Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Дидактические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Тип Курсовая
Предмет Дошкольная педагогика

ID (номер) заказа
3946449

500 руб.

Просмотров
790
Размер файла
1.26 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений……………………………………………………….6

1.1 Проблема развития мелкой моторики в трудах отечественных и зарубежных теоретиков…………………………………………………6

1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………..11

1.3 Возможности использования дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………16

1.4 Методика организации развивающих занятий с использованием дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста………………………………20

Выводы по главе 1……………………………………………………….24

2. Опытно-поисковая работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений………………………………………………………..25

2.1 Методы исследования уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста…………………………………25

2.2 Эффективные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста……..33

Выводы по главе 2……………………………………………………….36

Заключение……………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………40

Приложение………………………………………………………………44

 

Введение

Актуальность исследования. Уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей развития ребенка. Развитие действий с предметами в дошкольном возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения и, конечно, на усовершенствование речи. Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики такие как В.А. Сухомлинский, М.А. Васильева, A.В. Запорожец, М. Монтессори, Т.В. Лусс, Р. Штайнер, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель. А.В. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Л.И. Плаксина придавала большое значение мышечному чувству (кинестезиям), произвольным действиям в развитии саморегулирование движения, а также психическим функциям и речевым процессам [19, с. 20]. Согласно возрастной периодизации Л.С. Выготского в каждом возрастном периоде выделяется один главный вид деятельности, который наряду с другими видами, способствующими развитию психики ребенка, оказывает решающее и определяющее влияние на это развитие. Младший дошкольный возраст считается в возрастной психологии чрезвычайно важным в плане новообразований, развития мелкой моторики. Исследованиями А.П. Гаврилушкиной, А.А. Катаевой, Е. Плутаева, П. Лосев и др. установлено, что развитие мелкой моторики происходит в процессе усвоения различных видов деятельности. Игровая деятельность имеет большой потенциал в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.Согласно ФГОС ДО, детская игра рассматривается как одна из основных образовательных линий предполагает «развитие у детей творческих способностей, самостоятельности, инициативности, организованности в игровой деятельности и формирования у них устойчивого интереса к познанию окружающей среды и реализации себя в нем». Дидактические игры и упражнения проводятся в дошкольном учреждении начиная с раннего возраста, это интересный вид деятельности, который предполагает совершение различных действий с предметами, игрушками и их заменителями, что способствует развитию мелкой моторики рук. Многие исследователи подчеркивали роль дидактических игр и упражнений в развитии дошкольников (Т. П. Авдулова, Н. В. Зеленцова-Пешкова, Н.Л. Кряжева, М.А. Панфилова, Е. В. Свистунова). На сегодня собран большой арсенал дидактических игр и упражнений, направленных на различные проблемные зоны детей и различные категории детей. Рядом с традиционными методиками применения дидактической игры ее часто используют для развития мелкой моторики дошкольников. Проблема исследования: какова роль дидактических игр и упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста?Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста? Предмет исследования: организация занятий с использованием дидактических игр и упражнений, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование и описание эффективных дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:Изучить теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.Провести подбор и основание диагностического инструментария по определению уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.Описать эффективные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.В процессе исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; классификация понятий, педагогическое проектирование.Теоретическая значимость: заключается в описании форм и этапов развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, раскрытие влияния дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные эффективные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста могут быть использованы воспитателями, дефектологами и методистами для работы с детьми данной возрастной категории.Структура исследования: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список используемой литературы, приложения. Глава 1. Теоретические особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений1.1 Проблема развития мелкой моторики в трудах отечественных и зарубежных теоретиковИсследованием мелкой моторики занимались Ж. Демор, О. Декроли, Я.А. Коменский, М.М. Монтессори, Г. Песталоцци, Е. Сеген, Е. Тихеева, А. Усова, Ф. Фребель, Б. Хачапуридзе и др.Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук определили моторику как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий человека. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую ручную моторику и артикуляционную моторику [10]. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [20]. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [4]. В работах Н.А. Гареевой, М.М. Безруких, Л.В. Морозова мелкая моторика определяется как одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитие продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка [4].Мелкое моторикость – это способность контролировать движение через координацию деятельности нервной системы, фибриллы и мышц, таких как пальцы и руки. Мелкое моторику также рассматривается как очень важным фактором в процессе развития когнитивных способностей в раннем детстве. Это исследование стремится увидеть, как развивать мелкой моторики в раннем детстве. Исследование проводилось с использованием качественного описательного подхода (многофаймерный дизайн одного сайта) с участием 2 Учителей. Данные были собраны с помощью наблюдений и интервью, а затем проанализированы тематически с помощью программного обеспечения NVIVO 10. Результаты показали, что развитие мелкого мотородвигателя использование метода назначения четырьмя способами: i) Предоставление инструментов и материалов, (ii) предоставление направления и возможностей для практики, (iii) наблюдать за детьми индивидуально и в группы, (iv) оценивают их развитие мелкого мотора на постоянной основе. Это исследование показывает, что Se четыре способа могут быть использованы в качестве альтернативы в развитии мелкого мотора в раннего детства.Мелкое моторикость – это способность контролировать движение через координацию деятельности нервной системы, фибриллы и мышц, таких как пальцы и руки. Мелкое моторику также рассматривается как очень важным фактором в процессе развития когнитивных способностей в раннем детстве. Это исследование стремится увидеть, как развивать мелкой моторики в раннем детстве. Исследование проводилось с использованием качественного описательного подхода (многофаймерный дизайн одного сайта) с участием 2 Учителей. Данные были собраны с помощью наблюдений и интервью, а затем проанализированы тематически с помощью программного обеспечения NVIVO 10. Результаты показали, что развитие мелкого мотородвигателя использование метода назначения четырьмя способами: i) Предоставление инструментов и материалов, (ii) предоставление направления и возможностей для практики, (iii) наблюдать за детьми индивидуально и в группы, (iv) оценивают их развитие мелкого мотора на постоянной основе. Это исследование показывает, что Se четыре способа могут быть использованы в качестве альтернативы в развитии мелкого мотора в раннего детства.Мелкое моторикость – это способность контролировать движение через координацию деятельности нервной системы, фибриллы и мышц, таких как пальцы и руки. Мелкое моторику также рассматривается как очень важным фактором в процессе развития когнитивных способностей в раннем детстве. Это исследование стремится увидеть, как развивать мелкой моторики в раннем детстве. Исследование проводилось с использованием качественного описательного подхода (многофаймерный дизайн одного сайта) с участием 2 Учителей. Данные были собраны с помощью наблюдений и интервью, а затем проанализированы тематически с помощью программного обеспечения NVIVO 10. Результаты показали, что развитие мелкого мотородвигателя использование метода назначения четырьмя способами: i) Предоставление инструментов и материалов, (ii) предоставление направления и возможностей для практики, (iii) наблюдать за детьми индивидуально и в группы, (iv) оценивают их развитие мелкого мотора на постоянной основе. Это исследование показывает, что Se четыре способа могут быть использованы в качестве альтернативы в развитии мелкого мотора в раннего детства.