это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3370339
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь, развитие самооценки у подростков во многом (если не в первую очередь) зависит от детско-родительских отношений. Подростковый возраст характеризуется рождением у ребенка корня самооценки, где он находится на пороге новой социальной роли - роли школьника, важными качествами которого являются анализ, самоконтроль, способность оценивать себя и других, а также способность воспринимать других для оценки. В связи с этим особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки у подростков.В психологической литературе предложено большое количество работ по изучению типов отношения родителей к ребенку, а также их влияния на его личность, черты характера и развитие поведения.
В такой литературе раскрывается качества родителей, которые способствуют формированию сильной и хрупкой привязанности ребенка, а также рассматривают различные модели родительского поведения. Наблюдения и исследования о последствиях неправильных или непростых родительских отношений являются образцовыми.Если индивидуальный опыт подростков недостаточно богат, а общее родительское отношение имеет негативную оценочную окраску, это приводит к предвзятому отношению к себе и своим качествам у ребенка.
Объект работы –самооценка подростков.
Предмет – взаимосвязь особенностей отношений с родителями и уровня самооценки у подростков.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе взаимосвязь особенностей отношений с родителями и уровня самооценки у подростков.Исходя из цели работы, определим гипотезу исследования. Предполагается, что характеристики самооценки подростков связаны с социально-психологическим типом родительской позиции отца и матери, а также во взаимосвязи их отношений друг с другом.
Задачи, которые предстоит решить:
1. Определить психологические особенности подростков;
2. Изучить самооценку и ее место в структуре самосознания;
3. Проанализировать особенности развития самооценки у подростков;
4. Провести планирование эмпирического исследования и сбор эмпирического материала;
5. Произвести обобщение результатов исследования и обоснование выводов;
6. Провести разработку рекомендаций по практическому внедрению новых идей.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Научная новизна. Впервые отмечены различия личностных особенностей подростков ска, взаимосвязанные с отношением в семье, а также в отдельных видах деятельности - учебной и досуговой. В учебной деятельности подростки отличаются следующими личностными особенностями при низком статусе: низким уровнем сотрудничества и компромиссного поведения; более позитивным отношением к отцу; негативным отношением к другим, своему прошлому, автономности и строгости матери.
Практическая значимость исследования. Полученные эмпирические материалы предоставляют возможность профессиональным педагогам-психологам оперативно решать конкретные задачи, способствующие повышению эффективности профилактики отклоняющегося поведения подростков. Разработанные практические рекомендации по организации психологической поддержки становления у подростков позитивной личностной идентичности и сплоченности могут применяться специалистами в работе с детьми.
Степень разработанности.Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского этапа развития личности (Д. Винникотт, А.И. Захаров, М. Кляйни др.).
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты формирования самооценки подростков. Во второй главе проведен анализ взаимосвязи особенностей отношений с родителями и уровня самооценки у подростков.В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА1.1 Психологические особенности подростковПодростковый возраст часто называют сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами.
Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях.
Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка.
Взаимоотношения с окружающими у подростков складываются по-разному.Большинство подростков стараются найти для себя референтную группу. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими.
Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
Таким образом, видно, что подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки притерпеваютгармональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками.
1.2 Самооценка и ее место в структуре самосознанияСамооценка - это оценка человеком своего места, своих способностей, качеств. Она принадлежит к ядру личности и является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно самооценка определяет отношения человека с другими людьми, его критику, требования к себе, отношение к успеху и неудаче.
Самооценка связана с уровнем требований человека, то есть со степенью трудности в достижении целей, которые он поставил перед собой. Разница между притеснениями человека и его истинными способностями приводит к формированию неправильной самооценки, в результате чего поведение индивида становится неадекватным, то есть происходит эмоциональный срыв, повышенная тревожность и т.д. Самооценка проявляется объективно таким образом, что человек оценивает способности и результаты деятельности других людей.
Самооценка - это также ценность, которую индивид приписывает себе или своим личным качествам. Основным критерием оценки является система личностной значимости. Основной функцией, выполняемой самооценкой, является регуляция, на основе которой решается проблема индивидуального выбора и обеспечивается относительная стабильность и независимость личности. Важную роль в формировании самооценки играет оценка окружающей личности и личных достижений.
Другое определение самооценки дано Н. Бранденом в его книге «Сила самооценки».
Самооценка - это:
1. Быть уверенным в своей способности мыслить и справляться с жизненными трудностями;
2. Верить в свое право быть счастливым, чувствовать себя достойным, отстаивать свои потребности и желания и наслаждаться плодами своих усилий.
