это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4837972
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРИОДА ЗРЕЛОСТИ……………………………….……………………………….…….....6
1.1. Характеристика возраста……………………………..……………………...6
1.2. Критерии и показатели личностной зрелости ………………………..........8
1.3. Психологическая картина проявления возрастного кризиса в период зрелости……………………………………………………………………..……11
Выводы по первой главе ………………………………………………….…….13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ………………………...14
2.1 Описание методов и процедуры исследования……………………………14
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………….…..16
Выводы по второй главе………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………..……………..21
Приложения………………...……………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Период времени между рождением организма и определенным моментом времени его существования - это возраст. Периодизация существования человека – это классификация возрастных этапов развития и становления индивида, как личности Зрелость является одним из таких периодов. В этот период развитие человека в обществе связано с вовлечением в социальную сферу производства, началом семейной жизни, выражением личного подхода к воспитанию детей, взаимодействием с другими людьми в профессиональной сфере, творчеством и т.д. В этот период люди стараются достичь определенного статуса в обществе. Самый продолжительный этап возрастной классификации - период зрелости, характеризующийся предрасположенностью к достижению высоких показателей духовного, интеллектуального и физического прогресса личности. Являясь определяющей в данном периоде эта особенность вызвала интерес представителей различных областей науки и привела к формированию акмеологии как совокупности знаний, посвященных этапу наивысшего расцвета, личностного роста и максимального выражения духовных сил. Возраст социальной активности, в котором человек обладает наивысшими возможностями для реализации своего потенциала – это зрелость. В гуманистической психологии понятие зрелости играет особую роль. Человек в этом возрасте стремится к достижению истины и добра. Зрелый человек устанавливает взаимовыгодные отношения с другими людьми, его поведение направлено на следующий этап развития, он является самодостаточным. Зрелость определяется присущими человеку характеристиками, которые способствуют его адаптации к окружающему миру, независимо от его физиологии. Конец этой стадии характеризуется снижением жизненных сил и карьерных факторов. Такой процесс возможен и на других стадиях зрелости и называется кризисом зрелости. Считается, что он появляется в возрасте 40-45 лет, когда социальные роли и тело претерпевают значительные изменения. Люди на этом этапе часто впадают в депрессию, могут ощущать недостаток жизненных сил и мотивации. В этот период важна забота близких людей и стремление вернуться к прежнему уровню социальной активности. Соответственно, среди всех возрастных этапов человека зрелость имеет самый большой возрастной диапазон. Каждый этап зрелости является качественно новым, но в тоже время он является неотъемлемой частью данного возраста и играет определенную исключительную роль в развитии и становлении взрослой личности. Психологическая зрелость личности (как понятие) активно изучается. Представители различных исследовательских ориентаций выделяют различные компоненты этого понятия и подчеркивают его центральные характеристики в психологическом содержании. Вопрос психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциальной и гуманистической психологии и психотерапии (В.Джемс, Ф. Перлз, К. Роджерс, А. Маслоу, Э.Клапаред), психологии развития (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, А.Г. Портнова), акмеологии (А.А. Бодалев, А.Л. Деркач, А.А. Реан), отечественной психологии личности (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев и др.). Автором концепции, которая максимально полно описывают структуру психологического созревания личности, был Г. Олпорт. Он рассматривал созревание человека как непрерывный, длящийся всю жизнь процесс формирования и развития. Этот ученый подчеркивал уникальность каждого человека, изучая психологическую зрелость. Поскольку существует столько же путей развития, сколько и личностей, то по его мнению не существует единого критерия абсолютно зрелой личности. Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование проявлений возрастного кризиса в период зрелости. Объект: личностная зрелость. Предмет исследования данной работы: проявления возрастного кризиса в период зрелости. Задачи: - Провести теоретический анализ проявления возрастного кризиса в период зрелости.- Провести эмпирическое исследование для выявления возрастного кризиса в период зрелости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.- Проанализировать данные, полученные в ходе исследования. Методы исследования:1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [9].2. Методика "Диагностика ригидности" (Г.Айзенк) [17]. 3. Тест описания поведения К. Томаса [18]. Характеристика выборки: Всего в исследовании приняло участие 24 человека респондентов в возрасте от 40 до 60 лет. Однородность выборки была обеспечена тремя критериями:- возрастной критерий - средний возраст испытуемых 51,2 года;- половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 12 мужчин и 12 женщин.- образовательный критерий - в исследовании принимали участие лица с высшим образованием. База исследования: Беседский сельскохозяйственный техникумг. Волосово.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Академия, 2015 год – 672 с.
2.Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 1980. – №2. – С. 3-12.
3.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.— 512 с.
4.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
5.Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. – Москва: Просвещение, 2015 год – 296 с.
6.Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов на Дону: Феникс, 2017 год
7.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
8.Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология: учебн. пос. для вузов / В.А.Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с.
9.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. /Психодиагностическая серия, вып.2. - М.: «СМЫСЛ», 1992. -18с
10.Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. –– М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
11.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00249-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510441 (дата обращения: 12.06.2023).
12.Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014 – 240 с.
13.Психология развития и возрастная психология : учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы-составители О.В. Шапатина, Е.А. Павлова.–Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007.– 204с.
14.Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. – 2016 год – № 2. – 37 – 49 с.
15.Хухлаева О.В. «Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности» - М.: Генезис, 2009. – 210 с.
16.Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
17. http://www.vashpsixolog.ru/
18. https://5psy.ru/testi/test-opisaniya-povedeniya-k-tomasa.html
19. https://5psy.ru/testi/test-opisaniya-povedeniya-k-tomasa.html
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!