это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3353953
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение ……………………………………………….…………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коммуникативно-ориентированного обучения …………………………………………………………….……… 5
1.1. Коммуникативность и коммуникативно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам …………………………………………… 0
1.2. Принципы коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам ……………………………………………………………………….. 0
1.3. Методы, приёмы и средства коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам …………………………………………… 0
Выводы по Главе 1 ………………………………………………………….. 0
Глава 2. Анализ УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») для 6 класса с точки зрения реализации коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в основной школе …………………….. 0
Выводы по Главе 2 ………………………………………………………….. 0
Заключение …………………………………………………………………. 0
Список используемой литературы ………………………………………… 0
Введение
Обучение иностранным языкам имеет особую значимость в современной системе образования. Международные сотрудничества и прочие контакты различных культур и народов обуславливают необходимость разработки эффективного метода обучения иностранным языкам. Изучение иностранного языка позволяет полноценно погружаться в другие культуры, повышает способность к обучению, способствует развитию памяти и многозадачности.В настоящее время все больше и больше людей стремятся овладеть хотя бы одним иностранным языком, ведь в современном мире человек, владеющий иностранным языком, считается более развитым, успешным, открытым к новому, что говорит об актуальности данной темы.Именно коммуникативный подход в обучении иностранным языкам на протяжении нескольких лет является более популярным в таких предметах как методика и педагогика.
В современной дидактике изучение коммуникативного подхода в процессе обучения иностранным языкам играет важную роль в связи с большим потенциалом применения данного подхода.В нашей стране коммуникативный подход появился и стал чаще использоваться с середины 90-ых. С того момента он претерпевал постепенные изменения. Потребность в том, чтобы научиться свободно говорить на иностранном языке, а потом и думать на нём продолжает расти, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию коммуникативных навыков.
Объект исследования: процесс развития иноязычных коммуникативных умений.
Предмет исследования: методическая организация развития иноязычных коммуникативных умений.
Цель исследования: теоретически описать и проанализировать особенности реализации коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам в основной школе.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятий «коммуникативность» и «коммуникативно-ориентированный подход»;
Рассмотреть методы, приёмы, средства и принципы реализации коммуникативного подхода при изучении иностранных языков;
Провести анализ УМК «Spotlight» (Английский в фокусе) для шестого класса общеобразовательной школы с точки зрения реализации коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам в основной школе.
Глава 1. Теоретические основы коммуникативно-ориентированного обучения
1.1. Коммуникативность и коммуникативно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам
Приобретение коммуникативных навыков является важнейшим ориентиром при изучении иностранных языков. Благодаря приобретению этих навыков учащиеся должны овладеть коммуникативной компетенцией, подразумевающей умение использовать язык как средство общения в различных ситуациях. Важнейшим компонентом в данном подходе становится именно речевая деятельность.
Последние годы наука методики обучения иностранным языкам продолжает формироваться, преимущественно опираясь на коммуникативно-ориентированное обучение, обучение, ставящее во главу коммуникативность – базисную категорию методики, модель настоящего процесса общения [1, c. 102]. Ученые сфер психологии, педагогики, методики отмечают, что благодаря личностнодеятельностному характеру метода ученики получат как результат не просто умение произносить выученные слова на иностранном языке и фразы из определенного контекста, но и умение выразить речью то, что они хотят, то, о чем они думают. Методисты также считают, что необходимо создавать на занятиях личностно значимые ситуации, которые стимулируют общение, подавать такой познавательный материал, который больше всего привлекает внимание, воздействуя на эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Рассмотрим, что значит коммуникативный подход в области обучения иностранным языкам. В новом словаре методических терминов и понятий Азимова Э.Г, Щукина А.Н. “коммуникативный подход” (англ. “communicative approach”) определяется «как подход к обучению, возникший в 70-е гг. ХХ в. в связи с выдвижением как важнейшей цели обучения – овладение языком как средством общения, или коммуникацией» [1, c. 105]. С точки зрения психологии данный подход обосновала советский педагог и учёный-психолог Зимняя И.А., давшая подходу такое название как «коммуникативно-деятельностный» («личностнодеятельностный»).
Укажем, что интерес к коммуникативной направленности в изучении иностранных языков возник во второй половине ХХ в. Ученые указывали на необходимость ухода от традиционных методов обучения в процессе овладения иностранным языком и ориентации на речевые потребности целевой аудитории, на то, что обучение общению должно происходить в условиях, приближенных к реальным ситуациям. Такие условия создаются благодаря моделированию основных закономерностей речевой коммуникации, которая присуща обществу, речь которого изучается.
