это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3865750
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеПолноценное развитие человека необычайно важно для становления его индивидуальности, физических и интеллектуальных способностей, а также духовных, нравственных и личностных качеств. Успешность воспитания и обучения детей зависит от множества факторов, в том числе и от уровня сформированности мелкой моторики. Совершенствование последней, в свою очередь, является одной из важнейших задач в развитии ребенка, ведь именно она способствует созреванию и становлению внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти, речи.Мелкая моторика, как отмечают М. В. Земляченко и Т. В. Кутергина, представляет собой разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук, кисти и пальцев. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, они требуют специального развития. Формировать тонкие движения кистей рук, в первую очередь, необходимо для подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к систематическому письму [ REF _Ref70886838 \r \h 18].И. А. Смирнова и М. Н. Андерс отмечают, что одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является развитие мелкой моторики, что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе [ REF _Ref70886865 \r \h 29].Проблемой изучения мелкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, Е. А. Екжанова, Н. П. Вайзман, Г. Е. Сухарева, И. П. Павлов, Н. Ю. Борякова и многие другие. Некоторые из них отмечают, что, наряду с нарушениями интеллекта, у них также имеется аномальное развитие двигательной сферы, что, в свою очередь, затрудняет познание мира, а также овладение различными трудовыми навыками [ REF _Ref70886893 \r \h 30].Таким образом, встает проблема выбора средства, при помощи которого наиболее успешно протекает развитие мелкой моторики. Таким средством может стать аппликация. Различные виды аппликации доступны детям старшего дошкольного возраста, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной. Аппликация требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции.Все вышесказанное позволяет нам говорить о том, что выбранная тема продолжает оставаться актуальной, несмотря на наличие работ по этому направлению, ведь именно мелкая моторика является одним из главных показателей готовности к школьному обучению, влияет на познавательное, эмоционально-волевое и психофизическое развитие ребенка.Цель исследования – изучить возможности аппликации как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.Объектом исследования в данной работе является мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.Предмет – развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью средствами аппликации.Гипотезой исследования явилось предположение о том, что развитие мелкой моторики кистей рук у детей старшего дошкольного возраста может успешно осуществляться средствами аппликации.В соответствии с поставленной целью и гипотезой решались следующие задачи:Охарактеризовать понятие мелкой моторики и рассмотреть особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью.Рассмотреть аппликацию, ее виды и технические приемы, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.Рассмотреть возможности применения аппликации как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.Подобрать и модифицировать методики исследования уровня сформированности мелкой моторики у умственно отсталых дошкольников, а также разработать критерии оценки заданий.Экспериментально исследовать состояние мелкой моторики старших дошкольников с умственной отсталостью.Для достижения поставленной цели и выполнения соответствующих задач исследования, а также подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы,Эмпирические: наблюдение, эксперимент,Статистические: анализ, математическая обработка результатов, полученных в ходе исследования.Глава 1 Теоретические аспекты развития мелкой моторики у дошкольников с умственной отсталостью средствами аппликации.1.1 Понятие мелкой моторики. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаМоторика – система двигательных умений, навыков, реакций и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В большом психологическом словаре, составителем которого является В. Зинченко, под моторикой понимается вся сфера двигательных функций [ REF _Ref70886953 \r \h 6], [ REF _Ref70886978 \r \h 27].Изучением мелкой моторики человека занимались такие ученые, как Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова и др. Так, С. Ю. Головин, в свою очередь, утверждает, что моторика – это осознанная двигательная активность человека, которую условно можно разделить на мелкую и крупную [ REF _Ref70887010 \r \h 12].Крупная моторика предоставляет способность выполнять различные целенаправленные действия верхними и нижними конечностями и телом в целом, что позволяет нам сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить. Именно благодаря сформированности крупной моторики мы способны в большей мере контролировать собственное тело, управлять им, а также поддерживать необходимый для жизни энергетический баланс.