это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3181997
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ исследований мотивации достижения успеха в психологии..5
1.1. Понятие мотивации достижения………………………………....................5
1.2. Место мотивации достижения в структуре личности……………………...8
1.3. Степень разработанности проблемы мотивации достижения…………...16
Глава 2. Исследование мотивации достижения успеха……………………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...21
2.2. Анализ результатов исследования мотивации достижения……………...22
2.3. Направления развития мотивации достижения успеха…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения……………………………………………………………………...33
ВВЕДЕНИЕ
Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, брать на себя ответственность за принятие решения, определяется той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации личности. Такая стратегия поведения, обеспечивает мотивацию достижения, которая отражает ценностные отношения индивида к себе как личности и субъекту деятельности.
Проблема мотивации и мотивов поведения является одной из стержневых проблем в психологии. Ещё древнегреческие философы Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Б. Спиноза поднимали вопросы о мотивации личности, считая главной побудительной силой аффекты поведения, к которым они относили влечение, в первую очередь оно связанно как с телом, так и с душой, и если она осознается, то превращается в желание.
Проблеме мотивации достижения успеха посвящено большое количество отечественных исследований (Р.Г. Зверева, А.Б. Степанов, Е.Е. Лушникова, Т.Г. Кравцова, С.А. Пакулина, М.В. Кондратьева, М.А. Юферова). Имеются исследования отдельных аспектов мотивации достижения в подростковом возрасте: создания ситуаций успеха в работе с подростками (А.Р. Лопатин, Л.Г. Семенова, А.В. Сальков, В.В. Ястребов); развитие мотивации достижения подростков, лишенных родительского попечительства (Е.А. Булатова, Н.Б. Евстифеева). Одновременно с этим большинство исследователей подчеркивает значимость онтогенетического аспекта развития мотивации достижения и самоактуализации, отмечая при этом особую роль подросткового возраста для их формирования, и недостаточную изученность указанной проблемы (Е.В. Валяева, Е.А. Булатова, В.А. Кручинин, Г.А. Цукерман, Г.В. Литвинова).
Так же исследованию мотивации достижения успеха, ее влияния на развитие личности и регуляцию деятельности подростка уделяли особое внимание такие зарубежные ученые как Х. Хекхаузен, Дж.Аткинсон, Д. Макклелланд, Б. Вайнер и его ученица Л. Бэкмэн, К. Левин и др.
Цель исследования – изучить проблемы мотивации достижения успеха.
Объект исследования – мотивация достижения успеха.
Предмет исследования – проблемы мотивации достижения успеха.
Задачи исследования:
1. Изучить основные подходы к мотивации достижения.
2. Рассмотреть место мотивации достижения в структуре личности.
3. Выявить степень разработанности проблемы мотивации достижения.
4. Провести исследование мотивации достижения успеха.
5. Предложить направления развития мотивации достижения успеха.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования: метод анализа и синтеза, обобщение, тестирование.
Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие мотивации достижения
Мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения человека. Данная проблема является фундаментальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Существует множественность понимания сущности и структуры проблемы мотивации, что объясняет её сложность и многоаспектность. Рассмотрим мнения отечественных и зарубежных ученых, исследовавших данную проблему.
Одними из первых исследователей мотивации достижения были Д. Аткинсон и Д. МакКлелланд. Они определяли мотивацию достижения через соотнесение с критерием качества деятельности. Было представлено, что мотивация достижения больше характерна представителям среднего класса, нежели чем низшего и высшего. Лучше справляются с задачами те люди, которые мотивированы на успех [12, с. 8].
В классическом понимании мотивации достижения Д.Аткинсоном, человек ставит себе средне сложные цели, и таким образом добивается успеха. Аристотель, Р.Декарт и Д.Локк в своих концепциях изучали мотивационные явления как базовые тенденции природы человека и их выражение.
З.Фрейд объяснял мотивационные тенденции как метод восстановления равновесия, которое было нарушено. Таким образом, для Фрейда мотивация представляет собой состояние напряженности, ведущее к поиску равновесия.
В трудах Э.Джеймса и К.Ланге мотивация рассматривается как возбуждение. Эти ученые выявили зависимость проявления эмоций и мотивации поведения от того, как человеческий организм реагирует на внешние стимулы. Показанная гипотеза представляет первичными телесные изменения, а вторичной субъективную реакцию человека в виде радости, печали, восхищения, страха и других эмоций.
Психологи бихевиористы исследовали как обучаются мотивациям и как внутренние влечения (драйвы) и внешние цели взаимодействуют с обучением, что и определяет то или иное поведение. Вследствие этого возникли три основные концепции, объясняющие поведение: концепция «драйва», обучения мотивациям и побуждение.
Р. Вудвортом в 1918 году была предложена концепция «драйва». Она предполагает, что «драйв» включается при изменении внешних условий. Основным положением концепции «обучения мотивации» является вывод о том, что способность обучаться развивается благодаря трем техникам. Первая техника – классическая. В ее интерпретации нейтральные стимулы получают возможность проявлять реакцию в результате «спаривания» с другим стимулом, который проявляет именно эту реакцию.
