это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3487269
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования заключается в том, что сенсорные представления начинают формироваться с раннего возраста, именно от них будут зависеть предпосылки развития всех познавательных процессов ребёнка. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В возрасте 3-4 лет дети знакомятся с предметами через соприкосновение, изучают форму и величину предмета через ощупывание, с помощью данных манипуляций у них складывается представление о предмете. Развитие сенсорики в этом возрасте имеет колоссальное значение, так как закладывает фундамент познавательного развития, формирования всех видов мышления.Когда ребёнок приходит в детский сад, сенсорное развитие помогает ему лучше адаптироваться к новым условиям. Имея хорошо развитые сенсорные представления, дошкольник сможет легко выполнять разные виды деятельности в группе: лепить, рисовать, конструировать, играть со сверстниками. Сенсорное развитие ребёнка является необходимым для овладения любой практической деятельностью, из него вырастает логическое познание. Возраст 3-4 лет, по данным психолого-педагогической науки, является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, получения полных и верных представлений об окружающей действительности, следовательно, каждый педагог должен следить за особенностями развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада.Система сенсорного воспитания основана на теоретико-методологических разработках Я.А. Коменского, А. Декроли, М.Монтессори, С. Русовой, Ф. Фребеля и др. опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.А. Леонтьевым, Л.А. Венгером и др. Современные исследования посвящены таким аспектам данной проблемы, как диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (Т.П. Кондратенко, Е.А. Янушко, Н.А. Сердюкова, Е.В. Царьковаи др.). По мнению учёных и педагогов изменения в организме ребёнка 3-4 лет происходят не самостоятельно, а в результате того, что дошкольник овладевает новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений. Во второй младшей группе детского сада у ребёнка возникает желание разобраться в формах, сравнить, в чем их сходство и различие с известными ему предметами.Целью нашего исследования является: теоретически изучить и проверить на практике особенности развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. Объект исследования: сенсорные представления.Предмет исследования: особенности развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада Задачи исследования:1. Изучить общие теоретические подходы к развитию сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада.2. Выделить по теоретическим источникам условия, средства, методы развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. 3. Определить особенности развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада по результатам констатирующего эксперимента.В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по дошкольному образованию, беседа с воспитателем, наблюдение мероприятий и проявлений развития сенсорных представлений у детей в условиях ДОО, сравнение, обобщение, анализ.ГЛАВА HYPERLINK \l "_Toc535765894" I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 1.1. Понятие, значение развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского садаСенсорика - (от лат. sensus, «восприятие») категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. «К сенсорным представлениям относятся ощущения и восприятие (перцепция). Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Восприятие - отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств» . Выдающиеся зарубежные учёные (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо полагали, что развитие сенсорных представлений у детей является одной из основных сторон дошкольного воспитания.Э.Дж. Айресна основании многолетних исследований пришёл к выводу, что процесс развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста может происходить не организованно, стихийно, и тогда он остаётся малопродуктивным, а если же удаётся организовать его в зависимости психическим закономерностям поэтапного формирования сенсорных действий, то эффективность этого обучения будет значительно повышена. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В связи с этим каждая возрастная степень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребёнка.Р.Буянова выделяет три периода формирования сенсомоторных навыков:- в раннем возрасте: складывается акт рассматривания предметов; формируется хватание, развитие руки, как органа осязания и органа движения; устанавливаются зрительно - двигательные координации, переход к манипулированию, зрение управляет движением руки; устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. - младшем дошкольном возрасте: складывается новый тип внешних ориентировочных действий; примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов; освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. - в старшем дошкольном возрасте: зрительное восприятие становится одним из ведущих; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; развивается восприятие. На этапе 3-4 лет ознакомление со свойствами предметов играет важную роль. В.П. Вартан назвал этот период «золотой порой» сенсорного воспитания. Во второй младшей группе ДОО ребёнок ещё не совсем готов к усвоению сенсорных эталонов, у него ещё только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а нагромождение этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые необходимо вносить такие цели, задачи и умения, которые стоит усвоить детям.