Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Развитие личности школьников на уроках литературы

Тип Курсовая
Предмет Методика преподавания русского языка

ID (номер) заказа
3574807

500 руб.

Просмотров
606
Размер файла
4.13 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеЛичность представляет собой особое качество, которое индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью.Формирование, а затем и развитие личности человека происходит на протяжении всей жизни. Важен каждый этап этого, без сомнений, крайне сложного процесса, охватывающего все стороны влияния социума на индивида. Одной из таких сторон является школа, продолжающая закладывать в ребенка основы взаимодействия с обществом, помогающая проявиться его человеческим качествам, корректирующая их. Школьный период занимает особое место в педагогике. Главное содержание школьного возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни, ведь приходя в школу, ребенок становится «общественным» субъектом, примеряет на себя социальную роль, получает права и обязанности. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое моделирование ребенка. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, появляются и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы осознанного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей школьного возраста. Литература – особый способ познания жизни, художественная модель мира, имеющая возможность сильно воздействовать на человека эмоционально. Литература – один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе. Она содействует помогает формировать развитую личность, духовному обогащению ребенка, воспитанию гражданина, патриота. Помимо прочего, литература также развивает творческие способности человека, что тоже является частью становления личности, эмоционально богатой и интеллектуально развитой.На уроках литературы школьники не просто изучают художественные произведения, знакомятся с авторами и их твореньями, углубляются в теорию – они приобщаются к общечеловеческим ценностям, поглощают весь жизненный опыт своего народа, строят собственную нравственную модель. Все это, без сомнений, является огромным вкладом в развитие личности учеников. Актуальность исследования: развитие личности школьников до сих пор изучается – рассматриваются перспективы формирования тех или иных качеств, условия гармоничного развития ребенка и много другое. Литература, как предмет, сопровождающий ученика в период всего обучения, благодаря своей специфики, является крайне важным и оказывает значительное содействие в данном процессе. Эта проблема была и остается актуальной, ведь данный учебный предмет способен повлиять на духовный мир школьника, раскрыть его тайный потенциал и помочь в рассмотрении себя, что является значительным вкладом во всестороннее развитие личности ребенка. Объект исследования: литература как учебный предмет в процессе учебной деятельности. Предмет исследования: влияние литературы на формирование личности школьников.Цель исследования: раскрыть возможности литературы как учебного предмета по влиянию на развитие личности школьников.Задачи исследования:1. Изучить литературу по теме исследования;2. Проанализировать основные пути влияния литературы на развитие личности школьников;3. Провести диагностическое исследование по эффективности этого влияния.Гипотеза: литература как учебный предмет оказывает значимое влияние на развитие личности школьников при условии ответственного и корректного подхода учителя к данному обстоятельству в процессе обучения.В работе использовались методы: теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, анкетирование. Глава 1. Теоретические вопросы развития личности школьников на уроках литературы1.1 Личность и ее развитиеОгромное значение для нашего исследования имеет определение самого понятия «личность». Что же такое личность, как она связана с человеком и почему ее развитие зависит от ряда внешних факторов, окружающих нас ежеминутно? Обратимся к словарям:Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение личности: «Внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания».Толковый словарь Кузнецова определяет данное понятие как «Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность».В толковый словарь Ефремовой дается следующее пояснение личности: «Человек, индивидуум как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности; совокупность свойств, присущих определённому человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое "я"».Таким образом, мы понимаем, что личность – это человек со всеми его приобретенными качествами и индивидуальными чертами. «Безличность – это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их, и тем самым лишает его самого личности» [4, с.79]. Соответственно, при сопоставлении выясняется, что личностью называют еще и полноценного член общества со своими собственными сформированными взглядами, системой ценностей. Понятие личности является главным понятием в психологии. А.Н. Леонтьев отмечал, что личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. [13, с.86] А, к примеру, С.