это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4005933
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях особенно ярко
проявляется тенденция к востребованности высокоинтеллектуальных, образованных
молодых людей. Общественные процессы, характеризующиеся динамичностью и
подвижностью, обусловливают потребность социума и рынка труда в специалистах,
способных успешно адаптироваться к быстроизменяющимся условиям жизни.
Согласно Закону об образовании [1] Российская Федерация провозглашает
область образования приоритетной. Признает его стратегическое значение и
определяет приоритетно развиваемой сферой деятельности, которая лежит в основе
развития личности, общества.
Базисом образования является школа, закладывающая основу знаний, умений,
навыков, необходимых человеку для успешного становления на профессиональном
поприще.
Усложняющиеся с каждым годом школьные программы, предполагающие
высокую нагрузку на школьника, приводят к тому, что появляются ученики,
успеваемость которых находится не на высоком уровне. Причиной тому могут быть
различные факторы, однако, одним из ключевых является низкая
заинтересованность ребенка к учебной деятельности.
Наиболее комфортно чувствуют себя в школьной среде дети с хорошей
успеваемостью, плохие же отметки снижают их активность.
Более того, успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет
большое значение по отношению к личности самого ребенка. Особенности
протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают
влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие
характеристики личности как самооценка, учебная мотивация, показатели
тревожности непосредственно связаны с уровнем успеваемости младшего
школьника.
Количество учащихся, не в состоянии по различным причинам усвоить
учебную программу в необходимом объеме за отведенное нормативами время урока,
в последнее время, увеличивается и колеблется в пределах от 20 до 30 % от общего
числа детской популяции младшего школьного возраста.
Для успешного обучения и социализации слабоуспевающих детей
необходимы специальные ресурсы, позволяющие, в том числе организовывать
дополнительные занятия с отстающими школьниками, осуществлять
психологическое и социально-педагогическое сопровождение. В связи с
вышесказанным добавим, что мотивацию к учебной деятельности целесообразно
изучать, как один из наиболее важных структурных компонентов учебной
деятельности.
Отметим также, что очень важно начинать заниматься вопросом мотивации к
учебной деятельности в младшем школьном возрасте, когда этот вид деятельности
является ведущим. Именно в начальной школе ребенок осваивает средства, с
помощью которых он может познавать обобщенный человеческий опыт, накопить
багаж знаний, на который будет наращиваться получаемая в дальнейшем
информация. Поэтому естественно, что формирование учебной мотивации является
самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной,
чем приобретение детьми системы знаний, умений, навыков.
В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников
к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится
все более дифференцированным: появляется как положительная, так и
отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету.
Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще
эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под
непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок
заканчивается.
Более того, к четвертому классу у ребенка закрепляется мотивация к школе,
следовательно, необходимо сформировать её в конструктивном ключе именно к
этому времени. Становление учебной мотивации происходит наиболее интенсивно в
первые годы школьной жизни, а в дальнейшем во многом предопределяет
успешность учебной деятельности в старших классах.
Родители также обеспокоены вопросами успеваемости своих детей, так как
считают, что от этого напрямую зависит их успешность. Введение электронных
дневников, позволяющих в режиме он-лайн отслеживать успехи и неудачи своего ребенка, яркое тому подтверждение. свидетельствует о высоком интересе к учебным
успехам и неудачам своего ребенка.
Наиболее успешными в будущем становятся дети с хорошей успеваемостью,
они более уверены в себе и своих силах, их отличают целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие и желание развиваться.
Заинтересованность не только родителей и самих учеников, но и государства
в успешных школьниках подтверждается введением Министерством образования и
науки Российской Федерации медали «За особые успехи в учении», которая
вручается лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего
общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и
имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам.
Проблему мотивации деятельности человека в своих работах рассматривали
многие зарубежные и российские ученые: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.
Ананьев, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович , В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский,
Е.П .Ильин, В.И. Ковалёв, В.Г. Леонтьев, А. Маслоу, Е.Ю. Новикова, Б.А.
Сосновский, Р. Фрэнкин, X. Хекхаузен, П.М.Якобсон.
Мотивации в контексте учебной деятельности внимание уделяли: В.Б
Бондаревский, П. Я.Гальперин, В. В. Давыдов, B.C. Ильин, В. Г Леонтьев, А.К.
Маркова, С. В. Шатилов, Г.И. Щукина
Мотивация учебной деятельности младших школьников рассмотрена в
работах следующих ученых: Афанасьева Н.В, Л.И. Божович, В. В. Давыдов, Т.А.
Евграфова, Д.Б. Эльконин, Н.В. Елфимова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н. Ф.
Талызина.
Проблема слабой успеваемости школьников нашла свое отражение в работах:
А.А. Бударный, Ю.К Бабанский, М.А. Данилов, Н. П. Локалова, Н.А. Менчинская,
В.Ф Шаталов, Л.С. Славина, B.C. Цетлин, Н.И. Мурачковский.
Исследования, посвященные проблеме учебной деятельности младших
школьников, в большей части рассматривают вопрос о готовности ребенка к школе
и недостаточно затрагивают мотивационную сторону этого процесса, а
психологический тренинг как средство формирования мотивации именно учебной
деятельности слабоуспевающих младших школьников ранее рассмотрен не был.