По мнению Н. Брандена, самооценка включает в себя два аспекта взаимозависимости:
1. Самоэффективность. Быть уверенным в функционировании собственного разума, в способности мыслить, в процессе суждения, выбора и решения. Это также уверенность в способности понимать реальные факты, которые входят в сферу моих интересов и потребностей.
2. Самоуважение. Найти утешение в психологическом утверждении мыслей, желаний и потребностей. Счастье - это неотъемлемое право человека чувствовать.
Анализируя вышеизложенную точку зрения, можно сделать вывод, что самооценка - это возможность почувствовать себя способным справляться с жизненными задачами и иметь право на счастье.
А. В. Петровский считает, что самооценка является стержнем личности, а следовательно, важным регулятором ее поведения. Отношения человека с другими, его критика, требования к себе, отношение к успеху и неудаче зависят от самооценки. Поэтому самооценка влияет на развитие личности человека.
Самосознание - это сознательное отношение человека к своим потребностям и способностям, действиям, переживаниям и мыслям, которые вдохновлены и мотивированы. Самосознание также выражается в эмоционально-смысловой оценке субъективных способностей человека, которая является основой для соответствующих действий и поступков. Самооценка является неотъемлемой частью самосознания, включая шкалу значимой ценности, определяемую по отношению к этой оценке.
Компоненты рефлексивного «я», его составные части, элементы или единицы анализа лингвистически делятся на существительные (мальчики, рабочие, родители и т. д.) и прилагательные (умный, красивый, верный и т. д.). Общее количество слов, которые люди используют для описания себя и других, огромно. На самом деле психологический, личностный аспект гораздо меньше.
Структура этих компонентов определяется, во-первых, степенью ясности сознания, их представленностью в конкретном сознании, во-вторых, их значимостью, степенью субъективной значимости и, в-третьих, степенью согласованности.
Измерения, характеризующие индивидуальный компонент или общий образ себя, включают стабильность (изменчивость мыслей индивида о себе и своих качествах), уверенность в себе (чувство способности достигать целей), самооценку.
Формирование самооценки как добровольного механизма психологической саморегуляции связано с повышением процессов самосознания и с их снижением, что обеспечивается повышением автоматизма их функций. Самооценка - это условие и средство, с помощью которых в конечном итоге формируется самосознание, такое как «образ себя».
«Я-концепция» отражает уровень развития собственных знаний субъекта, на котором он функционирует как устоявшаяся, многоуровневая, организованная, относительно стабильная система. Система, являющаяся постоянной составляющей самосознания, определяет конкретные обстоятельства восприятия человеком окружающего мира, его общее отношение к самому себе.Рефлексивное действие играет особую роль в механизме формирования самооценки. Это рефлексия, которая позволяет человеку наблюдать за собой в свете собственных чувств, внутренне различая поведение «я» [5, с. 72-89].
Исходя из вышесказанного, высокий уровень самооценки должен быть связан со способностью субъекта доказать это, чтобы обновить средства, используемые для его предоставления.
Мотивы и эмоциональные импульсы, побуждающие человека действовать во имя того, что он думает о себе, также разнообразны. Стремление к позитивному образу себя является одной из основных мотиваций поведения человека. Люди всегда предпочитают высокую самооценку низкой самооценке, четкие, прозрачные образы - размытым, неопределенным и т.д. Человек никогда не бывает равнодушен к своему собственному отношению - нейтральному, бескорыстному, эмоциональному направлению (положительному или отрицательному) и интенсивности. Самой стабильной и, возможно, самой сильной мотивацией для этого является самооценка. Вторая специфическая мотивация - это чувство самостоятельности, которое побуждает индивида поддерживать и защищать стабильность однажды установленного «образа я», даже если он не является полностью удовлетворительным.
1.3 Особенности развития самооценки у подростковЖ. Пиаже писал, что у ребенка в подростковом возрасте развивается художественное мировоззрение на все, что его окружает, в том числе и на природные явления, как на результат человеческой деятельности. Это мировоззрение связано со всей структурой подросткового образования, центром которого является человек.
Подростки осознают возможность своего поведения и начинают понимать, что не все может быть (начало самооценки). Говоря о самосознании, обычно подразумевают осознание своих личностных качеств (доброты и т.д.). В данном случае речь идет о признании своего места в системе социальных отношений. То есть внешнее становится внутренним.
На основе личностного сознания возникает кризис в 12-13 лет. Основные симптомы кризиса включают в себя три элемента:
1. Потеря спонтанности - между желанием и действием появляется переживание смысла этого действия для самого ребенка;
2. Манерность - ребенок строит свои собственные вещи, прячет их;
3. Симптомы «горькой конфеты» - ребенку нехорошо, но он старается этого не показывать.
