Они также, как правило, беднее, а экономическая депривация может в значительной степени способствовать безнадзорности и лишениям во всех их формах.Следовательно, аспект «депривации» характеризуется условиями окружающей среды и соседства с недостатком соответствующих ресурсов в отношении таких факторов, как занятость, доход, образование, здоровье, условия жизни и барьеры для получения жилья и услуг. Хотя воздействие таких условий связано с целым рядом негативных последствий для здоровья, есть доказательства того, что проживание в условиях высокой депривации может повышать риск развития именно психотического расстройства.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы понятия ранней депривации.Таким образом, в заключение следует отметить, что существует множество различных форм депривации, все они оказывают разрушительное воздействие на развитие ребенка и имеют соответствующие последствия для социальной работы. Было бы разумно отметить, что все виды депривации взаимосвязаны и в определенной степени взаимозависимы, и часто дети, подвергающиеся одной из них, почти несомненно подвергаются другой. Для социальных работников основное внимание должно быть сосредоточено на важности прекращения передачи последствий депривации из поколения в поколение. Раннее вмешательство имеет первостепенное значение для предотвращения передачи этих последствий, и сегодня все больше внимания уделяется профилактике и реабилитации, поэтому социальные работники в большей степени выполняют реабилитационную роль, что позволит изменить лицо практики социальной работы.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕПРЕССИВНОЙ МАМЫ2.1 Психический аппарат ребенка в условиях депрессивной мамыКогда мать находится в депрессии, страдают и ее дети. Наше общество представляет материнство как время наивысшей самореализации, что способствует формированию нереалистичных ожиданий в сознании молодых мам. В результате они могут чувствовать себя виноватыми или слабыми за то, что им тяжело дается материнство.center182632Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Цикл депрессииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Цикл депрессииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Цикл депрессииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Цикл депрессииНераспознанная и нелеченая депрессия у родителей является мощным фактором риска для детей. Прежде всего, депрессия нарушает способность матери правильно общаться со своими детьми. Исследования Национального института психического здоровья показывают, что младенцы матерей, страдающих депрессией, меньше общаются с детьми, чаще суетятся и плачут, а также демонстрируют более высокий уровень физиологического стресса, чем дети матерей, не страдающих этим заболеванием.Некоторые исследования даже намекают на связь между депрессией матери и физическим здоровьем ребенка. Исследование, проведенное в Детском центре Джона Хопкинса, показало, что дети с астмой, чьи матери имели признаки депрессии, чаще страдали от симптомов астмы.867418269108Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Причины послеродовой депрессииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Причины послеродовой депрессииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Причины послеродовой депрессииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Причины послеродовой депрессииПричины депрессии у мам. В первые дни после родов многие женщины испытывают «детскую депрессию», выражающуюся в перепадах настроения, плаче, беспокойстве, раздражительности, трудностях с концентрацией внимания и сном. Эти симптомы обычно проходят в течение двух недель и не требуют лечения.Если симптомы сохраняются и усугубляются в течение следующих нескольких месяцев, это состояние считается послеродовой депрессией (ПРД). Нелеченая ППД длится год и более. Однако к этому времени мамы уже реже связывают свою депрессию с родами.Никто еще не до конца понимает происхождение депрессии, хотя сейчас исследователи считают, что это состояние является нарушением работы нейротрансмиттерной системы мозга, которая влияет на эмоции, сон и аппетит.Хрестоматийное определение депрессии — это постоянное состояние недомогания, вялость, увеличение (или потеря) веса и чрезмерный сон (или бессонница). Но она может принимать разные обличья, особенно у матерей. Часто она похожа на безнадежность, сочетающуюся с неспособностью справляться с повседневными делами и отсутствием интереса к чему бы то ни было.Факторы риска депрессии у матерей. Хотя отцы страдают от депрессии чаще, чем считалось ранее (недавний опрос показал, что 26 процентов отцов проявляют признаки депрессии через три-шесть месяцев после рождения ребенка), женщины всегда страдали от нее чаще. Эксперты полагают, что это может быть связано с тем, что женщинам приходится выполнять сложную роль, заботясь о детях и сталкиваясь с множеством других проблем.Известно, что это заболевание передается по наследству, но гораздо большую роль могут играть экологические причины. Депрессия может быть отчасти реакцией на хронический стресс, а марафон материнства — это определенно хронический стресс.