Мелкая моторика – это способность контролировать движение через координацию деятельности нервной системы, фибриллы и мышцы, такие как пальцы и руки. Мелкое моторику также рассматривается как очень важный фактор в процессе развития когнитивных способностей в раннем детстве. О значимости развития мелкой моторики ребенка говорится в исследованиях известных ученых со времен IX в. до н.э. по настоящее время. Рассмотрим характеристики мелкой моторики и ее значения в жизни ребенка, основываясь на периодизации Л.В. Мясникова [16], которая включает пять периодов. Уже в первом периоде (IX-VIII вв. до н.э. – XII в.) упоминается о движении и двигательной активности рук. Так, например, Платон считал движение целительной частью медицины, а в сочинении Аристотеля «О душе» говорится и о значении двигательной активности рук, то есть о связи руки и души человека [10]. В теории темпераментов Гиппократа говорится о моторном компоненте темперамента, в частности, об особом значении моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Таким образом, ученые античных времен придавали большое значение движению и ручной моторики в развитии и жизнедеятельности человека. Во второй период (XII в. – 70-80 гг. XVIII в.) педагоги также обращали внимание на то, что совершенствование мелкой моторики у ребенка является важной составляющей его полноценного развития. Я. А. Коменский считал, что противоядием невежеству является образование. По его словам, образование будет полным, если: «ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения в жизни действий. Эти три вещи – разум, действия, речь – и есть соль жизни». Для развития руки Л.Б. Осипова рекомендует заниматься с детьми рисованием и письмом, то есть обучать детей элементарным навыкам в этом направлении – ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги [11]. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». В.А. Алексо в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития [1]. Таким образом, учёные данного периода рассматривали развитие мелкой моторики, как неотъемлемую часть умственного развития ребенка, а также как инструмент познания окружающего мира. Педагоги третьего периода (70 - 80 гг. XVIII в. – нач. XX в.) уделяли большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте, признавая важность развития мелкой моторики рук у ребенка. В трудах Э. Сегена говорилось о значении двигательной активности в развитии умственно отсталого ребенка. Л.А. Ремезова утверждала, что интеллект ребенка до определённого уровня может развиваться без помощи его рук. Но если это происходит вместе с развитием рук, то он достигает более высокого уровня, и характер ребёнка становится сильней [16]. Е.И. Радина в своих исследованиях утверждал, что «…рука наша именно и есть такой превосходный инструмент, в котором соединены самые тонкие осязательные и самые тонкие мускульные ощущения; а кроме того, дана ею возможность самых разнообразных движений, отчего она может обнимать предмет и разом испытывать его форму, относительную упругость или мягкость, тяжесть, температуру, шероховатость и движение, если оно есть» [21]. Таким образом, педагоги третьего периода вкладывали в развитие мелкой моторики ребёнка воспитательный и трудовой смысл. Посредством формирования навыков мелкой моторики ребёнок стимулирует своё развитие и развивает положительные качества характера, а также осваивает труд как сферу деятельности. В четвёртом периоде (нач. XX в. – 70-е гг. XX в.) в российской педагогической системе воспитания и развития дошкольных учреждений был накоплен большой запас знаний о развитии психомоторных качеств детей, в 12 том числе о развитии мелкой моторики рук (М. А. Васильева, Н. А. Ветлугина, М. Ф. Литвинова, М. А. Палавандишвили). Психологические исследования Л. А. Венгера, Д. Б. Гальперина, А. В. Запорожца, К. В. Тарасовой, Б. М. Теплова стали основой для разработки и внедрения в педагогическую практику музыкального воспитания с применением музыкально-ритмических упражнений с целью развития психомоторных качеств. В 1928 году В. А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. В свою очередь, Н. А. Бернштейном, И. С. Лопухиной, И. М. Сеченовым, Scherrington, было отмечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, что ведет к развитию внимания, памяти, мышления, слуха и зрения. Это основное условие успешного обучения. Дж. Селли также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Ключевым моментом является появление теории К.Н. Тодис, О.Т. Тодис, так называемая «уровневая теория организации двигательных функций», которая характеризует каждый из уровней его морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах [21].Данная теория К.Н. Тодис, О.Т. Тодис указывает на то, что действия, совершаемые с помощью мелкой моторики пальцев рук, имеют сложную организацию, охватывающую одновременно несколько уровней организации двигательных функций. Известным также является высказывание В. А. Сухомлинского «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В пятом периоде (70-е гг. ХX в. – по наст. время) М. М. Кольцова (1973 г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Описывая компоненты психолого-педагогической диагностики, М.М. Безруких и Л.В. Морозова обращают внимание на то, что при диагностике нарушений в развитии важно выявить уровень развития двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук) [2]. Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова говорят: «Руки учат голову, потом, поумнев, голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [1, с. 10].Е.А. Белова пишет, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Ее исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [5, с. 44].Таким образом, мелкая моторика – совокупность деятельности всех систем (нервной, мышечной, костной и зрительной), которая приводит к способности человека выполнять координированные действия руками, включая мелкие и точные движения. Высшие психические функции, отвечающие за развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи тесно связаны с развитием мелкой моторики рук. От уровня сформированности мелкой моторики зависят познавательные способности, развитие устной и грамматической речи, развитие движений рук и, как следствие, успешное формирование графомоторного навыка у обучающихся.1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаОсобенности развития мелкой моторики исследовались учёными с давних времён. Благодаря движениям рук человек добывал огонь и еду, строил жилье, объяснял, измерял, создавал все необходимое для жизни. Исследование развития движений рук ребёнка интересует не только педагогов и психологов, но и других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и других), поскольку руки, обладая множеством степеней свободы движений, выполняют многочисленные функции, являются специфически человеческим органом.После рождения ребенок готов к взаимодействию с окружающим миром, способен видеть, слышать, нюхать, чувствовать вкус. Развитие этих форм взаимодействия тесно связано с созреванием центральной нервной системы ребенка, что дает ей возможность воспринимать и перерабатывать информацию, формировать память [6]. К концу 1-го месяца жизни (иногда раньше) появляются зрительные, которые не влияют на общие движения ребенка, продолжительность их незначительна. Звуковые раздражители ребенок не дифференцирует. Все безусловные рефлексы ярко выражены. К 3 месяцам ребенок захватывает предмет, который касается ее ладонной поверхности. Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее ко рту. В конце 3-го и начале 4-го месяца хватательный рефлекс ослабевает и развивается свободный захват предмета. Безусловные рефлексы постепенно угасают. На базе хватательного рефлекса формируется произвольное хватание предметов. В положении на животе ребенок может поднять голову и туловище против силы тяжести [16].7-8-й месяцы ребенок самостоятельно сидит, сохраняет равновесие, приподнимается на корточки, переворачивается с живота на спину, делает попытки сесть самостоятельно из положения на спине, с поддержкой встает на ноги, с опо рой некоторое время может стоять. Защитная экстензия рук вперед и в стороны позволяет ребенку сидеть с сохранением равновесия и предотвращает падение. С помощью рук малыш садится из положения на спине и на животе, рассматривает игрушку, перекладывает из одной руки в другую, движения носят более целенаправленный характер.Ребенок протягивает руки к матери и знакомым, хлопает в ладоши.9-10-й месяцы. Ребенок становится на колени, передвигается, держась заопору, стоит с поддержкой, делает попытки стоять самостоятельно, ползает. Движения становятся все более координированными. Ребенок подражает движениям взрослых: берет мелкие предметы двумя пальцами, собирает разбросанные игрушки, достает игрушки из ящика, следит за падением предметов, которые бросает. Наблюдает за взрослыми, машет им рукой, ест ложкой с помощью взрослых [15].11-12-й месяцы. Ребенок ходит при поддержке за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще неустойчива, малыш часто падает, у ди тыны хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ей возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять игрушку, которая упала [28].