В основе этих симптомов лежит обобщение опыта. У ребенка есть внутренняя жизнь, которая прямо и непосредственно не пересекается с внешней жизнью. Но эта внутренняя жизнь не безразлична к внешней, она влияет на нее. Возникновение внутренней жизни является чрезвычайно важным фактором, поскольку с этого момента ориентация поведения осуществляется в рамках этой внутренней жизни.Этот кризис требует перехода к новой социальной ситуации, необходимо новое содержание отношений. Дети должны устанавливать отношения с обществом как группой людей, занимающихся обязательной, общественно необходимой и полезной деятельностью.
В целом, время между серьезными детскими кризисами занимает почти всех школьников. Если попытаться выявить наиболее распространенные вещи в этот важный и разнообразный период жизни, то можно сказать, что это самый продуктивный и успокаивающий период в социализации ребенка. Он становится управляемым и постепенно учится руководствоваться правилами социального взаимодействия, следовать по своему желанию и учиться.
В это время собственный опыт взаимодействия человека с окружающей средой и людьми представляет собой причинно-следственную связь, организованную посредством обобщенных человеческих знаний, моральных правил и законов, развивающих способность самостоятельно контролировать эмоции. В это время возникает страх, и он не фиксируется в соответствии с ожиданиями, отвергнутыми другими. Именно этот тип уязвимости может указывать на развитие индивидуальных механизмов эмоционального контроля у подростков, включая самооценку.
Как известно, Л. С. Выготский связывает с возрастом 12-13 лет внутреннюю и внешнюю дифференциацию. С одной стороны, возраст становится эмоциональной основой для развития символических способностей, с другой неизбежно заставляет ребенка ощущать замкнутость своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с моральными правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л. С. отмечает, что, прежде всего, для 12-13-летнего ребенка характерна потеря детской непосредственности.
Стоит отметить, что у подростков в этом возрасте появляются новые возможности для самостоятельности. Они связаны с попаданием в группу сверстников, развитием у них форм эмоционального взаимодействия и, самое главное, эпизодических ролевых игр.Эмоциональная жизнь детей отвечает потребностям ее саморегуляции: формирование личных предпочтений и эмоционального сопереживания, организация относительно невинного и достаточно серьезного своеволия, возможность получения ярких сенсорных впечатлений и переживания острых впечатлений.
Все эти яркие эмоциональные моменты в жизни, которые обычно являются главными личностными ценностями детей этого возраста, не претендуют на то, чтобы называться «серьезными». Реальная, серьезная, семейная и общественная жизнь теперь становится более обычной, урезанной для детей. Можно сказать, что в этот период взрослые также начинают взаимодействовать с детьми самым формальным образом.
Помимо личных эмоциональных стереотипов, сформированных до 12-13-летнего кризиса, подросток самостоятельно осваивает механизмы эмоционального контроля. Теперь он ищет компромисс между тем, что он должен делать, и тем, что он хочет, - это его собственное эмоциональное отношение. В рамках развития средств эмоциональной саморегуляции важное место занимает развитие механизма расширения, который определяет уровень потребностей ребенка, тем самым формируя его самооценку.
Существует четыре условия, определяющие развитие самосознания у подростков:
1. Опыт общения ребенка с родителями;
2. Опыт общения со сверстниками;
3. Личный обмен опытом;
4. Его психологическое развитие.
До подросткового возраста знания, полученные в ходе деятельности, становятся более осознанными и устойчивыми. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму личного опыта ребенка и принимаются им только в том случае, если нет существенной разницы с его собственными мыслями о себе и своих способностях. Однако продвинутые подростки часто ошибаются в собственных суждениях, потому что личный опыт недостаточно богат, а возможности для самоанализа безграничны.
Можно смело сказать, что наиболее существенное влияние на формирование самооценки у подростков оказывают родители. Представление о том, как должен выглядеть ребенок формируется еще до рождения ребёнка, что определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальные действия и поведение. Ребенок оценивает себя так же, как оценивают окружающие его люди, и, самое главное, родители. Родители также формируют определенные личностные ценности, идеалы, стандарты, с которыми ребенок хочет быть равным, определяют планы, которых необходимо достичь, определяют критерии осуществления тех или иных действий.
Личный опыт, полученный в той или иной деятельности, является реальной основой для определения того, обладает ли ребенок определенными качествами, навыками и возможностями. Он может каждый день слышать от других, что у него есть определенные способности или что у него их нет, но это не является основой для формирования правильного понимания его способностей. Критерием наличия каких-либо компетенций в конечном счете является успех или неудача соответствующей деятельности. Испытывая свои силы непосредственно в реальных условиях, ребенок постепенно понимает пределы своих возможностей.
