это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3360559
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. В современной жизни стресс играет важную роль. Он влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, отношения с другими людьми и семьей. Стресс - это чрезмерно интенсивное и длительное состояние психологического стресса, возникающее у человека, когда его нервная система испытывает эмоциональную перегрузку. Стресс является неотъемлемой частью нашего времени, он затрагивает все живое, и избежать его последствий невозможно.
Проблема стресса стала острой в XXI веке. Это связано с тем, что в современном мире часто возникают ситуации, когда человек, столкнувшись с некоторой сложностью, не может в полной мере реализовать накопленную энергию (в результате стресс возникает в физиологических механизмах). Например, если сотрудник не может ответить на несправедливый запрос начальника, проявляется боль (многие люди создают себе большие проблемы, говоря, что им легче оставаться виноватыми, чем злыми, и работать с этим начальником).
В контексте модернизации школьного образования наметились новые тенденции. Эти тенденции раскрывают особую значимость личности учителя как активного субъекта педагогического процесса. Необходимым условием успеха педагогической деятельности является принятие ребенка. Толерантный учитель может добиться больших результатов благодаря разработке собственной специальной стратегии поведения ребенка. В современных школах роль личности учителя значительно возросла. Проблемы, с которыми сталкиваются современные школы, - это осложнения межнациональных отношений, расслоение населения на богатых и бедных, нетерпимость к людям других вероисповеданий и т.д.
Жизнь в условиях постоянного городского и школьного давления усложняет профессиональную работу учителей. Изменения в работе и семье, особенно непредвиденные изменения, могут привести к тому, что человек потеряет равновесие, что приведет к несоответствию его состояния окружающей среде.
В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из самых популярных тем в психологической науке и практике. Увеличение интенсивности и напряженности современной жизни проявляется на психологическом уровне, возрастает частота негативных эмоциональных переживаний и реакций, что приводит к формированию явных и длительных стрессовых состояний. Это, в свою очередь, приводит к повышенному риску развития определенных заболеваний стрессовой этиологии – стрессовых заболеваний.
Объект работы – стресс в профессиональной деятельности.
Предмет – стресс в деятельности учителя и пути совладания с ним.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе стресс в деятельности учителя и, какие существуют пути совладания с ним в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить понятие стресса и его влияние на психическое здоровье преподавателя;
1.2 Методы повышения стрессоустойчивости;
3. Дать общую характеристику исследования;
4. Провести аналитическую работу.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Анапреенко Я. Г. «Психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в педагогических коллективах», Бедрицкий С.А. «Современные неинвазивные методы диагностики ишемической болезни сердца и роль стресс-эхокардиографии в оценке патологии сердца», Бондар К.Ю. «Аторвастатин и оксидативный стресс при ишемической болезни сердца с дислипидемией», Васильева Т. «Эмоции и здоровье сердца» и т.д.
Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты стресса в профессиональной деятельности учителей. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ1.1 Понятие стресса и его влияние на психическое здоровье преподавателяСуществует множество определений понятия «стресс». В общем, это физиологическая реакция организма, которая проявляется в состоянии напряжения. Под влиянием экстремальных воздействий человек испытывает стресс. Понятие «стресс» прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, употребляется это слово только в негативном смысле.
Ханс Селье, автор теории стресса считает, что стресс - это неспецифическая реакция организма на любую потребность, то есть это универсальная реакция мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия (болезни, выпускные экзамены и т.д.). Стрессовые требования и изменения открывают для человека две возможности [5, с. 162-187]:
а) адаптироваться к новым условиям жизни;
б) потенциально опасным для человека может быть сочетание стресса или стрессоров в течение слишком длительного времени, что затрудняет или делает невозможной адаптацию к требованиям ситуации.
Список источников стресса разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсичные вещества и т.д. до сложных психологических и социальных факторов: риски, опасности, нехватка времени, новизна и неожиданность ситуаций, которые повышают важность деятельности.
Описывая процесс стресса, Селье выделил три этапа:
1. Реакция тревоги возникает сразу после воздействия любого стрессора и указывает на резкое снижение напряжения и физического сопротивления. Симпатическая нервная система возбуждается; гипоталамус посылает химические сигналы в гипофиз, заставляя его увеличивать высвобождение кортикостероидов надпочечников (АКТГ), которые, в свою очередь, попадают в надпочечники и кровь и приводят к секреции кортикостероидов. Ученые-гормоналисты измеряют реакцию на стресс путем увеличения содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;
2. Стадия сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовых ситуаций. Под психологическим давлением симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству. Каждый проходит через эти две стадии много раз. Когда сопротивление оказывается успешным, тело возвращается в свое нормальное состояние.
3. Стадия истощения, соответствующая непрерывному сокращению ресурсов организма. Это произойдет, если источник давления будет продолжать действовать в течение достаточного периода времени.
Основным источником стресса может быть неудовлетворенность делами на работе, попытки удовлетворить потребности семьи, финансовые проблемы, постоянная нехватка времени (недостаточно свободного времени для семьи и друзей) и т.д.Когда человек чувствует, что все выходит из-под контроля, накапливаются стрессоры, и человек больше не в состоянии справиться с ситуацией, тогда это состояние называется дистрессом. Человек становится сварливым и испытывает напряжение в повседневной жизни. Неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму неврастении, а иногда даже приводит к психическим заболеваниям (хроническая усталость, депрессия, общее чувство раздражительности) или психосоматическим заболеваниям (учащенное сердцебиение, язва желудка, мышечное напряжение, проблемы с холестерином, высокое кровяное давление) [12, с. 142-164].
