это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5327817
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности овладения многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР…..6
1.1 Сущность понятий «словарный запас», «многозначность слова»…6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего возраста с ОНР……………………………………………………………10
1.3 Методы и приемы логопедической работы по овладению многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………15
Выводы по главе 1……………………………………………………….18
Глава 2. Экспериментальная работа по овладению многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР…..19
2.1 Уровень овладения многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………19
2.2 Игры и упражнения для овладения многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР……25
Выводы по главе 2………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…….………………………………32
Приложения……………………………………………………………….36
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема диагностики лексикона детей с давних времен волнует не только логопедов, но и педагогов, лингвистов, психологов. Язык пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности, так как является важнейшим средством коммуникации. Существование и развитие общества, а также взаимодействие между людьми, становятся невозможными без красивой речи. Речь, в которой присутствуют многозначные слова, фразеологические обороты, антонимы, синонимы, хочется слушать, приятно вести диалог.В нормативно-правовых образовательных документах «Федеральный закон «Об образовании РФ», ФГОС» большое внимание уделяется развитию речи детей, начиная с раннего возраста. ФГОС ДО предусматривает усвоение ребенком культуры речи и общения, формирования у детей разных видов речевой и коммуникативной компетенции [26]. Речевая компетентность включает в себя лексическую компетентность, которая, в свою очередь, является составляющей базовой характеристики личности ребенка дошкольного возраста. Развитие лексикона имеет очень важное значение для ребенка-дошкольника. Именно не ограниченный активный и пассивный словарный запас, владение полисемией позволяет ребенку свободно, непринужденно вступать в разговор с другими детьми и взрослыми; поддерживать предложенный диалог; отвечать на вопросы по содержанием картины или художественного произведения; уметь спросить, возразить, поблагодарить, извиниться, рассказать о себе, договариваться; обмениваться информацией.Однако на современном этапе большое количество детей дошкольного возраста имеют дефекты речи. Одним из самых распространенных логопедических диагнозов у детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (далее - ОНР) пагубно отражается на формировании лексико-грамматической стороны речи, словарь ребенка с ОНР зачастую бедный, пополняется существенно реже, чем у сверстников без речевого дефекта. ФОП в речевое развитие дошкольника включают: «владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества». Однако с детьми с общим недоразвитием речи достижение данных целей невозможно. Для полноценного овладения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР многозначностью существительных необходимо создавать специальные условия, систематически и целенаправленно проводить диагностики лексикона, осуществлять коррекционную работу. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы». Данной проблемой занимались (И. Ю. Кондратенко, И. А. Алексеев, А. А. Вебер, М. Н. Кропачева), но анализ доступной нам литературы позволил сделать вывод о том, что многие методы и приемы развития лексикона у детей старшего дошкольного возраста с ОНР устарели, средства овладения овладения детьми многозначностью существительных представлены фрагментарно, поэтому нуждаются в дополнительном анализе.Гипотеза исследования: мы считаем, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР не полноценно владеют многозначностью существительных, поэтому необходимо систематически и целенаправленного проводить работу по пополнению их словарного запаса.Цель исследования – изучить особенности овладения многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и предложить игры для пополнения их словарного запаса.Задачи исследования: Изучить основные понятия и выявить методы и приемы логопедической работы по овладению многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;Провести диагностику уровня овладения многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;Разработать игры и упражнения для овладения многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.Объект исследования - развитие лексикона у детей старшего дошкольного возраста с ОНРПредмет исследования – логопедическая работа по овладению многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Методы исследования:- теоретические: анализ проблемы, сравнение, обобщение и систематизация научных источников по философии, психологии, педагогике, которые позволили выделить теоретические подходы к исследуемой проблеме и определить основные научно-теоретические положения; - эмпирические: наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, позволивший выявить особенности лексикона у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. База исследования: Исследование осуществлялось в течение 2023 г. на базе муниципального бюджетного учреждения дошкольного образования детский сад «Ромашка» №7, г. Псков.Характеристика выборки испытуемых. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с логопедическим диагнозом ОНР 3 уровня. Теоретическое значение исследования определяется в расширении научно-педагогических знаний в аспекте развития лексикона у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Практическое значение заключается в разработке игр и упражнений для овладения многозначностью существительных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для педагогов и родителей в их воспитательной работе.Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и 2 приложений.