Д. Смирнов в своем труде писал следующее: «Личность - это особое социальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлого опыта или индивидуальных особенностей». [16, с.59]Развитие личности – это интенсивный процесс усвоения ребёнком социальных норм и ролевого поведения. Данный процесс предполагает достаточных усилий, направленных на самоконтроль, на преодоление возникающих биологических желаний и подстраивание их под норму общества. Следующее условие становления личности — наличие социальной среды, иначе говоря, человеческого окружения, то есть, людей, непосредственно окружающих ребенка – семья, класс, компания друзей, коллектив учителей, выдуманные персонажи и тому подобное. Если социальной среды нет – не будет и развития. Примером этому может послужить большое количество случаев о, так называемых, детях Маугли.Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. «Проблема эта, - писал А.Н. Леонтьев, - является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином "личность"». [13, с.77] Рассматривают две его формы – целенаправленную и стихийную. Целенаправленное воспитание – интенсивный процесс в педагогике, состоящий из контакта с обществом, социальными нормами и моделями. Стихийное воспитание функционирует в конкретный момент действительности.Воспитание – не односторонний процесс. Социальные нормы и модели поведения не закладывают в ребенка, он получает их в процессе взаимодействия и общения с окружающей действительностью. Воспитывающей сторона лишь содействуют этому, успешно или нет. «В отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как предмет проектирования и направленного формирования». [16, с.57]На основе сказанного, можно сделать вывод, развитие личности — это активная деятельность ребёнка, с помощью которой он усваивает социальные нормы и модели поведения. Чтобы деятельность была развивающей, необходимо ее соответствие некоторым требованиям. Во-первых, это содержательное соответствие усваиваемым социальным нормам. Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.1.2. Развитие личности в учебной деятельностиРазвитие личности – не одноплановый процесс. Отмечается его многоплановость. Он состоит из сложного сочетания внутренних и внешних условий и тесно связан со всей жизнью. Этот процесс не имеет внутренней однородности. Как и интеллектуальное развитие, он характеризуется сложной диалектикой непрерывности и прерывности, повышением произвольности. Человек методом проб и ошибок учится взаимодействовать с миром, контролировать себя и свое поведение. В учебном пособие авторства В.А. Сластенина отмечается: «Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального». [18, с.95]Сперва развитие личности происходит под контролем взрослых и более старших товарищей, в дальнейшем личности как бы выходит из-под этого влияния и начинает совершенствоваться уже самостоятельно. Она становится субъектом собственной жизни: «Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции». [18, с.95]Личность на протяжении жизненного пути формируется и как субъект деятельности. Это одно из важнейших направлений развития человека. Вновь обратимся к учебнику: «Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей». [18, с.95]Содержание основных направлений развития человека (интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они тесно связаны и имеют влияние друг на друга. Развитие человека без их взаимодействия невозможно. Обучение занимает особую роль. Оно должно быть развивающим и воспитывающим по своей сути, так как «включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается лишь над ним».Можно сделать вывод, что развитая личность – это человек, овладевший ЗУНами, развил свою творческую сторону и эмоциональное отношение к миру. Касаемо формирования личности, можем отметить, что: «Это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие». [18, с.100]Развитие личности включает в себя как развитие отдельных качеств индивида, так и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация основных видов деятельности (игры, учения, труда, общения) и реализацию форм поведения, важных для данного общества. Все это подводит к рассмотрению проблемы соотношения обучения и воспитания. «Под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности». [18, с.101] Как правило, в педагогике их рассматривают в тесной взаимосвязи. Многие ученые отмечают, что, так как под обучением имеют ввиду вкладывание в человека некоторой информации практического и теоретического содержания, то этим формируются и личностные свойства. Обучение, при правильном его использование, развивает также и нравственные, эстетические чувства личности. Соответственно, обучение и воспитание в данном контексте совпадают друг с другом. Воспитание же подразумевает формирование не одних только личностных свойств, но и ЗУНов. Закладывание мировоззрения, нравственных норм приравниваются к ознакомлению с системой знаний о мире, с социальными нормами и их функционированием. Эстетические чувства, которые усваиваются с помощью информации об их сути, входят сюда же, ведь это – обучение умению познавать прекрасное, создавать его и формирование к нему ценностное отношение. Л.