Время выдвигает не только более высокие требования к личностным качествам учителей, но и выдвигает более высокие требования к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и психически развитый учитель получает удовольствие от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, креативности и стремится к самосовершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в профессиональной деятельности наблюдается состояние эмоционального напряжения, которое проявляется в снижении устойчивости психологических функций и снижении работоспособности.
Эмоциональный стресс особенно сильно влияет на деятельность молодых учителей. Постоянное воздействие стрессовых факторов профессиональной деятельности приводит к ухудшению результатов их деятельности, снижению работоспособности, возникновению необычных ошибок, снижению показателей психологических процессов (памяти, мышления, внимания). В стрессовых педагогических ситуациях многие учителя чувствуют себя разбитыми, подавленными и испытывают желание лечь и заснуть. В некоторых случаях эмоциональное напряжение учителя достигает критического момента, и результатом становится потеря самообладания и самообладания [3, с. 44-67].
Эмоциональный взрыв не исчезнет без следа здоровья, отравленного токсинами стресса организма. Профессиональная ответственность заставляет учителей принимать обоснованные решения и преодолевать вспышки гнева, раздражительности и отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходят бурные эмоциональные процессы, не приводит к ассимиляции, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая различные психосоматические заболевания.
Кроме того, часто усиление неблагоприятных эмоциональных состояний приводит к закреплению негативных личностных качеств учителей (раздражительность, тревожность, пессимизм и т.д.). Это негативно сказывается на эффективности деятельности учителей и их взаимоотношениях с детьми и коллегами. В результате процесс адаптации некоторых молодых учителей к работе затягивается и приводит к общему недовольству их профессией. Примечательно, что многие из них не знают, как предотвратить и снять эмоциональное напряжение, и это свидетельствует о том, что их психологическая подготовка к деятельности в стрессовых условиях не идеальна.
В связи с этим эмоциональная устойчивость к различным стрессовым факторам профессиональной деятельности рассматривается как значимое профессиональное качество личности будущих учителей. Следы стрессовых переживаний учителей выражаются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов работы и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия учителя относится к типу занятий «от человека к человеку», что связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами, учителя имеют самый высокий риск невротических расстройств, серьезных форм неврозов и физических проблем.
Исследования показали, что большинство учителей эмоционально нестабильны, невротичны, подвержены стрессу и болезненной критике. Негативное эмоциональное состояние, возникающее в процессе профессиональной деятельности, зависит от возраста и опыта работы, а негативное эмоциональное состояние усугубляется наличием субъективных черт личности: высокого нейротизма и низкой самооценки. Учителя с более чем 15-20-летним педагогическим стажем характеризуются педагогическим кризисом и истощением. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозом [10, с. 23-64].
Психологический дискомфорт учителя очень важен для его здоровья - физического, психологического, профессионального. Психологический дискомфорт связан с причинами, которые существуют объективно и субъективно:
1. Физическое и психологическое давление работы, постоянная оценка разных людей;
2. Высокое чувство ответственности;
3. Тенденции в позитивном отношении родителей и учащихся;
4. Авторитарный, репрессивный стиль управления образовательными кадрами.
Субъективной причиной является неудовлетворенность потребностями учителя: потребность в уважении, признании результатов деятельности, психологической поддержке. Анализ психологических компонентов профессионального здоровья позволяет выявить такие негативные явления, как педагогическая агрессия (экспрессивное, импульсивное, враждебное и инструментальное сексуальное насилие).
Негативное эмоциональное состояние: когда учитель общается с ребенком, может появиться стресс, страх, тревога и агрессия, которые особенно вредны. Накопленные негативные эмоции приводят к словесным атакам. Специфическое речевое поведение учителя часто называют репрессивным. К. В. Судаков выделил следующие характеристики репрессивного поведения [2, с. 32-41]:
1. Авторитарный тон;
2. Жалобы на издевательства;
3. Угрозы, запугивание.
Профессиональное здоровье педагогов определяется как способность организма поддерживать и активировать механизмы компенсации, защиты, регуляции, обеспечивающие работоспособность, результативность и развитие личности педагога во всех условиях профессиональной деятельности. Все вышесказанное показывает, что учителя, как профессиональная группа с низкими показателями психического и физического здоровья, нуждаются в психологической помощи и поддержке.
1.2 Методы повышения стрессоустойчивостиФакторами, снижающими экологический стресс и его негативное влияние на организм, являются: предсказуемость внешних событий, способность заранее готовиться к ним и способность контролировать события, что значительно снижает влияние неблагоприятных факторов. Качество воли играет важную роль в преодолении негативного влияния неблагоприятных условий на деятельность человека. Проявление качества воли (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и воли от переживания неблагоприятного состояния к регулированию деятельности (перед ее продолжением отдавать внутренние команды для инициирования деятельности для поддержания качества деятельности). В то же время типичные характеристики нервной системы и личности играют важную роль в регуляции психического состояния в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды. По сравнению с людьми с более слабой силой нервной системы, люди с более высокой силой нервной системы характеризуются большей стабильностью и лучшей устойчивостью к стрессовым ситуациям. Таким образом, были найдены доказательства того, что жизнерадостные люди более стабильны и способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях [11, с. 98-112].
