это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4664059
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Всестороннее развитие личности – главная задача современного образования, однако, из-за ряда факторов, учителя зачастую не успевают дать абсолютно всем ученикам тот уровень знаний, умений и навыков, который был запланирован. Как указывает А.М. Новиков, логический компонент, компонент вербального, понятийного мышления остается все время одним из ведущих в структуре интеллекта [11].
Логическое мышление предполагает не только умение разгадывать логические загадки или решать задачи, но и помогает ученику мыслить так, чтобы охватить проблему со всех сторон и найти логичное, правильно выстроенное решение. Такое умение пригодится ученику и в школе, и в повседневной жизни [13, c.22].
Современные педагогические исследования [1, 2, 3] обосновывают положение о том, что при организации систематического педагогического влияния на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Г.И. Минской, Н.Н. Поддьякова, С. Л. Рубинштейна, В. Штерна и других – отмечается, что уровень развития логического мышления как психического процесса определяется степенью сложности умственных действий и интеллектуально-мыслительных операций, играющих в обучении основную роль и являющихся в младшем школьном возрасте, по выражению Л. С. Выготского, «определяющими в системе других психических функций»: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, конкретизации, От того, насколько сформированы мыслительно-логические операции у ребенка в начальной школе — операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, конкретизации, выделения существенных признаков и др., будет во многом зависеть успешность его обучения вообще.
Также вопросу развития логики мысли у младших школьников большое внимание уделял В.А. Сухомлинский. Его размышления сводились к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач: «В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки». Педагог наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, что сначала надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними. Неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного [10].
Еще одной группой педагогов (Д.Д. Зуевым, В.В. Краевским) было выделено, что развитие логического мышления учеников нужно осуществлять посредством конкретного предметного содержания учебных дисциплин при помощи акцентуации, выявления и разъяснения данных логических операций. Но какой бы подход к решению данного вопроса не применялся, многие исследователи говорят о том, что в процессе обучения развивать логическое мышление просто необходимо [17].
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста непосредственным образом связано с процессом обучения, то есть у учащихся начальных классов первоначальные логические умения при определенных условиях могут успешно развиваться. При этом процесс формирования общелогических умений, в виде компонента в общем образовании, – это целенаправленный, непрерывный процесс, который связан с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Увеличение объема понятий, подлежащих усвоению младшими школьниками, и сложность научного знания определяют необходимость целенаправленной работы учителя начальных классов по развитию логической составляющей мышления ученика. Следует отметить, что важнейшей задачей, стоящей перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, делать вывод, и, в конечном счете, получать знания без помощи со стороны [16].
Систематическое использование на уроках специальных заданий, которые направлены на то, чтобы развивать логическое и алгоритмическое мышление, расширяет кругозор у младших школьников и позволяет им более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей действительности и намного активнее использовать приобретенные ими знания в повседневной жизни. Развивающие возможности уроков технологии в контексте развития логического мышления младших школьников еще недостаточно изучены.
Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в подборе эффективных форм обучения технологии, направленных на формирование логического мышления младших школьников.
Проблема исследования заключается в выявленном противоречии между существующей необходимостью в формировании логического мышления младших школьников и недостаточной разработанностью форм организации обучения технологии, направленных на формирование логического мышления младших школьников.
Цель исследования: разработать и применить на практике комплекс заданий, направленный на развитие логического мышления младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления у младших школьников.
Предмет исследования: упражнения, способствующие формированию и развитию логического мышления младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: возможно, если на уроках технологии будет использован комплекс упражнений, направленных на развитие логического мышления младших школьников, то это будет оказывать положительное влияние на уровень сформированности логического мышления школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ особенностей развития логического мышления младших школьников;
2. характеристика возможностей уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников;
3. выявить уровень сформированности логического мышления у младших школьников;
4. разработать и применить комплекс упражнений, направленный на формирование логического мышления младших школьников на уроках технологии;
5. выявить динамику уровня сформированности логического мышления у младших школьников.
