это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2875152
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность темы. Одной из теоретико-методических задач педагогической науки является создание оптимальных условий для развития, самореализации, социального становления молодого поколения. Это, в свою очередь, требует реформирования содержания, форм и методов социально-воспитательной работы с подростками. Такие задачи побудили исследователей к пересмотру некоторых методологических аспектов воспитания подростков: проблемы социализации личности (И. Д. Бех, М. И. Боришевский, М. П. Лукашевич, Е. И. Моносзон, И. И. Мигович, С. В. Савченко, С. Я.Харченко и другие); определение психолого-педагогических основ формирования личности и процесса командообразования (Л. И. Божович, В. Рыбак, Г. С. Костюк, Н. Кузьмина, А. Сысоева и другие); особенности социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью (В. Г. Бочарова, Р. Х. Вайнола, Н. В. Заверико, А. И. Капская, Л. И. Мищик и другие). Особенностью сегодняшнего состояния дел в теориях командообразования является практическая направленность большинства научных работ. Это свидетельствует о заинтересованности в рабочих командах, но имеет и свой отрицательную сторону. Отсутствие интегрированного теоретического подхода порождает ряд проблем, что не позволяет их эффективно использовать на практике. Заинтересованность подростка в учебном процессе в значительной степени зависит от отношения к нему всего класса. Распространение положительных и отрицательных тенденций - от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее - от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы научного исследования. Кроме того, на современном этапе развития общества проблема командообразования является чрезвычайно актуальной, прежде всего, это касается социализации подростков, так как именно в этот период жизни человека закладываются основы личности, ее способность к адекватной оценке общественных процессов, умение применять накопленный опыт для развертывания своей жизнедеятельности. Цель работы: исследование психолого-педагогических основ повышения сплоченности подросткового коллектива.
1. Особенности развития сплоченности подросткового коллектива
Групповая сплоченность - это целый комплекс социально-психологических процессов, явлений, событий, эффектов, происходящих в группе, что объясняет психологическое содержание существования малой группы, особенности ее функционирования, основные этапы ее жизни и функционирования от момента ее появления до «умирания» и окончательного распада как единого сплоченного сообщества. Это означает, что группу нельзя рассматривать как сумму индивидов, поскольку она часто меняет их индивидуальное поведение. Влияние внешних факторов влияет на группу в целом как единую систему, а не на отдельных людей. В таких условиях каждый человек осознает свою зависимость от других, принадлежащих к данной группе, Отдельные элементы объединяются. Таким образом, самое важное в концепции группы - это взаимозависимость людей, которые с большей вероятностью присоединятся к группам, с которыми они идентифицируют себя, а не к тем, от которых они зависят, оставаясь среди людей, к которым, по их мнению, они принадлежат, даже если их поведение недружелюбный. Эти соображения и выводы позже были подтверждены эмпирически, что позволило установить закономерность функционирования и развития групп разной направленности [2, с.11]. Групповая сплоченность объединяет в себе практически все процессы, существующие в данной группе и посредством которых традиционно описывается деятельность всей группы: лидерство и лидерство, межличностные конфликты, самоопределение своего места в группе и групповое давление, формирование принципов согласованность и согласованность, межличностная идентификация и т. д. Все эти процессы и явления, а также особенности их протекания, социально-психологические явления и эффекты в значительной степени формируются под влиянием специфики внешних обстоятельств функционирования данного сообщества, а также два универсальных, внутренних противоречивых вектора его развития, характерных для каждой малой группы - интеграционная группа и групповая дифференциация (дифференциация). Ориентация на групповое развитие в подростковом коллективе, традиционно именуемая интеграцией, должна