Эффект самооценки проявляется у людей с низкой самооценкой, которые демонстрируют более высокий уровень страха или тревоги в угрожающих ситуациях. Они чаще всего думают, что их способностей недостаточно, чтобы справиться с определенной ситуацией, поэтому их действия не столь позитивны. Они склонны подчиняться ситуации и стараются как можно больше избегать трудностей, потому что уверены, что не смогут с ней справиться. Таким образом, стресс - это в значительной степени индивидуальное явление.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и развитие навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятия.
Исследования Селье и многочисленные последующие работы показывают, что непредсказуемые и неконтролируемые события более опасны, чем предсказуемые и контролируемые события. Когда люди понимают, как происходят события, могут повлиять на них или хотя бы частично защитить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Что касается деятельности, то можно сказать, что если способность управлять ситуацией очень низкая, а интенсивность работы высокая, то этот вид работы сам по себе является стрессором. Рассмотрим возможную реакцию организма на стресс:
Человек сознательно или подсознательно пытается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем происходит выравнивание или адаптация. Человек либо находит равновесие в сложившейся ситуации, давление не будет иметь никаких последствий, либо не приспосабливается к ней - это называется плохой адаптацией. Поэтому могут возникать различные психические или физические отклонения.
Пассивность проявляется в недостаточных адаптационных резервах человека, и организм не выдерживает стрессов. Возникает состояние беспомощности, отчаяния и депрессии. Но эта нервная реакция может быть недолгой [8, с. 12-35].
Две другие реакции являются положительными и подчинены воле человека:
Активная защита себя от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное, более подходящее для достижения душевного равновесия, а также пытается улучшить здоровье.
Активная релаксация (расслабление), которая повышает естественную адаптацию человеческого организма - психическую и физическую. Эта реакция является наиболее эффективной. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организаций или событиями в жизни человека.
Личные факторы также могут вызывать стресс. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия и способствовать возникновению различных психических расстройств и психосоматических заболеваний, можно дать несколько советов, которые помогут вовремя подготовиться к стрессовому событию или жизненной ситуации и облегчить ее тяжесть:
1. Собрать достаточно информации о возможности возникновения такой ситуации;
2. Подумать о том, как предотвратить конкретные опасности для жизни, и попытаться найти способы их смягчения;
3. Не пытаться делать поспешные выводы накануне самого события;
4. Осознать, что человек может самостоятельно решать большинство стрессовых ситуаций, не прибегая к внешней помощи;
5. Стремиться активно вмешиваться в ситуации, которые приводят к стрессу. Активный образ жизни помогает создать фон физической защиты в условиях стресса и повысить активность адаптивных организмов;
6. Понимать и принимать серьезные изменения, которые являются неотъемлемой частью жизни;
7. Помнить, что те, кто умеет использовать методы релаксации, быстрее и лучше усваивают стрессовые жизненные ситуации.
Существует четыре основных способа борьбы со стрессом: расслабление, антистрессовая повседневная жизнь, первая помощь при остром стрессе и самоанализ личного стресса. Использование этих методов, при необходимости, доступно каждому [18, с. 184-197].
Одним из наиболее эффективных способов предотвращения стресса является расслабление. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция на сигнал тревоги состоит из трех последовательных этапов: импульс, давление, адаптация. Поэтому, если человек хочет направить свои усилия на то, чтобы оставаться здоровым, то он должен сознательно реагировать на импульсы напряжения и расслабляться. С помощью этого вида активной защиты человек может предотвратить воздействие стрессовых импульсов, отсрочить или уменьшить стресс и тем самым предотвратить психосоматические заболевания организма.
Дыхание может стать затрудненным при физической нагрузке или в стрессовых ситуациях. У человека есть возможность сознательно контролировать дыхание, использовать его для успокоения и снятия напряжения - мышц и настроения, поэтому автоматическая регуляция дыхания может стать эффективным средством борьбы со стрессом, а также релаксации и концентрации.
Метод самоанализа личного стресса помогает выявить и объяснить реакцию организма на стрессовые ситуации, ведя «дневник стресса». Этот метод требует записи в дневнике, когда и при каких обстоятельствах появляются признаки стресса. Анализ дневниковых записей помогает быстро и легко определить, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Это повторяющаяся ситуация, описанная в дневнике, и может вызвать стресс [16, с. 112-134].
Внезапно оказавшись в стрессовой ситуации, прежде всего нужно собрать всю свою волю и приказать остановиться, чтобы значительно замедлить развитие острого стресса. Для того, чтобы иметь возможность избавиться от состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы быстро ориентироваться в критических ситуациях, прибегая к такому способу помощи при остром стрессе:
1. Антистрессовое дыхание;
2. Расслабление;
3. Рациональное восприятие окружающей среды;
4. Изменение ситуации;
5. Заниматься любой (отвлекающей) деятельностью. В стрессовых ситуациях это действует как «громоотвод», который помогает рассеять внутреннее напряжение;
6. Локальная концентрация - давление насыщения внутреннего диалога, которое способствует развитию сознания.