К концу 1-го года или чуть позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, производит важны навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие связано с речевым: чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает языком [20].В возрасте от года до 4 лет закладываются основы психической деятельности, происходит подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. В два года малыш умеет брать вещи в кулачок, бросать их, учиться брать маленькие вещи большим и указательным пальцем. В четыре года у ребенкауже достаточно хорошо развита тонкая моторика. В это время необходимо обучать ребенка работе с кистью и красками, вырезать из бумаги; правильно держать карандаш. До пяти лет ребенок должен сам одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, правильно держать ложку. Для развития мелкой моторики необходима усидчивость, которой малышу не хватает. Развитие мелкой моторики должно проходить через игру. В этом помогут разные мозаики, пазлы в картинках, конструкторы. Очень важно регулярно обращаться с малышом. Тренировать мышечную систему пальцев помогает лепка из пластилина, глины, рисования фигурок по трафаретам. Мелкую моторику ребенка можно развивать, позволяя малышу помогать по хозяйству: подметать пол, лепить из теста, перебирать крупу [25].Если значительная часть навыков ребенком усвоена, можно сделать вывод о том, что ее двигательные способности развиваются правильно. Если же большая часть нормативных навыков крупной моторики ребенком еще не усвоена, то речь может идти об отставании в развитии, в той или иной степени. Представим возрастные показатели развития мелкой моторики у детей от 1 до 6 лет без патологий в развитии в таблице 1.Таблица 1 - Развитие мелкой моторики у детей 1-6 летНавыки Возрастной период Рисует и черкает на листе бумаги 1-2 годаСтучит одним предметом по-другому 1 год - 1 год 2 месБерет крошку хлеба большим и указательным пальцами 1 год – 1 год 4 месИзвлекает крошку из прозрачной банки 1 год 1 мес-3 годаСтроит башню из 2 кубиков 1 год 2 мес. – 1 год 9 мес.Строит башню из 4 кубиков 1 год 4 мес - 2 года 3 месСтроит башню из 8 кубиков 1 год 7 мес - 3 года 5 месСтроит (копирует) мостик из 3 кубиков 2 года 3 мес-3 м 5 месСтроит (копирует) мостик из 5 кубиков 3 года 5 мес-4 м 5 месРисует вертикальную линию (ошибка до 30 º) 1 год 7 мес - 3 годаПерерисовывает круг2 года 2 мес-3 м 5 месПерерисовывает крестик 2 года 7 мес-4 м 5 месПерерисовывает квадрат 4 года 2 мес – 5 лет 5 месРисует человечка (3 элемента) 3 года 2 мес-5 летРисует человечка (6 элементов)4 года 5 мес-6 летВ.П. Мурашко были сформулированы общие принципы моторного развития в онтогенезе: 1. Формирование двигательных функций происходит преемственно и постепенно, т.е. становление одной функции способствует развитию другой. К примеру, ребенок овладевает навыком сидения только после того, как научается удерживать голову и выпрямлять спину. 2. Стадии становления двигательных действий протекают поэтапно, т.е. одна функция содействует развитию другой. Таким образом, ребенок одновременно не только осваивает новый двигательный навык, но и совершенствует предыдущий. 3. Сформированность общих движений предшествует их дифференциации. Это выражается в том, что, к примеру, вначале ребенок осуществляет поворот головы совместно с туловищем, а после поворачивает только голову. 4. Развитие двигательных функций происходит от головы к верхним, а затем к нижним конечностям. 5. Совершенствование движений частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, осуществляется раньше, чем совершенствование движений в более удаленных областях: контролировать положение и движение плеч начинает раньше, чем движения пальцев рук [15].Особенности развития общей моторики в онтогенезе у детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) раскрыли М.М. Безруких и Н.А. Бернштейн. Н.А. Бернштейн отмечает, что в дошкольном возрасте дети осваивают значительное число разнообразных движений, но они еще недостаточно ловки и координированы. У младших дошкольников (3–4 года) формируется навык бега, в частности появляется фаза полета, попеременные движения рук при ходьбе и беге. Дети впервые овладевают прыжками (сначала подпрыгиваниями на месте, затем на одной ноге), метаниями и действиями с мячом. В возрасте после 4 лет начинают проявляться устойчивые двигательные предпочтения в использовании одной из сторон тела (право- или леворукость), активно используются туловище и ноги [4, с. 35]. Совершенствование навыка ходьбы происходит и в течение пятого года жизни. Это выражается в том, что распределяются мышечные нагрузки, определяется темп и скорость движений. Таким образом, у ребенка возникают элементы шага, характерные для взрослого человека, что в дальнейшем позволяет осуществлять прыжок попеременно на правой и левой ноге [13, с. 57]. По мнению М.М. Безруких, благодаря созреванию мозга и всех его структур, которые учувствуют в регуляции движений у дошкольников, совершенствуется двигательная сфера. Через игровую деятельность, движения становятся более координированными. Но у детей еще отсутствует зависимость между длиной шага и темпом ходьбы. Ближе к 7 годам дети уверенно выполняют различные пробы (коленно-пяточная, пальценосовая и др.) [4].Таким образом, к возрасту 4-5 лет у ребенка без патологий в развитии уже хорошо развиты моторика, он умеет правильно удерживать карандаш, ручку, рисует, владеет ножницами. В дошкольном возрасте важна подготовка детей к школе и главную роль в ней играет уровень развития моторики. Именно поэтому в настоящее время уделяется большая роль развитию моторики детей в младшем дошкольном возрасте. Знание нормативных показателей развития общей моторики в онтогенезе позволяет выявить отклонения в развитии и своевременно организовать коррекционную работу, учитывая характер нарушения. 1.3 Возможности использования дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаИгру относят к исторически обусловленному, природному элементу культуры, выступающему видом произвольной деятельности индивида. В играх принимают участие люди всех возрастов. По мнению А.К. Бондаренко, расширение доступных дошкольникам игр способствует постепенному повышению двигательных возможностей детей в игре, а также впоследствии позволяет решать более сложные образовательные задачи [6]. Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных изучению игр и игровой деятельности понятие «дидактические игры» в научной литературе трактуется по-разному. Существует несколько разнообразных подходов к толкованию понятия «дидактическая игра», которое характеризуется исследователями как средство, метод и форма обучения и развития. Кроме того, исследователями предложены различные термины для описания похожих понятий, а именно: «дидактическая игра», «обучающая игра», «игровой метод», «игровой прием», «игровая технология». Считаем, что термин «дидактическая игра» подчеркивает педагогическую направленность данного метода и многофункциональность его использования. По нашему мнению, дидактические игры – это игры, способствующие развитию двигательных навыков, общей и мелкой моторики, и которые, в свою очередь, стимулируют развитие психических процессов детей дошкольного возраста.Суть дидактической игры-моделирование, имитация (наследование). Именно в дидактической игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность, происходит имитация реальных действий [30].Дидактическая игра выполняет несколько основных функций: мотивационно-побудительную; учебную; воспитательную; ориентационную; социокультурную; коммуникативную; самореализации; диагностическую; коррекционную. Итак, данный метод обучения является полифункциональным, позволяющим использовать его на разных этапах организации учебно-воспитательного процесса.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова подробно осветила функции дидактических игр, используемых в детском саду: активизация интереса и внимания детей, развитие познавательных способностей, сообразительности, воображения, закрепления знаний, умений и навыков, тренировка сенсорных и моторных умений и тому подобное [14]. По мнению исследовательницы, правильно построенная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка.Исследователями предложены различные классификации дидактических игр, которые опираются на разные по характеру и количеству критерии.В частности, Н.Г. Михайлова выделяет следующие виды дидактических игр, использующих в детском саду: сюжетно-ролевые, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирование [14].Т.В. Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова указывают на важность применения дидактических игр в работе с младшими дошкольниками, которые можно проводить как в семье, так и в дошкольных учебных заведениях. Таким образом развиваются умение управлять своими руками, вырабатывается ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. Эти игры увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности, являются достаточно эмоциональными [13].