Благодаря заинтересованности детей второй младшей группы ДОО в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приёмы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают зачатки логики. В современных программах обучения и воспитания детей второй младшей группы ДОО в дошкольных учреждениях задачи сенсорного развития реализуются в разделах, где рассматривают речевое развитие детей, ознакомление с окружающим, развитие продуктивных видов деятельности. Считается, что сенсорное воспитание следует начинать как можно раньше, чтобы использовать естественные возможности ребёнка.Особенности развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада изучались Р.Г. Киршовой. Исследуя процесс развития ребёнка, они выделили пять больших периодов.Первая стадия – формируются первые элементарные сенсорные представления. Ребёнок рассматривает, трогает предмет. Дошкольники неоднократно повторяет действия. На данной стадии повышается роль среды, а именно условий, средств и методов усвоения и формирования сенсорного опыта.На второй стадии сенсорные действия ребёнка повторяются ради впечатления, которое он получил в результате этого действия. Происходит распределение между средством, а именно действием (рассматривание, наблюдение, щупанья) и целью – тем впечатлением, что получается в результате действия. Эта стадия предшествует следующей – практической. Третья стадия сенсорного развития – практическая, когда ребёнку предоставлена цель, но средства для ее достижения он находит сам, опираясь на предыдущий опыт (например, выполнить задание – разобрать и сложить пирамидку). На следующей, четвертой стадии, для достижения цели ребёнок, путём активного экспериментирования, придумывает новые средства. Его внешние действия переходят в умственный план, обобщаются, становятся умственными операциями. Мышление ребёнка развивается на основе собственных действий. Активность дошкольника способствует его развитию.Пятая завершающая стадия развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. На этой стадии ребёнок в состоянии найти новые средства для достижения цели путём комбинации действий в уме и выполнять задачи с воображением. Этому способствует возникновение достаточно подвижных сенсорных схем, легко поддающихся коррекции. На пути развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада существует степень неосознанного накопления сенсорного опыта, когда информация присваивается ребёнком во время любой деятельности. Манипулирование предметами, которые содержат сенсорную информацию, то есть сенсорными материалами, рассмотрим, как следующую степень сформированности сенсорной сферы. Польза манипулирование для развития ребёнка не признавалась учёными, которые отмечали осуществлении обучения, как процесса полностью спланированного и управляемого. И.В. Комарова и Л.Л. Махина считали манипулирование вредным для развития детей младшего дошкольного возраста. В следствие этого, в традиционной системе сенсорного воспитания, как противопоставления манипуляции, провозглашалось предоставление ребёнку (П. Я. Гальперин) - представление о ситуации и действиях, которые надо выполнить в «готовом» виде.В противоположность этому, О.В. Морозова и Е.И. Тихеева считают, что путь попыток и ошибок, которым идёт ребёнок и делает свои собственные «открытия», очень важен не только для сенсорного, но и для общего развития ребёнка.На современном этапе, отечественные учёные признают серьёзное значение предметно-манипулятивной деятельности для развития младшего дошкольника. В частности, Л.Н. Павлова объясняет: «Важно развивать в младшем дошкольном возрасте предметно-манипулятивную деятельность, через нее помогать познавать мир, развивать сознание и самосознание». Для осуществления сенсорного воспитания Л.А. Венгер предлагает ставить перед детьми познавательные задачи «на восприятие» предметов и их свойств. Восприятие всегда содержится в контексте более широкой деятельности, которую она ориентирует и регулирует; соответственно и ее задачи содержатся в задачах этой последней и часто замаскированные ими. Реально перед индивидом возникает не сенсорная, а комплексная практическая или познавательная задача, в реализации которой наряду с сенсорными процессами должны участвовать и другие виды психической деятельности, собственно сенсорные же задачи выступают в виде требований, предъявляемых к сенсорики со стороны этой комплексной задачи. Такие взгляды Л. А. Венгера позволяют сделать вывод о специфике и особенностях развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада.О. П. Рожков считает, что пока ребёнок не воспримет задачу в ее истинном виде и не начнет ее как-то решать, никакого прогресса в восприятии свойств и соотношений предметов ожидать не приходится.Развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, с одной стороны, является фундаментом речевого развития ребенка и в тоже время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К 4 годам у детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и воспитания.Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе развитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада рассматривается как целенаправленное воздействие на ребенка с целью развития функциональных возможностей органов чувств. Сенсорное воспитание повышает способность анализаторов дифференцировать качества окружающих явлений и объектов, формирует ощущение и восприятие цвета, формы, обостряет слух и тому подобное. Итак, все вышесказанное позволяет говорить о чрезвычайной актуальности и значимости развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада, необходимость максимального учета психофизиологических особенностей развития ребенка.1.2. Условия, средства, методы развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского садаРазвитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада решается посредством накопления непосредственных эмоционально-образных впечатлений, усвоения и умение адекватно использовать язык для выражения сущности практической действия, доказательства. Результативность обучения во многом зависит от знания педагогом общих закономерностей развития мышления и речи дошкольников во второй младшей группе.