Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего...

Тип Курсовая
Предмет Дошкольная педагогика

ID (номер) заказа
3808607

500 руб.

Просмотров
832
Размер файла
891.53 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеАктуальность исследования. Практическая и социальная направленность дошкольного образования обусловила приоритет решения задач социально-трудовой адаптации детей, среди которых важным компонентом выступает воспитание их культурно-гигиенических навыков.Культурно-гигиенические навыки - автоматизированные действия в отношении выполнение гигиенических процедур, потребление пищи, одевания, раздевания и тому подобное. Их воспитание способствует развитию психомоторики, интеллектуальных и сенсорных процессов, речи, формированию представлений об окружающем мире, личностному росту, что и создает почву для других видов деятельности ребенка младшего дошкольного возраста (Н.А. Варенцова, Н.А. Уфимцева, Е.Н. Лункинаи др.).Овладение культурно- гигиеническими навыками является залогом успешной дальнейшей социализации ребенка, в процессе которой ребенок обучается основам самостоятельного труда, начинает проявлять к нему интерес, овладевает определенными навыками и умениями.Исследователи (Н.С. Голицина, О.В. Тюкинеева, Т.М. Салина, Т.И. Гризик, Н.И. Гудкова, В.И. Черненко и др.) подчеркивают важность раннего периода детства как сензитивного по воспитанию культурно-гигиенических навыков, поскольку в онтогенезе пробуждается высокая естественная любознательность ребенка к труду взрослых и настойчивое стремление самому включаться в совместные со взрослыми действия. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) отражена общая стратегия развития дошкольника, культурно-гигиенические навыки выступают инструментарием, от которого зависит интеграция ребенка в образовательную среду. От воспитания культурно-гигиенических навыков зависит всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста. Следовательно, особое значение приобретает повышение воспитательного ресурса родителей, которые являются решающей составляющей процесса раннего взаимодействия с ребенком. В то же время обеспечение и сохранение баланса профессионального сотрудничества всех участников учебно-воспитательного процесса делает возможным успешное течение социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста и создает максимально благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков.Результаты анализа теоретической основы и практического опыта дали возможность засвидетельствовать наличие значительных трудностей, сопровождающих процесс воспитания культурно-гигиенических навыков, обусловлены отсутствием учебно-методического обеспечения. Объект исследования – процесс воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Предмет исследования – методы и средства воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Цель исследования - изучить особенности и разработать методику воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также сформулировать методические рекомендации для педагогов и родителей.Задачи исследования:1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного;2. Описать педагогические условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;3. Провести диагностику культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;4. Разработать методику воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Методы исследования: - теоретические: сравнение и систематизация – для анализа педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; дедуктивный – для системного описания исследуемого явления; индуктивный –для установления закономерностей; логико-семантический – для углубления понятийного аппарата.- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.Теоретическая значимость заключается в описании методов и средств воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, определении показателей и уровней сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников и выявлены их особенности.Практическая значимость заключается в разработке методики воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Данные материалы могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей в условиях ДО и семье.Структура исследования: введение, теоретическая и опытно-поисковая главы, выводы, заключение, список использованных источников и приложений. Глава 1. Теоретические особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста1.1 Анализ воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической Поскольку любая деятельность человека предполагает наличие большего или меньшего количества навыков, возникает необходимость обоснования понятия «навык» в контексте нашего исследования. Исследователи позиционируют различные подходы к определению очерченного понятие: в педагогике, психологии и социологии.В педагогике навык выступает действием, которое доведено до автоматизма путем многократного повторения [10]. В частности, в дидактике под навыком понимается устоявшийся способ выполнения действий, сформированный в результате многократных повторений; характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (навык двигательная, интеллектуальная, перцептивная) [18].Основательно суть понятия «навык» исследовалась медицинскими психологами и психиатрами, определение которых близко к педагогическому, и трактуется как автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторение, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Акцентируя внимание на связи интеллектуальной деятельности с двигательной сферой, они подчеркивают, что потеря навыка – признаксерьезного заболевания головного мозга, чаще всего органического генеза. Социологи трактуют навык как доведенное до автоматизма умение; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в учебной деятельности [29, с. 148].Следовательно, принципиально важным в контексте нашего исследования понимание навыка как автоматически осуществляемого движения, не требующего, ни сознательного контроля, ни специальных волевых усилий для его выполнения.Учитывая особенности психофизического развития дошкольников, опора на очерченную научную позицию позволит решить поставленные в исследовании задачи [21].Следующее ключевое понятие, лежащее в проблемном поле нашего исследование, «культурно-гигиенические». В общем значении, под этим понятием понимают заботу об удовлетворении собственных потребностей, решение задач и проблем, возникающих в личном пространстве (О.В. Гаврилов, А.А. Стребелева.).Культурпо-гигиенические навыки-это важная составная часть культуры поведения. Опрятность, содержание чистыми лица, рук, тела обусловлены не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих взаимоотношений.Очерченное понятие неоднозначно рассматривалось в психолого-педагогической литературе. Так, А.С. Галанов, подчеркивая непосредственный влияние на самооценку ребенка, толкует культурно-гигиенические навыки как важный шаг на пути к ее социализации (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и тому подобное) [10, с. 42].С позиции социальной педагогики под культурно-гигиеническими навыками понимается первоэлементы детской культуры поведения, одно из главных условий, принципов, методов и критериев общественного воспитания [21]. В общем педагогическом видении культурно-гигиенические навыки определяют переход биологических потребностей здорового ребенка в целенаправленную трудовую деятельность, первый психологический момент формирование трудолюбия [4].Итак, под культурно-гигиеническими навыками мы понимаем деятельность, которая направлена на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка, связанных с жизненной необходимостью ухода за телом, одеждой, обувью и т. п; мытье и умывание, причесывание, одевание и раздевание. Культурно-гигиенические навыки направлены на удовлетворение собственных потребностей в еде, уходе за телом, одевании, раздевании и тому подобное. Соответственно, культурно-гигиеническими навыками выступают автоматизированные действия ребенка по уходу за собственным телом, предметами личной гигиены, выполнение гигиенических процедур, прием пищи, одевание, раздевание и тому подобное.Культурно-гигиенические навыки связаны с соблюдением чистоты и порядка в окружающем пространстве, где они формируются под руководством взрослых [24].