это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3193324
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.
Исследование особенностей агрессивности подростков и их враждебности в межличностном взаимодействии, разработка способов профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Немаловажное значение имеет исследование факторов и детерминант агрессивного поведения, а также специфических особенностей взаимосвязи агрессивности подростков с другими психологическими особенности подростков.
Подростковый возраст признается учеными как период активного формирования самосознания с переориентацией оценивания с внешней стороны на сторону внутреннюю. Происходит становление осознанного или неосознанного поведения, основанного на самооценке и притязаниях личности. Именно в этом возрастном периоде формируется самооценка как основной регулятор поведения и деятельности. Личность подростка пребывает в широкой гамме психологических состояний. И за видимым благополучием подростка возможна тень нависших проблем.
Проблема развития самооценки и притязаний в настоящее время характеризуется разработанностью отдельных моментов, в частности, следует отметить работы Р. Бернса, И.С. Кона, А.М. Прихожан, Е.Т. Соколовой, которые обращаются к исследованию отдельных аспектов самооценки подростков.
Вопросы агрессивности и ее проявления рассматриваются в работах Д. Ричардсона, Р. Берона, Л. Берковица, К. Лоренца, Т.Т. Румянцевой, А.А. Реана и др.; работы по проблеме особенностей агрессивности в подростковом возрасте стала предметом исследования таких ученых, как: П.П. Блонского, Л.Н. Ожигова, В.Ф, Петренко, О.В. Улыбиной.
Вместе с тем, несмотря на сравнительно большое число исследований, посвященным анализу отдельных аспектов агрессивности, самооценки у подростков, большое значение имеет также анализ взаимосвязи данных психологических феноменов, а также определения особенностей их проявления в современных условиях.
Цель исследования – определить особенности взаимосвязи агрессивности личности с ее самооценкой и уровнем притязаний.
Объект – психологические особенности личности.
Предмет – взаимосвязь агрессивности личности с ее самооценкой и уровнем притязаний.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические представления о понятии и теоретических представлений об агрессивности.
2. Охарактеризовать теоретические представления о самооценке и уровне притязаний в современной науке.
3. Определить особенности соотношения агрессивности с самооценкой и уровнем притязаний в подростковом возрасте.
4. Спланировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей взаимосвязи агрессивности личности с ее самооценкой и уровнем притязаний.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь агрессивности личности подростка с самооценкой и уровнем притязаний.
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников.
2. Методы практического психологического исследования – метод опроса.
3. Методы статистического анализа результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн
2. Опросник агрессивности личности Басса-Дарки.
Методы статистического анализа результатов исследования:
1. Описательная статистика.
2. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Структура исследования соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ С ЕЕ САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ1.1. Понятие и теоретические представления об агрессивностиПонятие агрессивности в психологии имеет достаточно длительную историю исследования. За многие десятилетия исследования в психологии сложилось множество теоретических подходов к анализу агрессивности, что породило терминологическое многообразие и несогласованность.
В зарубежной психологической науке вопросы исследования агрессивности достаточно широко распространены. Предметом анализа ученых становятся характерные особенности агрессивности, механизм проявления и развития агрессивности, факторы, способствующие возникновению агрессивности. В отечественной психологической науке проблема агрессивности имела сравнительное меньшее число исследований [3]. Преимущественному анализу в отечественной психологии были посвящены вопросы асоциальности личности, отклоняющегося поведения и преступности. Иными словами, агрессивность в зарубежной науке рассматривалась как самостоятельный психологический феномен, тогда как в отечественной науке вопросы агрессивности рассматривались в комплексе и в контексте различных социальных проблем и способов их преодоления [17].
Сложность обращения к проблеме агрессивности в психологии обуславливается рядом обстоятельств. В первую очередь можно говорить о наличии противоречивых тенденций, наличии описательного характера данного феномена, а также множеством сходных по значению и содержанию психологических терминов и понятий. В качестве возможностей разрешения такого рода сложностей и противоречий может рассматриваться использование следующих способов: определение общих и более частных, специфических понятий. Такого рода деятельность способствует большему ограничению круга поведенческих проявлений. Также возможным является конкретизация данного психологического феномена посредством анализа его сущности в рамках отдельных психологических концепций и теорий. Третьим вариантом может рассматриваться анализ отдельных проявлений агрессивности в конкретных условиях, в определенном контексте с учетом индивидуальных особенностей субъектов взаимодействия [3].
Сложность и многозначность понятия «агрессивность» может объясняться также тем, что его зачастую рассматривают как синонима другого понятия – понятия «агрессия». В связи с данной особенностью оба данных понятия употребляются применительно широкого спектра ситуаций и зачастую нецелесообразно.
Феномен агрессивности в работе многих отечественных исследователей рассматривается как сложное комплексное свойство. Агрессивность по мнению В.В. Знакова, Е.П, Ильина, А.А. Реана, С.Л. Соловьева и др. рассматривается как устойчивая особенность и сравнительно устойчивая характеристика, которая обуславливает отдельные модели поведения личности. Понятие «агрессивность» позволяет объяснить и охарактеризовать последовательность и постоянство поведения. Посредством использования понятия «агрессивность» возможным становится охарактеризовать особенности поведения человека в общении, деятельности и образе жизни в целом.
Агрессивность в таком рассмотрении теснейшим образом связана с мотивационной сферой личности, а также системой ценностей человека. Отмечается социальная природа агрессивности, а также в значительной степени определяет характер восприятия поведения других людей. В качестве основных форм переживания агрессивности учеными рассматривается как стеничное переживание гнева с существенным уровнем снижения самоконтроля собственного поведения. Также агрессивность проявляется в сильных эмоциональных реакциях, в раздражимости, негативизме и возбудимости [17].
