Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте

Тип Курсовая
Предмет Возрастная психология

ID (номер) заказа
4195274

500 руб.

Просмотров
1004
Размер файла
1.17 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ   5

1.1 Понятие и сущность застенчивости   5

1.2 Проблема застенчивости в подростковом возрасте   8

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН ПОДРОСТКОВОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ   13

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ   21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   27

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы застенчивости в подростковом возрасте заключается в том, что именно данный возрастной период характеризуется повышенным уровнем застенчивости. В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению,застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели детям младшего возраста, кажется, что родители учителя и сверстники о них дурного мнения. Они чаще испытывают депрессивные состояния. Подростковый период – это важный и значимый этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослой жизнью. В это время тело подростка претерпевает физиологические и психоэмоциональные изменения, которые в свою очередь сопровождаются определенными трудностями. Данные перемены, происходящие в образе тела, за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд существенных проблем, как для подростка, так и для его ближайшего окружения. Они могут стать первопричиной закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости. Закомплексованному и стеснительному подростку сложнее найти общий язык со своими сверстниками, сложнее делать выбор и принимать самостоятельные решения. Они предпочитают общение с людьми младшего возраста, и даже зачастую избегают возможных коммуникаций и дружеских отношений с другими людьми, замыкаются в себе и закрываются от внешнего мира.Между тем, развитие личности в подростковом возрасте предполагает расширение круга общения, кругозора и поведение застенчивого подростка лишает его самого главного и необходимого в жизни – это социального и межличностного общения. А это ведет к замкнутости и одиночеству. Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. При этом нагрузка на психику в настоящее время определяется высоким ритмом жизни, обилием информации, своеобразием способов ее приобретения и многими другими обстоятельствами. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов.Подростковый  период – это этап онтогенеза, находящийся  между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов  человека. Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Особенно ярко застенчивость  проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее  общаться со сверстниками, зачастую они  сами избегают контакта с другими  людьми. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.Застенчивость – это действительно,скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии. Поэтому важно на более раннем этапе понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы и как она влияет на психическое состояние подростка.Цель  исследования: изучение половозрастных комплексов подростков на примере застенчивости.Объектом исследования является застенчивость как личностная характеристика.Предметом исследования являются психологические особенности застенчивых подростков.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ1.1 Понятие и сущность застенчивостиЗастенчивость – понятие растяжимое, существует множество определений застенчивости. По мнению психолога Зимбардо, быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении).[12]Бурно М.Е. пишет, застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все же точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Застенчивость – это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.По мнению Д. Бретта, застенчивость – явление, гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и взрослых считают себя застенчивыми.[4]Среди школьников застенчивость распространена больше, чем среди взрослых, так как многим взрослым удается преодолеть свой детский недуг. В подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели мальчиков, вследствие того, что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителей противоположного пола с большей силой заложено в наших девушках, чем в юношах. Правда это не говорит, что женщины чаще бывают застенчивы, чем мужчин. Это соотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слоя общества.[12]Застенчивость существует в жизни каждого из нас. То, что человек считает своим сокровенным секретом, на самом деле переживает великое множество людей. Составными характеристиками застенчивости являются:внешнее поведение человека, сигнализирующее другим "Я застенчив";физиологические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо и т. д.;внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.[10]Различайте тех, кто застенчив внутри, и тех, кто застенчив снаружи. Люди с застенчивой внешностью не общительны или коммуникабельны, им не хватает социальных навыков. Это влияет на их отношения с окружающими, что, в свою очередь, усугубляет болезненную самооценку и заставляет человека замыкаться в себе. Застенчивые экстраверты, как правило, имеют более низкий статус в обществе, чем они того заслуживают, и редко становятся лидерами. Если застенчивые в душе люди талантливы, они обычно делают блестящую карьеру. Конечно, это стоило им многого эмоционально..