учитывать тот факт, что ход внутренних социально-психологических процессов в подростковой группе непосредственно направлен на формирование и развитие ценностно-ориентированного и предметно-ценностного единства группы, а не в уравнивании индивидуальных мнений членов команды по всем вопросам, а также в достижении и укреплении их истинной согласованности, прежде всего в отношении проблем и задач, которые чрезвычайно важны для небольшой группы [7, с.81]. Взаимодействие личности с окружающими является важным фактором ее социального становления. Становление и развитие личности связано не только с принятием общественных роли и функции, норм и правил поведения, но и с формированием умения строить отношения с другими. Отношения со сверстниками в подростковом возрасте приобретают особенно важное значение. Взаимодействие подростков часто ограничено одним классом. Характер этого взаимодействия влияет на процесс овладения им социальными ценностями. Реализация социальных функций в будущем зависит от того, насколько успешно у ребенка налажено взаимодействие с окружающими. Поэтому актуальным является изучение процесса взаимодействия подростка и его социального окружения. Каждому возрастному периоду свойственны свои противоречия. Поэтому, в зависимости от результата их решения формируются качества личности, свойства, особенности характера. Подростковый возраст - один из самых сложных периодов развития личности. Так для подросткового возраста характерны самоопределение, формирование целостного и ценного «Я». В социальном плане подросток остается школьником, но наблюдается мотивационный вакуум: старые мотивы младшего школьника разрушены, а новые еще не сформированы [7, с. 83]. Подросток находится под влиянием двух противоречивых тенденций. Одна - это установление тесных межличностных контактов, усиленная ориентация на группу, а другая - растет самостоятельность, осложняется внутренний мир, формируются личностные свойства. Подростковый возраст - кризисная стадия развития личности. Подростковый кризис выражается в специфических поведенческих реакциях, а именно: реакция эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, реакции, обусловленные сексуальными влечениями, формированием самосознания [5, с. 26]. Одна из реакций подросткового возраста - реакция группирования со сверстниками. Главная особенность подросткового возраста - повышенный интерес к общению со сверстниками, ориентация на выработку групповых норм и ценностей. Общение со сверстниками - важный канал социализации подростка. В совместных играх и других формах общения у ребенка вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, завоевывать авторитет и занимать желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Если подросток склонен отвергать критику взрослых, то мнение сверстников о себе он, безусловно, ценит [6, с.3082]. Таким образом, такая потребность достигает апогея в подростковом возрасте. Стремление к группировке носит инстинктивный характер.
2. Метод проектов как средство сплочения подросткового коллектива
Метод проектов (далее - МП) возник в 20-х годах прошлого века в США. Его связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании. В последнее время этому методу уделяется немало места, так как он помогает выработать исследовательские навыки школьников, развивает познавательный интерес, приучает их к самостоятельности. Кроме того, МП:
· способствует творческой самореализации учащихся;
· повышает мотивацию к обучению;
· развивает интеллектуальные способности;
· позволяет вовлечь каждого ученика к активному познавательному процессу;
· формировать навыки поисково-исследовательской деятельности;
· выявлять способности учащихся в групповом сотрудничестве, где они приобретают коммуникативные умения;
· учит грамотно работать с информацией [5, с.33].
Метод проектов успешно и достаточно активно используется в отечественных учебных заведениях, помогая решать конкретные жизненные проблемы в совместной деятельности учащихся. Вследствие анализа литературных источников выявлены преимущества метода проектов. К ним относятся:
· максимальное развитие и самореализация личности;
· изменение роли учителя;
· изменение роли ученика;
· формирование коллективизма;
· соблюдение межпредметных связей;
· усиление мотивации к обучению;
· разнообразия средств обучения [3].