В исследованиях других ученых агрессивность рассматривается как типологическая особенность, обобщенная характеристика поведения человека. Характеризуя агрессивность как черту и типологическую особенность, можно говорить о том, что агрессивность сама по себе обуславливает готовность человека к совершению агрессивных действий. Агрессивность как черта соотносится с враждебностью, недоброжелательностью в поведении, а также обидчивостью. В качестве внешних проявлений агрессивности может рассматриваться насильственные действия физического и/или психологического плана и может выступать в скрытой, патологической или же ситуативной формах. Агрессивность, по мнению ученых, формируется в раннем возрасте и сохраняется и проявляется в той или иной степени в течение всей жизни человека.
Агрессивность также можно рассматривать как избирательность поведения человека в определенных условиях ситуациях. Иными словами, агрессивность – это направленность, установка человека на определенную деятельность (Р. Бэрон, Н.М. Платонова и др.). Характеризуя агрессивность в рамках данного подхода, можно говорить о наличии выраженных деструктивных тенденций в поведении человека, которые проявляются на уровне межличностных взаимоотношений и общений. Агрессивность, по мнению представителей данного направления, проявляется в форме определенных, конкретных по своему характеру внешних и внутренних действий – в направленности на причинение другому человеку определенного вреда, физического или психологического. Агрессивность может носить характер как личностный, так и ситуативной, а также обуславливается в значительной степени психологическими особенностями личности, а также сочетанием отдельных характеристик и особенностей человека.
Также существует теоретическая позиция, в рамках которой агрессивность рассматривается как способ реагирования человека на изменения как внешней, социальной среды, так и собственного, субъективного состояния человека (Ю.М. Антонян, К. Бютнер, Т.Г. Румянцева и др.). В данном контексте агрессивность направлена на снижение активности другого человека, его подавление, управление другими людьми. В таком варианте, как особенность реагирования личности, агрессивность находит свое проявление в тенденции к враждебному поведению. Факторами, которые оказывают непосредственное влияние на проявление агрессивности у человека могут рассматриваться стремление к доминированию, защита собственного имущества, а также защита близких людей.
Агрессивность также можно рассматривать как особую характеристику личностных состояний. В таком понимании агрессивность отражает своеобразие всех психических процессов и связь их с особенностями личности человека. Такая теоретическая позиция может прослеживаться в работах А. Басса, Д.Н. Левитова и др. Агрессивность в данном подходе можно рассматривать как определяющаяся стеничным переживанием гнева с практически полной утратой контроля собственного поведения. Агрессивность, по мнению представителей данного направления, связана с определенными действиями, может иметь конкретный объект своего приложения, а также зачастую функционирует вместе с враждебностью.
Таким образом, можно говорить о наличии множества различных теоретических позиций к пониманию феномена агрессивности и отражения данного психологического феномена от других, близких по смыслу и содержанию. В целом, если обобщить отдельные теоретические представления ученых, можно говорить о том, что агрессивность можно рассматривать как внутренне побуждение человека к совершению определенного рода действий, агрессивных по своему характеру, можно рассматривать как типичный для человека способ поведения и реагирования в привычных для него ситуациях, а также ситуациях экстремального характера, обусловленный сочетанием личностных качеств и характеристик, а также личностную черту [17].
В настоящее время существует множество теоретических позиций относительно характера проявления, форм и видов агрессивности. Так, по мнению Д. Коннора, можно говорить о том, что по характеру внешнего проявления можно говорить о скрытой и открытой агрессивности. По источнику проявления ученый выделяет оборонительную и наступательную Цель действия выступает основанием для выделение враждебной и инструментальной форм проявления агрессивности человека, тогда как по нейробиологическим основаниям можно выделить аффективную агрессивность и хищническую [13]. Указанные разновидности агрессивного поведения имеют общие особенности, выделение отдельных видов основано на результатах социально-психологических исследований, тогда как других – нейробиологические основания.
Таким образом, можно заключить, что проблема агрессивности относится к категории сложных психологических проблем. В настоящее время существует множество различных подходов, которые с различных аспектов рассматривают феномен агрессивности. Агрессивность рассматривается как свойство личности, как состояние, как установка, а также как направленность поведения человека. Агрессивность связано со структурой мотивационной сферы, а также с ценностями личности.
1.2. Теоретические представления о самооценке и уровне притязанийСамооценка является одной из наиболее важных и значимых проблем в современной психологической науке, как в зарубежной, так и в отечественной. Основы исследования самооценки в России были заложены в 30-е годы ХХ века в работах Л.С. Выготского. Ученый рассматривал самооценку в рамках теории деятельности в аспекте исследования самосознания личности. Большой вклад в исследование самооценки внесли такие ученые, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, а также другие видные отечественные исследователи. В современной отечественной психологии накоплен богатый материл по проблеме генезиса, становления, факторов и условий развития самооценки, а также по проблеме влияния самооценки на различные аспекты жизни человека и его становление как профессионала.
Самооценка может рассматриваться как основа, как стержень личности человека. Такая позиция прослеживается в работах С.Л. Рубинштейна. Самооценка формируется на основании оценок человека его окружающими и значимыми людьми, а также на основании оценивания этих людей самим человеком. Самооценка как сложное психологическое образование обуславливается такими индивидуальными особенностями, как особенностями ценностей, мировоззрения, направленности личности. В этом контексте самооценку можно также рассматривать в контексте вклада отдельной личности в общественную деятельность [20].
Как один из аспектов общественной направленности личности самооценка рассматривается в работах А.И. Липкиной. По мнению ученого, самооценку можно рассматривать как оценка отдельной личностью собственных действий, а также психологических особенностей, которые проявляются в действиях человек [14].
Самооценка, как личностная особенность, обеспечивающая контроль собственной активности на основании нормативных критериев рассматриваю Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер. Учеными отмечается, что самооценка обеспечивает способность человека осуществлять управление и контроль собственного поведения. Самооценка имеет общественную природу, так как она обеспечивает соответствие поведение человека существующим в обществе нормам и ценностям [18]. Самооценка является сложным и комплексным образованием, способствующим интеграции в себе опыта межличностного взаимодействия и общения человека в обществе.