Успешное развитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада определяется особой ролью практических действий в овладении знаниями, взаимосвязью между степенью освоения действиями и речевым выражением способа его выполнение.Н.П. Сакулина и Н.Н. Поддьякова считают, что в «младшем дошкольном возрасте накапливается потенциал для полноценного функционирования сенсорных процессов, формируется мотивация к перцептивным действиям, трудовой, творческой деятельности».В нашем исследовании процесс развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада определяется как целенаправленный, организованный процесс передачи и усвоения сенсорных эталонов, умений, навыков перцептивных действий, положительно воспринимаемых в эмоциональном плане и осознанных субъектом в развитии образовательного процесса, который закладывает основу будущих сенсорных способностей.Развитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.Исследователи Н.А. Сердюкова, Е.В. Царькова, О.П. Рожков, И.В. Дворова, Е.Ю. Нечаева, Н.Е. Яровскаяи др. отмечают такие специфические особенности развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада как гибкость мышления, то есть не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, лёгкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного образа деятельности и умения находить новые способы решения проблем при изменённых условиях.Процесс развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада предполагает планомерное усвоение форм, цветов, постепенное расширение словаря. Сенсорные представления о свойствах предметов (цвет, форма, положение в пространстве, величина, а также вкус, запах и т. д) должны осознаваться детьми в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов.На занятиях дети должны обучаться не только распознавать цвет, величину и форму предметов, но и правильно отражать свои представления. Овладение словарём обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи-точной, короткой, развития умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.Важным условием развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Занятия в сенсорном уголке проводятся для того, чтобы ребёнок научился выявлять разницу между качествами предметов (форма, размер, вес, цвет, запах, текстура, вкус, слух тому подобное). Для развития сенсорных представлений во второй младшей группе необходимо создать уголок игр по методике М. Монтессори. Тут могут быть представлены такие игры как «Искусные пальчики» (различные шнуровки, деревянные лабиринты и другое).Для развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада в группе имеется «сенсорная стенка», дидактические игры «Посади бабочку на свой цветок» «Угадай на ощупь», «Угадай по звуку», игры с пуговицами, игры-шнуровки, игры с водой и песком.Именно здесь собираются самые разнообразные материалы, направленные на развитие сенсорных ощущений в детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная стенка включает в себя наборное полотно, шнуры для шнуровки пуговиц, ленты разной ширины и длины, колокольчики, погремушки, внизу кармашки с разнообразной утварью: цветной мел, трафареты разной формы, разноцветные пуговицы и палочки, шумовые коробочки «киндер-сюрпризы», тканевые цветы с элементами застёгивания, плоскостные предметы для шнуровки. Дети 3-4 лет с удовольствием используют сенсорные материалы для игр.В группе может быть представлен сенсорный стол, где дети учатся группировать предметы по цвету, форме, сравнивать разнородные признаки предметов, учить застёгивать пуговицы, кнопки, змейки, крючки, продевать тесьму в отверстие, сравнивать плоскостную и объёмную формы. Сенсорный столик с ёмкостями, наполненными различными сыпучими материалами и резервуаром для воды.Сенсорный столик шестигранной формы, окрашенный в основные цвета с накладными геометрическими фигурами для осязательных и зрительных впечатлений детей. Сенсорные ширмы «Подбери крышечку». Сенсорные доски для манипулирования застёжками, приколками, шпингалетами, защёлками, молниями, мочалками. Сенсорные ряды с размещёнными предметами для шнуровки, манипулированием прищепками, пуговицами.В уголке «Математика» дети могут работать с разнообразными материалами, которые помогают усвоить понятие формы и количества: с помощью пирамидок, кубиков, треугольников и квадратов. Учитывая, что во второй младшей группе находятся дети 3-4 лет к каждой специальной ячейке необходимо подобрать пособия для совершенного овладения сенсомоторными навыками. Например, природоведческая ячейка, центр игровой деятельности с палочками Кюизенера, кубиками Умка.Предметно-игровая среда для развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада должна быть динамическая и мобильная, чтобы дети учились активно пользоваться представленными средствами и играми, а также чтобы обеспечивать детям свободу действий. Все оборудование должно постоянно возобновляться, видоизменяться и легко переносится с одного центра на другой.Для занятий педагог должен использовать разновидность дидактических игрушек с разным характером игровых действий, зависящие от их конструкции:1. Игрушки для нанизывания, имеющие сквозное отверстие, предназначенные для нанизывания на стержень, верёвочку.2. Рамки, втулки, плоскостные и объёмные геометрические фигуры для группировки и соотношения величины, цвета, формы.3. Объёмные геометрические фигуры для построения башенок, мостиков и других элементарных сооружений, способствующих развитию пространственного ощущения.4. Дидактические куклы.5. Книжки малышки с развивающими страницами: формы, цвета.6. Дидактические картины со сменной тематикой, формируют у детей пространственные, временные отношения.7. Народные игрушки: музыкальные, каталки.8. Столики для игр с водой и песком, коробки с цветным фоном и различными сыпучими наполнителями (песком, кофе, крупами).