это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5385708
500 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В концепции развития математического образования в Российской Федерации отражены требования к обновлению содержания дошкольного образования, в частности познавательному развитию дошкольников, неотъемлемой частью которого является математическое развитие [2].
Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования [1] одной из важнейших задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста называется развитие и обогащение временных представлений детей дошкольного возраста.
Детям старшего дошкольного возраста необходимо уметь самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при дальнейшем обучении в начальной школе.
Следовательно, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста временные представления. Проблема формирования у дошкольников представлений о времени нашла разработку как в трудах зарубежных исследователей: Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественных: С.Л. Рубинштейн [46;47], А.А. Столяр [50], A.M. Леушина [23], Т.Д. Рихтерман [45], Р.П. Чуднова [54], Е.И. Щербакова [56], Р.Л. Непомнящая [33], И.А. Колесникова [21], З.А. Михайлова [29] и др.
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому перед воспитателями дошкольных учреждений встает проблема ознакомления детей со временем – неосязаемым явлением в условиях преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста. В силу сказанного остро встает необходимость педагогического управления процессом формирования временных представлений у дошкольников. Для решения данной проблемы на современном этапе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста может быть организована проектная деятельность.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. В ходе проектной деятельности по формированию временных представлений не просто расширяются знания детей об окружающем мире, но и развивается способность использовать математические знания и аналитические способы познания математической стороны окружающего мира, что соответствует одной из приоритетных задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, заявленной в федеральной образовательной программе дошкольного образования [3].
Вопросам организации проектной деятельности посвящены работы А.Н. Вераксы, Н.Е. Вераксы [9], В.А. Деркунской [14],О.В. Толстиковой [52], В.А. Овчаренко [34], Н.Н. Журавлевой [17], Р.А. Орешкиной [38], Н.Ю. Пахомовой [39] и др.
Всё вышеперечисленное позволило нам перейти к формулированию проблемы исследования, которую можно определить следующим образом: каковы педагогические условия организации проектной деятельности старших дошкольников, направленной на формирование временных представлений?
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий организации проектной деятельности, направленной на формирование временных представлений старших дошкольников.
Объект исследования – образовательная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия организации проектной деятельности, направленной на формирование временных представлений старших дошкольников.
Гипотезой исследования является мысль о том, что если при организации проектной деятельности, направленной на формирование временных представлений старших дошкольников, учитывать следующие педагогические условия:
- обеспечение активной субъектно-деятельностной позиции дошкольника;
- организация игровой деятельности, учитывающей соподчинение мотивов воспитанника;
- осуществление взаимодействия взрослого (воспитателя, родителей) и ребенка, то уровни сформированности временных представлений у старших дошкольников повысятся.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. определить ключевые понятия: «проектная деятельность», «проект», «время», «временные представления»;
3. выявить особенности восприятия времени детьми старшего дошкольного возраста;
4. выделить и охарактеризовать уровни сформированности временных представлений у старших дошкольников;
5. теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий организации проектной деятельности, направленной на формирование временных представлений старших дошкольников.
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения и использования следующих методов педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования было выбрано МБДОУ Детский сад №57 «Маленькая страна» г. Пскова.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и источников, приложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (с изменен. и дополнен. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс: справочно-поисковая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637 (дата обращения: 11.10.2023). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12. 2013 г. (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.10.2023). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2022 № 71847) // Консультант Плюс: справочно-поисковая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435832 (дата обращения: 02.12.2023). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
4. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1-6.
5. Алексеева Т.И., Сергеева Л.А. Теория и технологии математического развития дошкольников: Актуальные вопросы формирования пространственных и временных представлений дошкольников. Учебно-методическое пособие для бакалавров. – Псков, ООО «ЛОГОС Плюс», 2019. – 104 с.
6. Березина Р. Л., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
7. Бахтарова Н.Ю. Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении. [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. – 2016. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/875-ispolzovanie- proektnoj-deyatelnosti-v-doshkolnom-uchrez (дата обращения: 28.06.2023).
8. Валеева Л.А. Влияние концепции Джона Дьюи на развитие дидактики в России в первой трети XX века // Образование и саморазвитие. – 2008. – №2. – С. 242-247.
9. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. /А.Н. Веракса, Е.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 99 с.
10. Виноградова Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М. – 2016. – 219 с.
11. Галлямова, Р.Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Р.Ф. Галлямова // Первое сентября. –. 2005. – №9. – С. 23-27.
12. Гузеев В.В. Новожилова Н.В., Рафаева А.В., Скоробогатова Г.Г. Консультации: метод проектов. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf (дата обращения 28.06.2023).
13. Гурьев С.В. Влияние современных информационных технологий на развитие детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №1(83). – С. 61–67.
14. Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1985. – 27с.
