это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3599171
Ознакомительный фрагмент работы:
Глава 2. Опытно-поисковая работа по адаптации детей к детскому садуДанная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования заключается в выявлении комплекса психолого-педагогических условий (практической деятельности педагога), обеспечивающих успешную адаптацию детей к детскому саду.Задачами нашей опытно-поисковой работы выступили следующие:Подобрать диагностический инструментарий по выявлению адаптационных возможностей детей к условиям детского сада.Изучить уровень адаптации детей к детскому саду.Разработать и внедрить в практику работы детского сада комплекс психолого-педагогических условий (практическую деятельность педагога), направленных на организацию адаптационного периода детей.Данные об уровне адаптации детей к детскому саду были получены в результате обследования 12 детей младшего дошкольного возраста (таблица 1), вновь пришедших в детский сад (1 младшая группа: с 2 до 3 лет) и их родителей.Таблица 1Список детей, принявших участие в исследовании№Имя ребенкаВозраст на момент поступления в детский сад (лет и мес.)1Алина 2,22Миша 2,13Никита 2,04Алена 2,15Катя 2,36Вика2,27Дима 2,08Кирилл 2,09Соня 2,210Сережа 2,211Аня 2,112Данила 2,3 Итак, в исследовании принимали участие дети, впервые пришедшие в детский сад в количестве 12 человек (6 мальчиков и 6 девочек) и их родители. Дадим краткую характеристику родителей, которые приняли участие в исследовании: - в основном все семьи, за исключением одной, являются полными (т.е. 92% семей – полные и 8% - неполные); - по количеству детей: у 32% родителей по двое детей, у 68% - по одному ребенку; - возраст родителей составляет от 25 до 48 лет; - по образованию: 68% родителей – имеют высшее образование, остальные 32% - средне-специальное.Уровень адаптации детей к детскому саду изучался в начале учебного года (констатирующий эксперимент), после получения результатов диагностики проводился формирующий эксперимент, заключающийся в практической деятельности педагога по организации адаптационного периода детей (создание комплекса психолого-педагогический условий, направленных на успешную адаптацию детей к детскому саду).2.1. Диагностические методики определения адаптации детей к детскому садуОбследование проводилось индивидуально с каждым ребенком (с каждым родителем) по специально подобранным методикам. Результаты подвергались качественному и количественному анализу. Для начала мы провели анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад (К.Л. Печора).Цель анкетирования «Готов ли ребенок к детскому саду?»: оценить готовность малыша к поступлению в детский сад с точки зрения родителей.Суть данной анкеты в оказании помощи родителям и педагогам в оценке готовности ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение и в предвидении возможных сложностей адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, мы получим примерный прогноз на адаптационный период ребенка.Прогноз адаптации следующий (исходя из количества набранных баллов):-готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;-условно готов - 39-24 балла;-не готов - 23-16 баллов.Полное описание методики «Готов ли ребенок к детскому саду?» представлено в приложении 1.Для выявления степени адаптации к детскому саду детей, участвовавших в эксперименте, нами были изучены индивидуальные листы адаптации (методика разработана К. Л. Печора). В этих листах, заполняемых воспитателями при поступлении детей в детский сад, оценивалась степень адаптации детей (по количеству дней):- легкая – до 15 дней;- средняя – 15-25 дней;- тяжелая – более 25 дней.Заполненные индивидуальные листы адаптации представлены в приложении 2.Далее мы провели диагностику нервно-психического развития детей (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева) - составление индивидуальных карт нервно-психического развития (приложение 3).2.2. Изучение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду на начало учебного года (констатирующий эксперимент)Цель констатирующего эксперимента: определить уровень адаптации детей к детскому саду на учебного года.Задачи констатирующего эксперимента:Провести анкетирование родителей по оценке готовности детей к поступлению в детский сад.По результатам наблюдений за детьми оценить их степень адаптации к детскому саду на начало учебного года.Определить уровень нервно-психического развития детей.Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа исследования и сделать соответствующие по ним выводы.Итак, в начале констатирующего эксперимента мы предложили родителям пройти анкетирование «Готов ли ребенок к детскому саду?» (К.Л. Печора).