Для развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада педагог должен разработать перспективное планирование и проводить с детьми сенсорные занятия и игры. С целью улучшения результатов педагог должен активно сотрудничать в этом направлении с родителями.Игра – эффективное средство развития сенсорных представлений детей второй младшей группы детского сада. Возможность обучать маленьких детей с помощью активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся их составной частью, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3-4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только разграничивать задачи, предусматривают работу с различными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойств в ущерб другим. Среди дидактических игр для развития сенсорных представлений детей второй младшей группы детского сада мы можем назвать «Волшебный мешочек», «Угадай предмет по тени», «Понюхай и скажи, что это», «Цвет и предмет». В ходе данных игр ребёнок учится определять предмет на ощупь, соотносить цвет предмета с предметом, по запаху определять предмет, соотносить форму и предмет по тени .Упражнения – это практический метод развития сенсорных представлений. Они развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх со шнуровкой также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.Методика М. Монтессори эффективно зарекомендовала себя среди педагогов в процессе развития сенсорных представлений детей второй младшей группы детского сада. Данная методика включает в себя проведение сенсорных упражнений и игр с детьми в группе, а также самостоятельная деятельность детей с сенсорным материалом. Сенсорные упражнения- это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать все это надо научить ребёнка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, – пишет М. Монтессори, – и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры».Итак, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, то есть правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми лишь через сенсорную гимнастику, то есть через систему упражнений по развитию органов чувств. М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, чувство зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделённую на два квадрата. Один из них-с гладкой отполированной поверхностью, другой - с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть ручками» по принципам методики М. Монтессори.Для развития чувства зрения М. Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом заключалась использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное световосприятие). Подробно разработала М. Монтессори и упражнения в распознавании звуков.Эффективным средством развития сенсорных представлений детей второй младшей группы детского сада является кубик «Умка», который педагог может сделать своими руками. Кубик используется как средство реализации игр сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Кубик имеет шесть обустроенных для сенсорного развития сторон, к которым разработаны дидактические игры. Особое место среди средств развитию сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада занимает устное народное творчество. Разнообразные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки всегда имели хорошее влияние на обучении детей счету, помогали сформировать у ребенка понятие о числе, форме, размере, времени и пространстве.Для того чтобы поддержать внимание детей второй младшей группы на занятиях, повысить интерес и мотивацию к обучению, необходимо организовать активную и творческую умственную деятельность дошкольников. В частности, повышению умственной и творческой активности, вовлечению детей в познавательные процессы способствуют нетрадиционные методы обучение.Одним из таких методов обучения детей второй младшей группы на современном этапе является моделирование деятельности, которая заключается в получении объективно новой информации за счет оперирования знаково-символическими средствами (Л.А. Венгер, Н.С. Бабиева, В.П. Вартан, С.Ю. Гиниятова, И.И. Игнатович, М.Н. Хоняки др.). Для этого во второй младшей группе детского сада могут быть использованы магнитные конструкторы, палочки Кюизенера, кубики, бросовый материал.Таким образом, с помощью анализа педагогической и методической литературы мы описали условия, средства и методы развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. Среди условий мы выделили знание особенностей психофизиологического развития детей 3-4 лет, создание богатой и разнообразной развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОО, целенаправленное планирование занятий и игр с детьми и работы с родителями по данному направлению. Среди средств развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада мы выделили игры, особенно дидактические, использование палочек Кюизинера, кубиков Умка, знакомство с устным народным творчеством, использование различных сенсорных предметов разных по форме, цвету и запаху, различных знаково-символических средств. Так же мы обозначили две эффективные методики: систематическое проведение разных игр, направленных на развитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада и популярную методику М. Монтессори, которая идеально подходит для детей 3-4 лет. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ В ходе анализа научной и методической литературы нами были сделаны следующие выводы:Развитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада – это развитие их сенсорных восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов в их форме, размере, цвете положений в пространстве. Во второй младшей группе детского сада детей необходимо познакомить с сенсорными эталонами, дать им систематические знания о свойствах предметов. К четырём годам дети должны понимать и называть отличительные черты и свойства предметов проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу; умеет располагать кирпичики, пластины вертикально; изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.); может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов; правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»; различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму; понимает смысл обозначений: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, на, над, под, верхняя, нижняя (полоска); понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»; называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал) Когда ребёнок приходит в детский сад, сенсорное развитие помогает ему лучше адаптироваться к новым условиям. Имея хорошо развитые сенсорные представления, дошкольник сможет легко выполнять разные виды деятельности в группе: лепить, рисовать, конструировать, играть со сверстниками. Сенсорное развитие ребёнка является необходимым для овладения любой практической деятельностью, из него вырастает логическое познание. Возраст 3-4 лет, по данным психолого-педагогической науки, является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, получения полных и верных представлений об окружающей действительности, следовательно, каждый педагог должен следить за особенностями развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада.С помощью анализа педагогической и методической литературы мы описали условия, средства и методы развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. Условия: - учёт педагогами особенностей психофизиологического развития детей 3-4 лет, - создание богатой и разнообразной предметно-пространственной среды в группе ДОО, - осуществление целенаправленного планирования занятий и игр с детьми и работы с родителями по данному направлению. Средства развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада: дидактические игры (с прищепками, волшебный мешочек) сенсорный стол (рисование песком, экспериментирование с водой), кубики Умка, устное народное творчество, использование различных сенсорных предметов разных по форме, цвету и запаху, различных знаково-символических средств. В работе с детьми по формированию сенсорных способностей можно выделить следующие методы:- Наглядные (показ, сравнение, сопоставление, наблюдение за действиями взрослого и сверстников);- словесные (беседа, словесная инструкция, эмоциональная установка взрослого, привлечение внимания и объяснение);- практические (экспериментирование, продуктивная деятельность);- игровая ситуация. ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Методы и результаты исследования развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского садаНами было проведено исследование особенностей развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада на базе МБДОУ «Детского сада № 56» г.Зима. С этой целью были использованы следующие методы: наблюдение за детьми, беседа с детьми, беседа с воспитателем группы по вопросам развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. В исследовании приняли участи 27 детей в возрасте 3-4 лет. В начале исследования мы провели беседу и наблюдение за детьми второй младшей группы и выявили особенности развития их сенсорных представлений. Мы определили критерии оценивания развития сенсорных представлений детей второй младшей группы (табл. 1.)Таблица 1. Критерии оценки (0-3 баллов) для всех диагностических упражнений УровеньХарактеристикаВысокий уровень (3 балла)Ребёнок быстро понимает поставленную перед ним задачу, с интересом его выполняет, правильно отвечать на вопросы по заданию. Выполняет задание самостоятельно и быстро.Средний уровень (2 балла) Ребёнок проявляет достаточную мотивацию и интерес при выполнении задания, но не всегда правильно сразу определяет его путь, требующий незначительной помощи взрослого (преимущественно -подсказывание)Низкий уровень (1-0 баллов)Ребёнок только со значительной помощью взрослого (практическое вмешательство в процедуру выполнения; разъяснение) в состоянии выполнить задачу. Практические действия имеют неуверенный характерПредставим методы и результаты исследования развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского садаМетодика. Определение особенностей сформированности у детей второй младшей группы детского сада представлений о величины предметов.Вопрос. Большой-это какой? Большинство детей младшей группы называли большим то, что находилось в данный момент в комнате. Например, стол, стены, большой клоун, кровать, шторы, большая кукла. Ксюша (3 года) назвала большой Киру. Часто дети младшей группы слово «большой» соотносят с животными. Например, слон, медведь. Женя (3 года) показала большой палец и мизинец, назвала мизинец маленьким. Дети также отвечали, что большой – это тот, кто вырос, мяч большой, у гриба шляпа круглая, большая, длинная река, высокий большой стул, большие люди, большой-это длинный, толстый.При опросе детей мы задавали такой вопрос: «Ты-большая (ой)?». Большинство детей отвечали, что уже выросли, значит большие. Но Соня (3 года) ответила, что она маленькая, объяснила это тем, что ей всего 3 года. В процессе диагностики мы задавали детям наводящие вопросы, если они отвечали неправильно (например, шторы − большие, длинные или широкие?).Вопрос. Каких ты знаешь животных большого размера?Ответы детей были такими: слон, медведь, носорог, зубастая собака, кабан, динозавр, кошка, мыши, обезьяна, волк, лиса, лягушка, жирафа, тигр. Часто дети давали уточнение: мама-слон, папа-слон, большая длинная змея.Задача. Подбери ленту для большой куклы, а потом для маленькой. Покажи ширину ленты.Вопрос. Из какой ленты получится большой бант, а из какой − маленький?Дети правильно выбирали из двух лент ту, которая длиннее, из двух кукол ту, которая больше. Но вместо ширины ленты 30% детей показали ее длину. Также 60% детей не употребляют в речи точные слова для указания соотношения предметов по величине. Например, большая кукла-большая, высокая, короткая лента-маленькая, коротенькая, узкая. Так София (3 года) показала и сказала, что она толстая.