Рассмотрим эти преимущества подробнее. Влияние МП на развитие и самореализацию личности базируется на том, что его важной чертой является гуманизм, уважение к каждому ученику, создание позитивного настроя, направленного не только на получение знаний, но и на духовное развитие школьников. Реализация метода проектов ведет к изменению роли учителя, его позиции. С носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников и в координатора сплоченности подросткового коллектива. Крайне важна роль учителя как независимого консультанта. Вот он видит, что учащиеся выполняют то неправильно. Как действовать? Прежде всего - воздержаться от подсказок, а ожидать вопрос. Если схожие проблемы возникают у многих, то целесообразно провести семинар-консультацию для коллективного рассмотрения проблемы. У учащихся при выполнении проекта возникают специфические трудности, которые носят объективный характер, а их решение - одно из педагогических задач метода. Изменяется и психологический климат в аудитории, поскольку учителю приходится переориентировать свои учебно воспитательные усилия и труд учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности поискового, исследовательского и творческого характера [4]. Изменяется также роль учащихся в обучении: они - активные участники процесса. Происходит выработка такого конструктивного критического мышления, которое трудно сформировать при обычной системе обучения. Школьники приобретают собственный аналитический взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже неудачно выполненный проект имеет положительное значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, развивает стремление к новым знаниям. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциума. В ходе проекта учащиеся попадают в среду неопределенности и способствует активизации их познавательной деятельности. Кроме того, метод проектов позволяет воспитать такое важное качество личности, как коллективизм, развивающийся только в деятельности и не может быть усвоен вербально. Это касается, в первую очередь, групповых проектов, где работает небольшой коллектив, и в процессе совместной деятельности возникает общий продукт. Среди таких качеств прежде всего:
· умение работать в коллективе,
· ответственность за выбор решения,
· умение анализировать результаты деятельности.
Очень важна способность ощущать себя членом команды - подчинять темперамент, характер, время, собственные интересы общему делу. Метод проектов позволяет усилить мотивацию к обучению. В организации познавательной деятельности важно разнообразить методы обучения. В частности, использовать информационные технологии. Это могут быть современные средства (компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, факс, виртуальные библиотеки, видео- и мультимедийные и педагогические программные средства) и традиционные (энциклопедии, пособия, видеозаписи, дидактические материалы, средства массовой информации) [3]. Педагогический опыт свидетельствует: на одном уроке реализовать метод проекта невозможно. Для этого надо заранее спланировать определенную тему. Метод может быть использован при изучении одной темы, раздела, курса, между курсами, между различными предметами. Конечно, будет затрачено и соответствующий время на выполнение этой работы, однако результат того стоит.
Заключение
Исходя из всего выше изложенного, необходимо отметить, что здоровое сообщество может помочь развить у подростка навыки социализации. Коллектив воодушевляет и оказывает положительное влияние. Очень важно, чтобы подросток научился прозрачности, уязвимости, эмоциональной зрелости, доверию и эмоциональному регулированию. Использование метода проектов позволяет ответить на ряд вопросов. Например, как часто можно использовать МП в учебной деятельности. Сколько времени нужно для реализации проекта. Какая форма презентации удачная. Насколько важна подготовительная работа. Главная ценность проекта в том, чем обогатятся учитель и ученик, принимая в нем участие. То есть качество проектной деятельности зависит от совокупности усилий учителя и ученика. Другой важный фактор успешной проектной деятельности - уровень профессионального мастерства и личные качества учителя-исследователя, учителя-организатора, учителя-партнера, вчителя-- консультанта. В работе над проектом оказывается максимальная самостоятельность учащихся в формировании целей и задач, поиска нужной информации, в развитии навыков исследовательской деятельности. Реализация МП на практике меняет роль учителя в учебном процессе. С носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Изменяется и психологический климат в коллективе, поскольку учителю необходимо переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, развивать у школьников черты поисковиков и исследователей, которые, безусловно, пригодятся им во взрослой жизни
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н. Проектная деятельность школьников. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 64 с.
2. Денисова, Т.Н. Практикум по социальной психологии: раздел «Специализированные социально-психологические методы» / Т.Н. Денисова, М.Н. Крутцова, О.К. Соколовская; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. Гос. Пед. ун-т. Вологда, 2011. 36 с.
3. Кутузов Р. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pedm.ru/categories/3/articles/1649.
4. Медведева Е. Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://festival. 1 september.ru/articles/596218/.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М. : АРКТИ, 2013. - 112 с.
6. Проскура Я.В. Применение современных психолого-педагогических технологий в формировании познавательного интереса и мотивации на занятиях иностранного языка / Я. В. Проскура, Е. А. Терехова // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 3081-3089.
7. Психолого-педагогическое сопровождение современного образования: задачи и пути решения: Материалы всероссийской научно-практической конференции (31 октября 2019 года). – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2019. –190 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!