это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4686281
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. Особое значение на современном этапе трансформации социально-экономической системы и изменения ценностных ориентаций общества приобретает изучение социально-психологических факторов, влияющие на личность, в частности в плане агрессивного поведения.
Агрессия в подростковом возрасте не возникает внезапно - в современной психологической науке подчёркивается роль микросреды в формировании ее содержательных и инструментальных характеристик, а также субъективных представлений о мере допустимости агрессивного поведения (И.В. Дубровина, И.С. Кон, И.Б. Котова, В.Н. Мясищев, Е.Н. Шиянов, Д.И. Фельдштейн). Она рассматривается как следствие неадекватного процесса социализации, результат некомпетентных действий взрослых, а также особенностей индивидуального анамнеза развития подростка.
По мнению психологов (Л. И. Божович, С. Д. Максименко, А. А. Реан, В. У. Кузьменко), подростковый возраст является важным для формирования и закрепления различных поведенческих актов. Деструктивные реагирования характерны для большинства учеников подросткового возраста, но с усвоением правил и норм организации деятельности они уступают социально одобрительным формам поведения. Однако, у определённой категории учеников проявления агрессии не только сохраняются, но и развиваются и трансформируются в устойчивые черты личности. Вследствие этого снижается продуктивный потенциал подростка, деформируется его личностное развитие. Поэтому необходимо изучить с чем связано возникновение агрессии у учеников подросткового возраста.
Социальное развитие личности, процесс и механизмы влияния окружающей среды на становление личности находились в центре научных поисков Г. М. Андреевой, М. И. Бобнева, В. Г. Бочаровой, Л. С. Выготского, И. М. Дашук, Е. А. Жадан, Л. В. Лысенко, Л. И. Столярчук и др. Положение человека в системе межличностных отношений зависит от двух факторов: качеств самой личности и характерных черт группы (С. Котик, В. Мерлин, М. Обозов, Н. Гронланд). Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации личности в группе. На него влияют общение и совместная деятельность членов группы, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей [3]. В отличие от социального статуса социометрический включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений.
М. И. Бобнева, М. Шериф и С. У. Шериф утверждают, что положение подростков среди сверстников влияют на проявления агрессивности. Подростки, у которых высокий социометрический статус более уверены в себе.
Следует констатировать, что взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса учеников подросткового возраста в современной науке остаются недостаточно изученными. Это подтверждает актуальность данного исследования.
Проблематика исследования заключается в исследовании взаимосвязи агрессивности и социометрического статуса у подростков.
Объект исследования – агрессия учеников подросткового возраста.
Предмет исследования – влияние социометрического статуса на возникновение агрессии у учеников подросткового возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически исследовать взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса у подростков.
Задачи работы:
1. Проанализировать основные понятия, изучить научную литературе по теме курсовой работы;
2. Выявить социально-психологические причины агрессии учеников подросткового возраста;
3. Рассмотреть особенности влияния социометрического статуса на возникновение агрессивного поведения в подростковом возрасте;
4. Провести эмпирическое исследования и выявить взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса у подростков.
Гипотеза исследования: мы считаем, что существует связь между агрессией и социометрическим статусом учеников подросткового возраста.
Теоретическая база исследования:
- сущность агрессивного поведения подростков рассматривалось в исследованиях (В. Гесс, Р. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс, В. М. Крайнюк),
- влияние социального окружения на проявление агрессии представлена в работах (А. Бандура, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон).
Методологическая база исследования. Для достижения намеченной цели и решения задач исследования был использован комплекс методов:
- теоретических – анализ, сравнение, синтез, систематизация и обобщение материалов научных источников по исследуемой проблематике;
- эмпирических: Социометрия (Дж. Морено), авторская анкета «Одноклассники в моей жизни», «Кто мне нравится и кто не нравится» (Я.Л. Коломинский), Опросник «Диагностика состояния агрессивности» (А. Басса, Э. Дарки) (коэффициент корреляции r-Пирсона).
Практическое значение полученных результатов. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и при организации психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы практических психологов в учебных заведениях.
Структура курсовой работы: введение, теоретическая и практическая глава, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Список использованной литературы
1. Абраменкова В. В. Справочник по психологи и психиатрии детского и подросткового возраста / Ассоциация детских психиатров и психологов / В. В. Абраменкова, М. А. Белянчикова, А. Л. Битова; под ред. С. Ю. Циркин. – СПб., 2004. – 896 с.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Аллан Ф. Азбука для родителей / Фромм Аллан. – М. : Астрель. – 2003. – 350 с.
4. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: учеб. пособие [для стутентов вузов] / Аронсон Э. – М. : Аспект пресс, 1999. – 272 с.
5. Асмолов А. Г. Содействие ребенку – развитие личности//Новые ценности образования / под ред. Н. Б. Крыловой. – М., 1996. – №. 6. – С. 39–46.
6. Баллон Л. Истоки характера у ребенка / Л. Баллон // Вопросы психологии. – 1990 – №5–6. – С. 129–140; 121–133.
7. Бандура А. Подростковая агрессия : изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; [пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского]. – М. : Апрель Пресс : Эксмо – Пресс, 2000. – 508 с.
8. Безруких М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких / Ин-т Рос. Академии образования. – М. : УРАО, 2000. – 312 с.
9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
10. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
11. Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании /О.В. Борисенко, Т.А. Матерова, О.А. Ховалкина, М.В. Шамардина; ред. Ю.Н. Денисов. – Барнаул, 2014. – 184с.
12. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : норма и отклонения / Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990. – 144 с.
13. Брязгунов И. П. Непоседлевый ребенок или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 93 с.
14. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / Буянов М. И. – М. : Просвещение. – 1988. – 207 с.
15. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2000. – 352 с.
16. Вельдер Р. К вопросу о познавательной агрессивности / Р. Вельдер // Общественные науки и современность. – 2019. – №3–4. – С. 183–190; 184–190.
17. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н. А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2018. – №1. – С. 53–57.
18. Завражин С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С. А. Завражин // Вопросы психологии. – 2017. – №35. – С. 43–49
19. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи ; [ пер. с англ. А. Лисицина ]. – СПб. : Питер, 2003 – 334 с.
20. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин; [ пер. с англ. И. Ю. Авидон ]. – СПб. : Речь, 2000. – 408 с.
21. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах/ С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. – 2019. – №3. – С. 16-25.
22. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено / Пер. с англ. -М. : Академический Проект, 2004. – 320 с.
23. Налчаджян А. Агрессивность человека / А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
24. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2019. – №3. – С. 61–68.
25. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы // Психологические исследования. – 2019. – №4. – С.10-14.
26. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1992. – №5–6. – С. 35–40
27. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк // Мир психологи и психология в мире. – 2019. – №10. – С. 57–62.
28. Соловьева С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии : автореф. дис. на соискание научной степени доктора психол. наук : 19.00.04 / Соловьева Светлана Леонидовна ; Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова. – СПб., 1997. – 47 с.
29. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П М. Скин. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.
30. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2019. – №6. – С. 12- 16.
31. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. – СПб. : Речь, 2007. – 480 с.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А.Ядов. - М: Наука, 1979. – 262.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!