Вывод по 1 главе
Профессиональное здоровье педагогов определяется как способность организма поддерживать и активировать механизмы компенсации, защиты, регуляции, обеспечивающие работоспособность, результативность и развитие личности педагога во всех условиях профессиональной деятельности.
Все вышесказанное показывает, что учителя, как профессиональная группа с низкими показателями психического и физического здоровья, нуждаются в психологической помощи и поддержке. Здоровье преподавателя-эффективность его профессиональной деятельности - это психическое здоровье всех обучающихся [15, с. 15-42].
Таким образом, стрессоустойчивость - важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.
2. АНАЛИЗ СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ПУТИ СОВЛАДАНИЯ С НИМ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ «КОРРЕКЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ»2.1 Общая характеристика исследованияДля проведения экспериментального исследования была выбрана группа испытуемых. В качестве испытуемых выступили воспитатели Государственного бюджетного учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие». Всего было опрошено 30 человек. Образцы предоставлялись молодыми экспертами и опытными учителям.
Целью исследования является изучение функции использования нейросенсорной камеры для предотвращения профессионального стресса у преподавателей учебного заведения [7, с. 7-15].
Стадия исследования:
1. Выбор методического аппарата;
2. Организация и проведение экспериментов;
3. Анализ полученных результатов.
Для решения проблем на каждом этапе используются следующие психологические методы: наблюдение, диалог и методы психологической диагностики «Шкала профессионального давления» Д. Фонтана, «Уровень эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Психологическая активность, интересы, эмоции» Н.А. Курганского.
Задача: определить общий показатель уровня профессионального стресса; проанализировать степень неблагоприятного стресса у людей.
Методика представляет собой опросник состоящий из 22 вопросов, среди которых есть вопросы (1, 2), где необходимо выбрать тот вариант, который вам наиболее свойственны; однозначные вопросы - либо «да», либо «нет» (3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20); а также вопросы с 3 вариантами ответа, где респондент должен выбрать 1, который в наибольшей степени выражает его мнение и соответствует реальности (6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 21); и 22 вопрос - шкалу самооценки. При интерпретации результатов используется ключ для шкалы профессионального стресса. Баллы по всем 22 пунктам суммируются (см. прил. 1).
Кроме того, в экспериментальном исследовании была использована методика В. В. Бойко «Уровень эмоционального выгорания» (см. прил. 2).
Основной задачей является определение механизма психологической защиты (в виде полного или частичного исключения эмоций); определение степени сформированности стадии эмоционального выгорания (стадии развития стресса) и общего уровня эмоционального выгорания [17, с. 82-94].
Этот метод содержит 84 утверждения, на которые испытуемый должны отвечать «да» или «нет». В соответствии с ключом необходимо определить количество баллов за ответ. Затем выполняются следующие расчеты:
а) рассчитывается сумма индивидуально определенных баллов по каждому из 12 симптомов выгорания,
б) рассчитывается сумма показателей каждого симптома, образующих три стадии выгорания,
в) общая сумма синдрома эмоционального выгорания.
Н. А. Курганский «Оценка психологической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряженности, комфорта» позволяет оценить уровень психологического состояния, то есть уровень психологической функции на момент исследования. Таким образом, суть определения психологической активности, интереса и эмоциональной оценки состоит в том, чтобы потребовать от испытуемых связать свое состояние с определенными признаками по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индекса (3210123), расположенного между 20 парами слов с противоположными значениями, которые характеризуют умственную активность, интерес, эмоциональный тон, напряжение и комфорт. Испытуемый должен выбрать и отметить номер, наиболее точно отражающий его состояние на момент обследования. Анализ полученных результатов проводится путем сравнения пяти измеренных состояний друг с другом, а также между группой испытуемых (см. прил. 3).
Результаты исследований каждого метода отражены в сводной таблице.
Также в работе были предоставлены индивидуальные варианты курсов для учителей в реабилитационном центре в нейросенсорном кабинете. Цель этих курсов - профилактика и борьба с симптомами профессионального стресса. Курс проводится в течение трех рабочих недель со всеми преподавателями из примерного плана. План работы сенсорной комнаты изложен в приложении 4.
2.2 Аналитическая работаПрежде чем приступить к занятиям в сенсорной комнате, необходимо определить уровень профессионального стресса среди институциональных учителей. Основываясь на шкале профессионального стресса Д. Фонтаны, разделим результаты на три уровня профессионального стресса [6, с. 100-117]:
1. Низкий уровень 11 человек (36%);
2. Средний уровень 17 человек (58%);
3. Высокий уровень - 12 человек (6%).
Низкий уровень характеризуется профессиональным стрессом, который не является проблемой в деятельности учителей, деятельность характеризуется активностью и удовлетворенностью; средний уровень характеризуется занятыми и трудолюбивыми профессионалами, но длительное воздействие умеренного стресса может привести к снижению эффективности деятельности и оказать негативное влияние на организм человека, поэтому необходимо снизить уровень стресса; высокий уровень определяет стресс как проблему, которая приводит к постоянным отрицательным результатам в ходе деятельности, и необходимо принять корректирующие меры. Чем дольше человек продолжает использовать этот уровень стресса, тем сложнее будет корректировать деятельность учителя.