[12]Поэтому можно сказать, что застенчивость — очень распространенное и разностороннее качество в характере человека. Это может быть небольшое смущение, это может быть большая проблема, это может быть очарование юности, а может быть совершенство характера. Застенчивость является частью личного опыта, но ее последствия ощущаются обществом в целом.1.2 Проблема застенчивости в подростковом возрастеЗастенчивость – явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек.[12]Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе рисуют печальную картину. Мальчики находят их слишком высокими, толстыми, хрупкими, уродливыми и, как правило, не такими симпатичными, как их застенчивые одноклассники. Точно так же застенчивые девушки описывают себя как более худых, менее привлекательных и менее умных, чем их подруги. Все это определяет важнейший аспект детского самосознания: они считают себя «менее популярными», чем их менее застенчивые сверстники. Это страшно, особенно для мальчиков. Никто из них не считал себя «популярным», а три четверти заявили, что они «не популярны».В социальном плане застенчивые дети часто избегают контактов с другими людьми. Они часто испытывают какое-то беспокойство и думают, что они хуже, чем другие дети. Они склонны колебаться в принятии решений, не проявляя инициативы, не выступая и не защищаясь. Они часто ведут себя неадекватно, их коммуникативные навыки слабы, а «язык тела» слишком скромен. [9]В результате застенчивые дети часто попадают в порочную ловушку «самосбывающегося пророчества». Его манера поведения и поведение предполагают неприятие другими, что по своей сути делает такое неприятие более вероятным. Чем больше его избегают или отвергают другие, тем больше вероятность того, что он останется самосознательным из-за отсутствия практики или положительной обратной связи.Застенчивость часто связана с такими чертами личности, как робость, добросовестность, нерешительность, смущение, медлительность, неуверенность в себе, тревога, скептические тенденции, страх, грусть, паранойя, застенчивость и переживание неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс неполноценности, при котором человек старается держаться подальше от ответственной деятельности, бизнеса, реального взаимодействия с людьми. Застенчивому подростку труднее выступать перед аудиторией (например, отвечать на уроке перед всеми на доске), знакомиться с людьми и добавлять к ним несколько игр, чем тому, кто от природы смел. Ему трудно спросить у незнакомых людей, куда и как идти, трудно учителю объяснить непонятный вопрос, трудно что-либо попросить, трудно кому-то затруднить, трудно попросить сдачу в магазине , даже если это важно.Все застенчивые люди одинаковы (включая детей). То же самое они чувствуют и при общении с окружающими: скованность, смущение, боязнь начать или поддержать разговор. Эти чувства могут быть особенно сильными, если они оказываются в неожиданных ситуациях общения, в незнакомых обществах или больших компаниях.Часто застенчивый человек, разговаривая с незнакомым человеком, навязчиво представляет себя в данный момент – как он шевелит ртом, как произносит, как кивает, как неловко организует вещи руками, представьте себе это Все может показаться странным и ненормальным для своих собеседников. Из-за этих упорных тревог он и сам стал более нервным, покрасневшим, вспотевшим и не знал, куда идти, - и теперь он больше боялся того, что Бог знает, что о нем подумают. Только с близкими застенчивый способен по-настоящему смягчиться душевно и телесно и может даже обижать близких своей раздражительностью, командовать ими.[10]Особенно в подростковом возрасте застенчивый обычно бунтует незрело (сознательно, чаще бессознательно), возмущаясь своей застенчивостью, робостью, холопской волей подчиняться более сильному. Это проявляется в виде вспышек отчаянной смелости с закрытыми глазами, даже агрессии и неуважения (так называемая застенчивая сверхкомпенсация, или «застенчивость и неуважение»). Подражая смелым, бесстрашным, самонадеянным, сверхуверенным в себе сверстникам, часто преклоняясь перед ними, застенчивый иногда громко «ненавидит» учителей или даже девушек, которые ему нравятся, а потом долго страдает за то, что он делает.Он часто стыдился своей трусости и хотел избавиться от нее, его мучили сомнения, нерешительность и тоска по трусости, с которой он родился. Однако при возникновении реальной опасности (драки, драки или хотя бы экзамена) застенчивый человек обычно психологически защищен таким образом, что при четком понимании того, что происходит вокруг него, он может не бояться ни при каких обстоятельствах. в то время его способность бояться, можно сказать, была отключена. Психически приятно жесткая.И благодаря этому он в опасности нередко ведет себя продуманно-храбро.[25]Застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Важно отличать застенчивого ребенка от ребенка, который просто менее экстравертирован и предпочитает уединение. Поведение некоторых подростков внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.Эти самодостаточные дети могут быть вполне довольны своей жизнью в отличие от застенчивых детей, которые воспринимают себя как людей "по ту сторону". Они рады были бы вкусить радости дружбы и общественной деятельности, но боязливость и недостаточная уверенность в себе мешают им.По мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которые свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости подвержены больше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классов количество тех, кто в настоящий момент является застенчивым, составляет 42%. Мальчики и девочки склонны оценивать себя примерно одинаково. А вот среди учащихся седьмых и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%, преимущественно за счет девочек. Вероятно, потребность быть популярным среди сверстников и высоко оцениваться по параметру физической (сексуальной) привлекательности более жестко запрограммирована у девочек-подростков, чем у мальчиков. Одна 14-летняя девочка рассказывает о своих переживаниях: "Когда я сильно нервничаю, у меня начинает чесаться голова, и я постоянно чешусь". Я не знаю, как вести себя на людях. Я по-разному себя веду в школе и дома. Я и одеться-то не могу, как мне хочется".А вот что пишет о своих страданиях девочка-подросток, которая чувствует, что слишком сильно отличается от своих подруг: "Я надеюсь, что вы не выбросите это письмо только потому, что оно от нескладного подростка. Мне, правда, очень скверно, и я прошу о помощи. Моя главная проблема в том, что я сама себе не нравлюсь – и я стараюсь быть очень дружелюбной, чтобы скрыть свою застенчивость, а в результате веду себя слишком шумно. Я в восторге от некоторых девочек и хотела бы походить на них, но ничего у меня не получается. Я не такая как все."[12]Следует также заметить, что нет ничего аномального в том, что на определенных этапах подростки переживают периоды застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, преходяща, в отличие от застенчивого ребенка, у которого застенчивость – устойчивая черта характера.Вследствие того, что застенчивые дети редко причиняют неприятности другим и обычно портят жизнь только себе, их часто не замечают. Стоит обратить внимание на проявление неудовлетворенности, печали и нереализованных возможностей, которые могут сопутствовать застенчивости. Необходимо уделять побольше времени подростку и приложить дополнительные усилия, чтобы помочь ему обрести уверенность, которая необходима для нормального участия в различных общественных ситуациях повседневной жизни.ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН ПОДРОСТКОВОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕПо словам Ф. Зимбардо, застенчивость – понятие весьма расплывчатое: чем сильнее и глубже мы в него всматриваемся, тем больше видов и граней застенчивости открывается. Застенчивость тесно связанна со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов [5]. По определению Б. Н. Куницыной, застенчивость - свойство, которое может возникнуть у человека как следствие постоянного испытываемого дискомфорта и определенных трудностей в ситуациях межличностного неформального общения; наблюдается в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями психомоторики, речевой деятельности, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самоощущения. Первое упоминание термина «застенчивость» относят к 1000 г. н. э., Словарь Уэбстера определяет застенчивость, как состояние «стеснения в присутствии других людей». В русском же языке понятие «застенчивый» исходит от глагола «застить» и толкуется словарем В. И. Даля как «охотник не неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый». В Словаре русского языка С.И. Ожегова застенчивость определяется как склонность человека к робкому и стыдливому поведению в общении. Бурно М.Е. пишет, что застенчивость связана с такими свойствами характера, как робость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, склонность к сомнениям, страхам, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности [2]. По мнению В. Джонсона и Б. Карпентера застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, неаккуратные, неловкие, боящихся чужого мнения, не умеющих отстаивать свою позицию, обречённых на одиночество или непонимание и непринятие коллективом, не способные к сотрудничеству и достижению целей. Все внимание и психоэмоциональные силы таких людей направлены на преодоление своей стеснительности и борьбу со своим страхом общения с другими людьми. Природу застенчивости рассматривали разные представители нескольких психологических направлений [4]. В теории врожденной застенчивости понятие «застенчивость» предстает как врожденное качество, человек рождается с определенным набором качеств, в том числе и с застенчивостью, и не в состоянии их изменить до конца жизни. Сторонники данной теории утверждали, что человек способен лишь минимизировать влияние одного из врожденных качеств, но не избавится от него совсем. Психолог Р. Кеттел в своем 16-факторном личностном опроснике выделил шкалу с двумя противоположными свойствами личности - смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к опасности. Низкие показатели по данному фактору указывают на сверхчувствительную нервную систему, остроте реагирования на любую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанности чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивыми людьми. Теория бихевиоризма, напротив, представляет собой понимание того, как человеческая психика влияет на выбор модели поведения, стиля жизни и образа мысли, а само поведение отражает реакцию на внешние раздражители. Данная теория включает