Одной из разновидностей дидактических игр, которые способствуют развитию мелкой моторики являются игры-шнуровки. М. Монтессори и ее последователи считают, что игры-шнуровки способствуют выработке навыков шнуровки. Кроме того, развивают концентрацию внимания, логическое мышление, память, а также подготавливают руку ребенка к письму. Игры со счетными палочками. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова отмечают, что составление фигурок из палочек является эффективным средством для развития мелких мышц пальцев, предплечья, глазомера. Несложные задания способствуют развитию внимания, воображения, знакомят с геометрическими фигурами и понятием симметрии» [12].Дидактические игры с песком и водой стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, координацию движений в системе «глаз-рука», учат ребенка прислушиваться к собственным ощущениям, анализировать результаты опытов. Эти игры способствуют развитию речи, внимания, памяти и являются средством для профилактики и коррекции, в частности страхов и тревожных состояний [7].Игры с тестом способствуют нормализации тонуса мышц рук и активизации мелкой моторики. По мнению Л.Б. Осиповой, игры способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, стимулируют формирование навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Кроме того, дети изучают разно-манитные свойства теста, знакомятся с объемной формой, пропорциями предметов. У дошкольников развивается точность движений рук, формируются конструктивные способности [17]. С.Г. Якобсон указывает на важность проведения дидактических игр с бумагой, которые способствуют тренировке мелких мышц рук, делает их движения сильными и координированными. Смысл игр заключается в сгибании, разгибании, скручивании, перелистывании бумаги, а сама игра всегда имеет конкретный результат [30]. Итак, существует значительное количество дидактических игр и упражнений, которые можно использовать с целью развития мелкой моторики.Использование дидактических игр способствует развитию движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, целенаправленных движений с предметами на основе сочетания зрительного осязательного восприятия, навыков ориентирования в микропространстве со зрительным контролем.Средствами реализации дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста являются натуральные предметы и их модели. Среди них важное место занимает конструктор.Дидактические игры и упражнения очень тесно связаны с чувственными интеллектуальным развитием дошкольников. Она имеет особое значение для совершенствования и развития остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, его пространственного размещения.В работе с детьми младшего дошкольного возраста следует учитывать их индивидуально-психологические особенности, такие как медлительность, длительное время выполнения заданий, частые отвлечения, связанные с быстрой утомляемостью, которая сказывается на снижении работоспособности. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятии, а именно - введение подвижной гимнастики, что способствует укреплению и улучшению физических качеств ребёнка с нарушениями зрения. Зрительно-моторная координация эффективно развивается во время выполнения различных двигательных упражнений с использованием различных предметов. Это, в частности, следующие упражнения, как: ходьба и бег за разметками, выложенными из кубиков, массаж ног с использованием кирпичиков, хождение по пластинам и тому подобное [6].Использование дидактических игр в сочетании с пальчиковыми играми (самомассаж кирпичиками, надевание кирпичиков на пальчики и разыгрывание стишков) будет способствовать развитию мелкой моторики, активизации внимания, что очень важно для преодоления вторичных отклонений в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста.Каждое занятие с использованием дидактических игр включает разнообразные задания и упражнения, где дошкольники могут создать что-то собственными руками. Таким образом, нами рассмотрены возможности дидактических игр и упражнений как средства развития у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики. Эффективность их использования находит подтверждение в многочисленных исследованиях. Существует большое количество дидактических игр и упражнений, которые необходимо выбирать с учетом возраста и индивидуального развития ребенка. 1.4 Методика организации развивающих занятий с использованием дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаМножество дидактических игр и упражнений представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.H. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Л.И. Сысуевой, А.И. Сорокиной, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.). Многие из них и сейчас используются в дошкольных учреждениях, в той или иной мере способствуя развитию мелкой моторики у дошкольников.Дидактические игры, включенные в образовательный процесс детского сада, в соответствии с общим ходом развития мелкой моторики младших дошкольников могут выполнять различные функции. Прежде всего, как считают В.А. Алексо и В.П. Мурашко, дидактическим играм принадлежит функция организации и дальнейшего совершенствования моторного опыта детей, а также формирования у них обобщенных представлений и способов действий руками [1, 13]. Как отмечается в исследовании Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой, развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста должна быть направлено на формирование умения классифицировать предметы по определенным признакам, сравнивать предметы с образцом, устанавливать связи между предметами [18]. По мнению Л.В. Мясниковой, дидактические игры «годятся лишь как вспомогательные педагогические средства для отработки и усовершенствования того, что уже наметилось в другой, содержательной деятельности» [16]. Данную позицию разделяет и В. Ахрулоев, отмечающая, что специально организованные дидактические игры и упражнения являются дополнением к обучению на занятиях. Автор поясняет, что на занятиях работа по развитию мелкой моторики детей является хотя и существенной, но лишь одной из многих педагогических задач, тогда как в дидактических играх это может быть основной и единственной целью [3]. Между тем Л.А. Венгер подчеркивал приоритетное значение дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Он отмечал, что организация моторного опыта ребенка напрямую не соотносится с целями продуктивных видов деятельности, поскольку детей учат правильности выполнения движений, работе с различными предметами [12]. В соответствии с программой «От рождения до школы» детей четвертого года жизни предполагается учить различным видам захватов, защипов, делать первичные обобщения, группировать предметы по названным свойствам и другое [7]. Таким образом, данная программа не ограничивает спектр развиваемых у детей моторных навыков и ориентирует педагогов на актуализацию у младших дошкольников моторных действий. Авторы отмечают, что при осуществлении этих задач следует учитывать, что моторные возможности ребенка трех лет еще невелики, несовершенны. Поэтому формирование восприятия и представлений осуществляется в процессе ознакомления детей с простыми по своим свойствам предметами ближайшего окружения и дидактическими игрушками.Н.А. Гареева отмечает, что для развития мелкоймоторики необходимо обеспечить ребенку возможность обследования воспринимаемого объекта, способы развить тактильные ощущения [9]. Данной позиции придерживается и В. Ахруллоев, отмечая, что в начале дети должны иметь возможность воспринимать, обследовать, называть свойства самих реальных предметов, а потом делать это по более осмысленно. При соблюдении этого условия рассматривание картинок тесно связывается с имеющимися у детей чувственными представлениями о предмете. Соотнесение предмета с его изображением может быть специальной задачей дидактических игр в младшей группе, подчеркивает автор [3]. А.К. Бондаренко обращает внимание, что при определении последовательности предъявления детям моторных задач вначале следует ориентироваться на работу с отдельными предметами (обеспечивая их восприятие разными анализаторами в сочетании с называнием воспринимаемых свойств объекта), а затем уже предлагать детям воспринимать, устанавливать простейшие связи между двумя или несколькими предметами [6]. Е.И. Радина отмечает, что для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно предлагать игры с водой и песком, например, «Вымоем руки», «Надеваем рукавицы», «Солим капусту», «Согреем руки», «Гуси кушают траву»; игры со счетными палочками: «Длинная дорожка», «Веер», «Фигурки», «Деревья». сопоставлять конкретные предметы по одному или двум общим свойствам, предлагать им, например, сравнивать ряд больших и маленьких предметов (мяч, яблоко, колечко, колесо) между собой [21].