Мелкая, или тонкая, как ее еще называют, моторика – это развитие мелких мышц пальцев, умение четко и точно выполнять с ними согласованные манипуляции. Она представляет собой целую область разнообразных движений: от простых жестов до сложнейших графомоторных навыков, как, например, письмо. Последний, в свою очередь, – сложнейший двигательный навык, требующий не только слаженной работы мелких мышц руки и пальцев, но и зрительного контроля, а также высокого уровня сформированности таких высших психических функций, как память, внимание, восприятие, мышление и даже речь [ REF _Ref70887036 \r \h 1], [ REF _Ref70887059 \r \h 4].Н. А. Бернштейн, изучая вопрос о развитии мелкой моторики, разработал собственный подход, включающий в себя пять основных уровней построения движений:Уровень А – руброспинальный или уровень кинетической регуляции. Является первичным и филогенетически самым древним, отвечает за мышечный тонус. Он контролирует каждый элемент движения, взаимодействуя с другими уровнями. Например, непроизвольное дрожание тела от холода.Уровень В – уровень сотрудничества или «синергии» - именно здесь происходит обработка различных сигналов от рецепторов мышц и суставов, передающих информацию об относительном положении и движении частей тела. Он активно принимает участие в организации движений на более сложных уровнях и предполагает внутреннюю координацию двигательных элементов. Одним из примеров движений данного уровня можно назвать мимику.Уровень С – уровень «пространственного поля» - сюда поступает вся информация о внешнем пространстве, тем самым создаются движения, адаптированные к пространственным свойствам объектов. Данный уровень включает в себя огромное количество различных движений, как, например, бег или ходьба.Уровень D – уровень «предметных действий» или корковый, локализация которого осуществляется в коре головного мозга. Именно он отвечает за организацию действий с предметами. Данный уровень составляют сообразующиеся с логикой движения, а точнее уже действия. В них нет фиксации двигательного состава, только объективный конечный результат. Примерами могут служить движения жонглёра или завязывание шнурков.Уровень E – уровень смысла или «интеллектуальных движений» - самый высокий. Здесь осуществляется заложение определенного смысла в свои действия. Например, это движения письма или такое кодирование речи, как азбука Морзе или жестовый язык.Организация сложных движений обычно включает сразу несколько уровней – ведущий (тот, на котором построено это движений), а также последующие нижние [ REF _Ref70887108 \r \h 5].Например, навык письма включает в себя все пять уровней:Уровень А обеспечивает мышечный тонус кисти рук и пальцев,Уровень B обеспечивает движениям плавность и округлость, а также отвечает за скорость написания букв или слов,Уровень C организует воспроизведение геометрической формы букв, а также их ровное расположение относительно строк на бумаге,Уровень D отвечает за правильное владение ручкой или карандашом,Уровень E обеспечивает смысловую сторону письма.Развивая теорию уровней организации движения, Н. А. Бернштейн пришел к выводу о том, что человек знает только те компоненты движения, которые построены на уровне управления. Работа на нижележащих, или базовых уровнях обычно не осознается.Важнейшее значение в любом тонкомоторном движении имеет кисть, мышцы которой обеспечивают выполнение тех или иных действий. Она выполняет такие важные функции, как:Сенсорная – получение информации посредством собственной тактильной деятельности,Статическая – осуществление и удержание различных поз пальцев и кисти в целом,Динамическая – осуществление движения конечностью, представляющего собой постоянную смену тонкомоторных поз.Кисть руки имеет специфическое строение: каждый палец имеет свою, отличную от других длину, поэтому при сжатии руки в кулак они без проблем «прячутся» в изгибах ладони; большой же палец, в отличие от животных, противопоставлен всем остальным. Всё это, в свою очередь, обеспечивает захват и удержание предметов любой формы и веса, а также выполнение различных манипуляций с ними. Благодаря ее подвижности мы можем исполнять сложнейшие графомоторные движения, различные точные манипуляции и даже жестикулировать [ REF _Ref70886893 \r \h 30].Несмотря на это, каждый палец кисти руки имеет своё назначение при выполнении различных движений:Первый или большой – наиболее развитый и подвижный, служит опорой для других пальцев при различных захватах, именно он делает кисть человека орудием труда,Второй или указательный – обладает большой ловкостью и тонкой чувствительностью, более независим в движениях, первым принимает участие в захвате;Средний (третий палец) – наиболее массивный и длинный, что обеспечивает прочность, длительность и силу захвата кистью,Безымянный или четвертый палец – регулирует мышечное чувство, что важно при ручной работе,Пятый или мизинец – самый миниатюрный, закрепляет захват, закрывает ладонную чашу, придает устойчивость всей кисти при движениях по плоскости.