в себя определение того, что застенчивость возникает в том случаи, когда люди не могут самостоятельно овладеть социальными навыками общения. Но если создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить, так как, застенчивость - это реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая закрепощенность [4]. В рамках Психоаналитической теории, понятие застенчивости рассматривается как ответная реакция на неудовлетворенные потребности, и связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы. Застенчивость расценивается как внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта, психоаналитические рассуждения основаны на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить [4]. А. Адлер - представитель индивидуальной психологии, ввел понятие «комплекс неполноценности» и считал, что все подростки испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства и нехватки сил, возможностей, что может способствовать затруднению их развития. Каждый подросток выбирает свой собственный жизненный стиль и руководствуется имеющимся у него представлением о себе и мире в целом. Адлер предполагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми, а те, кто не склонен к сотрудничеству и взаимовыручке, оказываются одинокими. Подростки могут стать таковыми по причинам органической неполноценности, по причинам частых болезней, что заставляет их соперничать с другими. Адлер ввел понятие «неуверенное поведение», обусловленное страхом критики, страхом сказать «нет», страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с «неуверенным поведением» зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы [4]. В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность", все чаще у высокореактивных детей застенчивость играет роль инстинктивного поведения, способного защитить от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения. Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, выбирает "стратегию избегания" - вид психологической защиты, и становится застенчивым. Второй - ребенок включается в соперничество и становится уверенным в себе [4]. Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость, к социальным факторам относят модель и стиль семейного воспитания, ближайшее окружение, друзья, ценности, влияние традиций и норм приемлемых в обществе. К природным факторам относится темперамент, обусловленный типом нервной системы, задатки. Существуют застенчивые холерики и сангвиники, но подавляющее большинство застенчивых людей относят к типу меланхоликов и флегматиков. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается как синоним чувства страха, легкого испуга (Д. Болдуин, К.Гросс), как выражение чувства вины или стыда (В.Штерн, В.Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем, все психологи отмечают взаимосвязь застенчивости с особенностями самосознания человека и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверие и непринятие окружающих людей их мнения и отношения к жизни. Застенчивость является разносторонним и глубоким качеством личности, она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой. Причины и факторы застенчивости в подростковом возрасте также разнообразны, как и ее определение. Основным источником застенчивости принято считать страх перед людьми, а точнее страх общения и оценочной критики. Фундамент застенчивости, устроен таким образом, что закладывается в детстве и зависит от семейного воспитания, ближайшего окружения, среды учебной и социальной. Период повышенной застенчивости у детей приходится на подростковый возраст [6]. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, изменение ценностных ориентаций людей привело к искажению восприятия застенчивого человека и более того к отрицанию данной характеристики личности у старшеклассника. Однако исследования психологов говорят о том, что, напротив, почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет застенчивыми являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек [5]. В подростковый период внутренний взор направлен на собственное Я, возрастает внимание к потенциалу, к самонаблюдению, к анализу собственных физических и умственных возможностей. Болезненно воспринимается критика и мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Подростки в такой период склоны преувеличивать физические недостатки, самооценка, как правило, является неадекватной, заниженной. Такое отношение к себе может перерасти со временем в депрессивное состояние. А. И. Захаров отмечает, что страдают застенчивостью подростки эмоционально чувствительные, впечатлительные, все близко принимающие к сердцу, с повышенным чувством долга, обязанности, справедливости, не умеющие хитрить и обманывать, как и вести себя гибко и естественно, сообразно обстоятельствам, с интровертированным, обращенным внутрь себя характером реагирования; неадекватно повышенным и явно внушенным уровнем социального контроля. Депрессивное мироощущение, отсутствие уверенности в себе, тревога и опасения, боязнь не соответствовать социальным стандартам, и составляют внутреннюю канву застенчивости как отражения тревожно-мнительного настроя или соответствующих черт характера. Такие подростки считают, что окружающие имеет о них исключительно плохое мнение. Такая застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных отношений. Как правило, застенчивые подростки испытывают стеснение, они пытаются