Применяя коммуникативный подход нужно учесть следующие условия, которые должны быть соблюдены для развития речи на иностранном языке на учебных занятиях:
- преподаватель должен учитывать индивидуальные черты каждого ученика. У каждого из обучающихся природой заложены свои особенности, свои качества, от которых может зависеть процесс коммуникации. Коммуникативный подход при обучении иностранным языкам предусматривает учет всех характеристик каждого отдельно взятого обучающегося для создания необходимых условий общения, а именно формирование коммуникативной мотивации и целеустремленности речевой деятельности;
- в процессе обучения внимание уделяется именно речевой деятельности, то есть иностранный язык применяется как средство общения. Чтобы речь применялась как можно эффективнее, нужно как можно реалистичней моделировать дидактическую ситуацию, благодаря чему обучающиеся как собеседники будут мотивированы (побуждение к речевой деятельности)
- обучение должно быть функционально, то есть должны использоваться такие методы, которые бы позволяли наиболее эффективно усваивать и тренировать лексические единицы и грамматические структуры в речи, побуждали бы учеников к высказыванию своих мнений;
- при подборе учебного материала важно обратить внимание на его новизну, то есть необходимо постоянно обновлять и комбинировать материал так, чтобы не получалась такая схема, когда ученики заучивают фразу и переходят к продуктивному говорению.
Можно заметить, что коммуникативный подход направлен на изучение иностранного языка для реального общения, эффективный результат достигается благодаря моделированию реальных речевых ситуаций с учетом потребностей определенных групп. Итак, можно констатировать, что коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, в своей основе, ориентирован на практические потребности. В то же время он ориентирован на максимальное «погружение» ученика в речевую деятельность с отсутствием в нем родного языка.
Благодаря применению данного метода у обучающихся развиваются все необходимые языковые навыки – речь (устная и письменная), чтение, аудирование. Грамматика и лексика осваиваются в процессе применения речевых навыков. Благодаря этой методике ученики получают навыки реальной речи при усвоении различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования.
Учебный процесс в соответствии с коммуникативно-ориентированным подходом должен фокусироваться на такой учебно-познавательной деятельности, которая, в свою очередь, базируется на проблемном обучении, обучении в действии. Акцент на деятельностный аспект предполагает, что процесс обучения организуется как учебная деятельность субъекта, и объектом обучения является речевая учебная деятельность. Этот тезис подтверждает деятельностный характер речевых ситуаций, которые должны быть применены в учебном процессе. Коммуникативно-ориентированный подход предполагает направленность именно на собеседника, на удовлетворение коммуникативных потребностей учеников.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции базируется на овладении ими четырьмя видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением и письмом. Однако, основная роль отводится говорению и аудированию. В этой ситуации роль преподавателя заключается в корректировке речи учеников в соответствии с выбранной ситуацией. Он является наблюдателем и помощником, который может корректировать коммуникативные ситуации, исправлять ошибки, если они мешают пониманию содержания высказывания. Заметим, что незначительные ошибки можно проигнорировать, если не нарушается общий смысл высказывания.
Также важно уделить внимание подаче и закреплению лексического и грамматического материала на занятиях иностранного языка. Так, согласно коммуникативному подходу, грамматические и лексические материалы тесно связаны друг с другом, то есть без знания грамматических основ языка почти не получится решать коммуникативные задачи, а усвоение грамматических основ без знания лексики будет затруднительным.
1.2. Принципы коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам
Для успешной реализации коммуникативного принципа на уроках иностранного языка необходимо иметь представление о принципах коммуникативности в преподавании. Известный лингвист и учёный в области методики преподавания иностранных языков Е.И. Пассов определил следующие основные принципы реализации данного подхода:
- принцип ситуативности
- принцип речевой направленности
- принцип новизны
- принцип функциональности
- принцип индивидуализации [ссылка!]
Рассмотрим каждый из указанных принципов.
Речь в реальной жизни сама по себе - без ситуации - не существует. И для каждой происходящей ситуации присущи некие характеристики (время, условия, место и другие обстоятельства), от которых зависит развитие речевой деятельности. Ситуативность в данном контексте выступает в роли необходимого условия для развития коммуникационных навыков. Ведь погружаясь в условно языковую среду обучающиеся понимают как действовать в той или иной речевой ситуации, как реагировать на проявление речевой деятельности собеседника или предполагаемого носителя.