С.Выготский обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: «Обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой». [18, с.101]Таким образом, мы делаем вывод, что обучение и воспитание – это факторы развития личности, которые имеют много общего. Данное обстоятельство обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Главное различие обучения и воспитания то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.Связь между обучением и воспитанием двусторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитание, так и это происходит, если поменять их местами. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам детей, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. В научной литературе сказано: «Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С.Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически». [18, с.102]И.Я. Лернер отмечает, что: «Обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение детьми знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности» [14, с.174]. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то названные компоненты в целом обусловливают и составляют содержание духовного развития личности. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.На основе сказанного можно сделать вывод, что при соотношении обучения, воспитания и развития личности ярко проявляется взаимосвязь их функционирования. Это можно сравнить с самой личностью – она целостна, развита, все внутри нее взаимосвязано, так это происходит и с элементами, ее формирующими и развивающими. Так, развитие гармоничной во всех аспектах личности означает обучения ее ЗУНам, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности. «В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности». [18, с.102]1.3. Школьное литературное образование в современной школеПоявления слова «литература» в русском языке датируется XVIII веком.Обратимся к словарям:Большой словарь иностранных слов определяет его как «Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности».В большой советской энциклопедии можно встретить следующее определение: «Один из основных видов искусства».По толковому словарю Ефремовой, литература – это «Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова».Несмотря на множество определений, нас интересует литература как школьный учебный предмет. Бесспорно, данная дисциплина – важная и неотъемлемая часть образования. Без нее оно было бы не полным. «Общие периоды психического развития школьника наиболее убедительно представлены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Валлона, В.В.Давыдова. Однако эстетическое и, в частности, литературное развитие не прямо повторяет результаты общего развития, достаточно своеобразно преломляя их в отношении к искусству». [14, с.69]Знакомство с книгой на первых этапах у ребенка происходит отнюдь не в школе. Сначала это сказки, читаемые на ночь родителями, затем самостоятельные попытки углубиться в текст, делать с ним шажки к взрослению. Приобщение к литературе идет постепенно, не спеша. В школе оно делится на три больших этапа – младшее, среднее и старшее звено соответственно. Программы 5-7 классов построены на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого – к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теории литературы. Программы 8-9 классов построены таким же образом, но в более усложненном варианте. Такое деление объясняется рекомендациями психологов.На уроках литературы дети учатся чтению, грамотной речи, обогащают словарный запас, анализируют, сопоставляют, размышляют, затрагивают нравственные и социальные проблемы, развивают навыки творческой деятельности.В федеральном базисном учебном образовательном плане для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривается обязательное изучение литературы. На этапе основного общего образовании предлагается 455 часов, в том числе: в 5 – 6 классах — 105 часов, в 7 классе — 70 часов, в 8 классе — 70 часов, в 9 классе — 105 часов. А в старших классах на (базовом уровне) – 105 часов, а в профильных классах – 175 часов, это 5 уроков в неделю.Литература – необходимый предмет для школьного обучения. Именно она способна раскрыть ученика, заглянуть во все уголки его души, помочь ему познать себя. Начиная с начальной школы и заканчивая 11 классом, учителя, когда составляют учебную программу по литературному чтению и литературе, планируют определённое количество часов на развитие речи. Это обязательный пункт, так как на протяжении всех лет обучения в школе учащийся должен научиться составлять план своей творческой работы, подбирать цитаты из художественного произведения, работать с критическими статьями, высказывать свою точку зрения, выстраивать свою работу в строго композиционной последовательности. Школьники должны при написании творческой работы знать типы и стили речи, уметь структурировать рассказы, писать множество видов сочинений. Для 9 класса школы отводится особое место, ведь это и выпускной класс основной средней школы, во время которого все полученные за долгие годы знания должны быть обобщены и систематизированы, и переходный этап к старшей школе, где действуют уже другие задачи и принципы.