Качественный анализ позволяет определить следующие характеристики профессионального стресса в деятельности учителя:
1. Неспособность сказать нет, когда его просят что-то сделать (показали 67% испытуемых);
2. Усталость и недостаток энергии (43%);
3. Трудность в принятии решений (37%);
4. Кратковременное головокружение, учащенное сердцебиение(33%);
5. Бессонница по ночам (30%).
Поэтому проявление признаков стресса очевидно у большинства испытуемых. Повышенные тревожные состояния, потеря сил и вмешательство в автономную систему указывают на развитие стадии истощения, когда источник мобилизации против стресса исчерпан и необходима внешняя корректировка. Важно обратить внимание на основные стрессовые факторы в деятельности педагогов[1, с. 15-47].
Изучение наиболее распространенных стрессоров профессиональной деятельности включает:
1. Больше объема работ, выполненных за указанное время (70%);
2. Заниженная преподавательская работа с точки зрения материального и морального вознаграждения (50%).
Анализируя группы испытуемых с разным уровнем профессионального стресса, было обнаружено, что:
Таблица 2.1 – Анализ уровней профессионального стресса
Стаж Низкий Умеренный Высокий
Менее 10 лет 7 3 -
Менее 20 лет 1 8 1
20 и более лет 3 6 1
С помощью метода математической статистики была определена корреляция между уровнем стресса воспитателя и профессиональными факторами (стаж и квалификация). Используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, вычислим зависимость между уровнем профессионального стресса и стажем работы (см. табл. 2.2.).
Н0 - корреляция между стажем и уровнем профессионального стресса у воспитателей не отличается от нуля;
Н1 - корреляция между стажем и уровнем профессионального стресса у воспитателей достоверно отличается от нуля.
Таблица 2.2 - Зависимость между уровнем профессионального стресса и стажем работы
№ Стаж Ранг Стресс Ранг d (A-Б) d?
1 1 1,5 11 5 -3,5 12,25
2 1 1,5 11 5 -3,5 12,25
3 3 3,5 10 3 0,5 0,25
4 3 3,5 29 28 -24,5 600,25
5 4 5 11 5 0 0
6 5 7 7 1 6 36
7 5 7 20 22,5 -15,5 240,25
8 5 7 16 13,5 -6,5 42,25
9 6 9,5 9 2 7,5 56,25
10 6 9,5 13 7,5 2 4
11 10 11,5 19 18,5 -7 49
12 10 11,5 19 18,5 -7 49
13 11 13 19 18,5 -5,5 30,25
14 13 14 19 18,5 -4,5 20,25
15 15 16,5 16 13,5 3 9
16 15 16,5 16 13,5 3 9
17 15 16,5 35 30 -13,5 182,25
18 15 16,5 19 18,5 -2 4
19 16 19,5 15 11 8,5 72,25
20 16 19,5 20 22,5 -3 9
21 20 21,5 16 13,5 8 64
22 20 21,5 22 26,5 -5 25
23 21 23 14 9,5 13,5 182,25
24 22 24 21 24,5 -0,5 0,25
25 23 25 13 7,5 17,5 306,25
26 24 26,5 14 9,5 17 289
27 24 26,5 21 24,5 2 4
28 25 28,5 22 26,5 2 4
29 25 28,5 31 29 -0,5 0,25
30 27 30 19 18,5 11,5 132,25
Таким образом, корреляция между стажем профессиональной деятельности и уровнем профессионального стресса у воспитателей отличается от нуля, достоверна на 0,05 % уровне, положительная, следовательно, чем больше стаж профессиональной деятельности, тем выше уровень профессионального стресса [4, с. 84-97].
Для анализа зависимости между уровнем профессионального стресса и категорией воспитателя представим данные в сводной таблице 2.3
Таблица 2.3 - Зависимость между уровнем профессионального стресса и категорией воспитателя
Уровень стресса Нет категории Первая категория Вторая категория Высшая категория
Низкий 4 2 2 3
Умеренный - 9 7 1
Высокий - 2 - -
Таким образом, прямой зависимости между уровнем профессионального стресса и категорией нет. Низкий уровень стресса наблюдается у воспитателей без категории (до 12 разряда), при этом отсутствуют показатели умеренного и высокого уровня стресса. Наиболее стрессонеустойчивыми можно считать воспитателей со второй квалификационной категорией, где наивысший процент (54 %) испытуемых с умеренным уровнем стресса и 100% испытуемых с высоким уровнем стресса. С повышением квалификационной категории наблюдается уменьшение уровня стресса и среди воспитателей с высшей категорией преобладают испытуемые с низким уровнем стресса.
Анализируя полученные результаты по методике В. В.Бойко «Уровень эмоционального выгорания», определим уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у испытуемых. Для этого воспользуемся методом математической статистики: определение центральной тенденции по сгруппированным данным (см. табл. 2.4) [5, с. 162-187].
Таблица 2.4 - Определение центральной тенденции по сгруппированным данным
Класс Границы класса Центр класса Частота встречаемости
10 317-351 334 1
9 282-316 299 1
8 247-281 264 0
7 212-246 229 1
6 177-211 194 2
5 142-176 159 1
4 107-141 124 6
3 72-106 89 6
2 37-71 54 12
1 2-76 19 0
Количественный анализ позволил получить три уровня синдрома эмоционального выгорания:
а) не сложившийся синдром - 1чел. (3%);
б) складывающийся синдром - 25 чел. (83%);
в) сложившийся синдром - 4 чел. (14%).