В последующем возможно организовывать восприятие предметов широких и узких. Основными свойствами таких предметов является наличие углов, устойчивость. Первоначально они выступают перед детьми как «некруглые», которые не катятся [28]. В младших группах выбор дидактических игр весьма ограничен, что определяется невысоким уровнем развития у детей игровой деятельности, их неумением соблюдать игровые правила. Интерес ребенка 3-4 лет к дидактической игре во многом определяется яркостью, эмоциональностью, новизной игрового материала. По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, игры младших дошкольников в основном заключаются в действиях с привлекательной игрушкой или в выполнении игрового задания-поручения взрослого [14].Постепенно, в условиях адекватного педагогического руководства, детям четвертого года жизни становятся доступны игры, включающие более разнообразные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем [25]. Однако игровые правила сами по себе еще не направляют младших дошкольников на решение дидактических задач, не обеспечивают нужного порядка действий и соответствующих взаимоотношений между детьми. Поэтому воспитатель-ведущий постоянно следит за выполнением правил игры, устанавливаемой ими одновременности, последовательности или элементарной очередности действий играющих, так как дети еще не умеют самостоятельно выполнять даже несложные правила игры, согласовывать свои действия с другими [1]. Таким образом, дидактические игры активно используются педагогами для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, выполняя функции обогащения, уточнения и систематизации их моторного опыта, его переноса в практическую деятельность, а также функции педагогического контроля и коррекции развития мелкой моторики детей. Однако спектр дидактических игр, используемых в работе с младшими дошкольниками, весьма ограничен, что объясняется недостаточной самостоятельностью детей, особенно в области соблюдения игровых правил.Выводы по главе 1В ходе проведенного нами анализа научно-педагогической литературы были сделаны следующие выводы:Под мелкой моторикой мы понимаем совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В психологии и педагогике выделяют следующие основные характеристики мелкой моторики: сила, быстрота, координированность, пластичность, ловкость, выносливость. Интенсивно она развивается в младшем дошкольном возрасте. К старшему дошкольному возрасту ребенок в норме легко удерживает предмет, обладает навыками рисования и начальными навыками письма. Мы проанализировали методическую литературу и выяснили, что многие специалисты используют различные виды дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Использование дидактических игр и упражнений в учебно-воспитательном процессе развивает у детей координацию «глаз-рука», а также способствует развитию воображения, мышления, пространственной ориентировки. 2. Опытно-поисковая работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений2.1 Методы исследования уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаДля определения уровня развития мелкой моторики у младших дошкольников могут быть использованы следующие диагностические методики:1. Методика «Домик» (Н. И. Гуткина). С помощью методики «Домик» мы определяли не только способность ребенка копировать сложный образец, а также способность выявить умение ребенка ориентироваться на образец и определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5 -10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Процедура обследования. Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».2. Проба на перебор пальцев (З.А. Репина). Проба на перебор пальцев проводилась следующим образом: ребенок на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом. Критерии оценки: 5 баллов - правильно и быстро; 4 балла - правильно, но медленно; 3 балла - дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла - персеверации (повторение) на истощении; 1 балл - выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).3. Проба пальцевого гнозиса и праксиса (З.А. Репина). Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев: Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед; 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y; 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»); 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены. Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах: поза не выполнена - 1 балл; поза воспроизведена не точно 0,5 баллов; замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) - 1 балл; поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с - 2 балла; поиск нужных движений продолжается более 30 с - 3 балла. 4. Тест Керна-Йерасика. Для определения уровня графомоторных навыков использовался тест Керна-Йерасика, состоящий из 3 элементов: a. Рисунок мужчины b. Копирование текста c. Задание 1. «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.Задание 2. Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы. Он ел суп. Инструкция: «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».Задание 3. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».Интерпретация 1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое. 2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек. 3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого 72 вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек. 4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы. 5 баллов – каракули. Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту. Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе. 6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе. 8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях. Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.5. Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру) Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Инструкция для ребенка: Проведи прямые линии по середине дорожки, не отрывая карандаш от листа бумаги и не съезжая с дорожки.Уровень выполнения считается высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз. Выше среднего, если был выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не более 3 раз. Средний уровень, если было два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не более 4 раз, дорожка не ровная, дрожащая. Ниже среднего, если карандаш отрывался более 4 раз, линии дрожащие, прерывистые, линии очень слабые или с очень сильным нажимом. Низкий - три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.6. Методика М.М. Безруких и Л.В. Морозовой [4] разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задача 1. Нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосы до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.Задача 2. На листе бумаги нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.Задача 3. Посмотри, на листе бумаги нарисованы дорожки (показать). Тебе надо нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от листа бумаги. Закончив, отложи карандаш.Задача 4. На листе бумаги нарисованы точка и звездочка. Тебе их надо соединить, проведя прямую линию сверху вниз.Задача 5. В верхней и нижней части листа бумаги нарисованы цветные дорожки. Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соедини середину верхней полосы со серединой нижней.Задача 6. На листе бумаги нарисована неширокая дорожка. Проведи вертикальную прямую линию посередине этой дорожки сверху вниз, не задевая ее края. Закончив, отложи карандаш.Задача 7. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а потом такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру рисуй и обводи только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.Задача 8. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный контур рисунка по пунктирной линии, но вести нужно только в том направлении, в котором показывает стрелка, то есть, как только ты дорисовываешь до «перекрестка» посмотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на Звездочке. Не забывай, что письмо нельзя возвращать. Закончив, отложи карандаш.Оценивается задача в тех случаях, если: при его выполнении дети с нарушением зрения рисовали непрерывные линии от одного к другому объекту, допускается наличие небольшого изгиба или небольшого угла; ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжал линию без разрывов, разветвлений, острых углов; линия, нарисованная ребенком, выходит за пределы стимулирующих линий (в стороны, вверх или вниз) не более чем 0,5-0,7 см линия проводилась по указанному направлению.Оценка проводится по следующим критериям:- если ребенок выполнил 7-8 заданий - высокий уровень;- если выполнила 5-6 заданий - достаточный уровень;- правильное выполнение 3-4 задания-средний уровень;- правильное выполнение менее 3 задач - низкий уровень.7. Методика разработана Т.И. Гризик и Л. Е. Тимощук [10]. Методика обследования состоит из 2 блоков и заданий по исследованию всех особенностей мелкой моторики.Описание упражнений для проверки кинетического праксиса 1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10. Педагог показывает ребенку, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальцев. 2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец, при этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 10. Показ экспериментатора обязателен. Первый раз педагог может помочь ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее ребенок действует самостотельно. Выполняется ребенком 2-3 раза. 3. «Три богатыря». Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется под счет. Ребенок четырех дет должен удержать три пальца вместе в напряженном состоянии под счет до 8. 4. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 10. Показ экспериментатора обязателен. При первом выполнении упражнения педагог может помочь ребенку принять нужную позицию пальцев. Далее ребенок выполняет упражнение самостоятельно. 5. «Солдатики». (упражнение для пяти пальцев) Удержать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10. В четыре года упражнение выполняется ребенком один раз. Описание упражнений для проверки кинетического праксиса. Рисование. Педагог предлагает детям выполнить карандашом определенные задания, при анализе которых он обращает внимание на следующее: 1. Как ребенок держит карандаш; 2. В какой руке ребенок держит карандаш; 3. Как ребенок начинает чертить карандашом (определить характер линии: с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); 4. Как ребенок заканчивает линию (определить характер линии по аналогии с пунктом № 3); 5. Соединяет ли ребенок линии при изображении геометрических фигур или нет. Если ребенок не соединяет линии, то фигура остается неопознанной, ее целостный образ распадается;6. Как ребенок ориентируется в пространстве листа. 7. Рисование прямой линии Педагог предлагает детям произвольно нарисовать горизонтальную прямую линию на листе бумаги. 8. Рисование круга, овала. Педагог предлагает детям произвольно на листе бумаги изобразить круг (овал). 9. Рисование прямоугольника. Педагог предлагает детям соединить точки, чтобы получилась такая же фигура. 10. Рисование ломаной линии Педагог предлагает детям: «Дорисуй забор по точкам».Упражнение «Ладонь, ребро, кулак» Ребенок сидит за столом, рука (руки) его расположена на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Дети четырех лет выполняют упражнение 3-4 раза. Допускается комментарий педагога: «Положи руку (руки) на стол ладонью вниз (показ педагога). А теперь поставь руку (руки) на ребро (показ педагога). Сожми руку в кулак (показ). Теперь делай со мной: «Ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак...». Темп выполнения упражнения убыстряется. Когда ребенок запомнит последовательность выполнения упражнения, педагог проводит его под счет (раз-два-три). При обследовании щепоти у детей педагог предлагает ребенку на листе бумаги нарисовать много палочек (не менее десяти) разной длины в разных местах на листе бумаги. При этом взрослый фиксирует — правильно ли ребенок удерживает карандаш в руке. Если захват карандаша неправильный, то педагог показывает ребенку верное положение щепоти руки. Упражнение «Посолим суп» Педагог предлагает ребенку посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания педагог следит, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая большой комочек соли. Катание шарика Упражнение показывает не только содружество (согласованность) в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений. Ребенок, зажав шарик тремя пальцами (щепотью), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость проведения упражнения — произвольная, удобная ребенку, с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения - 30 сек. Для оценки используются баллы, исходя из набранных баллов выделяют группы дошкольников с нарушением зрения: группа А – дети, у которых моторика развита хорошо, группа Б - Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Этих детей следует заинтересовать игрой в конструктор, мелкой мозаикой. Особое внимание необходимо обратить работе над щепотью ведущей руки. Для достижения положительного результата в последующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями. Группа В – у этих детей моторика развита плохо, им нужно уделить особое внимание. Группа Г – у этих детей развитие мелкой моторики очень отстаёт от возрастной нормы. Таким образом, анализ диагностических методик показал, что существует большое количество заданий, направленных на изучение мелкой моторики у младших дошкольников с нарушением зрения. На наш взгляд наиболее удачной является методика М. М. Безруких и Л. В. Морозовой, так как предложенные тесты будут понятны детям младшего дошкольного возраста имеют чёткие критерии оценивания, непродолжительны по времени, позволяют оценить уровень развития мелкой моторики. 2.2 Эффективные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаС целью развития мелкой моторики у младших дошкольников нами была составлена серия эффективных дидактических игр и упражнений. При отборе мы опирались на такие принципы, как: принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип эмоциональности обучения.С помощью цвета и сказки можно эффективно обучать, воспитывать и развивать младших дошкольников. Предлагаем следующую подборку дидактических игр и упражнений, разработанных с использованием развивающих возможностей цвета и сказки, предусматривающие взаимодействие дошкольников с определенными цветами и их оттенками, позволяют развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Дидактическая игра «Раскрась яблочки».Ожидаемые результаты: развитие мелких мышц руки, вниманияНеобходимые материалы: изображения яблони с яблочками, цветные карандаши.Детям предлагается во внимание сюжет сказки «Белоснежка и семь гномов». Для того, чтобы злая мачеха не смогла дать Белоснежке отравленное яблочко, нам следует правильно раскрасить яблочки на дереве: с кружочком внутри – оранжевым цветом, с треугольником – желтым.Упражнение «Цветик-семицветик»Ожидаемые результаты: развитие мелких мышц руки, восприятие цвета, мышления, эмоциональной сферы.Необходимые материалы: корзина с прищепками разных цветов для каждого ребенка (по 2 – 3 прищепки одного цвета), вырезанная из плотного картона основа цветочки – стебель и серединка.Дети вспоминают сказку про цветик-семицветик. Педагог ставит задачу: прикрепить к серединке цветочка прищепки-лепестки. Причем все лепестки должны быть разноцветными, то есть ни один цвет прищепки не должен повторяться.Когда цветочки детей будут собранными, им предлагается выполнить обратное действие: отделить от цветочка лепестки, загадывая при этом желание. Упражнение «Цветной круг».Ожидаемые результаты: развитие мелкой моторики, памяти, мышления, восприятия цвета, внимания, речи.Необходимые материалы: картонный круг, разделенный на разноцветные сектора, количество которых соответствует количеству персонажей определенной сказки, прищепки с прикрепленными изображениями персонажей.Психолог называет определенную сказку и просит дошкольников вспомнить и назвать ее героев. Дети называют персонажа, отыскивают его изображение и прикрепляют с помощью прищепки к сектору определенного цвета.Когда будут заполнены все секторы, можно забрать круг из поля зрения дошкольников и попросить вспомнить, какой герой размещен на желтом секторе, который на синем тому подобное, или, наоборот, узнать, на каком секторе находится Лисичка, на котором Мишка и т.п.Дидактическая игра «Сапоги для кота»Ожидаемые результаты: развитие мелких мышц руки, координации движений, настойчивости, усидчивости. Необходимые материалы: разноцветные шнуровки, изображение сапог с отверстиями для шнуровок.Детям дается задание подобрать обувь для кота из сказки «Кот в сапогах», ведь Коту срочно нужно выручать Маркиза Карабаса, а он босой. Дошкольники имеют к каждой паре сапог подобрать соответствующую шнуровку и зашнуровать их. Дидактическая игра «Одень Ивана Царевича»Ожидаемые результаты: развитие мелкой моторики, внимания.Необходимые материалы: изображение Ивана Царевича с отверстиями для шнурков, разноцветные шнурки. Детям предлагают, подобрав шнуровки нужного цвета, застегнуть одежду, зашнуровать обувь Ивана-Царевича и натянуть ему тетиву к луку. Дидактическая игра «В синем море"Ожидаемые результаты: развитие мелких мышц руки. Необходимые материалы: изображения автомобилей – героев мультфильма «Тачки» с отверстиями для шнурков, разноцветные шнурки. Дошкольникам следует подобрать шнуровку и продеть ее в отверстия. Дидактическая игра «Ожерелье для Золушки»Ожидаемые результаты: развитие мелкой моторики, восприятие цвета, внимания, эмоциональной сферы.Необходимые материалы: разноцветные шнурки и бусины с большими отверстиями разных размеров и цвета. Психолог предлагает детям сделать Золушке ожерелье для бала. Каждый ребенок выбирает шнуровку, которая ей нравится, и нанизывает на нее бусины по указанию психолога, например: большая красная бусина, большая синяя бусина, маленькая зеленая бусина и т.д.Дидактическая игра «Мостик для котика»Ожидаемые результаты: совершенствование координации движений, цветовосприятие.Необходимые материалы: крышечки, картонное поле, поделенное на 12 разноцветных квадратов. В игру вводится сюжет из сказки " Котик и Петушок». Лисичка украла петушка. Котик побежал вызволять товарища, но на пути попалась ему река. Для того, чтобы котику перейти реку, нужно сделать мостик. Помогая котику делать мост, детям предлагается выложить цветные крышечки на соответствующие квадраты. Дидактическая игра «Цвета одежды сказочных персонажей» Ожидаемые результаты: развитие мелких мышц руки, внимания, сенсорного восприятия, мышления.