Проведя анкетирование родителей воспитанников, впервые пришедших в детский сад, в начале учебного года, нами были получены результаты, представленные в таблицах 2 и 3.Таблица 2Прогноз адаптации (готовность к детскому саду) у детей 1 младшей группы на начало учебного года по мнению родителей№Имя ребенкаКоличество набранных балловПрогноз адаптации (готовность к детскому саду)1Алина 37Условно готов2Миша 45Готов3Никита 22Не готов4Алена 42Готов5Катя 30Условно готов6Вика18Не готов7Дима 37Условно готов8Кирилл 30Условно готов9Соня 35Условно готов10Сережа 38Условно готов11Аня 54Готов12Данила 35Условно готовТаблица 3Прогноз адаптации (готовность детей к детскому саду по мнению родителей) в абсолютном и процентном соотношениях на начало учебного года Прогноз адаптации (готовность к детскому саду )Количество детейАбс.%Готов325Условно готов758Не готов217Представим наглядно полученные результаты (рис.1).Рис.1. Соотношение прогнозов адаптации (готовностей детей к детскому саду) на начало учебного года Таким образом, мы выяснили, что в основном дети, вновь пришедшие в детский сад, а именно 58% (7 детей) - условно готовы к детскому саду. Конечно, это еще не полная готовность детей к условиям дошкольного учреждения (по мнению родителей), но все же большинство родителей считают, что уже можно спокойно отдавать ребенка в детский сад, так как (ребенок), хоть и не полностью, но хотя бы частично готов к нему. Следовательно, такие дети, в основном, должны уметь элементарно обслуживать себя (пользоваться горшком или унитазом, кушать, частично одеваться/раздеваться), возможно есть опыт разлуки с близким, могут самостоятельно себя чем-то занять и т.д.25% детей (3 ребенка) по мнению родителей полностью готовы к детскому саду. По утверждению родителей, эти дети могут самостоятельно обслуживать себя (пользоваться горшком или унитазом, кушать, одеваться/раздеваться и т.д.), у них хороший аппетит, чаще всего бодрое настроение, отсутствуют вредные привычки, малыши интересуются игрушками, могут самостоятельно себя занять (например, игрой), легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками и т.д.17% воспитанников (2 ребенка) полностью не готовы к детскому саду (по мнению родителей). Такие дети не могут самостоятельно обслуживать себя, у них плохой аппетит, чаще всего подавленное или неустойчивое настроение, не могут самостоятельно себя занять, не идут на контакт со взрослыми и сверстниками, сильно привязаны к близкому и т.д.Для выявления степени адаптации к детскому саду детей, участвовавших в исследовании, нами были изучены индивидуальные листы адаптации (методика разработана К. Л. Печора). Заполненные индивидуальные листы адаптации нескольких детей представлены в приложении 2.Результаты анализа индивидуальных листов адаптации детей были занесены нами в таблицы 4 и 5.Таблица 4Показатели адаптации вновь прибывших детей № п/пИмя ребенкаПериод привыканияКоличество заболеваний в период привыканияСтепеньадаптации1.Алина 5 дней-легкая2.Миша 7 дней-легкая3.Никита 62 дня4тяжелая4.Алена 18 дней1средняя5.Катя 17 дней1средняя6.Вика64 дня3тяжелая7.Дима 8 дней-легкая8.Кирилл 17 дней1средняя9.Соня 16 дней1средняя10.Сережа 52 дня3тяжелая11.Аня 16 дней1средняя12.Данила 17 дней1средняяТаблица 5Степени адаптации детей в абсолютном и процентном соотношенияхСтепень адаптацииКоличество детейАбс.%Легкая325Средняя650Тяжелая325Представим наглядно полученные результаты (рис.2).Рис.2. Соотношение степеней адаптации у детей к детскому садуИтак, данные таблиц 4 и 5 и рис.2 позволили нам констатировать следующее исследуемой группе детей:- для 50% детей (6 детей) характерна средняя степень адаптации. То есть половина испытуемых обладает средней степенью адаптации к детскому саду. Можно сказать, что у этих детей есть признаки психического стресса, в наличие однократное заболевание длительностью 5–7 дней, дети на короткое время могут потерять в весе и т.д., однако их поведение нормализуется в течение одного месяца.- для 25% детей (3 ребенка) характерна легкая степень адаптации.Эти дети в норме прибавляют в весе, адекватно ведут себя в коллективе, идут на контакт со взрослыми и сверстниками, не болеют в течение первого месяца посещения детского сада, их поведение полностью нормализуется в течение 10–15 дней.- для 25% детей (3 ребенка) характерна тяжелая степень адаптации.Эти дети часто болеют, теряет уже полученные навыки, у них может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, теряют в весе, не идут либо плохо идут на контакт со взрослыми и сверстниками, адаптационный период длится от 1,5-2 месяцев. Им необходима целенаправленная организация жизни в детском саду, которая привела бы их к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и сверстниками.