это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5173570
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1 Сущность, основные проблемы адаптации ребенка к обучению в школе 7
1.2 Психологические и физиологические особенности детей, поступающих в школу 15
1.3 Психологические условия, влияющие на адаптацию детей к школьному обучению 21
ГЛАВА 2. ЭМЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Выявление уровня адаптации первоклассников к обучению в школе 30
2.3 Разработка и проведение программы повышения уровня адаптации младших школьников, и оценка ее эффективности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях основным приоритетом образовательной и педагогической системы является ориентация на достижение эффективности обучения за счет индивидуального подхода к потребностям каждого отдельного ученика, его личностных и поведенческих особенностей, возрастных изменений, среде, в которой он проживает. Данные приоритеты напрямую зависят от перехода школы к наиболее демократичным способам, как обучения, так и воспитания в целом. Одной из наиболее острых проблем современного школьного образования, которые негативно влияют на эффективность и мотивацию обучения является школьная дезадаптация, невозможность школьника адаптироваться к новым условиям развития, в том числе в рамках получения начального образования. Причинами дезадаптации могут выступать различные факторы, такие как медицинские, социальные, психологические, возрастные и т.д. Однако кроме этого, на развитие дезадаптивных состояний может непосредственно влиять социальная среда, в которой проживает ребенок, религиозные и иные установки родителей, а также педагогическая среда, в которой он находится. Чаще всего проблемы дезадаптации возникают у детей при поступлении в начальную школу, так как в этом периоде с одной стороны у них появляются новые социальные роли, к которым они должны максимально быстро приспособиться, а с другой стороны меняются личностные и поведенческие особенности личности, формируются новые возможности познания окружающей среды, а также иной подход к коммуникации между сверстниками. Таким образом, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Также поступление в школу обуславливается сменой вида игровой деятельности на учебную. Педагоги, родители и психологи прилагают массу усилий, чтобы: сделать этот процесс менее трудным и безболезненным; развить в детях интерес к обучению, чтобы процесс стал более эффективным и приятным. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью ребенка и гармоничному развитию его личности. Это хорошо заметно на примере образования новых направлений психологических наук: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии [3, с. 64].Проблема дезадаптации возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус первоклассника не соответствует школьным требованиям к обучению, овладение, которым становится, для ребенка, слишком затруднительным или совсем невозможным. (М.Ю. Кистяковская, Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, А.П. Сманцер, Н.Н. Куинджи и др.).Проблема адаптации является одной из основных проблем в организации успешного обучения школьников, поэтому изучением этой проблемы занимались многие научные деятели. В педагогике, это такие деятели, как: Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белов, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, А.П. Сманцер, В.Г. Щур, Е.А. Ямбург и многие другие. В медицине это процесс изучался Н.К. Барсуковой, Г.В. Бородкиной, Е.К. Глушковой, Л.А. Ждановым и т. д. Известные физиологи и психологи, которые сделали большой вклад в изучение данной проблемы: И.А. Аршавский, П.К. Анохин, М.В. Григорьева, М.Ю. Кистяковская, В.А. Кудрявцев, Л.А. Ясюкова и многие другие.Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации школьников исследовали Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ж.М. Грюзман, А.К. Мункоев.Адаптированность к школьным условиям – является главным фактором, влияющим на успешность обучения первоклассников. Новый коллектив, смена обстановки, непривычный режим дня – все это предъявляет большие требования, к еще неустойчивой, психике ребенка и требует от него активного приспособления к новой общественной организации. У многих детей процесс проходит очень болезненно – в связи с неготовностью к школьному обучения, по ряду самых различных на это причин. По мнению А.А. Люблинской: «Современная школа предъявляет к ребенку жесткие, даже завышенные требования. Это зависит от системы обучения. Многие педагоги признают, что перегруженность учебных программ – бич современной школы. Проблема развития младшего школьника фактически решается, как правило, за счет его же и без того ограниченных физических и психических ресурсов и адаптационных возможностей» [27, с. 24].Актуальность перечисленных проблем определила выбор темы исследования.Цель исследования: выявить психологические условия адаптации первоклассников.Объект исследования: адаптация детей к обучению в школе.Предмет исследования: психологические условия адаптации первоклассников к школе.Гипотеза исследования: психологическим условием адаптации детей поступающих в первый класс является развитие навыков социального взаимодействия со сверстниками.Задачи исследования:Изучить и проанализировать психологическую литературу по теме исследования.С помощью диагностического инструментария определить уровень адаптации детей к школе.Определить психологические условия успешной адаптации первоклассников к школе.Разработать психологическую программу коррекционно – развивающих игр провести ее с детьми в адаптационный период, позволяющий реализовать выявленные нами условия, проверить их эффективность.Методы и методики исследования:Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме.Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент с применением следующих психодиагностических методиканкетирование (анкета школьной адаптации Н.Г. Лускановой);тестирование (рисуночный тест «Краски» Г.Ф. Кумариной);беседа.Практическая значимость заключается в том, что полученные данные, о проблеме адаптации, помогут детскому психологу в составлении и применение развивающих игр и упражнений, в практике его работы в школьном учреждение.Выборка исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 1«В» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Красноглинный. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения [Текст] / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 71-74.
Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе [Текст] / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова. – Вологда, 2014. – 157 с.