Как показывает теоретико-методологический анализ проблемы, задачи воспитания культурно-гигиенических навыков актуальны на всех возрастных этапах развитию личности, особое значение они приобретают у детей младшего дошкольного возраста. Характер процесса их формирования определяется возрастными и психофизиологическими особенностями ребенка, а также воспитательным воздействием взрослых.Анализ литературы по проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста показывает, что всестороннее развитие личности ребенка ученые видели в раннем привлечении его к посильной трудовой деятельности, что является условием для формирования общей умелости ребенка дошкольного возраста (Я. Коменский, Й. Песталоцци, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.).В частности, Т.Н. Доронова уделяла большое внимание трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Ее книга «Девочки и мальчики 3-4 лет», правомерно, считается пособием и программой по дошкольному воспитание. Исследовательница рекомендует с раннего возраста не только уделять большое внимание физическому развитию ребенка, но и приучать его к хозяйству и ручному труду, проводя аналогию между ребенком и муравьем: «Как муравей никогда не бывает неподвижным, а находится всегда в движении, труде, да и ребенок должен постоянно двигаться, тренируя свои органы. Ребенок должен в этом периоде научиться элементарной культуре поведения, участвовать в посильных для него делах» [16, с.10].Педагогические взгляды С.А. Козловой [23] были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности, соответственно, педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении», а вся система образования, включая и дошкольное воспитание, – на деятельности детей под руководством педагога. Именно культурно-гигиенические навыки являются тем действием, направленным на развитие психики и личности. Навык - это действие, сформированное путем повторения. Поэтому основная задача родителей заключается в постоянном повторении вместе с ребенком необходимых действий до окончательного формирования навыка [15].Понимание С.Н. Теплюк значение деятельности для формирования личности привело его к выводу – виды деятельности (игра, обучение и труд) имеют особое значение для воспитание [30].Исключительное значение в контексте исследования имеет гуманистическая педагогическая система известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори [25]. К базовым принципам метода, построенного на идеях свободного, естественнонаучного воспитания ребенка, среди прочих, принадлежат: постоянное изучение личности ребенка в деятельности, сотрудничество с взрослыми и другими детьми, самопознание своих возможностей, приучение к самодисциплине, культуре и тому подобное. Создание условий для решения этих задач на раннем этапе развития сделает возможным получение ребенком определенного толчка, большей целеустремленности движений, активности и т.д. С целью создания таких условий, автор рекомендовала, наряду с выполнением системы упражнений для воспитания мышц, обеспечения заботы о теле, садоводство, ручной труд.В исследованиях Е.В. Соловьевой воспитание культурно-гигиенических навыков рассматривается как процесс развития ребенка, который учитывает ее индивидуальные потребности, возможности, мотивы и интересы. На основе такого трактовка, исследовательница разработала систему обучения и воспитания «Школа для жизни, через жизнь», основой которой выступили потребности ребенка. К главным потребностей ребенка она относит: потребность в пище, самосохранении, самозащите и гигиене [29, с. 20].Таким образом, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и соблюдения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.1.2 Педагогические условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаВ соответствии с базовыми программами дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и другие детей младшего дошкольного возраста приучают самостоятельно мыть лицо и руки перед едой, после загрязнения, пользоваться индивидуальным полотенцем для вытирания лица и рук, правильно насухо вытираться, вешать полотенце на место; пользоваться индивидуальным гребешком и носовым платком; опрятно и своевременно совершать свой туалет; правильно вести себя за столом, самостоятельно и аккуратно есть разнообразную пищу, одеваться и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать свои вещи; застегивать пуговицы, завязывать шнурки [9].Одной из предпосылок воспитания культурно-гигиенических навыков у детей млашего дошкольного возраста является наличие учебно-методических пособий для педагогов. Потребность в такой специальной литературе особенно остра у тех случаях, когда педагог не имеет специального образования, или имеет опыт работы с другой категорией детей. Исследование показало, что несмотря на достаточный объем учебно методических пособий для педагогов и родителей, научно-популярных изданий, которые освещают различные аспекты воспитания детей младшего дошкольного возраста, методическая литература по вопросам воспитания у них культурно-гигиенических навыков - редкость. В качестве педагогических условий воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста выделяют:- организация учебной среды (специально обустроенной уголка социально-бытового ориентирования, который содержит наборы бытовых предметов, дидактические материалы, средства обучения и т. п):- разработку индивидуальной программы, в зависимости от состояния сформированности навыков самообслуживания;- использование методики пошагового формирования элементарных культурно-гигиенических навыков;- взаимодействие слаженной целенаправленной работы педагогов и родителей ребенка [2].Выделяются следующие формы работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков и их целесообразность: индивидуальные (отработка отдельных действий) и групповые (реализация определенных навыков) занятия. Освещена роль элементарных базовых навыков в процессе формирование навыков самообслуживания у детей.Анализ педагогического опыта по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения удостоверяет, что такой ребенок на время поступления обладает лишь элементарными базовыми навыками, в основе которых лежит минимальный контроль за собственными действиями: умеет ходить, выполнять соответствующие движения головой, челюстями, языком и губами; пить, жевать и глотать пищу, удерживать продукты руками, если взрослый вкладывает их в руки ребенка; брать самостоятельно еду со стола и тому подобное. Другие жизненно важные навыки доступны ей только с помощью взрослого: одевание, раздевание, умывание, причесывание, застегивание пуговиц, зашнуровывание обуви, застилание кровати и тому подобное [20].Анализ данных, представленных в методической литературе показывает, что указаны пробелы практики связывают с отсутствием ранней педагогической помощи (32%), несовершенной организацией трудового воспитания у дошкольных учреждениях (28%), чрезмерной опекой ребенка в семье (40%) [5].Изучение практического опыта подтверждает, что с раннего возраста дети проявляют слабую активность, моторную недостаточность, что у сочетании с чрезмерной опекой родителей, вызывают резкие нарушения у овладении предметными действиями. Длительное время их походка остается неустойчивой, недостаточно координированной, имеют место лишние движения. Как правило, у них долго не выделяется доминирующая рука, отсутствует согласованность обеих рук. Предметными действиями дети своевременно не овладевают, а долгое время задерживаются на манипуляциях - хаотичных, нецеленаправленных двигательных реакциях. Такие манипуляции не соответствуют назначению предметов, с которыми ребенок выполняет действия. Не наблюдается также ориентирования на новые предметы: «Что это такое?», «Что с ним можно делать?». Нередко педагоги имеют дело с беспомощностью детей во время выполнения целенаправленных практических действий (так называемой апраксией) [8].