Специфика самосознания выражается в характере оценки человеком собственных действий и результатов поведения, а также особенностей потребностей, идеалов, образцов, а также оценки собственного места в мире. Иными словами, самооценка соотносится с самоопределением человека, а также с процессами порождения смысла личностью [21].
Самооценка также рассматривается как процесс познания человеком самого себя через познание другого. Такая позиция прослеживается в работах Б.Г. Ананьева. По мнению ученого, самооценка позволяет выделить сходства и различия человека по сравнению с другими людьми [1]. Как один из компонентов образа самого себя самооценка рассматривается М.И. Лисиной. По мнению исследователя, самооценка является один из компонентов когнитивно-аффективного комплекса, так как она интегрирует в себе представления человека о само себе, а также обеспечивает переживание себя как личности [15].
Самооценка как способность порождать суждения относительно собственных действиях, психологических особенностях, о достоинствах и недостатках рассматривается также О.Н. Молчановой. Также ученый добавляет, что самооценка также предполагает наличие способность человека понимать специфику знаний относительно самого себя [16]. Самооценка сходным образом рассматривается также И.И. Чесноковой. Ученый отмечает, что самооценка является обобщенным результатом познания себя, а также эмоционально-ценностного отношения личности к себе [22].
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что самооценка может рассматриваться как своего рода регулятор поведения человека, но также она является и личностным результатом определенной внутренней работы.
К основным характеристикам самооценки А.В. Захаровой относится ее обоснованность, надежность, рефлексивность, дифференцированность и структурированность, а также действенность механизмов саморегуляции. Самооценка, как таковая, функционирует в двух основных формах – как ситуативная самооценка, которая зависит и в значительной степени обусловлена действием внешних социальных факторов, а также как не зависящей от текущих обстоятельств и событий самооценки [11].
Самооценка является стержневым образованием личности, представляющая собой обобщённые (то есть устойчивые, внеситуативные) и дифференцированные результаты познания себя, своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, эмоционально-ценностных отношений к себе, которые становятся регулятором поведения и всей жизни человека и являются одним из основных факторов личностного развития.
По окончательному результату управляющие функции самооценки разделяются на оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные. Таким образом, функции самооценки сводятся не только к разрешению проблем адаптации личности к обстоятельствам окружающей среды, но и выступают мощными мотиваторами мобилизации, самореализации, раскрытия нереализованного потенциала, созидательных резервов, что определяет в дальнейшем достижение личностных результатов. В таблице 1.1 мы представим выделенные учёными функции самооценки и обозначим их назначение.
Таблица 1.1.
Функции самооценки личности и их содержание
№ Функции самооценки Содержание функции самооценки
1 Мотивационная Выступает предпосылкой процесса самооценивания2 Регулятивная Обеспечивает самореализацию, сознательную мотивационную деятельность личности
3 Ориентационная Предусматривает ориентацию в системе самооценок
4 Рефлексивная Проявляется в знании и понимании себя, выявлении того, как другие воспринимают личность, её особенности, эмоциональные реакции и представления
5 Сигнализирующая Определяет адекватность действий человека и степень благополучия его жизни
6 Оценочная Способствует признания иных оценок, установлению соответствия между личным мнением о себе и мнением других
7 Контрольная Обеспечивает целенаправленность предстоящих действий, фиксирует ошибочные действия
8 Стимулирующая Побуждает по своей воле развивать и совершенствовать свои качества, знания, умения и навыки
9 Блокирующая Регулирует степень, с которой «Я-концепция» поддерживает свою устойчивость при напряжённых, стрессовых условиях
10 Защитная Обеспечивает выбор различных стратегий в решении каких-либо задач, с помощью которых происходит адаптация к социальной среде
Л. И. Божович, выделяя в качестве основной характеристики самооценки «адекватность - неадекватность», считает, что мерой адекватности при этом выступает её соответствие объективной ценности индивида [6].
Определив специфику самооценки как предмета психологического исследования, обратимся к краткой характеристике уровня притязаний как отдельной психологической категории, связанной с феноменом самооценки. Так, в настоящее время существует множество теоретических позиций относительно рассмотрения уровня притязаний личности. Как отдельный теоретический феномен, уровень притязаний личности первоначально был предложен в научной школе К. Левина, в частности, в работах Т. Дембо. По мнению Ф. Хоппе, притязания следует рассматривать как цель последующих действий человека, как совокупность целей, притязаний и ожиданий субъекта применительно собственных достижений [16].
По мнению О.К. Тихомирова, уровень притязаний личности теснейшим образом связан с процессами целеполагания. Так, притязания предполагает, что человек при постановке целей предполагает определенный результат при достижении поставленных целей. Соответственно, уровень притязаний – это совокупность ожиданий, притязаний и целей, которые имеют определенный уровень оформленности и определенности.
По мнению В.С. Мерлина, уровень притязаний отражает степень оценки трудности задач, который достаточен для получения удовлетворения от выполнения этих задач [4].
Обобщая результаты анализа научных источников можно заключить, что притязания личности связаны с мотивационной сферой личности. Притязания личности могут рассматриваться как достаточно устойчивые личностные образования, которые побуждают человека действовать в соответствии с их содержанием [4].
Таким образом, на основании анализа научных источников по проблеме самооценки и притязаний в психологии, можно отметить, что в современной психологии самооценка преимущественно рассматривается как представление человека о важности собственной личности и деятельности среди других людей. Самооценка предполагает оценивание себя и собственных особенностей, чувств и качеств, сильных и слабых сторон, а также выражение их. Самооценка является динамическим образованием и имеет ряд функций: мотивационную, реглуятивную, ориентационную, сигнализирующую, рефлексивную, оценочную, контрольную, стимулирующую, защитную, а также блокирующую. Определяющее значение в формировании самооценки имеют оценки человека другими людьми, а также его достижения.