По данным исследования, проведенного Гарвардской медицинской школой и Мичиганским университетом, 10 процентов женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в течение последнего года страдали депрессивными расстройствами. По данным Национальной целевой группы по проблемам женщин и депрессии Американской психологической ассоциации, мамы, сидящие дома и имеющие более одного ребенка младше трех лет, страдают от депрессии чаще, чем женщины с детьми постарше; так же, как и работающие мамы, которым трудно организовать или оплатить уход за ребенком.Как выглядит депрессия? «Особенно трудно распознать депрессию у матерей, потому что они так заняты заботой о других и выглядят компетентными», - говорит доктор Бердсли. Журналистка из Вашингтона, округ Колумбия, Трейси Томпсон боролась с депрессией, когда ее дочь была маленькой. Она знает, что семье и друзьям бывает трудно заметить тревожные признаки. «Никто не видит, что с тобой что-то не так, а ты мучаешься, поэтому ты просто страдаешь», - говорит Томпсон.Как автор книги «Призрак в доме: Материнство, воспитание детей и борьба с депрессией», Томпсон опросила около 400 матерей, у которых была диагностирована депрессия. Самыми распространенными симптомами, о которых они сообщили, были раздражительность, неспособность установить границы с детьми и тяга к одиночеству.Это порочный круг: Мама хочет побыть одна, но ее дети хотят, чтобы она играла с ними. Когда малыши неизбежно переходят границы, она настолько истощена, что правила уходят в прошлое, ванны пропускаются, один час телевизора превращается в два.Более того, «мамы могут говорить, что не выходят на улицу, потому что не хотят, чтобы кто-то трогал или обижал ребенка, а при дальнейшем выяснении часто оказывается, что они сами боятся обидеть ребенка», - говорит Патрик Финли, доктор медицинских наук, профессор клинической фармакологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско. «Тревога часто сопровождает депрессию».Варианты лечения депрессивной мамы. Половина американцев, страдающих от клинической депрессии, не получают никакого лечения, согласно исследованию, проведенному учеными Калифорнийского университета и Университета Уэйна в Детройте. Но отсутствие помощи только ухудшает ситуацию, поскольку риски, связанные с нелеченной депрессией, хуже, чем риски, связанные с обычно назначаемым лечением, говорит доктор Финли.Врач оценит симптомы депрессии и подберет для вас оптимальный вариант лечения, будь то разговорная терапия, группы поддержки или прием антидепрессантов. Некоторые из этих препаратов можно безопасно принимать во время кормления грудью (они попадают в грудное молоко, но в достаточно низких концентрациях, чтобы врачи не считали их вредными). Врачи обычно начинают прием с самой низкой дозы. Может потребоваться несколько попыток, прежде чем они подберут подходящий препарат, и после этого доктор Финли рекомендует оставаться на нем не менее шести месяцев, поскольку исследования показали, что слишком раннее прекращение приема антидепрессантов повышает риск рецидива.Как только мать начинает лечение, ее дети также могут получить пользу, показало исследование Колумбийского университета и Психиатрического института штата Нью-Йорк. Как бы ни было соблазнительно полностью уклониться от этой темы, эксперты говорят, что лучше не ограждать детей от того, что вы переживаете. Об этом можно говорить с детьми, начиная с трехлетнего возраста.Маленькие дети могут беспокоиться, что они могут заразиться маминой болезнью, или они могут чувствовать ответственность и хотеть вылечить ее. Поощряйте открытое общение; депрессия никогда не должна быть заклеймена тайной или стыдом.Детям требуется время, чтобы понять, что такое депрессия, и высказать свои опасения. Дети, которые хорошо себя чувствуют в таких обстоятельствах, способны понять, что депрессия может повториться, и они могут сформулировать защитные стратегии, такие как общение с другими поддерживающими взрослыми и участие в мероприятиях.2.2 Оценка взаимодействия ребенка и депрессивной мамыТолько мать и ее ребенок знают, какая связь их объединяет. Она мощная, сильная и неразрывная, если оба полны решимости и любовь искренняя. Однако существует множество внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на эту мощную связь.Несомненно, депрессия - одна из самых страшных болезней нашего времени. Это состояние характеризуется чувством непонимания и одиночества. И для матери эта проблема распространяется на все ее окружение, особенно на ее детей, которые могут чувствовать это сильнее, чем если бы это было их собственное. Влияние, которое родители оказывают на своих детей, определяет их развитие. Настроение матери оказывает мощное влияние, которое будет очень важным в первые дни жизни ребенка.После родов для матерей нормально испытывать страх. Но это может легко перерасти в психологический регресс, который напрямую отразится на ребенке. Если это произошло, мать должна взять себя в руки и подняться над ситуацией, но не все могут это сделать.