Необходимые материалы: изображения сказочных персонажей, пуговицы белого, синего, зеленого, красного, коричневого цветов Задача детей – выложить у каждой карты пуговицы тех цветов, которые встречаются в одежде изображенных на ней персонажей. Дидактическая игра «Яблонька».Ожидаемые результаты: развитие мелкой моторики. Необходимые материалы: сшитые из фетра зеленая яблонька с прикрепленными пуговичками, красные яблочки с петельками. Педагог погружает дошкольников в сказочную атмосферу: яблонька спрячет Сестрицу Аленушку с Братцем Иванушкой от Гусей – Лебедей, если дети смогут прикрепить на дерево яблочки, что упали. В приложении представлены средства наглядности для игр.Выводы по главе 2Во второй главе нашего исследования мы проанализировали диагностический инструментарий по определению уровня развития мелкой моторики у младших дошкольников. Мы увидели, что ученые, и педагоги понимают значимость развития мелкой моторики у дошкольников, разработываю методики и задания для ее исследования. Мы считаем, что в ходе обследования детей младшего дошкольного возраста необходимо исследовать координацию движений, кинетический праксис, манипуляцию с мелкими предметами. Это позволит сделать вывод об уровне развития мелкой моторики у дошкольников.Мы описали серию эффективных дидактических игр и упражнений. Предложенная подборка дидактических игр и упражнений, разработанных с использованием развивающих возможностей цвета и сказки, предусматривающие взаимодействие дошкольников с определенными цветами и их оттенками, позволяет развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Считаем, что систематическое проведение занятий с использованием дидактических игр и упражнений способствует развитию мелкой моторики, а также психических процессов в целом.ЗаключениеВ ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:В рамках решения первой задачи мы проанализировали литературные источники. Под мелкой моторикой мы понимаем совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В психологии и педагогике выделяют следующие основные характеристики мелкой моторики: сила, быстрота, координированность, пластичность, ловкость, выносливость. Мы рассмотрели особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Педагоги отмечают, что в младшем дошкольном возрасте у детей может наблюдаться отсутствие скоординированности движений, трудности при оперировании мелкими предметами, затруднение зрительно-моторной координации. К младшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться удерживать предмет, обладать навыками рисования, выполнять несколько видов защипов.Анализ литературных источников показал, что педагоги отмечают потенциал и эффективность использования дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у младших школьников. Вы деляю несколько видов наиболее эффективных дидактических игр: игры с песком и водой, шнуровка, прищепки, игры с различными мелкими предметами. Анализ показал, что в ходе проведения дидактических игр и упражнений педагог должен постоянно наблюдать за игроками, следить за выполнением правил, так как дети в данном возрасте еще не способны самостоятельно воспроизводить игровые действия. Использование дидактических игр и упражнений в учебно-воспитательном процессе для детей младшего дошкольного возраста положительно влияет на развитие мелкой моторики, чему способствуют игры с деталями мелкого размера, развитие координации «глаз-рука», а также способствует развитию воображения, мышления, пространственной ориентировки. Во второй главе нашего исследования мы проанализировали диагностический инструментарий по определению уровня развития мелкой моторики у младших дошкольников. Мы увидели, что ученые, и педагоги понимают значимость развития мелкой моторики у дошкольников, разработываю методики и задания для ее исследования. Мы считаем, что в ходе обследования детей младшего дошкольного возраста необходимо исследовать координацию движений, кинетический праксис, манипуляцию с мелкими предметами. Это позволит сделать вывод об уровне развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.Мы описали серию эффективных дидактических игр и упражнений. Предложенная подборка дидактических игр и упражнений, разработанных с использованием развивающих возможностей цвета и сказки, предусматривающие взаимодействие дошкольников с определенными цветами и их оттенками, позволяет развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Считаем, что систематическое проведение занятий с использованием дидактических игр и упражнений способствует развитию мелкой моторики, а также психических процессов в целом.Таким образом, поставленные нами цели и задачи были достигнуты и реализованы. Мы изучили теоретический аспект проблемы и подобрали методы и приемы, направленные на изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Выяснили, что работа по развитию мелкой моторики с использованием дидактических игр и упражнений рассматривается как весомая составляющая учебно-воспитательного процесса в детском саду. Все это служит единственной цели-всестороннем развитию детей младшего дошкольного возраста. Список использованной литературыАлексо, В.А. Функции игрового материала в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста: дис. …канд. псих. наук / В.А. Алексо. - М., 2011. – 186 с. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова. – Челябинск: Цицеро, 2010. – 128 с.Ахруллоев, В. Дидактические игры как средство развития творческого мышления учащихся в процессе обучения математике: автореферат. дис. …канд. пед. наук / В. Ахрулоев. – Душанбе, 2012. – 21 с. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 3–5,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких, Л.В. Морозова. – М.: Наука, 1996. – 87 с.Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е.А. Белова // Молодой ученый. - 2018. - №46. - С. 274-277.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада /А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. Веракса, Н.Е. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика- Синтез, 2019. – 304 с. Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. – 2019. – № 4. – С. 19-22.Гареева, Н.А. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей / Н.А. Гареева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С. 45-49.Гризик, Т.И. Развитие мелкой моторики руки у детей 3-5 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: [Б.и.], 1997. – С. 168-184.Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова; под ред. Т.В. Цветковой. – М.: Сфера, 2013. – 176 с. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973. – 110 сЛусс, Т.В., Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007 –133 с. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте: руководство практического психолога / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 176 с. Мурашко, В.П. Роль дидактической игры в умственном развитии ребенка / В.П. Мурашко // Детский сад от А до Я. – 2019. - № 6. – С. 74-75. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников / Л.В. Мясникова. – Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19 с.Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: монография / Л.Б. Осипова. – Челябинск, Цицеро, 2011. - 112 с.Петерсон, Л.Г. Игралочка: Практ. курс математики для дошкольников 3-4 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: ИНПРО-РЕС, 1995. – 160 с.Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей / Л.И. Плаксина. – М.: Просвещение, 2008. – 118 с. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 28-35.Радина, Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.И. Радина. - М.: Просвещение,1977. - 200 с. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013. - 144 с.Смирнова, Е.О. Игры с правилами / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психолог в детском саду. – 2019. – № 1. – С. 19-26. Сорокина, А.И. Дидактическая игра в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 98 с. Сысуева, Л.И. О системе дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей 4-го года жизни с формой и величиной предметов / Л.И. Сысуева // Вопросы психологии и педагогики детей дошкольного возраста. – М.: АПН СССР, 1970. – С. 80-84.Соковых, С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики / С.В. Соковых // Логопед. Научно-методический журнал. - 2019. - № 3. - С. 63-67Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: материалы о детском саде / Е. И. Удальцова. - Минск: Народная асвета, 1976. - 128 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: диагностика, игры, упражнения / Г.А. Широкова. — Ростов на Дону.: Феникс, 2006. - 251 с.Якобсон, С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 81-87.ПРИЛОЖЕНИЕЗадание к игре «Раскрась яблочки» Задание к игре «Цветик-семицветик» Задание к игре «Цветной круг» Задание к игре «Сапоги для кота» Задание к игре «Одень Ивана-Царевича»Задание к игре «В синем море» Задания к игре «Цветные фишки» Задание к игре «Мостик для котика»Задание к игре «Цвета одежды сказочных персонажей»