Движения всех пальцев руки содружественны: выполнение любого действия происходит в определенной последовательности, темпе и становится невозможным при отсутствии одного из них. Так, например, при потере большого пальца, утрачивается способность крепко захватывать предметы, а при уменьшении длинны II – V заметно снижается и польза большого [ REF _Ref70887163 \r \h 33].Помимо прочего, именно кисть – тонкий орган осязания, через пальцы и ладонь который мы узнаем о форме, величине, консистенции, температуре и положении предмета в пространстве. В результате систематической ручной деятельности тактильная чувствительность, как и любой другой навык, будет совершенствоваться и развиваться, что, разумеется, наиболее важно в развитии ребенка.Как и любой сложный процесс, развитие мелкой моторики имеет свой, наиболее благоприятный период для формирования. Так, для мелкой моторики сензитивным периодом считается возраст от 1,5 до 5,5 лет [ REF _Ref70887185 \r \h 24]. Условно можно выделить несколько этапов данного процесса, рассмотрим каждый из них:Так, первым этапом развития тонкой моторики у детей условно можно назвать появление в первый месяц жизни ребенка хватательного рефлекса – малыш хватает палец, который ему положили в руки, и не отпускает его. Ближе к 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, и возникает крупная ладонная хватка - новорожденный берет предмет уже ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем. При этом нередко можно заметить зеркальные параллельные движения другой рукой.С каждым месяцем захват предмета все совершенствуется, постепенно появляется ладонный захват – держание предмета всей ладонью равномерно, а потом уже загребающий (захват грабельного типа) и пинцетный (удержание предмета кончиками большого и указательного пальцев).Ближе к 12 месяцам ребенок уже готов овладеть навыком самостоятельного использования столовых приборов, а именно – ложки. Поначалу данное действие имеет игровой характер, но с помощью взрослого ребенок научается манипулировать данным предметом, хоть и не очень ловко первое время.В 1,5 года ребенок уже сам может строить «башню» из трех кубиков и держать ложку, ухватив ее поперек ручки. Еще через полгода он способен удерживать ложку уже «перекрестной» хваткой, а количество используемых кубиков для «башни» увеличивается до шести. Трехлетний ребенок самостоятельно наливает воду в стакан, использует восемь блоков для построения «башни», держит в руках карандаш «перекрестной» хваткой.Ближе к 4 годам дети, как правило, уже определяют свою ведущую руку. Здесь уже имеют место быть движения, требующие четкой концентрации, как, например, разрезание листа по заданной линии, наливание воды в кружку одной рукой. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно одеваться.К 6-6,5 годам наибольшую свою подвижность приобретает большой палец: теперь ребенок в состоянии дотрагиваться им до кончиков каждого пальца этой руки.К моменту поступления в школу ребенок уже способен использовать обе руки параллельно, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда пишет или рисует, контролирует силу нажима на бумагу. Ребенок данной возрастной категории умеет вырезать фигуры различной сложности.В период между 7 и 10 годами завершается анатомическое созревание двигательных механизмов, совершенствуется координация движений и быстрее вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений.При нарушениях интеллекта развитие ребенка с самых первых дней жизни несколько отличается. Так, они позже начинают держать голову, ползать, сидеть, стоять и ходить, что, в свою очередь, негативно сказывается на познавательной деятельности ребенка.При предъявлении игрушки, в отличие от ребенка с нормальным интеллектом, такой малыш будет проявлять безразличие, общее снижение реакции на внешний раздражитель, у него отсутствует потребность в эмоциональном общении со взрослыми. Всё это приводит к тому, что, чаще всего, к концу первого года жизни у ребенка нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация, а также выделение конкретных предметов из ряда других.На втором году жизни, когда нормально развивающийся ребенок уже начинает осваивать различные орудийные действия (как, например, управление ложкой), малыш же с нарушениями интеллекта, как правило, не проявляет интереса к предметам и игрушкам, они не берут их в руки, не манипулируют с ними. На третьем году может появиться их специфическое и даже неадекватное использование.Таким образом, в отличие от нормотипичного малыша, моторное развитие ребенка с умственно отсталостью в большинстве случаев происходит за счет пролонгирования сроков. Дети неспособны самостоятельно освоить двигательные навыки, как это делают нормально развивающиеся сверстники. Такое запаздывание двигательной активности отражается не только на моторном, но и на познавательном, речевом и интеллектуальном развитии [ REF _Ref70887214 \r \h 19].Таким образом, развитие мелкой моторики происходит естественным образом с младенческого возраста. Мелкая моторика развивается поэтапно, в ее основе лежат условные рефлексы. Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми. У детей же с умственной отсталостью становление моторики происходит в пролонгированные сроки, усвоение тех же двигательных навыков может запаздывать на несколько месяцев, а иногда – лет, что сильно отражается на двигательном, эмоциональном, речевом и даже когнитивном развитии ребенка.1.2 Аппликация, ее виды и технические приемы, используемые в работе с детьми дошкольного возрастаОдним из наиболее близких и понятных видов деятельности для ребенка дошкольного возраста является творческая деятельность, благодаря которой он может самостоятельно создать новый образ, отличающийся своей уникальностью и индивидуальностью.Конечно, изобразительное искусство играет важную роль в эстетическом и нравственном развитии детей дошкольного возраста, ведь они должны научиться видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека. Всё это способствует формированию правильного и бережного отношения к природе, позитивного отношения к пережитым эмоциональным состояниям, а также помогает познать себя как личность, найти свои интересы и предпочтения [ REF _Ref70888061 \r \h 22].Однако польза творчества не ограничивается только приобретением чувства прекрасного. Так, изобразительная деятельность развивает творческое воображение и нестандартное мышление детей, воспитывает в них такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, терпеливость, внимательность, трудолюбие, самоконтроль, а также формирует, корригирует и совершенствует тонкую ручную деятельность детей, а именно – мелкую моторику.На данный момент существует множество видов изобразительной деятельности – рисование, лепка, архитектура, конструирование, а также аппликация. Последняя, в свою очередь, является одним из самых популярных видов детского творчества.Аппликация (от латинского applicatio – наложение) – это способ создания художественных образов из различных фигур, вырезанных из любого материала и приклеенных, пришитых или прикрепленных каким-либо другим способом к листу бумаги, ткани или любому другому фону.При работе с аппликацией помимо бумаги и ткани можно использовать достаточно широкий список материалов, например, сухие листья растений, мех, различные крупы и макаронные изделия, бересту, камни, ракушки, салфетки, вату в ее различных видах, песок, соль и прочее [ REF _Ref70887239 \r \h 3].На занятиях дошкольники узнают о различных характеристиках используемых материалов, сравнивают детали по различным признакам (по цвету, размеру, форме), объединяют части работы в единое целое, определяют положение объекта в пространстве, ориентируются на листе бумаги. Каждый ребенок знакомится с понятиями ритма, симметрии и гармонии через собственную практическую деятельность.Благодаря аппликации у детей совершенствуется зрительное восприятие, они учатся оценивать, анализировать и исправлять допущенные ошибки. Через собственную ручную деятельность они тренируются ориентироваться на листе бумаги и осваивать вербальные направления. Посредством разнообразия цветового оформления у детей формируется художественный вкус, чувство цвета. Всё это способствует становлению личности ребенка [ REF _Ref70887273 \r \h 23].Занятия аппликацией могут быть коллективными и индивидуальными. Первые, в свою очередь, учат детей работать в команде, смело предлагать свои идеи, прислушиваться к мнению собеседника, находить компромиссы даже в самых сложных ситуациях, приходить к общему решению, а иногда – даже просить о помощи. Последние же учат ребенка самостоятельности, ответственности, а также правильно организовать собственную деятельность.В зависимости от содержания аппликации принято делить ее на три типа:Предметная аппликация – наиболее легкий вид данного творчества, при котором из бумаги, картона, ткани или любого другого материала вырезаются детали, различные по форме, размеру и цвету, и прикрепляются на заданный фон.Собранные воедино части могут оказаться абсолютно любым изображением (домиком, игрушкой, животным, растением и т.д.), характеризующимся четкой конфигурацией, простой формой, четкими пропорциями и локальным цветом. И, как правило, отдельные части работы представляют собой наипростейшие фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник. Данный вид аппликации чаще всего применяется к детям младшего возраста.Сюжетно-тематическая аппликация – отдельные части складываются в единую сюжетную картинку. В качестве сюжета может служить какое-либо событие или действие, например, «празднование нового года» или «котик ловит мышку».Здесь количество частей работы будет значительно выше, ведь помимо деталей для основных персонажей будут также использоваться и детали для обстановки. Одной из важнейших задач, стоящих перед ребенком при выполнении работы данного вида, является передача атмосферы картины, характерных особенностей главных героев и их действий через внешний вид и жесты. Части, применимые для передачи обстановки, должны показывать различия в величине (например, высокие деревья, но маленькие зайчики). Особенно важно при выполнении работы данного вида располагать части композиции на плоскости основ, создавая двухплановые композиции [ REF _Ref70887298 \r \h 7].