это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4221823
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………….6
2.1 Анализ понятия «сенсорное воспитание» и характеристика сенсорных процессов в психолого-педагогической литературе…………..6
1.2. Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте………………........11
1.3. Психолого-педагогические основы коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с общим недоразвитием речи…………….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………….28
2.1 Исследование сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………….28
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………….37
2.3 Контрольный эксперимент сенсорного воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………….....39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….................61
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетным подходом в дошкольном образовании на современном этапе развития является личностно-ориентированный подход, который направлен создание соответствующей адаптивно-образовательной среды для дошкольников с различными образовательными потребностями, в том числе и с общим недоразвитием речи. Данный подход гарантирует гармоничное развитие личности каждого ребенка и обеспечивает высокий уровень эффективности педагогических процессов.Сенсорное воспитание является одной из основных составляющих образовательного процесса в дошкольном учреждении, которое должно быть направлено на развитие восприятия ребенка, его представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Органы чувств новорожденного ребёнка уже готовы к работе, однако это лишь предпосыли для познания мира в ходе восприятия. Только лишь сенсорное воспитание способствует совершенствованию сенсорной работы. В процессе сенсорного воспитания формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов и явлений.Определённая степень сформированности всех видов восприятия является основой полноценного познания мира. Дошкольник должен уметь обследовать предметы: рассматривать и ощупывать их, вслушиваться в мелодию или речь. Сформированное восприятие является фундаментом развития двух основных форм психической деятельности – речи и мышления. При этом в процессе речеобразования фиксируются и обобщаются в словах чувственные переживания, формируются образы-представления. Речь представлена как признак обновления образа, то есть возможно появление образа при отсутствии предмета. Однако у дошкольников с общим недоразвитием этот навык не сформирован полностью, в связи с чем требуется комплексная работа по сенсорному воспитанию.Вопросам сенсорного воспитания посвятили свои работы Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, А. Запорожец, А. Усова, Н. Сакулина и др. Общим в их трудах является мысль о том, что формирование сенсорики вступает ключевым элементом дошкольного образования.Тема исследования является актуальной в связи с тем, что в психолого-педагогической литературе сенсорному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием развитием уделяется мало внимания, поэтому необходима целенаправленная работа по разработке и апробации эффективных технологий и методов коррекционно-педагогической поддержки дошкольников с ОНР.Объектом исследования является сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Предметом исследования выступает коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка средств и методов коррекционно-педагогической работы в сенсорном воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи.Задачи исследования:- проанализировать понятие «сенсорное воспитание» и дать характеристику сенсорным процессам;- рассмотреть сенсорное развитие детей в онтогенезе;- изучить психолого-педагогические основы коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с общим недоразвитием речи; - изучить педагогические подходы к сенсорному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи;- провести экспериментальную работу по осуществлению коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Гипотеза исследования: имеющиеся нарушения сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи можно успешно устранить в рамках проведения целенаправленной регулярной коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию.В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент, наблюдение, беседа; статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).Теоретическая значимость курсовой работы заключается в систематизации материала для выполнения коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.Практическая значимость исследования предполагает возможность применения результатов работы в практике воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов в дошкольном учреждении.Структура работы отвечает цели и задачам исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей. Сенсорное воспитание в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Академия, 2016. – 185 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Академия, 2017. – 486 с.
3. Ананьева Д.О. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением речи. / Д.О. Ананьева, О.О.Гонина // Вестник экспериментального образования. – 2022. – №3. – С.8-18
4. Арамян А. А. Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста / А. А. Арамян // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 1-2
5. Арановская Д. М. Понимание сказки детьми дошкольного возраста в зависимости от ее композиции: Канд. дис. / Д.М. Арановская. — М., 2016. — 108 с.
6. Барсукова О. В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста / О. В. Барсукова // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (40). — С. 375-377.
7. Бахтигузина С.А. Связь сенсорного и речевого развития. Думаю, чувствую и говорю / С.А. Бахтигузина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2020 – №3. – С.21-27
8. Боброва Н. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. / Н.Боброва. – СПб.: Питер, 2019. – 111 с
.9. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова – М.: Просвещение, 2017. – 207 с.
10. Борякова Н.Ю. Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития. / Н.Ю. Борякова, А.В Соболева // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – №4. – С.12-17
11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Просвещение, 2015. – 267 с.
12. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. / И.Т. Власенко. – М.: Педагогика, 2017. – 184 с.
13. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте / М.В. Вовчик-Блакитная. – М.: Просвещение, 2018. – 216 с.
14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2015. – 320 с.
15. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. метод.пособие. / Н.С. Жукова. — М.: Просвещение, 2016. — 96 с.
16. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников /А.В. Запорожец, А.П. Усовой – М.: Просвещение, 2017. – 226 с.
17. Звягина О. Н. Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ / О. Н. Звягина // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 871-873
18. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. / Н.М. Зубарева. – М.: Просвещение, 2016. – 190 с.
19. Киселева М.Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста / М.Н Киселева // Проблемы педагогики. – 2021. – №4. – С.45-49
20. Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (110). — С. 779-783.
21. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Academia, 2020. – 176 c.
22. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2019. – 434 с.
23. Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста / А. В. Любаев // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (101). — С. 707-709.
24. Люблинская А. А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Высшая школа, 2018. – 416 c.
25. Максимова И.В. Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии. / И.В. Максимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2021. – №2. – С.34-39
26. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2019. — С. 136-139.
27. Минибаева Э.Р. Особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. / Э.Р.Мирибаева. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – №6. – С.45-49
28. Павлова Л.Н. Работа с детьми имеющими трудности сенсорного восприятия / Л.Н. Павлова, И.В. Маврина // Современное дошкольное образование. – 2019. – №8. – С.34-41
29. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.Н. Поддьяков, В.Н. Аванесова – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.
30. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. / Т.Д. Рихтерман— М.: Просвещение, 2015. — 48 с.
31. Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду. / Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.
32 Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников / О. Н. Соловьева // Науки об образовании. – 2019. – №3. – С.44.49
33. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». /Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2017. — 164 с.
34. Сумнительная С.И. Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие. 2-4 года. / С.И. Сумнительная, К.Е. Сумнительный. – М.: Карапуз-Дидактика, 2018. – 58 с.
35. Тинникова О. А. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников / О. А. Тинникова, М. Е. Хакимова. // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (121). — С. 172-174.
36. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
37. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия» / О.Н. Усанова. - М.: НПЦ «Коррекция», 2017 – 74 с.
38. Усольцева Е А Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста / Е.А. Усольцева // Международный педагогический портал «Солнечный свет». – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-sensornogo-vospriyatiya-detey-d.8044861263/ (Дата обращения 28.08.2022)
39. Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей / Н. Ю. Шокурова // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 84-86.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!