это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3040007
Ознакомительный фрагмент работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Понятие виртуальной среды
Теоретический анализ социально-психологических особенностей общения молодежи в виртуальной среде необходимо начать с понятия виртуальной среды, которое невозможно без анализа базовых черт концепций виртуальной реальности, гиперреальности и киберпространства. Объединяющим признаком этих понятий является представление об измененном мире, который сосуществует параллельно с основной реальностью. Хотя здесь также имеют определенные концептуальные различия.
Термин «виртуальная реальность» сначала ассоциировался с искусственной, созданной с помощью компьютерных систем, действительностью, что вызывает иллюзию «подлинности» с помощью специальных средств (шлемов, перчаток). Однако исследователи этого явления считают, что оно имеет более широкий философский и психологический смысл и не ограничивается электронными технологиями [Игнатьева].
С.Белозеров указывает на такие универсальные свойства виртуальной реальности:
1) невещественность воздействия;
2) условность параметров (объекты искусственные и переменные)
3) эфемерность, что обеспечивается свободой входа или выхода в виртуальный мир [Белозеров].
Близким понятием является термин Ж. Бодрийяра «гиперреальность», который описывает симуляцию действительности, что затрудняет различение фантазии и реальности. По мнению философа, в современном мире мощный поток информации вызвал тотальное доминирование гиперреальности [Бодрийяр].
Понятие «киберпространство» впервые появилось в романе «Нейромант» (1986) американского писателя-фантаста В. Гибсона. В этом произведении киберпространство - это реалистичная галлюцинация, имитация внешнего мира, которая возникает вследствие воздействия на нервную систему человека компьютерных технологий. С появлением Интернета этот термин начинают употреблять как его синоним.
Западные ученые выделяют такие базовые черты киберпространства:
1) ограничения сенсорного переживания, что связано с отсутствием визуального, аудиального, тактильного контактов и обонятельных ощущений;
2) множественность личности, проявляется в так называемой виртуальной идентичности - создании различных видов самопрезентации, реализующих различные личностные качества;
3) выравнивание статусов - проявление кибер-демократии, когда каждый пользователь сети имеет равные возможности для самовыражения;
4) отличное от реального мира ощущение пространства и времени;
5) неограниченная доступность контактов;
6) постоянная фиксация результатов киберактивности;
7) измененное состояние сознания;
8) появление негативных эмоций при наличии проблем с доступностью к киберпространству [Щепилина].
В целом, виртуальная среда - это определенное пространство с особыми социальными и психологическими законами, порожденными реальным миром, но не абсолютно тождественными ему. Соответственно, виртуальная среда имеет свои психологические закономерности и механизмы, что и приводит к специфическим изменениям в структуре психики. Причем эти особенности проявляются как культурно-исторические особенности.
Ученые выделяют следующие специфические особенности виртуальной среды как культурного явления:
1) открытость, независимость, возможности для личностного роста субъекта и одновременно мир жестких правил и норм, отличающийся от реального;
2) возникновение иллюзии «перемещение», преодоление границ, выполнения многих социальных ролей одновременно;
3) накопление информации о случайном, новом, необычном, т.е. таком, которое не имеет полноценного освещения в доминантной культуре;
4) источник принципиально новой семантики и семиотики [Рязанова].
Современные исследования виртуальной среды меняют вектор с изучения его технологических особенностей на выяснение социальных аспектов, то есть в центре внимания ученых находятся социальные связи пользователей сети [Жичкина]. Таким образом, виртуальная среда - это, прежде всего, человеческое взаимодействие, а уже потом компьютерная сеть.
Заметим, что, как правило, выделяют три основных типа мотивации пользования виртуальной средой: познавательную, игровую и коммуникативную [Кузнецова].
Важной является проблема создания классификационной системы виртуальной среды, что сделало бы возможным открытие пути к построению четкой методологии. Традиционным является подход, согласно которому выделяют формы виртуальной среды по уровню интерактивности (А. Е. Войскунский, А. Е. Жичкина и др.):
1) электронную почту и телеконференции, где коммуникация происходит в режиме off-line (общение не предполагает немедленной реакции),
2) интерактивные - чаты и сетевые ролевые игры (MUDs), где преобладает режим реального времени (оn-line).