Далее мы провели диагностику психического развития детей (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева) – составление индивидуальных карт нервно-психического развития (приложение 3).В итоге нами были получены результаты, представленные в таблицах 6, 7 и 8.Таблица 6Индивидуальные карты нервно-психического развития детей на начало учебного года№ п/пИмя ребенкаУровень нервно-психического развития по показателямАктивнаяречьСенсорноеразвитиеИграКонструктивнаядеятельностьИЗО деятельностьНавыкиДвижения1.Алина ВВВВВВВ2.Миша НССНННН3.Никита ННННННН4.Алена СССССНН5.Катя СННННСН6.ВикаНССССНН7.Дима НССССНН8.Кирилл НСССННС9.Соня ССССССС10.Сережа ВВССССС11.Аня СССССВВ12.Данила СССССССПримечание к таблице 6: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень нервно-психического развития ребенка.Таблица 7Общий уровень нервно-психического развития детей на начало учебного года № п/пИмя ребенкаОбщий уровень нервно-психического развития1.Алина Высокий2.Миша Низкий3.Никита Низкий4.Алена Средний5.Катя Низкий6.ВикаСредний7.Дима Средний8.Кирилл Средний9.Соня Средний10.Сережа Средний11.Аня Средний12.Данила СреднийТаблица 8Уровни нервно-психического развития детей в абсолютном и процентном соотношениях на начало учебного годаУровни нервно-психического развитияКоличество детейАбс.%Высокий18Средний867Низкий325Представим наглядно полученные результаты (рис.3).Рис.3. Соотношение уровней нервно-психического развития у детей на начало учебного годаТаким образом, мы выяснили следующие обстоятельства:- Лидирует средний уровень нервно-психического развития детей на начало учебного года - 67% детей (у 8 детей). Активная речь таких детей развита, но недостаточно (нет сложных предложений, нет вопросов); в сенсорном развитии не все цвета и формы знают; в игре могут назвать свою роль, но не всегда роль соответствует выполняемому действию или выполняют действие, но не могут определиться с ролью; в конструктивной деятельности нужна помощь взрослого, так как не могут самостоятельно определится с сюжетом постройки либо определяются, но не могут воплотить свой замысел; в изобразительной деятельности не всегда правильно пользуются изобразительными материалами (не правильно держат карандаш, кисточку), чаще всего рисунки детей не очень похожи на образец, рисунки по замыслу вызывают затруднение; могут лишь частично самостоятельно одеваться и раздеваться, частично самостоятельно моют руки, нужны напоминания, пользуются салфеткой после еды только при напоминании; при перешагивании через веревку или палку чаще всего ее задевают, но стараются.- Высокий уровень нервно-психического развития детей на начало учебного года составил лишь 8% (1 ребенок). У этого ребенка хорошо развита речь (использует сложные предложения, задает вопросы); знает все основные цвета и формы предметов; в игре называет свою роль и соответствует ей; в конструктивной деятельности самостоятельно определяется с сюжетом постройки, играет с ней; в изобразительной деятельности лепит и рисует в соответствии с образцом, любит рисовать по замыслу, правильно держит карандаш и кисточку; может самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, мыть руки и т.д., свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.- Низкий уровень нервно-психического развития детей на начало учебного года составил 25% (у 3 детей). У этих детей плохо развита речь (лишь односложные слова употребляют в речи), не знают цвет и форму предмета; самостоятельно не играют, не принимают на себя роль, а если роль сообщается, то не знают как вести игровые действия в соответствии с этой ролью; в конструктивной деятельности не хотят участвовать, либо участвуют, но не могут построить по сюжету, не могут придумать название постройке взрослого или сверстника; в изобразительной деятельности не правильно пользуются изобразительными материалами (не правильно держат карандаш, кисточку), чаще всего рисунки детей напоминают каракули, не могут объяснить, что нарисовали (слепили); не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать (не умеют пользоваться столовыми приборами: не правильно держат ложку или отказываются есть), не могут самостоятельно мыть руки, пользоваться горшком и т.д., во всем нужна помощь; при перешагивании через веревку или палку, ее задевают либо отказываются от задания, движений у детей мало.Таким образом, исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, были выявлены следующие трудности:Недостаточная готовность у детей к пребыванию в детском саду, по мнению родителей.