это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4368776
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. В последние годы в России реализуется стратегия инклюзивного образования, подразумевающая процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников. Педагогическая классификация детей с ОВЗ, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, одной из категорий, обучающихся с ОВЗ, выделяет детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР).
В основе организации работы с детьми ЗПР в настоящее время лежит федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №273) и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР («развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками»), согласно ФГОС ДО, можно отнести к задачам образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века Т.А. Власовой, В.М. Лубовским, Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, К.С. Лебединской и продолжается до сих пор.
Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками. В исследованиях А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.С. Марковой отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. При коммуникации люди раскрывают свои личностные способностейа. М.И. Лисина, Л.С. Маркова подчеркивают, что в процессе коммуникации важным является не только проявление личностных способностей субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле коммуникация становится важнейшим фактором развития личности.
Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития коммуникативных способностей у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Тригер в своей работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них коммуникативных способностей; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникации.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей у детей с ЗПР.
Предмет исследования: методы и приемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования: изучить особенности и разработать программу развития коммуникативных способностей детей с ЗПР.
В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Сущность понятия «коммуникативные способности»;
2. Особенности коммуникативных способностей у детей с ЗПР;
3. Анализ педагогического опыта по развитию коммуникативных способностей детей с ЗПР;
4. Проведение первичной диагностики коммуникативных способностей детей с ЗПР;
5. Разработка программы развития коммуникативных способностей детей с ЗПР.
6. Анализ результатов экспериментального исследования.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ программ дошкольного образования, обобщение опыта.
- эмпирические: беседа, наблюдение, педагогическое проектирование.
Организация исследования. Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад № 5». В исследовании принимали участие 16 детей в возрасте 6-7 лет с ЗПР.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы воспитателем для проектирования и реализации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольной образовательной организации.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав (6 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список использованной литературы
1. Артемова, Л. В. Формирование общественной направленности ребёнка-дошкольника в игре / Л. В Артемова. - К.: Вища школа, 1988. - 60 с.
2. Арушанова, А. Г. Исследование развития коммуникативной компетенции дошкольника / А. Г. Арушанова // Наука о детстве и современное образование: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В. Запорожца. - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - 184 с.
3. Алексеева, Е.Е. У ребенка конфликты со сверстниками. Практические советы родителям и педагогам / Е.Е. Алексеева. - СПб.: Литера, 2014. - 48 с.
4. Белицкая, Г. Э. Социальная компетенция личности / Г. Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 42–57.
5. Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие / Б.С. Волков. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и еë роль в психическом развитии ребëнка /Л. С. Выготский // Вопросы психологи. - 1966. - № 6. - С. 62–76.
7. Дмитриева Е.Е. Особенности коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития/ Е.Е. Дмитриева // Специальная психология. - 2015. - №1. - С. 51–54.
8. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - №1. - С.11–17.
9. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологи / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - М., 1990. - 104 с.
10. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: книга для воспитателя детского сада / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
11. Козлова, С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С. А. Козлова. - М. : Линка-Пресс, 2002. - 225 с.
12. Кондратьева С.Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказываниию по картине / С.Ю. Кондратьва // Дошкольная педагогика. - 2015. - №1. - С. 31–33.
13. Кондратьева С.Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказываниию по картине / С.Ю. Кондратьва // Дошкольная педагогика. - 2015. - №1. - С. 31–33.
14. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
15. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 306 с.
16. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
17. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 2005. - 156 с.
18. Марченко И. Средства развития вербального творчества у дошкольников с задержкой психического развития / И.Марченко // Дефектология. - 2018. - №1. - С. 37-39.
19. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / под ред. М. И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 231 с.
20. Пониманская Т. Взрослый в становлении личности ребенка /Т. Пониманская // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 12. - С. 6-15.
21. Протасова О. Занятия по-новому / О. Протасова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 20-21.
22. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 1990. – 96 с.
23. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - СПб.: Речь, 2008. - 247 с.
24. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
25. Смирнова С.Б. Особенности социального воспитания дошкольников с ЗПР / С.Б. Смирнова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - №3. - С. 69–75.
26. Смирнова, Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
28. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
29. Шевченко, С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №1.- С. 3–9.
30. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
31. Яноушек, Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности / Я. Яноушек // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 38–44.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Нужно коротко и понятно ответить на вопросы
Контрольная, Педагогика и психология
Срок сдачи к 24 янв.
Новейшие it-решения иата и сита в сфере обслуживания
Курсовая, организация перевозок на воздушном транспорте, авиа, программирование
Срок сдачи к 1 мар.
Проект сушильного цеха для камер непрерывного действия для сушки...
Курсовая, Гидротермическая обработка древесины, лесное хозяйство
Срок сдачи к 7 февр.
Педагогический вуз должен готовить учителей или давать педагогическое образование.
Эссе, Психология воспитательных практик
Срок сдачи к 25 янв.
## План дипломной работы на тему: Информационная система электронного...
Диплом, Информационная система
Срок сдачи к 28 февр.
Решение задач по предмету «теоретическая механика»
Решение задач, теоретическая механика
Срок сдачи к 4 февр.
Решить две задачи
Решение задач, теория вероятностей и математическая статистика
Срок сдачи к 24 янв.
сделать 3-4 чертежа к работе в компасе, расчетно-конструкционную часть
Курсовая, Расчет и конструирование технологического процесса
Срок сдачи к 26 янв.
Заполнить бланк , написать к нему определение
Онлайн-помощь, административное право
Срок сдачи к 24 янв.
Конспект занятия(с детьми, родителями, педагогами)
Другое, Дошкольное образование и воспитание
Срок сдачи к 26 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!