Декоративная аппликация – представляет собой вид орнаментальной деятельности, используемый, как правило, для украшения и оформления рамок, альбомов и предметов домашнего обихода. Здесь части картины, чаще всего, представляют собой красочные узоры и орнаменты, повторяющиеся с какой-либо периодичностью. Сопоставление отдельных частей в одно целое учит ребенка декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать и упрощать их строение [ REF _Ref70887318 \r \h 20], [ REF _Ref70887337 \r \h 15].Классифицировать виды аппликации можно также и по другим признакам. Так, например, учитывая цветовые особенности работ, можно выделить следующие:Силуэтная или, как ее еще называют, монохромная – при ее выполнении используется только один конкретный цвет;Дихромная или черно-белая аппликация;А также полихромная или цветная – самая красочная, в ее создании участвует, как правило, от 4-5 цветов.Аппликация – довольно обширная область изобразительной деятельности, поэтому со временем появилось целое множество техник выполнения данной поделки. Среди них можно выделить:Обрывную аппликацию – этот способ хорошо передает фактуры образа (например, колючий ежик, пушистая лиса). Данная техника предполагает разрывание бумагу или любой другой легкорвущийся материал на кусочки и составление из них целостного изображения. Для детей 5-7 лет технику можно немного усложнить: не просто рвать материал на части, а выщипывать или обрывать рисунок по контуру;Накладную – последовательное накладывание и наклеивание деталей слоями, при этом каждая последующая часть будет несколько меньше предыдущей. Такая техника позволяет получить многоцветное, а иногда и полуобъемное изображение;Модульную аппликацию или мозаику – получение целостного рисунка за счет приклеивания на фон множества одинаковых форм. В качестве основы для мозаики могут использоваться различные геометрические фигуры, а также просто части неопределенных форм;Симметричную аппликацию – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера складывают пополам для получения двух одинаковых частей изображения, после чего вырезаются необходимые части;Ленточную – данная техника позволяет получить множество одинаковых изображений, разрозненных или, наоборот, связанных между собой единой сюжетной линией. Для ее выполнения берется широкий лист бумаги, сложенный ленточным способом в несколько раз, после чего вырезается изображение на линии сгиба;Силуэтную технику аппликации – такой способ прекрасно подходит для детей, освоивших различные техники вырезания ножницами. Выполнения такой работы предусматривает вырезание сложных силуэтов изображения по нарисованному или воображаемому контуру;Квиллинг - от англ. quilling - бумагокручение - скручивание длинных и узких полосок бумаги с последующим изготовлением из них плоских или объемных изображений;Торцевание – из гофрированной бумаги или салфеток нарезаются маленькие треугольники или квадратики, после чего торцуются с помощью деревянной палочки. Готовые работы отличаются своим необычным эффектом «пушистости», чем и объясняется популярность данной техники;Оригами – в переводе с японского - сложенная бумага – выполнение работы посредством складывания фигурок различной сложности из цельного листа бумаги без применения клея и ножниц;Аппликацию из ткани – пришивание или приклеивание кусочков ткани к определенному фону из другой ткани. Данная техника предполагает наличие таких определенных навыков, как, например, умение разрезать ткань;Аппликацию из крупы – для выполнения работы могут использоваться такие крупы, как манка, рис, пшено, которые дети раскрашивают в различные необходимые цвета с помощью гуаши и воды;Аппликацию из засушенных растений или, так называемая, флористика – использование в качестве материала листьев разных деревьев, веточек, шишек и пр. Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей таких качеств, как наблюдательность, трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.Разумеется, для каждой возрастной группы будет разный уровень сложности и тематика работы, что связано с уровнем знаний, умений и практических навыков. Так, чем старше ребенок, тем обширнее будет количество используемых материалов и разнообразнее цветовая гамма [ REF _Ref70887379 \r \h 10].Занятие аппликацией включает в себя ознакомление с материалом, обучение вырезанию различных форм, размещение их на листе бумаги в определенном порядке и вклеивание их в соответствии с сюжетом. По мере накопления опыта и развития ребенка содержание, задачи и сложность аппликации будут усложняться.Для самых маленьких детей, возраст которых составляет от 2 до 3 лет, характерна выраженная эмоциональная реакция на совместную деятельность, поэтому главная задача аппликации для этого возраста – поддержание этой деятельности, придание ей творческого и разнообразного характера. Так, в этот период перед занятиями аппликацией стоят следующие проблемы:Учить детей базовым действиям с бумагой (отрезать, отрывать, сминать и скатывать);Помогать определять свойства и качества данного материала (мягкая, плотная, шероховатая, гладкая и т.