Педагоги связывают трудности в усвоении детьми культурно-гигиенических навыков с недоразвитием зрительно-двигательной координации. С целью коррекции указанной функциональной системы практикуется работа по следующим направлениями: воспитание зрительного внимания («Смотри на меня», «Делай, как я», «Повторяй за мной»); исполнение за подражанием различным начальным положений и движений; совершенствование поисковых движений глаз в игровой ситуации с отысканием предметов и их изображений (передвижение яркого предмета в горизонтальном, вертикальном, диагональном направлениях и по кругу, с следующим показом определенного направления рукой ребенка); формирование умения ребенка переключаться со зрительного контроля на проприоцептивный (упражнения с открытыми и закрытыми глазами) и тому подобное [14].Учитывая, что воспитание культурно-гигиенических навыков – это сложный набор отдельных взаимосвязанных элементов, в процессе ее формирования педагог предварительно тщательно анализирует ее составляющие и начинает обучение по выполнению ребенком каждого отдельного элемента (например: мытье ладоней, больших пальцев, запястья и тому подобное). Обращается внимание на то, чтобы элементы, установленные анализом, не были сложными, а их цепь не была слишком длинной. Сначала ребенок действует по инструкцией педагога: «моем ладони, моем лицо и тому подобное». Если прямую инструкцию усвоены, педагог следит за правильностью ее выполнения, в необходимый момент подкрепляет навык повторением прямой инструкции. Постепенно элементарные умения трансформируются в более сложные акты поведения. Важное значение педагоги придают осознанию ребенком задачи, а не только его механическому исполнению [1].Практика показывает важность включения словесного сопровождения на этапе налаживание эмоционального контакта взрослого с ребенком и в процессе обучение на основе совместных действий. В начале такое сопровождение используется для создания эмоционального поля, как сигнал к развертыванию действия или ее прекращение, фиксации успеха ребенка. В дальнейшем словесное сопровождение формирует установку ребенка на способ действия («сделай так»,» возьми полотенце») и фиксирует ее результат («Теперь твои руки чисты») [12].Изучение опыта работы дошкольного учреждения убеждает, что в основе воспитания культурно-гигиенических навыков у ребенка младшего дошкольного возраста лежит поэтапное формирование отдельных действий, с тщательным соблюдением определенной последовательности, которое находит свое отображение в индивидуальной программе и предусматривает долговременное и систематическое применение специальных упражнений [25].На первом этапе в бытовых ситуациях во время умывания, приема еды, во время одевания и раздевания дети овладевают определенными действиями, которые взрослый сначала выполняет руками ребенка. Таким образом педагог регулирует его усилия для того, чтобы движение выполнялось правильно. Постепенно уменьшая и ослабляя свою помощь, педагог подводит ребенка к самостоятельному выполнение действий. Чаще всего это происходит во время индивидуальной работы с ребенком. Педагог комментирует действия, которые он выполняет вместе с ребенком, называет предметы, которые используются, указывает на допущенные ошибки, одобряет даже незначительные достижения, а также стимулирует собственную речь ребенка [8].Приведем пример такой учебной ситуации, которую мы наблюдали в дошкольном учреждении. Во время одевания педагог разговаривает с ребенком, развивает у него знания и ощущения частей тела. Он показывает и объясняет для чего служит каждая деталь одежды («руки продвигаются в рукава», «голова в воротник»), развивает представление о пространстве (правый рукав/левый рукав, руки подняты кверху / опущены книзу). Параллельно ребенка обучают называнию цветов, сравнению цветов одежды ребенка с цветами вещей и предметов, которые ее окружают.На втором этапе обучения действия, которые ребенок выполнял с помощью взрослого, выполняются самостоятельно. Постепенно вводится групповая форма обучение, которое предусматривает контроль воспитателем действий детей, а также исправления, допущенных во время выполнения режимных моментов, ошибок детей [14].На третьем этапе работы обучение новым навыкам осуществляется на основе действий по образцу и речевой инструкции. Наряду с культурно-гигиеническими навыками педагоги постепенно вводят элементы бытового труда.Такой практический подход к обучению педагоги рассматривают как необходимое условие оптимистических взглядов относительно возможностей воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Как рассуждают педагоги, не всегда можно четко очертить последовательность в формировании умений и навыков, однако необходима постоянная структура занятий, четкая регламентация режимных моментов. Постепенное внедрение нового, что основывается на хорошо знакомом, придает ребенку чувство безопасности и, таким образом, делает возможным обучение. Специалисты отмечают, что удовлетворение чувства безопасности и психологического комфорта-основная обязанность как родителей, так и педагогов, работающих с ребенком [17].Значительная часть практиков подтверждает важность специально организованной обоюдной работы всех специалистов дошкольного учреждения (педагога-воспитателя) и родителей, с целью эффективного воспитания у детей культурно-гигиенических навыков, максимального учета индивидуальных особенностей каждого ребенка [20].В семье, как социальной среде, которая обеспечивает физиологическую адаптацию ребенка, возможно создание максимально благоприятных условий для воспитания культурно-гигиенических навыков. Однако, результаты анкетирования родителей, воспитывающих дошкольников демонстрируют существенные различия в воспитательных подходах, которые мы наблюдаем в отношении детей. В целом воспитание ребенка в семье характеризуется: неадекватными формами общения и характером взаимодействия близкого взрослого и ребенка, изоляцией ребенка от сверстников и других взрослых, несоответствием предметно-развивающей среды актуальному и потенциальному уровню психического развития ребенка и тому подобное, что обуславливает дополнительные трудности формирования у таких детей навыков самообслуживание [13].Как показывает практика, в процессе общения и взаимодействия с ребенком родители используют вербальное речи, в то время, когда такой ребенок реально отвечает на экспрессивно-мимические и предметно-действующие средства на уровне эмоционально личностной формы общения. Контакт взрослого и ребенка осуществляется преимущественно в ситуативно-деловой форме общения, родители отделены от игровых действий. В связи с этим, у ребенка не формируются манипулятивные действия с предметами, а также совместная игровая деятельность со взрослым, иначе говоря, не складываются предпосылки формирования навыков самообслуживания.Ребенок, как правило, узнает свое имя и часто выделяет близкого взрослого, в то же время не обладающего способами усвоения общественного опыта и не может обратиться к взрослому за помощью, тогда как именно на этом этапе происходит становление базовых навыков самообслуживающей деятельности [11].Анализ методической литературы позволяют нам выделить ряд факторов, которые выступают препятствием на пути воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, что в целом затрудняет ценностно-мотивационное развитие таких детей с раннего возраста:1. Неадекватные формы общения и взаимодействия в тандеме «мать –Ребенок», которые не соответствуют уровню его образовательных возможностей и предметно игровых потребностей. 2. Отсутствие организованного режима дня в семье.3. Отсутствие адекватного предметно-развивающей среды в семьи как важного условия познавательного развития такого ребенка [10].Указанное позволяет утверждать о необходимости проведения работы по повышению воспитательного ресурса родителей, которая обеспечит раннее взаимодействие родителей и ребенка, способствовать воспитанию его культурно-гигиенических навыков. Наличие положительных эмоциональных реакций на сотрудничество и готовность к усвоению общих и подражательных действий определит успешность эмоционально коммуникативного развития, подготовит почву для становления предметно практической деятельности ребенка [3].