Не стоит забывать, что литература – это ещё и дисциплина, входящая воспитательный и эстетический циклы. Она ставит своей целью не только приобщить школьника к программным произведениям и обучить заявленным нормам, а также воспитать ответственного гражданина своей страны, человека эмпатичного, эмоционального и чувствующего, способного сопереживать другому. Литература предоставляет все возможности, чтобы понять, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть добро, а что зло и как правильнее поступить в той или иной ситуации.Литература занимает особое место среди всех школьных дисциплин, так как она относится к предметам эстетического цикла: музыке и изобразительному искусству, которые изучаются в начальной школе и 5-6 классах. «Чтение, по справедливому выражению В.Асмуса, - «труд и творчество», в котором участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, мышление, память». [14, с.72]Современные программы по литературе построены таким образом, чтобы ученики без проблем переходили на ступень выше и углубляли свои знания. Позже, в средней школе, где основы уже позади, дети осваивают художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора, жившего в ту или иную эпоху. В старшей же школе литература – единственный предмет, которое художественно и эстетически воспитывает школьников. В любом случае, данная дисциплина имеет множество межпредметных связей. Чтобы действительно понять художественное произведение, верно его определить, сопоставить и проанализировать, нужно знать историю его создания, определенные исторические этапы, систему образов и биографию автора, для чего нужны знания, полученные школьниками на других уроках и жизненный опыт.Литература крепко связана с историей и обществознанием. Без знания истории и социальных норм, понять литературное произведение практически невозможно, но также две школьные дисциплины не могут обходиться без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной».  В учебниках литературы даются для учащихся разноплановые задания, направленные на развитие познавательной и эмоциональной сферы школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную не только речевую и творческую деятельности, но и поисковую.Таким образом, литература, несомненно, занимает одну из важнейших ролей в школьном развитии ребенка. Российское образование ориентировано на общекультурное развитие школьников, что является его исторической позицией. Это отражено и в законе РФ «Об образовании», где сказано, что «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». То есть, задача формирования общей культуры и ее упрочнения является общей для всей системы российского образования. С. М. Гульянц отмечает, что литературному образованию принадлежит особая роль в развитии личности учащихся. Через попытки глубинного усвоения литературных произведений, изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности [5, с.12].Уроки литературы ориентированы на влияние внутреннего мира учеников, на редактуру совершаемых ими нравственных поступков. Уроки литературы демонстрируют школьникам модели и примеры поведения человека, то, как они поступают в тех или иных ситуациях, побуждают дать оценку совершаемым действиям и вместе с тем корректировать собственное поведение. Другими словами, погружение в художественные миры – это и погружение в самого себя, в чем и помогают уроки литературы. Все эти примеры рассматриваются на основе древнерусской, фольклорной и классической литературы. В классических произведениях представлены модели и образцы отношений, ситуаций, норм поведения. Там же можно найти примеры чести и бесчестия, люблю и ненависти, нравственного выбора, ценностей.Большую часть современного урока должна забирать сами ученики, их активная деятельность. Основновным приемом активизации урока является общепедагогическая и общенаучные идеи. Общепедагогическая идея предусматривает восприятия учениками посредством своего жизненного опыта таких понятий: «честь», «любовь», «Родина», «добро и зло», «нравственность», «доброта», в связи с другой действительностью - художественной литературой.Литературное произведение – это кладезь народного опыта, это история, рассматриваемая через призму художественного образа, которая стремится передать этот багаж знаний следующим поколениям, приобщить их к прекрасному и помочь вырасти духовно.Гуманизм – одно из основных направлений классической литературы. Изучая ее произведения, на уроки задаются вопросы: что такое счастье? Из чего оно складывается? Что такое доброта? Стоит ли помогать? Что есть добро и чем оно отличается от зла? Что будет нравственным поступком, а что перейдет черту нормы? Эта модель проведения урока помогает формировать гармоничную личность.В результате процесс изучения произведения становится одновременно процессом усвоения социального и культурного опыта определенного народа. В условиях классно-урочной системы наиболее приемлемой считается работа в группах, а наиболее актуальной и современной становится методика, при которой основная форма уроков – диспут.