д.);Давать представление о таких используемых инструментах, как ножницы, клей, кисточка и др;Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой.Учить детей работать в команде, помогать друг другу [ REF _Ref70887407 \r \h 26].По содержанию работы для данной возрастной категории не должны вызывать особых трудностей. Чаще всего применяют полуобъемную и мозаичную предметную аппликацию, изображением для которой служат такие легкоузнаваемые предметы, как: цветные шары, веточки с различными ягодами, овощи, фрукты, фигурки животных, цветы и др. Цветовая гамма, как правило, отличается своим разнообразием: выбирается цветной фон, а работа оформляется в рамку. Все это позволяет детям наслаждаться яркостью и красотой своей работы, что вызывает в них еще большую мотивацию к продолжению данной деятельности [ REF _Ref70887429 \r \h 13].Постепенно навыки и умения детей совершенствуются, и к дошкольному возрасту они уже способны уверенно оперировать рукой, что позволяет выполнять более сложные способы разрезания бумаги и других материалов. Теперь они могут самостоятельно вырезать не только такие детали, как круги, овалы, прямоугольники с закругленными углами, трапеции, но и различные детали по трафаретам, например, цветок или грибочек.Помимо новых способов вырезания появляются и новые, более сложные способы прикрепления изделий. Одним из таких способов является пришивание их к ткани. Причем в результате работа может получиться как плоской, так и полуобъемной. Последняя, в свою очередь, часто применяется для изображения бабочек, птичек и др.В дошкольном возрасте дети уже способны выполнять различные узоры из геометрических и растительных форм, что требует высокой точности и аккуратности. Появляется многослойная аппликация из бумаги, ткани и сухих листьев, выполняющаяся всегда в строго определенной последовательности: сначала приклеивается общий фон, представляющий собой небо, море или сушу, затем комплектуется задний план, после чего уже середина и передний план. Разумеется, при выполнении такой работы необходимо соблюдать пропорции всех деталей между собой [ REF _Ref70887447 \r \h 14].Систематическое обучение детей различным техникам аппликации с использованием разных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание своей работы (декоративный узор, сюжет или конкретный объект), материал (один или несколько в виде комбинации) и использовать различные подходящие техники для более выразительного исполнения дизайна.1.3 Возможность применения аппликации как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостьюОсновной задачей дошкольного учреждения является психолого-педагогическая подготовка детей к школе, одним из важнейших направлений которой является развитие мелкой моторики, ведь именно она является структурной базой для формирования всех высших психических функций человека.Так, в норме к началу учебы дошкольник должен иметь определенный уровень сформированности внимания, памяти, речи и мыслительных операций, уметь управлять своим поведением и сдерживать свои эмоции, находить своё место в коллективе сверстников, принимать и соблюдать правила поведения (в школе, в обществе) - всё это определяет успешность освоения образовательной программы, в том числе и таких навыков, как чтение, письмо и счет.Дошкольник же с интеллектуальными нарушениями, в силу значительного запаздывания процессов психофизического развития, не может достигнуть в полной мере того необходимого уровня сформированности вышеперечисленных навыков в такое ограниченное время. Именно поэтому значительная часть коррекционно-развивающей работы будет направленна на становление и корригирование произвольных движений, как мелких, так и крупных.Как правило, нарушения развития общей моторики у детей с умственной отсталостью имеют также свои определенные особенности. Так, отметим некоторые из них: Раскоординированность между собой движений рук и ног, проявляющаяся в опережении одной из конечностей, ассиметричности действий,Неустойчивый и нестабильный темп ходьбы (в том числе слишком мелкий или, наоборот, крупный шаг),Нарушения устойчивости и равновесия тела,Неправильное положение рук и ног при выполнении конкретных действий (например, полусогнутые ноги при ходьбе).Лес Семенович Выготский, известный советский психолог, в своих работах, посвященных изучению моторики дошкольников с интеллектуальными нарушениями, пришел к выводу, что движения таких детей можно охарактеризовать, как суетливые, непоследовательные, неловкие и даже хаотичные, что, разумеется, сказывается на их познавательном развитии [ REF _Ref70887475 \r \h 11].Т. А. Власова и М. С. Певзнер связывают нарушения тонкой моторики с неспособностью координировать сложную работу рук, так как это требует быстрого, плавного и последовательного переключения с одного действия на другое [ REF _Ref70887893 \r \h 9].