Задача. Из трех карандашей выбери самый толстый. Все дети успешно справились с заданием. Для определения толщины все обхватывали карандаш пальцами рук. Задача. Подпрыгнуть высоко и низко.Все дети справились с этой задачей. Отметим, что 50% детей, когда прыгали высоко, приземлялись громко, низко − тихо.Задача. Из двух лент выбери самую длинную.Все дети правильно выполнили задание.Задача. Расположи животных (медведь, волк, заяц, еж) по высоте: от самого низкого до самого высокого. 70% детей выполнили это задание. Так, Лейсан (3 года) самым высоким выбрала медведя, следующим хотела расположить зайца, но потом исправилась, после медведя поставила волка, но не рядом, а над медведем. Построила по высоте, но не горизонтально, а вертикально.Методика. Определение уровня сформированности у детей второй младшей группы детского сада представлений о цвете.Далее мы провели наблюдение за деятельностью детей во второй младшей группе. Для этого детям было дано диагностическое упражнение «Цвет». Цель упражнения: определить способность детей младшего дошкольного возраста отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого; определить умение детей сравнивать предметы по ширине; умение подбирать палочки по размеру.Материал: набор цветных палочек, силуэт паровозика.Ход упражнения: экспериментатор предлагает детям построить необычный поезд из цветных палочек. Так, при выполнении детьми упражнения «Цвет», необходимо было определить умение детей соотносить цвет и величину предложенной экспериментатором по цвету палочки.По результатам наблюдения за операционными действиями детей мы отметили, что дети часто путали цвет палочки, который нужно было положить. То есть детям было сложно выполнять словесную инструкцию педагога. Однако, когда мы предложили детям выполнить эту работу с цветной картинкой, младшие дошкольники легко и самостоятельно справились с заданием. Под самостоятельностью исполнения мы рассматриваем состояние работы, когда дети не обращаются за советом или практической помощью к взрослому.Мы установили, что 8 детей (30%) сразу после постановки задачи начали его выполнять самостоятельно, такова ситуация длилась около 2-3 минут, после того дети могли спрашивать у педагога мнение относительно того, правильно ли они выполнили задание. Их характер обращения не имел процедурного направления. Малыши преимущественно советовались применительно о правильности выполненной ими работы, которая была полностью или частично выполненной. Остальные, 16 детей (40%) из второй младшей группы ДОО дошкольников сразу обращаться к взрослому, пытаясь фактически «включить» в его совместную работу со специальным дидактическим материалом.Выводы: полученные данные позволяют утверждать, что дети младшей группы из двух лент выбирать ту, которая длиннее. Дети называют животных, которые имеют большой размер, могут из трех карандашей выбрать самый толстый, умеют построить сериацию. Слово «большой» дети младшей группы соотносят только с предметами большого размера. Дети не всегда могут показать ширину и путают ширину с длиной, также не употребляют в речи слова для определения параметров величины (высокий, коротенькая, меньше и т. п). Дети младшей группы детского сада хорошо знают основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый,). Однако детям проще работать с наглядным материалом, чем руководствоваться голосовыми указаниями педагога. Анализ результатов по проведенным методикам показал, что у детей второй группы детского сада преимущественно средний уровень развития сенсорных представлений (табл. 2) Таблица 2. Уровень развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского садаУровеньДошкольники второй младшей группыКол-во%Высокий520Средний1450Низкий830Таким образом, 50% детей второй младшей группы детского сада при выполнении заданий проявляли достаточную мотивацию и интерес, входе ответов детям требовалась незначительная помощь взрослого (преимущественно -подсказывание). 30% детей справились с заданием только со значительной помощью взрослого (практическое вмешательство в процедуру выполнения; разъяснение) в состоянии выполнить задачу. Практические действия с сенсорными эталонами имеют неуверенный характер. Только 20% младших дошкольников имеют высокий уровень развития сенсорных представлений, эти дети быстро понимали поставленную перед ним задачу, с интересом выполняли задание и отвечали на вопросы. Выполняли задание самостоятельно и быстро. Представим результаты проведённого исследования наглядно на рис. 1Рисунок 1. Уровень форсированности сенсорных представлений у детей младшей группы детского садаПолученные данные дали основание сделать такие выводы относительно особенностей сформированности сенсорных представлений у детей младшей группы детского сада, а именно:1. Дети понимают, что предметы отличаются между собой по размеру (большие, маленькие).2. Дети умеют подбирать предметы по величине (большая кукла – длинная лента, маленькая кукла − короткая лента).3. Сравнивают предметы между собой, определяя их толщину (картон, бумага, карандаш, ручка и т. д.).4. Большая часть под понятием «величина» понимает лишь размер.5. Представление о длине, ширине, высоте, толщине у детей сформированы недостаточно, поскольку часто они путают их.6. В активной речи детей отсутствуют слова, обозначающие соответствующие параметры величины (короткий − длинный, толстый − тонкий, широкий − узкий, высокий-низкий). Дети описывают разные параметры величины одинаковыми словами: поменьше, меньше, больше и тому подобное.8. При построении сериационного ряда по длине и высотой не пользуются приемами наложения и приложения.9. Младшие дошкольники знают основные цвета. В раннем возрасте дети должны знать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные контрастные (черный, белый);при обучении младших дошколят к основным добавляются оранжевый, фиолетовый, но главное, малышу становятся понятны не только сами цвета, но и некоторые их оттенки (например, голубое небо, розовый цветок, серый волк);10. Для соотношения цвета и размера младшим дошкольникам необходима наглядная опора, словесную инструкцию дети в этом возрасте понимают плохо.