Итак, по результатам анализа состояния практики в дошкольных учреждениях по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста выяснено, что в современных условиях реформирования образования она далеко недостаточна для подготовки детей к трудового обучения, начального этапа их социализации и интеграции в общество. В дошкольных учреждениях наблюдается отсутствие целостной системы работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у дошкольников, недостаточная разработанность методического обеспечения. Анализ базовых программ показал, что методы и средства рекомендовано подбирать индивидуально, в зависимости от психофизических возможностей ребенка, что затрудняет работу педагогов без специального образования. Поскольку проблема воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста достаточно актуальна, остро возникает потребность разработки научно-методического обеспечения указанного процесса.Вывод по главе 11. Анализ литературных источников показал актуальность и значительный интерес ученых к проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В исследовании уточнена сущность понятия «культурно-гигиенические навыки», которое мы определяем, как культурную деятельность, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка, связанных с жизненной необходимостью ухода за телом, одеждой, обувью и тому подобное. Соответственно, «культурно-гигиеническими навыками» выступают автоматизированные действия ребенка по уходу за собственным телом, предметами личной гигиены, выполнения гигиенических процедур, потребления еды, одевания, раздевания и тому подобное. Данные навыкисвязаны с соблюдением чистоты и порядка в окружающем просторные. Характер процесса воспитания культурно-гигиенических навыков определяется возрастными и психофизиологическими особенностями ребенка, а также воспитательным влиянием взрослых.2. Выяснено, что воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста оказывается наиболее доступной и мотивированной естественными потребностями деятельностью. Как можно раннее и систематическая педагогическая работа по формированию и закреплению этих навыков делает возможным положительные результаты и обеспечивает дальнейшую социально-трудовую адаптацию такого ребенка. Успешность формирования изучаемых навыков требует тщательного индивидуального подхода к обучение на основе предварительного изучения актуального состояния развития культурно-гигиенические навыков, с последующим поэтапным формированием нового опыта и его закрепления в повседневной жизни. Выделено и охарактеризованы структурные компоненты педагогической работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у дошкольников: работа с педагогами, детьми и родителями.Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста2.1 Диагностика культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаВ первой главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические основы изучения проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте. Пришли к выводу, что успешность формирования культурно – гигиенических навыков зависит от педагогических условий, созданных в учреждении, от совместной работы педагогов и родителей, которая должна быть четко продумана, спланирована и организована. Опытно-поисковая работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста проводилась на базе МБОУ д/с № 10 «Колокольчик». В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет: 8 девочек, 12 мальчиков. Цель исследования: проведение диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков. Диагностика сформированности культурно - гигиенических навыков проведена на основе программы обучения и воспитания, по которой работает учреждение, а именно «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (Описание диагностики см. в приложении 1). Нами были продиагностированы следующие навыки: навыки мытья рук, одевания и раздевания, опрятной еды, убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место. Проведя исследование уровня сформированности навыка мытья рук у младших дошкольников, мы обнаружили следующие результаты, которые отражены на рисунке 1. Протокол исследования представлен в приложении 1.Рисунок 1- Уровень сформированности навыка мытья рук Как мы видим из рисунка, у большинства детей навык сформирован на среднем уровне (12 человек – 60%), у четырех человек (20%) на высоком уровне и у четырех человек (20%) навык не сформирован. Проведя исследование уровня сформированности навыка раздевания и одевания у младших дошкольников, мы обнаружили следующие результаты, которые отражены на рисунке 2.Рисунок 2- Уровень сформированности навыка раздевания и одевания Из рисунка видно, что высокий уровень сформированности навыка имеют 4 (20%) человека, большинство детей (14 человек – 70%) имеют средний уровень и также имеются дети с низким уровнем (2 человека - 10%). Проведя исследование уровня сформированности навыка опрятной еды у младших дошкольников, мы обнаружили следующие результаты, которые отражены на рисунке 3.Рисунок 3- Уровень сформированности навыка опрятной еды Из рисунка видно, что опять большинство детей (12 человек -60%) имеют высокий уровень развития навыка, пятеро (25%) – высокий и у трех (15%) детей навык не сформирован. Проведя исследование уровня сформированности навыка убирания игрушек у младших дошкольников, мы обнаружили следующие результаты, которые отражены на рисунке 4.Рисунок 4- Уровень сформированности навыка убирания игрушек Из рисунка мы видим, что только один ребенок (5%) имеет высокий уровень сформированности навыка, большинство детей (15 человек - 75%) имею средний уровень и 4 (20%) ребенка имеют низкий уровень. Проведя исследование уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников мы обнаружили следующие результаты, которые мы привели к общему уровню развития и отразили в таблице 1.Таблица 1. Уровни сформированности культурно – гигиенических навыков детей младшего дошкольного возрастаУровниКоличество%Высокий315Средний1470Низкий315Исходя из результатов диагностики, мы можем сказать, у 3-х человек культурно-гигиенические навыки сформированы на высоком уровне, 14 человек имеют средний уровень и 3 человека имеют низкий уровень развития культурно - гигиенических навыков. Представим эти результаты на рисунке 5.Рисунок 5- Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста Таким образом, мы видим, что есть определенное количество детей с недостаточным уровнем развития культурно – гигиенических навыков, что обусловило необходимость разработки серии мероприятий по расширению педагогических условий с целью формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Также в рамках нашего исследования мы провели анкетирование родителей на тему сформированности культурно-гигиенических навыков их детей. Родителям были предложены 6 вопросов по теме: «Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье». Подведя итоги анкетирования, мы получили следующие результаты: На первый вопрос «Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах культурно-гигиенического воспитания?» родители ответили таким образом: «Да» - 4 человека (20%), «Нет» - 10 человек (50%), «Затрудняюсь ответить» - 6 человек (30%). На второй вопрос «Как Вы считаете, Ваш ребенок обладает навыками аккуратной еды?» родители ответили так: «Да» - 3 человека (15%), «Нет»- 12 человек (60%), «Затрудняюсь ответить» - 5 человек (25%). По третьему вопросу «Как Вы думаете, сформировались у вашего ребенка навыки мытья рук и личной гигиены?» ответы распределились так: «Да» - 5 человек (25%), «Нет» - 13 человек (65%), «Затрудняюсь ответить» - 2 человека (10%). На четвертый вопрос «Имеет ли Ваш ребенок индивидуальные средства гигиены - зубную щетку, полотенце, расческу?» родители ответили так: «Да» - 17 человек (85%), «Нет» - 3 человека (15%), «Затрудняюсь ответить» - 0 человек (0%). На пятый вопрос «Обладает ли Ваш ребенок навыками снимания и надевания одежды в определенном порядке (снимает ботинки, носки, колготки, майку и все вещи аккуратно складывает на стул)?» мы получили следующие ответы: «Да» - 4 человека (20%) , «Нет» - 13 человек (65%), «Затрудняюсь ответить» - 3 человека (15%). На шестой вопрос «Убирает ли Ваш ребенок после игры на место свои игрушки?» родители ответили так: 39 «Да» - 2 человека (10%), «Нет» - 18 человек (90%), «Затрудняюсь ответить» - 0 человек (0%). Представим эти результаты на рисунке 6. Как мы видим, во всех ответах преобладает ответ «Нет», т. е. большинство родители считают, что культурно – гигиенические навыки у их детей развиты слабо, при этом они признают, что не считают себя в должной мере просвещенными в области воспитания культурно – гигиенических навыков. Из этого мы можем сделать вывод, что и родителям требуется помощь в повышении уровня их компетентности в вопросах формирования культурно – гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста. Эти обстоятельства обусловили необходимость разработки комплекса мероприятий по расширению педагогических условий с целью формирования культурно – гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.2.2 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаЦель формирующего этапа: разработать и апробировать методику воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Данная программа реализовывалась на протяжении 2 месяцев с педагогами, детьми и их родителями.