Баданина, Л.П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 18-21.
Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа. – 2017. – № 12. – С. 59-62.
Бадьина, Н.П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов [Текст] / Н.П. Бадьина // Вопросы психологии. – 2017. – № 1. – С. 53-61.
Безруких, М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей [Текст] / М.М. Безруких Л.А. Леонова. – Москва, 2009. – 36 с.
Бардиер, Г.Л. Что касается меня? Сомнения и переживания младших школьников [Текст] / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская – СПб.: Речь, 2014. – 203 с.
Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М: Совершенство, 2015. – 358 с.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 132 с
.Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика. – 2014. – № 7. – С.70-83.
Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. [Текст] / Б.С. Волков – М.: Академический Проект, 2012. – 142 с.
Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Вьюнова – М.: Академический проект, 2015. – 142 с.
Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст] / Т.А. Данилина / Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации [Текст] / Т.В. Дорожевец. – Витебск, 2015. – 182с.
Ермакова, И.А. Адаптация первоклассников к школе [Текст] / И.А. Ермакова // Народное образование. – 2008. - № 5. - С. 157-165.
Журавлев, Д.Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу [Текст] / Д.Д. Журавлев // Народное образование. – 2015. – № 8.
Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева – М.: Академия, 2008. – 408 с.
Костина, Л.М. Адаптация первоклассника к школе путем снижения уровня их тревожности [Текст] / Л.М. Костина // Вопросы психологии. – 2004. – № 1.
Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников [Текст] / Т.В. Костяк – М.: Академия, 2015. – 232 с.
Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2016. – 265с.
Кузнецова, Л.В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации [Текст] / Л.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. –№ 4. – С. 70-74.
Кумарина, Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников [Текст] / Г.В. Кумарина // Народное образование. – 2009. – №7. – С.163-168.
Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека [Текст] / А.Н. Леонтьев / Проблема развития психики. – М., 2015. – 218 с.
Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация [Текст] / Е.В. Меттус. – М.: Учитель, 2015. – 302 с.
Налчаджян, А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация [Текст] / А.А. Налчаджян. – Ереван, 1986. – 290 с.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2005. – 360с.
Петровский, А.А. Личность, деятельность, коллектив [Текст] / А.А. Петровский. – М., 2012. – 209 с.
Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной деятельности) [Текст] / Е.С. Рабунский. – М., 2012. – 184 с.
Ромм, М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности (информационный подход) [Текст] / М.В. Ромм / Автореф. дис. на соискание ученой степени к.ф.н. – Новосибирск: НГУ. – 2015. – 16 с.
Ротенберг, В.С. Поисковая активность и адаптация [Текст] / В.С. Ротенберг. – М.: Наука, 2004. – С. 3.
Руденский, Е.В. Психологическая феноменология патологии личности [Текст] / Е.В. Руденский. – Новосибирск: Институт патологии личности, 2016. – 232 с.
Савина, Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] // Наука и школа. – 2010. – № 3. – С.118-121.
Собчик, Л.Н. Психодиагностика: методы и методология [Текст] / Л.Н. Собчик. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2015. – 576 с.
Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде [Текст] / Т.А. Соловьева. – М.: ВАКО, 2015. – 72 с.
Тюменева, Ю.А. К проблеме оценки готовности детей к школе [Текст] / Ю.А. Тюменева // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 95-107.
Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: - Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.
Формирование познавательных интересов в учебном процессе [Текст] / Под ред. И.Ю. Хвосторина. – М.: Просвещение, 2013. – 114 с.
Scott, K. People and teacher relationships. Scientific American / K. Scott. Vol. 287, No 4, 1999. – 58 p.
Scott, K. Psychological adaptation. / K. Scott. Vol. 287, No 9, 2003. – 134 p.
Sherif M. Interaction of teachers and parents. / M. Sherif Vol. 195, № 7, 1999. – 58 p.
Jacobson A., 2003. Adaptation of students. Psychological feature. / А.Jacobson - American, Vol. 211, No 7, 2018. – 45 p.
Jacobson A., 2003. Contact first graders and teachers. / А.Jacobson - American, Vol. 211, No 8, 2018. – 32 p.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Решить задачу на применение законов Менделя к количественным признакам.
Контрольная, Биология
Срок сдачи к 24 окт.
Задача на применение законов Менделя к количественным признакам
Решение задач, Биология
Срок сдачи к 24 окт.
Все в файле
Лабораторная, Разработка программных модулей, информатика, программирование
Срок сдачи к 27 окт.
Написать пересказ двух статей( по 2 стр на каждую)
Поиск информации, Механизм социального управления
Срок сдачи к 26 окт.
Требуется доделать курсовую.
Курсовая, Перспективы развития безналичных расчётов
Срок сдачи к 23 окт.
Лабораторная работа. Разработка программы управления.
Лабораторная, Системы реального времени
Срок сдачи к 27 окт.
Решить задачу на применение законов Менделя к количественным признакам.
Поиск информации, Генетика
Срок сдачи к 24 окт.
Решить задачу на применение законов Менделя к количественным признакам.
Решение задач, Генетика
Срок сдачи к 24 окт.
Выполнить задания в рабочей тетради и дать пояснения к заданиям.
Другое, Анализ показателей по труду и заработной плате
Срок сдачи к 23 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!