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141189
рейтинг
icon
3059
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139048
рейтинг
icon
5846
работ сдано
icon
2646
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93838
рейтинг
icon
2016
работ сдано
icon
1265
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
45 114 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
АмГУ
Была проделана большая работа, оценка положительная, что не может не радовать... Большое ч...
star star star star star
НГПУ
Никита тот специалист, которого я так долго искала. Выполняет всегда раньше срока, адекват...
star star star star star
ФГБОУ ВО СИБАДИ
Выполнили раньше срока, замечаний нет. Всем довольна.рекомендую исполнителя
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

только что

Написать историю болезни по пропедевтике внутренних болезней

Бизнес-план, пропедевтика

Срок сдачи к 19 мая

1 минуту назад

История психология, рабочая тетрадка

Поиск информации, Психология

Срок сдачи к 16 мая

4 минуты назад

Практическое задание по дисциплине «Антропология»

Другое, Антропология

Срок сдачи к 10 июня

5 минут назад

Создать 1с базу по данной теме с обширным доступом

Диплом, Информационные системы и программирование

Срок сдачи к 21 мая

7 минут назад

Какую роль играет природа в жизни героев в произведении Л. Н

Сочинение, Литература

Срок сдачи к 16 мая

8 минут назад

Нужна презентация по проекту, срочно и в бюджет 100 рублей

Презентация, информатика и КТ

Срок сдачи к 16 мая

8 минут назад

Необходимо написать отчет по преддипломной производственной практике...

Отчет по практике, Дипломный проект

Срок сдачи к 17 мая

9 минут назад

Моделирование на тему Оптика

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 19 мая

9 минут назад

список литературы

Другое, педагогика

Срок сдачи к 17 мая

9 минут назад
9 минут назад

Развитие гостиничного дела. Организация и оценка основных показателей гостиничного бизнеса.

Курсовая, Организация предпринимательской деятельности

Срок сдачи к 20 мая

9 минут назад

4 лабораторные

Лабораторная, Информационные технологии

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Нужна помощь по работе. Это моя работа

Курсовая, Маркетинг

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Написать реферат

Реферат, Основы теории коммуникации

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Написать реферат

Реферат, Теория управления

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Выполнить курсовую работу по предмету "Введение в инженерную...

Курсовая, Введение в инженерную деятельность

Срок сдачи к 17 мая

11 минут назад

Развитие гостиничного дела. Организация и оценка основных показателей гостиничного бизнеса.

Курсовая, Организация предпринимательской деятельности

Срок сдачи к 20 мая

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.