На начальном этапе развития личный опыт проявляется в форме бессознательного и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт деятельности детей. Даже у подростков этот опыт может быть реализован лишь частично, и поведение регулируется на непроизвольном уровне. Знания, которые ребенок получает из личного опыта, более конкретны и менее эмоциональны, чем в процессе общения с другими людьми. Личный опыт является основным источником конкретных знаний о себе, которые составляют основу содержательной составляющей самооценки.Важным условием формирования самооценки и самосознания является психологическое развитие ребенка. Прежде всего, это способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни и обобщать свой опыт.
В возрасте 12-13 лет происходит осмысленное направление в собственном опыте, когда ребенок начинает осознавать собственный опыт и понимать «я счастлив», «мне грустно» и т. д. Кроме того, подростки не только осознают свое эмоциональное состояние в той или иной ситуации, но и обобщают полученный опыт. Это означает, что если ребенок несколько раз подряд терпит неудачу в определенной ситуации, то у него возникает негативная оценка своих способностей в данном виде деятельности. Подростки обладают относительно богатым личным опытом, способностью наблюдать и анализировать поведение и действия других людей и самих себя. В знакомых ситуациях и привычных действиях дети оцениваются окружающими только в том случае, если они не противоречат их личному опыту.
Важным фактором психосоциального развития детей являются отношения между родителями и детьми. Ребенок усваивает нравственную позицию своих родителей, их отношение к другим людям, мнения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях и более склонен к советам людей, которые обращаются к нему. Специфика отношений между родителем и ребенком фиксируется в поведении последнего и становится моделью или образцом для установления отношений с другими людьми.
Типы детско-родительских отношений по Д. Бомринда:
Демократический стиль характеризуется началом общения между родителями и детьми на основе партнерства. Это выражается в признании права детей на независимость и собственное суждение. Родители стараются убедить ребенка в том, что необходимо предпринимать определенные действия, а не добиваться послушания силой.
При этом сам ребенок проявляет позитивное, энергичное, независимое поведение, не только используя данную ему инициативу, но и умея отстаивать и реализовывать свои решения, иногда заставляя родителей учитывать их мнение. В то же время эти особенности поведения ребенка поддерживаются и одобряются родителями. Поэтому ребенку говорят, что его мнение ценно, достойно внимания и рассмотрения. Начиная видеть в ребенке полноценного партнера, родители помогают ему занять новую позицию в отношениях со взрослым, более соответствующую его возрасту. Это позволяет сделать вывод, что данный способ общения также способствует формированию системы критериев самооценки, поскольку самооценка ребенка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но и основана на чувстве уверенности в себе [9, с. 182-194].
Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что ребенку дается гораздо меньшая степень инициативы, что его подготовка к участию в принятии семейных решений ограничена, что контроль сопровождается повышенной критикой со стороны родителей, отклонением всех предложений ребенка и ограничением его права на независимость и самостоятельное суждение. Идет борьба за доминирование: родители пытаются укрепить свой авторитет и придерживаться своих решений, а дети борются за расширение своих прав, пытаясь получить родительское одобрение. При этом ребенок реагирует не только поведением в форме протеста, но и активно пытается изменить ситуацию, являясь инициатором новой формы общения с родителями или пытаясь манипулировать ими для достижения своих целей.
Иногда встречается третий тип, характеризующийся тем, что он сочетает в себе характеристики двух предыдущих типов.
Когда прослеживается связь между самооценкой и типом общения в семье, обнаруживается, что подростки, которые имеют доверительные отношения со своими родителями, имеют достаточно высокую самооценку, в то время как дети из семей с нормативными типами общения с большей вероятностью будут иметь низкую самооценку.
Высокая самооценка и хорошая социальная и личностная адаптивность в сочетании с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями требуют строгой дисциплины, в то же время уважения и относительной самостоятельности ребенка.
Таким образом, самооценка подростков характеризуется влиянием определенных новообразований в этом возрасте. В частности, подростки развивают механизм эмоционального контроля и, по-видимому, имеют иерархию переживаний. Личный опыт - основной источник конкретных знаний о себе, которые развивается и обогащается, появляется способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Уделяя особое внимание факторам, влияющим на формирование самооценки у подростков, было обнаружено, что основным и наиболее важным фактором являются родительские отношения. Следует отметить, что в психологической литературе влияние родительских отношений на формирование самооценки у школьников до конца не исследовано.