Задачи:Повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; Обеспечить включенность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности, направленной на воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; Содействие формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста пребывания детей; Содействовать воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Ожидаемый результат: - предполагается, что будут разработаны формы работы для родителей, педагогов и детей, направленные на воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; - установление партнёрских, доверительных отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Программа рассчитана на 14 академических часов. Основными принципами работы стали:1. Принцип комплексного подхода в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.2. Принцип предупреждения в деятельности, в контексте социального взаимодействия, через моделирование жизненных ситуаций.3. Принцип нормативности развития, предусматривающий постоянное сравнение индивидуальных особенностей детей с возрастной нормой, учета закономерностей онтогенетического развития.4. Принцип опережения: учет зоны ближайшего развития и стремление достичь максимально возможных изменений. 5. Принцип учета ведущего вида деятельности. Система по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в детском саду включала в себя три направления: «педагоги», «родители», «дети».Цель первого направления методики воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: повысить педагогическую квалификацию педагогов в вопросах воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Для этого были разработаны консультации, мини-лекции, семинары-практикумы, которые проводились 1 раз в неделю на протяжении 2 месяцев. План работы с педагогами представлен в табл. 2Таблица 2. Работа с педагогамиМероприятиеЦельУчастникиМини-лекция «Открываем тайны младшего дошкольного возраста»Охарактеризовать особенности психического, физиологического, эмоционального, интеллектуального развития детей младшего дошкольного возрастаПсихолог, воспитателиСеминар «Взаимодействие с родителями детей по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Рассмотреть особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях, представить формы взаимодействия с родителями воспитанников, предложить темы для обсуждения с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Воспитатели, методистДеловая игра «Условия успешного воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Рассмотреть условия успешного воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в детском саду, разработать модель внедрения данных условий в практическую деятельность. Воспитатели, психолог, методист, администрация ДООПедагогический час «Игра, как способ воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Рассмотреть возможности использования игровой деятельности для эффективного воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, определить игры, которые помогут детям усвоить культурно-гигиенические навыки.Психолог, воспитателиСеминар-практикум «Создание РППС в группе для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Рассмотреть возможности наполнения РППС для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, разработать проект комфортной среды для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаВоспитатели, методистКонференция «Взаимодействие ребенка со взрослыми и детьми как условие воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Рассмотреть возможности организации общения детей в группе для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, выявить возможности установления эмоционального контакта с детьми для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаВоспитатели, психолог, методист, администрация ДООДиспут «Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Обмен мнениями какие культурно-гигиенические навыки должны быть сформированы для эффективного общения в детском, какие нужно сформировать в первую очередьВоспитатели, методистТаким образом, к концу формирующего этапа исследования у педагогов будут сформированы четкие представления о развитии детей младшего дошкольного возраста возраста, их потребностях, нуждах, условиях необходимых для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, наполнении РППС, формах взаимодействия с родителями воспитанников.Цель второго направления методики воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: повысить уровень представлений родителей о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Для активного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста были предложены такие мероприятия, как консультации, индивидуальные беседы, тематические вечера, совместная деятельность, родительские собрания. Данные мероприятия проводились раз в неделю, индивидуальные беседы по необходимости. Также были разработаны памятки для родителей, которые размещались в родительском уголке (приложение). План работы с родителями представлен в таблице 3.Таблица 3. Работа с родителямиМероприятиеЦельУчастникиРодительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в семье» Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей.Родители, воспитателиИндивидуальные беседы, анкетированиеКонсультация родителей по вопросам поведения детей, разбор индивидуальных ситуаций, выявление особенностей воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаВоспитатели, родители, психологДеловая игра «Шаги к воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в детском саду»Выявить особенности готовности семьи к воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, подготовка, которую проводят родители с детьми. Воспитатели, психолог, методист, родители.Беседа «Проблемы, которые могут возникнуть в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Обсудить какие могут возникать проблемы в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста рассмотреть способы преодоления проблемРодители, психолог, воспитателиТематический вечер «Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Рассмотреть, какими умениями и навыками должен обладать ребенок для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, как необходимо настраивать ребенка на детский сад, какой должен быть режим дня у ребенкаВоспитатели, методист, родителиКонференция «Что потребуется ребенку»Рассказать о том какая одежда может потребоваться ребенку, какие игрушки можно дать в группу.Воспитатели, родителиСовместная деятельность «Правила поведения в играх и в общении»Совместно с воспитателями составить план конструктивного общения в группе, правила ежедневного общения в детском саду.Воспитатели, родители.Совместные развлечения родителей и детей «Весёлые игрушки», «В гости к матрёшке»Профилактика психоэмоционального напряжения у детей и родителей в ДОО.Воспитатели, музыкальный руководитель, родителиСовместная деятельность с родителями «Вечерние посиделки» (в период адаптации вечером родители в течение 30 минут играют с детьми в группе)Установление доверительных, положительных эмоциональных контактов между родителями и детьмиВоспитатели, родителиРодительское собрание «Как воспитать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в игре»Объяснить родителям, что все дети разные, необходимость прививать ребенку навыки взаимопомощи, развивать нравственные качестваВоспитатели, родителиТаким образом, в ходе данной работы родители получат навыки воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста познакомятся с воспитателями, режимом дня, правилами комфортного пребывания в ДО, способами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В приложении 2 представлены памятки для родителей. Цель третьего направления методики воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: создание благоприятных условий для нахождения детей в условиях ДОО.