Диспуты отличаются своей активностью, они максимально широко и с разных сторон подходят к раскрытию проблемы и доносят нужную инфомацию; они заставляют учеников четко формулировать собственную точку зрения, формировать нравственно-эстетические ценности, выступать с личным мнением и вступать в обсуждения, отстаивать его, убеждать других в своей правоте, грамотно выстраивать логические цепочки.Урок-диспут притягивает интерес детей к предмету, активизируют их внимание. Такой урок развивает речь, красноречие, заставляет думать и размышлять. Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Например, изучая «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, учащимся предлагается порассуждать над следующими вопросами: «Дайте характеристику Онегина, используя текст произведения. Возможно ли повстречать такого человека в наши дни? В чем он мог измениться, а что обязательно должен сохранить, чтобы остаться собой?»На диспутах необходимо поднимать не только вопросы общей направленности, но и наиболее актуальные, связанные с современностью.Школьный возраст, во время которого личность ребенка стремительно развивается, несомненно, один из самых важных и происходит в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. Глава 2. Эмпирическое исследование развития личности школьников на уроке литературы2.1. Практическое рассмотрение эффективности методов развития личности на уроках литературыВ рамках нашего исследования была изучена и проанализирована работа учителя русского языка и литературы, рассмотрено поведение детей на одном из уроков, оценен уровень их личностного развития по конкретному направлению «до» и «после» изучения темы.Исследование проходило на базе МОУ СОШ №20 г. Новомосковска. В нем принимал участие педагог первой квалификационной категории и учащиеся 7 класса в количестве 25 человек.Нами было выяснено, что, по мнению учителя, главной и важнейшей целью современного образования, а в частности, уроков литературы, является воспитание всесторонне развитого, высоконравственного, ответственного гражданина Российской Федерации. В связи с тем, школа должна не только давать ученикам знания, а еще и способствовать их личностному развитию, приобщать к общекультурным нормам, прививать духовные, семейные, общественные, моральные и многие другие ценности. И одним из самых многогранных и обширных учебных предметов, подходящих для реализации этой цели, является литературы.Понаблюдав и проанализировав стиль ведения уроков конкретного педагога, нами было отмечено, что он пользуется следующими методами и принципами при проведении занятий, способствующими развитию личности школьников:Каждый урок начинается с приветствия учителем и детьми друг друга, но не только в классической форме: прежде, чем педагог просит детей сесть, они пожимают руки своим соседям по парте. Это способствует поддержанию духа товарищества в коллективе и располагает к дальнейшей совместной работе. Учитель всегда определяет нравственно-моральную тему урока, в дополнение к основной. Например, если изучается рассказ «Матренин двор» А.И. Солженицына, то педагог обязательно добавит к названию произведения наводящий вопрос: «Зло – один из пороков общества». Это само по себе наводит детей на размышление о сущности добра и зла уже на первых минутах занятия. Другой пример можно сформулировать на основе лирики. Изучение темы «Лирика С.А. Есенина» - вопрос задается в зависимости от тематического планирования изучаемых произведений. Возьмем его произведения, посвященные родине и сформулируем: «Родина – место, где таится душа».Педагог каждый раз прибегает к рассмотрению лексический определений нравственных понятий. Рассуждает вместе с детьми прежде чем подойти к сути урока: «Что такое добро? Как вы понимаете данное понятие?», «Что можно считать добрым поступком, а что злым?», «Всегда ли добро очевидно и должны ли добрые поступки подвергаться огласки?».Учитель ценит мнение каждого ученика и старается создать на уроке такую располагающую атмосферу, чтобы каждый ребенок не боялся и проявлял желание высказаться на ту или иную тему.На уроке ценятся сдержанные дискуссии. Учитель считает, что это отличный способ воздействия на эмоциональную сторону учеников, но важно следить за ходом этих споров, чтобы они не выходили за рамки общепринятых норм и не провоцировали конфликты.Использование технических средств: музыкальное сопровождение, фрагменты из фильмов, презентации. Это служит своеобразной передышкой для учеников и оставляет след в их памяти для закрепления изученного.Вариативное домашнее задание. Учитель всегда делит домашнюю работу на две группы: первая – обязательная, которая предполагает выполнение всеми учениками класса, например, ответы на вопросы или плановое сочинение и вторая, предоставляющая выбор – свободное рассуждение на изученную тему, рисунок, короткий рассказ или зарисовка собственного сочинения.Нами был проанализирован один из уроков в среднем звене школы, а именно изучение произведения А.