Классическая интерпретация может быть использована для решения проблем, связанных с различного рода психозами и расстройствами, так как, по мнению Д.Уотсона, многие реакции человека являются следствием совмещения пар событий. Вторая техника - инструментальная. При таком обучении реакция является следствием ожидания какого-либо события, у которого вероятность совершения может изменяться под действием этой реакции, например, реакция на ожидаемый страх. Третья - обучение через наблюдение. Эта техника основана на наблюдении за успехами или ошибками других людей. Этот вид обучения является главным для приобретения навыков агрессивного, сексуального и других социально важных видов поведения [18, с.9].
Концепция, которая связана с изучением побуждений, доказала свою продуктивность. Теоретические объяснения исследования побуждений распространяются от механистических подходов, основанных на классическом подходе к обучению, до когнитивных, опирающихся на изучении ожиданий.
Из когнитивных подходов наиболее популярным к исследованию мотивации считалась теория когнитивного диссонанса, которая была предложена Л.Фестингером. Она подразумевает то, что люди пытаются привести в соответствие их поведение, верования, устремления, и в связи с тем, что они никогда не могут быть согласованы, происходит когнитивный диссонанс. В некоторых когнитивных исследованиях показано, что потребность человека быть управляемым и самодостаточным является условием мотивации.
Существуют разновидности теории когнитивного диссонанса. Абрахам Маслоу в своей теории самоактуализации считал, что мотивация человека следует из иерархии потребностей. По мнению К. Роджерса, самоактуализация является единственной мотивационной тенденцией организма. Истинную сущность несет организм, а личность является вторичной по отношению к нему.
Мотивация достижения очень нужна для полноценного развития личности. Особенностью деятельности достижения является то, что она принадлежит исключительно человеку, так как он склонен оценивать себя и стремится выполнять свою деятельность качественно. В конце 1930-х гг.
Мюррей описал «достижение» как источник человеческих мотиваций. Он говорил: «Достигать чего-то трудного. Овладевать, манипулировать или организовывать физические объекты, людей или идеи. Делать это как можно быстрее и/или лучше. Преодолевать препятствия и достигать высоких стандартов. Превосходить себя (в своих достижениях). Соревноваться с другими и превосходить их. Поднимать свое самоуважение благодаря успешному упражнению своего таланта (способностей)» [2, с.16].
Мотивация достижения ориентирована на лучшее выполнение любого вида деятельности, которая направлена на достижение какого либо результата, к которому может применяться критерий успешности. Она проявляется в стремлении человека прилагать столько усилий, сколько требуется для достижения лучших результатов в деятельности, являющейся для него необходимой и значимой.
Самое большое значение мотивация достижения имеет при изучении успешности деятельности, которая направлена на результат, например, учебной и профессиональной. Результат этой деятельности, по мнению К.Хекхаузена, должен быть осязаемым, оцениваемым качественно и количественно, сама деятельность должна быть для человека желанной, и результат получен им самим [19, с. 218].
1.2. Место мотивации достижения в структуре личности
Рассмотрим определение места мотивации достижения в структуре личности. Оно представляется когнитивным и атрибутивным подходами. Когнитивный подход основывается на положении, которое было выделено Р.Стенбергом, о том, что роль мотивации в достижении успеха не меньше, чем умственных способностей в любой окружающей обстановке. С помощью экспериментов показано, что влияние на результат деятельности, оказываемое представлениями о способностях и усилиях, превышает влияние, оказываемое актуальными способностями человека.
Б. Коллинз было показано, что вера в собственные способности влияет на повышение эффективности и положительного отношения к математической деятельности больше, чем реальные способности индивида.
В атрибутивном подходе внимание заостряется на осмысливании людьми того, что происходит с ними, а именно объяснении наблюдаемых и переживаемых ими вещей. Частью процесса мотивации является когнитивное объяснение причин, которое оказывает решающее воздействие на поведение.
Теоретические подходы атрибуции полагаются на работы Ф.Хайдера, в которых изучается восприятие в межличностных отношениях. Хайдер разделял каузальное и феноменальное описание воспринимаемого [17, с. 3].
Каузальным описанием охватываются желания, эмоциональные состояния, мотивация воспринимаемого, а феноменальное охватывает то, что воспринимается, непосредственно. В своих экспериментах Хайдер и Зиммель было доказали, что люди даже неодушевленные предметы могут наделять причинностью. При каузальном описании особую роль могут играть детали воспринимаемой ситуации.
В атрибутивной теории изучается связь причины с поведением и совершение суждений людей о чьем-либо поведении. Главным в определении будущей мотивации достижения являются связи с трудностью задачи, способностями, усилиями, удачей и другими атрибутами. Атрибуты, описанные ранее, для наглядности представляются в трехмерном пространстве, которое описывается такими параметрами как стабильность, управляемость и позиция. Стабильность описывает возможность влияния на причину успеха или неудачи. Управляемость говорит о том, насколько велико влияние субъекта на ход событий. Позиция отображает внутренний или внешний характер причины, которая вызвала успех или неудачу [13, с.23].
В середине 1960-х годов Д.Роттер предложил концепцию внутреннего и внешнего контроля подкрепления, ставшую важным дополнением теории атрибуции. Некоторые люди считают, что происходящее с ними детерминируется внешними факторами, другие люди отводят главную роль собственным усилиям и способностям. Данная установка была названа Роттером локусом контроля. Локус контроля отражает степень активности, независимости, самостоятельности субъекта при достижении собственных целей. Выделяют два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.