Список использованной литературы
Баронова, В. В. Занимательные задания для развития словаря имен прилагательных у дошкольников с ОНР : учебное пособие : 0+ / В. В. Баронова. – М. : Владос, 2019. - 160 с.
Баранова А.С. Формирование навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Приволжский научный вестник. - 2019. - №8 - 2(36). - С. 54-56.
Батяева С.В. Новый альбом по развитию речи: [для детей младшего дошкольного возраста: для чтения взрослыми детям : для малышей с 1 года / С.В. Батяева. – Москва : УМка : Симбат, 2020. - 96 с.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н.Методика определения уровня речевого развития детей. дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова. - Москва: Каисса, 2008. – 90 с.
Безрукова, О. А. Речевая карта и логопедическая характеристика : профессиональная документация логопеда : учебно-методическое пособие для логопедов / О. А. Безрукова. - Москва : Русская Речь, 2019. - 63 с.
Брушневская И.М. Методика диагностики речевого развития/ И.М. Брушневская. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. - 61 с.
Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм / С.Н. Викжанович. – Москва: Национальный книжный центр, 2020. – 172 с.
Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, 22-23 ноября 2019 года / М-во образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ФГБОУ ВПО «Забайкальский гос. ун-т». - Чита : ЗабГУ, 2020. – 219 с.
Дубинец Е.А. Активизация лексико-грамматического строя речи : словарь: практическое пособие, преданазначенное для восстановления речи при афазии : средне-грубая степень выраженности / Е.А. Дубинец, О.А. Пряничникова. – Москва: Эдитус, 2023. - 131 с.
Зволейко, Е. В. Логопсихология и основы логопедии : учебное пособие / Е.В. Зволейко. - Чита : Издательство ЗабГГПУ, 2008. - 357 с
Индивидуальная речевая карта : диагностический журнал / автор-составитель Л. Е. Кыласова. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград : Учитель, [2021]. - 46 с.
Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И. Ю. Кондратенко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 240 с.
Крупенчук, О. И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста / О. И. Крупенчук. - Санкт-Петербург : Литера, 2012. – 31 с.
Лалаева, Р. И. Речевая карта нарушений речи у детей с ОНР / Р. И. Лалаева ; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. - 207 с.;
Ларченко, И.М. Анализ статистических данных по состоянию речи детей / И.М. Ларченко //Логопед. – 2021. - №9. – С.16-19
Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. К.: ВОЗМОЖНОСТЬ, 2009. 80 с.
Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: учебно-методическое пособие для среднего профессионального образования по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.04 «Специальное дошкольное образование», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – Москва: Форум : ИНФРА-М, 2020. – 62 с.
Логопедическая работа в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения: учебное пособие / Н.А. Борисова, Г.М. Галактионова, Т.В. Гудина. - Череповец : ФГБОУ ВО «Череповецкий гос. ун-т», 2017. - 100 с.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. М.Ф. Катанова» ; [сост. Г. А. Поваляева]. - Абакан : ХГУ, 2019. - 79 с.
Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: «СОЮЗ», 2019.- 192 с.
Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) : Метод. пособие / [Сост.: В. П. Глухов и др.]. – М. : АРКТИ, 2023 (Домодедово : ДПК). – 24 с.Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи : от 4 до 7 лет / ; [науч. ред. Н. В. Нищева]. - СПб. : Детство-Пресс, 2005 (СПб. : Правда 1906). - 47 с
.Речевая карта для обследования заикающегося ребенка дошкольного учреждения / авт.-сост. Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. - 47 с.
Смирнова, И. А. Диагностика нарушений развития речи : учебно-методическое пособие / И. А. Смирнова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 177, [2] с
.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). - Москва: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
Филичева, Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Логопедия. – 2019. - № 2. – С. 57-68.
Цуканова, С.П. Речевое развитие детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи / С. П. Цуканова. – М.: Гном, 2018. - 95 с.
Шереметьева, Е.В. Логопедическая работа при системном недоразвитии речи (алалия) : учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. - 151 с.
Шлай, Е. В. Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2004. - 16 с.
Щербак, С.Г. Комплекс игр и упражнений по формированию навыков чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : методическое пособие / С.Г. Щербак, Е.М. Латыпова. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2023. - 28 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!