И. Куприна "Чудесный доктор" в 7 классе. Перед началом занятия нами была составлена небольшая анкета, которую получил и заполнил каждый ученик класса (см. Приложение 1).Дальше занятие строилось по следующему плану:1. Организационный этап.Учитель приветствует учеников, те, в свою очередь, приветствуют учителя. Педагогом предлагается рукопожатие. Дети пожимают руки своим соседям по парте. Учитель коротким творческим вступлением, чтением стихотворения наизусть (см. Приложение 2) подводит учеников к теме урока и развивает ее. Задает наводящие вопросы:– Что такое добро?– Какой поступок можно назвать добрым?– Доброта – синоним хорошего отношения?Демонстрирует детям фрагмент из мультфильма «Чебурашка» 1972 года, связанный с темой урока. Активизирует деятельность учеников – они начинают проявлять активность.2. Формулирование цели и задач урока.Учитель совместно с учениками обозначает цель урока: «Нужно учиться помогать». 3. Актуализация знаний.Ученик, которому заранее был дан доклад по творчеству изучаемого писателя, рассказывает его классу. Он сопровождается презентацией.4. Первичное усвоение новых знаний.Учитель составляет план урока на равных правах с детьми – они активно включаются в процесс. Организует групповую работу с раздаточными материалами на проверку изученности текста. Далее дети анализируют произведение с помощью учителя. Изучаются конкретные проявления доброты в тексте, помимо рассмотрения других вопросов.5. Первичная проверка понимания.Учитель задает вопросы на проверку усвоения материала учащимися:– Что за «чудо» совершил доктор?– Что означает слово «чудесный» и почему им называют доктора в произведении?– Должен ли человек доверять другим?– Как можно понять значения таких слов как «милосердие» и «сострадание»?– Как в рассказе описывается семья Мерцаловых?– Почему Мерцаловы жили так плохо?– Почему отец семьи хотел лишить себя жизни?– От чего Мерцалова спас «чудесный доктор»?– К какому празднику близки описываемые события?– У кого просил помощи Мерцалов?– Почему мальчики не могли оторваться от витрины?– Как писатель описывает сад?И т.д.6. Первичное закрепление.Ученики отвечают на поставленные вопросы и их ответы корректируются педагогом.7. Подведение итогов занятия.Учитель подводит итоги, демонстрирует фрагмент все из того же мультфильма. Прочит детей написать добрые поступки, которые те совершили за последние два дня, чтобы потом повесить их на общий стенд.8. Информация о домашнем задании.Учитель дает ученикам три задания, одно из которых обязательное – ответить на вопросы по тексту и второе – творческое, на выбор:– Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа.– Написать небольшую зарисовку о доброте.После того, как урок был завершен, мы вновь провели опрос среди детей – раздали им уже предложенные ранее анкеты, но незаполненные, которые позже проанализировали. 2.2. Анализ результатов исследования и разработка методических рекомендаций по развитию личности школьников на уроках литературыПосле рассмотрения стиля, приемов и методов, используемых учителем на уроке литературы в 7 классе и проведения анкетирования, мы приступили к анализу полученных результатов.Первое анкетирование, проведенное до начала занятия, получило следующие итоги:70% учеников смогли корректно и лаконично ответить на вопрос №1 из анкеты. 15% дали развернутые ответы. 10% сформулировали мысль не совсем верно. 5% воздержались от ответа.На вопрос №2 положительно ответило 80% учеников. Воздержались или ответили неопределенно – 20%.Вопрос №3 получил краткие положительные ответы от 75% учеников. 15% ответили развернуто, 10% воздержались.85% учеников ответили положительно на вопрос №4, 5% посчитали его спорным, 10% воздержались от ответа.100% учеников положительно ответили на вопрос №5.На вопрос №6 кратко и положительно ответили 80% учеников, развернуто – 10%, воздержались – 10%.Результаты второго анкетирования, проведенного после проведения занятия, выглядят следующим образом:Все ученики класса приняли участие в ответе на вопрос №1. 80% верно и лаконично изложили свои мысли, 20% справились более развернуто.На вопрос №2 положительно ответило 100% учеников.Вопрос №3 получил краткие положительные ответы от 85% учеников. Развернуто ответило 15% учащихся.На вопрос №4 положительно 20% учеников, в то время как 80% выдвинули спорное мнение.100% учеников положительно ответили на вопрос №5.90% учеников кратко и положительно ответили на вопрос №6, в то время как 10% ответили положительно и развернуто.Ниже представлены результаты нашего исследования в диаграммах (%):1) Результаты тестирования перед уроком\s2) Результаты тестирования после урока\sТаким образом, мы выяснили, что урок, проведенный в 7 классе общеобразовательной школы оказался эффективным и дал положительные результаты – дети, до того плохого знакомые с изучаемым нравственно-этическим понятием, вникли в его содержание и больше не избегали ответов, а полноценно излагали свои мысли; большинство учащихся стали по-другому оценивать собственные действия и четко делить поступки на «добрые» и «другие», что позволило им лучше анализировать происходящее; большая часть ученического коллектива пришли к выводу, что помогать нужно тогда, когда человек действительно в этом нуждается, ситуация экстренная или он сам того просит.