Склонность к интернальному типу контроля делает людей более уверенными в себе, к экстернальному типу контроля - неуверенными, тревожными, стремящимися откладывать свои намеренья на неопределенные сроки. Параметр локуса в первую очередь связан с самооценочными эмоциями, такими как гордость. Гордость испытывается человеком за результат своей деятельности, если он считает, что причиной успеха стали его способности или личные особенности. Если неудача атрибутируется внутренними факторами, то это приводит к снижению самооценки. С эмоциями, направленными как на себя, так и на других, связан параметр контролируемости. Помимо влияния на понимание человеком ситуации атрибуция оказывает влияние на будущее поведение, которое направлено на достижение целей. Люди стараются избегать неконтролируемых ситуаций.
Дж. Аткинсоном была разработана теория поведения человека, которое ориентировано на достижение успеха. Согласно данной теории, человеческое стремление к достижению успеха в определенной ситуации и деятельности определяется по формуле: T= M*P*I , где T означает силу стремления человека в данной ситуации и деятельности, M означает величину мотива достижения, P означает прогноз успешности, а I означает субъективную ценность достижения успеха. Х. Хекхаузеном описано несколько способов, позволяющих измерить вероятность успеха и его субъективную ценность.
Мотивом отражаются черты поведения личности, которые являются устойчивыми. Основой концепции достижения является наличие задачи и качества ее исполнения.
Распределение, при котором мотивация достижения распределяется более или менее равномерно по всем видам деятельности, называется генерализованным. При этом показатели мотивационных тенденций изменяются в зависимости от вида деятельности. У некоторых людей показатели мотивации высокие только при выполнении определенных видов деятельности.
Х. Хекхаузеном выделено три вида норм деятельности достижения: индивидуальные относительные, социальные относительные и предметные [43]. Мотивация достижения является интегральным образованием, в состав которого входит латентная установка, проявляющаяся в конкретной ситуации и обладающая ситуативными переменными [19, с. 219].
Дж. Аткинсон в своей интегральной модели выделяет две мотивационные тенденции: надежду на успех и избегание неудач. Данные тенденции имеют сложный состав. В их состав входят мотивы или постоянные личностные диспозиции, а также ситуативные детерминанты поведения, такие как субъективная побудительность и вероятность успеха или неудач.
Дж. Аткинсон считает, что обе мотивационные тенденции актуализируются в ситуации достижения. При этом соотношение мотивационных тенденций различно для каждого индивида.
Личность, стремящаяся к успеху, описана К. Шнайдером как выбирающая задания средней сложности , а также проявляющая выдержку и максимальное стремление достичь успеха. А личность, которая избегает неудач, описывается ученым как избегающая достиженческих задач, проявляющая большую тревожность при выполнении задач средней сложности и имеющая максимальное стремление. При наличии свободы выбора, личность, избегающая неудач, предпочитает слишком сложные или слишком простые задания.
Некоторыми учеными предпринимались попытки соотнести мотивацию достижения с другими мотивами. По мнению Х. Хекхаузена, мотивация достижения относится к внутренней мотивации. У. Рейнолдс относит к внутренне мотивированному поведение, которое осуществляется ради самого процесса деятельности, поведение, направленное на достижение результата ученый относит к внешне мотивированному.
Согласно Х. Хекхаузену только эстетические переживания и развлекательная деятельность относятся к внутренне мотивированной деятельности [19, с. 218].
Х. Хекхаузеном была предложена когнитивная модель, обобщающая исследования в области мотивации достижения. Во главу угла ученый ставит процесс принятия решения. Данная модель представляет из себя логическое продолжение разработок модели Дж. Аткинсона, но имеет большую дифференцированность и конкретность структурных компонентов.
Х. Хекхаузен вводит четыре понятия, которые объясняют действия: действие, ситуация, результат и последствие. В модели параметры ожидания связаны с параметрами побуждения. Каузальное атрибутирование учтено за счет переменных ожидания. Модель является статической, в ней мотивация рассматривается как замкнутый когнитивный процесс, не являющийся компонентом структуры деятельности [19, с. 219].
Механизмом мотивации достижения, по мнению Дж. Аткинсона, является способность переживать гордость за достигнутое. Актуализация этого механизма происходит в ситуации, в которой оказалась личность.
Человеком избирается цель, соответствующая уровню его притязаний, определяется стратегия реализации цели, выполняются соответствующие действия. Влияние результата на самооценку может быть как положительно, так и отрицательно.
В рассмотренных выше моделях личность рассматривается без учета контекста её жизнедеятельности и того факта, что индивид представляет собой компонент социальной системы.
Отечественная психология рассматривает человеческую активность в мотивации достижения как целенаправленную деятельность, а не процесс выбора. Деятельность личности осуществляется в системе социальных отношений при взаимодействии с людьми. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев в своих работах на первый план выводят проблемы выбора, свободы воли, перспектив будущего, жизненных целей, контроля над мотивацией.
А.Н. Леонтьевым были выдвинуты теоретические положения о мотивации, основанные на результатах экспериментальных исследований. Ученый выдвинул гипотезу о возможности перехода мотивационных образований друг в друга. А.Н. Леонтьев разделяет мотивацию на два типа: первичную и вторичную. Под первичной мотивацией ученый понимает потребность, драйв и влечение, под вторичной – мотив. Леонтьев считает, что возникновение мотива возможно только на уровне личности, поэтому пока у человека не сформирована личность, ему присуща только первичная мотивация. Мотивы разделяются на знаемые и реально действующие.