15. Деркунская. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
16. Ежова О.П. Развивающие игры как средство формирования у дошкольников умений ориентироваться в пространстве / О.П. Ежова // Инновационная наука. – 2021. – №12. – С. 79-82.
17. Жиенбаева С.Н., Сыздыкбаева А.Д. Проектная деятельность – как инновационный феномен в дошкольном образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №2. – С. 189-193.
18. Журавлева Н.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / Н.Н. Журавлева // Режим доступа: https://урок.рф/library/metod_proektov_kak_innovatcionnaya_pedagogicheskaya_t_205236.html (дата обращения 28.06.2023).
19. Заложных Е.О. Сотрудничество дошкольников и взрослых при организации детского экспериментирования / Е.О. Заложных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – №1 (70). – С. 22-31.
20. А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М В. Каркавин 3. Ивасенко А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. -327 с.
21. Кудрявцев В.Т. Педагогически организованные коммуникации детей дошкольного возраста и взрослых как фактор развития творческого воображения / В.Т. Кудрявцев, А.В. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. – 2022. – №5. – С. 14-26.
22. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 447 с.
23. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 284 с.
24. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 423 с.
25. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000. – 214с.
26. Магасумова Э.У. Субъектно-деятельностный подход в развитии социальной активности старших дошкольников [Электронный ресурс] / Э.У. Магасумова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2019. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018012107 (дата обращения 20.11.2023).
27. Матюшина Н.А. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1975. – 25с.
28. Минибаева Э.Р. Особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Э.Р. Минибаева // БГЖ. – 2019. – №3 (28). – С. 93-95.
29. Миронова Е. А. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности / Е. А. Миронова. // Молодой ученый. – 2016. – № 20 (124). – С. 712-716.
30. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64. – С. 133-135
31. Михайлова З. А. Теории и технологии развития математических представлений детей дошкольного возраста. Хрестоматия /. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64 с.
32. Моисеева Н. И. Время в нас и время вне нас /Н. И. Моисеева. – М.: ЛЕНИЗДАТ, 1991. – 158 с.
33. Неверович Я. З. Анализ условий трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста. / Неверович Я.З. // Известия АПН РСФСР. – 1955. – вып.64. – С. 128-149.
34. Немировская М. А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения / М. А. Немировская // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – №6. – С. 44-46.
35. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2005. – 94 с.
36. Овчаренко В. А., Карасева Л. М. Использование проектного метода в системе СПО // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – №26. – С. 198-202.
37. Ожегов С. И. [Электронный ресурс]: Материал из Википедии – свободной энциклопедии: Версия 10326782, сохран. в 16:02 UTC 4 августа 2008 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. – Электрон. дан. – Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2008. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=10326782
38. Онтужева Т.А. Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Онтужева // Проблемы педагогики. – 2014. – №1 (1). – С. 48-51.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
40. Орешкина Р.А. Метод проектов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Р.А. Орешкина, С.С. Яковлева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. –№66-2. – С. 239-242.
41. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 107 с.
42. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. – 2010. – №4. – С. 307-318.
43. Петрова Е.И. Дети и компьютер // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. – №1. – С. 133-141.
44. Пронюшкина Т.Г. Поддержка инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности / Т.Г. Пронюшкина // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. – №2. – С. 56-67.
45. Пушкарская О.В. Игровая деятельность как форма психической активности дошкольника / О.В. Пушкарская // Педагогика: история, перспективы. – 2022. – №4. – С. 71-92.
46. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования : материалы региональной науч.-практ. конф. (г. Белгород, 27 мая 2020 г.) / отв. ред. Л.В. Серых. – Белгород : Изд-во БелИРО, 2020. – 546 с.
47. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. / Т. Д. Рихтерман – М., 1982. – 315 с.
48. Рубинштейн С. Л. О восприятии времени и пространства / С. Л. Рубинштейн // Мир психологии. – 1999. – №4. – 46 с.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 718 с.
50. Рудакова Л.С. Метод проектов – инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – №3. – С. 86-90.
51. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
52. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 320 с.
53. Тестов В.А. Основные аспекты реализации концепции развития математического образования в Российской Федерации / В.А. Тестов // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2015. – №1. – С. 23-27.
54. Толстикова О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
55. Циценко В. С. Организация проектной деятельности в ДОУ / В. С. Циценко, Т. Н. Красноперова // Молодой ученый. – 2016. – № 16 (120). – С. 384-387.
56. Чуднова Р. П. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 7. – С. 24–29.
57. Штейнберг В. Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии / В. Э. Штейнберг. – Москва: Народное образование, 2015. – 350 с.
58. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. / Е. И. Щербакова. – М., 2000. – 114 с.
59. Эннанова Л.Ф. Экспериментальная работа по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – №5 (13). – С. 7-10.
60. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Эльконин Д.Б. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
61. Юревич С.Н. Педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности: Учебно-методическое пособие. / С.Н. Юревич. – Магнитогорск, 2013. – 312 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!