1.3. Особенности соотношения агрессивности с самооценкой и уровнем притязаний в подростковом возрастеВозрастные границы подросткового возраста обычно ограничиваются диапазоном от 11 до 15, в отдельных случаях, 17 лет. В этом возрасте подросток обучается в средней и старшей школе. На данный возрастной период приходится получение среднего основного образования. Подростковый возраст часто рассматриваются как критический потому, что он занимает промежуточное положение между детским возрастом и взрослостью. Иными словами, в подростковом возрасте происходит переход от так называемой «детской непосредственности» к «взрослости» со всем спектром обязанностей, требований и последствий. Все указанные обстоятельства обуславливают специфическое положение его в ряду других возрастных периодов.
Для подросткового возраста характерным является наличие глубоких физиологических и психологических перестроек. Характеризуя поведение подростков, отмечается оппозиционный характер, а также выраженные нарушения поведения. Также для подросткового возраста характерным является деструктивная направленность агрессивных тенденций. Характер развития в подростковом возрасте оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие человека, на формирование его поведения, проявление целенаправленности поведения и активности.
В психологии агрессивность подростков рассматривается в сходном терминологическом поле феноменов жестокости и враждебности. Враждебность рассматривается как комплекс установок, которые существуют у человека, а также систему способов действий в определенных условиях [5]. Жестокость понимается как личностная особенность, которая находит проявление в грубом и оскорбительном отношении к людям и другим живым существам.
Также агрессивность подростков может выражаться в физической форме, где в качестве проявления агрессивных тенденций выступает физическое насилие. Косвенная агрессия предполагает использование скрытых форм поведения, направленных на причинение ущерба оппоненту. Это могут быть сплетни, слухи. Следующей формой агрессивного поведения подростков может рассматриваться раздражение. Данный вариант агрессивного поведения проявляется в вспыльчивости, грубости и резкости поведения подростка с другими людьми.
Негативизм подростков также рассматривается как вариант агрессивного поведения, так как он проявляется в намеренно оппозиционной манере поведения, в сопротивлении требованиям и просьбам других людей. Обида рассматривается как одно из проявлений агрессивного поведения, которое выражается в злости и антипатии по отношению к другим людям. Таким образом, можно говорить о многообразии форм проявления агрессии в подростковом возрасте, обусловленных как ситуационными влияниями, так и индивидуально-психологическими особенностями подростков.
Для подросткового возраста также характерным является выраженная смена агрессивных форм поведения. Выделяются специфические варианты проявления агрессивного поведения на разных этапах подросткового возраста. В младшем подростковом возрасте, по мнению Л.М. Семенюк, агрессивное поведение выражается преимущественно в физической агрессии. В среднем подростковом возрасте на передний план выступает негативизм, вербальная агрессия, тогда как в старшем подростковом возрасте преобладающей является вербальная агрессия, тогда как проявления косвенной и физической агрессии отступают на второй план [5].
Самооценка является центральной частью новообразования личности. Она оказывает влияние на социальную адаптацию подростка, на ее поведение и деятельность. Конечно, не стоит думать, что самооценка есть нечто данное личности, она формируется в ходе деятельности и межличностных отношений. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образование отношений человека к миру. И в связи с этим самооценки принадлежит особое место в структуре отношений личности.
Как уже говорилось выше, самооценка становится более адекватной в подростковом возрасте, но при этом нет полового различия адекватного самооценивания. Однако, у девочек адекватное оценивание других выше, чем у юношей, возможно, это можно объяснить большим интересом девушек к другим людям. Но вот перенос знаний об окружающих на свое Я, выше все - таки у подростков - юношей.
Самооценка тесно связанна и с уровнем притязания личности. Уровнем притязания называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности достижения поставленной цели, которые человек желает достичь [19]. У. Джеймс в свое время предложил формулу, в которой самоуважение напрямую зависит от уровня притязаний личности. Данная формула показывает, что стремление к повышению самооценки индивида может достигаться двумя способами: человек либо повышает уровень притязаний, чтобы почувствовать максимальное удовлетворение в случаи достижения цели, либо снижает уровень притязания, боясь и избегая неудачи. Если желаемая цель достигнута, то как следствие и уровень притязания повышается, человек готов решать все более сложные задачи, если же человек с низким уровнем притязаний потерпел неудачу, то и уровень притязаний снижается во избежание дальнейших неудач [6].
Проявление агрессивности в подростковом возрасте может быть связано с особенностями самооценки. Имеются данные о том, что существует прямая связь самооценки и уровня агрессивности, причем характер этой связи – преимущественно прямая. Наиболее явно такого рода соотношение характерно для агрессии подростков, носящей инструментальный характер. Так, подростки с низким уровнем самооценки чаще проявляют агрессию в тех случаях, когда агрессия не является самоцель, а является средством достижения определенных целей. Также имеются данные о том, что существует взаимосвязь уровня физической агрессивности и показателей самооценки подростков. Так, чем ниже уровень самооценки, то тем выше уровень склонности к проявлению физической агрессии [19]. Помимо этого, имеются также данные о том, что существует взаимосвязь парциальных видов самооценки и отдельных вариантов агрессивного поведения. Так, самооценка лидерских способностей и самооценка своего физического «Я» связана с негативизмом: подростки с высоким уровнем сформированности лидерских качеств вероятнее всего будут характерны к проявлению негативизма [17].
Таким образом, анализ научных данных по проблеме исследования позволяет говорить о наличии достаточно сложных соотношений агрессивности, самооценки и притязаний личности у подростков. Отсутствует однозначность в рассмотрении данных соотношений.
Выводы по главе 11. Проблема агрессивности относится к категории сложных психологических проблем. В настоящее время существует множество различных подходов, которые с различных аспектов рассматривают феномен агрессивности. Агрессивность рассматривается как свойство личности, как состояние, как установка, а также как направленность поведения человека. Агрессивность связано со структурой мотивационной сферы, а также с ценностями личности.