Таким образом, большинство испытуемых имеют синдром эмоционального выгорания на фазе формирования.
В структуре эмоционального выгорания В.В. Бойко выделяет три фазы (в соответствии с учением о стрессе Г. Селье): «напряжения», «резистенции», «истощения»; где фаза «напряжения» характеризуется нервным (тревожным) напряжением, оно имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующего фактора; фаза «резистенции» (весьма условна) - сопротивление нарастающему стрессу: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту и снижает давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его расположении средств (защита); фаза «истощения» характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы - эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности [6, с. 15-47].
Таблица 2.5 - Количественный анализ показал степень сформированности фаз эмоционального выгорания у испытуемых
Не сформирована Формирование Сформирована
«Напряжение» 73% 17% 10%
«Резистенция» 54% 23% 23%
«Истощение» 66% 20% 14%
По таблице правомерно судить о том, насколько сформировалась у испытуемых каждая фаза и какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени. Таким образом наибольший процент испытуемых находится на стадии формирования или уже сформировавшейся фазы «резистенции», т. е. мобилизация защитных сил организма на борьбу со стрессором. Но так как стресс-фактор нельзя «убрать» (он непосредственно связан с профессиональной деятельностью), то наблюдается высокий процент сформировавшейся фазы «истощения». При этом можно отметить низкий процент формирования фазы «напряжения», что может свидетельствовать о переходе испытуемых на более глубокие этапы стресса (сопротивление и истощение).
Особое внимание при анализе данных по методике Бойко следует уделить сложившимся и доминирующим симптомам эмоционального выгорания, что в последствии даст возможность определить главные признаки в формировании синдрома у данной выборки и выделить те, которые непосредственно связаны с влиянием факторов профессиональной деятельности (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6 - Сложившиеся и доминирующие симптомы эмоционального выгорания
Фазы Симптом Скол СлДом
Фаза «напряжения» 1 Переживание психотравмирующих обстоятельств 23 3 10
2 Неудовлетворенность собой 16,5 7 7
3 «Загнанность в клетку» 23 7 10
4 Тревога и депрессия 13 3 10
Фаза «резистенции» 1 Неадекватное избирательное эмоциональное реагирования 39 7 13
2 Эмоционально-нравственная дезориентация 10 10 16,5
3 Расширение сферы экономии эмоций 10 7 16,5
4 Редукция профессиональных обязанностей 33 7 30
Фаза «истощения» 1 Эмоциональный дефицит 10 10 10
2 Эмоциональная отстраненность 26 10 10
3 Личностная отстраненность 13 13 10
4 Психосоматические и психовегетативные нарушения 16,5 3 10
Из таблицы 2.6 видно, что среди всех показателей эмоционального выгорания выделяются возникающие, устоявшиеся и доминирующие симптомы, причем наибольший процент устоявшихся и доминирующих симптомов относится к стадии «сопротивления». Между тем, большинство симптомов находятся в стадии формирования.
Итак, показатель стресса субъекта можно отнести к [4, с. 196-214]:
1. Сокращению профессиональных обязанностей - сокращение или поощрение профессиональных обязанностей, требующих эмоциональных затрат: они хотят сократить взаимодействие со учениками-партнерами (73%), снизить качество деятельности, конфликты (46%), уменьшить внимание к партнерам (44%);
2. Эмоциональная и моральная дезориентация - ограничение эмоциональной регрессии и самооправдание, защита своей стратегии: разделить партнеров на хороших и плохих (47 %);
3. Расширить область сохранения эмоций - снизить уровень эмоционального вознаграждения и общения с родственниками, друзьями и знакомыми.
Важно обращать внимание на возникающие симптомы, потому что это симптомы, которые можно исправить, и очень важно работать с ними, чтобы исправить их. Эти симптомы включают:
1. Осознавать травмирующие ситуации (стрессоры) профессиональной деятельности и невозможность их устранения, которые могут привести к ощущению «запертости в клетке»;
2. Эмоциональная отстраненность - исключение эмоций из профессиональной деятельности;
3. Психосоматические и сердечные расстройства.
Проведенное экспериментальное исследование позволило установить следующее:
1. По данным эксперимента выявлены три уровня стрессоустойчивости педагогов:
а) низкий уровень - воспитатели с определенной неустойчивостью личностной сферы и склонностью к неврастеническим реакциям, характеризующиеся тревожностью, боязливостью, что и обуславливает снижение выносливости к стрессу;
б) средний уровень - воспитатели, реагирующие менее сильно на стресс, способные сдерживать себя, но спокойствие только внешнее;
в) высокий уровень - воспитатели с достаточно высокой адаптацией, характеризующиеся устойчивостью к стрессовым воздействиям, рациональным подходом к решению педагогических проблем, способностью к конструктивному поведению.
2. Качественный анализ методик показал, что уровень профессионального стресса зависит от стажа воспитателя: большинство воспитателей с педагогическим стажем свыше 20 лет имеют высокий уровень профессионального стресса и сформированный синдром эмоционального выгорания.
