это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5144893
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения речевого развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развито фонематическое восприятие.
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематическое восприятие является основой всей сложной речевой системы.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла.
В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т.е. иметь развитый фонематический слух. Фонематическое восприятие формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения). Вначале дети различают гласные, затем согласные. Это объясняется тем, что гласные «сонорнее» согласных и поэтому воспринимаются лучше. Кроме того, гласные встречаются чаще, чем согласные.
Роль развитого фонематического восприятия очень велика. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Н. Богоявленского, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой, Д.Б. Эльконина, и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, на артикуляцию и дикцию. Для того, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу, которые в свою очередь связаны с устойчивым фонематическим восприятием.
Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью ориентироваться в своей речи и в речи окружающих. Звуковой состав слова является центральным моментом, как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.
Фонематическим восприятие предполагает специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. В процессе онтогенеза у ребенка последовательно формируется фонематическое восприятие и элементарный фонематический анализ. В норме в старшем дошкольном возрасте эти процессы хорошо развиты, что позволяет ребенку перейти к овладению сложными формами анализа, обучению чтению и письму.
Теория и практика работы убедительно доказывают, что развитие фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Поэтому проблема тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста требует многоаспектного изучения и поиска оптимальных путей коррекции. Особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи должно быть уделено фонематическому восприятию, так как именно их недостаточная сформированность оказывает негативное влияние на речевое развитие детей в целом. Патология речи, особенно несформированность фонематического восприятия, в дальнейшем приведет к тому, что дети с ТНР, придя в школу, будут испытывать большие трудности в освоении грамоты.
Таким образом, все это определило выбор темы исследования «Формирование фонематического восприятия в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Объект исследования – коррекционная работа по развитию фонематического восприятия в процессе подготовки к обучению грамоте у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Предмет исследования – процесс формирования фонематического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования определили его задачи:
1. Проанализировать на основе анализа психолого-педагогической литературы современное состояние проблемы изучения онтогенеза фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3. Выявить основные нарушения фонематического восприятия у с тяжелыми нарушениями речи.
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях: практика работы с детьми, имеющими фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи / М. М. Аманатова // Логопедия. – 2007. – № 1. – С. 20-27.
2. Ахмедова, Д. Х. Особенности выявления связной речи у детей с III уровнем речевого развития / Д. Х. Ахмедова, Т. Б. Филичева // Электронный научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 177-181.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Белютюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с.
4. Бибякова, Ю. Т. Исследование особенностей развития связной речи дошкольников с недоразвитием речи / Ю. Т. Бибякова, В. В. Гордеева // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 9-11.
5. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. – М. : Сфера, 2008. – 224 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – СанктПетербург : Питер, 2020. – 431 с.
7. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. – 134 с.
8. Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 63-70.
9. Гордеева, В. В. Особенности развития и коррекции граматического строя речи дошкольников с ОНР / В. В. Гордеева, Т. С. Станчина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 18-21.
10. Горчакова, А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР / А. М. Горчакова, Ю. А. Трефилова // Логопед в детском саду. – 2004. – № 1. – C. 58-59.
11. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; редкол.: В. И. Селиверстов [и др.]. – М. : МГПИ, 1982. – С. 67-77.
12. Детская логопсихология : учебник для студентов вузов / под ред. О. А. Денисовой, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
13. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 64 с.
14. Жилкина, Е. В. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с ОНР / Е. В. Жилкина, М. А. Королева // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 116 (3). – С. 99-100.
15. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. – М. : Лабиринт, 1998. – 366 с.
16. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963. – С. 213-227.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2008. – 382 с.
18. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
19. Кудрявцева, С. В. Виды работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР / С. В. Кудрявцева // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 5. – С. 50-52.
20. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 1999. – 160 с.
21. Лалаева, Р. И. О когнитивном подходе к изучению нарушений формирования языковой способности / Р. И. Лалаева // Проблемы детской речи. – СПб. : Образование, 1999. – С. 109-111.
22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.
23. Лингвистически е проблемы дефектологии : учебное пособие / авт.-сост. Г. Ю. Козловская. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2017. – 115 с.
24. Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. – М. : Просвещение, 1975. – 214 с.
25. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1967. – 173 с.
26. Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте / В. К. Орфинская. – М. : Тр. ЛГИПИ им. А. И. Герцена, 1946. – 44 с.
27. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 400 с.
28. Прищепова, И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. – М. : Издательство «Юрайт», 2019. – 201 с.
29. Русских, Е. А. Специфика когнитивного функционирования детей с первичными речевыми нарушениями / Е. А. Русских, М. М. Лобаскова // Психология индивидуальных различий: обучение и развитие: сборник по материалам заочной Научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. – СПб. : Нестор-История, 2017. – С. 147-151.
30.Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психологопедагогические аспекты : международный сборник научных трудов / под редакцией С. М. Валявко. М. : Издательство «Спутник +», 2011. 121 с.
31. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – М. : Издательство «Юрайт», 2016. – 208 с.
32. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / Л. Ф. Спирова ; науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.
33. Схема логопедического обследования ребёнка c общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / сост. Н. В. Ceрeбряковa, Л. C. Cоломaхинa. – CПб. : Дeтcтво-Прecc, 2001. – 576 c.
34. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д., 2005. – 32 с.
35. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 1998. – 51 с.
36. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном-Пресса, 1999. – 550 с.
37. Филичёва, Т. Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
38. Филичева, Т. Б. Современный подход к проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогисческие аспекты : международный сборник научных трудов ; под редакцией С. М. Валявко. М. : Издательство «Спутник +», 2011. С. 35-44.
39. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А.Зимина. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
40. Швачкин, В. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / В. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия ; сост. К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2004. – С. 113-143.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Необходимо выполнить разрез, методом переноса точек сделать разрез...
Чертеж, Технический рисунок
Срок сдачи к 15 янв.
оформление в соотв. с ГОСТ, как у курсовой, страниц 15
Реферат, Правоохранительные органы
Срок сдачи к 20 янв.
Пожалуйста быстрее, не особо важно качество самого реферата) но не...
Реферат, Психология
Срок сдачи к 16 янв.
Исследовательские задания: 1. В учебниках «Педагогика» найдите...
Контрольная, технология
Срок сдачи к 19 янв.
решить 6 вопросов
Контрольная, Технологии обработки воды на тэс и аэс, энергетика
Срок сдачи к 18 янв.
Написать заключение к работе по финансовому анализу организации.
Другое, Финансовый анализ и аудит
Срок сдачи к 17 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!