Первые не оказывают значимого влияния в регуляции деятельности. А.Н. Леонтьев понимает мотив как предмет потребности и акцентирует внимание на предметном содержании мотивации.
А.Н. Леонтьев и В.Г. Авсеев рассматривают единство содержательносмысловой и динамической сторон мотивации как основной методологический принцип исследования мотивации деятельности в отечественной психологии. В качестве содержательной стороны мотивации выступают побуждения, их иерархия, проявлением которой являются потребности индивида. Мотивация как процесс, механизм представляет собой динамическую сторону [13, с. 9].
Б. Вайнером была разработана классификация четырех причинных факторов, которые определяют процесс мотивации: трудность задачи, способности, везение и количество прилагаемых усилий. Существует тесная связь между направленностью мотива и казуальной атрибуцией. То, какие в будущем индивид ожидает результаты, зависит от его мнения о причинах успехов или неудач, в случае если индивид считает, что неудача вызвана недостаточными усилиями, то мотивация достижения будет усиливаться, а если недостатком способностей, то мотивация достижения будет ослабевать.
Б. Вайнером было выделено три этапа эмоциональных реакций на неудачу или успех. В начале возникают общие негативные или позитивные реакции. Затем человек ищет казуальные факторы, ответственные за результат. Эмоциональные состояния третьего типа связаны с свойствами казуальных атрибуций.
И.А. Васильевой и М.Ш. Магомед-Эминовым были исследованы динамичсекие факторы, которые обуславливают мотивацию достижения. М.Ш. Магомед-Эминов разработал системно-динамическую концепцию мотивации достижения успеха, позволяющую описать особенности процессуального развития мотивации и включающую в себя структурный, компонентный и функциональный анализ процесса мотивации.
Данная концепция рассматривает мотивацию как вид психической регуляции, управляющий и организующий деятельность, интегрирующий внутренние и внешние побуждения в целостное мотивационное побуждение, которое детерминирует деятельность и поведение в конкретной ситуации. Опираясь на исследования, проведенные зарубежными и отечественными учеными, М.Ш. Магомед-Эминов приходит к выводу о том, что в структуру мотивации достижения помимо мотива достижения, потребностей и интересов входят личностные стандарты, ценности, ожидания, тенденции действия и атрибутивные стили [17, с. 302].
Ю.М. Орловым внутренняя мотивация деятельности разделяется на познавательную и достиженческую. Учебная ситуация, по мнению ученого, удовлетворяет и познавательную мотивацию, и мотивацию достижения. Учебные потребности Ю.М. Орлов соотносит с процессуальными характеристиками, а потребность достижения соотносит с результативными характеристиками деятельности. Ученый разделяет потребность в признании и потребность в достижении и отмечает, что потребность в достижении является стремлением утвердить себя в деловых отношениях, а не по отношению к другим людям.
Были проведены исследования мотивации учения школьников. По мнению Л.И. Божович, познавательная потребность изначально чисто органическая, но в процессе развития приобретается эмоциональный характер процесса ее удовлетворения, что характерно для духовных потребностей. Анализируя стремление подростков хорошо учиться, Л.И. Божович приходит к выводу о том, что это стремление определяется желанием завоевать авторитет среди сверстников и соответствовать предъявляемым ими требованиям [13, с.3].
Согласно взглядам Р.Р. Бибриха и И.А. Васильевой качество учебной деятельности напрямую зависит от мотивов. В случае преобладания внешних мотивов характер учебы становится формальным. Ученые отмечают, что побуждение к учебной деятельности может осуществляться несколькими мотивами, при этом всегда существует доминирующий мотив.
Согласно Т.В. Гордеевой, в состав системной модели процесса деятельности мотивации достижения, входят четыре блока [6, с. 218]:
1. Ценностно-целевой, который представляет систему ценностей, целей
и мотивов;
2. Когнитивный, в который включены представления о результатах деятельности и контролируемого процесса;
3. Эмоциональный, включающий переживания, удовольствия от приложенных усилий;
4.Поведенческий, который включает выбор сложности задач и степень настойчивости при их решении.
О.Н. Арестовой было изучено влияние, которое оказывают мотивационные переменные на процесс и результат деятельности человека. Мотивация представляет собой необходимый и позитивный фактор организации деятельности. Однако, возможно негативное влияние на процесс и результат деятельности от перцептивной защиты, сверхмотивации, аффективного характера мышления, забывании мотивационно насыщенного материала, познавательного и эмоционального эгоцентризма, асимметрии казуальной атрибуции [1, с.233].
С нашей точки зрения, значительную роль в жизни человека играет социум и мотивацию достижения невозможно рассматривать в отрыве от социальной жизни индивида. Поэтому более убедительной нам представляется позиция отечественной психологической школы, рассматривающей человека как часть общества и находящегося в системе сложных социальных отношений, влияющих на его деятельность.
1.3. Степень разработанности проблемы мотивации достижения
В предыдущих подглавах мы проанализировали основные подходы к рассмотрению мотивации достижения, её структуры и механизмов функционирования в отечественной и зарубежной психологии. В целом, можно сказать, что в настоящее время данный психологический феномен активно изучается с разных сторон.