Адаптация детей к условиям детского сада не слишком успешная. Недостаточный уровень нервно-психического развития у детей первой младшей группы на начало учебного года.2.3. Описание практической деятельности педагога по организации адаптационного периода детей (формирующий эксперимент)Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать практическую деятельность педагога по организации адаптационного периода детей, то есть создать комплекс психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к детскому саду.Задачи формирующего эксперимента:Организовать и провести работу с детьми по профилактике дезадаптации.Организовать и провести работу с родителями для успешной адаптации детей к условиям детского сада.Составить практические рекомендации для педагогов по проблеме организации партнерских отношений детского сада с родителями как условия успешной адаптации воспитанников.В структуру формирующего эксперимента вошло 3 направления (3 условия для успешной адаптации детей к детскому саду): Работа с детьми раннего возраста, начинающих посещать детский сад.Сотрудничество (работа в виде партнерских отношений) с родителями воспитанников, вновь пришедших в детский сад через организацию клуба «Семейный клуб».Взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения.1 направление – работа с детьми.Цель: помочь детям успешнее адаптироваться к детскому саду.Задачи работы с детьми:Подобрать и провести с детьми систему игровых мероприятий в адаптационный период.Соблюдать индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.Разработать перспективное планирование мероприятий на месяц по профилактике дезадаптации у детей, поступивших в детский сад (приложение 4).Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.Для того чтобы детям было легче адаптироваться к условиям ДОО, были организованы игровые мероприятия.Цель игровых мероприятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Нами был разработан план работы с детьми для успешной адаптации их к детскому саду (таблица 9).Как правило, каждое занятие начиналось с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создавали положительный эмоциональный фон, повышали речевую и двигательную активность детей, помогали настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия вошли игры и упражнения, которые давали детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивалось занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.Таблица 9Примерное планирование занятий по профилактике дезадаптации у детей, поступивших в детский сад№Тема занятияЦель занятияМатериалы1«Божья коровка»- создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие умения действовать соответственно правилам игры;- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);- развитие внимания, речи и воображения.игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.2«Листопад»-создание атмосферы эмоциональной безопасности;- снятие эмоционального и мышечного напряжения;- снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;- развитие речи, воображения, творческих способностей.большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка)3«Мячик»- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; - повышение эмоционального тонуса;- развитие чувства ритма, координации движений;- развитие ориентации в пространстве;- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине)4«Прогулка в осенний лес»- сплочение группы, развитие эмпатии;- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; - снижение излишней двигательной активности;- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; - развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;- развитие общей моторики;- развитие памяти, речи и воображения.картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки5«Веселый Петрушка»- развитие умения согласовывать свои действия с соответствии с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;- закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);- закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);- развитие общей и мелкой моторики;- развитие восприятия, речи и воображения.игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка)6«Мячики»- развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);- снятие эмоционального и мышечного напряжения;- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;- развитие ориентации в собственном теле;- развитие общей и мелкой моторики;- развитие зрительного восприятия, речи и воображения.большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии7«Зайка»- создание положительного эмоционального настроя в группе;- развитие умения подражать движениям взрослого;- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;- развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;- снижение излишней двигательной активности, импульсивности; - развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей8«Мыльные пузыри»- создание положительного эмоционального настроя в группе;- развитие умения подражать движениям взрослого;- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;- развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;- снижение излишней двигательной активности, импульсивности; - развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков 9«Мишка»- сплочение группы, развитие эмпатии;- снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;- развитие умения согласовывать свои действия в соответствии с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;- развитие координации движений, общей и мелкой моторики; - развитие внимания, речи и воображения.игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц10«Непослушные мышата»- преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;- формирование положительной самооценки;- развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;- развитие слухового внимания, быстроты реакции;- развитие общей и мелкой моторики;- развитие чувства юмора, речи и воображения.игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;магнитофон, кассета с записью плясовой музыки11«Колобок»- сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;- снятие страхов перед сказочными героями;- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;- развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);- развитие пространственных представлений;- развитие внимания, речи и воображения.куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине)12«Котята»- формирование положительной самооценки;- развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; - снятие мышечного напряжения;- развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);- развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;- развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;- развитие пространственных представлений;- развитие внимания, речи и воображения.Проигрыватель «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветаКаждое занятие проводилось в 2-3 этапа. Каждое из занятий повторялось по несколько раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем. Приемы торможения отрицательных эмоций:- переключение;- игры с песком, водой;- игры с бытовыми предметами;- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).Кроме проведения ежедневных игровых мероприятий нами было составлено примерное перспективное планирование мероприятий на месяц по профилактике дезадаптации у детей, поступивших в детский сад (приложение 4).1 неделя была посвящена знакомству с детьми. Ежедневно мы встречали каждого ребенка с яркой игрушкой, чтобы создать психологический комфорт.Ежедневно проводились различные игры с воспитателем (как коллективные, так и индивидуальные), знакомили детей с окружающим их пространством и предметами (например, шкафчик для одежды), общались с детьми, разыгрывая разные педагогические ситуации (например, «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца…»), играли в подвижные игры и хороводы («Зайка», «Догоню, догоню», «Лови мячик» и др.), пальчиковые игры для развития речевых навыков («Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки» и др.). В режимных моментах использовали фольклор и художественную литературу (например, потешки «Водичка, водичка…», «Вот они, сапожки…» и т.д.). Ежедневно проводили индивидуальную работу на формирование культурно-гигиенических навыков, на развитие речи, игровых навыков и т.д., проводили различные мероприятия на прогулке (наблюдение в природе, труд, подвижную игру, индивидуальную работу по развитию движений), уделяли внимание освоению социальных норм и правил поведения (например, убирать на место вещи, игрушки, здороваться и т.д.). 2 неделя называлась «Мы привыкаем». На этой неделе мы встречали детей с новым игровым персонажем, предлагали поиграть с мячиком, продолжали знакомить с окружающей обстановкой и предметами (например, с кроваткой, игровыми зонами), общались с детьми, разыгрывая педагогические ситуации (например, «Игрушки, которые живут в нашей группе», организовывали подвижные игры и хороводы, активизировали речь через пальчиковые игры, использовали произведения фольклора в режимных моментах (например, «Вот так каша!»). Не забывали про индивидуальную работу по формированию культурно-гигиенических навыков, по развитию познавательных процессов, продуктивных видов деятельности, игровых действий и т.