это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5546333
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
I. Теоретические основы профилактики употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста 8
Употребление нецензурной лексики как социально-педагогическая проблема 8
Формы и методы профилактики употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста 17
Профилактика употребления нецензурной лексики в процессе семейного воспитания 21
II. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы профилактики употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста 28
2.1. Диагностическое обследование повседневной лексики обучающихся младшего школьного возраста 28
2.2. Общая характеристика формирующего эксперимента 39
2.3. Результаты профилактики употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста 43
Заключение 52
Список использованных источников 57
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 66
Приложение Е 69
Приложение Ж 70
Приложение З 73
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день, когда жизнь нашего общества активно трансформируется и видоизменяется, когда изменяются приоритеты и ценности в воспитании и развитии личности, когда многие многовековые традиционные устои, нормы и запреты игнорируются и уходят из нашей жизни, все больше растет криминализация общества, а в следствии упадок нравственного и культурного уровня развития человека. В итоге мы замечаем, что уже практически повсеместно употребляется большое количество жаргонов, сленгов, арготизмов и ненормативных выражений. В особенности остро встала проблема употребления людьми ненормативной лексики, причем как взрослыми, так и детьми. Проблема ненормативной лексики и ее употребления исследуется во многих дисциплинах. Так изучением данной проблемой занимаются, как лингвисты, писхолингвисты и филологи, так и педагоги и психологи. С помощью теоретического анализа проблемы ненормативной лексики и ее употребления мы выявили, что этими вопросами занимались такие известные психологи как А.Ф. Бондаренко, В.Л. Леви, И.С. Кон. Также сквернословие рассматривали в своих трудах и литературоведы, такие как В.И Жельвис. Д.С.Лихачев, Б.А. Успенский, С. Пинкер, В.П. Даниленко. Все они в своих работах представляли проблему употребления ненормативной лексики как социокультурный феномен. Проблема употребления ненормативной лексики усложняется современными культурными трансформациями, в центре которых находится ребенок. На фоне общего снижения культурно-образовательного уровня населения, низкой начитанности и пренебрежение нормами русского языка и возникла такая проблема как употребление ненормативной лексики детьми.Усугубляют положение низкая педагогическая грамотность родителей, а также отсутствие цензуры и фильтрации контента в средствах массовой информации.Дети же, в свою очередь, могут прибегнуть к ненормативной лексике главным образом потому, что, слыша окружающих взрослых, копируют их речь, а также манеру поведения. Невнимательность родителей или их безразличие к речи ребенка может поспособствовать появлению в будущем неприятных, а иногда даже неприемлемых, речевых привычек. Последствиями сквернословия могут стать неумение ребенка выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающими, падение его общей культуры и коммуникативно-речевой культуры, возможное замедление интеллектуального развития, а так же вовлечение в дурную компанию, негативное влияние которой только ускорит культурно-нравственную деградацию ребенка. Именно поэтому данное явление можно считать актуальной социально-педагогической проблемой. Объект исследования – употребление нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста. Предмет исследования – профилактика употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста.Гипотеза исследования: Результативность программы будет обеспечена при условии организации программы профилактики употребления ненормативной лексики, как с обучающимися, так и с их родителями. Мы считаем, что участие родителей в профилактической работе с обучающимися является обязательной и значительно влияет на ее эффективность. Целью исследования является разработка программы профилактики употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме употребления обучающимися ненормативной лексики.Рассмотреть педагогический опыт по профилактике употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста. Разработать и реализовать программу профилактики употребления нецензурной лексики обучающимися младшего школьного возраста.