Существует ряд других критериев, позволяющих выделить различные виды виртуальной среды:
1) по происхождению: канонические формы общения, которые имеют аналоги в реальной жизни (реклама), и неканонические, или чисто виртуальные (электронная почта, чаты, форумы, социальные сети и др.)
2) по уровню открытости сообщества: открытые и закрытые чаты, группы и т.д.;
3) по уровню контроля коммуникативного процесса: контролируемое общение и неконтролируемое (имеется в виду технический контроль);
4) по степени визуализации: знаково-текстовое и мультимедийное;
5) по характеру коммуникативных связей: синхронное и асинхронное;
6) по количеству участников общения: двустороннее, многостороннее и т.д. [Войскунский].
При рассмотрении виртуального пространства целесообразно, по нашему мнению, рассмотреть стороны виртуального общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Также важно мнение Б.Ф. Ломова о трех группах функций общения: информационно-коммуникативной, регулятивно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной [Ломов].
Если речь идет об определении понятия «виртуальная среда», то его в самом широком смысле понимают как опосредованный через всемирную сеть коммуникативный процесс. Н. А. Лукина характеризует отмеченное явление как специфический вид коммуникации, который сводит воспринимаемого человека к передаваемому тексту, усложняя задачу социальной перцепции и ориентировочной стадии общения [Лукина]. Однако такое определение не учитывает использование мультимедийных средств, которые на сегодня становятся все более распространенными.
Вспомогательными средствами эмоциональной стимуляции виртуального общения являются различные аудио- и видеозаписи, фотоизображения, электронные открытки. Длительность и устойчивость вызванного ими настроения зависит от силы экспрессивного воздействия и индивидуальных качеств коммуниканта. Некоторые исследователи также отмечают, что у интернет-зависимых лиц можно наблюдать бедность эмоциональных проявлений в реальной жизни.
По мнению А. Е. Жичкиной, основной характеристикой виртуальной среды является анонимность, основанная на физической нерепрезентативности участников коммуникативного процесса [Жичкина]. Эта особенность вызывает трудности в пользовании невербальными средствами, способствует ненормативному поведению личности и обогащает возможность самопрезентации через увеличение арсенала возможных социальных ролей. Еще одной важной характеристикой виртуальной среды является добровольность контактов.
Анализируя различия виртуального общения от реального, Н. А. Лукина указывает на его полифоничность (способность взаимодействовать сразу с группой людей), поликультурность, что обеспечивается отсутствием каких-либо физических ограничений в общении, и гипертекстуальность (иерархическая система взаимосвязанных ссылок) [Лукина].
Отсутствие в виртуальной среде физической репрезентации участников общения влияет на ряд коммуникативных барьеров, обусловленных полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью, владением невербаликой. Но для значительной части людей (особенно для тех, которые имеют физические недостатки) виртуальная среда является фактически единственной возможностью полноценного общения [Смолл].
1.2 Специфика виртуального общения молодежи
Е. А. Игнатьева выделяет несколько стилей виртуального общения молодёжи:
1) грамматически правильный, где соблюдаются правила синтаксиса и пунктуации;
2) разговорный - допускает наличие ошибок и определенную эмоциональную раскованность;
3) стиль грамматических и этических нарушений (флуд, флейм, троллинг) [Игнатьева].
Также заслуживает внимания типология собеседников (совокупность психологических качеств, черт характера, жизненных приоритетов, определяющих цели коммуникации), разработанная Е. А. Игнатьевой в рамках собственной концепции формирования коммуникативных умений виртуального общения.
1. Деловой тип - связан с профессиональной деятельностью человека. Его основные черты: преобладание грамматически правильного стиля общения; отсутствие склонности к виртуальным знакомствам, высокая критичность самосознания. Предпочтение форумам и электронной почте.
2. Социально-направленный тип характеризуется доминированием коммуникативного мотива, разговорным стилем, использованием различных форм интернет-общения, стремлением к виртуальным знакомствам и получением от них эмоционального удовлетворения.
3. Зависимый тип - реализует в виртуальном общении определенные личностные черты, которые по определенным причинам не может проявить в реальной жизни. Характеризуется симптомами интернет-аддикции - равнодушием к себе, отсутствием контроля над временем, проведенным в сети, отстраненностью от внешнего мира. Стиль виртуального общения: разговорный, с наличием грамматических и этических нарушений.