Речевая направленность – основополагающий фактор формирования коммуникативной компетенции. А эта цель - формирование коммуникативной компетенции - возможна лишь при наличии навыков общения. Для реализации данного принципа необходима стимуляция активности, проявляемой обучающимися. И чем больше интереса ученики будут проявлять к живому общению, тем эффективнее и быстрее этот навык автоматизируется.
Принцип новизны заключается в необходимости подбора нового, актуального материала, постоянного обновления используемых источников информации, грамотной подаче незнакомых сведений. Благодаря соблюдению этого принципа получится поддерживать интерес обучающихся к предмету. Учитывая этот принцип, преподавателю необходимо вносить разнообразие в занятия; что-то новое нужно вносить таким образом, чтобы заинтересовать самих учеников.
Принцип функциональности предполагает рассмотрение следующего вопроса: как языковые единицы функционируют в изучаемом языке. Важность этого принципа заключается в четком разграничении/сопоставлении различий в общении на родном языке и на изучаемом. Важным пунктом этого принципа является отбор материала. То есть в зависимости от возрастных и психологических особенностей необходимо осуществить подбор материала. Так, в 6-ом классе детям должны предлагаться темы, которые были бы достаточно простыми для понимания. Так как у обучающихся в этом возрасте только начинают формироваться коммуникативные навыки, то подбор тем не должен быть сильно отдаленным от привычных тем, на которые дети общаются в бытовой жизни на родном языке.
Принцип индивидуализации предполагает, что будут учтены все природные качества и особенности обучающегося, благодаря чему можно подобрать наиболее эффективную стратегию обучения. Речь обучающегося несет индивидуальный характер, ведь он выражает свои мысли и чувства в речи. Важность реализации данного принципа заключается в том, чтобы у каждого ученика появилась мотивация. Выдающийся специалист и ученый в области методики преподавания Г.В. Рогова выделила особую значимость принципа индивидуализации: «Обучение иностранному языку, пожалуй, в большей степени, чем обучение любого другого предмета, требует индивидуального подхода» [6, c. 46].
Так, у каждого обучающегося формируется коммуникативный взгляд на то, как должно происходить взаимодействие между преподавателем и учеником на уроках иностранного языка.
Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся – основная цель обучения иностранному языку, достигаемая благодаря грамотно организованным занятиям, то есть учету принципов коммуникативности, а также подбору материала и качественному моделированию речевых ситуаций.
Задача преподавателя, выбравшего данный подход при обучении иностранным языкам, заключается в том, чтобы организовать занятия так, чтобы в центре внимания была именно речевая деятельность. После того, как уже на практике были применены коммуникативные навыки, ученикам предстоит разобрать материал урока с точки зрения структуры, правил, конструкций лексики, грамматики и фонетики.
1.3. Методы, приёмы и средства коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам
Для развития и формирования каждого из четырёх основных навыков выделяются ряд особых требований и рекомендаций.
Так, для развития навыков слухового восприятия рекомендуется применять следующие виды упражнений: предтекстовый (сначала ученикам дается характеристика записанного текста), текстовый (вопросно-ответные упражнения, рекогносцировочные упражнения, упражнения на установление соответствия, упражнения на выполенние инструкций, упражнения на проставление пауз, упражнения на интерпретацию на слух воспринимаемого, упражнения на завершение речевых высказываний и заполнение пропусков), послетекстовый (ученикам предлагается проанализировать прослушанный текст и по нему что-либо придумать: придумать название, вопросы, выразить свое мнение, описать что-либо, придумать возможное продолжение истории). Видеоаудирование также является хорошим средством развития навыков слухового восприятия [6, c. 336].
Так, для развития навыка чтения рекомендуется применять следующие виды упражнений: до чтения (предположить, догадаться, предварительно составить план/содержание, в процессе чтения (составление значения, вопросо-ответные упражнения, узнавание единиц, конспектирование и т.д.) и после чтения (выразить свое мнение, аргументировать позицию, переделать текст, создать свой текст по аналогии) [6, c. 339].
При формировании у учеников навыка говорения стоит обратить внимание на отношение к ошибкам во время речи. Особенность коммуникативного подхода заключается в том, что преподаватель не должен прерывать речь при любой услышанной ошибке говорящего. Так как речь спонтанна, то ошибки при говорении допускаются, это считается естественным явлением, и никакого отрицательного воздействия на усвоение иностранного языка не несёт [6, c. 341].