3. Наиболее сильными стрессогенными ситуациями являются следующие (по степени значимости) [14, с. 157-168]:
а) превышение объема выполняемой работы отведенному для этого времени;
б) недооцененность педагогического труда, как с точки зрения материального, так и морального вознаграждения.
4. Основными симптомами формирования синдрома эмоционального выгорания можно считать:
а) редукция профессиональных обязанностей - сокращение или облегчение профессиональных обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат;
б) эмоционально-нравственная дезориентация - ограничение эмоциональной отдачи и самооправдание, защита своей стратегии;
в) расширение сферы экономии эмоций - снижение уровня эмоциональной отдачи и в общении с родными, приятелями и знакомыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из самых популярных тем в психологической науке и практике. Увеличение интенсивности и напряженности современной жизни проявляется на психологическом уровне, возрастает частота негативных эмоциональных переживаний и реакций, что приводит к формированию явных и длительных стрессовых состояний. Это, в свою очередь, приводит к повышенному риску развития определенных заболеваний стрессовой этиологии – стрессовых заболеваний.
В свою очередь, эта разница приведет к усталости, повышенной тревожности, ослаблению умственных способностей, повышению артериального давления, пассивному отношению к работе, снижению организационного уровня, нарушению трудовой дисциплины и т.д. Кроме того, стресс может привести к эмоциональному выгоранию учителей. Изучение стрессовых факторов в профессиональной деятельности педагогов также актуально с точки зрения социальной значимости, поскольку понимание особенностей стрессовой деятельности может быть использовано для профилактики эмоционального выгорания в координации взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Если учесть, что профессиональная деятельность педагогов, помимо преподавания, также направлена на формирование у учащихся соответствующего мировоззрения и нравственных норм, то очевидно, что все вышеперечисленные факторы напрямую влияют на образовательный уровень будущих поколений.
В последнее время люди все больше и больше интересуются стрессом, связанным с работой. Это связано с тем, что профессиональное давление может подорвать возможности организации и привести к потере человеческих ресурсов. Это оказывает негативное влияние на конкретный персонал - его физическое и психическое состояние, а также на внутреннюю организационную среду. Рабочее давление может повлиять на производительность труда сотрудников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации.
Сегодня проблема управления стрессом на работе становится наиболее актуальной проблемой, поскольку стремительно меняется социально-экономическая и политическая ситуация, возрастает нейропсихологическая и информационная нагрузка, растет конкуренция и, соответственно, растет рынок сбыта. В современных социокультурных условиях довольно частые стрессовые факторы могут привести к тяжелым условиям, а последствия вызвать вмешательство в профессиональную деятельность, в том числе в деятельность воспитателей реабилитационных центров. Оптимизация проблемы взаимодействия в системе «учитель-ученик» является ядром педагогики. Большинство образовательных концепций отражают непрерывный поиск и усилия учителей и психологов в этом направлении. В настоящее время основная проблема заключается в том, является ли модель обучения, выбранная преподавателями, лучшей с точки зрения психологических и биологических стандартов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Анапреенко, Я. Г. Психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в педагогических коллективах / Я. Г. Анапреенко. – Минск, 2018. – 229 с.
2. Бедрицкий, С.А. Современные неинвазивные методы диагностики ишемической болезни сердца и роль стресс-эхокардиографии в оценке патологии сердца / С.А. Бедрицкий. – М., 2018. – 162 с.
3. Бондар, К.Ю. Аторвастатин и оксидативный стресс при ишемической болезни сердца с дислипидемией / К.Ю. Бондар. – СПб., 2017. – 192 с.
4. Васильева, Т. Эмоции и здоровье сердца / Т. Васильева. – М., 2019. - 245 с.
5. Гафаров, В.В. Влияние депрессии на риск развития острых сердечно-сосудистых заболеваний у женщин / В.В. Гафаров. – М., 2018. – 91 с.
6. Денисова, Т.П. Социальный стресс как фактор риска ишемической болезни сердца / Т.П. Денисова. – М., 2020. – 225 с.
7. Кернер, Ф. Стресс и ваше сердце / Ф. Кернер. – М.: Центрполиграф, 2018. – 172.
8. Кожевникова, О. А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О.А. Кожевникова. – М., 2019. –– 273 с.
9. Комкова, Е. И. Эффективность совладания со стрессом в деятельности руководителей в зависимости от используемых копинг-стратегий / Е. И. Комкова. – М., 2018. – 164 с.
10. Комаров, Ф.И. Нарушения, связанные с посттравматическим стрессом у больных с первым инфарктом миокарда / Ф.И. Комаров. – М., 2020. – 82 с.
11. Крючкова, О.Н. Стресс-эхокардиография как метод неинвазивной диагностики ишемической болезни сердца, ее роль в клинической кардиологии / О.Н. Крючкова. – М., 2018. – 138 с.
12. Мамедов, М.Н. Оценка психологического статуса пациентов со стенокардией напряжения / М.Н. Мамедов. – М., 2018. – 252 с.
13. Погосова, Н.В. Тревожные расстройства в кардиологической практике: состояние проблемы / Н.В. Погосова. – СПб., 2020. – 198 с.
14. Почекаева, И. С. Эффективные способы формирования стрессоустойчивости педагогов / И. С. Почекаева. – М., 2018. –204 с.