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Результаты проведенного исследования особенностей развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада позволяют утверждать, что дети младшей группы ДОО не всегда могут показать ширину и путают ширину с длиной, также не употребляют в речи слова для определение параметров величины. Дети младшей группы детского сада хорошо знают основные цвета. Однако детям проще работать с наглядным материалом, чем руководствоваться голосовыми указаниями педагога. У 50% детей второй младшей группы детского сада средний уровень развития сенсорных представлений, у 30% детей низкий уровень развития сенсорных представлений, они справились с заданием только со значительной помощью взрослого в состоянии выполнить задачу. Только у 20% младших дошкольников высокий уровень развития сенсорных представлений, эти дети быстро понимали поставленную перед ним задачу, с интересом выполняли задание и отвечали на вопросы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По вопросам развития сенсорных представлений нами были изучены подходы следующих авторов А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.Под сенсорными представлениями нами понимается знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с образовательной программой ребенок овладевает следующими сенсорными представлениями: - Ребенок различает и называет некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.- Различает и называет некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).- Использует сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).- Начинает на ощупь различать качество предметов и их называть.- Умеет слушать и различать звуки в окружающей обстановке. Основными условиями развития сенсорных представлений авторами называются следующие:- «Обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» (В.И. Андреев)- «Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» (В.А. Беликов).- А.П. Усова, Н.П. Сакулина считают обязательным условием правильного сенсорного развития детей младшего возраста достаточность разнообразных воздействий, организующих их зрительное и слуховое восприятие. В связи с этим важно соответствующее оборудование помещения, педагогически целесообразное общение воспитателя с ребенком, проведение занятий. Успешному развитию сенсорных действий способствует ряд приемов: показ педагога, словесные пояснения, называние предметов, их цвета, формы, действий и др. Изучая литературные источники, мы выделили следующие средства развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста: - Дидактические игры и упражнения;- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); - Конструирование;- Игровая деятельность т.к. играя ребенку легче запомнить;- Игра-экспериментирование;- музыкальная деятельность.В ходе проведения курсового исследования нами были сделаны следующие выводы:- В современной психолого-педагогической литературе развитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада рассматривается как целенаправленное воздействие на ребенка с целью развития функциональных возможностей органов чувств. Сенсорное воспитание повышает способность анализаторов дифференцировать качества окружающих явлений и объектов, формирует ощущение и восприятие цвета, формы, обостряет слух и тому подобное. Имея хорошо развитые сенсорные представления дошкольник сможет легко выполнять разные виды деятельности в группе: лепить, рисовать, конструировать, играть со сверстниками. Сенсорное развитие ребенка является необходимым для овладения любой практической деятельностью, из него вырастает логическое познание. Возраст 3-4 лет, по данным психолого-педагогической науки, является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, получения полных и верных представлений об окружающей действительности, следовательно, каждый педагог должен следить за особенностями развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада.- С помощью анализа педагогической и методической литературы мы описали условия, средства и методы развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. Среди условий мы выделили знание особенностей психофизиологического развития детей 3-4 лет, создание богатой и разнообразной предметно-пространственной среды в группе ДОО, целенаправленное планирование занятий и игр с детьми и работы с родителями по данному направлению. Среди средств развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада мы выделили использование палочек Кюизинера, кубиков Умка, знакомство с устным народным творчеством, использование различных сенсорных предметов разных по форме, цвету и запаху, различных знаково-символических средств. Так же мы обозначили две эффективные методики: систематическое проведение разных игр, направленных на развитие сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада и популярную методику М. Монтессори, которая идеально подходит для детей 3-4 лет. - Во второй главе нашего курсового исследования мы выявили уровень и особенности развития сенсорных представлений у детей во второй младшей группе детского сада. В исследовании приняли участи 27 детей в возрасте 3-4 лет. В начале исследования мы провели беседу и наблюдение за детьми второй младшей группы и выявили особенности развития их сенсорных представлений. Анализ результатов по проведенным методикам показал, что у детей второй группы детского сада преимущественно средний уровень развития сенсорных представлений. Полученные данные дали основание сделать такие выводы относительно особенностей сформированности сенсорных представлений у детей младшей группы детского сада, а именно:- Дети понимают, что предметы отличаются между собой по размеру (большие, маленькие, поменьше).