С. Д. Забрамная отмечает, что дети с умственной отсталостью вследствие чрезмерной вялости в пальцах неспособны удерживать мелкие предметы в руке. По наблюдениям Т. Н. Головиной такие дети чаще используют в своих действиях только одну руку, а вторая, как правило, остается незадействованной [ REF _Ref70887490 \r \h 17], [ REF _Ref70887010 \r \h 12].Помимо прочего, выполнение каких-либо конкретных действий требует определенного темпа, что, в свою очередь, вызывает затруднения у дошкольников с нарушениями: одна часть детей выполняет движения слишком быстро и торопливо, что отражается на качестве, другая часть – слишком медленно и затянуто, что также не соответствует норме [ REF _Ref70886865 \r \h 29].Несмотря на данные особенности, дошкольники с умственной отсталостью всё же могут освоить навыки правильного обращения с необходимыми предметами и инструментами. Сначала, разумеется, дети могут выронить предмет из рук или даже сломать его в силу своей моторной неловкости, но затем, благодаря регулярным тренировкам, движения становятся более точными, рука приобретает силу и твердость, в пальцах появляется гибкость, необходимая для успешной манипуляции с предметами [ REF _Ref70887554 \r \h 8].В большинстве случаев у дошкольников с умственной отсталостью не сформированы многие элементарные навыки деятельности. Многие дети не знают, как правильно использовать и держать различные инструменты, которые необходимы для занятия ручным трудом и изобразительной деятельностью [ REF _Ref70887573 \r \h 31].Так, например, при использовании таких пишущих принадлежностей, как кисточка, ручка, карандаш или фломастер, ребенок слишком сильно надавливает на бумагу, отчего линии получаются слишком толстыми, а сам предмет может выпасть из рук. Отдельную трудность вызывает правильное расположение пишущей принадлежности относительно поверхности листа и умение выполнять легкие штрихующие движения, требующие несильного нажатия на бумагу.При работе с кистью дошкольник с умственной отсталостью не умеет верно набирать необходимое количество краски и нанести ее равномерным слоем, не способен оценивать ее недостаток или избыток.При выполнении сгибание листа бумаги по намеченным линиям также отмечаются специфические особенности: прорисованная и линия сгиба не совпадают, в некоторых случаях ребенок может скомкать или даже порвать лист бумаги [ REF _Ref70887594 \r \h 25].Работы, выполненные ребенком с умственной отсталостью без помощи взрослого, отличаются, как правило, крайне примитивностью, низкой узнаваемостью. Могут иметься нарушения пропорций частей рисунка и несоответствия выбранного цвета реальным. При изображении даже хорошо знакомых объектов, дети не выделяют самые важные детали, уделяя большее внимание малозначимым особенностям. Все недостатки, обозначенные выше, можно сгладить или же частично преодолеть посредством грамотно построенной систематической работы специалистов.Для развития и коррекции всех вышеперечисленных моторных навыков у детей с нарушениями интеллекта одним из наиболее успешных средств является аппликация. Она позволяет научится и овладеть такими техническими навыками, как выкладывание, разрезание, составление целой картины из разных частей, украшение и др. Посредством практической деятельности дошкольники с умственной отсталостью приобретают простейшие навыки совместной работы, усваивают сенсорные эталоны, а также формируют заинтересованность в результате собственной деятельности.Различные материалы, используемые при создании аппликаций, позволяют детям развить тактильную чувствительность и восприятие, определить физические свойства предметов, а также найти им применение в собственной деятельности, взглянув на них с другой, нестандартной стороны. Всё это способствует обогащению тактильных и зрительных образов, что, в свою очередь, положительно сказывается на становлении моторики ребенка и его развитии в целом [ REF _Ref70887614 \r \h 21].Успешность овладения аппликацией у детей с интеллектуальными нарушениями во многом определяется адекватностью методов и приемов, которые использует специалист. Правильность построения занятия зависит от того, насколько хорошо педагог способен представить возрастные особенности ребенка с нарушениями интеллекта.Так, среди основных методов работы на занятиях можно выделить следующие:Словесный – устное изложение материала или каких-либо правил, требований. Включает в себя беседу, инструктаж, повторение последовательности выполнения задания, обсуждение результатов, дискуссию, работу с книгой;Наглядный – суть данного метода – демонстрация визуального образа поэтапного выполнения работы или же конечного образца, здесь применяются такие формы, как: таблицы, изображения, схемы, видео и фильмы, плакаты;Практический – самостоятельное изготовления изделия под руководством учителя, может проводиться как в коллективной форме, так и в индивидуальной;Игровой – позволяет создать уютную и комфортную среду, способствует положительному эмоциональному настрою на усвоение новых знаний и навыков. Включает в себя: сюжетно-ролевые и дидактические игры.