Методы исследования: анализ, изучение научной литературы по теме исследования, изучение документации, опросные методы (беседа, анкетирование, интервью), наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Теоретические основы исследования: Вопросам функционирования языка и сложившимся в нем речевым нормам, а также проблемам построения и понимания межличностных отношений посвящены работы российских ученых Н.Д. Арутюновой, Б.Ф. Баевой, Л.В. Долинской, М.И. Жинкина, Е.Л. Носенко, Г.М. Сагач. Известные ученые литературоведы В.И. Жельвис, Д.С. Лихачев, Б.А. Успенский, психологи А.Ф. Бондаренко, И.С. Кон, В.Л. Леви, Л.А. Широкорадюк рассматривали в своих работах проблему сквернословия как социокультурный феномен.Практическая значимость исследования. Комплекс диагностических методик, представленных в данном исследовании, может быть использован социальными педагогами, классными руководителями и психологами образовательных учреждений, для диагностики употребления обучающимися ненормативной лексики и выявления причин ее употребления. Программа профилактики употребления ненормативной лексики обучающимися младшего школьного возраста также может быть использована социальными педагогами, классными руководителями и психологами образовательных учреждений, а также педагогами и воспитателями в учреждениях дополнительного образования. Так же, данная работа и рекомендации, приведенные в ней, по проведению профилактической работы с обучающимся, могут быть полезны, как родителям, так и педагогам при организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания ребенка.Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 класса, их родители и классный руководитель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алпатова, О. Б. Органы внутренних дел на страже порядка в молодёжной среде. Формы и методы профилактической деятельности / О. Б. Алпатова, И. М. Лебеденко // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2015. – № 2. – С. 31-36.
2. Аммон, Г. Динамическая психиатрия в ракурсах времени. К столетию со дня рождения / Г. Аммон. – Москва : ИД "Городец", 2019. – 568 с.
3.Арбатская, О. А. Русский язык и культура речи. Практикум : Учебное пособие / О. А. Арбатская. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 123 с.
4.Бай, Е. А. Формирование у подростков негативного отношения к ненормативной лексике в общении со сверстниками / Е. А. Бай // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции., Йошкар-Ола, 24–26 декабря 2015 года. – Йошкар-Ола: ООО ИПФ "СТРИНГ", 2016. – С. 28-32.
5.Башманова Е. Л. Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи / Е. Л. Башманова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета - 2020. - № 2 (14). – С. 174-183.
6.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2006. - 468 с.
7.Бондаренко А. А. О словах «сорняках» в речи современного школьника / А. А. Бондаренко. - В книге: экономика, управление, право и общество. Материалы І Межрегиональной научно-практической конференции, 2016. - 142-145 с.
8.Бондаренко, А. Ф. Беседы с психологом / А. Ф. Бондаренко, Т. Петкова ; Александр Бондаренко, Татьяна Петкова. – Киев : Свет, 2013. – 207 с.
9.Бондаренко, А. Ф. Милые бранятся / А. Ф. Бондаренко // Женский журнал. – 2022. - № 9. - С. 80-83.
10.Власян, Г. Р. Проникновение ненормативной лексики в язык повседневного общения / Г. Р. Власян // Вестник Челябинского государственного университета, Филология. Искусствоведение, Вып. 89. – 2014. – № 7 (336). – С. 15–17.
11.Гарцуева О. А.Теоретико-методологические основы формирования коммуникативно-речевой культуры современной молодежи / О. А. Гарцуева // наука. Инновации. Технологии. Науки об образовании. 2011. – С. 78-97.
12.Гладнева, Е. Е. Профилактика сквернословия в деятельности социального педагога / Е. Е. Гладнева // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : Межвузовский сборник научных трудов / Науч. редактор М. В. Шакурова. Том Выпуск 17. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – С. 72-77.
13.Гришева, К. А. Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления / К. А. Гришева, М. В. Кондратей, В. В. Ткаченко // Молодой ученый. – 2014. – № 6(65). – С. 654-658.
14.Жельвис, В. И. "Кипит словесная война..." (к проблеме сквернословия в СМИ) / В. И. Жельвис // Медиалингвистика. – 2015. – № 1(6). – С. 111-114.