15. Сауля, А.И. Постстрессорные нарушения функции миокарда / А. И. Сауля. – Кишинев: Штиинца, 1990. – 162 с.
16. Сидоренко, Б.А. Психоэмоциональное напряжение и ишемическая болезнь сердца / Б. А. Сидоренко. — Кишинев: Штиинца, 1988. – 150 с.
17. Сидоренко, Г.И. Определение фаз стресса в клинической кардиологии / Г.И. Сидоренко. – М., 2019. – 442 с.
18. Тарантей, В. П. Стресс в профессиональной деятельности педагога / В. П. Тарантей. – Гродно, 2018. – 129 с.
19. Харевич, Т. В. Педагогический стресс: диагностика и профилактика : пособие / Т. В. Харевич. – Минск, 2017. – 70 с.
20. Юрьева, С.В. Новые диагностические технологии в оценке данных стресс-пробы у больных ишемической болезнью сердца / С.В. Юрьева. – М., 2020. – 175 с.
ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1
Шкала профессионального стресса Д. Фонтана
Шкалы: уровень профессионального стресса
Тестируются: психические состояния
Возраст: взрослые
Тип теста: вербальный
Вопросов: 22 (представлены не все)
Назначение теста: диагностика уровня стресса на работе.
Тестовый материал
1. Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас (Х - это вы). Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?
a. X - очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно его (ее) не беспокоит.
b. X - великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.
c. Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.
d. Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.
e. Чем меньше я вижу X, тем лучше.
2. Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?
a. чувство, что Вам редко удается что-либо сделать правильно;
b. чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;
c. плохое пищеварение;
d. плохой аппетит;
e. бессонница по ночам;
f. кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;
g. чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;
h. панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;
i. усталость и недостаток энергии;
j. чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)
3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?
a. больше, чем обычно;
b. меньше, чем обычно;
c. как обычно.
4. Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?
a. да;
b. нет.
5. Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?
a. да;
b. нет.
6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?
a. с начальником;
b. с коллегами;
c. с членами семьи.
7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?
a. Вы сами;
b. кто-то другой.
8. Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?
a. сильно огорченным;
b. умеренно огорченным;
c. слабо огорченным.
9. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого?
a. часто;
b. иногда;
c. только изредка.
10. Испытываете ли Вы большую часть времени чувство, что у Вас есть неулаженные конфликты с коллегами?
a. да;
b. нет.
Приложение 2
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение» (представлены не все).
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение». Переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия.
«Резистенция». Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение». Эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения.
Стимульный материал:
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
а) 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
б) 10-15 баллов - складывающийся симптом,
в) 16 -20 баллов - сложившийся симптом.
г) 20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Приложение 3
Оценка психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности Н. А. Курганского
Методика оценки таких психических состояний, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение» и «комфортность», построенная на основе результатов факторного анализа динамики оценивания испытуемыми своего состояния с использованием модифицированного стимульного материала к методике САН. Отличие от методики САН состоит в том, что здесь с помощью математических процедур выделены шкалы вышеуказанных состояний независимо от кажущейся семантической специфичности отдельных слов и словосочетаний. Предлагаемая методика состоит из 20 пар противоположных по смыслу определений, характеризующих психическую активацию, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность.Методика разработана на факультете психологии ЛГУ в 1990 г. Н.А.Курганским.
Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей для оценки конкретных психических состояний: психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Шаблоны накладываются на тестовый бланк, заполненный испытуемым, и подсчитывается количество баллов сложением цифр, находящихся над прорезями под оценками испытуемых, обведенными кружками.
Бланк опросника самооценки состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности:
Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Активный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Усталый 3 2 1 0 1 2 3 Отдохнувший
Беззаботный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Сосредоточенный 3 2 1 0 1 2 3 Отвлекающийся
Плохое настроение 3 2 1 0 1 2 3 Хорошее настроение.
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Раздраженный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Приложение 4
Этапы сеанса в сенсорной комнате
1 этап - ознакомление клиента с методикой, оборудованием и комплексом упражнений; психологическая установка на проведение сеанса;
2 этап - зрительное восприятие клиента меняющихся по цвету и форме световых эффектов под музыку с последующим расслаблением. Индивидуальный подбор гаммы и музыкального оформления для каждого клиента. Время проведения - 3-5 минут;
3 этап - занятия клиента с безопасным фиброоптическим волокном (визуально и тактильно активизирующий комплекс): мерцающей шторой с подвижным карнизом, гребнем с фиброволокном, настенной панелью со встроенным фиброволокном ковром «Млечный путь», звездной тканью «Занавес», подвесным потолком «Звездное небо» с дистанционным пультом управления воздушно-пузырьковыми световыми трубками медленно вращающимся зеркальным шаром. Время проведения - 5-15 минут;
4 этап - акупунктурное воздействие на клиента через рецепторы стоп на вегетативно-сенсорные структуры нервной системы на коврике «Млечный путь» занятия с подушкой для массажа ног мячом, меняющим цвет c воротничом для релаксации. Время проведения - 5-10 минут;
5 этап - релаксационные мероприятия. Время проведения - 3-5 минут.
6 этап - подведение итогов сеанса. Время проведения - 1-2 минут.
Порядок, очередность и время проведения этапов меняются каждый сеанс в зависимости от желания и настроения клиента.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!