Перечисленные типы могут также комбинироваться у одного и того же пользователя виртуальной сети. Интересен подход Е. А. Игнатьевой к выделению моделей общения - репрезентативной, анонимной и самопрезентации, где основным критерием является степень анонимности участников виртуальной коммуникации [Игнатьева].
Б. М. Мастеров по критерию воздействия на партнера рассматривает пять основных моделей общения в социальных сетях: 1) познавательную; 2) убеждающую; 3) экспрессивную; 4) суггестивную; 5) ритуальную. Их использование в сети характеризуется определенными особенностями, особенно ярко проявляются в знаково-текстовом виде интернет-общения [Мастеров].
1. Познавательная модель реализует цель передачи информации, значимой для субъекта общения, и активизирует познавательные возможности участников общения. Познавательная модель является распространенной в виртуальной среде. Если рассматривать именно знаково-текстовую коммуникацию, то ее особенностью является передача информации через тексты. Поиск необходимых данных облегчается путем контакта с другими пользователями сети, является основой для создания различных виртуальных групп по интересам. Адекватное восприятие информации очень часто осложняется орфографическими ошибками и низкой культурой письменного общения. Кроме того, знания, полученные из виртуальной сети, часто воспринимаются без должного критического анализа и обдумывания.
2. Экспрессивная модель направлена на передачу чувств и эмоциональных состояний. Опосредованный характер знаково-текстового виртуального общения затрудняет эмоциональное взаимодействие в сети. Поскольку участники виртуальной коммуникации не имеют возможности непосредственно воспринимать экспрессивные проявления партнера, то их заменителями становятся специальные отметки, получившие название «смайлы», - комбинации знаков препинания, графические или анимационные изображения, отражающие определенное переживание. Эти знаки функционируют как сигналы, которые служат для организации межличностных отношений в письменном взаимодействии и выполняют три коммуникативные функции:
1) отражают позитивное отношение;
2) помогают правильно понять шутки и иронию;
3) действуют как усилители экспрессивной составляющей (благодарности, поздравления) или ее ингибиторы (исправление ошибок, выяснения серьезных вопросов и т.п.).
3. Убеждающая модель - взаимовлияние субъектов происходит через систему логичных доказательств с целью формирования определенной установки. Основной проблемой использования этой модели в виртуальной сети является отсутствие физического взаимодействия, что затрудняет эффективное ориентирование в изменениях поведения коммуникатора. Вербальная аргументация должна подкрепляться эмоциональным воздействием, которое проблематично реализовать за счет одних только графических изображений.
4. Суггестивная модель - воздействие через внушение. Активное использование внушения в виртуальной сети является очевидным и общеизвестным фактом. У личности, находящейся в сети, ослабляется контроль сознания и снижается уровень критичности к предлагаемой информации, способствующей повышению ее внушаемости. и аудио- и видеостимуляции.
5. Ритуальная модель закрепляет и поддерживает нормы отношений, регулирует взаимодействие внутри малых и больших групп. Виртуальная среда - явление стихийное и неконтролируемое, которое провоцирует использование нетипичного и ненормативного поведения, осуществления ролей, невозможных в реальности. Однако проявления ритуальных моделей в виртуальности возможны из-за правила сетевого этикета. Их условно можно разделить на три группы:
1) психологические - обращение на «ты» или «вы», особенности использования смайлов, эмоциональная поддержка новичков, реакция на конфликтное поведение и тому подобное;
2) технические - использование строк определенной длины, ограничение размера сообщения, наличие расширенного форматирования и тому подобное;
3) административные - правила наименования и цитирование, допустимость рекламы, необходимость поддержки тематики группы.
Если обратиться к моделям общения, целесообразно проанализировать их признаки и возможные варианты проявления в виртуальной среде.
Представитель модели миролюбца в общении стремится угодить другим, часто просит прощения, не участвует в конфликтах, выражает свою беспомощность, соглашается с любой критикой в свой адрес, благодарен окружающим за сам факт общения. Как показывают наблюдения, этот стиль взаимодействия не часто появляется в сети, так как анонимный характер общения не способствует формированию регрессии как психологической защиты.
Обвинительная модель (или конфликтная) - это постоянный поиск виновных в собственных неудачах, характеризующий экстернальный локус контроля. Поведение таких людей часто направлено на завоевание авторитета и престижа окружающих. Распространено в социальных сетях, на чатах и форумах при обсуждении общественно важных событий и явлений, где проявляется значительно ярче, чем в реальной жизни. Реализуется в ругательствах, оскорблениях, угрозах, нецензурной лексике. Позиция, которая при этом отстаивается, может даже не соответствовать взглядам субъекта, а целью общения является унижение партнера и повышение собственного самоуважения.