Методы исследования:
− теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
− эмпирические: диагностика уровня сформированности логического мышления у младших школьников, математическая обработка данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложения.
Библиографический список
1. Егорина, В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения: Дис. . . .канд. пед. наук. Брянск, 2001.
2. Никольская, И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1973.
3. Чиркова, Н.И. Развитие самостоятельности логических высказываний в процессе освоения знаний младшими школьниками. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2007.
4. Левитес, В.В. Система заданий для развития логического мышления младших школьников // Психология обучения. 2008. № 1. С. 71-81.
5. Баранов, С.П., ЧирковаН.И. Развитие логики мышления младших школьников // Начальная школа. 2006. № 12. С. 22-26.
6. Чиркова, Н.И. Развитие логической культуры младших школьников на уроках математики // Гуманизация образования. 2017. № 3. С. 61-67.
7. Чиркова, Н.И. Логическое развитие младших школьников в процессе решения текстовых задач // Вестник Калужского университета. 2016. № 1. С. 88-91.
8. Чиркова, Н.И., Павлова О.А. Развитие математической наблюдательности у младших школьников // Наука и школа. 2019. № 6. С. 140-147.
9. Чиркова, Н.И., Якушина М.В. Игровые технологии как средство развития представлений о числе у младших школьников в условиях ФГОСНОО \\ Вопросы педагогики. 2019. № 12-1. С. 298-305.
10. Петрушина, А. А. Математическая игра как средство развития логического мышления младших школьников / А. А. Петрушина, Е. А. Елистратова // . – 2020. – № 6-1. – С. 253-257.
11. Новиков А.М. Развитие обучающегося: Что же у него развивается? – [Электронный ресурс]. [URL]: (ttp://www.anovikov.ru/artikle/razv_ob.htm). (дата обращения: 12.03.2023)
12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В.В. Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 780 с.
13. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 2008. – 96 с.
14. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
15. Косцова, С. А. Развитие логического мышления младших школьников на основе нестандартных задач во внеурочной деятельности / С. А. Косцова, А. А. Гадельшина // Colloquium-Journal. – 2020. – № 1-4(53). – С. 18-19.
16. Ревина, Е. Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения / Е. Г. Ревина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2007. – Т. 1, № 2. – С. 141-145.
17. Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. – М. : 5 за знания, 2008. – 288 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 2016. – 375 с.
19. Немов, Р. С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. – 524 с.
20. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Просвещение, 2018. – 579 с.
21. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, 2016. – 288 с.
22. Балдина, Е.С. Педагогические условия развития мышления младших школьников на уроках технологии (труда) и подготовка учителя //Методическая подготовка учителя начальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования. - М.: МГПУ, 2016. – 120 с.
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Просвещение, 2016. – 301 с.
24. Дубровина, И.В. Психология. – М. : Академия, 2016. – 464 с.
25. Никитаева, М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. – М. : УЦ «Перспектива», 2015. – 40 с.
26. Методика обучения математике учащихся начальной школы. Курс лекций для студентов, обучающихся по специальности преподавание в начальных классах. Часть 2. – Издание 4-е, перераб. / Сост. Т.А. Бартенева. – Бутурлиновка, 2009. – 149 с.
27. Царева, С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 49 – 51.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Реферат листов 10-12
Реферат, Психолого педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Срок сдачи к 25 окт.
Вкр на тему : уголовно правовая характеристика рубки лесных...
Диплом, уголовное право
Срок сдачи к 16 нояб.
Спецификация окно, дверей , ведомость перемычек, маркировка.
Другое, архитектура
Срок сдачи к 26 окт.
Помощь на контрольной по тензорной алгебре.
Онлайн-помощь, Линейная алгебра(Тензорная алгебра)
Срок сдачи к 25 окт.
Доклад не меньше 5 стр+презентация не меньше 20 слайдов
Доклад, Физико-химические основы организации живых систем
Срок сдачи к 27 окт.
Тема: логарифмы основные свойства натуральные и десятичные логарифмы
Реферат, Математика
Срок сдачи к 24 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!