- Дети умеют подбирать предметы по величине (большая кукла – длинная лента, маленькая кукла − короткая лента).- Сравнивают предметы между собой, определяя их толщину (картон, бумага, карандаш, ручка и т. д.).- Большая часть под понятием «величина» понимает лишь размер.- Представление о длине, ширине, высоте, толщине у детей сформированы недостаточно, поскольку часто они путают их.- В активной речи детей отсутствуют слова, обозначающие соответствующие параметры величины (короткий − длинный, толстый − тонкий, широкий − узкий, высокий-низкий). Дети описывают разные параметры величины одинаковыми словами: поменьше, меньше, больше и тому подобное.- При построении сериационного ряда по длине и высотой не пользуются приемами наложения и приложения.- Младшие дошкольники знают основные ццвета.- Для соотношения цвета и размера младшим дошкольникам необходима наглядная опора, словесную инструкцию дети в этом возрасте понимают плохо.Данные диагностического исследования позволяют нам определить на следующие направления по развитию сенсорных представлений у детей второй младшей группы:- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.- Познакомить детей геометрическими формами и их названиями.- Дать представления о чередовании предметов по форме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] // Э.Дж.Айрес. ‒ М.: Теревинф, 2009. ‒ 272 с.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. ‒ Казань : Изд-во КГУ, 1988. ‒ 238 с.Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов [Текст] / Н.С. Бабиева // Перспективы науки, 2016. – С. 64-67Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде [Текст] / Е.С. Басырова // Психология, социология и педагогика, 2016. ‒ С. 30-32 Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. ‒ Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: монография / В. А. Беликов. ‒ М.: Академия Естествознания, 2010. ‒ 310 с.Буянова Р. Сенсорное развитие детей [Текст] / Р.Буянова // Социальная работа, 2019. ‒ С.32-36 Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] // В.П. Вартан. ‒ Мн.: БрГУ, 2007. 150 с.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] // Л.А. Вегнер. ‒ М.: Просвещение, 1988. ‒144 с.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. ‒ М.: Просвещение, 2010. ‒ 144 с.Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО [Текст] / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука, 2016. ‒ С.18-22Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1963. ‒ 98 с.Игнатович И.И. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста средствами развивающей игры [Текст] / И.И. Игнатович, М.Н. Хоняк // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015. – С.217-219Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет [Текст] / М.В. Ильина. ‒ М.: Аркти, 2004. ‒ 119 с.Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / А.М. Карапетян // Новое слово в науке: перспективы развития, 2017. ‒ С. 57 ‒ 59Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр [Текст] / Р.Г. Киршова // Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М.: 2016. – С.483-484Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / И.В. Комарова, Л.Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика, 2014. ‒ С.144-149Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей. Цвет. Форма. Размер. 3-4 года [Текст] / Е.А. Кудрявцева. - Волгоград: Учитель, 2014. ‒ 25 с.Кудрявцева Е.А., Пермякова М.А. Сенсорное развитие детей. Цвет. Форма. Размер. 4-5 лет [Текст] / Е.А. Кудрявцева. ‒ Волгоград: Учитель, 2014. ‒ 17 с.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] // Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2011. ‒ 160 с.Монтессори М. Впитывающий разум ребенка [Текст] / М. Монтессори. - М.: БФ Волонтеры, 2009. ‒ 320 с. Морозова О.В. Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / О.В. Морозова, Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание, 2015. ‒ С.54-55Нечаева Е.Ю., Яровая Н.Е. Система сенсорного развития детей [Текст] / Е.Ю. Нечаева, Н.Е. Яровская // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2019. ‒ С.9-15Павлова Л.Н. Организация жизни и культуры воспитания детей в группах раннего возраста [Текст] / Л.Н. Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2006. ‒ 208 с.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Э.Г. Пилюгина. М.: Просвещение,1996. ‒ 258 с.Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2 - 4 года жизни [Текст] / О.П. Рожков, И.В. Дворова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. ‒ 92 с.Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2-4-го года жизни [Текст] / О.П.Рожков. ‒ М.: ИПО «МОРЕК», 2004. – 250 с. Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина и Н.Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 2001. – 176 с.Сердюкова Н.А., Царькова Е.В. Сенсорное развитие малышей: организация, содержание [Текст] / Н.А. Сердюкова, Е.В. Царькова. ‒ Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. ‒ 72 с.Сорокина М. Сенсорное развитие [Текст] / М. Сорокина. ‒ Екатеринбург: Сима-ленд; Эзапринт, 2016. ‒ 15 с.Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития ивоспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2005. – С. 121-135 с.Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Текст] / Ю.М. Хохрякова. ‒ М.: ТЦ Сфера, 2014. ‒ 128 с.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] // Е.А. Янушко. ‒ М.: Владос, 2018. ‒351 с.Номер карты 2202201825498997СбербанкИли по номеру телефона 89081931389
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!