освободиться от этого чувства, быть как остальные – смелыми, раскрепощенными, легкими в общении. Подростка могут мучать сомнения, тревоги и переживания из-за своей робости. Порой это выплескивается в сверхкомпенсацию застенчивости, тогда подросток начинает вести себя сверхуверенно, вызывающе, иногда даже агрессивно. В такие периоды подростки могут грубить людям, которых на самом деле очень уважают, вести себя неадекватно, совершать поступки, на которые в обычном состоянии не смогли бы решиться. Такое поведение вызвано стремлением подростка быть таким же, как и все, и доказать всему свету, что он совершенно не застенчив, а наоборот, смел и раскрепощен. Ведя себя, подобным образом, подросток понимает, что поступает неправильно, но не может остановиться без посторонней помощи и поддержки [3]. В подростковом возрасте характерны такие акты самоутверждения, как побеги из дома, увлечение татуировками, пирсингом, иногда спиртным и наркотическими средствами как знак проявления самостоятельности и потребности принимать независимые решения, в такой период ухудшаются взаимоотношения с семьей, страдает, как правило, и уровень обучаемости. По мнению многих практикующих психологов и педагогов, застенчивость является одной из самых распространённых и сложных проблем межличностных коммуникаций. Известно, что затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, чрезмерная сосредоточенность на себе, приводит к потере веры в свои силы, в возможность чего-либо достичь [3]. Н. В. Шингаева выделила определенный набор личностных особенностей застенчивых подростков. Различия между застенчивыми и «свободными в общении» распределились по следующим категориям: экстраверсии-интроверсии, общительности, уравновешенности, личностностной тревожности, сенситивности к отвержению, целеустремленности, решительности; по параметрам депрессивности, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности, реактивной тревожности, тенденции к присоединению, инициативности-самостоятельности, настойчивости, выдержке. Это позволило составить психологический портрет застенчивых подростков. Такие подростки в большей степени подвержены стрессовому реагированию на штатные жизненные ситуации, причем их реакция выстраивается по пассивно-оборонительному типу. Плохо переносят ситуацию, когда их оценивают или они оказываются в центре внимания. Они отличаются повышенным уровнем беспокойства и мнительности. В состоянии тревоги не могут сосредоточить свое внимание. Им не хватает настойчивости, решительности в достижении цели, трудно принимают самостоятельные решения, в общении с противоположным полом испытывают трудности. По мнению Е. И. Жигэу, застенчивых подростков отличают такие состояния как уныние, печаль, мрачность, разочарованность, тревожность и чувство безысходности. У них ниже уровень общительности, хотя по потребности в общении различий с незастенчивыми людьми обнаружено не было. Изучение стратегий психологической защиты в общении показало, что у застенчивых на первом месте стоит избегание, на втором – партнерство и сотрудничество. В группе незастенчивых ведущим механизмом защиты после избегания является агрессия. Иную типологию подростковой застенчивости, на основе большой психотерапевтической практики, предложили В. Л. Леви и Л. Волков, они выделяют три типа патологической застенчивости. Первый тип подростковой застенчивости называется Шизоидно-интровертированный или конституциональный. Он характеризуется стойкой и психотерапевтически наиболее неблагоприятной застенчивостью. Она связана с изолированностью подростка в группе, его неконформным поведением, явлениями дисморфофобии, сокращением контакта с людьми («бегство от оценок»). Данная форма застенчивости близка к аутистичности, ее можно назвать аутистической застенчивостью.Псевдошизоидный тип застенчивости: возникает из-за физической или социальной неполноценности, физических дефектов, таких как заикание, косоглазие, ожирение, смешное имя или фамилия. С близкими и хорошо знакомыми людьми не проявляется. Лица с псевдошизоидной застенчивостью имеют неустойчивую самооценку, пытаются компенсировать свою застенчивость в форме сверхконформного поведения, демонстрируют «беззастенчивость от застенчивости» — развязность. Псевдошизоидный тип застенчивости — это поведение закомплексованного человека, компенсаторная беззастенчивость. Психастенический тип застенчивости характеризуется отсутствием стремления к лидерству у подростка, в конформном поведением. Запущенная застенчивость может принимать различные формы бегства, в том числе и форму пристрастия к алкоголю, табакокурению, суициду. Все эти три вида застенчивости, как указывают авторы, относятся к патологической застенчивости, то есть характеризуют пограничные состояния.Таким образом, природа застенчивости разнообразна. Важно, чтоб в подростковом периоде, когда ребенок наиболее подвержен острому реагированию на внешние раздражители, она не перерастала в патологическую застенчивость. Застенчивость – разностороннее, глубокое качество личности, которое способно не только создавать психологические трудности, либо затруднение при межличностном общении, но и защищать от психоэмоциональной перегрузке высокореактивных подростков. Подростковый возраст является вторым пиком повышенной застенчивости, которая может привести подростка к замыканию в себе, депрессии, вплоть до суицида, либо трансформироваться в наглость, отклоняющиеся от норм поведение. Изменения, которые претерпевает организм, провоцируют ряд психологических трудностей, которые способны оставить след на всю жизнь. С переходом в юношеский возраст большему количеству людей удается преодолеть свою застенчивость. В том числе меняется отношение к застенчивости, особенно под влиянием того, что в этот период у молодых людей повышается самооценка, приходит самоуважение и понимание ценности своей личности.ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВЭкспериментальное исследование личностных особенностей подростков с различным уровнем застенчивости было проведено на базе МБОУ «СОШ» с. Майское Пригородного района РСО – Алания. Цель исследования: выявление личностных особенностей подростков с различным уровнем застенчивости.В исследовании приняло участие 111 человек в возрасте от 13 до 16 лет, проживающих в одном населенном пункте в сходных социально-бытовых условиях. Все участники исследования обучаются в одной школе и являются учащимися седьмых – девятых классов школы. Гендерное распределение составило 49,5% мальчиков и 50,5% девочек. При этом 48,6% участников это дети в возрасте 13 лет и 30,6% в возрасте 15 лет. Участники исследования по результатам теста «Застенчивость» распределились на четыре группы в зависимости от уровня застенчивости на детей с низким, ниже среднего, средним и выше среднего уровня застенчивости.Стоит отметить, что подростков с высоким уровнем застенчивости выявлено не было. Согласно полученным данным 42,3% исследуемых показали средний уровень застенчивости. У 37,8% подростков обнаружились низкий и ниже среднего уровни застенчивости при 19,8% с высоким и выше среднего уровнями. Полученные данные занесены в таблицу 1. Для дальнейшего исследования средний уровень застенчивости был принят за норму, а подростки со средним уровнем застенчивости отнесены к контрольной группе. Подростков, которые имели высокий и выше среднего уровни застенчивости, отнесли к застенчивым. Согласно полученным данным, застенчивость для девушек присуща в большей степени. Так, доля застенчивых девочек составила 12,6% против 7,2% у мальчиков. Эти результаты мы можем объяснить тем, что типичная женская роль может предполагать наличие таких особенностей как скромность, застенчивость и пр., что обусловлено общественными нормами и культурой данного региона. Так же это может быть обусловлено тем, что скорость развития у девочек и мальчиков различна. У девочек скачок роста и другие биологические изменения происходят раньше чем у мальчиков. В исследуемой группе проявилась тенденция к увеличению уровня застенчивости с увеличением возраста от 13 до 16 лет. Тренд среднего значения показателей полученных по результатам теста «Застенчивость» имеет положительную направленность от 7,09 к 9,33 балла. Далее был проведен сравнительный анализ результатов тестирования застенчивых детей с контрольной группой. Из данной таблицы видно, что уровень застенчивости повышается с возрастом и, согласно полученным данным, пик застенчивости приходится на 14 лет, после чего она начинает снижаться и в 16 лет застенчивость снова приобретает свою актуальность. Мы можем предположить что в первом случае (в 14 лет) повышенный уровень застенчивости объясняется особенностями возраста. А во втором случае окончанием школы, т.е. изменением социальной ситуации, стремлением приобщиться к миру взрослых. В этот период растет чувство социальной ответственности. Этот возраст характеризуется противоречивостью подростков в своих настроениях: с одной стороны их уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей и он борется за то, что ему не под силу. С другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, и это связано с тяжелыми переживаниями. Все эти обстоятельства заставляют «замкнуться», сделать подростка стеснительным. Зависимость уровня застенчивости от самооценки проверялась методикой Столина. Рис. 1. В результате чего мы видим снижение устойчивости образа «Я», и то, что «застенчивые» подростки имеют более низкий уровень самоуважения, аутосимпатии, ожидания отношения других, самоуверенности, самопринятия, саморуководства, самоинтереса и самопонимания, чем дети из контрольной группы. И напротив – значительно выше уровень самообвинения.По результатам теста личностного проявления тревоги у исследуемых по методике Дж. Тейлора установлено, что у застенчивых подростков тревожность выше (28,2 балла), чем у подростков со средним уровнем застенчивости. Таким образом, застенчивость можно охарактеризовать как черту характера, проявляющуюся в смущении, тревожности, нерешительности. Интересным оказалось то, что при практически равной мотивации к одобрению, уровень общительности у «застенчивых» оказался выше, несмотря на то, что застенчивость обусловлена интроверсией. Так как застенчивые часто погружены в себя и необщительны, можно предположить, что в данном случае это своеобразная защитная форма поведения. И это дает повод для дальнейшего исследования этой проблемы. В целом, проведенные исследования позволили уточнить феноменологию застенчивости у школьников-подростков, выделить наиболее значимые области, в которых она проявляется. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого подростка. Как правило, застенчивость сопровождается тревожностью, депрессией, мотивацией к одобрению. В результате исследования, гипотеза о том, что «застенчивые» имеют более низкий уровень самоуважения, аутосимпатии, ожидания отношения других, самоуверенности, самопринятия, саморуководства, самоинтереса и самопонимания, и напротив, значительно выше уровень самообвинения, нашла подтверждение. Подтвердилось и то, что застенчивость свойственна больше девочкам, чем мальчикам, а так же, что уровень застенчивости увеличивается с возрастом. Однако, застенчивость является не только чреватая проблемами, у нее есть немало положительных сторон. Застенчивость помогает самоусовершенствоваться, облегчает развитие самостоятельности и индивидуальности. Застенчивый человек производит впечатление человека осмотрительного, серьезного. Человека, который анализирует свои поступки.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.Проявление застенчивости разнообразно: подросток чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой подросток не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый школьник теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (скрыть своё лицо).Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в его воспитании. Главным образом, условий целенаправленного формирования навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность – мощный фактор развития личности (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль – наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.Обобщая психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания застенчивых школьников-подростков, выявлены следующие критерии застенчивости детей:Эмоциональный дискомфорт при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и с посторонними взрослыми;Боязнь любых публичных выступлениях, в том числе и на занятиях; боязнь ответственных поступков;Избирательность в контакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБезруких М.М, Ефимова С.П. Ребёнок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. – М.: Издательский центр "Академия", 1996. – 240 с.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, №4. С 23-24.Большой психолого-педагогический словарь. – Ростов - на Дону/ "Феникс", 1999. – 576 с.Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя / Пер. с английского Г.А. Павлова – М.: Независимая фирма "Класс", 1996. – С.85-87. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка. М., 1996.- С.94-95В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина,1980. – 151-156 Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. – 2000 – № 4.– с. 116-120.Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 28–38. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. Издательство "Просвещение" – 1989.– №3.Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости// Педагогический калейдоскоп –1998 - №5.Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. М. : Педагогика, 1987. 184 с. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000. – 18-19 с. Зимбардо Ф. Застенчивость: Что это такое и как с ней справляться: Пер. с англ. – СПб.: Питер: Питер-пресс, 1996. – 251 с. 2Игры в школе / Для млад. шк. возраста. – Мн. : Харвест,М.: Издательство АСТ", 2000, – 144 с.Каменева Г.Н, Радоев М. К вопросу изучения застенчивости в контексте межкультурной адаптации студентов // Вестн. РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 3. С. 70–79. Карпенко В. Застенчивость// Воспитание школьников- 1995 - №2.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр "Академия", 2000.– 176 с.Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). – Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2001. 544 с. Марасанов Г.И. «Социально-психологический тренинг». — М., 1998Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость// Воспитание школьников – 2001. – №9.Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений.– М.: Издательский центр "Академия".– 432 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 453 с. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. Высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.Прихожан А. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. СПб. : Питер, 2000. 104 с.Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./ Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.; Под ред. Петровского В.А. – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 152 с.;Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. – 432 с.Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.,2003. – 456 с.Реан А.А, Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 160 с.: ил.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987г. 352 с.Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1987.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141555
рейтинг
icon
3062
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139272
рейтинг
icon
5846
работ сдано
icon
2646
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93878
рейтинг
icon
2016
работ сдано
icon
1265
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
45 244 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ирниту
Очень хороший,исполнитель!!! К заданиям подходит ответственно!!!! Всё на 5,спасибо!!!!!
star star star star star
МЭСИ
Спасибо за курсовую работу по гражданскому праву. Преподаватель оценил работу на "хорошо"
star star star star star
РГРТУ
Очень благодарна исполнителю за проделанную работу. Иванна сделала все оперативно, четко, ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