На сегодняшний день создано большое количество теорий мотивации достижения, главным образом в рамках когнитивного подхода (теория Д. Макклелланда, социокультурная теория К. Двек и др.); созданы различные модели мотивации достижения (Т.О. Гордеева, О.С. Виндекер и др.); получено большое количество эмпирических данных о связи мотивации достижения с другими психологическими феноменами (с самоактуализацией, локусом контроля, интеллектом и пр.).В целом, можно сказать, что на данный момент в изучении проблемы мотивации достижения наблюдается позитивная тенденция. Как отмечает Т.О. Гордеева, на настоящий момент уже проделана огромная работа по преодолению того этапа разработки проблемы мотивации, когда мотивация достижения, согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, представляла собой мешок, в который складывались самые разные понятия. Тем не менее, в области изучения достиженческой мотивации остается достаточно много проблем, которые требуют решения [6; 13].
Личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности образуют, по его мнению, первый иерархический уровень смысловой регуляции. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй уровень. Третий и наивысший уровень систем смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам. Система смысловых отношений человека внутренне связана с ценностными ориентациями личности.
Именно в различных социальных группах происходит социальное становление человека в течение всей его жизни. Такие группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задают систему внешней регуляции поведения индивида. В зависимости от отношений с социальными группами у индивида становится доминирующим один из мотивов достижения: мотивация к успеху или мотивация к избеганию неудач. Огромную роль в преобладании того или иного мотива в жизни человека на ранних этапах его развития оказывает семья.
А.В. Сальков в качестве основы процесса развития мотивации достижения рассматривает возможности реализации осознанного выбора личностью в новой социальной ситуации.
Он выделяет следующие типы возможных стратегий:
- активно-созидательный, базирующийся на высокой выраженности стремления к успеху. Это наиболее эффективный тип поведения;
- активно-созерцательный, базирующийся на стремлении избегания неудач и ориентации на достижение успеха. В данном случае препятствием для эффективности деятельности будут неуверенность в выборе средств достижения, отсутствие регулярности и систематичности в принимаемых решениях. Препятствием для эффективности деятельности является несоответствие этих двух детерминант [12, с. 120].
- пассивный, базирующийся на стремлении к избеганию неудач и ориентации на привлекательность неудачи. Данный тип наименее эффективный, характеризуется абсолютно пассивной жизненной позицией.
Мотивы достижения, выступающие в качестве важного элемента становления самоэффективности личности, огромнейшее влияние оказывают на ее самооценку. Самоэффективность личности обусловлена субъективным отношением индивида к производимой деятельности, осуществляемым при помощи обращения личности к внутренним психологическим резервам, возможностям развития, выбором определенных средств и постройки конкретного плана деятельности. Самоэффективность личности заключается в вере индивида в собственную способность справляться с определенными видами деятельности.
По мнению К. Гайдар, самореализация – это соединение представлений индивида о персональных потенциях и способности быть производительным при реализации будущей деятельности, его убежденность в том, что он сумеет осуществить себя в этой деятельности и достичь успешности, ожидаемого беспристрастного и необъективного эффекта. Собственная эффективность подразделяется в зависимости от сферы применения на самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении. Стремление к улучшению результатов в этих сферах, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало приводит к появлению мотивации к достижению, которая является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности, который невозможен без жизнестойкости.
По определению Д.А. Леонтьева, жизнестойкость – это некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределенности и необходимости выбора [13, с. 10]. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром.
Личность, обладающая большой жизнестойкостью, по мнению М. Чиксентмихайи, способна к преодолению внутриличностного конфликта, происходящего из-за того, что за психическую энергию борется слишком много противоречащих друг другу желаний и целей. Появление способности к самоопределению невозможно без осознания собственных жизненных мотивов и ценностей. Самопознание в этом случае является главным способом, посредством которого человек может упорядочить свои цели. Такой порядок в сознании побеждает психическую энтропию – информацию, вступающую в конфликт с уже существующими намерениями и отвлекающую от их выполнения.
Данный порядок привносит такая деятельность, в которой можно отчетливо выделить три основных компонента: сосредоточенность индивида (внимание, уровень субъективного контроля) вместе с ясными целями и немедленной обратной связью. Только непосредственный контроль над своим опытом и способность получать радость от всего, что человек делает, могут преодолеть препятствия, мешающие обретению удовлетворения [11, с. 5].
Таким образом, позитивная мотивация человека является его внутренней мотивацией с упорядоченной структурой целей, осознанием своих возможностей и смысложизненных ценностей, преобладанием мотивов к достижению успеха, формирующихся на основе удовлетворения потребностей в компетентности и самодетерминации и повышающих самоэффективность и жизнестойкость личности. Все ключевые детерминанты позитивной мотивации позволяют индивиду преодолеть внутриличностный конфликт и стать аутотелической личностью. Поэтому нам представляется важной и актуальной задача изучения психологических детерминант формирования позитивной мотивации личности.
Выводы по первой главе
1. Мотивация, как побудительная сторона поведения человека является важной психологической составляющей. Обусловленная двойственной детерминацией, внешней и внутренней мотивационной активностью, она осуществляет непрерывное взаимодействие человека с окружающей средой. Осложняется данное взаимодействие полимотивированностью поведения человека, что может регулироваться одновременно несколькими мотивами, которые в свою очередь могут быть неоднозначными в плане их влияния на мотивационное поведение и уровень их осознанности человеком.