Если депрессия длится долго, то окружающая обстановка повлияет на отношения матери и ребенка и на его развитие. Ребенок будет страдать и пытаться выполнить требования родителя, прежде чем попросит удовлетворить свои собственные потребности.Исследования влияния депрессии на отношения между матерью и ребенком. Дональд Винникотт, знаменитый психоаналитик, был одной из самых важных фигур в лечении материнской депрессии и ее влияния на детей. Фактически, его интерес к этой теме удвоился, когда к нему в кабинет пришла женщина, обеспокоенная потерей веса своего ребенка.Винникотт заметил, что у матери была депрессия. Он также определил, что озабоченность своим малышом давала ей чувство облегчения, поскольку отвлекала ее от других вещей, о которых она обычно беспокоилась.Благодаря общению с ребенком он узнал, что женщина подвергалась насилию со стороны мужа. Он заботился о собственном самоуважении и счастье ценой боли и страданий своей жены. И только после того, как ребенок осознал ситуацию, он снова начал есть.Однако, несмотря на улучшение состояния ребенка, Винникотт рекомендовал матери пройти психологическое лечение, поскольку это окажет положительное влияние и на ее сына.Депрессивные матери отключаются от своих жизненных импульсов и лишают своих детей ласки, в которой они нуждаются, до такой степени, что это может повлиять на поведение ребенка. Если дети не получают безопасности и привязанности от своих воспитателей, у них формируется ложное чувство собственного достоинства, которое побуждает их исполнять желания других людей и угождать другим, вместо того чтобы угождать своему истинному «я».Весь этот процесс может привести к тому, что они не смогут общаться со сверстниками и окружающим миром. Были даже случаи, когда младенцы переставали улыбаться естественным образом. Они просто поддерживали этот жест, чтобы понравиться другим.Депрессия - сложное заболевание, которое трудно преодолеть. Матерям, страдающим ею, требуется большая сила воли и поддержка, чтобы преодолеть ее. Проявление привязанности к ребенку — это одна из тех вещей, которые могут помочь.Также важно знать, что мы не боги. Быть родителем не значит знать все. И даже если их физические потребности удовлетворены, дети не застрахованы от конфликтов. Мы должны решать свои собственные проблемы и помогать нашим детям делать то же самое.Важно относиться к депрессии серьезно. Преуменьшать ее значение или пытаться создать впечатление, что все в порядке, — это ошибка, которая только усугубит ситуацию. Важно доверять, слушать и понимать.И, конечно, без психотерапевтической помощи не обойтись. Хороший специалист может помочь разрешить ситуацию, предотвратить переход депрессии в резистентную к лечению форму и облегчить страдания как самого пациента, так и его близких, особенно детей.Депрессия может быть определяющим фактором в отношениях между матерью и ребенком, и она может серьезно повлиять на развитие ребенка. Необходимо лечить ее наилучшим образом, чтобы дети могли иметь все то счастье, которого они заслуживают.2.3 Роль и значимость психического состояния матери при взаимодействии с ребенкомВ первые несколько недель после родов происходит множество изменений на эндокринном уровне, и некоторые женщины испытывают так называемый «детский блюз», или послеродовую депрессию. После родов уровень окситоцина повышается. Окситоцин отвечает за любовь, которую мы испытываем к нашим детям, а также за чувство ответственности и защиты, которое наполняет нас каждый раз, когда мы смотрим на них.Следует иметь в виду, что на психологическом уровне большие изменения, происходящие с появлением нового члена семьи, могут привести к тому, что в послеродовой период ваши ожидания относительно роли матери не оправдаются.Вы чувствуете себя обязанной быть счастливой и сияющей, когда рожаете, и, конечно, это невероятный опыт, но некоторые матери не чувствуют этого до тех пор, пока не пройдет некоторое время.Маме нужно это время, чтобы адаптироваться к новой ситуации, но это не значит, что мама должна чувствовать себя виноватой или винить себя за то, что вы «плохая мать», и тем более не позволять этого делать другим. Поддержка со стороны партнера, семьи и социального окружения очень важна.Будущие матери - особенно впервые ставшие матерями - как правило, имеют нереалистичные ожидания в отношении материнства. Наши мамы, бабушки, тети и соседки в течение девяти месяцев рассказывали нам, как прекрасно быть матерью и как сильно они от этого выросли, и поэтому мы с нетерпением ждем момента, когда станем самым счастливым человеком на свете.И вдруг вы рожаете ребенка и замечаете, что не испытываете того чувства эйфории. Вы чувствуете себя грустно, растерянно и странно... но почему? Разве вы не должны быть самой счастливой женщиной в мире?Это материнское чувство не приходит по волшебству. Все, кто говорил будущей маме, что роды были одним из самых удивительных моментов в их жизни, не лгали, но они также забывали, что всем нужно время, чтобы адаптироваться к новым и важным ситуациям, и это совершенно нормально.Мама может испытывать сильное чувство вины из-за некоторых негативных, автоматических мыслей, таких как «я плохая мать», «мой ребенок будет травмирован, потому что я не справляюсь», «моя жизнь превратилась в вечное пятно...».