тема сон, виды снов сонный паралич

Эссе, биология

Срок сдачи к 21 мая

1 минуту назад

Структура и динамика современного общественного сектора

Курсовая, Экономика общественного сектора

Срок сдачи к 1 июня

1 минуту назад
1 минуту назад

срочноооооооооооооъ

Презентация, Основы научных исследований

Срок сдачи к 21 мая

1 минуту назад

Перечертить чертеж в Компасе

Чертеж, чертежи по машиностроению

Срок сдачи к 21 мая

2 минуты назад

Эссе, 2й курс, выбрать одну тему и написать эссе

Эссе, зарубежная литература

Срок сдачи к 24 мая

2 минуты назад

Тема «политика перестройки 1985-1991гг»

Реферат, история россии

Срок сдачи к 27 мая

3 минуты назад

Диплом по предмету «Информационные системы»

Диплом, Информационные системы

Срок сдачи к 31 мая

3 минуты назад

Дипломная работа

Диплом, Исследовательская работа

Срок сдачи к 30 мая

5 минут назад

Отчет по практике по предмету «бухгалтерский управленческий учет»

Отчет по практике, бухгалтерский управленческий учет

Срок сдачи к 21 мая

6 минут назад
7 минут назад

Необходимо написать 2 главу ( практическая часть) ВКР

Диплом, таможенное дело

Срок сдачи к 25 мая

9 минут назад

Выбрать тему и написать эссе для 2 го курса института

Эссе, зарубежная литература

Срок сдачи к 24 мая

10 минут назад

тема: лингвокультурный сценарий ребёнка в японской культуре

Курсовая, теория и практика межкультурной коммуникации

Срок сдачи к 23 мая

12 минут назад

методы определения холестерина в сыворотке крови. Диагностическое значение.

Курсовая, Лабораторная Диагностика

Срок сдачи к 29 мая

12 минут назад

ВКР по таможенному делу

Диплом, таможенное дело

Срок сдачи к 27 мая

12 минут назад

Написать диплом по теме 70 страниц

Диплом, Техника и технология бурения скважин на карьере

Срок сдачи к 29 мая

12 минут назад

8:00 , молуль1 по детской стоматологии

Онлайн-помощь, детская стоматология

Срок сдачи к 24 мая

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.