Для этой цели использовались различные игры, музыкотерапия, арт терапия, праздники, песенки, потешки, оснащение РППС. Обучение умению мыть руки проводилось как на специально организованных занятиях, так и в режимных моментах. Во время специально организованных занятий детей обучали отдельно каждой действия. Только после того как ребенок научился одному действию, переходили к обучению другой.Сначала детей учили вытирать руки.Для того чтобы научить детей этому умению, необходимо подготовить полотенце. Он должен висеть на перекладине на таком расстоянии, чтобы ребенок могла легко дотянуться до полотенца.В начале занятия ребенка просили, чтобы он показала руки, полотенце, если ребенок не мог ответить, то педагог помогал ему. Далее с ребенком проводили подготовительное упражнение, в котором отрабатывался основное движение, необходимое при вытирании рук полотенцем. Для этого педагог, держа в своих руках руки ребенка, трет ладошки друг о друга, при этом говорит ребенку: «мы ладошки Моем, моем!».После чего педагог приступает к основному обучению.Для этого он в свои руки берет руки ребенка.- Педагог помещает одну руку ребенка на противоположную от него часть полотенца.– Они вместе вытирают ладонь другой руки ребенка.- Поворачивают эту руку и вытирают тыльную сторону ладони.- Помещают сухую руку ребенка за полотенце.- Вытирают ладонь другой руки.- Поворачивают эту руку и вытирают тыльную сторону ладони.Каждый шаг педагог комментирует. По окончании действий педагог хвалит ребенка: «Молодец! Ты вытер руки! «.Задача педагога-научить ребенка хорошо вытирать руки общими действиями, после чего помощь педагога становится все меньше и меньше.Для этого первые 5 действий педагог проделывает вместе с ребенком « рука в руку». После чего педагог убирает свои руки и дает возможность последнюю шестую операцию ребенку сделать самостоятельно. Если ребенок не может, то педагог помогает ей, подхватив своей рукой ее локоть. После чего ребенка хвалят. Это умение отрабатывается до тех пор, пока ребенок в течение нескольких занятий не будет осуществлять это действие самостоятельно.Далее педагог убирает свои руки на пятом действии, давая возможность ребенку самостоятельно осуществить пятое и шестое действие. При необходимости педагог помогает ребенку. Затем педагог убирает свои руки на четвертом действии, давая возможность ребенку самостоятельно осуществить четвертое, пятое и шестое действие. При необходимости педагог помогает ребенку.- Далее педагог убирает свои руки на третьем действии, давая возможность ребенку самостоятельно осуществить третье, четвертое, пятое и шестое действие. При необходимости педагог помогает ребенку.- Далее педагог убирает свои руки на втором действии, давая возможность ребенку самостоятельно осуществить второе, третье, четвертое, пятое и шестое действие. При необходимости педагог помогает ребенку.Так происходит до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно выполнять все задания целиком.Обязательно хвалить ребенка после каждого самостоятельно выполненного действия.Если ребенок самостоятельно выполняет третью и все последующие операции с вытирание рук полотенцем, то с этого момента педагог начинает проводить подготовительные упражнения с водой, необходимые для подготовки ребенка к формированию умение мыть руки.Многие дети при поступлении в дошкольное учебное заведение боялись воды, в связи с чем на занятиях сначала было необходимо убрать этот страх. Педагог играл вместе с ребенком с водой. Сначала педагог опускал только свои руки в воду, показывая детям капельки воды, переливая воду из одной емкости в другую. Затем педагог играл в воде с яркими игрушками, только после этого педагог опускал руки в воду, держа их в своих руках. Постепенно ребенок привыкал к воде, после чего начинались подготовительные упражнения. Педагог помещал несколько маленьких пластмассовых емкости в пластмассовую миску, в которую налито небольшое количество воды. Педагог вместе с ребенком наполняют эти емкости водой и выливают воду на руки ребенку.На дно миски педагог кладет мыло небольшого размера, такого, чтобы оно соответствовало величине рук ребенка.Педагог вместе с ребенком достает мыло из воды и кладет его в мыльницу, стоящий у миски. Это упражнение подготавливает ребенка к умению брать, держать и выпускать из рук мокрое скользкое мыло. Обучение этому упражнению проходило следующим образом.Педагог садится позади ребенка и, взяв своими руками его руки, проделывает вместе с ней следующие действия:– Помогает ребенку взять мыло одной или двумя руками, в зависимости от того, как ей удобнее.- Кладет мыло и потирает его между ладонями ребенка. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросить ребенка одной рукой подержать мило, а другую руку потереть об него. Потом руки можно поменять.- Дальше педагог вместе с ребенком кладет мыло обратно в мыльницу.- Далее педагог совместными действиями трет тыльную сторону одной ладони ребенка в другую мыльную ладонь.- То же самое проделывают с тыльной стороной другой ладони.– Опускают обе руки в миску с водой и начинают ополаскивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена.При этом педагог хвалит ребенка: «молодец! Ты вымыл руки! «.Когда ребенок научился мыть руки с помощью педагога, то помощь педагога с этого момента становится все меньше и меньше, со временем ребенок будет выполнять это упражнение самостоятельно.После того как ребенок научился выполнять самостоятельно или с минимальной помощью педагога (словесная инструкция, показ) вышеописанные упражнения, занятия переносятся в ванную комнату, где детей обучают открывать и закрывать кран с водой, а также объединяют все операции по умению мыть руки в одно большое действие.При необходимости педагог помогает ребенку.Обучение снятию одежды. Во время специально организованных занятий.Перед тем как приступить к обучению снятию одежды, необходимо проговорить с ребенком о частях тела, в частности о руках и ногах. Эти представления формировались у детей на занятиях, направленных на формирование представлений о себе. Педагог спрашивает у ребенка: «Покажи, где у тебя руки, ноги?» Если ребенок показать самостоятельно не может, то педагог помогает ему. Обязательно надо добиться того, чтобы ребенок самостоятельно или совместно со взрослым показалсвоей рукой свои ноги. Это необходимо для формирования кинестетической связи «рука-нога».После ответа ребенку показывают 2 предмета (брюки, футболку). Ребенку задают вопрос: «Покажи, где штаны, покажи, где футболка». Если ребенок самостоятельно не может ответить, то педагог ему помогает.После этого педагог приступает к обучению снятию штанов. Сначала ребенка учили снимать штаны на резинке. Их снимать легче всего. Если ее штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, педагог расстегивает их сам. Сначала педагог учит спускать брюки стоя ребенку, только после этого учит снимать штаны, сидя на стуле.Работа велась над каждой из указанных операций до тех пор, пока ребенок не сможет выполнить операцию при минимальной помощи педагога или без нее вообще. Обязательно надо хвалить ребенка. Когда ребенок стоит, педагог спускает с него штаны до щиколоток. После чего сажает ребенка, снимает с него одну калошу и говорит: «сними штанишки!» При этом помещает ее руки на штанину и, положив свои руки на ее, помогает стянуть их со второй ноги. Потом говорит: «Молодец! Ты снял штаны! Примечание. На следующих занятиях нужно начинать снимать штанишки с ребенка с одной и той же ноги. Соблюдение определенного порядка облегчает усвоение опыта.Педагог помогает ребенку все меньше и меньше, пока ребенок не научится самостоятельно спускать штанишки вниз и снимать их при условии, что педагог предварительно расстегивает их.