2.АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ2.1 Планирование эмпирического исследования и сбор эмпирического материалаЦелью исследования является изучение влияния родительских отношений на формирование самооценки у подростков.
Источниковая база - группа из 10 детей (5 девочек и 5 мальчиков) и из 10 родителей (5 мужчин и 5 женщин) школы 30 города Вологда.
Временные рамки - с 14.10.19 по 19.04.20
Для изучения родительских отношений был использован тест OРO (оценка родительского отношения) Е.А. Варга (см. прил. А).
Для изучения самооценки подростков был использован метод «Лестница».
Отношение родителей понимается как система различных чувств и поведения взрослых по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это воспитательное социальное отношение к детям, которое включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все это оценивалось с помощью OРО - тест родительского отношения к детям.
Анкета состоит из трёх шкал:
1.Принять-отклонить (на тесте «Лестница»). Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание полюса шкалы: родители уважают личность ребенка, сочувствуют ему, одобряют его интересы и планы. На другом конце шкалы: родители считают своих детей непригодными. В большинстве случаев здесь родители испытывают гнев, обиду и раздражение по отношению к своим детям (см.прил. Б).
2.Компромисс (на тесте«Какой я?»): родители интересуются делами и планами ребенка, сочувствуют и стараются ему помочь. Родители ценят и гордятся интеллектом и творчеством своего ребенка. Родители доверяют ребенку и стараются отстаивать его точку зрения по спорным вопросам.
3.Симбиоз (на тесте«Рисую себя») отображает межличностную дистанцию общения с ребенком. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что родители стремятся к симбиотическим отношениям со своими детьми. Родители и ребенок чувствуют себя единым целым, стараясь удовлетворить все потребности ребенка, защищая его от трудностей и неприятностей жизни.
Полученные результаты обрабатываются в соответствии со спецификациями каждой шкалы.
Тест «Лестница».
Описание: необходимо нарисовать на листе бумаги небольшую лестницу всего с 7 ступенями. На самом низком уровне находятся плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, на втором - немного лучше, на самом верхнем уровне находятся лучшие (хорошие, умные) мальчики и девочки. Подросткам предложено нарисовать себя на определенном шаге или поставить «крестик» или «галочку».
Результаты анализа:
Во-первых, необходимо обратить внимание на уровень, на котором находится ребенок. Это считается нормальным, когда ребенок этого возраста ставит себя на уровень «очень хорошего» или даже «лучшего ребенка». В любом случае это должна быть верхняя ступень, потому что позиция на любой более низкой ступени свидетельствует не о полной оценке, а о негативном отношении к себе, неуверенности в себе. Часто это происходит из-за безразличия, отвержения или жестокого, авторитарного воспитания ребенка, когда сам ребенок обесценивается, он приходит к выводу, что его будут любить только тогда, когда он будет хорошо себя вести. А поскольку подросток не может быть хорошим, не говоря уже о том, чтобы не соответствовать всем требованиям взрослых, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, своих способностях и любви родителей.
В идеале ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, в то время как мама или папа может поставить его на самую высокую ступеньку. В то же время дети говорят: «Ну, я не самый лучший, я иногда балуюсь. Но мама поместила меня сюда, потому что любит меня». Такой тип реакции показывает, что ребенок уверен в любви взрослых и чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях со взрослыми есть признаки несчастья, и все родственники ставят его на нижние ступени. Для ребенка нормально ставить себя на более низкий уровень, что может служить доказательством полной, правильной самооценки, особенно если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от учителя.
Методика «Какой я?» предназначена для определения самооценки подростка. Ребенку задавались вопросы, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.Экспериментатор, пользуясь представленными результатами, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов:
Ответы «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы «не знаю» и также ответы «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне самооценки: 10-8 баллов - высокий, 7-5 баллов - средний, 4-1 балла - низкий.
Проективная методика «Рисую себя».
Ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагается нарисовать себя. Время работы не ограничивалось, дополнительных инструкций не следовало. Обработка результатов рисунка проводилась по следующим параметрам:
1.Декорирование рисунка отражает внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивалось по 3 баллам);
2.Количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивалось по 3 баллам);
3.Расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивалось по 3 баллам).
2.2 Обобщение результатов исследования и обоснование выводовПри изучении особенностей родительского отношения получены следующие данные.
Таблица 2.1 - Результаты родительского отношения мам
№ Тип родительского отношения мам Значение(%)
1 Принятие – отвержение (лестница) 36%
2 Кооперация 29%
3 Симбиоз 16%
Таким образом, было выяснено, что в опрошенной группе мам чаще всего встречается тип родительского отношения «Принятие – отвержение» (36%). Тип родительского отношения мам «Кооперация» встречается реже – 29%, тип «Симбиоз» встречается еще реже - 16%.Т.е. мамам нравится ребёнок таким, какой он есть. Она уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.
