это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3401461
Ознакомительный фрагмент работы:
В центре внимания современной педагогической науки и практики
находятся вопросы повышения качества образовательно-воспитательного
процесса. Так, в Национальной доктрине образования в Российской
Федерации до 2025 года указывается на высокую значимость для системы
профессионального педагогического образования навыков самообразования,
самореализации личности и, как следствия, способности к повышению
педагогического мастерства. Таким образом, на социально-педагогическом
уровне актуальность проблемы определяется потребностью современного
общества в профессионалах, способных активно реализовать себя в
профессиональной деятельности, осознающих значимость повышения
педагогического мастерства.
Педагог – это профессия, чья суть состоит не только в том, чтобы
передавать знания, но и так называемая высокая миссия сотворения новой
личности, утверждение «человека в человеке». В связи с этим выделяется
целая совокупность профессионально и социально обусловленных качеств
педагога, среди которых отметим самое основное, что должно быть у
преподавателя, обладающего высоким уровнем педагогического мастерства:
любовь к детям, способность и потребность отдать ем свое сердце;
социальная активность и высокая гражданская ответственность; готовность к
принятию творческих решение и созданию новых ценностей; умение и
желание работать вместе с другими; профессиональная работоспособность,
психическое и физическое здоровье. Каждый педагог имеет свой стиль
обучения, но поистине высокое мастерство преподавания должно включать в
себя все, что было перечислено нами выше.
Мастерство в современной психологии понимается как
социально-психологические целостное образование, которое синтезирует
научные знания, навыки, умений, личностные качества и методическое
искусство, которые все вместе способны обеспечить высокую эффективность
деятельности педагога.
Рассмотрим проблемы педагогического мастерства и пути его
повышения.
В процессе характеристики термина «педагогическое мастерство»
возникает целый ряд проблемных вопросов:
- Что является критериями мастерства?
- Педагогическое мастерство – ему можно обучить любого желающего
или это врожденное качество?
- Каждый ли педагог способен овладеть педагогическим мастерством?
- В каких «единицах» и каким образом можно изменить качество и
количество педагогического мастерства у представителей педагогических
профессий?
Педагогическое мастерство – важное условие эффективной работы
преподавателя. Обладая высоким уровнем мастерства, он не только
обеспечивает сознательное, творческое усвоение знаний обучаемыми, но и
оказывает значительное воспитательное воздействие на них.
Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной
деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется
в успешном достижении правильно сформулированных педагогических
целей, решении различных задач обучения, направленных на достижение
высоких конечных результатов. Конкретные внешние показатели
педагогического мастерства заключаются в высоком уровне исполнения,
качестве труда, целесообразных, адекватных педагогическим ситуациям
действиях преподавателя, достижении результатов обучения и воспитания,
самостоятельной работы обучаемых.
Формирование педагогического мастерства преподавателя
предполагает постоянное совершенствование научного содержания и
методики проведения учебных занятий. Будучи синтезом теоретических
знаний и высокоразвитых практических умений, мастерство педагога
утверждается через творчество и воплощается в нем.
А.С. Макаренко отмечал, что педагогом-мастером может стать любой
опытный преподаватель. Но высокое педагогическое мастерство необходимо
сочетать с большой любовью к учащимся. Попытка разъединить эти два
подхода обречена на неудачу.
Л.Н. Толстой писал, что «если учитель имеет только любовь к делу, он
будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как
отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не
имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель».
Педагогическое мастерство может определяться тремя уровнями:
Высокий уровень мастерства может быть охарактеризован
способностью преподавателя к построению процесса преподавания,
направленного на создание оптимальных условий для достижения
учащимися успеха в учебной деятельности, развития индивидуальных
способностей воспитанников, затрагивает перестройку каждого из
компонентов педагогического процесса: методов, форм, содержания, цели и тд.
Средний уровень можно охарактеризовать принятием со стороны
педагога гуманистических ценностей, концентрацией на интересы
воспитанников, но деятельность не ограничивается только знанием
основных технологий, принципов, категорий гуманизацией сферы общения,
но и неспособностью их применить в педагогической конкретной ситуации.
Недостаточный уровень педагогического мастерства. Для данного
уровня характерны такие показатели: ориентация на четкое исполнение
методических рекомендаций, деятельность по инструкции акцентирование
внимание на собственных действиях, без привлечения воспитанников к
решению педагогической задачи.
Успешная педагогическая деятельность требует от преподавателя
постоянной работы над собой. Преподаватель должен работать над собой,
воспитывать, прежде всего, себя, предъявлять к себе строгие требования в
отношении собственной дисциплины, честности, бескорыстности. Он должен
любить свой предмет, свою работу и свою аудиторию.
Для овладения педагогическим мастерством необходимы:
систематическая подготовка к каждому учебному занятию; постоянная
работа с новинками педагогической литературы, извлечение из них нового,
требующего практической проверки и применения; изучение опыта коллег и
заимствование всего лучшего, полезного, действительно необходимого; отказ
от стереотипов в педагогической деятельности; овладение индивидуальными
приемами техники личной работы: организация продуктивного
педагогического труда, постановка голоса, выработка речи (грамматическая
правильность, дикция, интонации, сила звука и т. п.); саморегуляция
физического и психического состояния.