2. В современной психологии самооценка преимущественно рассматривается как представление человека о важности собственной личности и деятельности среди других людей. Самооценка предполагает оценивание себя и собственных особенностей, чувств и качеств, сильных и слабых сторон, а также выражение их. Самооценка является динамическим образованием и имеет ряд функций: мотивационную, реглуятивную, ориентационную, сигнализирующую, рефлексивную, оценочную, контрольную, стимулирующую, защитную, а также блокирующую. Определяющее значение в формировании самооценки имеют оценки человека другими людьми, а также его достижения.
3. Подростковый возраст находится на стадии между детством и взрослостью, подросток еще недостаточно зрелый и несамостоятельный человек, он только делает «первые шаги» в этом направлении. Личность такая еще не развита, но с другой стороны, развита на столько, что уже сама определяет свое социальное окружение, сама прослеживает правильность своих поступков, осваивает нормы и мораль данного окружения.
Самооценка является одной из важнейших составляющих самосознания, благодаря ей подросток оценивает себя, свои поступки. При этом самооценка имеет некоторые изменения: она может быть правильной или неадекватной, относительно высокой или низкой, устойчивой или же нет. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка.
Агрессивность подростов имеет достаточно четкое поле проявления. Это может быть вербальная агрессия, где негативные тенденции выражаются посредством грубой речи, оскорблений, насмешек, проклятий. Характеризуя вербальную агрессию у подростков, необходимо отметить то обстоятельство, что она имеет достаточно сложную структуру, которая включает в себя враждебность, отвержение, а также повышенный уровень негативизма и критичности по отношению к другим людям.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ С ЕЕ САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ2.1. Организация и методы исследованияНа основании изучения теоретической части для исследованиявзаимосвязи агрессивности с самооценкой и уровнем притязаний было организовано эмпирическое исследование.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь агрессивности личности подростка с самооценкой и уровнем притязаний.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. Отбор и обоснование психодиагностических средств исследования.
2. Формирование группы исследования.
3. Осуществление процедуры психодиагностического исследования особенностей самооценки и агрессивности.
4. Анализ результатов психодиагностического исследования.
Для исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн
2. Опросник агрессивности личности Басса-Дарки.
Осуществим описание данных психодиагностических методик.
1. Методика Дембо-Рубинштейн для исследования самооценки (модификация А. М. Прихожан). Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высоты каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить (-) уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и (х) уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. В данном исследовании нас интересовал актуальный показатель самооценки у младших школьников.
В методике функционируют следующие шкалы: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.
2. Опросник агрессивности личности Басса-Дарки. Данная методика направлена на определение и дифференциацию проявлений враждебности и агрессии. В рамках методики функционируют восемь основных шкал: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, а также чувство вины.Данная методика включает в себя 75 вопросов, предусматривающих ответы «да» или «нет».
Обратимся к характеристике выборки исследования. Базой исследования является средняя образовательная школа.
Всего в исследовании приняло участие 30 респондентов – учащиеся 8-9 классов в возрасте от 14 до 15 лет (средний возраст – 14,3 года). В исследовании приняло участие 15 подростков мужского пола и 15 – женского.
Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием средств математической статистики. Для исследования особенностей самооценки и агрессивности нами использованы средства описательной статистики, а также критерий ранговой корреляции Спирмена. Данный статистический метод предназначается для оценки количественной связи между явлениями, имеющими количественную представленность. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим статистическим методом, применимым на численных данных, не соответствующему нормальному распределению. Результаты статистического анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволяют оценить степень тесноты связи между двумя численно выраженными показателями. Метод является достаточно простым в использовании, применимым к широкому диапазону данных и позволяющим выявить достаточные связи между показателями.
Статистический анализ осуществлялся в специализированном программном пакете StatSoft Statistica 10.0.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследованияОбратимся к описанию результатов диагностики особенностей агрессивности в выборке исследования. Результаты диагностики по базовым шкалам представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты диагностики агрессивности в выборке исследования (базовые шкалы)
Физическая агрессия (ФА) Косвенная агрессия (КА) Раздражение (Р) Негативизм (Н) Обида (О) Подозрительность (П) Вербальная агрессия (ВА) Чувство вины (ЧВ)
Среднее 4,77 3,73 5,70 2,47 2,40 3,63 7,80 3,43
Ст.отклон. 2,34 2,10 1,97 1,31 1,16 1,61 2,81 1,81
В рамках диагностики особенностей агрессивности в выборке исследования нами определено, что большинство респондентов имеют преимущественно средний и низкий уровень выраженности отдельных показателей агрессивности и агрессии. В частности, нами определено, что уровень физической агрессии выражен на средне-низком уровне, уровень косвенной агрессии преимущественно имеет низкий уровень (3,73). Уровень раздражения в целом по выборке исследования соотносим со средними значения (5,70). Можно говорить о том, что негативизм и обида – не характерные для участников исследования характеристика. Вместе с тем, диагностируется явная выраженность ориентации на использование средств вербальной агрессии, среднее значение в целом по выборке – 7,80, что может быть отнесено к средне-высокому уровню. Профиль значений по базовым шкалам методики Басса-Дарки представлен на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Профиль выраженности отдельных аспектов агрессивности
Обратимся к описанию интегральных показателей враждебности и агрессивности. Результаты представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Результаты диагностики агрессивности в выборке исследования (интегральные шкалы)
Индекс враждебности (ИВ) Индекс агрессивности (ИА)
абс.ч. в % абс.ч. в %
Низкий 4 13% 15 50%
Средний 26 87% 14 47%
Высокий 0 0% 1 3%
В рамках расчета интегрального показателя индекса враждебности и индекса агрессивности нами выявлено, что большинство респондентов (87%) имеют средний (адаптивный) уровень индекса враждебности. Применительно показателя индекса агрессивности определено, что большинство участников имеют низкий уровень индекса агрессивности (50%). Средний уровень индекса агрессивности диагностируется у 47% участников исследования. Высокий уровень индекса агрессивности характерен для 1 участника исследования (3%).