Далее были изучены особенности родительского отношения пап. Получены следующие данные
Таблица 2.2 - Результаты родительского отношения пап
№ Тип родительского отношения пап Значение(%)
1 Принятие – отвержение 38%
2 Кооперация 25%
3 Симбиоз 7%
Чаще всего встречается шкала родительского отношения «Принятие – отвержение»38%. Тип родительского отношения пап «Кооперация» встречается реже - 25 %, тип родительского отношения пап и реже всего встречается тип родительского отношения пап «Симбиоз» - 7 %. То есть выводы точно такие же, как в анализе с мамами.
При обработке методики «Лестница» были получены следующие результаты.
Таблица 2.3 - Результаты исследования самооценки по тесту «Лестница» в группе детей
№ Ф.И детей Кол-во баллов Уровень самооценки
1 Никита Ч. 3 низкая
2 Даниил Р. 7 средняя
3 Олег А. 6 средняя
4 Оля А. 4 низкая
5 Софья Б. 5 средняя
6 Софья В. 3 низкая
7 Наташа В. 10 высокая
8 Коля В. 7 средняя
9 Света Д. 2 низкая
10 Маша З. 6 средняя
Таблица 2.4 - Сводные результаты определения уровня самооценки по тесту «Лестница»
Уровень самооценки Количество детей %
высокая 1 15
средняя 5 50
низкая 4 35
Таким образом, при обработке теста «Лесенка» получены результаты детей: высокий уровень самооценки выявлен у 15 % опрошенных, средний уровень - у 50 %, низкий уровень самооценки выявлен у 35 % опрошенных. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.
При изучении самооценки по тесту «Какой я?» были получены следующие данные.
Таблица 2.5 - Результаты исследования самооценки по тесту «Какой я?»
№ Ф. И. детей Баллы Уровень самооценки
1 Никита Ч. 2 низкая
2 Даниил Р. 6 Средняя
3 Олег А. 5 Средняя
4 Оля А. 4 Низкая
5 Софья Б. 6 Средняя
6 Софья Б. 4 Низкая
7 Наташа В. 8 Высокая
8 Коля В. 6 Средняя
9 Света Д. 3 Низкая
10 Маша З. 7 Средняя
Таблица 2.6 - Сводные результаты определения уровня самооценки тесту «Какой я?»
Уровень самооценки Количество детей %
высокая 1 15
средняя 4 45
низкая 5 40
Рисунки подростков с высоким уровнем самооценки отличались большими размерами фигур, пропорциональностью, хорошо прорисованными деталями, фигура на листе была расположена высоко.
Рисунки детей со средним уровнем самооценки отличались средними размерами фигур, не всегда соблюдалась пропорциональность, не всегда прорисовывались детали.
Рисунки детей с низким уровнем самооценки отличались маленькими размерами изображения своей фигурки, у них была нарушена пропорциональность, детали не всегда прорисованы.
Таблица 2.7 - Результаты исследования самооценки по тесту «Рисую себя»
№ Ф. И детей Кол-во баллов Уровень самооценки
1 Никита Ч. 1 Низкая
2 Даниил Р. 5 Средняя
3 Олег А. 7 Средняя
4 Оля А. 2 Низкая
5 Софья Б. 6 Средняя
6 Софья В. 4 Низкая
7 Наташа В. 8 Высокая
8 Коля В. 6 Средняя
9 Света Д. 3 низкая
10 Маша З. 5 Средняя
Таблица 2.8 - Сводные результаты определения уровня самооценки по тесту «Рисую себя»
Уровень самооценки Количество детей %
высокая 1 15
средняя 4 50
низкая 5 35
Таким образом, при обработке теста «Рисую себя» получены результаты: высокий уровень самооценки выявлен у 15 % опрошенных, средний уровень - у 50 %, низкий уровень самооценки выявлен у 35 % опрошенных. Т.е., в группе подростков, преобладает средний уровень самооценки.
Интересно, что шкала «Принять-отклонить» имеет значительную связь с корреляцией размера изображения: чем выше первый показатель, тем меньше размер изображения. Подросток чувствует себя «маленьким», незащищенным, неспособным, виноватым, все это изображено на картинках в виде маленьких людей.Однако другой коэффициент корреляции говорит о том, что «Принять-отклонить» напрямую связан с украшением рисунка: чем выше первый показатель, тем рисунок более «пампезный».