Таким образом, анализ разработанности состояния данной проблемы в
психолого-педагогической науке, учет потребностей общества и государства в
развитии учебной мотивации младшего школьника обусловили проведение данного
исследования и определили актуальность его темы: Формирование конструктивной
мотивации учебной деятельности слабоуспевающих младших школьников
посредством психологического тренинга.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение
слабоуспевающих младших школьников
Предмет исследования: возможности психологического тренинга как средства
формирования конструктивной мотивации учебной деятельности слабоуспевающих
младших школьников
Цель исследования: изучение возможностей психологического тренинга как
средства формирования конструктивной мотивации учебной деятельности
слабоуспевающих младших школьников
Гипотеза исследования: Психологический тренинг может являться средством
формирования конструктивной мотивации учебной деятельности слабоуспевающих
младших школьников при условиях:
- активизации мотивов учебной деятельности школьников,
- развития способностей к целеобразованию,
- формирования положительного отношения к школе и учебной деятельности,
- осознания связи учебной деятельности с положительными эмоциями и
адекватного эмоционального переживания результатов учения.
Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы использования
психологического тренинга как средства формирования конструктивной мотивации
учебной деятельности слабоуспевающих младших школьников;
2. Выявить особенности мотивации учебной деятельности слабоуспевающих
младших школьников;
3. Оценить эффективность использования психологического тренинга как
средства формирования конструктивной мотивации деятельности слабоуспевающих
младших школьников.
Методологическую основу исследования составила теория учебной
мотивации А.К. Марковой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"
на 2013 - 2020 годы от 15 мая 2013 г. № 792-р
3. Аллахвердян, А.Г. Психология науки: учеб. пособие / А.Г.Аллахвердян, Г.Ю.
Мошкова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский. – М.: Московский психолого-
социальный институт: Флинта, 1998. – 312 с.
4. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы.
Избранные труды. – М.: Наука, 1978. - 399 с.
5. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы
психологии личности. - М.: Наука, 1974. - 144 с.
6. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 150 с.
7. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие / Н.А.
Бакшаева, А.А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
8. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины,
диагностика, комплексная помощь. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
9. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. —
496 с.
10. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.,
1972. – 352 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.
– СПб.: Издательство Питер, 2000. - 304 с.
13. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления
неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дис…канд.пед. – М. – 1965.
14. Бабанский, Ю.К. Рекомендации по предупреждению и преодолению
неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ / Ю.К. Бабанский, H.A.
Менчинская и др. - М.: Просвещение, 1976. - 56 с.
15. Данилов, М.А. Предупреждение неуспеваемости в школе. - М.: Учпедгиз,
1950. - 94 с.
16. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
17. Гардинер, П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. Пер. с
англ. О. Б. Мазуриной. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 414 с.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240
с.
19. Дарвин, Ч., Происхождение видов путём естественного отбора. -М.:
Просвещение, 1987 - 383 стр.
20. Евграфова, Т.А. Изучение мотивации достижения и тревожности младших
школьников // Теоретико-методологические основания преемственности
дошкольного и начального образования. Сб. науч. ст. - Волгоград: Перемена, 2001. -
С.61-71.
21. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство
«Речь», 2004. — 256 с.
22. Елфимова, Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента
деятельности // Вопр. психол. 1988. № 4. - С. 82-87.
23. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников
и младших школьников. М., 1991. 80с.
24. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-
педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах
школы. - М.: Новая школа, 1998. - 63 с.
25. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
26. Ильин, B.C. Формирование познавательных потребностей у школьников. -
Ростов на Дону. : Изд-во «Феникс», 1969. — 544 с.
27. Келер, В Исследование интеллекта человекоподобных обезьян./ Хрестоматия
по общей психологии. Психология мышления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.235-
249.
28. Левин, К. Динамическая психология. - М.:Смысл, 2001, с.125-164.
29. Левин, К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.:
Речь, 2000.. - 312 с.
30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
– 304 с.
31. Локалова, Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.
Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении
младших школьников русскому языку, чтению и математике. - Изд. 3-е, перераб. и
доп. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с.
32. Локалова, Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и
коррекционная работа с ними // Начальная школа. 1992. № 12. С. 59-61,.
33. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова,
Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2000. – 190 с.
34. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.- 592 с.
35. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. -
СПб.: «Образование», 1997. - 238 с.
36. Манукян С. П. Потребности личности и их место в педагогической концепции
мотивов учения // Вопросы психологии. — 1984. — №4.. – С 33-37.
37. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство,
1998.-208 с.
38. Маркова, А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание
у школьников/ А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. —
64 с.
39. Матюхина, М.В. Мотивация младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. –
С. 42-67.
40. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника, М:
Педагогика, 1989. — 218 с.
41. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //
Вопросы психологии. — 1987. — № 5. - С.129-139.
42. Обуховский, К. Психология влечений человека. — М.: Прогресс, 1972. -247 с.
43. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей
деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 661 с.
44. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности.– М.: Наука, 1984. – 198 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство
«Питер», 2000 - 712 с.
46. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2005. — 240 с.
47. Соколов, Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. — М.: Изд-во Моск. ун-та,
1958. - 330 с.
48. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл : психолого-педагогическое исследование. –
М.: Прометей, 1993. – 200 с
49. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших
школьников.- М.: Просвещение, 1988. 215 с
50. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. Биологические, когнитивные и
социальные аспекты. - СПб.: Питер, 2003. - 651 с.
51. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. М.: Смысл, - 2003. – 415с.
52. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
53. Шатилов, С. В. Проблемы формирования мотивов учения у школьников
Текст. / С. В. Шатилов. М.: Просвещение, 1992. - 342 с.
54. Шепелева, Л.П. Программы социально-психологических тренингов: Питер;
Санкт-Петербург; 2011
55. Шорохова, Е. В. Психология личности и образ жизни / Акад. наук СССР, Ин-т
психологии ; [редкол.: д-р филос. наук (отв. ред.) и др.]. - Москва : Наука, 1987. –
219с.
56. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
57. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988 — 203 с.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. – 245 с.
59. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -
М.: МПСИ, 1998. – 316 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!