2. Мотивация достижения успеха и избегания неудач, как одни из составляющих мотивационного поведения, так же могут проявляться неравнозначно. Ведь, несмотря на их некоторую взаимосвязанность, они являются относительно независимыми друг от друга переменными.
3. В настоящее время наблюдается склонность рассматривать феномен мотивации достижения успеха и избегания неудач как отдельные, самостоятельные и независимые друг от друга переменные.
4. Мотивация достижения успеха существует в тесной взаимосвязи с социокультурной средой и является проявлением внешней мотивации.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
2.1. Организация и методы исследования
Исследование мотивации достижения проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Торжка. В исследовании принимали участие учащиеся 10- х классов, в количестве 30 человек. Возраст респондентов – 15-16 лет.
С целью достижения поставленных задач для диагностики были выбраны следующие методики:
1. Тест «Мотивация достижения» (А. Мехрабиан). ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы — мужскую (форма А) и женскую (форма Б).
Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов — стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие — наоборот.
2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерса).
При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Элерс исходил из положения: Личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. Ей свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху.
2.2. Анализ результатов исследования мотивации достижения
Результаты исследования при помощи теста «Мотивация достижения» (А. Мехрабиан) представлены в таблице 1 (Приложение 1).
Таблица 1.
Результаты исследования мотивации достижения (А. Мехрабиан)
Результаты (%)Кол-во (чел)
Мотивация достижения успеха 57% 17
Мотивация избегания неудач 33% 10
Отсутствие доминирования 10% 3
Представим для наглядного отображения полученные результаты на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты исследования мотивации достижения (А. Мехрабиан)
Проведенное исследование показало, что у 57% (17 человек) преобладает мотивация достижения успеха. У данных старшеклассников нет стремления к риску, они много работают над достижением успеха, стремятся к нему.
У 33% (10 человек) преобладающим является мотив избегания неудач. Данные респонденты проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт. У 10% (3 человека) на данный момент отсутствует доминирование одного из мотивов.
Результаты исследования по опроснику Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, представлены в таблице 2 (Приложение 2).
Таблица 2.
Результаты исследования по опроснику Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха
Уровни мотивации достижения успеха Результаты (%)Кол-во (чел)
слишком высокий уровень мотивации к успеху 17% 5
умеренно высокий уровень мотивации 43% 13
средний уровень мотивации 37% 11
низкая мотивация к успеху 3% 1
Представим для наглядного отображения полученные результаты на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты исследования по опроснику Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха
В ходе исследования были получены следующие результаты:
- слишком высокий уровень мотивации к успеху выявлен у 17% (5 человек).
- умеренно высокий уровень мотивации к успеху выявлен у 43% (13 человек).
- средний уровень мотивации выявлен у 37% (11 человек).
- низкая мотивация выявлена у 3% (1 человек).
Респонденты, которые умеренно сильно ориентированы на успех, обычно предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
Таким образом, проведенное исследование мотивации к успеху показало, что у половины респондентов выявлен средний уровень мотивации достижения успеха.
2.3. Направления развития мотивации достижения успеха
По мнению С.Х. Хурум, что одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации достижения успеха у подростков является воздействие на мотивационную сферу, под этим учёный понимает развитие стремления у подростков улучшить свои результаты и превзойти достигнутый уровень. По мнению учёного, учёт таких возрастных психологических особенностей подростков как желание обсуждения со сверстниками и привлечения к себе внимания, позволяют эффективно использовать на уроках такие приёмы как обсуждение полученных результатов и распределение действий по функциям, например, взаимная оценка и взаимопроверка.
Мотивация достижения успеха у подростков характеризуется направленностью человека на достижение высоких результатов на основании своих усилий и связана с положительными эмоциональными переживаниями субъекта, такими как радость и надежда. Стремление к успеху является побуждающим и направляющим деятельность мотивом, в то время как избегание неудач тормозит деятельность.
Важным фактором, влияющим на формирование мотивации достижения успеха у подростков, являются эмоции и чувства. Они определяют силу и модальность мотива. Из этого следует, что для получения сильной мотивации необходимо, чтобы деятельность сопровождалась положительными эмоциями. Способствовать формированию мотивации достижения успеха у подростков могут оптимистичный настрой педагога, доброжелательный и спокойный тон общения, проявление уважения к внутреннему миру подростка.
При определении мотивации важным является то, ожидает ли подросток успех или неудачу. Если подросток верит, что результат будет значимым и ценным, это повысит его мотивацию, в противном случае, наоборот, снизит.
Одним из способов воздействия на мотивацию подростков является проведение работы по осознанию мотивов. Необходимо раскрыть подростку те цели и идеалы, которые необходимо сформировать. Таким образом, они постепенно будут приняты подростком и станут не внешне понимаемыми, а внутренними.
Другим способом является воздействие через деятельность, организованную взрослым, в условиях активной деятельности самого подростка. Для успешного формирования мотивации достижения успеха у подростка деятельность должна быть направлена на достижение определенного результата, который может быть оценен по определенному стандарту, в процессе деятельности подросток должен сам прилагать усилия для достижения цели, а сам процесс и результат должны сопровождаться эмоциональными переживаниями со стороны подростка.