Рассудительная модель (или «компьютер») - очень корректный и спокойный человек, все осмысливает вперед. Стиль общения монотонный, предложения длинные, слишком рационально построены. Часто личность сама может не понимать содержания собственных высказываний. Такие коммуникативные особенности можно наблюдать в виртуальной сети при обсуждении дискуссионных вопросов. Сообщение таких пользователей слишком интеллектуализированные, часто оторваны от основной темы, перегружены научной терминологией. Коммуникатором разрушительной модели является личность, которая не совсем адекватно реагирует на вопросы собеседника и часто использует неуместные, оторванные от конкретной ситуации высказывания.
Уравновешенная, или гармоничная модель характеризуется последовательным, целостным поведением и потенциалом личностного роста. К окружающим такая личность относится открыто и честно, никогда не унижает человеческое достоинство, может найти выход из сложного положения и объединить других людей для совместной деятельности, искренне выражает мысли и чувства, способна вызвать уважение, имеет высокий уровень психологической культуры общения и нравственной воспитанности. Этот тип трудно характеризовать с позиций виртуального общения, поскольку такое поведение может оказаться демонстративным и иметь скрытые мотивы, которые трудно выяснить в процессе виртуального общения [Щепилина].
Если рассматривать модель общения как схему, описывающую процесс передачи информации, то в теоретических источниках выделяют линейную, интерактивную и транзакционную модели [Черных]. Линейная модель объясняет коммуникацию как процесс кодирования мыслей и чувств в сообщениях и отправка их получателю через определенный канал (речь, письменное общение). Правильному восприятию информации мешают «шумы», которые искажают ее понимания. Выделяют два типа «шумов»: физический (шумовое, пылевое загрязнение, освещение, влажность и т.д.) и психологический (сильное эмоциональное возбуждение, неадекватная самооценка и т.д.). Анализ этой модели также поднимает важные вопросы о влиянии канала коммуникации на реакции партнеров по общению. Эта схема рассматривает коммуникацию как односторонний процесс, поэтому она лишь частично позволяет проанализировать особенности межличностного общения.
Такой способ передачи информации характерен, как правило, для письменной коммуникации в виртуальной среде, поэтому линейная модель может описать лишь отдельные аспекты взаимодействия. Так, физическими шумами здесь является качество компьютерного оборудования и технические характеристики, которые существенно влияют на время получения сообщения и могут искажать его восприятие. Также серьезным препятствием, влияющим на адекватное декодирование сообщения, является опосредованный характер коммуникации. Специфика психологических шумов оказывается также в проблемах самооценки и самоуважения, активизации различных способов психологической защиты. Виртуальная среда является благоприятной для проявления «Я-идеального» и «Я-фантастичного» субъекта, поэтому личность может реализовывать свое поведение по желанным образцами, удаленным от реальности, особенно касается ситуаций, когда один из субъектов намерен произвести хорошее впечатление на партнера [Угольков]. Таким образом, коммуникация представляет собой круговой процесс, где отправитель и получатель поочередно меняют роли. Во время виртуального взаимодействия эта схема иллюстрирует зависимость реакции партнеров от предыдущих сообщений.
Транзакционная модель трактует коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений. В каждый конкретный момент личность способна получать сообщение другого и реагировать на его поведение. Эта модель позволяет увидеть, что дискретный акт коммуникации трудно отделить от событий, которые его сопровождают.
Таким образом, виртуальное общение молодёжи является процессом, в котором люди, взаимодействуя, формируют отношения.
1.3 Анализ современных публикаций по проблеме общения молодежи в виртуальной среде
Г.В.Солдатова, Н.Г.Марченкова, Н.А.Лукина изучают виртуальное общении, которое предполагает использование электронных (в том числе мультимедийных) сообщений для формирования знаний и взаимопонимания в различных средах, контекстах и культурах [Солдатова].
Наиболее широким понятием является «электронное общение», охватывающее различные категории компьютерно-опосредованного и интернет-общения. Кроме того, такие термины, как «коммуникация», «общение», «дискурс» не являются тождественными, что требует их корректного использования в объяснениях сетевого взаимодействия.