Можно предположить, что если родитель видит подростка независимым и нуждается в постоянном руководстве и контроле, то последний находит в своей фантазии «спасательную нишу» в окружающей среде, в мире объектов, где он чувствует себя более комфортно и удовлетворенно.
Корреляционный анализ показывает, что показатели по шкале «симбиоз» связаны с вопросом «Кто я?». Высокий балл по шкале симбиоз означает, что родитель и подросток чувствуют себя единым целым, стремятся удовлетворить все свои потребности, защитить их от трудностей. Следствием таких родительских отношений является то, что ребенок обладает многими положительными качествами.
Учитывая значимую корреляцию, необходимо обратить внимание на психологические особенности формирования самооценки у подростков. Исходя из результатов, полученных в ходе исследования, можно предположить, что чрезмерный стресс, строгий родительский контроль приводит к формированию у детей низкой самооценки. Попав в жесткие рамки дисциплины и безусловного послушания, ребенок накапливает негативную оценку родителей. Чрезмерный уровень притязаний и требований, предъявляемых родителями, приводит к несоблюдению «стандартов» родителей, и подросток ощущает собственный комплекс неполноценности, чувствует себя маленьким, незащищенным, неспособным, виноватым.
Поэтому стоит предположить, что завышенная самооценка компенсирует подростку неблагоприятный опыт общения с родителями и защищает его от неудач, запуская в ребенке сильный компенсаторный защитный механизм.Необъяснимый характер внутренних противоречий между требованиями родителей и неспособностью их удовлетворить является источником постоянного эмоционального напряжения и тревоги, способствуя компенсаторной гипертрофии самости, у ребенка не развивается самокритика.
2.3 Разработка рекомендаций по практическому внедрению новых идейСамооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием внешних факторов, плохо поддается коррекции. Неустойчивая самооценка динамична, ее можно корректировать. Самооценка подростка неустойчива и хорошо поддается коррекции.
Самооценка связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям подростка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же - является источником возникновения различных конфликтов подростка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка.
Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у подростка в семье. Дети с адекватным уровнем самооценки справляются с неудачами и трудностями легко. Дети с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается переживаниями. Ребенок, через общение с другими, познает их, а через них и себя. Дети подросткого возраста чаще оценивают себя чаще всего негативно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами, но с возрастом адекватность самооценки повышается. С возрастом происходит переход к более обобщенной самооценке.
Межличностные отношения оказывают большое влияние на развитие самооценки. Недостаток общения способствует плохому развитию оценочных способностей и неправильному формированию самооценки, т. е. человек не умеет видеть свои недостатки.Общаясь, ребенок может увидеть свои плюсы и минусы, формируя и корректируя свою самооценку.Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития.
В подростком возрасте можно выделить четыре условия, влияющие на развитие самосознания: опыт общения ребенка с родителями, опыт общения со сверстниками, индивидуальный опыт общения, умственное развитие ребенка.
К подросткому возрасту более устойчивый характер приобретают знания, полученные в процессе деятельности. В этот период собственная оценка себя сопоставляется с мнением окружающих. Если нет значительных расхождений с собственными представлениями о себе и своих возможностях, то оценка со стороны принимается. Собственный опыт подростка еще не богат и оценка себя бывает ошибочна.Поскольку самооценка у детей подросткого возраста закладывает основы их поведения в будущем, к ней нужно относиться с должным вниманием. В процессе жизни, конечно, этот показатель может поменяться и не один раз, но именно в подростковом возрасте закладывается базис сознательного мировосприятия, а также основные модели поведения.
Именно осознанность, которая отныне начинает присутствовать во всех поступках ребенка, и оказывает основное влияние на развитие его самооценки. Теперь он вполне уже может осознавать, что он «хороший» или «плохой» на основе личностных достижений или неудач, к осознанию которых он пришел самостоятельно. Ведь для любого родителя его ребенок считается самым умным, самым красивым, самым талантливым и одаренным. И, естественно, каждый любящий родитель будет напоминать об этом своему чаду при первой же возможности.Такие дети, как правило, очень подвижны, стараются во всем и всегда быть первыми, занимать лидирующие позиции и доминировать над другими детьми. Они не в состоянии анализировать свои поступки, да и не стремятся к этому.
Для детей с заниженной самооценкой характерны моменты поведения прямо противоположные. Они тихи и незаметны, малообщительны и не способны постоять за себя. Они нуждаются в поддержке со стороны взрослых, поскольку сами считают, что у них не может ничего получиться.
Дети с адекватной самооценкой придерживаются «золотой середины». Они уверены в себе, но без заносчивости, способны анализировать свои поступки, легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, не отказываются от похвалы, но и не страдают от ее отсутствия.