д., знакомили детей с очередными правилами поведения в игровой форме (не толкаться, не драться, убирать игрушки за собой и др.).3 неделя проходила под лозунгом «Мы осваиваемся». На утреннем приеме мы использовали игрушку-кошку, предлагал детям поиграть в «Прятки», создавали различные игровые ситуации (например, «Машина катает зверят»), играли в предметно-манипулятивные и дидактические игры. Мы продолжали знакомить детей друг с другом, завязывая дружеские отношения, строили ситуации общения (например, «Кого как зовут»), играли в подвижные («Пузырь», «Шли-шли, что-то нашли» и др.) и пальчиковые игры («Ладушки», «Мы кружок нарисовали» и др.). В режимных моментах опять же использовали произведения народного фольклора и художественную литературу (например, потешка «Кто у нас хороший»). Кроме этого проводили ежедневную индивидуальную работу, прогулку с организацией всех необходимых на ней мероприятий (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений), проблемные и игровые ситуации по освоению социальных норм и правил поведения (например, правила поведения за столом).4 неделя прошла под лозунгом «Детский сад – наш дом родной». На этой неделе мы закрепляли полученные ранее знания, умения и навыки детей. Все мероприятия (утренний прием, индивидуальная работа, режимные моменты, ситуации общения, освоению норм и правил поведения и т.д.) проводились в игровой форме для создания психологического комфорта. Весь адаптационный период проходил под контролем медико-педагогической службы с участием психолога.2 направление – работа с родителями воспитанников.Цель: выстроить доверительные отношения с родителями, оказать помощь родителям по проблеме адаптации детей к детскому саду.Задачи работы детского сада по взаимодействию с родителями: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.2. Объединить усилия для развития и воспитания детей. 3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. 5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.6. Помочь детям и родителям легче адаптироваться к детскому саду.Во взаимодействии с родителями принимали участие не только воспитатели, но и психолог детского сада, заведующая, старший воспитатель и медсестра.Нами был разработан перспективный план работы с родителями для успешной адаптации детей к детскому саду (таблица 10).Итак, работа с родителями проходила через организацию клуба «Семейный клуб».Таблица 10План работы с родителями «Семейный клуб» для успешной адаптации детей к детскому садуТрадиционные формыСодержаниеНетрадиционные формыСодержаниеНаглядно-информационныеСоздание информационной папки «Адаптация к ДОУ: советы психолога» (Приложение 5).Создание памяток и рекомендаций (старший воспитатель и воспитатели) – Информационные листы-памятки "Адаптация. Что это такое?" (старший воспитатель и воспитатели).Выставка педагогической литературы (старший воспитатель и воспитатели).Наглядно-информационныеГазета «Что такое адаптация ребенка к детскому саду и как она происходит?» (воспитатели)ИндивидуальныеИндивидуальные консультации: -консультация психолога “Развитие ребенка от 2 до 3 лет”. (Основные линии развития)- Консультации медсестры: “Режим дня”. (питание, сон, прогулка), «Физическое развитие детей от 2 до 3 лет», «Профилактика ОРЗ и ОРви или значение закаливания», консультация воспитателей «Особенности поведения детей в период адаптации», консультация «Как помочь ребенку в период адаптации?» - -Посещение семьи (воспитатели)Информационно-аналитическиеПочтовый ящик «Вы спрашиваете – мы отвечаем»Анкетирование родителей с целью составления психологического портрета ребенка, выявления факторов риска дезадаптации.Анкета «Особенности развития личности ребенка» (психолог, воспитатели) – ПознавательныеЭкскурсия по детскому саду - сообщение заведующей о приоритетных направлениях в работе сада.Устный журналКоллективныеРодительское собрание на тему «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»(психолог, воспитатели, старший воспитатель). Родительское собрание в форме круглого стола «Стили семейного воспитания» (психолог, воспитатели, старший воспитатель) – ДосуговыеКонкурс: мини-сочинение «Мой любимый детский сад»ПознавательныеПрактикум «Вместе весело играть» (воспитатели, старший воспитатель – Приложение 6.Обмен опытом: “Как приучить ребенка к туалету и самостоятельной еде”Круглый стол «Адаптация это серьезно» (воспитатели, психолог, медик).3 направление – работа с педагогами.Цель: обогатить знания и умения педагогов по организации партнерских отношений с родителями воспитанников.Задачи работы:Провести семинар-практикум по организации работы детского сада с семьей на тему «Общение воспитателя с родителями воспитанников или как сделать отношения с родителями воспитанников партнерскими» (Приложение 7).Цель семинара-практикума: повысить уровень профессионального мастерства педагогов детского сада в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Предоставить практические рекомендации по организации партнерских отношений с родителями детей раннего возраста (Приложение 8).