На основе проведенного исследования, мы предлагаем следующие рекомендации по проведению уроков литературы для более эффективного развития на них личности школьников:Учитель никогда не должен давить на учеников собственным, хоть и верно изложенным мнением в рассмотрении той или иной проблемы. Если ученик считает, что откровенно отрицательный персонаж – хороший и оправдывает его, то главная задача педагога в данной ситуации не пытаться переубедить его спорами и упреками, а проанализировать ситуацию более глубже, показать ребенку всю «подноготную» на примере текста и в сравнении. С классической формой проведения урока должны чередоваться нестандартные (в пределах разумного – для закрепления и знакомства учеников с новыми большими разделами курса). Например: урок-концерт, урок-экскурсия, урок-аттракцион, урок-литературная гостиная, урок-литературная прогулка, урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.Обучение детей, передача им знаний должна идти в тесной связи с ориентацией на личность ученика, ее развитие. Вместе с информацией по произведениям и теории литературы, обучающимся необходимо прививать моральные нормы, нравственно важные качества и обосновывать их примерами из литературы.Уроки литературы должны проходить эмоционально насыщенно и максимально комфортно для учеников – только в таком случае дети будут «раскрываться» и проявлять себя, они будут готовы выдавать и получать сведения, формировать в себе новые принципы.Такое обучение должно строиться по модульному принципу – основные ценности и нормы, прививаемые детям, разделены на группы по принципу сходства и близости друг к другу, для более лучшего и постепенного знакомства с ними. ЗаключениеТаким образов, изучив всю найденную информацию, мы можем сделать вывод, что развитие личности ребенка – одна из основных сопутствующих задач школьного образования и роль уроков литературы в этом содействии неоценима. При помощи усвоение литературных произведений, изучение литературы развиваются личности школьников: их ценностные ориентации, их отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности. Из книг школьники черпают примеры и антипримеры, примеряют ситуации на себя, делают выводы. Учитель должен правильно выстроить такое обучение и помочь детям верно интерпретировать те или иные моменты, корректировать их умозаключения, задавать наводящие вопросы, развивать животрепещущие темы и создавать такие ситуации на уроке, которые могут проявить эмоциональность детей, дать им возможность высказаться. На уроках литературы закладываются нравственные идеалы детей, их ценности. Роль литературы как учебного предмета является одной из важнейших и действительно влияющих на развитие личности школьников. Список литературы Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.Бершадская Н.Р. Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986. - М. : Просвещение, 1986. – 173 с. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. - М. : МГПИ, 1979. - 74 с.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Просвещение,1968.- 398 с.Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. - Москва : Советская энциклопедия, 1926-1947Большой словарь иностранных слов : Более 24 000 слов / [Сост. А. Ю. Москвин]. - М. : Центрполиграф, 2003.- 815 с.Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов ; РАН, Ин-т лингвист. исслед. – СПб. : Норинт, 1998. – 1535 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 668 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. – 670 с. Гульянц, С. М. Личностно-ориентированный подход на уроках литературы: 5-9 классы основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: 2009. - 165 с. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000. – 1084 с. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. – 274 с. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1976. — 224 с. Педагогика и психология высшего образования: От деятельсности к личности : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / С.Д. Смирнов. — 6е изд., испр. — М. : Издательсский центр «Академия», 2014 — 400 с. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПБ: Питер, 2000. – 480 с. Рыбникова М.А. Избранные труды. М. «Педагогика». 1985. – 246 с. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.ПриложенияПриложение 1. Анкета, предложенная ученикам 7 класса до и после проведенного занятия. Анкета1. Как вы понимаете, что такое доброта?2. Как часто вы совершаете добрые поступки?3. Нравится ли вам совершать добрые поступки?4. Всегда ли нужно помогать?5. Хотели бы вы, чтобы к вам относились с добротой?6. Как вы считаете, добрым быть нужно?Приложение 2. Стихотворение, читаемое учителем. Автор: Эдуард Асадов«Будь добрым, не злись»Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.Запомни: от светлых улыбок твоихЗависит не только твое настроенье,Но тысячу раз настроенье других.


Похожие работы

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.