Интересным, на наш взгляд, является подход Е. П. Белинской, характеризующий интернет-коммуникацию через концепцию постмодерна. Так, исследователь раскрывает свои взгляды с помощью таких тезисов:
1) анонимность виртуальной коммуникации связана с доминированием иррациональности жизни и потерей определенности и устойчивости социума;
2) гипертекстуальное виртуальное пространство, возможность «игры» с социальными ролями, построение множественного «Я» требует от человека постоянной мобильности в социальных ситуациях;
3) единственной реальностью личности в виртуальности реальности является своеобразная инсценировка собственной индивидуальности (возможность придумать виртуальную личность);
4) виртуальное пространство создает максимум возможностей для любого конструирования, но из-за потери социальных ориентиров возрастает необходимость построения социальных отношений и собственной идентичности [Бодалев].
А. В. Плешаков считает, что межличностному виртуальному общению присущи такие преимущества и недостатки:
1) возможность принятия новой индивидуальности, которая может скрыть собственное «Я»;
2) отсутствие препятствий в выражении мыслей из-за невозможности наказания;
3) освобождение от негативных эмоций;
4) возможность максимальной открытости разговора;
5) акцентирование на определенных темах, обсуждение которых невозможно в реальной жизни [Плешаков].
Э.Р. Амерханова отмечает, что, несмотря на возможные негативные последствия, существуют позитивные аспекты виртуального общения, проявляющиеся, в частности, в контексте социализации молодёжи: формирование более гибкого реагирования на информацию; овладение современной информационной культурой, освоение новых социально-мировоззренческих позиций при работе с сетевой информацией [Амерханова].
Таким образом, вопрос о преобладании отрицательного или положительного влияния виртуальной среды на личность является дискуссионным и однозначного ответа не имеет. Характеристики виртуального пространства, отражаясь через конкретную структуру психики, могут вызывать различные последствия. Поэтому исследователи указывают объективные плюсы и минусы виртуальной коммуникации.
Проблема заключается в компьютерных виртуальных аддикциях (разновидностях зависимостей), которые характеризуются «выпадением» человека из окружающей социальной и физической действительности, нарушением чувства времени.
Проанализировав теоретический материал по вопросу особенностей общения молодёжи в виртуальной сети можно сделать следующие выводы [Щепилина]:
1.Предмет общения - другой человек, партнер по общению. Представители современного поколения проводят большое количество времени в социальных сетях, в которых, за масками «аватаров» и «ников», активно действует виртуальная коммуникация. В процессе общения, социальные сети становятся базой для знакомств, самопрезентации и обмена информацией. Через компьютерные технологии исчезает живое социокультурное взаимодействие между людьми, что в духовной сфере формирует кибердуховность. Изменение сознания человека в информационном пространстве приводит к проблемам самоидентификации в обществе.
2.Потребность - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке. В современном обществе активно происходит формирование социокультурной среды, основным компонентом которой является довольно свободный доступ к различным источникам информации. В частности, массовое распространение сети интернет оказывает существенное влияние на процессы социализации. Т.к. многие молодые люди проводят большое количество времени в киберпространстве, заменяя реальное общение виртуальным, при этом нередко утрачивают способность эффективного личностного развития и интерес к приобретению навыков реального взаимодействия и эффективных и качественных коммуникаций.
Но в то же время, виртуальное пространство предоставляет довольно широкие возможности для раскрытия личностного потенциала и самовыражения, реализации его личностных качеств, проигрывания различных ролей и проживания эмоций, оказавшихся ранее подавленными и фрустрированными в условиях реальной жизни.
3.Коммуникативные мотивы - то, ради чего осуществляется общение. Виртуальная среда выступает не только тем особым миром, где есть возможность получить разнообразную информацию, но и средой общения и жизни, миром, включающим множество процессов, которые заключены в реальном мире, обществе.
4.Действия общения - единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные). Виртуальная среда привлекательна для общения и творческого времяпрепровождения людей.
5.Задачи общения - цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Развитие ценности общения, толерантности, межкультурного взаимодействия, расширение коммуникативных, познавательных способностей человека выступают как положительные явления.
Важен естественный отбор ценностей пространства, в котором человек проявляет свою деятельность (например, ценности определенного тематического сообщества в социальных сетях). По мере накопления опыта жизни в сетевом пространстве цели и ценности пересматриваются и «отмирают», появляются новые.