Для того, чтобы обучающиеся научились вести диалог, необходимо применять различные упражнения на его тренировку. Так, можно предложить ученикам упражнения на составление диалог из уже готовых реплик, или составление диалога по аналогии, а также полностью самостоятельное создание диалога на определенную тему или в определенном контексте. Важно организовать ролевую игру, возможно придумать сценарий, благодаря чему ученики будут вовлечены во взаимодействие друг с другом. Также за счёт организации такой реальной ситуации ученик будет тренировать самовыражение. Монологи же отрабатываются в уже упомянутой системе обучения диалогам.
При обучении письменной речи обучающимся рекомендуется предложить такие задания, как составление предложений, небольших описаний или сообщений, дополнение текстов, составление целых текстов по подготовленной схеме. Также можно давать упражнения на составление каких-либо инструкций, реклам, рецептов, стихов и даже собственного журнала.
Использование коммуникативных игр занимает особое место в коммуникативно-ориентированном подходе к изучению иностранным языкам в основной школе [4, c. 217]. Так как обучение происходит через действие, то устное общение становится более естественным и понятным, а на это и ориентирован коммуникативный подход. Предлагаемые ситуации из жизни имеют социальный контекст, что максимально приближает обучение к реальной жизни. А благодаря игровой форме подачи материала, обучающимся, во-первых, легче усваивать новый материал, во-вторых, у них появляется желание взаимодействовать с собеседниками, которые продуцируют иностранную речь, и, в-третьих, повышается мотивация к развитию речевой деятельности, ведь чем больше интереса к обмену информацией у коммуникантов, тем более эффективны будут занятия по иностранному языку.
Формирование коммуникативной компетенции происходит согласно основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. Наиболее значимой задачей в данном подходе выступает практическая, так как ученик буквально учится на практике. На уроках иностранного языка, у учеников основной школы формируются базовые навыки владения иностранным языком. Это тот промежуток учебного времени, когда у детей активно развиваются самостоятельность, самовыражение, логическое понимание связей между тем, что они делают и для чего они это делают [4, c. 198].
Помимо того, что учениками усваиваются грамматические структуры, лексические нормы и фонетические правила языка, происходит также приобщение к культуре страны изучаемого языка за счет внедрения материала, содержащего информацию о свойствах, нормах, особенностях иноязычной культуры.
Не раскрыты психологические основы коммуникативности, а коммуникативно-ориентированное обучение сведено к упражнениям на отработку отдельных рецептивных или продуктивных речевых умений.
Выводы по Главе 1
Таким образом, на современном этапе коммуникативно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам является одним из самых эффективных, поскольку базируется на конкретных учебных стратегиях, которые направлены на развитие коммуникативной, социолингвистической, социокультурной компетентности учеников. С его помощью учебный процесс максимально приближается к реальной языковой ситуации, побуждая учеников к иноязычной коммуникации. Коммуникативность выступает в роли основополагающей характеристики изучаемого подхода и является главным методом обучения общению благодаря максимальной приближенности к практическому общению в жизни.
Данный подход удовлетворяет все требования современного образования, так как достигаются основные его цели: практическая, развивающая и воспитательная.
Личностно-деятельностный подход предполагает соблюдение основных принципов реализации коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам: принцип ситуативности, принцип речевой направленности, принцип новизны, принцип функциональности, принцип индивидуализации.
Чтобы речевая деятельность учеников мотивировалась, преподавателю необходимо создать такие условия, при которых у участников общения - обучающихся - будут коммуникативные потребности.
Список литературы
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника (опыт системно-структурного описания) / И. Л. Бим. – Москва: Русский язык, 1977 . – 288 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 277 - 287 .
Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс Е. Английский язык. 6 класс.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. – 336 с.
Зимняя, И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева; под ред. И. А. Зимней; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. – Москва: Аспект Пресс, 2020. – 400 с.
Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П.К.Кабинская, А.Ф. Будькова, С.И. Петрова. – 9 изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2004 . – 522 с.
Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
Рогова Г. В. Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счет улучшения психологического климата на уроке / Г. В. Рогова / / Иностранные языки в школе. — 1977. — № 5.
Современные методы обучения иностранным языкам: учебное пособие / Е. И. Воробьева, Ю. А. Макковеева, Н. Л. Ушакова, О. А. Щукина. — Архангельск: САФУ, 2019. — 112 с. — ISBN 978-5-261-01378-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161873 Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. 2003 -
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Филоматис, 2006. — 480 с.
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-kommunikativnogo-podhoda-v-obrazovanii/viewer
https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-realizatsii-kommunikativnogo-podhoda-v-obrazovanii/viewer
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!