это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2893418
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. В современной науке наблюдается актуализация исследований по решению проблемы развития мышления, поскольку признано, что интеллектуальные достижения имеют социальную ценность.
Основная задача науки заключается в раскрытии закономерностей и механизмов развития мышления. В психологии выделяются несколько видов мышления, среди которых менее освещено диалектическое мышление.
Диалектическое мышление – это умение человека оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все положения и выводы, оно помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирующей умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности [1, с. 87].
Особенности развития диалектического мышления раскрыты в трудах (Дж. Брунера, М. С. Кагана, М.М. Бахтина, В.А. Лекторского и других). Ученые подчеркивали, что диалектическое мышление не строиться на законах математики и логики, оно рождается в споре, проблемной ситуации.
М.Г. Ярошевский определяет проблемную ситуацию как интеллектуальное осложнение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить определенное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели знакомым ей способом, побуждающим человека искать новый способ объяснения или способ действия [24].
Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, когда ученик не может дать ответы на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни информация в проблемной ситуации не содержат ответов и не содержат методов их нахождение. С точки зрения психологии это и служит предпосылкой для появления умственной активности по выявлению и решению проблем. За рубежом педагоги активно используют проблемные ситуации для развития диалектического мышления, однако отечественные педагоги избегают проблемных ситуаций на уроках. Поэтому вопросы применения проблемных ситуаций для развития диалектического мышления представлены в литературе фрагментарно и требуют дополнительного анализа.
Объект исследования – процесс развития диалектического мышления.
Предмет исследования – методика использования проблемных ситуации для развития диалектического мышления.
Цель исследования: теоретическое обоснование
Задачи исследования:
1. Рассмотреть мышление и его виды;
2. Изучить диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы;
3. Определить понятие и типы проблемных ситуаций;
4. Проанализировать особенности использования проблемных ситуаций для развития диалектического мышления, в том числе за рубежом.
5. Разработать план работы по развитию диал. мышления с применением проблемных ситуаций
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ психолого-педагогической литературы, классификация понятий, сравнение, сопоставление.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме возможности использования и роли проблемных ситуации в развитии диалектического мышления.
Практическая значимость исследования состоит в разработке плана работы по развитию диалектического мышления с применением проблемных ситуаций, который может быть использован учителями и психологами с целью создания ситуации успеха в процессе обучения.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, теоретической и практической главы, заключение и списка использованной литературы.
Список использованной литературы
1. Анушкевич И.Г. Проблемное обучение: Ситуация, вопрос, задание. Как реализовать принцип проблемности на уроках литературы / И.Г.Анушкевич // Муниципальное образование: инновации и эксперимент / Инновации и эксперимент в образовании. – Москва –2018. - № 6 – С. 60-62.
2. Балашов Л.Е. Философия // Учебник. - М.: Дашков и К°, 2012. — 612 с.
3. Бейзеров В.А. Проблемное обучение / В.А. Бейзеров // Образование в современной школе. – 2018. – №12. – С.48-52
4. Вараница Л.А. Проблемные ситуации на уроке в начальной школе // Начальное образование. – 2015. - № 3. – С. 42-45
5. Воскобойников О.С. Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII-XIII веков: тексты, образы, идеи // диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – М.: Высшая школа экономики, 2018. — 40 с.
6. Драпак Е. В. Субъектность практического мышления // Субъект и объект практического мышления: статьи / Э. В. Драпак. – Ярославль, 2014. - С. 103-122.
7. Идиатулин, В. С. Принцип проблемности в обучении / В.С. Идиатуллин // Школьные технологии. - 2018. – № 4. – С.29–42.
8. Ермакова, Т.М. Организация уроков с элементами проблемного обучения [Электронный ресурс] / Т.М. Ермакова // Социальная сеть работников образования. – 2013. – Режим доступа: http://nsportal.ru
9. Карпенко В. В. Психология мышления: феноменология, процесс и детерминанты // Научный вестник. – 2017. -№ 2. – С. 8-15
10. Казеннов А.С. Диалектика как высший метод познания. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2011. — 96 с.
11. Кашапов Н. М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления / Н. М. Кашапов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2019. – № 1. – С. 121-131.
12. Кильдиярова А. П. Создание проблемной ситуации на уроках // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – Чебоксары. – 2019. - № 1 (1). -С. 170-172.
13. Корнилов Ю. К. Практическое мышление: субъектная детермиация / Ю. К. Корнилов, Е. В. Драпак / / Психологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 40-48.
14. Кривоносов А.Т. Слово и мысль. Вопросы взаимодействия языка и мышления. - Москва; Нью-Йорк: Авторское издание, 2017. — 548 с.
15. К исследованию понятия «проблемная ситуация» / М.В. Дубова, К.С. Шерстнева // Начальная школа плюс до и после. - 2019. - № 9. - с. 8-13.
16. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2013. – 392 с.
17. Нисбетт Р. Культура и системы мышления: сравнение холистичного и аналитического познания / Р. Нисбетт, к. Пенг, И. Чой, А. Норензаян // Психологический журнал. – 2018. – № 1. – С. 55-86.
18. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О'Коннор, И. Макдермот. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 256 с.
19. Поляруш А.А. Диалектический подход к формированию культуры мышления в образовательном процессе. - Ачинск: Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, 2016. — 101 с.
20. Пономарев Я. А. Психика и интуиция / Я. А. Пономарев. - М.: Арис, 2012. – 292 с.
21. Савицкий С.К., Умаров М.Ф. и др. Теоретические аспекты проблемного обучения в высшей школе. - Казань: Центр поддержки программ развития Казанского федерального университета, 2017. — 106 с.
22. Степаненков Д.В. Технология проблемного обучения как средство формирования продуктивного мышления будущих военных специалистов// диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Орел, Орловский государственный университет, 2015. – 23 с.
23. Элиава Н. Л. Один фактор, влияющий на решение проблемной ситуации / Н. Л. Элиава // Вопросы психологии. – 2018. – № 5 – С. 47-52.
24. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии /М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. – 2017. – № 6. – С. 14-16.
Démarche SOSIE // Revue Dialogue. -2018. - N& 55 [EjieKTporiHHH pecypc]. - PeHM aocTyny : http://gfen66.infini.fr/gfen66/ IMG/pdf/sosie.pdf
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!