6.Средства общения - операции с помощью которых осуществляются действия общения. В связи с виртуализацией общения возникла «кнопочная культура»: привычным стало взаимодействие посредством информационных технологий. Так как написание текста занимает много времени, в отличие от устного высказывания, компьютерные сети формирует интернет-язык: отказ от норм правописания, краткость и упрощенность грамматических конструкций, использование сокращенных словесных форм, преобладание «сленговых», «разговорных» форм языка. С целью передачи эмоционального состояния используются «смайлики», а компенсацию тембра голоса и акцентирование части высказывания обеспечивает использование «капс» (от англ. Caps Lock) - написание фразы или ее части заглавными буквами.
7.Продукт общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Информация, полученная в процессе общения в виртуальной среде приводит к ярким эмоциональным реакциям (положительным и отрицательным). Реалистическая форма представления информации способна усилить эмоциональное воздействие самой информации. Но дело не только в этом. Ведь для того, чтобы информация могла поднять подобную эмоциональную волну, необходимо, чтобы она разбудила эхо, которое до сих пор дремало как в сознании, так и в подсознании личности. Виртуальная среда делает события реальными, это усиливает их воздействие на личность в течение некоторого времени.
Учитывая структуру общения Г.М. Андреевой, можно сделать выводы:
1.Коммуникативная сторона - обмен информацией между теми, кто общается. Появление виртуальной среды привело к воспроизводству большого количества информации и его постоянному увеличению. Общество столкнулось с проблемой информационного перенасыщения (количество поступающей информации больше, чем человек может объективно обработать и усвоить). Одновременно в научной среде обсуждаются проблемы информационного голода, неравенства, дефицита актуальной информации (из-за больших объемов «ненужной» информации). Существуют онлайн-риски, связанные с коммуникационными угрозами (репутация в социальных сетях, участие в потенциально небезопасных социальных группах, общение с незнакомцами). Основные виды данного типа рисков - кибертравля (кибербуллинг), сексуальные домогательства (секстинг, грумминг, онлайн-знакомства) [Андреева].
2.Интерактивная сторона - организация взаимодействия тех, кто общается. Сущность социально-психологической виртуальной среды в социальных сетях определяется вербальной свободой и креативностью, которая позволяет преодолевать межкультурные и социально-психологические барьеры. Однако чем больше человек проводит времени в виртуальном пространстве, тем больше он подвержен риску формирования виртуальных аддикций. Виртуальные аддикции характеризуются стремлением человека избавиться от реальности с помощью искусственных изменений с целью развития и поддержания интенсивных положительных эмоций. Процесс общения в виртуальной среде захватывает человека настолько, что начинает контролировать его жизнь.
3.Перцептивная сторона - процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания. С помощью виртуальной среды люди получают возможность для общения без барьеров и стереотипов. Ощущают лёгкость и комфорт в процессе виртуальной коммуникации. Но частое погружение в виртуальное пространство приводит к снижению частоты общения в реальности (т.к. виртуальное общение легче координировать, чем реальное). Но следует учесть, что только в рамках реального общения развиваются важные навыки коммуникации и формируется система отношений к себе и к миру как основа самоидентификации человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алиева, Н. 3. Становление информационного общества и философия образования / Н. 3. Алиева, Е. Б. Ивушкина, О. И. Лантратов. – М. : Академия Естествознания, 2008. 168 с.
2.Амерханова, Э. Р. Плюсы и минусы общения в интернет-пространстве как агента социализации детей и ресоциализации взрослых / Э. Р. Амерханова // Новые инфокоммуникационные технологии в социальногуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития : междунар. интернет-конф., 15 янв.–29 марта 2012 г. : материалы конф. – М. : Ин-т «Откр. об-во» : Логос, 2013. с. 96–99.
3.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – Спб : Питер, 2001. 262 с.
4.Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник. – Аспект Пресс, 2015. 378 с.
5.Арестова, О. Н. Мотивация пользователей Интернета / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Л. Н. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. – с. 55–76.
6.Белинская, Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] / Е. П. Белинская // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6. – № 30. – Режим доступу: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html.
7.Белинская, Е. П. Психология интернет-коммуникаци / Е. П. Белинская. – Воронеж: Издательство МОДЭК, 2013. 192 с.