15.Зайцева, И. Т. Социально-культурная деятельность как подсистема социального воспитания личности / И. Т. Зайцева // Научное наследие академика И. Ф. Харламова и актуальные проблемы целостного образовательного процесса в современном педагогическом пространстве : Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика И.Ф. Харламова: Сборник материалов, Гомель, 04–05 июня 2020 года / Редколлегия: Ф.В. Кадол (гл. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.) [и др.]. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. – С. 111-115.
16.Иванов, А. В. Теория и практика воспитания в России и за рубежом / А. В. Иванов. – Москва : Перспектива, 2015. – 470 с.
17.Иванова, М. К. Основные принципы и формы взаимодействия школы и семьи / М. К. Иванова, А. П. Сосина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – Т. 1, № 4(6). – С. 209-212.
18.Исмаилова, Н. П. Преодоление нравственного кризиса посредством духовно-культурного воспитания молодого поколения / Н. П. Исмаилова, З. С. Курбанова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2(75). – С. 186-189.
19.Ишембитова, З. Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества / З. Г. Ишембитова // Вестник Башкирского университета – 2017. – № 9(112). – С. 423-424.
20.Китаев-Смык, Л. А. Сексуально-вербальные защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань) / Л. А. Китаев-Смык // Речевая агрессия в современной культуре / Челябинский государственный университет; научный редактор и составитель М. В. Загидуллина. – Челябинск : Челябинский государственный университет, 2005. – С. 17-21.
21.Мусс, Г. Н. Использование детьми ненормативной лексики: филологический, психологический и педагогический аспекты / Г. Н. Мусс, Д. А. Гороховцева // Начальная школа. – 2021. – № 6. – С. 23-26.
22.Кондакова, И. В. Гносеологический подход к организации досуга младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Кондакова // Гносеологические основы образования : Материалы IV Международной конференции, посвященной памяти профессора С.П. Баранова, Липецк, 25–26 октября 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 80-84.
23.Николаева, Т. А. Дифференциация ненормативной лексики русского языка в лингвоэкспертной практике / Т. А. Николаева // Молодой ученый. – 2019. – № 12(250). – С. 137-139.
24.Панова, Н. Ю. Cоциально-психологические особенности употребления ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей / Н. Ю. Панова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2009. – № 2. – С. 336-339.
25.Панова, Н. Ю. Культура речевого поведения как своеобразное проявление социальной жизни людей / Н. Ю. Панова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2019. – № S1. – С. 146-150.
26.Пронюшкина, Т. Г. Влияние ненормативной лексики на психосоматическое развитие личности / Т. Г. Пронюшкина, В. А. Комарова // Наукосфера. – 2020. – № 9. – С. 14-18.
27.Протасова, Х. А. Ненормативная лексика как социально детерминированный феномен / Х. А. Протасова, М. В. Балко // Актуальные проблемы речевой культуры будущего специалиста: сборник материалов І Республиканской студенческой научно-практической конференции, посвященной Году русского языка в Донецкой Народной Республике, 2019 – С. 49-51.
28.Рожков, М. И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 6. – С. 13-18.
29.Семенова, А. Т. Ненормативная лексика как способ выражения негативных эмоций / А. Т. Семенова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сборник материалов VII Международной научно- практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Красноярск, 2021 – С. 1301-1302.
30.Становых, Н. С. Использование ненормативной лексики в речи младших школьников как условие асоциализации / Н. С. Становых // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета, Курган, 14–19 мая 2020 года / Курганский государственный университет. Том Выпуск XXI. – Курган: Курганский государственный университет, 2020. – С. 141-142.
31.Судакова, М. В. Теоретические подходы к изучению проблемы использования ненормативной лексики в теории и практике научного знания / М. В. Судакова, Т. Ю. Григорьева // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 5-6(63). – С. 470-472.
32.Успенский, Б. А. Избранные труды. 2-е изд., испр. И перераб. / Б. А. Успенский. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996 (Язык. Семиотика. Культура).: Семиотика истории. Семиотика культуры. 1996. Т. 1. 608 с.; Язык и культура. 1996. Т. 2. 780 с.
33.Чернышев, А. С. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев. – Курск: Изд-во КГПУ, 1998. – 90 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!