Росту мотивации достижения успеха у подростков могут способствовать такие приёмы как постановка привлекательной цели, оценочная деятельность, групповая деятельность и необычные формы обучения.
Важную роль в формировании мотивации достижения успеха играет сложность заданий. Выбор заданий средней или слегка повышенной сложности положительно сказывается на развитии мотивации достижения успеха, в отличии от выбора слишком легких или слишком сложных заданий.
Необходимо предоставлять подросткам свободу выбора и формировать них стратегию выбора заданий средней сложности. Необходимо сформировать у подростков понимание того, что успех или неудача являются результатом того, насколько много усилий было приложено для достижения цели.
Положительную роль при формировании мотивации достижения успеха играет доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества и взаимного уважения. Подросток не должен испытывать страх перед неудачей и бояться критики.
Создание ситуации успеха также может способствовать развитию мотивации достижения успеха. Подросток, попав в ситуацию успеха, испытывает положительные эмоции, у него возрастает уверенность в собственных силах и появляется желание вновь оказаться в ситуации успеха. Таким образом, в последующей деятельности подросток прилагает больше усилий и стремится достигнуть успеха.
Деятельность должна быть интересной для подростка. Повысить интерес к учебной деятельности может необычная подача материала, использование технологии проблемного обучения, применение компьютеров или мультимедиа систем, иллюстрация материала собственными примечаниями. Одним из способов повышения интереса к материалу может выступать анализ жизненных ситуаций и практической значимости.
Подростки должны иметь возможность её обсудить, задавать волнующие их вопросы. Результаты деятельности обязательно должны быть оценены. Оценка успехов должна нести информативный характер, награды и наказания должны быть минимизированы, чтобы не ослаблять внутреннюю мотивацию. Важно подчеркнуть, что ведущую роль играют не способности обучающихся, а приложенные ими усилия, и если в этот раз достичь успеха не удалось, то необходимо в следующий раз приложить больше усилий.
Оценку результатам подростка можно давать, сравнивая их с предыдущими результатами этого подростка, что может отразить положительную динамику и мотивировать прилагать еще больше усилий, даже если на фоне других подростков результат не является высоким.
Формирование оценочной самостоятельности может способствовать повышению мотивации достижения успеха у подростков. Она позволяет подростку более адекватно оценивать достигнутые результаты и прослеживать взаимосвязь между приложенными усилиями для достижения цели и конечным результатом деятельности.
Формирование чувства самостоятельности через свободу выбора и навыков самоконтроля позволяют подростку чувствовать ответственность за принятые им решения, а как следствие возникает и чувство ответственности за результаты собственной деятельности, что способствует повышению прилагаемых усилий и мотивации достижения успеха.
Выбор деятельности должен определяться исходя из интересов, запросов и устремлений подростка. Это необходимо, чтобы результаты были значимы для него. Одним из значимых условий формирования мотивации достижения успеха у подростков является личность педагога-психолога и характер их взаимоотношений. Педагог-психолог должен быть образцом, подростки должны видеть его мотивацию на достижение успеха.
Учёт индивидуальных способностей подростков также важен при формировании мотивации к достижению успеха. К каждому подростку требуется индивидуальный подход, для максимальной эффективности развития мотивации достижения успеха.
Изучение методов и средств формирования мотивации достижения успеха у подростков позволяет сделать следующие выводы:
1. Эмоции оказывают значительное влияние на формирование мотивации достижения успеха у подростков.
2. Подросткам должна предоставляться свобода выбора заданий, так как это способствует более ответственному отношению к деятельности.
3. Для развития мотивации достижения успеха необходимо, чтобы деятельность была интересной для подростка.
4. Доброжелательная обстановка и атмосфера сотрудничества снижают страх потерпеть неудачу и стимулируют подростков к деятельности.
5. Создание ситуации успеха способствует повышению мотивации достижения успеха.
Заключение
В представленной работе были изучены и сопоставлены мнения отечественных и зарубежных ученых на проблему мотивации достижения успеха и ее места в структуре личности. Были проанализированы особенности формирования достижения успеха у детей подросткового возраста. Исследованы методы и способы формирования мотивации достижения у детей подросткового возраста.
Было проведено эмпирическое исследование развития мотивации достижения у подростков. В ходе исследования на практике были использованы формы и методы формирования мотивации достижения успеха у подростков, такие как сопровождение деятельности положительными эмоциями, создание благоприятного психологического климата и доброжелательной атмосферы, групповая работа и дискуссии, развитие оценочной самостоятельности, работа по осознанию мотивов.
Данные формы и методы показали свою эффективность согласно результатам подобранных диагностических методик. У подростков повысился уровень мотивации к достижению успеха и снизился уровень мотивации к избеганию неудач.
Данное исследование способствует разрешению проблемы мотивации достижения успеха у подростков, так как экспериментально подтверждает эффективность теоретической базы, разработанной зарубежными и отечественными учеными. В ходе исследования нашла очередное подтверждение эффективность деятельностного подхода в психологии.
С помощью проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Для зарубежных ученых в исследовании проблемы мотивации достижения успеха более характерно опираться на свободу выбора личности, в то время как отечественные ученые опираются на социальную составляющую человеческой жизнедеятельности.