Важно выявить эти негативные мысли, чтобы научиться преодолевать их и менять на более реалистичные, позитивные. В противном случае чувство вины может перерасти в глубокую печаль или даже депрессию. Мама может попасть в порочный круг, когда у нее не будет сил заботиться о ребенке или о себе, что сделает первоначальное чувство вины еще более сильным и запустит цикл дальше.Если это произойдет, мама в конечном итоге подтвердит свои негативные мысли. «Я даже не могу кормить грудью, посмотрите, какая я ужасная мать». Этот порочный круг может привести к послеродовой депрессии.Помимо гормональных и психологических изменений, происходящих после родов, маме придется столкнуться с множеством жизненных изменений: недостаток сна, отсутствие времени для себя, отсутствие близости с партнером, встречи на приеме и т.д. Все эти изменения усугубляют не самые позитивные эмоции, которые вы можете испытывать в первые несколько недель.Родительская депрессия формирует не только восприятие мира родителями, но и внутреннее и внешнее восприятие мира ребенком, говорит Смит. Было установлено, что родители, страдающие депрессией, по-другому взаимодействуют со своими детьми, что влияет на их развитие. Например, говорит Смит: «В некоторых исследованиях было установлено, что депрессивные матери используют меньше эмоций и выразительности в общении с детьми. И они меньше смотрят в глаза».Депрессия родителей может повлиять на многие виды родительской деятельности. Даже такое простое занятие, как чтение ребенку книжки со сказками, может быть затронуто. Депрессивный родитель может быть не таким живым и выразительным, говорит она. Например, он или она не будет менять голос для разных персонажей или создавать звуковые эффекты. Особое беспокойство, по словам Смит, вызывает изоляция, которая может возникнуть у родителя и ребенка, что она называет одним из «самых больших последствий, ограничивающих социальные сети как взрослых, так и ребенка».Исследования связывают родительскую депрессию (включая пренатальную депрессию) с широким спектром трудностей, некоторые из которых остаются на всю жизнь. Депрессия не только мешает родительскому общению и воспитанию, но и означает, что родители могут не делать того, что необходимо для обеспечения безопасности и здоровья своих детей (например, использовать автокресло или делать прививки). Дети школьного возраста с депрессивными родителями могут хуже успевать в учебе, в некоторых исследованиях было установлено, что у них чаще возникают проблемы с поведением и ухудшается общее состояние здоровья.Депрессия влияет на настроение, сон, аппетит и уровень энергии родителей. Типичные симптомы депрессии включают постоянную грусть и потерю интереса к деятельности, которая раньше приносила удовольствие, а также слишком мало или слишком много сна, трудности с концентрацией внимания, изменения аппетита (ест много или очень мало), низкий уровень энергии и мысли о самоубийстве. Нелеченая депрессия повышает риск злоупотребления психоактивными веществами.Признаки депрессии, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию детей, включают:Отсутствие отзывчивости по отношению к ребенку. «Родители с депрессией реже реагируют должным образом на сигналы (такие как плач, зрительный контакт или жестикуляция) своих маленьких детей», - говорит Смит.Неадекватное поведение родителей. Некоторые родители, страдающие депрессией, пренебрегают своими детьми и отстраняются от них, в то время как другие проявляют повышенную навязчивость и чрезмерную активность, говорит Смит. По ее словам, эти, казалось бы, противоположные модели поведения объединяет то, что ни один из них не чувствителен к сигналам ребенка. Опоздания или прогулы ребенка в школе. Дети могут постоянно опаздывать или пропускать школу, потому что у их родителей не хватает энергии или организационных навыков, чтобы вовремя выйти из дома.В целом, врачи (включая врачей первичного звена, акушеров-гинекологов и педиатров) все больше осознают многочисленные риски для здоровья, связанные с депрессией. Большинство врачей проверяют наличие депрессии на регулярных приемах, обращая внимание на симптомы (например, увеличение или уменьшение веса, вялость) и задавая конкретные вопросы, направленные на ее выявление. Некоторые люди обращаются к врачу самостоятельно, потому что чувствуют себя подавленными, других же могут настоятельно попросить об этом обеспокоенные друзья или члены семьи.Исследования показывают, что психотерапия, особенно в форме когнитивно-поведенческой терапии (КПП), может быть очень эффективным методом лечения депрессии. CBT противостоит негативным и непродуктивным мыслительным шаблонам, которые усиливают депрессию, помогая людям переформулировать их в более позитивные и продуктивные. «CBT - одна из самых эффективных форм психотерапии, поскольку она направлена на развитие навыков управления мыслями и поведением», - говорит Смит. Дополнительные подходы к лечению, используемые по мере необходимости и целесообразности, могут включать совместные занятия с родителем и ребенком, направленные на то, чтобы помочь родителю научиться формировать привязанность и быть более чувствительным к сигналам ребенка. Для тех, кому это полезно, также предлагаются услуги по посещению на дому и лечение наркомании. Кроме того, многим родителям помогает прием лекарств от депрессии.