Овладеть секретами педагогического мастерства можно лишь при
систематическом и творческом труде, освоении объективных
закономерностей обучения и воспитания, основных педагогических идей и
принципов, постоянном повышении квалификации. Решающее значение при
этом имеют самообразование и самовоспитание. Успех педагогической
деятельности определяется, прежде всего, степенью профессиональной
подготовленности преподавателя. По мере накопления опыта формируются
оптимальные приемы работы, приходит мастерство, нарабатывается фонд
поведенческих программ, позволяющих быстро адаптироваться в любой
аудитории, возникает легкость в работе с обучающимися.
Педагогическое мастерство характеризуется умением анализировать
поведение обучаемых, понимать их запросы и интересы, видеть особенности
и тенденции их развития, определять наиболее целесообразные пути и
методы педагогического воздействия. Оно включает в себя также
педагогические способности, которые по своей сущности выступают
индивидуальной формой отражения структуры педагогической деятельности.
Наиболее ярко выраженными педагогическими способностями
преподавателя являются:
- наблюдательность;
- педагогическое воображение;
- способность к аналитико-синтетической работе мысли;
- последовательное логическое распределение внимания и действий
при изложении учебного материала;
- педагогический такт, умение устанавливать положительные контакты
с обучаемыми;
- способность к правильной самостоятельной оценке условий и
ориентировке в быстро меняющихся педагогических ситуациях.
Педагогические способности – основа мастерства преподавателя. Они
обусловливают его изобретательность, творческое использование
многообразных методов и приемов, рекомендуемых наукой и принятых в
педагогической практике.
Так, педагогическая наблюдательность позволяет преподавателю быть
хорошим диагностом – определять в знаниях обучаемых основные пробелы и
направлять усилия на их устранение. Она помогает видеть наиболее сильные
и слабые стороны учебного процесса и с учетом этого применять наиболее
эффективные приемы и методы педагогического воздействия.
Педагогическое воображение, отражающееся на абстрагирующей и
конструирующей деятельности мышления, обеспечивает педагогу
возможность видеть конечные результаты своего труда, создавать
педагогическую модель планируемых мероприятий, прогнозировать развитие
обучаемых и тем самым более рационально воздействовать на ход
учебно-воспитательного процесса.
Важным компонентом мастерства преподавателя является
педагогический такт, то есть особое чувство меры и педагогической
целесообразности всего, что делает преподаватель.
Педагогический такт выражается весьма разносторонне и служит
показателем глубины и развитости психолого-педагогического мышления,
волевых качеств, общей культуры. Он характеризуется обоснованностью и
гибкостью применения средств, приемов и форм педагогического
воздействия, вдумчивым и внимательным подходом к запросам обучаемых,
неторопливостью, соразмерностью выводов при оценке их учебного труда.
Педагогический такт преподавателя в наиболее общем виде проявляется в
умении сдерживать свои чувства, не терять самообладания; в способности
оценивать сложившуюся обстановку и находить наиболее целесообразные и
правильные решения; в сочетании строгой уставной требовательности с
чутким, заботливым отношением к обучаемым; в искреннем и
самокритичном подходе к анализу и оценке своего труда.
Умение преподавателя использовать все свои способности в
педагогическом труде – один из важных показателей его педагогического
мастерства.
Процесс формирования педагогического мастерства условно можно
разделить на два основных периода.
Первый период – период становления начинающего преподавателя –
это то время, в течение которого он должен освоить курс преподаваемой
дисциплины, основы педагогики и психологии, приобрести практические
навыки, необходимые для самостоятельной организации учебной,
методической и воспитательной работы.
Второй период – совершенствование педагогического мастерства в
процессе приобретения опыта. В течение его происходит непрерывное
развитие педагогических способностей, педагогического такта. Говоря о
втором периоде формирования педагогического мастерства преподавателя,
следует отметить, что он продолжается непрерывно в ходе всей
последующей деятельности педагога.
Исходя из современных требований, которые предъявляются педагогу,
предлагаются различные пути к развитию их профессионализма и
повышению педагогического мастерства. Рассмотри их подробнее:
- развитие профессиональной компетенции при помощи активной
формы работы с преподавателями;
- повышение квалификации педагогов, аттестация;
- распространение и обобщение собственного педагогического опыта;
- участие педагогов в мастер-классах, фестивалях, форумах, на
конкурсах профессионального мастерства;
- инновационная деятельность педагога;
- работа в проблемных, творческих, объединенных группах
(муниципального и школьного уровней) и т д.
Для повышения профессионального уровня преподавателя, необходимо
не только увеличить количество используемых методов и форм работы с
учащимися, но и создать вокруг себя организационно-педагогические
условие, позволяющие в себя различные формы интерактивной работы,
побуждающие к саморазвитию, самоанализу.
Педагогическое мастерство учителя может повышаться как
самостоятельно, в процессе занятий, так и в процессе работы с педагогом.