Соотношения уровней выраженности показателей индекса агрессивности и индекса враждебности представлено на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Соотношение уровней выраженности интегральных показателей агрессивности и враждебности в выборке исследования
Обратимся к описанию исследования особенностей самооценки подростков – участников исследования.
Таблица 2.3
Результаты диагностики методикой исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (самооценка)
В рамках исследования особенностей самооценки участников исследования выявлено, что большинство школьников – участников исследования имеют адекватную среднюю и адекватную высокую самооценку собственных характеристик и особенностей. В частности, 12 респондентов (40%) имеют высокий уровень оценки собственных умственных способностей, средний уровень – 27% респондентов. Неадекватно заниженную самооценку ума имеют 17% участников, тогда как неадекватно завышенную – 17% респондентов. Относительно самооценки характера определено, что высокий уровень оценки собственного характера имеют 37% участников, средний -43%. Завышенная самооценка своего характера характерна для 10% участников. Относительно самооценки собственных способностей нами определено, что 53% участников исследования имеют высокий уровень оценки собственных способностей, завышенная самооценка собственных способностей характерна для 20% участников исследования, средний уровень самооценки способностей диагностируется у 7 респондентов (23%). Самооценка авторитетности у подростков – участников исследования на среднем и высоком адекватном уровне диагностируется у 76% респондентов. Завышенный уровень самооценки собственного авторитета характерен для 17% участников. Способности самостоятельно делать что-либо, мастерить, на высоком уровне самооцениваются 23% участников, на среднем – у 33% респондентов. Завышенный уровень самооценки собственных ручных способностей характерен для 23% участников. Самооценка внешности на среднем уровне диагностируется у 37% участников, на высоком адекватном – у 27% участников. Завышенный уровень самооценки внешности диагностируется у 33% участников исследования. Уверенность как значимая характеристика собственного поведения и деятельности на среднем уровне оценивается 47% участников исследования, высокий уровень собственной уверенности отмечают 37% участников исследования, тогда как очень высокий уровень диагностируется 13% участников исследования.
В целом, мы можем говорить о том, что большинство подростков имеют адекватный уровень самооценки различных аспектов своей личности, своего поведения и деятельности.
Обратимся к описанию результатов диагностики уровня притязаний по аналогичным аспектам проявлений личности. Результаты представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Результаты диагностики методикой исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (уровень притязаний)
Определено, что по большинству характеристик диагностируется адекватно средний и адекватно высокий уровень притязаний, вместе с тем, завышенный уровень притязаний относительно собственных умственных способностей демонстрируют 30% участников исследования, относительно уровня притязаний применительно собственного характера завышенный уровень имеют 33% участников. По показателям уровня притязаний в области способности завышенный уровень имеют 30% респондентов. Относительно показателя авторитета – 23%. Чрезмерно высокий уровень притязаний относительно внешности диагностируется у 37% участников исследования, тогда как по показателю уверенности – у 30%. Мы можем говорить о том, что по уровню притязаний большинство респондентов имеют преимущественно адекватный уровень. Вместе с тем, есть респонденты, которые характеризуются завышенным уровнем притязаний относительно отдельных аспектов собственных поведенческих проявлений.
Соотношение профилей уровня притязаний и самооценки подростков представлено на рисунке 2.3.
Рис. 2.3. Профиль самооценки в целом по выборке исследования
Также нами осуществлена оценка степени расхождения уровня самооценки и уровня притязаний. Результаты оценки представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Расхождение показателей самооценки и уровня притязаний
Ум Характер Способности Авторитет Умелые руки Внешность Уверенность
Среднее 21,8 20,9 16,0 19,1 16,6 19,3 20,2
Ст. отклон. 17,1 17,4 16,4 15,8 16,6 15,9 14,3
Как видно из представленной выше таблицы, средний бал расхождения не превышает уровня нормативных значений, что также позволяет говорить о преимущественно адекватной самооценке у большинства участников исследования.
Осуществлена процедура корреляционного анализа показателей агрессивности личности, самооценки и уровня притязаний подростков. Достоверные корреляции представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Результаты корреляционного анализа (представлены достоверные корреляции)
Коррелирующие показатели r
Самооценка ума Обида -0,39
Самооценка характера Индекс враждебности (ИВ) 0,37
Самооценка уверенности Вербальная агрессия (ВА) 0,36
Уровень притязаний относительно умственных способностей Косвенная агрессия (КА) 0,37
Уровень притязаний относительно способностей Индекс агрессивности (ИА) 0,37
Уровень притязаний авторитет Подозрительность (П) 0,42
Уровень притязаний относительно показателя "Умелые руки" Косвенная агрессия (КА) 0,44
Уровень притязаний в области уверенности Чувство вины (ЧВ) 0,37
Таким образом, на основании корреляционного анализа мы можем заключить, что между показателями самооценки и уровнем притязаний с одной стороны и показателями агрессивности у подростков существуют достоверные корреляции, в частности:
1. Существует корреляция показателя самооценки ума и обиды (r=-0,39). То есть чем более выраженной является самооценка собственных умственных способностей, то тем менее вероятной является формирование и проявление обиды у подростка.
2. Выявлена достоверная корреляция самооценки характера и индекса враждебности (r=0,37). Мы можем говорить о том, что чем более высокий уровень самооценки собственно характера имеет подросток, то тем вероятнее формирование более высокого уровня враждебности.
3. Имеет место связь самооценки уверенности и вербальной агрессии (r=0,37). Можно заключить, что чем более уверенным считает себя подросток, то тем вероятнее будет проявление у него вербальной агрессии.