2. В основе многих форм и методов развития мотивации достижения успеха у подростков лежит вовлечение их в деятельность и придание ей положительной эмоциональной окраски.
3. Развитие уровня мотивации достижения успеха у подростков сопровождается снижением уровня мотивации к избеганию неудач.
Список литературы
1. Арестова, О.Н. Мотивация как негативный фактор мышления / О.Н. Арестова // Современная психология мотивации; под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2020. - С. 233-243.
2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л.В. Благонадежина. - М.: Просвещение, 1972. - 367с.
3. Валяева, Е. В. Представления учащихся старших классов о факторах, обеспечивающих жизненный успех / Е. В. Валяева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2011. – № 4. – С. 11–18.
4. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 2018. – 288 с.
5. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011. 262 с.
6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Тамара Гордеева. - М.: Смысл, 2015. - 336 c.
7. Дьячкова Е. В. Психолого-акмеологические особенности раскрытия предпринимательского потенциала: Автореф. дис. …канд.психол.наук. - М., 2003. - 23 с.
8.Зверева, Р. Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха у студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Римма Геннадьевна Зверева. – Пятигорск, 2019. – 20 с.
9. Кондратьева М. В. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения у студентов-будущих специалистов социальной работы: Автореферат дис. …канд.психол.наук 07. - Ставрополь, 2005.
10. Корнилова Т. В., Парамей Г. В., Ениколопов С. Н. Апробация методики А.Эдвардса «Список личностных предпочтений» на Российских выборках. //Психологический журнал, 1995. - № 2. - С. 143.
11. Кравцова, Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Татьяна Геннадьевна Кравцова. – Хабаровск, 2019. – 26 с.
12. Кручинин, В. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2010. – 155 с.
13. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1992. – 16 с.
14. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ./ К. Муздыбаев// Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998 год, том I, выпуск 2.
15. Пащенко Е. И. Соотношение социального интеллекта, когнитивных и психосоциальных характеристик в период ранней взрослости: Автореф. дис. …канд.психол.наук. - СПб., 2003. - 20 с.
16. Разумникова О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии.// Вопросы психологии. 2004. - №4. - С. 76-83.
17. Селигман М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. - М.: София, 2006. - 368 с.
18. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена.// Психологический журнал. 1998. - № 1. - С. 37-46.
18. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб : Питер, 2013. – 860 с.
19. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен – СПб : Питер, 2001. – 256 с.
20. Хурум, С. Х. Формирование мотивации достижения у подростков / С. Х. Хурум // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 217–219.
21. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 60 с.
Приложение 1
Результаты исследования мотивации достижения (А. Мехрабиан)
№ п/п Баллы Результаты
1. 165 Мотивация достижения успеха
2. 30 Отсутствие доминирования
3. 210 Мотивация достижения успеха
4. 76 Мотивация избегания неудач
5. 170 Мотивация достижения успеха
6. 80 Мотивация избегания неудач
7. 178 Мотивация достижения успеха
8. 192 Мотивация достижения успеха
9. 204 Мотивация избегания неудач
10. 208 Мотивация достижения успеха
11. 160 Мотивация избегания неудач
12. 165 Мотивация достижения успеха
13. 128 Мотивация избегания неудач
14. 98 Мотивация избегания неудач
15 170 Мотивация достижения успеха
16. 86 Мотивация избегания неудач
17. 174 Мотивация достижения успеха
18. 123 Мотивация избегания неудач
19. 75 Отсутствие доминирования
20. 172 Мотивация достижения успеха
21. 116 Мотивация избегания неудач
22. 180 Мотивация достижения успеха
23. 186 Мотивация достижения успеха
24. 154 Мотивация избегания неудач
25. 168 Мотивация достижения успеха
26. 65 Отсутствие доминирования
27. 208 Мотивация достижения успеха
28. 210 Мотивация достижения успеха
29. 165 Мотивация достижения успеха
30. 176 Мотивация достижения успеха
Приложение 2.
Результаты исследования по опроснику Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха
№ п/п Баллы Результаты
1. 17 умеренно высокий уровень мотивации
2. 23 слишком высокий уровень мотивации к успеху
3. 8 низкая мотивация к успеху
4. 11 средний уровень мотивации
5. 17 умеренно высокий уровень мотивации
6. 16 средний уровень мотивации
7. 12 средний уровень мотивации
8. 20 умеренно высокий уровень мотивации
9. 22 слишком высокий уровень мотивации к успеху
10. 20 умеренно высокий уровень мотивации
11. 15 средний уровень мотивации
12. 19 умеренно высокий уровень мотивации
13. 18 умеренно высокий уровень мотивации
14. 25 слишком высокий уровень мотивации к успеху
15 13 средний уровень мотивации
16. 14 средний уровень мотивации
17. 20 умеренно высокий уровень мотивации
18. 20 умеренно высокий уровень мотивации
19. 17 умеренно высокий уровень мотивации
20. 22 слишком высокий уровень мотивации к успеху
21. 11 средний уровень мотивации
22. 16 средний уровень мотивации
23. 18 умеренно высокий уровень мотивации
24. 26 слишком высокий уровень мотивации к успеху
25. 19 умеренно высокий уровень мотивации
26. 15 средний уровень мотивации
27. 13 средний уровень мотивации
28. 13 средний уровень мотивации
29. 14 средний уровень мотивации
30. 11 средний уровень мотивации
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!