8.Белинская, Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. В кн.: Образование и информационная культура. М.: Центр социологии образования, 2000. с. 395 - 431.
9.Белинская, Е.П. Человек в информационном мире. В кн.: Г.М. Андреева, А.И. Донцов (Ред.), Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. с. 203-220.
10.Белозеров, С. А. Виртуальные миры MMORPG: часть 1. Определение, описание, классификация / С. А. Белозеров // Психология : журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12. - № 1. - с. 54 - 70.
11.Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать ᴨервый век. - М.: 1991. - с. 111-112.
12.Богомолова, Н. Н. Интернет, Интернет - СМИ в сфере общения и их восприятие различными социальными группами / Н. Н. Богомолова // Мир психологии. - 2006. - № 4. - с. 104-109.
13.Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – 2-е изд. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. 256 с.
14.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр / Перевод О. А. Печенкина. – Тула, 2013. 204 с.
15.Бочарова, Т. А. Сетевое общение: особенности конструирования социокультурного взаимодействия / Т. А. Бочарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология иискусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4. - с. 28-30. 16.Величковский, Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т: Т. 2 / Б. М. Величковский. – М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. 432 с.
17.Войскунский, А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2015. – 439 с.
18.Вилюнас, В. Психология развития мотивации: Современные и классические исследования. Научные данные и жизненные примеры / В. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. 458с.
19.Войскунский, А. Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wwwHYPERLINK "http://www.relarn.ru/human/vae03.html".relarn HYPERLINK "http://www.relarn.ru/human/vae03.html" .ru HYPERLINK "http://www.relarn.ru/human/vae03.html" /human/vae03.html.20.Войскунский, А. Е. Социальная перцепция в социальных сетях / А. Е. Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 3. - с. 90-95.
21.Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Изд. АСТ Астрель, 2011. 640 с.
22.Горошко, Е. И. К уточнению понятия «компьютерно-опосредованная коммуникация»: проблемы терминоведения / Е. И. Горошко // Образовательные технологии и общество. - 2009. - № 12. - с. 445 - 454.
23.Ерастов, Н.П.Психолингвистические задачи в общении и условия их решения учащимися / Н.П. Ерастов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // электронный ресурс URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:10871/Source:default24.Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронний ресурс] / Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinfHYPERLINK "http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf".25.Игнатьева, Э. А. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе : монография / Э. А. Игнатьева, Н. В. Софронова. – М. : Спутник+, 2014. 158 с.
26.Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. 502 с.
27.Ильина, Ю. Н. Принципы создания мотивационной среды в дистанционных курсах развития / Ю. Н. Ильина // Развитие познавательной активности обучающихся в инновационной образовательной среде: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: 27–28 апреля 2011 г., г. Киров / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011. – с. 335–340.
28.Коломинский, Я.Л. Психология общения. / Я.Л. Коломинский.-М: Аспект Пресс, 2003. 475 с. 53
29.Конопкин, О.А.Психологические механизмы регуляции деятельности : [монография] / О.А. Конопкин. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва : Ленанд, 2011. 320 с.
30.Крюкова, О. В. Сетевое мышление – феномен современности [Электронный ресурс] / О. В. Крюкова // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 7. – Режим доступа: http: // human.snauka.ru/2013/07/3558.
31.Кузнецова, Ю. М. Психология жителей Интернета / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. – М. : Издательство ЛКИ, 2011. 224 с.
32.Леонтьев, АН. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев – М.: , 2002. – 304 с., с. 16-42
33.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер 1-е издание, 2009, 320 с.
34.Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии.[Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов М.:Владос, 2001. 245с. -www.koob.ru.,С.10335.Лукина, Н. А. Психологические особенности опосредованного Интернетом межличностного общения студентов: автореферат дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. А. Лукина. – Самара, 2013. 20 с.
36.Марченкова, Н. Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет-зависимостью / Н. Г. Марченкова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 4. – с. 55–58.
37.Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу ; [науч. ред. Н. Н. Акулина ]. – СПб. : Евразия, 1999. – 480 с.
38.Мастеров, М. Б. Модели общения и комуникативная деятельность [Электронный ресурс] / М. Б. Мастеров. – Режим доступа: http: //www.elitarium. ru//modeli_vzaimootnoshenijj.html.39.Моросанова, В. и др. Саморегуляция и индивидуаль
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!