4. Диагностируется связь притязаний относительно умственных способностей и косвенной агрессии. (r=0,37). Мы можем говорить о том, что чем более притязательным в области интеллекта и умственных способностей подросток, то тем вероятнее проявление косвенной агрессии.
5. Выявлены корреляции уровня притязаний относительно способностей и индекса агрессивности (r=0,37). Можно заключить, что чем более притязательным в области способностей подросток, то тем вероятнее формирование у него выраженных агрессивных тенденций.
5. Диагностируется связь уровня притязаний в области авторитета и подозрительности (r=0,42). Мы можем предположить, что чем более авторитетным в среде сверстников желает быть подросток, то тем вероятнее будет проявляться тенденция к подозрительности.
6. Выявлена корреляция уровня притязаний по показателю «Умелые руки» и косвенной агрессии (r=0,44). Мы можем говорить о том, что чем более притязателен подросток относительно собственных способностей что-либо делать самостоятельно, то тем вероятнее проявление косвенной агрессии.
7. Диагностируется корреляция уровня притязаний в области уверенности и чувства вины (r=0,37). Можно предположить, что чем больше уверенности желает подросток, то тем вероятнее у него будет проявляться чувство вины.
Учитывая наличие достоверных корреляций показателей уровня притязаний и особенностей агрессии мы можем принять основную гипотезу исследования, то есть существует взаимосвязь агрессивности личности подростка с самооценкой и уровнем притязаний.
Выводы по главе 21. Определено, что наибольшую выраженность в выборке исследования имеет вербальная агрессия и раздражение. Как аспекты агрессивного поведения. Наименьшую выраженность имеют негативизм и обиды. Физическая агрессия может рассматриваться как ведущая в ряду вариантов агрессивного поведения, но она имеет умеренный уровень. Определено, что большинство участников исследования характеризуются умеренным уровнем враждебности, а также сравнительно низким уровнем агрессивности личности.
2. В рамках исследования особенностей самооценки участников исследования выявлено, что большинство школьников – участников исследования имеют адекватную среднюю и адекватную высокую самооценку собственных характеристик и особенностей. Определено, что по большинству характеристик диагностируется адекватно средний и адекватно высокий уровень притязаний, вместе с тем, завышенный уровень притязаний. Наиболее высокие значения притязаний диагностируются применительно ума, способностей, характера и внешности.
3. В ходе корреляционного анализа были выявлены статистически значимые корреляции самооценки, притязаний и агрессивности у подростков, что позволяет принять гипотезу исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках анализа научных источников было установлено, что в современной психологии самооценка преимущественно рассматривается как представление человека о важности собственной личности и деятельности среги других людей. Самооценка предполагает оценивание себя и собственных особенностей, чувств и качеств, сильных и слабых сторон, а также выражение их. Самооценка является динамическим образованием и имеет ряд функций: мотивационную, регулятивную, ориентационную, сигнализирующую, рефлексивную, оценочную, контрольную, стимулирующую, защитную, а также блокирующую. Определяющее значение в формировании самооценки имеют оценки человека другими людьми, а также его достижения.
Проблема агрессивности относится к категории сложных психологических проблем. В настоящее время существует множество различных подходов, которые с различных аспектов рассматривают феномен агрессивности. Агрессивность рассматривается как свойство личности, как состояние, как установка, а также как направленность поведения человека. Агрессивность связано со структурой мотивационной сферы, а также с ценностями личности.
Для исследования взаимосвязи агрессивности личности с ее самооценкой и уровнем притязаний было организовано эмпирическое исследование. Всего в исследовании приняло участие 30 респондентов – учащиеся 8-9 классов в возрасте от 14 до 15 лет (средний возраст – 14,3 года). В исследовании приняло участие 15 подростков мужского пола и 15 – женского. Все участники исследования имеют примерно одинаковый уровень успеваемости (удовлетворительно и хорошо успевающие). В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты:
1. Было установлено, что существуют специфические особенности агрессивности у подростков. Выявлено, что в качестве характерных особенностей агрессивности подростков выступает склонность к вербальной агрессии и проявлению раздражения. Ведущим вариантом агрессивного поведения выступает физическая агрессия. Вместе с тем, можно говорить о том, что данный уровень агрессии имеет в целом умеренный уровень по выборке.
2. Определено, что для большинства участников исследования характерным является умеренным и повышенным уровнем самооценки умственных способностей, характера, способностей и авторитета. Также можно говорить о том, что большинство подростков характеризуются умеренным уровнем уверенности. Применительно показателей уровня притязаний личности было показано, что большинство подростков характеризуются умеренным уровнем притязаний. Повышенные значения диагностируются применительно притязаний относительно ума, способностей, а также внешности и уверенности.
3. В ходе корреляционного анализа было определено, что существуют корреляции показателей агрессивности, самооценки и уровня притязаний личности. Установлено, что существуют корреляции показателей самооценки и показателей враждебности, вербальной агрессивности, обиды. Также показаны корреляции притязаний личности и показателей агрессивности, косвенной агрессии, подозрительности и чувства вины.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют принять гипотезу исследования, то есть существует взаимосвязь агрессивности личности подростка с самооценкой и уровнем притязаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнаньев, Б. Г. Избранные психологические труды [Электронный ресурс] / Б.Г. Ананьев. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-trudy_t2_1980/fs,1/Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2009. 375 с.
Аскарова Д.А. Агрессивность, враждебность и механизмы психологической защиты в межличностном взаимодействии студенческой молодежи//Вестник современных исследований. 2019. № 2.11 (29). С. 8-13.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект пресс, 2012. 475 с.
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2007. 325 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 2011. 464 с.
Бриль М.С. Социальные представления об агрессии в поликультурной среде:автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / М.С. Бриль. СПб., 2012 24 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова.М. : АСТ-Астрель Хранитель, 2008. 671 с.