Все это складывается в единую систему обучения умственно отсталых детей, благодаря которой дети способны реализовать собственные потенциалы.Бумага же – один из базовых материалов для поделок. Так, например, при ее разрывании дети учатся контролировать нажим указательного и большого пальцев на материал, выполняя захват несколькими пальцами, а также тренируются одновременно разводить обе руки в разные стороны. При сминании бумаги в комочки различной величины у детей формируется синхронная работы мелких мышц руки и пальцев, а также способность ловко сгибать и разгибать ладонь, проворачивая ее в различных направлениях. Сворачивание и сгибание материала по намеченным линиям развивает визуальный контроль, корригирует точную координацию движений рук, формирует у детей правильный пинцетный захват.Одним из важнейших инструментов при выполнении аппликаций являются ножницы – главный элемент при подготовке ребенка к школе, ведь, как показывает практика, дети, успешно владеющие ножницами, имеют более ровный и аккуратный почерк, а также овладевают различными навыками ручного труда и изобразительной деятельности гораздо быстрее.Так, при работе с ними требуется определенная координация левой и правой руки, которые выполняют разные функции: одна манипулирует инструментом, открывая и закрывая его, а другая – удерживает и проворачивает бумагу в нужную сторону. Помимо прочего, каждый палец руки выполняет свою функцию, они работают слаженно и синхронно. Все это, в свою очередь, весьма тяжело освоить дошкольнику с умственной отсталостью. Именно поэтому данный навык формируется поэтапно: сначала ребенок тренируется вырезать из бумаги простые полоски различной ширины, затем пытается разрезать на две или несколько частей различные геометрические фигуры. Такие упражнения способствуют освоению навыка вырезания, что позволяет в дальнейшем выполнять более сложные упражнения: вырезание узоров, зигзагообразных и спиральных линий.Для успешного овладения ножницами дошкольник с нарушениями интеллекта должен знать и соблюдать ряд определенных правил поведения. Среди них можно выделить:Внимательно следить за направлением лезвий,Не размахивать, не играть, не бегать с ними в руках,Не брать ножницы без разрешения учителя, а после завершения работы сразу убирать их на место,Не мешать и не толкать других детей во время работы с инструментом,Руку, свободную от ножниц, держать на расстоянии от режущей части,При порезах или травмах сразу обращаться к педагогу.После усвоения вышеперечисленных требований, необходимо наглядно показать на руках ребенка, как именно нужно держать инструмент: на большой палец надевается одно кольцо, а на кончик среднего – другое. Указательный палец помещается на нижнее кольцо, безымянный и мизинец – прижимаются к ладони.После того, как дошкольник усвоил, как держать ножницы, ему необходимо понять, как ими двигать, открывать и закрывать их. Для этого рекомендуется сначала потренироваться в воздухе, не используя бумагу или любой другой материал. Чтобы дошкольник с интеллектуальными нарушениями не потерял интерес к занятию, требуется превратить данный процесс в некую игру (например, «ножницы – это птичка, покажи, как птичка открывает клювик»). И вот затем, когда ребенок поймет принцип работы ножниц, уже приступить к освоению вырезания элементов из материала, начиная с легких и постепенно усложняя задачу [ REF _Ref70887429 \r \h 13].Таким образом, аппликация является одним из наилучших способов развития мелкой моторики у дошкольника с умственной отсталостью. При работе с различными материалами у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется плавность и координация движений пальцев. Систематические занятия изобразительной деятельностью развивают ручную умелость ребенка, которая в дальнейшем позволяет успешно овладеть трудовыми и графомоторными навыками.Выводы по первой главеВо-первых, сензитивным периодом для развития мелкой моторики является возраст от 1,5 до 5,5 лет. В отличие от нормотипичного малыша, моторное развитие ребенка с умственно отсталостью в большинстве случаев происходит за счет пролонгирования сроков. Дети неспособны самостоятельно освоить двигательные навыки, как это делают нормально развивающиеся сверстники.Во-вторых, аппликация – один из видов художественного творчества, заключающийся в вырезании различных форм с последующим наложением и закреплением их на другом материале, принятом за фон. Она, как и любая художественная деятельность человека, имеет свои виды и техники.В-третьих, для обучения аппликации дошкольников с умственной отсталостью необходимо применять определенные методы и приемы, учитывающие психофизические особенности детей. Посредством аппликации с детьми с умственной отсталостью у них будут развиваться и корригироваться такие тонкомоторные навыки, как владение ножницами, кистью и другими пишущими принадлежностями. С помощь различных приемов будут формироваться ловкость, точность, плавность и координация движений, что в последующем поможет быстрее и успешнее усваивать детям школьную программу.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!