это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5455399
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Глава 1. Теоретические подходы развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития 7
1.1. Характеристика дошкольников с задержкой психического развития 7
1.2 Особенности развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3. Дидактические игры как средство развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития 17
Глава 2. Организация исследования по определению уровня развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры 22
2.1. Описание методики изучения уровня развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры 22
2.2. Комплекс дидактических игр как средства развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 40
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из важных условий гармоничного развития детей дошкольного возраста является активное развитие восприятия ребенком окружающего мира, особенно цветовых и геометрических форм, что способствует формированию его представлений о внешних свойствах и связях между предметами и явлениями.Повседневная деятельность дошкольников предполагает восприятие мира во всём многообразии и многоцветии. Являясь атрибутами объективной действительности, цвет и форма предметов оказывает колоссальное воздействие на человека, поэтому формирование дифференцированного восприятия цвета, оттенков, формы окружающих предметов способствует всестороннему развитию его личности. Однако, существует особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью психики в целом или отдельных психических и психомоторных функций, формирующийся под влиянием различных факторов, который определяют как задержку психического развития (ЗПР). Восприятие цвета и формы у детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, имеет свои особенности и проходит чрезвычайно неравномерно.Во многих психолого-психологических исследованиях и руководствах по обучению детей с ЗПР отмечается, что осложнения в распознавании цветов и их вербальном выражении у детей с ЗПР создают трудности при овладении основными знаниями, умениями и навыками, что в свою очередь, препятствует дальнейшему обучению детей с ЗПР.ФГОС ДО определяет содержание коррекционной работы в качестве направления программы, разрабатываемой в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ЗПР, в том числе механизмы адаптации программных элементов для указанных детей, использование специальных приемов и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.Проблемы восприятия цвета и формы детьми дошкольного возраста рассматривались немногими авторами, и большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках физиологических нарушений зрительного восприятия. Проблемы зависимости цветовосприятия и нарушений психического развития исследовались в работах Г.Э Бреслава, В.А. Москвина, а также Н.Н. Николаенко. Достаточное количество работ посвящено изучению восприятия детьми цвета: Т.А. Власова, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Л.А. Ремезова, Н.П. Сакулина.При этом многие исследователи отмечают, что развитие восприятия цвета и формы, как и других познавательных процессов, у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе воспитания и обучения, одной из форм которого является дидактическая игра. Возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт, ребенок получает в специальных условиях, созданных в дидактической игре.Таким образом, на данный момент одним из главных вопросов остаётся вопрос рассмотрения влияния дидактических игр на развития восприятия цвета и формы у дошкольников с ЗПР, что обуславливает актуальность темы исследования.Объект исследования: особенности восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития.Предмет исследования: возможности применения дидактических игр для развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития.Цель: выявить возможности применения дидактических игр как средства развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития.Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи:1)проанализировать теоретические подходы развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития;2)выявить особенности развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития;3)рассмотреть дидактические игры как средство развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития;4) провести исследование уровня развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития;5)разработать комплекс дидактических игр как средства развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития.Теоретико–методологическую основу исследования составили теоретические подходы в понимании проблемы развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста таких исследователей как, как П.К. Анохин, Б.М. Теплов, Е.Н. Соколов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн С.В.Запорожец, А.П.Усова, З.М.Истомина, Н.П.Саккулина, С.В.Мухина, Л.А.Венгер и др., а у детей с ЗПР: И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина, М.С.Певзнер, Б.Н.Белый, Т.А.Власова и т.д. Практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных результатов разработаны методические рекомендации использования дидактических игр для развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития. Результаты исследования могут быть использованы учителями – дефектологами, психологами, воспитателями, а также родителями детей с ЗПР.Методы исследования: теоретические методы (анализ психологической и педагогической литературы; обобщение, конкретизация, синтез и сравнение; систематизация полученных данных).Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Во введении обозначена актуальность исследования, определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, описаны теоретико–методологические основания курсовой работы, представлены структура работы и практическая значимость.В первой главе раскрыты теоретические подходы развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития.Во второй главе выявлены возможности применения дидактических игр, как средства развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития, разработаны методические рекомендации по внедрению дидактических игр, разработан комплекс дидактических игр как средства развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития.В заключении сделаны общие выводы по курсовой работе.Библиографический список содержит 29 источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (с изменениями и дополнениями). – Текст: электронный// Консультант-Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 09.04.2024).
Авдулова, Т. П. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник и практикум / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева. – М. : Юрайт, 2022. – 222 с.
Борякова Н.Ю. Коррекционно–педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: Учеб.-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина. М.: ТЦ Сфера, 2018 - 192 с.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. М.: Просвещение, 2014 – 293 с.
Венгер, А.Л., Шевченко, Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка /А.Л. Венгер // Дефектология. – 2004. – № 1. – С.8-16.
Выготский Л. С. Педология подростка. Москва: Педагогика, 2018. Т. 4. С. 242.
Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 253 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 2012. – 256 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2015 – 194 с.
Журавлева Е.Ю. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю. Журавлева // Специальный педагог дошкольного учреждения: нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития. – Волгоград: Учитель, 2022. – 169 с.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А.Карабанова. М.: Педагогика, 2014. – 189 с.
Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. – М: Астра, 2020. – 212 с.
Колосова Н. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. Изд.:Аркти, 2018. - 96 с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2009. – 356 с.
Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одаренности // Вопросы психологии. - 2002. – №3. – С. 12-32
.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. М.: Книголюб, 2022. - 269 с.
Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т. Н. Павлий // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 36 – 34.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 /Под общей редакцией Шевченко С.Г. -М.: Школьная пресса, 2017 - 96с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 Тематическое планирование занятий/Под общей редакцией Шевченко С.Г. - М.: Школьная пресса, 2020 – 112 с.
Поддьяков, Н. Ребенок–дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н. Поддьяков// Дошкольное воспитание. – 2019. –№ 12. – С. 68–75.
Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 452 с.
Ремезова, Л.А. Играем с цветом: Формирование представлений о цвете у дошкольников 5–6 лет / Л.А. Ремезова – М.: Школьная пресса, 2022. – 212 с.
Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2022. – 208 с.
Самойлова, С. В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития / С. В. Самойлова // Специальная психология. – 2018. – № 1. – С. 22 – 25.
Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями / Е.А. Стребелева //Метод.пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений. – 3–е изд. –М.: Экзамен, 2021. – 160 с
.Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / Ульенкова У.В., Кисова В.В.//Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 26 –33.
Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.К. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – С. 247-250
.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие: - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 – 112 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!