Горбунова М.Ю. Социальная психология. М.: Владос-пресс, 2006. 223 с.
Гурьянов Ю.Н., Дмитриев И.В., Тетерин А.А. Современные психологические теории личности. Голицыно, 2009.120 с.
Захарова, А. В. Генезис самооценки : автореф. дисс. .д-ра психол. наук [Электронный ресурс] / А. В. Захарова//http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/genezis-samoocenki.html
Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах//Журнал прикладной психологии, 2006. № 5. C. 66 – 70.
Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 288 с.
Липкина, А. И. Воспитательная роль оценки знаний учащихся / А. И. Липкина // Начальная школа. 1969. - № 7. С. 18-24.
Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка /М. И. Лисина; под ред. Рузской А. Г. М., 1997. 384 с.
Молчанова, О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб.пособие / О. Н. Молчанова. М. : Флинта; Наука, 2010. 391 с.
Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Никитин Александр Валентинович. М., 2006. 173 с.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М. : Педагогика, 1988. 136 с.
Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. 1999. №3. С.6-7.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб., 2010. 720 с.
Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Электронный ресурс] / А.Г. Спиркин. URL: https://www.libex.ru/detail/book286189.html
Чеснокова, И. И. Самосознание личности / И. И. Чеснокова.М. 2011 328 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ АТаблица А.1Результаты диагностики методикой исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
ПРИЛОЖЕНИЕ БТаблица Б.1
Результаты диагностики агрессивности с помощью методики Басса-Дарки№ Возраст Пол Физическая агрессия (ФА) Косвенная агрессия (КА) Раздражение (Р) Негативизм (Н) Обида (О) Подозрительность (П) Вербальная агрессия (ВА) Чувство вины (ЧВ) Индекс враждебности (ИВ) Индекс агрессивности (ИА)
1 14 м 5 4 5 2 3 3 5 2 6 15
2 15 м 8 1 8 4 2 6 6 4 8 22
3 15 м 8 5 8 2 1 1 3 1 2 19
4 14 м 8 4 8 4 4 6 9 2 10 25
5 14 м 2 3 4 1 2 1 7 4 3 13
6 15 м 4 2 3 4 2 4 9 2 6 16
7 14 м 5 2 5 1 1 1 7 4 2 17
8 14 м 1 4 3 2 3 4 9 4 7 13
9 15 м 4 7 8 5 2 4 4 4 6 16
10 14 м 7 3 4 2 4 5 10 3 9 21
11 15 м 8 1 6 4 4 1 12 4 5 26
12 14 м 6 6 5 3 1 6 9 4 7 20
13 15 м 2 4 8 3 1 6 10 2 7 20
14 14 м 4 5 5 2 4 5 12 5 9 21
15 14 м 5 7 8 1 1 3 4 6 4 17
16 14 ж 8 4 8 3 1 6 3 1 7 19
17 14 ж 2 3 4 3 4 2 10 6 6 16
18 14 ж 2 1 3 1 2 3 10 1 5 15
19 15 ж 6 7 7 1 2 2 9 5 4 22
20 14 ж 6 5 4 1 4 4 4 5 8 14
21 14 ж 5 7 3 3 4 3 8 2 7 16
22 14 ж 8 6 8 2 1 5 5 6 6 21
23 15 ж 1 1 7 1 2 4 6 1 6 14
24 15 ж 3 7 6 5 2 4 7 6 6 16
25 14 ж 4 2 8 4 3 3 4 2 6 16
26 14 ж 4 1 6 1 3 3 11 2 6 21
27 14 ж 3 1 3 2 2 5 9 6 7 15
28 14 ж 8 2 4 2 2 3 12 6 5 24
29 14 ж 2 3 8 1 4 4 10 1 8 20
30 15 ж 4 4 4 4 1 2 10 2 3 18
ПРИЛОЖЕНИЕ ВТаблица В.1 Результаты корреляционного анализа Физическая агрессия (ФА) Косвенная агрессия (КА) Раздражение (Р) Негативизм (Н) Обида (О) Подозрительность (П) Вербальная агрессия (ВА) Чувство вины (ЧВ) Индекс враждебности (ИВ) Индекс агрессивности (ИА)
Самооценка Ум 0,10 -0,01 0,15 -0,10 -0,39 -0,17 -0,10 0,23 -0,29 0,08
Характер 0,12 0,25 -0,06 -0,29 0,16 0,24 -0,01 -0,16 0,37 0,07
Способности 0,10 0,22 0,19 -0,05 -0,05 -0,09 -0,18 -0,02 -0,05 0,02
Авторитет 0,14 0,32 -0,03 0,07 0,10 0,29 -0,26 -0,01 0,34 -0,14
Умелые руки -0,03 0,19 -0,16 -0,03 0,13 -0,24 -0,05 -0,07 -0,08 -0,07
Внешность -0,05 -0,12 0,23 0,04 -0,18 0,32 0,05 0,02 0,07 0,14
Уверенность 0,05 -0,21 -0,02 -0,13 0,23 -0,20 0,36 0,00 -0,09 0,29
Уровень притязаний Ум -0,04 0,37 0,27 0,04 -0,13 -0,05 -0,07 0,08 -0,11 0,09
Характер -0,19 -0,01 -0,20 -0,15 -0,05 0,22 0,02 0,20 0,24 -0,19
Способности 0,00 -0,01 0,21 0,06 -0,35 0,01 -0,28 0,08 -0,12 0,37
Авторитет 0,13 0,16 0,28 0,08 0,05 0,42 0,13 0,14 0,33 0,00
Умелые руки 0,03 0,44 -0,10 0,25 0,07 0,15 0,03 0,32 0,15 0,08
Внешность -0,08 -0,35 0,28 -0,09 0,10 -0,03 0,25 -0,19 -0,03 0,24
Уверенность -0,05 0,12 0,21 -0,07 0,12 0,20 -0,14 0,37 0,18 -0,03
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!