Таким образом, в ходе психолого-педагогического сопровождения у детей улучшилось настроение, они стали активнее, научились мыть руки, одеваться и раздеваться самостоятельно, складывать игрушки и аккуратно есть. Вывод по главе 2В качестве базы исследовательской работы по расширению педагогических условий с целью воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста была выбрана база исследования МБОУ д/с № 10 «Колокольчик». В начале исследования мы определили уровень сформированности культурно-гигиенических навыков младших дошкольников по методике, описанной в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и пришли к результату, что высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков имеют 3 ребенка (15%), средний уровень – 14 детей (70%), низкий уровень – 3 ребенка (15%). На основании этих показателей мы сделали вывод, что есть определенное количество детей с недостаточным уровнем развития культурно – гигиенических навыков. Также мы провели анкетирование родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки воспитания в семье». На начальном этапе исследования, по итогам анкетирования, выявилось, что большинство родителей не обладают знаниями как правильно воспитывать у своих детей культурно – гигиенические навыки и плохо представляют насколько это важно делать в раннем возрасте. После проведения констатирующего этапа исследования был проведен формирующий этап исследования, который заключался в реализации серии мероприятий по расширению педагогических условий с целью формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста. Нами была разработана серия мероприятий для педагогов, родителей и детей. ЗаключениеВ ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.1. К культурно-гигиеническим навыкам дошкольников относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. 2. В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программой воспитания в детском саду. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых. 3. В ходе исследовательской работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования. Результаты диагностики констатирующего этапа показали, что из 20 детей низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков имеют трое детей, средний уровень - 14 детей, высокий - трое детей. Опрос родителей показал необходимость их просвещения в области воспитания культурно – гигиенических навыков. 4. Формирующий этап исследования велся целенаправленно, поэтому увеличилось количество детей с высоким уровнем развития культурно-гигиенических навыков и уменьшилось количество детей с низким уровнем. Целенаправленная работа с родителями привела к положительным результатам. Родители стали больше внимания уделять развитию у своих детей навыков культурного поведения, соблюдения правил личной гигиены. У них повысился уровень компетентности в вопросах, касающихся воспитания культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОО, включающая в себя не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, но и постоянное совершенствование педагогических условий по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты. Так же положительные результаты нашего исследования были достигнуты благодаря тому, что нами было: - изучено состояние проблемы формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста, исследовав психолого-педагогическую литературу; - охарактеризованы условия формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; - выявлен уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; - проведена работа с родителями по повышению их компетентности в вопросах воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; - разработана и внедрена серия мероприятий по расширению педагогических условий с целью формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.Таким образом, все задачи решены, цель работы достигнута.Список использованных источниковАбанкина И.В., Поливанова К.Н., Фрумин И.Д. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России. - М.: Высшая школа экономики, 2019. — 342 с.Акопова Э.С., Иванова У.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. - М.: Аркти, 2007. - 170 с.Альварес Селин. Законы естественного развития ребенка, или каких успехов можно добиться, если просто их знать. - М.: Эксмо, 2018. — 370 с.Анисимова М.С., Хабарова Т.В Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2014. — 208 с.Ахмедулина Л.Г., Ахтамова Е.С. и др. Современный детский сад: сборник педагогических проектов. - Под ред. А.А. Ильясовой, Е.А. Омельченко. — Новосибирск: Сибпринт, 2013. – 94 с.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова 3. А. и др. Мониторинг в детском саду по программе Детство. - Научно-методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2010. — 592 с. Бабурина Е.Г., Гаврильева М.Г. и др. Современный детский сад: теоретические разработки / Под ред. А.А. Ильясовой. — Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 48 с.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. – М.: Издательство: ТЦ «Учитель», 2001. – 392 С.Вышиваная Е.Н., Егоров Б.Б. и др. Методическое сопровождение образовательной деятельности в детском саду (самоучитель выживания методиста) / Учебно-методическое пособие. - Москва-Московская область-Магнитогорск-Сургут, 2020. — 124 с.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет // Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. - СПб.: Питер, 2013. — 464 с.Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа. - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 32 с.Гордеева Т.И., Дудорова В.Д. и др. Современный детский сад: работа в режиме развития / Под ред. А.А. Ильясовой, Е.А. Омельченко. — Новосибирск: Сибпринт, 2013. – 64 с.Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников: Младшая группа. - Воронеж, ВАКО, 2005. - 145 с.Горячева Е.Н., Конеева Е.В., Малахова А.И., Морозова Л.В. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Прометей, 2012. — 220 с.Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. – м.: Линка-Пресс, 2008 г. — 224 с. Дыбина О.В. Я узнаю мир. 3-4 года. Рабочая тетрадь. – М.: ТЦ Сфера, 2012. — 36 с.Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста //Учебное пособие. — Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019. — 282 с.Желябина Т.В. Привитие культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста // Совушка. -2020.-№ 1. – С. 19-24Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. — 192 с.Кириллов И.Л. Реализация образовательной области ''Социально-коммуникативное развитие''. - Методические рекомендации. — Самара: Вектор, 2020. — 88 с.Кирюшкина Т.В. Программа работы по системе М. Монтессори кружка Умелые ручки для детей 2-6 лет. - СПб.: Детство-пресс, 2009. - 80 с.Козлова С.А. Дошкольная педагогика // Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. 11-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 416 с.Лыкова И.А., Кожевникова В.В. Реализация программ для детей раннего возраста // Методические рекомендации. — Самара: Вектор, 2020. — 111 с.Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. - М.: БФ "Волонтеры", 2009. — 320 сНовик Н.Н. Методическое сопровождение педагогов в дошкольной образовательной организации / Учебно-методическое пособие. — Казань: Казанский университет, 2021. — 132 с.Пилипенко Л.В. Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 48 с.Попова Е.В. Образовательные программы для детей дошкольного возраста// Конспект лекций. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. — 75 с. Соловьева Е.В. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет / Методические рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. — М.: Просвещение, 2010. – 176 с.Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 144 с.Приложение 1Протокол исследования сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников№Имя ребенка навык мытья рукнавык раздевания и одеваниянавык опрятной едынавык убирания игрушекУровень1Аня3233Средний2Борис2222Средний3Виктор1122Низкий4Виктория2311Высокий5Григорий2233Средний6Дарья1111Средний7Елена3322Средний8Захар2222Низкий9Игорь2211Средний10Ирина1233Высокий11Камилла1211Средний12Кирилл2122Средний13Максим3333Низкий14Марина2222Средний15Никита2222Средний16Олег1211Средний17Павел1133Средний18Полина2322Средний19Юлия2222Средний20Яна3333ВысокийПриложение 2Памятки для родителей