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ функционирования психического аппарата ребенка в условиях депрессивной мамы.Таким образом, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также большое количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности.ЗАКЛЮЧЕНИЕКак известно, семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения.Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии как самих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где активно развивающийся социальный запрос на такого рода психологические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостающей информации. Помимо возникновения потребности в повышении своей родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств. Все это ведет к направленному, осознанному развитию не только информационных, но и эмоциональных основ материнской сферы. Ее построение становится задачей самого субъекта материнства. Женщина интересуется тем, что она должна чувствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к материнству теперь не ограничивается ведением беременности и сведениями об уходе за ребенком и кормлении. В нее входят развитие эмоциональной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения и т. п. Разумеется, этот новый «путь к модели» еще только начинается. Но, возможно, он приведет не только к новой модели материнства и формированию соответствующих содержаний материнской сферы женщины, но и окажется эффективным для воспитания ребенка, обладающего высоким уровнем эмоционального благополучия и способностью к активной и счастливой жизни в новых условиях развития общества. Подводя итог описанию дисгармонии в отношениях между матерью и ребенком, неизбежно возникает вопрос: каковы пути коррекции данных отклонений и как помочь всем членам семьи обрести личностную зрелость и встать на путь личностного роста и гармонии в развитии. До самого конца жизни дети могут предъявлять претензии матери и перекладывать на нее ответственность за собственные недостатки. Терапия же может помочь изменить это переложение ответственности, признать собственный вклад в эти проблемы и распутать многие осложнения между матерью и детьми через понимание (в смысле эмпатии) судьбы собственных родителей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 2019. - 391 с.Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Изд- во В.А. Михайлова, 2019. – 89 с.Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2020.-212 с.Баженова, О. В., Баз, Л. Л. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка [Текст] / О.В. Баженова, Л.Л. Баз // Синапс. – 2019. - № 4. – С. 27.Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2020.- 390 с.Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.Бочанцева Л.И. Психология семьи и семейного воспитания Family psychology and family education: учебно-методическое пособие: / Л.И. Бочанцева. – М. Библио-Глобус, 2017. – 274 с. Брутман, В. И., Панкратова, М. Г. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей [Текст] / В.И. Брутман, М.Г. Панкратова // Вопросы психологии. – 2019. - № 5. – С. 19.Варга, Ф. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / Ф.Я. Варга. - М., 2019. – 363 с.Варга. А.Я. Структура и типы родительских отношений // Дисс. . канд. психол. наук. М., 2020. - 206 с.Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов / С.А. Векилова. — М.: Юрайт, 2020. — 308 с.Ворошнина, О. Р. Психологическая коррекция депривированного материнства [Текст] / О.Р. Ворошнина. - М., 2019. - 341 с.Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 160 с.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 280 с.Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.Коваленко, Н. П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности [Текст] / Н.П. Коваленко. - СПб., 2019. - 352 с.Лукьянова М.В. Психология семьи: учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 138 с.Мухамедрахимов, Р. Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов // Вопросы психологии. – 2019. - №6. – С. 21.Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов / О.Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 234 с.Филиппова, Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез [Текст] / Г.Г. Филиппова. - М., 2019. - 356 с.Хямяляйнен Ю.И. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. СПб., 2020. - 107 с.Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины // Дис. канд. психол. наук.-М., 2020.-259 с.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2020. - 512 с.Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления (женские символы и техники власти в русской этнической традиции) // Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. - СПб., 2020. - С. 126 - 158.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.