Таким образом, в завершении можно отметить, что диагностика самооценки детей, а также ее своевременная корректировка, поможет избежать целого ряда проблем поведенческого и психологического характера в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕСамооценка подростков характеризуется влиянием определенных новообразований в этом возрасте. В частности, подростки развивают механизм эмоционального контроля и, по-видимому, имеют иерархию переживаний. Личный опыт - основной источник конкретных знаний о себе, которые развивается и обогащается, появляется способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.Уделяя особое внимание факторам, влияющим на формирование самооценки у подростков, было обнаружено, что основным и наиболее важным фактором являются родительские отношения. Следует отметить, что в психологической литературе влияние родительских отношений на формирование самооценки у школьников до конца не исследовано.
Анализ результатов исследования позволяет предположить, что авторитарный стиль ярко выраженных детско-родительских отношений действительно может влиять на формирование низкой самооценки у школьников.
Однако эмоциональное отвержение, неудовлетворенность ребенком и строгий контроль со стороны родителей оказывают противоположное влияние на формирование самооценки ребенка. При этих негативных формах воспитания дети, участвовавшие в исследовании, демонстрировали высокую самооценку.Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средняя самооценка ребенка, родители которого уважают и признают личность ребенка, доверяя ему, то есть в целом с доброжелательным отношением к ребенку.
В тех случаях, когда общий фон детско-родительских отношений явно негативен, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитно-компенсаторную функцию.Чем больше негативных родительских оценок получит ребенок, тем больше он сможет выстроить собственную защиту в виде высокого уровня самооценки. Высокая самооценка компенсирует дисфункциональные переживания, защищает ребенка от негативных оценок со стороны родителей.
Для психологов и педагогов область коррекции открывает новые возможности, как в самооценке подростков, так и в родительских отношениях.Можно смело сказать, что наиболее существенное влияние на формирование самооценки у подростков оказывают родители. Представление о том, как должен выглядеть ребенок формируется еще до рождения ребёнка, что определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальные действия и поведение. Ребенок оценивает себя так же, как оценивают окружающие его люди, и, самое главное, родители. Родители также формируют определенные личностные ценности, идеалы, стандарты, с которыми ребенок хочет быть равным, определяют планы, которых необходимо достичь, определяют критерии осуществления тех или иных действий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
4. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. - М., 2009. - 320 с.
5. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб., 2018. - 279 с.
6. Бадалян, Э.К. Взаимосвязь самооценки подростка и развития его когнитивных психических процессов / Э.К. Бадалян. – Новосибирск, 2019. – 215 с.
7. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки подростков / О.А. Белобрыкина. - М., 2017. - 192 с.
8. Бранден, Н. Мощь самооценки / Н. Бранден. - М., 2018. - 278 с.
9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб., 2017. - 208 с.
10. Валявко, С.М. Анализ формирования самооценки подростков / С.М. Валявко. – М., 2016. – 154 с.
11. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова. - М., Просвещение, 2016. - 145 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2010. - 323 с.
13. Гонина, О.О. Игровые роли школьников с разным уровнем самооценки / О.О. Гонина. – Новосибирск, 2019. – 576 с.
14. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалёв. - М.: Медицина, 2019. - 608 с.
15. Кругликова, А.Ю. Изучение речевой самооценки у детей с нарушениями речи / А.Ю. Кругликова. – Волгоград, 2017. – 448 с.
16. Лисичкина, А.Г. Особенности самооценки и тревожности детей 12-13 лет в контексте кросс-культурного исследования / А.Г. Лисичкина. – М., 2018. – 336 с.
17. Лихачева, Е.Г. Изучение особенностей самооценки детей подросткового возраста / Е.Г. Лихачева. – Уфа, 2018. – 162 с.
18. Певзнер, М.С. Самооценка личности / М.С. Певзнер. - М., 1969. - 178 с.
19. Смирнова, С.И. Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми личностными качествами у подростков с задержкой психического развитии / С.И. Смирнова. - СПб., 2017. - 415 с.
20. Тимофеева, Т.С. Измерение уровня самооценки подростков старшего возраста по методике «лестница» / Т.С. Тимофеева. – М., 2019. – 115 с.
ПРИЛОЖЕНИЕПриложение А
Опросник теста ОРО
Я всегда сочувствую своему ребёнку.
Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
Я уважаю своего ребёнка.
Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
Мой ребёнок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
Мой ребёнок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как губка.
Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
Ребёнка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастит порядочный человек.
Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
Приложение Б
Тест «Лесенка»
7 6 5 4 3 2 1
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!