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141189
рейтинг
icon
3059
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139048
рейтинг
icon
5844
работ сдано
icon
2645
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93478
рейтинг
icon
2014
работ сдано
icon
1263
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
45 114 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
АНО ПО Университет МИР
Я в восторге!!! Курсовая работа на 99,02% оригинальности с такой трудной темой!!! Наполнен...
star star star star star
ЧелГУ
Заказ выполнен досрочно, было сделано замечание по оформлению и не достаточно была изучена...
star star star star star
АмГУ
Была проделана большая работа, оценка положительная, что не может не радовать... Большое ч...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

сделать презентацию

Презентация, Менеджмент

Срок сдачи к 21 мая

только что

Нужен взлом тг или вк

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 17 мая

4 минуты назад

Самоанализ урока, срочно!!!!

Другое, информатика и КТ

Срок сдачи к 15 мая

6 минут назад

Влияние физической активности на психологическое...

Статья, Физическая культура и спорт

Срок сдачи к 20 мая

7 минут назад

Написать главу бж в вкр

Другое, БЖ

Срок сдачи к 16 мая

7 минут назад
8 минут назад

Технохимический контроль производства хлеба пшеничного

Другое, Технохимический Контроль на производстве

Срок сдачи к 16 мая

9 минут назад

Решение Контрольной работы

Контрольная, Физика

Срок сдачи к 27 мая

9 минут назад

Преддипломная практика

Отчет по практике, Логистика

Срок сдачи к 16 мая

10 минут назад

Выполнить лабы по Компьютерные технологии в экономики, курс по С#.

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 29 мая

12 минут назад

Бухгалтерский учёт и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО...

Отчет по практике, бухгалтерский управленческий учет

Срок сдачи к 17 мая

12 минут назад

Как можно быстрее

Контрольная, Алгоритмизация и программирование

Срок сдачи к 16 мая

12 минут назад

Практическая работа No 8 Тема: Неориентированные граф и его элементы.

Решение задач, Дискретная математика

Срок сдачи к 15 мая

12 минут назад

Сделать 2 задания

Лабораторная, Маркетинг

Срок сдачи к 17 мая

12 минут назад
12 минут назад

1.истории открытий некоторых физических...

Реферат, Физика

Срок сдачи к 16 мая

12 минут назад

Решить тест с решением

Онлайн-помощь, теоретическая механика

Срок сдачи к 15 мая

12 минут назад

Решить два задания

Решение задач, Метрология и стандартизация

Срок сдачи к 16 мая

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.