Рассмотри эти формы работы подробнее:
- активные формы: при проведении педагогических советов,
методических совещаний: работа в малых творческих группах, проблемная
ситуация, организованный диалог, мозговой штурм, методический штурм.
- методическая неделя, которая включает в себя проведение целой
панорамы открытых уроков, тематический педагогический совет,
педагогические чтения по теме самообразования преподавателей. Педсовет
остается одной из многочисленных форм повышения педагогического
мастерства преподавателя. При подготовке выступлений к педагогическому
совету каждый преподаватель должен тщательно анализировать все
мероприятия, которые он проводит, что способствует анализу собственной
деятельности преподавателя, а также более глубокому анализу учебной
деятельности воспитанников.
- Одним из средств совершенствования педагогического мастерства
являются конкурсы педагогического мастерства. Они создают
мотивационную благоприятную среду для педагогического
профессионального развития, способствуют профессиональному
самоопределению, распространению инновационного опыта. Каждый
конкурс несет в себе определенную смысловую нагрузку. Готовясь к
конкурсам, преподаватель обращается часто к ученикам. Многое может
делаться вместе. Этот творческий процесс может дать огромный «заряд». В
таких мероприятиях очень полезно привлекать к деятельности и своих
учеников.
Под самообразованием понимается наиболее доступный, главный
источник знаний. Давно известна истина, что получение диплома ВУЗа еще
не финиш, а только старт. На каком бы этапе профессионального и
жизненного пути не находился педагог, он никогда не может считать свое
образование полностью завершенным, а профессиональную концепцию
полностью сформированной.
Самообразование педагога является необходимым условием
профессиональной деятельности педагога.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять, в будущем к
преподавателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других,
необходимо знать намного больше, чем остальные. Педагог должен не только
хорошо знать свой предмет, владеть техникой преподавания этого предмета,
но и иметь знания в близко лежащих научных областях, ориентироваться в
экономике, политике и в различных сферах жизни и т д. Педагог должен
учиться постоянно, так как в лице его учеников перед ним ежегодно
сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления о
внешнем мире.
Современный педагог не может быть обладателем некоторой суммы
рецептов эффективного преподавания. Постоянное осмысление собственной
педагогической деятельности требует постоянного обновления
теоретических знаний в области физиологии, психологии, теории
воспитания, педагогике. Только на базе этих знаний педагог может быть
готов к перестройке процесса преподавания, к поиску новых средств и путей
эффективности воспитания учащихся.
Очень важно, чтобы все способы и пути самосовершенствования
педагога были использованы не от случая к случаю, а систематически.
Необходима, помимо этого, определенная работа, последовательности в
устранении всех недостатков в преподавании. Это все возможно только в том
случае, если преподаватель выявляет у себя слабые и сильные стороны,
занимается самопознанием и самоанализом.
Выявление у себя различных слабостей, качеств, развитых в
недостаточной степени, не должно приводить педагога к пессимистическим
выводам о его непригодности к преподаванию. Ведь очень трудно ожидать,
чтобы человек одновременно обладал сразу всеми положительными
качества. Как правило, у него уживаются и отрицательные, и положительные
качества личности. Поэтому преподаватель в максимальной степени должен
использовать свои положительные качеств, а также сдерживать
отрицательные.
Так же ему важно знать, чем может компенсироваться недостаточно
развитое качеств (например, недостаточная сенсомоторная реакция –
умением предвидеть ситуацию, опытом; отсутствие требовательности к
ученикам – терпеливостью и настойчивостью в работе). Наглядно в
особенности такие компенсации проявляются во время выбора деятельности.
Возможности у преподавателя многообразны. Они могут быть реализованы в
виде качеств, умений, знаний, усиливаться при помощи мотивов. И способы
достижения педагогического мастерства, в связи с этим могут быть
различными. Но главное в работе хорошего педагога найти и подобрать для
себя максимально эффективный путь совершенствования педагогического
мастерства.
Таким образом, педагогическое мастерство должно быть неотъемлемой
частью личностных качеств преподавателя. Каждый преподаватель,
преподносящий обучающимся определенный объем знаний и умений,
должен сам обладать определенным уровнем педагогического мастерства
Каждый педагог должен повышать свое педагогическое мастерство.
Этот процесс будет продуктивным, если преподаватель будет стремиться к
самосовершенствованию, к анализу своей деятельности, к расширению
своего профессионального кругозора и уровня педагогической
компетентности. Только такой педагог достигнет высокого уровня
мастерства – станет мастером своего дела, в противном же случае он может
навсегда остаться в списках весьма посредственных педагогов.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие. – М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 432 с.
2. Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В.
Кухарев. – М., 2010. – 159 с.
3. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. Общие условия
семейного воспитания: Учебное пособие/ А.С. Макаренко – М.: Знание 1984.
– 400 с.
4. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.-метод.
пособ. – Барнаул: АлтГТУ, 2002. – 152 с.
5. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. / Под ред. И.А.
Зязюна. – М.: Просвещение, 2003. – 302с.
6. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М.:
Высшая школа, 2010. – 201с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!