Таким образом, практическая деятельность педагога по адаптации детей к детскому саду включила в себя три направления (условия): работа с детьми, сотрудничество с родителями и взаимодействие с педагогами.С детьми в течение адаптационного периода проводились игровые мероприятия, цель которых состояла в оказании помощи детям в адаптации к детскому саду. Эти игровые мероприятия помогли снять эмоциональное и мышечное напряжение детей, снизили импульсивность, тревогу, агрессию у детей, а также способствовали развитию внимания, восприятия, речи, воображения, навыков взаимодействия друг с другом, мелкой моторики, координации движений, игровых навыков и произвольного поведения. Кроме этого было составлено перспективное планирование мероприятий по профилактике дезадаптации у детей, поступивших в детский сад (на 4 недели).Эти мероприятия включали в себя: утренний прием, игры с воспитателем, знакомство с окружающими явлениями и предметами, ситуации общения, подвижные и хороводные игры, пальчиковые игры, использование произведений фольклора и художественной литературы, индивидуальную работу по формированию культурно-гигиенических навыков, развитию познавательных процессов, в первую очередь, речи, формированию навыков общения, игровых действий и т.д., освоению социальных норм и правил поведения, прогулки, на которых были организованы наблюдение в природе, труд, индивидуальная работа по развитию движений и подвижные игры.План взаимодействия детского сада с родителями в форме организации клуба «Семейный клуб» включил в себя разнообразные формы работы с родителями: коллективные (родительские собрания, круглые столы), индивидуальные (консультации, посещение семьи), наглядно-информационные (папка-передвижка, памятки, рекомендации, газета), информационно-аналитические (почтовый ящик), познавательные (устный журнал, практикум), досуговые (конкурсы). Имели место быть как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные.Помимо всего вышеперечисленного, проводилась также работа с педагогами в виде семинара-практикума на тему «Общение воспитателя с родителями воспитанников или как сделать отношения с родителями воспитанников партнерскими».Выводы по 2 главеТаким образом, нами была проведена опытно-поисковая работа по проблеме адаптации детей к детскому саду.Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий эксперименты. В констатирующем эксперименте были проведены следующие методики: определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (автор: К.Л. Печора) – анкета для родителей «Готов ли ребенок к детскому саду?», методика К.Л. Печора (составление индивидуальных листов адаптации) и диагностика нервно-психического развития детей (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева). С помощью этих методик, представленных в приложении, мы определили начальный уровень адаптации детей к детскому саду. В результате диагностики мы выявили недостаточную готовность у детей к пребыванию в детском саду (по мнению родителей), не слишком успешную адаптацию детей к условиям детского сада и недостаточно высокий уровень нервно-психического развития детей 1 младшей группы на начало учебного года.Поэтому формирующий эксперимент был направлен на создание практической деятельности педагога по организации адаптационного периода детей, другими словами, на создание комплекса психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к детскому саду.В структуру психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к детскому саду вошло 3 направления (условия): работа с детьми, вновь поступившими в детский сад, которая включала в себя проведение игровых и других мероприятий, сотрудничество детского сада с семьями новых воспитанников, заключавшееся в проведении разных форм работы между ДОО и семьей и сотрудничество с педагогами (воспитателями).Список литературыАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 152с. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 76с.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медицина, 2007. – 210с.Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.Гусева О.О. Настольная книга воспитателя / О.О. Гусева. – М.: Эксмо, 2012. – 320с.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 245с. Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К. Л. Печора. – М.: Владос, 2006. – 112с.Путляева Л. Кто такой "просвещенный родитель"? // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 31-33.Терехина О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к дошкольному учреждению – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 91с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!